Определение нравственные ценности: Управление социальной политики № 23 по Орджоникидзевскому району города Екатеринбурга и по городам Верхняя Пышма и Среднеуральску

Нравственные ценности: понятие, примеры, виды, значение

Человеческие поступки регулируются моральными правилами. Моральные ценности и нормы направляют и корректируют жизнедеятельность индивида по отношению к общественному мнению. Обычно личность ориентирована на общие нормы нравственности и сама выполняет свои этические обязанности. Причем массовые шаблоны, стереотипы и признанные образцы не влияют на ответственность людей за отказ от этих принципов. Определяется все совестью. Иногда понятия «мораль» и «нравственность» различаются в оттенках значений, но в большинстве случаев их считают синонимичными. Моральные ценности ― одно из основополагающих понятий философии.

Что такое нравственные ценности?

Нравственные ценности — это совокупность этических идеалов, набор исторически и социально обусловленных высших принципов человеческой жизни. В нравственных ценностях отражаются представления людей о добре и зле, они охватывают собой всю совокупность моральных норм и понятий, включая понятия о счастье и несчастье, любви и ненависти, труде, честности и др. Именно с помощью перечисленных понятий личность оценивает все происходящее вокруг, собственные и чужие поступки, правильность либо неправильность своего поведения.

Нравственные ценности направляют развитие личности и ее деятельность, определяют позицию по любому важному вопросу, формируют его представление о мире вокруг, обществе и собственном месте внутри социума. Кроме того, они влияют на формирование поведенческой модели личности, ее цели в жизни и методы их достижения, гражданскую позицию и уровень социальной активности. При крушении собственной системы ценностей человек оказывается в личном кризисе, он растерян, с трудом может принимать решения самостоятельно.

Багаж ценностей человека объективен по своей сути, а каждая ценность объективна в отдельности. Ценности существуют в нашем мире не зависимо от наших желаний — мы можем лишь принять или отвергнуть их. Однако, ценностная система отдельной личности и ее иерархия строго субъективна, она отталкивается от опыта, знаний и потребностей определенного индивида, от личного выбора конкретного человека.

Ответственность перед кем?

Сложно понять дореволюционное купечество без православия, без той религиозной культуры, которая это сословие сформировало. Лариса Фролова, заместитель главы старшины Общества купцов и промышленников, рассказала о духовной мотивации, которая заставляла выдающихся представителей купеческого сословия основывать школы, училища, больницы, кормить голодных, строить храмы, вкладываться в науку и искусство.

В общем, совершать поступки, которые не увеличивали их капитал, противоречили «интересам бизнеса». Лариса Леонидовна полагает, что в основе таких поступков лежало представление о частной собственности как даре Божием и как о средстве служения Ему. «Мы ищем, чем гордиться. Давайте учиться гордиться нашими предпринимателями! Предлагаю создать энциклопедию предпринимателей всей России, а также памятную книгу меценатов», — призвала Лариса Фролова.


Лариса Фролова

«Социальная ответственность дореволюционного купца — это совсем не то же самое, что социальная ответственность современной бизнес-корпорации» — этот тезис в своем докладе постаралась обосновать кандидат экономических наук Татьяна Мартыненко. До революции, полагает Татьяна Васильевна, ответственность понималась, как исполнение воли Божией, как необходимость для образа соответствовать Первообразу.

Именно на этом антропологическом фундаменте строилось здание социальной солидарности, представление о том, что прибыль вторична, а благо ближнего — работника, потребителя, просто человека нуждающегося в помощи — первично. А что такое нынешняя корпоративная социальная ответственность? Это система добровольно принятых на себя компанией и сотрудниками норм и правил в области этики и экологии.

«Ответственность не может быть корпоративной, — полагает исследовательница. — Она всегда личностна. Понимаете, нам предлагают подмену, предлагают западную систему ценностей. Если для российского предпринимателя основой ответственности было понимание того, что Царство Божие нужно заслужить своими поступками, то сейчас к индивидууму таких требований не предъявляется.

Ведь корпорация — это акционерное общество, где ответственность размыта, где вообще непонятно, кто за что отвечает. Более того, и государство снимает с себя ответственность, передавая свои функции корпорациям, которые уже не заботятся о гражданах, как отец заботится о детях, а «предоставляют услуги».

