Определение личность в психологии: Личность. Что такое «Личность»? Понятие и определение термина «Личность» – Глоссарий

Содержание

Участники «Большой перемены» совершат спортивный забег в поддержку 60-летия первого полета человека в космос

Участники «Большой перемены» совершат спортивный забег в поддержку 60-летия первого полета человека в космос

10 апреля в рамках традиционной акции «Добрая суббота» участники Всероссийского конкурса «Большая перемена» – проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» – совершат спортивный забег с дистанцией 1 961 метр.

Акция «Выше только звезды» пройдет в регионах России в преддверии Дня космонавтики. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полет в космическое пространство.

Авторами идеи провести спортивный забег в поддержку 60-летия первого полета человека
в космос предложили победители «Большой перемены» Даниял Шабанов из Дагестана
и Артем Аветисян из Камчасткого края, также к ним присоединился участник нового сезона конкурса, пятиклассник

Матвей Анискин из Республики Башкортостан.

«Полет Юрия Гагарина это легендарное событие для всего мира, именно поэтому мы
с ребятами «Большой перемены» предложили провести по всей стране акцию, которая покажет, что мы, современные школьники, помним и гордимся подвигом нашего соотечественника. Спортивный забег это отличный способ показать, что мы
все стремимся быть быстрее, выше и сильнее, и прекрасная возможность провести выходные
с пользой вместе со своими близкими», – отметил Даниял Шабанов.

Поставить свой собственный рекорд может каждый: к забегу с дистанцией в 1 961 метр приглашаются школьники, их родители и педагоги.

Фото и видео проведённых забегов участники акции смогут опубликовать в сообществе «Большая перемена» ВКонтакте и в своих социальных сетях с хэштегами #ДобраяСуббота #ВышеТолькоЗвезды #БольшаяПеремена.

 

Новый сезон «Большой перемены» стартовал 26 марта 2021 года. Конкурс реализуется
в рамках Национального проекта «Образование».

Организаторами конкурса выступают АНО «Россия – страна возможностей»,
ФГБУ «Роспатриотцентр
» и Российское движение школьников.

Партнёры «Большой перемены» – Сбербанк, Mail.ru Group, АНО «Национальные приоритеты», ГК «Росатом», ОАО «РЖД» и ВВПОД «Юнармия»

 

ДАТА И МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:  10 апреля 2021 года, регионы РФ

Сообщество «Большая перемена» социальной сети ВКонтакте https://vk.com/bpcontest

КОНТАКТЫ ДЛЯ СМИ:

Ольга Кузнецова, пресс-секретарь конкурса «Большая перемена» +7 (962) 989-83-37

[email protected]

Предыдущее

О проведении X открытого регионального фестиваля-конкурса традиционной казачьей песни «Вольный Терек»

3.1. Понятие личности в психологии

Страница 1 из 7

Понятие «личности» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

Существуют близкие к личности понятия: «человек», «индивид», «индивидуальность». Очень поэтично определение человека, которое предложил Э. Берн: «Человек — это ярко окрашенная энергетическая система, полная динамических устремлений».

Е. В. Шорохова определила человека как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них в течение жизни, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, тс используют понятие «индивид» — как биологический организм, носитель общих генотипических на следственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и

понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной «группы», как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как

совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Существует множество понятий личности. Наиболее корректными из них, несмотря на то, что они делают акцент на разные аспекты личностной проблематики, являются следующие:

Б. Г. Ананьев: личность — субъект труда, познания и общения.

И. С. Кон: личность — это специфическая интеграция социальных ролей.

А. Г. Ковалев: личность — это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Человек как личность. Понятие личности в философии

Понятие личности является одним из основных понятий философской антропологии. Личностью обладает только человек, и никто более в материальном мире. В процессе раскрытия сущности философского отношения «универсум – человек», понимание особенностей личности и ее качеств будет играть важную роль, т.к. оно позволяет понять, почему мир природы так сильно отличается от мира человека, и почему он остается человеческим лишь на основе сохранения разнообразия индивидуальных различий между людьми. 

Основы понятия личности

В истории философии и науки проблема личности является одной из самых многогранных. Каждая из наук понимает природу и суть личности по своему – такой подход присущ всем наукам, педагогике и психологии, политологии и социологии, геронтологии и ювенологии, истории и остальным социальным и гуманитарным наукам.

Философия изучает личность сквозь призму универсальности, всеобщности в системе отношений «универсум – человек», в то время как другие науки трактуют личность с позиции узкой специальности, исходя лишь из предмета собственного исследования.

С объективной точки зрения личность человека формируется, складывается, развивается и функционирует в обществе. Личность является мерой человека в качестве субъекта общественных и социальных отношений, мерой индивидуальности и проявлением персональности. Сущность человека – это не абстракт, который свойственен лишь отдельным индивидам. Как полагал К. Маркс, сущность человека – это совокупность всех общественных отношений. Личность человека формируется под воздействием системы общественных отношений, в которых он существует (в соответствии со сферами жизни общества). Эти отношения являются предметными и определяются человеческой целеполагающей деятельностью. В то же время важно учитывать ту закономерность, что личность, находясь под воздействием каких-либо социальных отношений, сама оказывает на них влияние, изменяет и развивает их. Более того, специфические черты личности обусловлены ее собственными генетическими и физиологическими особенностями, личной культурой и сознанием. Для того, чтобы представить личность в данной интерпретации, нам важно разграничить такие антропологические понятия как 

«человек», «индивид» «индивидуум» и «индивидуальность».

Определение 1

Человек — это родовое понятие, которое отражает общие черты, свойственные человеческому роду.

Т.к. человек – это биосоциальное существо, то в данное понятие включаются также общесоциальные характеристики, которыми он обладает (общение, речь, культура, интеллект, деятельность), и биологические (природоестественные), т.к. именно человеческий организм является носителем его социальной сущности. Более того, у человека есть ментальные черты, т.к. он является отражением духовных ценностей народа, формирующихся исторически и тесно связанных с его социальной сущностью. 

