Нарушение ощущений — Общие сведения, Причины возникновения. Томск
Общие сведенияОщущение и восприятие тесным образом связаны между собой. И одно и другое является так называемым чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Ощущением является отражение отдельного чувственного качества или впечатления от окружающего.Ощущения и восприятия, таким образом, едины и различны, составляют сенсорно-перцептивный уровень психического отражения. На сенсорно-перцептивном уровне речь идет о тех образах, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.
Ощущения это отражение в сознании действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений. Нарушения ощущений возникают при следующих заболеваниях психопатологии:
-
Гиперестезия. Нарушение чувствительности, которое выражается в сверхсильном восприятии света, звука, запаха.
-
Гипостезия. Понижение общей чувствительности к сенсорным стимулам. Окружающее воспринимается блеклым, тусклым, неразличимым. Это явление типично для депрессивных расстройств.
-
Анестезия. Утрата тактильной чувствительности, или функциональное выпадение способности к восприятию вкуса, запаха, отдельных предметов, типично для диссоциативных расстройств.
-
Сенестопатии. Необычные комплексные ощущения тела с переживанием перемещения, переливания, перетекания. Пациенты говорят о перемещении щекотки внутри мозга, переливании жидкости от горла к половым органам, растяжении и сжатии пищевода и другие нетепичные ощущения.
-
Парестезии. Ощущение покалывания, жжения, ползания мурашек. Частый случай соматоформных психических расстройств и соматических заболеваний. Парестезии обусловлены особенностями кровоснабжения и иннервации, чем отличаются от сенестопатий. Тяжесть под правым подреберьем мне давно знакома, и возникает после жирной пищи, но иногда она распространяется в давление над правой ключицей и в правый плечевой сустав.
-
Фантом-синдром. Возникает у пациентов с отсутствием какой-либо конечности. Пациент вытесняет отсутствие конечности и как бы ощущает боли или ее движения.
Нарушение ощущения может быть связано с поражением периферических и центральных частей анализаторов и проводящих путей ЦНС. Ощущение боли обычно указывает на раздражение болевых рецепторов болезненным процессом, а также может представлять собой поражение проводящих нервных стволов (фантомные боли). При психическом заболевании ощущения могут формироваться в мозге независимо от информации, поступающей от анализаторов.
Весьма многообразны болевые ощущения при депрессивном синдроме (боли в сердце, в животе, головные и др.). Все эти расстройства бывают причиной длительных и безрезультатных обследований и лечения у терапевта или даже хирурга. Особенности психического состояния во многом определяют порог чувствительности, примерами изменения которого при психических расстройствах являются симптомы общей гиперестезии, феномен истерической анестезии.
Гиперестезия
характеризируется общим снижением порога чувствительности, воспринимающееся больным как эмоционально неприятное чувство с оттенком раздражения. Это приводит к резкому повышению восприимчивости даже чрезвычайно слабых или индифферентных раздражителей. Больные жалуются, что не могут заснуть, потому что «будильник тикает прямо в ухо», «накрахмаленная простыня гремит, как трамвай», «луна светит прямо в глаза». Недовольство вызывают явления, прежде просто не замечавшиеся больным, к примеру:Данное заболевание одно из характерных проявлений астенического синдрома, в составе которого она наблюдается при многих психических и соматических заболеваниях. В качестве основного расстройства гиперестезия выступает при наиболее мягких невротических заболеваниях, например при неврастении.
Гипестезия проявляется снижением чувствительности, проявляющееся неприятным чувством измененности, блеклости, серости окружающего мира. Больные отмечают, что перестают различать оттенки цвета, вкус пищи; звуки кажутся им приглушенными, неинтересными, доносящимися как будто издалека. Гипестезия характерна для состояний
Истерическая анестезия это функциональное расстройство, возникающее у личностей с демонстративными чертами характера непосредственно после действия психотравмы. При истерии возможна как утрата кожной (болевой, тактильной) чувствительности, так и потеря слуха или зрения. Больной совершенно уверен, что имеется грубое расстройство чувствительности.