Предлагаем ознакомиться Святая вода как использовать, молитва на принятие просфоры и святой воды

Примеры нравственных ценностей

Фундаментальной и общепризнанной нравственной ценностью является любовь человека к другим людям. Эту разновидность любви нельзя сравнивать с чувствами, испытываемыми людьми к представителям противоположного пола, поскольку данный вид любви проявляется в чувствах, проявляемых человекам к окружающим вне зависимости от их возрастной, национальной, половой и социальной принадлежности. Именно такая любовь позволяет человеку понять потребности других людей, не причинять им зла, учит сочувствию, состраданию и взаимопомощи, предупреждает проявления физического или психологического насилия к ближнему. Достичь подобного очень непросто, поскольку в человеческой природе заложена тяга к конкуренции, борьбе за выживание, зависти и ненависти.

Любовь способствует проявлению в человеке иных нравственных ценностей, к примеру, доброты и щедрости, тесно связанных с искренним желанием помогать другим. Наиболее ценным подарком одного человека другому является его время, которое следует уделять семье, друзьям, близким, знакомым и, при необходимости, даже незнакомым людям, ведь часто дарить что-либо даже приятнее, нежели получать подарки.

Еще одним важнейшим нравственным качеством признается честность. Умение оставаться честным с людьми и с самим собой, в совокупности с умением не выставлять напоказ совершенных тобой добрых дел всегда вызывает уважение. Человек с перечисленными выше качествами и ценностями представляет собой образец по-настоящему благородной личности. К числу прочих важных нравственных ценностей относят позитивность намерений, благожелательное отношение к окружающим, альтруизм, чувство уважения к людям.

Разновидности нравственных ценностей

Нравственные ценности подразделяются на несколько категорий. Они бывают индивидуальными, групповыми и общечеловеческими, в зависимости от типа отношений их разделяют на взаимодополняющие и взаимоисключающие.

Современные ученые считают общечеловеческие нормы главенствующими по отношению к групповым ценностям, поскольку общечеловеческие ценности более универсальны, объективны, беспристрастны и универсальны, хотя они и способны на внутривидовой переход, и даже на потерю прежней значимости и значения при изменении внешних условий, например, в процессе модернизации общества.

Самосовершенствование конкретного индивида неотрывно связано с соблюдением им принципов нравственности, причем это соблюдение должно быть неукоснительным и постоянным. Чтобы стать действительно лучше, человеку следует постараться быть добрее, внимательнее и заботливее к окружающим его людям. К тому же, каждому будет полезно быть честным перед другими и самим собой, стараться контролировать собственные эмоции, мысли и поступки, не отказываться от своих принципов и выполнять взятые на себя обязательства.

Как их выбирают

На протяжении многих столетий, начиная с древних времен, существует понятие вечных ценностей, которые не потеряли значения в наши дни. Человечество во все времена порицало:

  • низость;
  • неблагородство;
  • вероломство;
  • коварство;
  • нечестность;
  • злословие.

Нормой и правильным поведением всегда были:

  • порядочность;
  • благородство;
  • верность;
  • чистосердечие;
  • сдержанность;
  • человечность;
  • отзывчивость.

Такие качества напрямую связаны с воспитанием и самосознанием личности, ощущением важности этих черт характера. Соответствие нравственному образцу требует от личности добровольного соблюдения этических правил. Нравственные ценности и нормы проявляются моральными основами:

  • трудолюбием;
  • коллективизмом;
  • патриотизмом;
  • человеколюбием;
  • добросовестностью.

Жизнь требует от человека умения согласовывать персональные потребности с нуждами общества, способности с вниманием относиться к собратьям, строить дружеские отношения с ними на основе взаимовыручки. Любовь к отчизне проявляется в почитании традиций родной страны, понимании важности внесения лепты нашего народа во всемирную цивилизацию. Старательность позволяет признать духовную значимость и важность труда ради самоутверждения человека.