Определение 2

Индивид – это отдельный человек в человеческом мире. Индивидом называют представителя человеческого рода, он обладает общими свойствами и параметрами человека, которые отличают его от других биологических видов нашей планеты.

Если на просторах Вселенной существует разум, то человек в качестве индивида будет обладать своими планетарными земными отличиями по сравнению с инопланетными социальными существами. Физиологические и биологический характеристики человека индвидно-конкретны – к ним относятся отпечатки пальцев, глазные яблоки, роговица глаза, походка, тембр голоса, осанка, нервная система, строение тела и отдельных его частей.

Определение 3

Индивидуум – это человек с характерными для него социальными чертами, обладатель социальной неповторимости и своеобразия: у него есть собственные идеалы и привычки, социальные функции и определенные способности, особенности умений и знаний, избирательный круг общения, уникальный набор профессиональных качеств, своя оценка происходящего в мире и собственный взгляд на него.

Индивидуум обладает собственными взглядами, мнениями и суждениями, которые будут всегда содержать свое «Я», даже при случае общности их у разных людей. Также у индивидуума есть собственные способности и потребности.

Индивидуальность выражается в природных и психических свойствах человека. Каждый homo sapiens обладает определенным единством социальной и биологической оригинальности, неповторимости, специфичности, которое охватывает единство качеств человека как индивида и индивидуума. Индивидуальностью называют совокупность особенностей и свойств индивида, которые отличают его от массы других. В данном контексте в обществе не может быть стопроцентных двойников, что делает беспочвенной даже новомодную позицию о проблеме клонирования.

Определение 4

Индивидуальностью называют биологически и социально неповторимого человека, который обладает определенным статусом в обществе и исполняет конкретную социальную роль.​​​​​​

Поэтому, если нужно подчеркнуть биологическое своеобразие человека, то используется понятие «индивида», если хотят обозначить его социальную уникальность – то «индивидуум», если же собираются говорить о биосоциальной целостности и оригинальности человека – то «индивидуальность».

Понятие личности в философии

Этимология слова «личность» в русском языке связана с терминами «лицо» и «лик».

Нужна помощь преподавателя?

Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

В то же время понимание сущности личности связано с рядом ее структурных качеств – деятельностью, психической направленностью, сознательной ориентированностью, индивидуальной культурой (знаниями, умениями и установками).

Определение 5

Под личностью понимают человека, который оценивается не только с позиции его базовых свойств (качеств), но и со стороны его духовных, социальных и физиологических особенностей.

Т.е. в данном контексте мы можем рассуждать о мере самой личности, проявляющейся в ее свойствах и особенностях и выражающейся в деятельности и различных общественных позициях. Наиболее часто встречается сочетание достоинств и скрытых наклонностей человека, что прямо и косвенно определяет протекание разных общественных явлений и процессов. Если мы говорим о мере личности, то можно связать и охарактеризовать такие социальные явления как диктатура и гуманизм, конформизм и авантюризм, революция и террор и т.д. Также в этом случае можно определить и классификацию личности. Например, с данной целью методологически возможно использовать персоны В.И. Ленина и императора Николая II, Фрунзе и Врангеля, Гитлера и Сталина, Ельцина и Хрущева и др.

Самое важное качество человека как личности – это его целеполагающая деятельность. Личность – это активно действующий социальный субъект, который может изменить среду своего обитания. Также личностью является мыслящий (обладающий интеллектом и функциональным сознанием) и психически здоровый человек, у которого есть своя культура. Данные качества неразрывно связаны между собой. Поэтому личностью является не только носитель общественных отношений, но и человек, оказывающий обратное влияние на них в соответствии со своими индивидуальными свойствами, особенностями и способностями, интеллектом и опытом, профессионализмом и организованностью, а также своей собственной культурой.

Вне зависимости от того, следует ли индивид мнению большинства или же предпочитает выяснять все самостоятельно эмпирически, в каждом отдельном случае он демонстрирует персональную позицию человека, которая соответствует его пониманию реальности вместе с условиями бытия.

Личность является общественно и социально-деятельным и индивидуально неповторимым человеком.

Концепции личности

На протяжении развития истории философии и гуманитарной мысли постоянно разрабатывались новые концепции личности. Рассмотрим некоторые из них.

Психологическая концепция личности. В психологии личность изучают в качестве совокупности психических свойств, отношений, процессов, которые отличают одного человека от другого. При этом природные особенности и свойства индивида выступают как социально-обусловленные элементы в личности. Ввиду того, что приобретенные и врожденные качества людей индивидуальны, для психолога различен и потенциал каждого отдельно взятого человека. Индивидуальность позволяет отобразить уникальность биологических, психических и социальных свойств человека, делая его уникальным представителем какой-либо общности или группы. То, что индивид способен изменять мир в процессе совместной деятельности с другими индивидами и таким образом преобразовывать себя, становясь личностью, обусловливает возникновение в психологии личности как системного качества. Личность изучается в единстве (но не в тождестве) чувственной сущности индивида и условий социальной среды. В рамках идеалистической психологии личность рассматривается как особая и неизменная духовная сущность, «целиком психическое существо». В психоанализе, «гармонической психологии» личность трактуется как совокупность иррациональных бессознательных влечений. В парадигме бихевиоральной психологии проблемы личности не существовало вовсе, т.к. ей не оставалось места в механической схеме «стимул – реакция».

Социологическая концепция личности. Социологи используют понятие «личность», социальный субъект для того, чтобы описать социальную суть и социальные качества человека в процессе совместной деятельности. В рамках современной социологии личность в качестве субъекта – это активное социальное начало, конкретный тип способности к деятельности. Если социолог проводит исследование, то его интересуют в первую очередь не индивидуальные человеческие особенности, а социальная среда, социальный институт, социальная организация, в которую человек включен и в которой он выполняет конкретные социальные функции. В связи с этим именно в социологии получила развитие ролевая концепция личности, несмотря на то, что ее зарождению способствовала социальная психология.