Области кожной анестезии не всегда соответствуют типичным зонам иннервации. Вместо характерного для полинейропатии сглаженного перехода от здорового участка кожи к нечувствующему дистальному отделу конечности возможна резкая граница. Важным признаком функционального истерического характера расстройств является наличие безусловных рефлексов, например рефлекса «слежения взора» (при сохранении зрения глаза фиксированы на объектах и не могут двигаться одновременно с поворотами головы).
При истерической кожной анестезии возможно атипичное сохранение реакции на холодные предметы при отсутствии болевой чувствительности. При истерическом неврозе анестезия может наблюдаться относительно продолжительное время, однако чаще она возникает у демонстративной личности как преходящая реакция на конкретное психотравмирующее событие. Помимо общего снижения или повышения чувствительности, проявлением психического расстройства бывает возникновение атипичных или патологически извращенных ощущений.
Парестезии часто вязаны с преходящим нарушением кровоснабжения органа, к примеру:
-
во время сна в неудобной позе;
-
при напряженной ходьбе;
-
у пациентов с болезнью Рейно.
Сенестопатии — симптом психических расстройств, проявляющийся крайне разнообразными, всегда чрезвычайно субъективными, необычными ощущениями в теле, неопределенный, недифференцированный характер которых вызывает у больных серьезные затруднения при попытке точно описать испытываемое чувство.
У каждого больного оно совершенно уникальное, не схожее с ощущениями других пациентов.Ощущения
Ощущения — Отражение качеств вещей, опосредованное деятельностью органов чувств; отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего.
Ощущение как отражение
Ощущение — простейший психический познавательный процесс. Ощущение возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, называемых раздражителями. Сам процесс воздействия называется раздражением.
Возбуждение — ещё один процесс, вызываемый раздражением — проходит по центростремительным (т.н. афферентным) нервам, переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Ощущение является поэтому чувственным отображением объективной реальности.
Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Уже из отдельных свойств предмета в головном мозге, в сознании возникает образ целостного предмета.
Мы можем слышать звук полёта комара или ощутить его укус. Звук и укус являются раздражителями, воздействующими на наши органы чувств. Процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно, с комаром. Уже на стадии восприятия в сознании человека между собой увязывается звук и укус.
Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Анализаторы состоят из частей:
— периферического отдела (рецептор), воспринимающая часть анализатора, занимающаяся трансформацией внешней энергии в нервный процесс,
— проводящих нервных путей,
— корковых отделов анализатора (центральные отделы анализаторов), в которых происходит переработка
нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга. Определённым рецепторам соответствуют определённые участки коры.
Для возникновения ощущения в сознании необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий.
Ощущение — активный процесс
Анализатор — активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты.
Американский психолог Д. Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участком кожи, убедился, что при раздражении её иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи.
Многочисленными исследованиями было установлено, что ощущение тесно связано с движением, которое иногда проявляется в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда — в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т. д.).
Ощущения вовсе не являются пассивными процессами — они носят активный характер.
Эмоции и чувства основываются на ощущениях
Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания — это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т. е. чувство, непосредственно связанное с ощущением.
Чувства человека являются отчасти ощущениями, ощущениями, идущими от внутренних органов. Если в сознании человека всплывает какой-то неприятный образ (например неприятного человека), этот образ вызывает внутренние ощущения, которые и определяют характер чувства человека (в данном случае неприятие).
Некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызывать приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы — приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины — неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Во многом эмоции и чувства носят врождённый характер.
Исторический аспект
Представители идеалистической философии и психологии нередко высказывали мысль о том, что подлинным источником нашей сознательной деятельности являются не ощущения, а внутреннее состояние сознания, способность разумного мышления, заложенные от природы и не зависимые от притока информации, поступающей из внешнего мира. Были и есть такие направления в философии, утверждающие то, что сознание и разум — это первичное, не объяснимое свойство человеческого духа. Ощущения человека не связывали его с внешним миром, доказывалось обратное: ощущения отделяют человека от внешнего мира.