Значение нравственных ценностей

Благодаря моральным ориентирам и ценностям люди получают возможность определить собственную позицию перед своими близкими, друзьями, обществом и самим собой, параллельно сформировав личное отношение к таким категориям, как добро и зло, лживость и честность, нравственность и безнравственность т.д. Первостепенной функцией морали является регуляция поведения человека в социуме и регулирование взаимоотношений между личностью и обществом. К дополнительной функции морали относят ее содействие становлению сознания личности, а также ее влияние на процессы формирования:

  • взглядов человека, касающихся смысла жизни;
  • круга обязательств личности перед обществом;
  • потребности уважать окружающих.

Посредством нравственности сознания модель поведения человека начинает согласовываться с нормами морали. Характерным отличительным признаком моральных ценностей является их контроль над сознанием и деятельностью индивидуума в целом ряде важнейших сфер жизнедеятельности, включая:

  • сферу быта;
  • межличностные, семейные и трудовые отношения;
  • коммуникацию с другими людьми.

Со всеми перечисленными выше аспектами человек сталкивается каждый день, следовательно, именно на моральных представлениях строится его поведенческая модель, его взаимоотношении с окружающей действительностью и людьми.

Для чего людям необходимы моральные принципы

Моральные ценности создают подходящие условия для того, чтобы построить цивилизованное общество. В этом социуме общее благо становится выше личной выгоды, полученной за счет других людей. Можно использовать моральные ценности в качестве ориентира или кодекса поведения. Они помогут оценить последствия поступков до того, как человек решит их совершить. Так, моральные принципы рекомендуют нам думать, прежде чем сказать, считаться с правами и жизнями других людей и т.д. К сожалению, далеко не каждый человек считает нужным соблюдать этот кодекс. Различия в моральных ценностях двух людей могут быть столь кардинальными, что общение может привести к конфликту.

Процесс формирования нравственных ценностей

Выделяется два связанных между собой процесса по формированию нравственных ценностей: осознание значимости нравственности в обыденной, повседневной действительности и эмоционально-творческий подход к ней. Эти процессы следует совмещать с эмоциональным развитием, так как детям недостаточно лишь передавать информацию об этике, а затем просто требовать от них выполнения норм морали. В разы сложнее формировать у них собственное отношение к моральным нормам, основанное на желании соблюдать данные установки. К еще одной особенности процесса формирования нравственных ценностей относят понимание необходимости такой модели поведения. В этом случае значимыми являются и непосредственные эмоции, и внутренняя потребность в установлении определенных нравственных стандартов внутри социума.

Различные ученые по-разному подходят к трактовке освоения нравственных ценностей. К примеру, Т.С. Каранченцева и Ю.В. Ларин называют указанный процесс переработкой, связанной с превращением внешней среды в чувственную человеческую природу и культурный мир. Осуществляются указанные процессы самими людьми и основываются на их собственной деятельности. Основанная на анализе философской, психологической и педагогической литературы точка зрения утверждает, что освоение включает в себя процесс овладения и усвоения людьми норм морали, состоящих из содержательного, результативного, деятельностного и целевого компонентов.

В.А. Титов причислил освоение к понятиям, употребляемым в качестве родовых по отношению к понятию «мораль». Именно в нем соединяются две важные черты, характеризующие нравственность: ее свойство к отражению действительности и свойство к ее преображению. Следовательно, современная наука рассматривает освоение нравственных ценностей как особый метод, определяющий своеобразие нравственности. Освоение является результатом многовариантного соприкосновения между миром человека и миром нравственности, выступая в качестве пути воспитания индивида. В педагогике суть термина «освоение» сведена к процессу овладения личностью нормами и ценностями морали.

Выводы

Каждый из нас обладает собственной, иерархически выстроенной системой ценностей, связывающей духовную составляющую личности с духовной культурой социума. Ценностные ориентиры выступают здесь в качестве важнейших составляющих структуры личности, они являются сложными и многоуровневыми интегральными образованиями.

В состав структуры личности входят различные уровни взаимодействия между индивидуальным и общественным в человеке, между его собственным будущим, настоящим и прошлым, а также формы сознания и познания индивидом окружающего мира. Следовательно, основой ценностных ориентиров человека является определенная ценностная система, состоящая, в том числе, и из нравственных ценностей, которые формировались в человеческом сознании в процессе знакомства личности с окружающим миром.