Ролевая концепция личности. Сущность данной концепции заключается в том, что люди в процессе жизнедеятельности осуществляют разные функции, выполняют различные социальные роли. Существуют первичные функции, отражающие статусную позицию человека, которая определяется его профессиональной деятельностью и должностью, которую он занимает. И существуют вторичные функции, которые человек выполняет благодаря разным факторам бытия, обусловленным его способностями и потребностями. Основная особенность заключается в том, что человека в рамках общества включают в большое количество социальных образований – семью, вуз, школу, фирму, предприятие, спортивную секцию, товарищество садоводов, клуб любителей домашних животных, сообщество филателистов и т.д. В каждом из них он играет определенную социальную роль и обладает своими интересами. Социальной ролью называют способ поведения людей в зависимости от их позиции и статуса в обществе. Личностью в данном случае называют ролевой субстрат конкретного социального института со свойственными ему разными функциональными установками.

Философская концепция личности. Личность в философии – это общественный субъект, социальный генератор системы общественно-социальных отношений (в соответствии с 10-тью сферами жизни общества, системообразующими институтами, основанными на базовых формах общественной деятельности), с характерной для него психикой, сознанием, личностной культурой и деятельностью. Совокупность общественных отношений, в рамках которых зарождается и развивается личность, диалектична, а не статична – т.е. в данном процессе будет работать система обратных связей, определенных существующим бытием. Личностью в таком случае – это исторический тип человека, который способен к самодеятельности и творчеству на основе предметного целеполагания. Личность – это мера индивидуальности и человека. 

89. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. Шпаргалка по общей психологии

89. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль. Понятие «личность» несколько уже, чем понятие «человек». Новорожденный ребенок или психически больной человек, не способный самостоятельно себя обслуживать, не говоря уже о выполнении какой-либо социальной роли, личностью не является. Субъективно личность индивида – это его Я (оба Я, Я-концепция), это система представлений о себе, формируемая в процессе деятельности и общения и обеспечивающая единство и тождественность его личности.

Роль – это социальная функция личности: роль матери, отца, директора школы, студента и т. д. Социальная роль – это нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данное положение. Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. (Под термином «ожидание» подразумеваются права и обязанности.)

Кроме прав и обязанностей, социальная роль связана с определенными видами социальной деятельности и поэтому всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, оно порицает такую социальную роль, как преступник). Важно отметить, что общественный оценке подлежит не конкретная личность, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может одновременно быть, скажем, бухгалтером, мужем, отцом, членом профсоюза, игроком сборной команды по футболу и т. д.

Личность характеризуется большим числом параметров, среди которых наиболее важна ее позиция, т. е. система отношений. Наиболее существенными являются отношения личности к обществу и людям, к материальным условиям жизни, к себе, к собственным обязанностям, к общественным обязанностям, к трудовым обязанностям. Эти и некоторые другие отношения характеризуют прежде всего нравственный облик личности, ее социальные установки.

Отношения различаются не только по их направленности на объект, но и по уровню осознанности. Принято различать малоосознанные и глубокоосознанные отношения. Малоосознанные отношения (например, мимолетное чувство симпатии или антипатии) не носят глубинного характера, тогда как глубокоосознанные отношения принципиальные, они определяются внутренними убеждениями, сознанием долга и обязанности.

Еще одна характерная сторона личности – ее индивидуальность, неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других – малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной или волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Она наиболее полно и детально характеризует личность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Понятие личности в психологии

В данной статье автор разбирает понятие личность в контексте психологической науки.

Рассмотрение поставленных вопросов нам необходимо начать с анализа понятия «человек», с выяснения различия между понятиями «человек» и «личность». Хотя данные понятия и являются одно-порядковыми, они, тем не менее, не тождественны.

И в этой сфере существует одно интересное мнение, заключающееся в том, что «личность — есть общественно развитый человек». Как мы увидим далее, вышесказанное является кратчайшим изложением практически всей философии о личности, так как почти все философы и психологи сходятся во мнении, что человек как личность — продукт общества.

Главное качество в человеке — это его разумность. Можно сказать, что призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.

Существует также точка зрения, согласно которой вопрос этот праздный; каждый, мол, если он чувствует и мыслит, совершает поступки, находится в общении с окружающими, уже тем самым утверждает себя как личность.

Говоря о личности, необходимо уточнить, что же представляет собой сам термин. Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски (ср. русское «личина»), которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность» куда входят и духовные, и телесные качества индивида.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего «лица», т.е. личности — это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX и в начале нынешнего века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли.

Таким образом, самого начала в понятии «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.

Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности).

Сущностная характеристика раскрывается, прежде всего, через раскрытие самосознания, воли, характера, нравственной зрелости, черт мировоззрения, ее реальных прав и обязанностей, социальной активности, ее способности быть свободной и действовать свободно.

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является «индивид». Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-то целого. Или, другими словами — представитель рода человеческого.

Человек, с одной стороны, — часть природы, с другой — существо социальное, социальный индивид, член конкретного общества. Человек как биологическое существо разделяет судьбу своих «меньших братьев», то есть животных: рождается, болеет, испытывает потребность в пище, продолжает жизнь в потомстве, умирает…

Однако это не означает, что биологическое в человеке — это только то, что генетически сближает и роднит человека с животным предком, но и то биологически новое, чем мы отличаемся от животного. Можно указать следующие наследственные особенности человеческого организма, которые оказывают влияние на его общественную жизнь: прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку лучше охватывать взглядом окружающую обстановку; следствие прямо хождения — свободные руки с подвижными пальцами; центральное бинокулярное зрение для улучшенной ориентировки в пространстве; большой утонченный мозг и сложная нервная система; сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи.