И. Мюллер сформулировал теорию «специфической энергии органов чувств»: каждый из органов чувств (глаз, ухо, кожа, язык) не отражает воздействия внешнего мира, не даёт информацию о реальных процессах, протекающих в окружающей среде, а лишь получает от внешних воздействий толчки, возбуждающие их собственные процессы. Каждый орган чувств обладает своей собственной «специфической энергией», возбуждаемой любым воздействием, доходящим из внешнего мира. Достаточно нажать на глаз или воздействовать на него электрическим током, чтобы получить ощущение света; достаточно механического или электрического раздражения уха, чтобы возникло ощущение звука. Поэтому делался неправильный вывод о том, что органы чувств не отражают внешних воздействий, а лишь возбуждаются от них, и человек воспринимает не объективные воздействия внешнего мира, а лишь свои собственные субъективные состояния, отражающие деятельность его органов чувств.
Г. Гельмгольц не отвергал того, что ощущения возникают в результате воздействия предметов на органы чувств, но считал, что возникающие вследствие этого воздействия психические образы не имеют ничего общего с реальными объектами. Он называл ощущения «символами», «знаками» внешних явлений, отказываясь признать их изображениями, или отображениями, этих явлений.
Крайний вариант идеалистической философии и психологии — солипсизм — утверждал, что человек может познать только самого себя и не имеет никаких доказательств существования чего-то иного, кроме него самого.
Философы и психологи-материалисты считали и считают возможным объективное отражение внешнего мира. Изучение эволюции органов чувств убедительно показывает, что в процессе длительного исторического развития сформировались особые воспринимающие органы (органы чувств, или рецепторы), которые специализировались на отражении особых видов объективно существующих форм движения материи. Высокая специализация различных органов чувств имеет в своей основе не только особенности строения периферической части анализатора — рецепторов, но и высочайшую специализацию нейронов, входящих в состав центральных нервных аппаратов, до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств.
Таким образом, на протяжении столетий и даже тысячелетий развития философии (и в какой-то степени психологии) вопрос об ощущениях являлся краеугольным, разделяющим философов как минимум на два враждующих лагеря.
Состояние органов чувств
Физиологическое состояние органа чувств сказывается первым делом в явлениях адаптации, в приспособлении органа к длительно воздействующему раздражителю; приспособление это выражается в изменении чувствительности — ее понижении или повышении. Примером может служить факт быстрой адаптации к одному какому-либо длительно действующему запаху, в то время как другие запахи продолжают чувствоваться так же остро, как и раньше.
С адаптацией тесно связано и явление контраста, которое сказывается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего) раздражителя. Так, в силу контраста обостряется ощущение кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего и т. д. Следует отметить также свойство рецепторов задерживать ощущения, выражающееся в более или менее длительном последействии раздражителей. Так же как ощущение не сразу достигает своего окончательного значения, оно не сразу и исчезает после прекращения раздражения. Благодаря задержке при быстром следовании раздражении одного за другим происходит слияние отдельных ощущений в единое, слитное целое, как, например, при восприятии мелодий, кинокартины и пр.
Качественной характеристикой ощущения является его модальность, т. е. специфичность каждого из видов ощущений по сравнению с другими, определяемая физико-химическими особенностями тех раздражителей, которые являются адекватными для данного анализатора. Такими специфическими модальными характеристиками, например, зрительного ощущения являются, как известно, цветовой тон, светлота и насыщенность, а слухового — высота тона, громкость и тембр, тактильного-твердость, гладкость, шероховатость и т. д.
Во всех видах ощущений модальные характеристики органически связаны с характеристиками пространственно-временными. Кроме того, важной эмпирической характеристикой ощущения является его интенсивность.
Литература
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.