§ 22. Нравственные ценности

Виды нравственных ценностей. Каждый из нас оценивает свои и чужие поступки, а также события и явления жизни в настоящем и прошлом. Но то, что важно и значимо для одних, оставляет равнодушными других и вообще не воспринимается как ценность. Что же такое нравственные ценности?

Ценность — это значимость, которую предмет или явление имеет для нас.

Одни и те же предметы и явления могут для разных людей и в разные эпохи иметь разную ценность. По-настоящему ценными делает их наше заинтересованное к ним отношение.

Известная притча рассказывает, как на большой стройке работников, перевозивших в тачках тяжёлые камни, спросили, чем они заняты. Один в раздражении бросил: «Не видишь, я таскаю камни!» Другой сказал: «Я зарабатываю на пропитание своей семьи». А третий воскликнул: «Я строю храм!»

По «знаку» ценности делятся на положительные и отрицательные, или антиценности: наслаждение – страдание, польза – вред, власть – безвластие, свобода – зависимость, слава – позор, красота – безобразие, безопасность – опасность, истина – ложь, добро – зло, счастье – несчастье.

Одни ценности принято относить к практическим (карьера, материальные блага, научно-технический прогресс и т. д.), другие – к духовным (музыка, живопись, общение, творчество). Их также принято разделять на высокие и низменные. Конечно, деление это довольно условно. Оно зависит от конкретных исторических ситуаций и отчасти субъективно, так как каждый человек на основе собственных предпочтений и интересов может объявлять одни ценности высшими, а другие принижать или даже отрицать. Существуют, однако, всеобъемлющие идеи, аккумулирующие суть морали и составляющие основу «правильной жизни»: добро, смысл жизни, свобода, счастье. Эти идеи выражают высшие нравственные ценности. От их правильного понимания зависит наша нравственность: поступки, взгляды, оценки, стратегия и тактика «правильной жизни».

Смысл жизни. С незапамятных времён перед людьми вставали вопросы «Зачем я, зачем мы?», «Для чего я живу, чего хочу от жизни?». Человек искал, выбирал, а различные этические учения предлагали свои концепции смысла жизни. Можно выделить три основных подхода к вопросу о смысле жизни:

— пессимистический, при котором жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней с закономерным итогом смертью;

— скептический, выражающий сомнение в осмысленности и значимости жизни людей;

— оптимистический, связанный с признанием смысла человеческой жизни и возможности его реализации.

Размышляя о смысле жизни, мы сталкиваемся с противоречием: для чего жизнь, если в конце её (рано или поздно) нас ждёт смерть? Поэтому во все времена многие люди желали для себя бессмертия, считали себя достойными его, искали возможности для его достижения. Однако если допустить возможность бессмертия, появится ли смысл в этой вечной жизни? Если любые возможности могут быть реализованы когда-нибудь в неопределённом будущем, то зачем прилагать усилия в реальных условиях сегодня? Бессмертная жизнь не имеет ни цели, ни смысла. Именно смертность человека и перспектива окончания жизни заставляют каждого из нас стремиться сделать свою жизнь осмысленной, а также всё возможное для того, чтобы оставить после себя хорошую память. Стремление найти смысл жизни само по себе имеет высокую ценность. Когда в деятельности человека есть смысл, он обычно не задумывается над ним, а просто живёт, трудится, делает то, что считает нужным и важным.

Смысл жизни связан со значимыми целями и ценностями, к которым мы стремимся. Однако бывают ситуации, когда человек утрачивает прежние ценности и связанное с ними ясное понимание цели. Это случается из-за крутого и неблагоприятного изменения судьбы, утраты близких, во время ожесточённых военных действий и т. д. В таких ситуациях человек бывает подорван физически и морально, и только поиск и нахождение нового смысла помогают ему выжить. В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» описан именно такой случай: во время войны у солдата погибает семья, он попадает в плен, а после окончания войны чувствует себя потерянным и ненужным. И лишь встреча с мальчишкой-сиротой пробуждает его к жизни, помогает найти новый смысл. Философ Ф. Ницше сказал «У кого есть “зачем” жить, тот может выдержать почти любое “как”». Смысл этого высказывания как раз и является ответом на вопрос «зачем» жить. Да потому что существует та драгоценная цель, ради которой стоит это делать.

Смысл нельзя дать человеку готовым, его нужно найти самому, утвердить и доказать делами. Осмысленной жизнью мы утверждаем самих себя как людей.