Индивидом считается всякий человек в онтогенезе, то есть от рождения до смерти. Он приобретает индивидуальность в результате каких-либо биолого-социальных преобразований и становится личностью лишь по достижению определенных вершин в своем интеллектуальном и социальном развитии, не раньше. Под становлением личности здесь подразумевается приобретение определенных свойств (качеств), которые характеризуют индивида как личность. Западными же учеными была выдвинута следующая версия, которая заключается в том, что при рождении каждый человек проходит так называемый «кризис рождения», который имеет не только физиологическое значение, но во многом определяет параметры психической деятельности взрослого человека.

Формирование личностных качеств человека зависит не только от положения человека в обществе, но и находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием, зависит от индивидуального отношения человека к своему положению. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависит от его индивидуального сознания, понимания смысла жизни, его способностей и потребностей.

В рамках общественных отношений бытие каждого человека индивидуализировано. Как уже было сказано ранее, индивид — представитель человеческого рода и личностью он не рождается, а становиться. Личность не только продукт и объект общества, но и субъект исторического процесса. Именно в качестве субъекта индивид и поднимается на уровень личности, реализующей себя в общении, труде, познании и творчестве. И чем больше воздействие индивида на окружающую среду, тем заметнее он проявляет себя как личность. Здесь необходимо отметить, что личность и индивидуальность никак не могут быть тождественны, даже притом, что они неразрывно связаны друг с другом (яркая индивидуальность — у яркой личности). Это также замечает Ананьев Б. Г. и пытается их сравнить: «…Если личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это «глубина» личности и субъекта деятельности».

По этому поводу, по проблеме личности и индивидуальности, существует множество мнений, так как индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность, — как и личность (богато одаренный человек обладает не просто набором, совокупностью, но ансамблем различных задатков; при этом одно из его дарований, как правило, довлеет под всеми другими, определяя оригинальный способ их сочетания). Таким образом, если индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью. Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования.

Личность — понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, — это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она представляет как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, соперничестве и т. д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель — наши притязания.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания даже лучшим примерам.

Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития, вместе с тем, возрастающие, тяжелые испытания, болезни и прочее могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее «расщеплению» или деградации.

Личность — это совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы) и ее психосоциального ядра — «Я». Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, способ соотношения своих интересов с общественными. Она же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного долга, достоинства, ответственности, совести. Таким образом «Я» есть сущностный элемент структуры личности, это высший духовносмысловой ее центр. Процесс соотнесения образа «Я» с реальными жизненными обстоятельствами, служит базой для самовоспитания, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он — процесс, требующий неустанной душевной деятельности.

Разработанная З. Фрейдом психологическая теория личности, весьма популярна в странах Запада. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить.

Структура личности по Фрейду имеет три состояния.

«Оно» — собственно бессознательное, включающие глубинные влечения, мотивы и потребности.

«Я» — сознание.

«Сверх Я» — представлено на сознательном и бессознательном уровне.

Эти, выделенные Фрейдом понятия, как сознательное и бессознательное помогают воздействовать на поведение личности. При умелом использовании знаний о бессознательном можно выявить, а в последствии и воздействовать на личность с девиантным поведением.

Определение понятия «личность» в психологии. Структура личности / EDPRO

Казалось бы, зачем нужно знать об определении и свойствах личности, если от профессиональной психологии вы далеки? Между тем, специалисты уверены, что эта информация поможет нам в понимании окружающих, построении взаимодействия с ними и гармонизации собственной натуры. В сегодняшней статье разберем, что такое личность, каковы ее структура и свойства. 

Определение понятия «личность» в психологии

 

Однозначного определения понятия «личность» с позиции психологии пока не существует, поскольку термин этот сложный и многогранный. Наиболее популярна следующая трактовка: личность — это отдельный человек со своим уникальным набором психологических свойств. 

Существуют и разные другие определения личности в психологии. Например, специалисты по социальной психологии дают определение личности, как субъекту с теми или иными знаниями, опытом, привычками, то есть, рассматривают ее не отдельно, а в контексте. 

Кроме того, личность — это то определение, которое в психологии тесно переплетается с двумя смежными терминами: индивид и индивидуальность. Похожесть этих понятий, с одной стороны, делает проблему четкого определения личности в психологии еще более острой. А с другого ракурса, позволяет рассматривать человека сразу с нескольких позиций и сформировать о нем наиболее полное и подробное представление.

Структура личности: 4 важнейших уровня

 

Следующее, рассматриваемое нами в рамках этой статьи, важное определение в психологии называется структурой личности. Структура — это некая иерархия, берущая начало на нижней ступени и постепенно доходящая до высшей. 

  1. На первом уровне личностной структуры расположены приобретенные в процессе взросления, а также гендерные и врожденные свойства психики. Это те «настройки», которые даются каждому человеку по умолчанию, на них практически невозможно оказывать внешнее влияние. 
  2. На втором уровне расположены индивидуальные типы восприятия и мышления. С ними человек может сознательно работать.
  3. На третьем уровне находится опыт. Он приобретается в процессе жизнедеятельности индивида, его взаимодействия с окружающими: родителями, семьей, друзьями, коллегами.
  4. На четвертом уровне располагаются человеческие мечты, желания и стремления. Данный уровень полностью формируется под воздействием социума, в котором человек находится на данный момент, а его компоненты могут свободно меняться на протяжении жизни. 

Свойства личности: инструмент для лучшего понимания человека

 

Все ключевые свойства личности можно разделить на 6 больших групп:

  1. Способности — навыки, заложенные при рождении или приобретенные в процессе взросления. В эту группу можно отнести умение обучаться, накапливать знания, творить, решать практические задачи.
  2. Темперамент — динамические свойства психики человека. Различают четыре вида темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. 
  3. Характер — методика взаимодействия человека и социума. Те или иные черты характера приобретаются в процессе коммуникации с другими людьми. 
  4. Воля — сознательное управление психикой, благодаря которому человек способен преодолевать жизненные сложности. 
  5. Эмоции — положительно или отрицательно окрашенные индивидуальные переживания, возникающие как ответ на то или иное событие. 
  6. Мотивация — это позыв, благодаря которому человек достигает поставленной перед собой цели или реализует собственные желания. 

Демо-уроки по программе «Коучинг»


Откуда мы так много знаем про личность и ее характеристики?

Над изучением личности человека работали многие выдающиеся психологи и психоаналитики. В их числе — Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрнст Кречмер, Эрих Фромм. Каждый из них является родоначальником теорий, изучающих личность человека. Например, Фрейд рассматривал субъект, как совокупность трех компонентов — «оно», «я» и «сверх я».  В совокупности все эти теории помогают современным специалистам в области психотерапии и психологии изучать основы личности, давать определения разным проявлениям человеческой индивидуальности. Если вы всегда интересовались проблемами личности и тоже хотите посвятить себя ее изучению, проходите обучение и присоединяйтесь к новоиспеченным коллегам!

что это такое, структура и типы личности в психологии

Феномен личности слишком сложен, чтобы дать ему однозначное определение. Можно рассматривать ее, как социальный субъект или цепочку психологических связей. Ценность понимания, что такое личность, состоит в том, оно помогает лучше разобраться в себе, изучить свои способности, мотивацию, темперамент. Позволяет научиться применять полученные знания на практике, выстраивая взаимоотношения с другими людьми.

Что такое личность?

Личность — это совокупность индивидуальных социальных и психологических свойств характера и поведения. Существуют определенные свойства, структура и типы личности. Они отличаются, так как в основу каждого метода классификации положены исследования и точки зрения разных ученых в области психологии и социологии. Объединяют их разве что некоторые свойства, помогающие «нарисовать» социальный и психологический портрет личности.

  • Характер. Важный компонент, демонстрирующий отношение к миру, окружающим, жизни, определяющий поведение и формирующий взгляды.
  • Темперамент. В соответствии с этой характеристикой существует деление на типы личностей: меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник. Каждому из них присущи свои реакции на жизненные обстоятельства, их восприятие.
  • Мотивация. У человека может быть несколько мотивов, определяющих его поступки и исходящих от его потребностей. Они являются движущей силой, чем сильнее мотивация, тем целеустремленней человек.
  • Способности. Бывают волевые, умственные, физические, душевные, пр. Они являются основой для свершений и достижения целей. Но не всегда человек умело ими распоряжается.
  • Эмоциональность. Показывает, как человек выражает свое отношение к ситуации, людям, событиям.
  • Направленность. Способность определять ценности и цели, двигаться к их достижению. Это совокупность вещей, осязаемых и неосязаемых, которые действительно дороги человеку.
  • Мировосприятие. Взгляд на жизнь, виденье мира, отношение к ним. Бывает реалистичным, мистическим, женским, мужским, положительным, отрицательным.
  • Опыт. Знания и навыки, постигнутые на протяжении жизни, сформировавшие мировоззрение, привычки.
  • Рисунок тела. Внешнее выражение характеристик личности: походка, мимика, жесты, сутулость или попытка держать спину ровно, пр.

Пройти тест на тип личности

Социальная структура личности.

Структуру личности социология определяет, как совокупность объективных и субъективных свойств, формирующих ее детальность, зависящих от общества.

Существует 2 подхода, в каждом из которых выделяются свои важные компоненты:

  • Деятельность, культура, память. Деятельность предполагает осознанные поступки по отношению к объекту или субъекту. Культура затрагивает социальные нормы, тяготеющие над поступками индивидуума. Память является кладезем знаний, сформированных в опыт.
  • Ценностные ориентации, социальные роли, культура. Это трио отражает свойства характера, приобретенные при взаимодействии с субъектами социума, привитые родителями, доставшиеся «по наследству», сформированные жизненным опытом.

Структура личности.

Психологическая структура личности в основном состоит из следующих компонентов:

  • Направленность. Потребности, установки, интересы. Бывает, что у человека ведущим является только один из компонентов, а остальные менее развиты. Например, у человека, есть потребность в работе, но это не значит, что он будет испытывать к ней интерес. Чтобы сработала направленность, в данном случае может быть достаточно и финансового мотива.
  • Способности. Эта составляющая влияет на предыдущую. Например, у индивидуума есть способности к рисованию, это порождает интерес, который является ведущим компонентом направленности и побуждения к развитию именно в этой сфере.
  • Характер. Самая важная компонента, порой человека судят именно по ней, а не по направленности или способностям. Например, человеку со скверным и сложным характером будет сложно влиться в общество, даже если он будет обладать феноменальными способностями в какой-либо сфере.
  • Самоконтроль. Определяет способность планировать поведение, трансформироваться, корректировать поступки.

Структура личности по Фрейду.

В структуре личности, предложенной Фрейдом, следующие компоненты:

  • Оно. Неосознанная часть, порождающая желания, внутренние инстинкты, либидо. Составляющая, основывающаяся на биологическом влечении, движимая стремлением к удовольствию. Если есть напряжение, разрядить его можно за счет фантазий, рефлекторных действий. Нереализованные желания часто выливаются в проблему в социальной жизни.
  • Эго. Сознание, которое контролирует Оно. Эго отвечает за удовлетворение желаний Оно. Но это происходит после того, как будут проанализированы обстоятельства, реализация желаемого не должна противоречить общественным нормам.
  • Суперэго. Совокупность морально-этических принципов и табу, влияющих на поведение человека. Они зарождаются в детстве (3 – 5 лет), в период, когда родители уделяют наибольшее внимание воспитанию детей. Эти правила закрепляются в детской направленности, позже дополняются собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Три компонента должны развиваться одинаково, если один из них будет более активным, баланс нарушается. Сбалансированная работа трех составляющих позволяет выработать защитный механизм:

  • Отрицание. Вызывает подавление импульсов, исходящих изнутри.
  • Проекция. Когда человек приписывает свои негативные черты другим людям.
  • Замещение. Когда недостижимый объект заменяется тем, который доступен.
  • Рационализация. Человек способен логически объяснить свои действия.
  • Формирование реакции. Совершение поступков, противоположных внутренним импульсам, которые человек считает запретными.

Фрейд также выделил комплексы Электры и Эдипа. Дети неосознанно рассматривают одного из родителей, как полового партнера, чувствуя ревность ко второму. Девочки видят угрозу в матери, мальчики в отце.

Пройти тест на темперамент

Структура личности по Рубинштейну.

Рубинштейн называл 3 компонента структуры:

  • Направленность. Она включает убеждения, мотивированность, потребности, мировоззрение, поведенческие факторы. Выражает социальную сущность, определяет вид деятельности.
  • Навыки, знания. Средства, полученные через познания и предметную деятельность. Знания помогают ориентироваться в мире, умения позволяют заниматься конкретной деятельностью, навыки способствуют достижению результатов.
  • Типологические свойства. Сюда относится темперамент, характер, способности, делающие человека уникальным.

Кроме того, Рубинштейн выделял уровни организации:

  • Жизненный. Включает опыт, нравственность, мировоззрение.
  • Личностный. Индивидуальные особенности характера.
  • Психический. Психологические процессы, специфичность, активность.

Рубинштейн считал, что формирование личности происходит благодаря взаимодействию с социумом и миром в целом. Структура направленности личности складывается из осознанных действий и подсознания.

Структура личности по Юнгу.

Юнг выделил такие компоненты:

  • сознание;
  • коллективное бессознательное;
  • индивидуальное бессознательное.

Сознание делится на человеческое Я (персону), показываемое другим и Эго, реальную сущность человека. Персона помогает социализироваться. Это маска, которую человек носит, чтобы войти в контакт с другими индивидуумами. Это позволяет производить впечатление, привлекать внимание. Заставляет покупать модные вещи, дорогие автомобили, большие дома, чтобы соответствовать и вписаться в определенный слой общества.

Эго – ядро, сформированное из переживаний, мыслей, осознания своих действий, решений. Это опыт, знания, навыки. Благодаря Эго человек является целостной личностью.

Индивидуальное бессознательное сформировано из мыслей, убеждений, переживаний, желаний. Ранее они были для человека актуальны, но после того как он их пережил, превратились в воспоминания. Они хранятся в бессознательном, иногда выходят наружу. Делятся на архетипы:

  • Тень. Своеобразный темный двойник. Это порочные желания, негативные чувства, аморальные мысли, которые личность подавляет, так как боится столкнуться с ними в открытую. Юнг считал, что вытеснять темную сторону вредно, ее нужно принять и на ее фоне рассматривать свои хорошие черты.
  • Анима и анимус. Мужское и женское начало. Анимус придает женщинам мужские черты – твердость воли; анима дает возможность мужчинам иногда побыть слабыми – показать мягкость. Юнг объяснял это присутствием мужских и женских гормонов у противоположных полов. Присутствие понятий анима и анимус дает возможность женщинам и мужчинам лучше понимать друг друга.
  • Самость. Юнг называл его стержнем, формирующим целостность. Самость развивается только при сбалансированном развитии всех компонентов структуры.

Пройти тест на характер человека

Структура личности по Леонтьеву.

А. Н. Леонтьев определяет личность как опыт, совокупность поступков, решений. Он делил структуру личности на уровни:

  • Психофизические предпосылки. Сюда относятся темперамент, задатки, которые могут перерасти в способности.
  • Экспрессивно-инструментальный. Роли, характер, способности. Это внешняя оболочка человека, через которую он взаимодействует с миром.
  • Внутренний мир. Ценности, смысл, отношения. Это взгляд человека на мир сквозь призму собственного мнения о нем.
  • Экзистенциальный уровень. Включает свободу, духовность, ответственность.

Леонтьев выделил в своей теории понятие «второе рождение личности». Оно происходит, когда человек корректирует свое поведение, находя новые методы решения конфликтных и сложных ситуаций.

Структура личности по Платонову.

К. К. Платонов выстроил пирамидальную структуру личности, имеющую четыре подструктуры (от фундамента к вершине):

  • Биологическая обусловленность. Генетика и физиология. Сюда относятся возраст, пол.
  • Формы отображения. Мышление, внимание, память, восприятие, ощущения. Чем более они развиты, тем шире у человека возможности.
  • Социальный опыт. Навыки, умения, знания, приобретенные через опыт.
  • Направленность. Мировоззрение, стремления, убеждения, идеалы.

Соционические типы личности в психологии.

Соционика – концепция, разработанная Аушрой Аугустинавичюте, на основе типов личности, предложенных Юнгом. В разных источниках присутствуют различные обозначения, условно их можно разделить на такие группы.

Аналитики:

  • INTJ – стратег. Обладает богатым воображением, у него всегда есть план и на ближайшую субботу, и на 20 лет вперед.
  • INTP – ученый. Творчество и изобретательность – их конек. Верят в науку, считают, что она способна все объяснить.
  • ENTJ – командир. Находчивость, храбрость, сила духа – сильные черты таких людей. Они всегда находят решение проблемы.
  • ENTP – полемист. Мыслители, обладающие любопытством, острым умом. С радостью вступают в споры.

Дипломаты:

  • INFJ – активист. Идеалистичные, порой мстительные, обычно малоразговорчивые, но воодушевляющие.
  • INFP – посредник. Альтруисты, способные прийти на помощь в любую минуту.
  • ENFJ – тренер. Обладают необычной харизмой, прирожденными лидерскими качествами, могут воодушевить, очаровать.
  • ENFP – борец. Общительнее, креативные, творческие, оптимисты, полные энтузиазма.

Хранители:

  • ISTJ – администратор. Воспринимают только факты, надежны.
  • ISFJ – защитник. Обладают высокой ответственностью, окажут помощь близким.
  • ESTJ – менеджер. У таких людей легко получается управлять массами, они умелые администраторы.
  • ENFJ – консул. Общительные, популярные, любят заботиться о других.

Искатели:

  • ISTP – виртуоз. Им присущи храбрость, тяга к экспериментам, мастера на все руки.
  • ISFP – артист. Обладают тонким очарованием, готовы броситься на поиски и изучение неизведанного.
  • ESTP – делец. Восприимчивые, энергия в них бьет ключом, любят рисковать, умны.
  • ESFP – развлекатель. С таким человеком не соскучишься, они всегда веселы, обожают спонтанные поступки и сюрпризы.

Чтобы быстро разобраться в человеке, достаточно разобрать его личность по полочкам. В этом помогают теории о ее структуре и типах. Эта информация помогает выстраивать деловые и личные связи.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Расстройства личности: теория, исследования и лечение

Входящий (2022) Редактор

Джошуа Д. Миллер, доктор философии
Университет Джорджии, США

Поступающий (2022) Заместитель редактора

Карла Шарп, доктор философии
Хьюстонский университет, США

Поступающие (2022) Рецензенты редакционной коллегии

Хайме Л. Андерсон, доктор философии
Государственный университет Сэма Хьюстона, США

Бо Бах, доктор философии
Психиатрическая больница Слагельсе, Дания

Митья Д.Back, PhD
Университет Мюнстера, Германия

Р. Майкл Бэгби, доктор философии, ABAP
Университет Торонто, Канада

Ариэль Баскин-Соммерс, доктор философии
Йельский университет, США

Джозеф Э. Бини, доктор философии
Питтсбургский университет, США

Дэниел М. Блониген, доктор философии
VA Palo Alto Health Care System, США

Борновалова Марина Александровна, к.м.н.
Университет Южной Флориды, США

Александр Л.Чепмен, доктор философии, Р. Псих
Университет Саймона Фрейзера, США

Джон Ф. Кларкин, доктор философии
Медицинский колледж Вейл Корнелл в пресвитерианской больнице Нью-Йорка, США

Дженнифер С. Чивенс, доктор философии
Государственный университет Огайо, США

Lois W. Choi-Kain, MD, M.Ed.
Институт расстройств личности Гундерсона, Гарвардская медицинская школа, США

Аллан Д. Клифтон, доктор философии
Колледж Вассар, США

Шейла Кроуэлл, доктор философии
Университет штата Юта, США

Барбара Дж.Де Клерк, доктор философии
Гентский университет, Бельгия

Филип Де Фрюйт, PhD
Гентский университет, Бельгия

Карен Дж. Дерефинко, доктор философии
Научный центр здравоохранения Университета Теннесси, США

Кэтрин Ли Диксон-Гордон, доктор философии
Массачусетский университет в Амхерсте, США

Лаура Э. Дрислейн, доктор философии
Государственный университет Сэма Хьюстона, США

Джанин Д.Флори, доктор философии
Медицинская школа Икана на горе Синай, США

Питер Фонаги, OBE FMedSci FBA FAcSS
Университетский колледж Лондона, Великобритания

Андреа Фоссати, доктор философии
Vita-Salute Университет Сан-Рафаэле, Италия

Андреа Гленн, доктор философии
Университет Алабамы, США

Марианна Гудман, доктор медицины
Медицинский центр Джеймса Петерса, штат Вирджиния, США

Ким Л.Грац, доктор философии
Университет Толедо, США

Брин Ф. С. Греньер, доктор философии
Университет Вуллонгонга, Австралия

Майкл Н. Холлквист, доктор философии
Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл, США

Сабина К. Херпертц, доктор медицины
Гейдельбергский университет, Германия

Кристофер Дж. Хопвуд, доктор философии
Калифорнийский университет в Дэвисе, США

Йост Хутсебаут, доктор философии
Национальный институт расстройств личности Де Вирспронга, Нидерланды

Люк Уильямсон Хайд, доктор философии
Мичиганский университет, США

Керри Л.Джанг, доктор философии
Университет Британской Колумбии, Канада

Александра Каурина, к.м.н.
Университет Виттена / Хердеке, Германия

Джон Г. Кернс, доктор философии
Университет Миссури, США

Томас Р. Квапил, доктор философии
Иллинойсский университет в Урбане-Шампейн, США

Джастин А. Лавнер, PhD
Университет Джорджии, США

Марк Ф. Ленценвегер, PhD
Государственный университет Нью-Йорка в Бингемтоне, США

Кеннет Леви, доктор философии
Государственный университет Пенсильвании, США

Патрик Лютен, доктор философии
Левенский университет, Бельгия

Дональд Линам, доктор философии
Университет Пердью, США

Дженни Макфи, доктор философии
Университет Теннесси в Ноксвилле, США

Джессика Мэйплс-Келлер, доктор философии
Университет Эмори, США

Кристиан Э.Маркон, доктор философии
Университет Айовы, США

Маргарет Макнамара МакКлюр, доктор философии
Университет Фэрфилда, США

Ларс Мехлум, MD, PhD
Университет Осло, Норвегия

Лесли К. Мори, доктор философии
Техасский университет A&M, США

Стефани Н. Маллинс-Свитт, доктор философии
Государственный университет Оклахомы, США

Инга Нидтфельд, PhD
Центральный институт психического здоровья, Германия

Брайан О’Коннор, доктор философии
Университет Британской Колумбии, Канада

Томас Ф.Олтманнс, доктор философии
Вашингтонский университет, Сент-Луис, США

Кристофер Дж. Патрик, доктор философии
Государственный университет Флориды, США

Аарон Л. Пинкус, доктор философии
Государственный университет Пенсильвании, США

Дуглас Б. Сэмюэл, доктор философии
Университет Пердью, США

Чарльз А. Сэнислоу, доктор философии
Уэслианский университет, США

Шеннон Зауэр-Завала, доктор философии
Университет Кентукки, США

Лори Н.Скотт, доктор философии
Питтсбургский университет, США

Мартин Селлбом, доктор философии
Университет Отаго, Новая Зеландия

Сьюзан С. Саут, доктор философии
Университет Пердью, США

Стефани Д. Степп, доктор философии
Медицинский факультет Университета Питтсбурга, США

Тимоти Трулл, доктор философии
Университет Миссури, США

Дэвид Д. Вашон, доктор философии
Университет Макгилла, США

Саломея Ванвоорден, доктор философии
Питтсбургский университет, США

Эделин Верона, доктор философии
Университет Южной Флориды, США

Колин Визе, доктор философии
Университет Пердью, США

Эми У.Вагнер, канд.
Портлендский медицинский центр, штат Вирджиния, США

Ребекка Уоллер, доктор философии
Пенсильванский университет, США

Эшли Л. Уоттс, доктор философии
Университет Миссури, США

Кэтрин Винспер, доктор философии
Уорикский университет, Великобритания

Эйдан Г.К. Райт, доктор философии
Питтсбургский университет, США

Йоханнес Циммерман, доктор философии
Кассельский университет, Германия

Исходящий редактор

Томас А.Видигер
Университет Кентукки

Исходящие рецензенты редакционной коллегии

Стив Балсис
Техасский университет A&M

Говард Беренбаум
Иллинойсский университет в Урбане-Шампейн

Джеймс Блэр
Национальный институт психического здоровья

Даниэль Блониген
VA Palo Alto Health Care System

Борновалова Мариина Александровна
Университет Южной Флориды

Уильям Кэмпбелл
Университет Джорджии

Александр Чапман
Университет Саймона Фрейзера

Джон Кларкин
Медицинский колледж Вейл Корнелл при пресвитерианской больнице Нью-Йорка

Аллан Д.Клифтон
Колледж Вассар

Шейла Кроуэлл
Университет штата Юта

Карла Кметт Дэниэлсон
Медицинский университет Южной Каролины

Стейси Б. Дочери
Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл

Барбара Дж. Де Клерк
Гентский университет

Филип Де Фрюйт
Гентский университет

Карен Дерефинко
Центр медицинских наук Университета Теннесси

Колин ДеЯнг
Миннесотский университет

Кэтрин Ли Диксон-Гордон
Массачусетский университет в Амхерсте

Джанин Флори
Медицинская школа Икана на горе Синай

Питер Фонаги
Университетский колледж Лондона

Андреа Фоссати
Vita-Salute San Raffaele University

Андреа Гленн
Университет Алабамы

Дайан Кэрол Гудинг
Университет Висконсина в Мэдисоне

Ким Грац
Университет Толедо

Майкл Н.Hallquist
Государственный университет Пенсильвании

Сабина К. Херпертц
Гейдельбергский университет

Брайан М. Хикс
Мичиганский университет

Джилл М. Хули
Гарвардский университет

Кристофер Дж. Хопвуд
Калифорнийский университет в Дэвисе

Керри Джанг
Университет Британской Колумбии

Джон Кернс
Университет Миссури

E.Давид Клонски
Университет Британской Колумбии

Матк Ф. Ленценвегер
Государственный университет Нью-Йорка в Бингемтоне

Кеннет Леви
Государственный университет Пенсильвании

Скотт Лилиенфельд
Университет Эмори

Патрик Лютен
Левенский университет

Дональд Р. Линам
Университет Пердью

Дженни Макфи
Университет Теннесси в Ноксвилле

Кристиан Маркон
Университет Айовы

Маргарет МакКлюр
Университет Фэрфилда

Джошуа Д.Миллер
Университет Джорджии

Лесли Мори
Техасский университет A&M

Стефани Н. Маллинс-Свитт
Государственный университет Оклахомы

Мэтью К. Нок
Гарвардский университет

Брайан О’Коннор
Университет Британской Колумбии

Джоэл Пэрис
Институт общественной и семейной психиатрии

Кристофер Дж. Патрик
Государственный университет Флориды

Аарон Л.Pincus
Государственный университет Пенсильвании

Эльза Роннингстам
Гарвардская медицинская школа при больнице Маклин

Марк Захари Розенталь
Duke University

Дуглас Сэмюэл
Университет Пердью

Чарльз А. Сэнислоу
Уэслианский университет

Мартин Селлбом
Университет Отаго

Карла Шарп
Хьюстонский университет

Сьюзан Саут
Университет Пердью

Стефани Степп
Медицинский факультет Питтсбургского университета

Дэвид Р.Сильный
Калифорнийский университет в Сан-Диего

Дженнифер Л. Тэкетт
Северо-Западный университет

Июнь Прайс Танни
Университет Джорджа Мейсона

Тим Трулл
Университет Миссури

Дэвид Д. Вашон
Университет Макгилла

Эми В. Вагнер
Портлендский медицинский центр, штат Вирджиния

Эйдан Г.К. Райт
Питтсбургский университет

Дастин Вигант
Университет Восточного Кентукки

Ширли Йен
Университет Брауна

Мэри К.Занарини
Гарвардская медицинская школа при больнице Маклин

Новое исследование ставит под сомнение универсальность «большой пятерки»

Немногие психологические теории имеют такую ​​же поддержку, как личностные черты «большой пятерки» — открытие, что личности людей можно описать вариациями по пяти основным параметрам: открытость новому опыту, сознательность, экстраверсия / интроверсия, покладистость и невротизм. Но новое исследование небольшого южноамериканского племени поставило под сомнение универсальность пятифакторной модели.

Согласно исследованию, опубликованному 17 декабря в журнале Journal of Personality and Social Psychology