Sensations — Философская энциклопедия Routledge
Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Содержание
- Резюме статьи
содержимое заблокировано
1. Использование слова «ощущение»
контент заблокирован
2. Свойства ощущений
содержание заблокировано
3. Ощущение и восприятие
содержание заблокировано
4. Адвербиалистские, репрезентативные и воплощенные взгляды на ощущения
содержимое заблокировано
Библиография
Тематический
- По
- Мьин, Эрик
- Захиди, Карим
DOI
10. 4324/0123456789-V047-1
Опубликовано
2018
DOI: 10.4324/0123456789-V047-1
Версия: V1, опубликован онлайн: 2018
. Получен 2022, 2022, HOLPS: V1, опубликовано в Интернете: 2018
. www.rep.routledge.com/articles/thematic/sensations/v-1
Помимо обычного использования слова «ощущение» для обозначения телесных ощущений, это слово было принято философами и учеными для обозначения специфических ощущений, возникающих при раздражении органов чувств. Ощущениям часто приписывают определенные свойства: быть сознательными и внутренними, быть более непосредственными, чем восприятие, и быть атомарными. В гносеологии ощущения принимались за непогрешимую основу познания, в психологии — за элементарные составляющие перцептивного опыта. Критики утверждали, что, учитывая природу знания и перцептивного опыта, ощущения не подходят для этих ролей.
Некоторые философы приписывают ошибочное теоретизирование ощущений тенденции рассматривать ощущения как внутренние объекты опыта. В качестве альтернативы была предложена наречная теория ощущений. Согласно ему, ощущения — это способы переживания, а не объекты опыта. Репрезентационализм предлагает воспринимать ощущения как представления. Еще один способ осмысления ощущений состоит в том, чтобы охарактеризовать их как воплощенные реакции организмов на определенные раздражители. Важный вопрос, который необходимо решать во всех общих описаниях ощущений, заключается в том, правомерно ли рассматривать теоретические постулаты, такие как цветовые ощущения, наравне с телесными ощущениями, такими как боль.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Версия для печати
Ссылка на эту статью:
Мьин, Эрик и Карим Захиди. Ощущения, 2018, doi:10.4324/0123456789-V047-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/sensations/v-1.
Copyright © 1998-2022 Рутледж.
Связанные статьи
- Восприятие Мартин, М.Г.Ф.
- Телесные ощущения Мартин, М.Г.Ф.
- Семантика, информационная Маклафлин, Брайан П.; Рей, Жорж
- Семантика телеологическая (телеосемантика) Годфри-Смит, Питер
- Репрезентативность об опыте Лидс, Стивен
- Психические состояния, наречная теория Тай, Майкл
- Второстепенные качества Макгинн, Колин
Подпишитесь на рассылку новостей
- Подпишитесь на рассылку новостей
- фейсбук
- твиттер
© 2022 Informa UK Limited, компания Informa Group
Определение ощущения и его значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Синонимы
- Тест
- Связанный контент
- Примеры
- Британский
Показывает уровень сложности слова.
[сен-сей-шун]
/ sɛnˈseɪ ʃən /
Сохрани это слово!
См. синонимы для: сенсация / сенсация / бесчувственность на Thesaurus.com
Показывает уровень сложности слова.
сущ.
действие или функция органов чувств; восприятие или осознание раздражителей через органы чувств.
Психическое состояние или физическое ощущение, возникающее в результате стимуляции органа чувств или внутреннего телесного изменения, такого как холод или боль.
Физиология. способность восприятия раздражителей.
общее чувство, не связанное непосредственно с каким-либо стимулом, такое как дискомфорт, тревога или сомнение.
психическое чувство, особенно состояние возбужденного чувства.
Состояние возбужденного чувства или интереса, вызванное каким-либо слухом или происшествием среди ряда лиц или в обществе.
причина такого чувства или интереса: Новый бразильский фильм стал сенсацией кинофестиваля.
ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ ОЩУЩЕНИЯ
6 возбуждение, стимуляция, оживление; волнение, волнение, волнение.