Свобода. Человек – существо, скованное множеством ограничений, зависимостей. Мы материальны и телесны, значит, подчинены физическим законам, а также законам физиологии. Как личности, принадлежащие конкретному обществу, мы подвластны его социальным и юридическим законам, нормам и правилам, стереотипам поведения. Экономическая необходимость заставляет нас решать множество проблем жизнеобеспечения. Так есть ли в этом сотканном из необходимостей мире свобода? Что она собой представляет?

Известны две трактовки свободы.

Первая: свобода есть познанная необходимость. Поскольку человек движется в русле могучего течения космического масштаба, он может только подчиняться ему. Покорись необходимости, как падающий камень подчиняется силе тяготения. Осознай внешнюю для тебя необходимость как единственно возможную, прими её как свой внутренний зов — и ты обретёшь свободу. Вторая: суть свободы состоит в возможности выбора. Если мы ничего не выбираем по собственной воле, мы несвободны. Почти всегда в жизни есть альтернативы, и человек волен предпочесть тот или иной способ поведения, ту или иную оценку.

Между указанными двумя трактовками свободы нет противоречия. Ведь наш выбор будет правильным, результативным только в том случае, если он соответствует законам природы и общества (природной и социальной необходимости). Эти законы, переплетаясь, делают возможным разный ход событий, и мы выбираем ту возможность, которая нам больше подходит.

Бывает, что человек не в силах решить, какую же ценность выбрать, и тогда он может или хочет отказаться от решения, устраниться, оставив серьёзную работу над возникшей проблемой другим людям. Однако даже отказ от выбора тоже есть выбор. Ничего не сделать – тоже поступок. Неслучайно законом предусмотрено наказание за «неоказание помощи». Не оказать помощь, промолчать, закрыть глаза – тоже свободное решение. Если ты не нашёл правильную линию действий – значит, кто-то выбрал за тебя, и ход событий может оказаться неблагоприятным.

Вопрос о свободе выбора неминуемо подводит нас к вопросу об ответственности за всё, что мы делаем (или не делаем, хотя могли и должны были делать). Ответственность – оборотная сторона свободы; они неразрывно связаны между собой. Тот, кто делает свой выбор, т. е. действует свободно, полностью отвечает за содеянное. Чем больше свободы у человека, тем больше ответственности лежит на нём. Наоборот, отсутствие свободы снижает и ответственность человека.

Вести себя ответственно – значит быть способным активно действовать и вместе с тем понимать и осознавать, как отзовутся твои действия на тебе и на других, какими будут их последствия.

Нести ответственность – значит принять на себя не только планирование и выполнение, но и все последствия совершаемых поступков. В свою очередь, безответственность означает стремление свалить выполнение намеченного, а также последствия своих действий на других, заставить их расплачиваться за вашу трусость, неразумность или безудержное удальство.

Счастье. О счастье думают в юности и в старости, его желают добиться в зрелые годы, оно выступает явной или скрытой целью многих человеческих стремлений, является важнейшим мотивом деятельности.

Что такое счастье? Каждый понимает это по-своему, но все хотят его иметь. Исследователи отмечали, что уже в Древнем Риме существовало около 300 различных представлений об «истинном счастье». Вы можете спросить: если так много мнений, то стоит ли вообще говорить об этой нравственной категории? Стоит, так как очень важно разобраться: что´ в человеческом счастье зависит от объективных условий и что´ – от самого человека, его субъективных особенностей.

Одним из условий счастья и вообще исходной предпосылкой человеческого существования является удовлетворение материальных потребностей. Стремление к материальному благополучию и жизненному комфорту – норма человеческого существования. Но благополучие – это простое обладание благами, оно никак не может приравниваться к счастью. Вспомните старуху из сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке», которая стремилась «урвать» как можно больше материальных благ. Была ли она счастлива? Писатель Ч. Айтматов справедливо заметил: всё, что мы получаем, – это условия жизни, и только то, что мы отдаём, – сама жизнь. Значит, благополучие может служить предпосылкой, но не самим счастьем. Как известно, «богатые тоже плачут».

Второе важнейшее условие, позволяющее человеку ощущать себя счастливым, – это удовлетворение духовных потребностей, в том числе приобретение новых знаний, более глубокое понимание происходящего, успешная творческая деятельность. Третье условие – социальное благополучие: хорошая семья, добрые отношения с людьми, уважение с их стороны.

Счастье нельзя найти, выиграть, получить в подарок. Его можно только обрести в процессе самоосуществления, самореализации личности

. И это — ещё одно важнейшее условие счастья.

Настоящее счастье обычно связано с ощущением необыкновенного подъёма духовных и физических сил человека, его стремлением к переживанию всей полноты бытия. Таким образом, изучаемому понятию можно дать такое определение.

Счастье как состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворённости, полноты бытия.

Это состояние невозможно без преодоления собственной инертности, лени, пассивности, полной зависимости от внешних обстоятельств. Оно не является непрерывным потоком удовольствий, постоянным состоянием радости. Счастье – это скорее «звёздный час» человека, наиболее яркие моменты его жизни.

Некоторые выводы

1. Ценность – это значимость, которую предмет или явление имеет для нас. К высшим нравственным ценностям относятся добро, свобода, смысл жизни, счастье, любовь.

2. Смысл жизни связан со значимыми целями и ценностями, к которым мы стремимся. Его нельзя получить готовым, а нужно найти самостоятельно.

3. Суть свободы состоит в познании необходимой связи явлений, а также в возможности выбора и ответственности за последствия совершаемых поступков.

4. Необходимыми условиями счастья являются оптимальное удовлетворение материальных, духовных и социальных потребностей, самореализация личности.

Вопросы и задания

  1. Какие виды нравственных ценностей вы знаете?

  2. Как понимается смысл жизни в рамках:

а) пессимистического подхода;

б) скептического подхода;

в) оптимистического подхода?

  1. Говорят, жизнь человека не прошла бессмысленно, если он построил дом, воспитал сына и посадил дерево. Как вы думаете, почему? Каждому ли человеку это удаётся?

  2. В чём отличие смысла жизни от цели жизни?

  3. Что легче: иметь свободу или не иметь её? Почему?

  4. Все ли люди достойны нравственной свободы?

  5. Подготовьте сообщение об особенностях счастья и его «законах».

  6. Согласны ли вы с тем, что счастье каждый понимает по-своему? Существует ли, на ваш взгляд, некоторое обобщённое понятие счастья, справедливое для всех?

  7. А. С. Пушкин написал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Но спустя некоторое время жизнь привела его к прямо противоположному выводу:

«Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан».

Как вы думаете: почему поэт изменил своё мнение?

Определение моральных ценностей — Институт межвузовских исследований

Перейти к содержимому

17 ноября 2020 г. Автор: Андреас Киннегинг

Ниже приводится выдержка из превосходной книги Андреаса Киннегинга «География добра и зла».


Много шума вокруг «ценностей». Но дискуссия не была ни ясной, ни глубокой. Многие из нас чувствуют, что что-то не так, что что-то не так с нашими ценностями, но мы редко можем выразить словами, что именно.

Начнем с разграничения наших терминов. Когда мы говорим о «ценностях», мы имеем в виду моральных ценностей. Не все ценности относятся к этой категории. Красивая картина, например, несомненно, ценна с экономической и эстетической точки зрения, но сама по себе не имеет моральной ценности.

Возможно, моральные ценности — это то же самое, что и моральные нормы? (Не все нормы являются моральными нормами. Оценки, измеряющие достижения учащихся в области математики, безусловно, являются нормами, но не моральными нормами.) Являются ли моральные ценности и моральные нормы разными терминами для обозначения одного и того же? На первый взгляд это может показаться правдоподобным. Но это не так. Ценности и нормы – это два совершенно разных понятия, которые не следует использовать как взаимозаменяемые.

Во-первых, моральные нормы устанавливаются, а затем навязываются извне. Моральные ценности есть нечто в самом человеке и в нем самом. У человека есть моральные ценности. Они часть его. Во-вторых, моральные нормы – это правила. Это команды или запреты. «Не лги» — пример моральной нормы. Моральные ценности – это принципы, а не правила. Честность – пример моральной ценности.