См. синонимы слова «ощущение» на сайте Thesaurus.com
КОНТРОЛЬ
ВЫ ПРОПУСТИТЕ ИЛИ ЗАПОЛНИТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Происхождение ощущений
Впервые записано в 1605–1615 гг.; от средневекового латинского sēnsātiōn- (основа sēnsātiō), эквивалентного позднелатинскому sēnsāt(us) sensate + -iōn- -ion
изучение синонимов ощущения
2, 4. См. смысл.
ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ Ощущение
sens·sa·tionless, прилагательноеnon·sensation, существительноеre·sensation, существительноеsub·sensation, существительноеСлова, расположенные рядом с ощущением
señor, сеньора, сеньорита, ощущение, чувственный фокус, ощущение, сенсационное, сенсационное, сенсационное, сенсационное, чувство
Dictionary. com Unabridged Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022 г.
Слова, относящиеся к ощущению
эмоция, впечатление, страсть, чувство, чувствительность, волнение, явление, чудо, трепет, осознание, сознание, ответ, чувствительность, чувствительность, чувство, восприимчивость, мысль, покалывание, вибрации, волнение
Как использовать сенсацию в предложении
Это была привычка, которая повлияла на его психику к тому времени, когда он стал всемирной сенсацией с весом своего бренда и компанией танцоров, стоящей на его плечах.
«Эйли» дает зрителям представление об известном хореографе, который вдохнул память в движение|Бранде Викториан|1 февраля 2021 г.|Essence.com
Борн предлагает записывать события и мысли, которые приводят к ощущению паники.
Как не дать тревоге выйти из-под контроля|Сара Ходош|15 января 2021 г.|Popular-Science
Просто принимайте жизнь такой, какая она есть, и наслаждайтесь жизненными ощущениями, как кошки.
Все ужасно. Вот вопросы и ответы с философом о том, почему кошки правят.|Шон Иллинг|15 января 2021 г.|Vox
Созданный телевизионным продюсером Крейгом Гилбертом фильм «Американская семья» стал сенсацией, когда в 1973 году он был показан в 12 одночасовых эпизодах. в 94|Эмили Лангер|12 января 2021 г.|Washington Post
Для небольшой группы людей ощущения запутываются непонятным образом.
Почему некоторые люди слышат цвета и пробуют слова на вкус|Марион Рено|27 декабря 2020 г.|Popular-Science
«Ощущение, которое вызывали эти предметы, уменьшалось по мере роста их стоимости», — отмечает Рабинович.
Как «Криминальное чтиво» спасло литературу|Венди Смит|8 января 2015 г.|DAILY BEAST
Есть ли более ужасное ощущение, чем ощущение, когда желудок выкручивается, как тряпка для мытья посуды?
Почему меня тошнит от паники из-за норовируса|Лиззи Крокер|5 января 2015 г.|DAILY BEAST
Не сумев достичь поставленной цели на краудфандинговых сайтах, кафе стало сенсацией в СМИ после публикации на Buzzfeed.
Большая Чаша Ненависти Зернового Кафе|Дэвид Левесли|14 декабря 2014|DAILY BEAST
В: Какие у вас были ощущения, когда они лили воду… что вы чувствовали физически?
Роскошные дома, которые мучают, и ваши построенные налоговые доллары|Майкл Дейли|12 декабря 2014|DAILY BEAST
Соблазн и пристрастие к играм – которые восходят, конечно же, к пинболу – стали сенсацией благодаря Asteroids.
«Астероиды» и «Рассвет века геймеров»|Дэвид Оуэн|29 ноября, 2014|DAILY BEAST
Ощущение, которое она передала ему, а затем она сообщила снова, на этот раз, возможно, сильнее.
Белла Донна|Роберт Хиченс
Он выявляет всю их силу, блеск и дикость карьеры и производит на них величайшее впечатление.
Музыкальное образование в Германии|Эми Фэй
Это произвело бы сенсацию, подумал он; в нем было более одной общепринятой теории, которую он оспаривал или опровергал.
Uncanny Tales|Разное
Вскоре он испытал непривычное чувство усталости, затем его охватила сонливость.