Моральные ценности и моральные нормы определенным образом соотносятся. Каждая моральная норма основана на моральной ценности. Норма «Не лги» основана на ценности честности. Логически моральные ценности предшествуют моральным нормам. Нормы являются выражением ценностей. (С педагогической точки зрения часто верно обратное. Нормы обычно предшествуют ценностям. С этой точки зрения ценности обычно являются интериоризированными, приобретенными нормами.) Моральная ценность, таким образом, является более фундаментальным понятием. Поэтому мы должны начать с более внимательного изучения этой концепции.

Как мы только что определили, не все ценности являются моральными ценностями. Красота, как характеристика женщины, например, тоже является ценностью, но уж никак не нравственной ценностью. Это эстетическое значение . Существует также такое понятие, как экономическая стоимость — стоимость предмета, используемого в торговле. Еще одна категория включает в себя то, что иногда называют жизненными  ценностями: жизнь, сознание, активность, сила, могущество, счастье и тому подобное. Еще один тип состоит из религиозных ценностей . В этой связи мы могли бы подумать о вере и надежде, что однажды мы полностью поймем причину и причину нашего таинственного присутствия на этой земле. Религиозной ценностью по преимуществу является святость.

В чем заключается отличительная особенность моральных ценностей? Чем они отличаются от других стоимостных категорий? Полный ответ на этот вопрос не так прост. Тем не менее, все мы можем назвать примеры нравственных ценностей: справедливость, милосердие, отвага, верность, скромность, искренность, доброта и т. д. Возьмем это за отправную точку.

Когда мы размышляем об этих ценностях и пытаемся сформулировать определение того, что характеризует их как моральные ценности, мы должны заключить, что это можно найти в следующих двух основных характеристиках. В отличие от других ценностей, моральные ценности являются чисто личными ценностями в том смысле, что они относятся только к поступкам человека или его характеру. Например, мы имеем в виду честный поступок и честного человека. Это относится и к правосудию? Разве мы не имеем в виду справедливое общество? Да, но только в переносном смысле. Справедливое общество — это просто общество справедливых людей или, во всяком случае, общество, в котором люди действуют справедливо.

Во-вторых, моральные ценности обычно не являются предметом конкретных действий. Они отражаются в том, как мы выполняем эти действия. Денежные пожертвования отражают ценности щедрости и милосердия. Спасение тонущего ребенка с риском для собственной жизни свидетельствует о мужестве. Сопротивление искушению съесть вторую порцию еды свидетельствует о самоконтроле. Таким образом, моральные ценности управляют нашими действиями не напрямую, как цели, а косвенно. Они должны каким-то образом уже присутствовать в человеке до совершения действий, чтобы направить эти действия в нравственно приемлемое русло.

Как? В идеале, как голос совести. В противном случае, в нашем чувстве стыда.


Андреас Киннегинг, профессор философии права Лейденского университета (Нидерланды), в 2006 году был удостоен премии Сократа за лучшую голландскую книгу в области философии.

Ваше время в колледже слишком важно, чтобы получить поверхностное образование, в котором закрыты точки зрения и закрыты строгие дискуссии.

Исследовать интеллектуальный консерватизм
Присоединяйтесь к динамичному сообществу студентов и ученых
Защищайте свои принципы

Присоединяйтесь к сообществу ISI. Членство бесплатное.

Вам также может понравиться

Пожертвовать Конференц-центру Линды Л. Бин

 

Примечание: для этого контента требуется JavaScript.

Пожертвовать Конференц-центру Линды Л. Бин

Примечание: для этого контента требуется JavaScript.

Пожертвуйте, чтобы возродить корни Америки

 

Примечание: для этого контента требуется JavaScript.

Что такое ценности, мораль и этика?

Гостевой пост от Джека Хобана.

Что такое ценности?

Согласно словарю, ценности — это «вещи, обладающие внутренней ценностью в виде полезности или важности для владельца», или «принципы, стандарты или качества, считающиеся достойными или желательными».

Однако важно отметить, что, хотя мы склонны думать о ценности как о чем-то хорошем, практически все ценности морально относительны — на самом деле нейтральны — до тех пор, пока они не уточняются вопросом: «Насколько это хорошо?» или «Хорошо для кого?» «Хорошее» иногда может быть просто вопросом мнения или вкуса, либо определяется культурой, религией, привычкой, обстоятельствами или окружающей средой и т. д.

Опять же, почти все значения являются относительными. Исключение, конечно, составляет ценность жизни. Жизнь есть универсальная, объективная ценность. Мы можем считать это само собой разумеющимся, но у всех нас есть жизненная ценность, иначе мы не были бы живы. Жизнь также двойственна: мы ценим свою жизнь и жизнь других.

Что такое мораль?

Моральные ценности — это относительные ценности, которые защищают жизнь и уважают двойную жизненную ценность себя и других. Великие нравственные ценности, такие как истина, свобода, милосердие и т. д., имеют одну общую черту. Когда они функционируют правильно, они защищают или улучшают жизнь для всех. Но это все же относительные величины.

Наши относительные моральные ценности должны постоянно проверяться, чтобы убедиться, что они всегда выполняют свою миссию по защите жизни. Даже такие основные ценности корпуса морской пехоты, как «честь, отвага и самоотверженность», требуют изучения в этом контексте.

Мужество может превратиться в глупое мученичество, приверженность может стать иррациональным фанатизмом, честь может стать самодовольством, тщеславием и неуважением к другим. У наших врагов есть собственное знамя чести, у них есть мужество, и они, несомненно, привержены делу. Что нас отличает? Уважение к универсальной жизненной ценности отличает нас от наших врагов.

Что такое этика?

Человек, который знает разницу между правильным и неправильным и выбирает правильное, является нравственным. Человек, чья мораль отражается в его готовности поступать правильно, даже если это трудно или опасно, является этичным. Этика – это моральные ценности в действии.

Быть этичным — это императив, потому что мораль защищает жизнь и уважает других — всех остальных. Это образ жизни, который согласуется с универсальными ценностями человечества, сформулированными американскими отцами-основателями, — человеческое равенство и неотъемлемое право на жизнь.

Как воины, мы обязаны быть защитниками и защитниками ценности жизни и выполнять уникальную и трудную миссию по лишению жизней тех, кто действует аморально (против жизни), когда это необходимо для защиты жизней невинных других.

Когда приходится убивать, защищая жизнь, это все равно тяжело, но морально. Безнравственны те, кто убивает тех, кто не соблюдает их узкие относительные религиозные, этнические или криминальные ценности, другими словами, убивают из-за относительных ценностей. Стремление защищать жизненную ценность себя и других — всех остальных — делает этического воина особенным и нравственным.

Определения в действии — Образец истории: «Хулиган»

Если все это слишком философски, мы также создали эту виньетку, чтобы объяснить термины более приземленным способом. Мы называем это:

Ты ребенок на школьном дворе. Вы видите хулигана. Он думает, что он «главный пес». Это нормально. Это восприятие является относительной величиной. Но когда его относительная ценность превышает ценность жизни другого ребенка — другими словами, когда хулиган придирается к другому ребенку и/или бьет его кулаком — это неправильно и должно быть остановлено. Вот правило: относительные ценности, какими бы «великими» они ни были, не могут заменить ценность жизни.

Вы видите, как хулиган придирается к другому ребенку. Вы чувствуете – нутром – что это неправильно. Поздравляю, вы моральны. (Кстати, большинство людей нравственны — они знают разницу между добром и злом)

Теперь… вы видите, как хулиган придирается к другому ребенку. Вы преодолеваете «зависание», преодолеваете смущение и идете рассказать об этом учителю. Поздравляем! Вы этичны. (Этика – моральные ценности в действии).

Теперь… вы видите, как хулиган придирается к другому ребенку. Вы преодолеваете «заморозку», преодолеваете страх и идете на помощь ребенку, над которым издеваются. Вы подвергаете себя риску. Поздравляем! У вас есть задатки Этичного Воина.

И это не заканчивается на школьном дворе. Почти все проблемы в нашем обществе и мире вызваны хулиганами — теми, кто заменяет жизненную ценность других своими относительными ценностями. Этические морские воины противостоят хулиганам.

См. тему бесплатной библиотеки управления:

  • Деловая этика

——————————————————————-

Картер Макнамара, MBA, PhD — Authenticity Consulting, LLC — 763-971-8890
Читайте мои блоги : советы, консалтинг и OD, и стратегическое планирование.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts