Психология воспитание детей: 6 советов родителям по воспитанию детей от психолога

Содержание

Правильное воспитание детей — Психологос

Правильное воспитание детей — воспитание, построенное на основе правил и идущее в нужном направлении. В любом деле есть свои правила: и в движении на дороге, и в деле воспитания. Дети должны знать правила жизни, а родители — правила воспитания.

Мужской и женский подход в воспитании детей имеют свои особенности. Мужской подход — скорее требовательность. Женский подход — другой, чаще это идеология «невоспитания», идеология «просто жить с ребенком, просто любить ребенка». Возможно, именно в силу этой причины идея правильного воспитания ближе мужчинам и не с такой охотой принимается женщинами.

Правильное воспитание приучает ребенка к разумным запретам. Мир, в котором живет ребенок, должен быть просторен для него, но защищать и ребенка, и окружающих от проблемной активности ребенка. Хорошо, когда у ребенка есть одновременно и ощущение свободы, и понимание разумных границ. Запреты должны быть стабильными, строгими и понятными. Если ребенку все запрещают, но запреты «соломенные» — ребенок приучается запреты не уважать. Если запреты многочисленны, непонятны и непредсказуемы, в таком мире очень трудно ориентироваться. Многочисленные запреты делают мир ребенка маленьким и тесным, в таком мире трудно жить. В ответ на просьбу ребенка первое желание любящего родителя — желание разрешить, но вторым пунктом — родители должны подумать. Если правильно все-таки ребенку отказать, то нужно — отказать. Спокойно и твердо сказать нет — это нормально и является естественным правом старшего. При этом бывает полезно объяснить, при каких условиях желание ребенка может быть осуществлено.

В зоне свободы (в зоне разрешений) ребенка должна вести линия предпочтения наилучшего выбора. Ребенок благодарен, когда в зоне свободы его не бросают, а предлагают то, что наиболее предпочтительно.

Как будто ведут за руку наилучшим путем. Это игра, вовлечение… — не насилие, но ведение ребенка по наилучшему маршруту.

Воспитывать – значит прививать детям не вполне естественные для них вещи. Убираться, чистить зубы, идти в постель, делать домашнее задание — это далеко не всегда доставляет детям удовольствие. Если удается сделать эти дела интересными, привлекательными для детей — это удача, но если такой маневр не удался, дети скорее всего, начнут сопротивляться тому, что от них хотят старшие. Что делать? См.→

Основные пункты, по которым определяется, воспитание идет правильно или криво:

  1. Контакт с ребенком. Убежденность в том, что ребенок хороший всегда!
  2. Негатив только вынужденный, он не является типичным. Не бить! Понимать.
  3. Позитивное отношение преимущественно. Похвала
  4. Свобода есть!
  5. Эксперименты поддерживаются
  6. Ошибки ребенком допускаются, но исправляются (по мере сил) самим ребенком. См.
  7. Энергетика воспитателя

При правильном воспитании преимущественно используются следующие методы:

  • Игра,
  • вовлечение,
  • Отвлечение, переключение внимания,
  • объяснение,
  • косвенные и прямые внушения,
  • ситуация естественных образцов,
  • положительное подкрепление

Это естественный фон правильного воспитания. Ругань, волшебный пендель, шлепки по попе и угрозы выпороть при правильном воспитании не используются либо используются как исключение, в крайних ситуациях.

детская психология и советы родителям

Содержание

  1. Статья о том, как успокоить детей во время конфликтов
  2. Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы
  3. Как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его
  4. Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания
  5. 10 золотых правил воспитания детей от психолога Найджела Латта
  6. Не пытайтесь победить хаос
  7. Не зацикливайтесь на плохом поведении
  8. Никогда не отказывайте ребёнку во внимании
  9. Создавайте ребёнку границы
  10. Будьте последовательными
  11. Относитесь к капризам серьёзно
  12. Разрешите ребёнку спорить с вами
  13. Действуйте осмысленно
  14. Научитесь слушать ребёнка
  15. Создаём атмосферу игры
  16. Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей
  17. Воспитательные сказки. Как говорить о чувствах с ребенком
  18. Рыжая кошка, которая не умела мурлыкать
  19. Какие бывают слова

Воспитание детей – это сложная задача, которая длится с момента появления ребёнка у вас в семье. Порой поведение их любимого чада ставит любящих родителей в тупик, и кажется, что выхода из сложившейся ситуации просто нет. Однако выход всегда есть, нужно лишь обдумать свои действия по отношению к ребёнку, провести анализ поведения вашего ребёнка, выяснить, почему он несносно себя ведёт, постараться взглянуть на проблемы воспитания глазами чада.

Родители должны знать основы детской психологии

Важную роль в воспитании играет общение между родителями и ребёнка. Многие специалисты заявляют о том, что это самый важный и действенный способ, чтобы повлиять в детском возрасте на поведение и характер, что в последующем сыграет большое значение при формировании в будущем личности и взгляда на жизнь детей.

Доверительные отношения между родителями и детьми

Ниже расположены статьи на тему «детская психология», «воспитание ребёнка», с которыми должны ознакомиться все родители, чтобы не делать ошибок в воспитании ребёнка.

Что такое детская психология – определение

Большинство родителей понятия не имеют, как убедить ребёнка вести себя спокойно, как найти подход в детском возрасте со своим чадом.

Воспитание детей, достигших подросткового возраста – это головная боль для многих родителей. Психология ребёнка резко меняется, у него часто меняется настроение. Несколько минут назад общение с родителями ребёнка очень радовало, он рассказывал взрослым об учёбе, своих достижениях и о своей жизни в обществе, а спустя время ребёнка будто подменили. Он начинает капризничать, требовать купить ему дорогие вещи или просится на ночную прогулку. Пусть вас не пугает такое поведение, поскольку психика ребёнка меняется, это считается нормальным поведением у детей.

Что делать при конфликте? Сохранять спокойствие

В таком ещё довольно детском возрасте дети сами понимают на подсознательном уровне, что ведут себя неправильно. Но всё же упёртый характер и упрямство ребёнка берёт вверх над разумом. Обычно в такой ситуации родители опускают руки, ссылаясь на трудный возраст.

Порой допускают ошибки в воспитании, показывая свою слабость, уступая капризам подростка. Хуже всего, когда взрослые срываются из-за стресса, и повышают на ребёнка голос.

Кардинальная смена настроения у детей, отвратительное поведение в детском возрасте сможет свести любого с ума, даже самых уравновешенных воспитателей.

На ребёнка категорически нельзя кричать, ведь в этом случае может испортиться детская психика.

Детский негативизм – явление временное

Чтобы избежать ссор, нужно выполнять ряд правил:

  • Если у ребёнка неконтролируемое поведение, попробуйте взять всё в свои руки. Уделяйте ему больше времени, занимайтесь с ним его любимыми делами;
  • Статьи о психологии повествуют о том, что для детей важно иметь свободное время. Дайте ему отдохнуть от всех и побыть одному, заняться своими заботами и делами;
  • Если вы всё-таки сорвались и наорали на своих детей, то необходимо как можно скорее исправить ситуацию. Когда ситуация немного уляжется, детская психика придёт в норму, вам следует объяснить своё поведение.
Наказание ребенка не должно быть страшным и неадекватным

Статья, повествующая о том, как поступить, если у детей наблюдаются частые истерики и бесконечные капризы

Психология детей устроена таким образом, что они стараются всячески угодить своим родным, понравиться им. Они обожают повышенное внимание к себе, хотят почувствовать заботу, любовь и тепло.

Исходя из этого, можно заявить, что нет так называемых трудных детей, бывают только не очень внимательные родители.

Дети устраивают истерики в любом возрасте и у даже самых идеальных родителей. Избежать этого вряд ли удастся. Детская психика нарушается, когда он начинает проявлять ярко выраженный гнев. Он может кататься по полу, топать ножками, разбрасывает вещи, и даже пытается драться с родителями.

Причины детских капризов

В воспитании ребёнка важно понять причину подобных капризов и попытаться бороться с ними, ведь они затормаживают развитие детей, способствуют тому, что малыш становиться эгоистичной личностью. Психика у детей нуждается в лечении. Самой эффективной мерой в борьбе с  таким поведением в детском возрасте является игнорирование требований ребёнка. Вы можете с юмором отнестись к такому поведению, обнять своё чадо. Оставайтесь в уравновешенном состоянии, самое главное не нервничать. Со временем он поймёт, что его деструктивное поведение ни к чему не приведёт.

Если у ребёнка началась истерика в людном месте, например в торговом центре, а вы не хотите выяснять отношения с ним при посторонних, выведите его на свежий воздух в спокойное место.

Там дитя может капризничать и плакать сколько душе угодно. Психика ребёнка должна успокоиться, если он выплеснет всю злость наружу.

Как реагировать на капризы детей – советы

В то время, когда у детей капризное настроение, поговорить с ним не удастся. После того, как состояние ребёнка улучшится, с ним стоит провести беседу. Скажите ему, что его поведение очень расстраивает вас, нельзя так капризничать из-за каждого пустяка. Заявите ему, что в дальнейшем надеетесь, что малыш будет вести себя более благоразумно. Дайте понять ребёнку, что будете любить его, не смотря ни на что. Психология детей устроена так, что после этого разговора по душам у малыша проснётся чувство вины.

Главное правило – оставайтесь всегда спокойными и не обращайте внимания на его провокацию.

Как правильно поощрять ребёнка, чтобы не избаловать его

Когда детям исполнилось 3 года, он уже хорошо приспособлен к окружающему миру. Они начинают задумываться над тем, что делают. В основном все их действия направлены на привлечение внимания своих родителей. Не всегда ему удаётся добиться нужного, ведя себя примерно. Порой психика ребёнка понимает, что плохое поведение – верный шаг к привлечению внимания взрослых. Не стоит сразу ругать ребёнка, если он совершил плохой поступок. Лучше проведите анализ своих действий.

Как поощрять ребенка – советы

Большинство детей в таком возрасте ведут себя, поддаваясь импульсивному характеру. Он может хохотать и спокойно играть, а через минуту начать плакать без всяких видимых причин. В раннем возрасте малыши ещё не умеют контролировать своё поведение. Родителям нельзя забывать об этом. Если он не выполняет просьбы взрослых, к примеру, не убирает свои игрушки, он не демонстрирует свой вредный характер, а просто занят своими важными для него делами. Пока что он ещё не умеет моментально обдумывать свои действия. Верная реакция родителей в сложившейся ситуации влияет на будущее развитие чада.

Виды поощрений в семье

Формирование личности ребёнка, здоровая и крепкая психика малыша, во многом зависит от отношения родителей к нему, а также время, потраченное на игры в детском возрасте, и реакция взрослых на плохое поведение чада.

Правильная похвала и поощрение детей во время воспитания

Родителям важно не только наказывать своего ребёнка за плохое поведение и поступки, но и похвала. Правильно похвалить ребёнка, чтобы он и впоследствии совершал хорошие поступки, нужно научиться. Если вы постоянно будете говорить чаду о том, какой он хороший при каждом удобном случае, это перестанет нравиться ребёнку. Он будет воспринимать такие хвалебные речи от взрослых, как должное. Поэтому хвалить своего ребёночка необходимо только за прекрасно выполненную работу, за посильную помощь взрослым, полезные действия, которые он выполнил, потратив на это своё личное время. Конечно же, стоит делать ему комплименты, рассказать, что он хорошо поступил, что родители его очень ценят, но не перебарщивайте с этим.

О поощрении и наказании – когда и как применять

Хвалить детей стоит только по делу. Разговаривать с ним в этом случае следует как можно искреннее, чтобы он навсегда уяснил, что делать хорошие поступки во благо – это здорово.

Отвечать на положительные поступки от ребёнка можно, преподнося ему за это желанные подарки. В этом случае также не стоит забывать о чувстве меры. В качестве подарка можно использовать не только сладости и дорогие гаджеты. Радость и яркие эмоции принесут маленькому человечку походы в цирк, театр или кинотеатр. Мама может вместе с дочерью испечь вкусности для устройства мини-праздника. Это будет намного интереснее, чем просто купить сладость в магазине, к тому же совместные действия взрослого человека и малышки сплотят семью и помогут лучше понимать детей, повлиять на их характер.

Надо баловать детей

10 золотых правил воспитания детей от психолога Найджела Латта

Речь пойдёт о 10 правилах Найджела Латта — новозеландского психолога, отца двух детей и автора книги «Прежде чем ваш ребенок сведёт вас с ума». Его можно назвать специалистом по особенно безнадежным случаям. Ведь свою карьеру Найджел посвятил именно трудным детям и подросткам. При этом психолог уверяет, что принципы воспитания для всех детей одинаковы. Мы вкратце расскажем об этих основных правилах.

Не пытайтесь победить хаос

Бесполезно отрицать хаос и также бесполезно с ним бороться. С рождением ребёнка он всё равно вас настигнет. Ведь дети не живут по законам взрослого. Они создают свои правила и способны изменить весь жизненный план родителя. Запаситесь терпением и примите беспорядок. Он теперь в вашей жизни надолго.

«С рождением детей в вашу жизнь проникают силы хаоса. При этом полагаться на какой-то график в своих делах — это всё равно, что прокладывать путь через ураган. Когда подует сильный ветер, тут уже не до маршрутов. Это нужно понимать и смиряться с неизбежным. Если вы не смиритесь, то станете сражаться с хаосом. Вы будете сетовать на свои неудачи, винить в них себя и окружающих, пытаться исправить неизбежное, разочаровываться. Относитесь к нему со спокойствием истинного дзен-буддиста».

Не зацикливайтесь на плохом поведении

Вместо постоянных упрёков, обратите внимание на хорошее. Хвалите своего ребёнка и объясняйте ему, за что именно вы его поощрили. Этот способ действует эффективнее, чем замечания и недовольства.

«Если подпитывать что-то, оно будет расти. Если не подпитывать, то оно будет постепенно угасать. Это простой принцип, но большинство из тех, кто испытывает проблемы при общении со своими детьми, упускают его из виду либо никогда не задумывались о том, как и какое поведение они поощряют на самом деле».

Никогда не отказывайте ребёнку во внимании

Ребёнок по-настоящему жаждет внимания взрослого. Ему важно знать, что вы действительно слушаете и смотрите на него, а не витаете где-то в облаках, продумывая свои взрослые дела. Показывайте вашу заинтересованность и проводите с ребёнком время качественно, не отвлекаясь на телефон.

«Как настоящие пираньи, способные съесть корову за несколько минут, дети набрасываются на любое внимание, которого им никогда не бывает много. Они готовы на всё, чтобы только их заметили, даже если это вредит не только окружающим, но и им самим. <…> Для пираний главная цель в жизни — это пожирать всё, что попадается им на пути. Для детей главная цель в жизни — постоянно обращать на себя внимание окружающих, чего бы это им ни стоило»

Создавайте ребёнку границы

Детям необходимы границы, иначе они просто не понимают, как жить в нашем большом мире. Чётко очерчивайте рамки, за которые выходить нельзя. Тогда ребёнок не будет вас раздражать и не вводить в ступор окружающих людей.

«В природе детей — двигаться вперед, пока они не наткнутся на какое-то препятствие. Некоторым детям достаточно просто знать, что препятствие существует, другим требуется несколько раз упереться в него со всего размаха, но границы необходимы всем. Мир без границ — для маленького человека очень опасное и пугающее место».

Будьте последовательными

Возможно, у вас не всегда будет получаться действовать логично и правильно. Поэтому, принимая то или иное решение относительно его жизни, просто постарайтесь держать себя в руках.

«Для меня последовательность означает, что я последовательно избегаю желания выбросить детей в окно, и это при относительно хорошем настроении. Всё остальное относительно. Всё, даже последовательность — в особенности последовательность».

Авторитарное воспитание выращивает инфантильных людей

Относитесь к капризам серьёзно

Обращайте внимание на поведение и капризы ребёнка. Таким образом он выражает то, что ещё пока не способен рассказать словами. Каждый жест, гримаса и выходка вашего ребёнка — это обращение к вам или протест. Просто будьте внимательны.

«Поведение — это просто форма общения. Вылезти ночью из окна и сбежать из дому — это своего рода высказывание. Дети гораздо охотнее выражают свои мысли и чувства поведением, чем словами. Главная причина состоит в том, что слов у них ещё немного. У них много чувств, но они ещё не умеют подбирать нужные слова и выражения для выражения этих чувств».

Разрешите ребёнку спорить с вами

Спорить и отстаивать своё мнение — это нормально. Научите ребёнка на своём примере вести конструктивный диалог и дискуссию. Тогда у вас не вырастет типичный спорщик с пеной у рта.

«При этом вовсе не нужно быть диктатором, который подавляет малейшие признаки несогласия. Не соглашаться и спорить — это естественно. Проявлять неуважение — это другое дело. Споры доказывают, что вы выполняете свою работу как родители. Они свидетельствуют о том, что дети растут и что у них появляется собственное мнение обо всём».

Действуйте осмысленно

Постарайтесь спланировать наперёд, как вы будете воспитывать своего ребёнка. Какие действия и решения могут от вас потребоваться в будущем. На что вы гипотетически готовы пойти, а с чем совершенно не согласны.

«Единственное, что случается неожиданно, — это неожиданности. Вряд ли вы захотите в воспитании детей полагаться на волю случая. Я видел, как родители полагались на волю случая, — вам этого лучше не повторять. Гораздо лучше подходить к воспитанию целенаправленно, имея определённый план действий».

Научитесь слушать ребёнка

Крайне важное и незаменимое правило. Выстраивайте доверительные отношения с ребёнком. Старайтесь вести открытые диалоги на любую тему и всегда слушайте его. Ваш ребёнок не меньше других нуждается в уважении и полноценном общении наравне с окружающими его взрослыми.

«Общение, или его недостаток, лежит в основе большинства внутрисемейных конфликтов. У себя в кабинете я видел много людей, которые кричали друг на друга часами, и вместе с тем никто из них даже не попытался прислушаться к чему-то помимо собственного голоса. Если вы не способны как следует общаться со своими детьми, то вы просто напрашиваетесь на неприятности в семье».

Создаём атмосферу игры

Дети чувствуют напряжение между родителями и другими членами семьи. Постарайтесь создать дома непринуждённую дружескую атмосферу. Где каждый интересен друг другу и не вызывает дискомфорта. Обменивайтесь новостями, общайтесь в шутливой форме и будьте одной командой.

«О симпатии, как и об общей тональности отношений между членами семьи, можно судить по присутствующему в доме духу шутливости и игры. Непринуждённость и игривость — это своего рода смазка семейной жизни, без которой её колеса и шестерёнки будут вращаться с трудом. Когда я вижу, что между членами семьи строгие, напряжённые отношения, то я тут же начинаю беспокоиться».

Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей

Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» – часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.

Советы родителям от психолога

Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.

  1. Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
  2. Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».
Поддержка родителей – самое важное для ребенка

Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.

А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.

Воспитание сказкой очень популярно в последнее время. Мамы придумывают сказки для своих детей в зависимости от ситуации и делятся друг с другом в соцсетях. Сказки-воспиталки помогают говорить о чувствах с ребенком, прививать ему полезные привычки и вместе находить выход из сложных ситуаций.

Рыжая кошка, которая не умела мурлыкать

Рыжая кошка была ничья. Другие кошки спешили вечером домой в свои мягкие уютные кресла, а эта никогда никуда не спешила. У нее не было кресла, не было дома и не было хозяев. Конечно, рыжей кошке очень хотелось, чтобы все это у нее было. Но она не осмеливалась даже мечтать о таком. Дело в том, что эта кошка совсем не умела мурлыкать.

“Я, наверное, поломанная, — думала кошка, — или бракованная. Никто не возьмет меня домой. Каждый человек хочет, чтобы ему мурлыкали. Кому нужна кошка, которая никогда этого не делает?”.

Кошка так стеснялась этого, что никому-никому не признавалась. И гордо говорила всем, что живет сама по себе потому, что ей так нравится.

Однажды рыжую кошку увидела девочка.

— Кис-кис-кис! — позвала она. — Идем ко мне жить? У меня в комнате есть мягкий диванчик с подушками, тебе будет там тепло и уютно!

Кошка подпрыгнула от радости, но тут же вспомнила о своем недостатке. “Как только она узнает, что я не могу мурлыкать, тут же выгонит меня обратно на улицу”, — решила она. И ответила, равнодушно виляя хвостиком:

— Нет, спасибо! Я люблю спать на твердой скамейке!

— Не может быть! — не поверила девочка. — Ну же, идем! У меня в холодильнике есть куриный паштет! Очень вкусный! Я тебя угощу!

— Нет, спасибо! — сказала кошка, облизываясь. — Мне не нужен никакой холодильник! Я люблю охотиться!

Но девочка все равно ей не верила.

— Я буду гладить тебя по спинке и чесать за ушком! — пообещала она.

Никто никогда не гладил рыжую кошку.

— Гладить? — удивилась она. — А как это?

— Это вот так! — девочка взяла кошку на руки и ласково провела по спинке рукой. И тут с кошкой что-то произошло. Ей самой показалось, что внутри у нее завелся моторчик.

— Как ты замечательно мурлычешь! — сказала девочка. “Мурлычу? Я? — удивилась кошка. — Я мурлычу!”. И тут же обняла девочку за шею:

— Я очень хочу к тебе жить! — сказала кошка. — Ты будешь меня гладить, а я тебе — мурлыкать!

Какие бывают слова

— Мам! — Лисёна забежала в кухню всего на минутку. — Дай печенья!

— Ты забыла волшебное слово! — напомнила мама.

Но Лисёна очень торопилась. Она не хотела вспоминать волшебное слово. Она хотела печенья.

— У! — Лисёна рассердилась и даже топнула ножкой. — Ты плохая!

И тут же почувствовала, как во рту у неё стало горько. От этого Лисёна рассердилась ещё сильнее.

— Плохая, плохая мама! — закричала она. — Уходи!

“Брр. Надо же, — удивилась малышка, — я будто сосульку откусила. Даже язычок примёрз!”

Она посмотрела на маму и увидела, что та съёжилась, как от холода. Лисёне стало жаль маму.

— Прости меня! — бросилась к ней малышка. И тут же сосулька во рту растаяла. Лисёне вдруг стало тепло и приятно.

— Конечно, моя хорошая! — обняла дочку мама. Она больше не ёжилась, как будто тоже согрелась.

— А почему так происходит? — спросила Лисёна.

— Это всё слова, — пояснила мама. — Они ведь очень разные бывают. Одни злые, другие добрые, одни грустные, другие весёлые, одни ледяные, а другие тёплые. Словом и ранить можно, и обогреть.

— Как здорово! — восхитилась Лисёна. — Интересно, какие ещё слова бывают? И тут же вспомнила волшебное слово, про которое говорила мама: “Пожалуйста!”. Это слово было пушистым и немного щекотным. Лисёна даже рассмеялась. А слово “спасибо” оказалось светлым, солнечным.

Лисёне очень понравилось играть в слова. До самого вечера они вместе с мамой перебирали их. Слово “хороший” — было мягким, как плед. Слово “помогать” — надёжным, как большой диван. Слово “обида” оказалась кислым на вкус, а “ссора” — ужасно солёным. Зато “радость” переливалась яркими цветами, как радуга, а “игра” была похожа на горсть леденцов. Замечательный получился день.

— Спокойной ночи, доченька, — обняла её мама перед сном, — я люблю тебя!

— И я тебя люблю! — сказала Лисёна, закрывая глазки. И улыбнулась: до чего же сладкое слово! Самое лучшее! Нужно его почаще говорить!

Психология, лежащая в основе различных стилей воспитания

Решение о том, как воспитывать своего ребенка, является проблемой, с которой сталкиваются все родители. Независимо от того, воспитываем ли мы детей в одиночку или с партнером, мы все хотим делать для них только лучшее, и это может привести к большому беспокойству при выборе стиля воспитания. Стили воспитания варьируются от человека к человеку, но исследователи на протяжении многих лет выделяют несколько основных категорий.

В 1960-х годах психолог Диана Баумринд выделила три основных стиля воспитания: авторитарный, авторитетный и вседозволенный. Четвертый стиль, пренебрежительный, был позже добавлен в 19 веке.80-х годов исследователями из Стэнфорда Элеонор Маккоби и Джоном Мартином. Позже Баумринд написала целую книгу об авторитарном стиле воспитания, который, по ее мнению, был наиболее полезным, но все четыре категории остаются в силе и сегодня.

Четыре типа стилей воспитания

Влияние стилей воспитания на развитие ребенка и то, как это влияние проявляется во взрослой жизни, до сих пор является предметом бурных дискуссий в психологическом сообществе. Его трудно измерить, так как эти последствия трудно поддаются количественной оценке, но есть несколько общепризнанных последствий каждого стиля воспитания. Здесь мы более подробно рассмотрим четыре стиля воспитания и обсудим их возможные последствия для детей, воспитанных в соответствии с ними.

Авторитарный

Этот стиль часто называют диктаторским и властным. Эти родители отвечают на любой вопрос: «Потому что я так сказал!» и ожидайте, что вам будут подчиняться без объяснения причин. Правила строгие, без права толкования, компромисса или обсуждения. Наказания за нарушение правил суровы. В таком доме дети редко имеют право голоса в своей жизни, и вместо этого ожидается, что они будут беспрекословно подчиняться всему, что им говорят. Наказания часто используются для обеспечения послушания, а привязанность проявляется редко, если вообще проявляется. Этот подход может иметь разрушительные последствия для ребенка, который может последовать за ними во взрослую жизнь. По словам терапевта и автора Элисон Шафер, эти последствия включают в себя:

  • Развитие менталитета «последователя», из-за которого у этих детей возникают проблемы с принятием решений самостоятельно
  • Трудности самостоятельно отличать правильное от неправильного
  • Низкая самооценка и поиск подтверждения их ценность из внешних авторитетных данных

В дополнение к вышесказанному, авторитарное воспитание, похоже, не дает прочных уроков; как только родитель уходит, ребенок часто начинает действовать. Они также часто обращаются за советом к кому-то, кроме своих родителей.

Авторитетный

Обычно считается лучшим стилем воспитания, поскольку он обеспечивает баланс между структурой и независимостью, позволяя ребенку расти в разумных пределах и развивать свои способности. Родители, использующие этот стиль, будут устанавливать строгие стандарты, которых, как они ожидают, будут соблюдать их дети, но также поддерживать их, создавая атмосферу эмоциональной заботы, которая способствует доверию. Этот стиль можно описать как «жесткий, но справедливый» или «твердый, но заботливый». У ребенка есть место для ошибок и свобода совершать их без осуждения в структуре, которая обеспечивает руководство. Баумринд так описал авторитетных родителей:

Они настойчивы, но не навязчивы и не ограничивают. Их дисциплинарные методы носят скорее поддерживающий, чем карательный характер. Они хотят, чтобы их дети были настойчивыми, а также социально ответственными и саморегулируемыми, а также готовыми к сотрудничеству.

Этот стиль может помочь детям:

  • Обрести уверенность в себе
  • Взять на себя ответственность
  • Разобраться, как преодолевать трудности
  • Стать уверенными в своих суждениях

Разрешение

Крайняя противоположность авторитарному стилю воспитания, снисходительные родители позволяют своим детям делать то, что они хотят, и не применяют правила или структуры, которые могут разочаровать или расстроить ребенка. Описания этого стиля часто предполагают, что родитель пытается действовать больше как сверстник или друг для своего ребенка, почти сразу же уступая его желаниям. Это может быть результатом того, что родитель рос с авторитарным стилем воспитания в своей семье и не хотел подвергать своего ребенка этому. Быть отзывчивым к потребностям вашего ребенка — это здорово, но отсутствие структуры и ограничений может иметь негативные последствия в долгосрочной перспективе. «Вы получаете либо ребенка, который имеет право, либо невероятно беспокоится, потому что никто не управляет кораблем», — сказал Шафер.

Другие негативные последствия чрезмерно снисходительного воспитания могут включать:

  • Развитие слабого контроля над эмоциями
  • Чрезмерный бунт и дерзость, когда ребенок не добивается своего
  • Отказ при столкновении с трудностями , например, злоупотребление наркотиками и алкоголем

Пренебрежительное отношение

Небрежно настроенные родители, как следует из этой категории, вообще мало взаимодействуют со своими детьми. Детям не дают никаких правил, структур или привязанностей, и они в основном предоставлены самим себе. Этот стиль воспитания, особенно когда он доведен до крайности, может подвергнуть детей опасности и привести к тому, что их заберут из дома. Этот стиль также можно назвать « невовлеченное воспитание ».

Нерадивые родители мало разговаривают и взаимодействуют со своими детьми, не посещают детские мероприятия и мероприятия и не стремятся к какой-либо эмоциональной связи. Даже если это не физический ущерб, психологические последствия такого стиля воспитания серьезны и могут привести к рождению детей:

  • Впадение в депрессию
  • Борьба за установление близких отношений
  • Неудавшиеся отношения
  • Срыв из-за делинквентного или враждебного поведения
  • Отрезание себя от других

«Беспечные родители. . . растите детей, у которых есть проблемы с привязанностью, потому что связь между ребенком и родителем очень мимолетна», — говорит Фрэн Уолфиш, детский, родительский и семейный психотерапевт.

Участие

Если вас увлекает психология и у вас есть желание помогать другим, возможно, пришло время подумать о получении степени Джессопа. И наш бакалавр искусств в области психологии в кампусе, и наши полностью онлайн-программа бакалавриата по психологии может дать вам обучение и навыки, которые вам нужны, чтобы помогать другим в качестве терапевта или консультанта, балансируя при этом ваш и без того плотный график.

Jessup оценивается как одна из лучших школ в стране по ценности по версии US News and World Report, и мы аккредитованы WASC Senior College and University Commission (WSCUC), Ассоциацией библейского высшего образования и Евангелическим советом. для финансовой отчетности (ECFA).

Почему важен ваш подход к воспитанию детей

Различные стили воспитания напрямую влияют на развитие ребенка и его результаты. Хотя это факт, который неоднократно подтверждался исследованиями, многие из нас не думают о том стиле воспитания, который мы выбираем для воспитания наших детей, — часто бессознательно действуя именно так, как, как мы видели, делали наши собственные родители.

Для полной ясности: я мало знала о фактической психологии стилей воспитания, когда стала мамой. Если вы тоже в неведении, дайте себе милость, когда задумаетесь о том, что я педиатр! Я человек, к которому вы часто обращаетесь за советом по воспитанию детей, и я здесь, чтобы сказать вам, что ЭТО НЕ то, чему нас учат в медицинской школе или ординатуре.


Когда моему старшему сыну было всего 18 месяцев, я дал ему его первый «тайм-аут». Вы знаете, что делать. Меня не устраивало то, что он делал, и я дал ему понять это, сказав ему (э-э, крича), а затем заставив его посидеть в одиночестве в течение 2 минут.


Это была техника, о которой я много слышал, чтобы помочь контролировать поведение, и которую я часто предлагал родителям пациентов в моей медицинской практике, когда они боролись с поведением. Это казалось мирным способом решить любую проблему, которая возникла у нас с сыном в данный момент.


Это было ужасно.


Выражение его лица и ощущения в моем теле были не тем, чего я хотел. Именно тогда, когда я много лет давал советы по воспитанию детей в качестве педиатра, я решил на самом деле УЗНАТЬ о воспитании детей. Сначала причины были эгоистичными – я просто хотел чувствовать себя лучше в отношении собственного воспитания. То, что я узнал, заставило меня поверить, что это информация, к которой мы все должны иметь доступ.


Существует множество способов воспитания наших детей, и между ними достаточно сходства, поэтому исследователи сгруппировали стили воспитания в четыре общих метода, которые различаются по стилю дисциплины, общению, заботе и ожиданиям.


В области психологии стили воспитания, на которые обычно ссылаются сегодня, основаны на работе психолога развития Дианы Баумринд и усовершенствованы Маккоби и Мартином. Они классифицируются как доминирующие, авторитетные, снисходительные и пренебрежительные. В Jai Institute мы признаем пятый стиль воспитания, но вскоре мы его рассмотрим.

Что означают эти стили воспитания и какое место вы занимаете в спектре?

Небрежность

Начнем с того, что может показаться вам наиболее чуждым. В то время как случайный родитель может принять сознательное решение воспитывать таким образом, часто родители либо не заинтересованы в воспитании детей, либо не знают, что делать. Вряд ли нерадивый родитель будет читать эту статью!


Как ясно из названия, родители, которые считаются небрежными или невнимательными, вообще мало взаимодействуют со своими детьми. Дети в основном предоставлены сами себе, получая очень мало правил, структуры или привязанности. Общение ограничено, заботы мало, а ожидания низкие или отсутствуют вовсе.


Небрежное отношение к воспитанию может быть опасным для детей и может привести к тому, что детей заберут из дома.


Помимо очевидных рисков причинения физического вреда, если дети не находятся под присмотром должным образом, были обнаружены психологические риски от небрежного воспитания. Нередко дети, переживающие такой стиль домашней жизни, впадают в депрессию, с трудом налаживают близкие отношения, проявляют враждебное поведение и отгораживают себя от других.

Разрешительный

Известно, что родители, придерживающиеся преимущественно разрешающего стиля воспитания, позволяют своим детям делать то, что они хотят. Правила и структура, которые могут разочаровать или расстроить ребенка, избегаются.


Этот стиль воспитания похож на родителя, который действует больше как друг для своего ребенка. Общение часто открытое; однако эти родители часто позволяют детям принимать решения самостоятельно, не давая им никаких указаний. Эти родители часто теплые и заботливые, а ожидания минимальны или не устанавливаются родителями.


Хотя дружба с ребенком может звучать «тепло и пушисто», доводя это до крайности, заключающейся в отсутствии или отсутствии границ и минимальном руководстве, характерном для снисходительного воспитания, исследования показали, что долгосрочные последствия не очень уж желательно.


Негативные последствия чрезмерно снисходительного воспитания включают в себя: плохой эмоциональный контроль, чрезмерный бунт и дерзость, когда они не добиваются своего, сдачу перед лицом проблем и участие в пагубном антиобщественном поведении, таком как злоупотребление наркотиками и алкоголем.

Доминантный (авторитарный)

«Потому что я так сказал».


Ты хорошо знаешь эту линию? Многие из нас слышали, как это говорили нам в детстве, и, вероятно, многие из нас сами говорили это!


Авторитарный стиль можно охарактеризовать как диктаторский. Родители, ведущие домашнее хозяйство в таком стиле, ожидают, что им будут подчиняться без вопросов и без объяснения причин. Правила есть правила, и их нельзя ставить под сомнение или обсуждать.


Наказание — это то, что используется для нарушения правил и обеспечения послушания. Детям редко дают право голоса в собственной жизни; ожидается, что они подчинятся. Любовь щадящая. Общение часто одностороннее: от родителя к ребенку. Ожидания высоки при ограниченной гибкости.


Как и в случае с двумя другими ранее упомянутыми стилями воспитания, у авторитарного воспитания есть негативные последствия: трудности с самостоятельным принятием решений («последователи»), трудности с отличением правильного от неправильного самостоятельно и низкая самооценка там, где подтверждение ценности запрашивается у авторитетных лиц.


Интересным аспектом авторитарного стиля является то, что исследования показали, что «хорошее» поведение длится только до тех пор, пока родитель рядом. Часто дети действуют или нарушают правила, когда за ними не наблюдают.

Уполномоченный (авторитетный)

Если вы читаете эту статью, я полагаю, что ни один из этих трех стилей не имеет конечных результатов, которые вы ищете, когда речь идет о ваших отношениях с вашими детьми и долгосрочном воздействии на их психическое здоровье. -существование. Это приводит нас к авторитарному стилю воспитания.


При таком подходе существует баланс между структурой и независимостью, что позволяет ребенку расти в рамках ограничений, в то же время имея возможность исследовать свои способности. Как правило, в этом стиле будет поддерживаться стандарт обсуждаемых ценностей, а также поддержка через эмоционально заботливую среду, которая способствует доверию. В структуре, обеспечивающей руководство, есть место для ошибок и свобода совершать их без осуждения.


Ребенку, выросшему в авторитетной семье, разрешается задавать вопросы, почему его просят что-то сделать. Родители готовы объяснить свои причины так, чтобы дети могли их понять. В авторитарном доме дисциплинарные методы носят скорее поддерживающий, чем карательный характер.


В отличие от негативных последствий пренебрежительного, разрешительного и авторитарного стилей, которые мы только что обсуждали, считается, что этот стиль имеет в основном желаемые результаты. Это может помочь детям обрести уверенность в себе, справиться с ответственностью, понять, как преодолевать трудности, и стать уверенными в своих собственных суждениях.

Трансформационный

Вот где вступает в игру новая модель воспитания. Хотя авторитарное воспитание является наиболее традиционно рекомендуемым из четырех вышеперечисленных стилей воспитания, все еще не хватает одной детали: авторитетная модель по-прежнему, в конце концов, попытки контролировать поведение ребенка:

«При таком стиле воспитания родители проявляют заботу, отзывчивость и поддержку, но при этом устанавливают жесткие ограничения для своих детей. Они пытаются контролировать поведение детей, объясняя правила, обсуждая и рассуждая. Они прислушиваются к точке зрения ребенка, но не всегда принимают ее».


Подобно авторитарному стилю воспитания, трансформационная модель воспитания создает пространство безопасности, доверия и позитивных дисциплинарных методов для поддержки здорового развития ребенка до уверенной в себе и дисциплинированной взрослой жизни.


Отличительным фактором является то, что в трансформационном воспитании мы намерены не использовать инструменты и тактики для контроля над поведением ребенка, а вместо этого совместно создавать решения и удовлетворять чувства и потребности нашего ребенка таким образом, который все еще находится в пределах досягаемости. ценности и границы дома.


В авторитарном воспитании мы используем некоторые полезные инструменты, однако намерение по-прежнему состоит в том, чтобы достичь желаемого результата, которого достиг родитель, а не удовлетворения более глубоких потребностей ребенка.

Настоящая трансформация происходит в результате отказа от чувства необходимости контролировать чувства или реакции ребенка. Это не означает, что трансформационное воспитание попадает в категорию разрешительного воспитания, на самом деле все наоборот.


Трансформационное воспитание — это практическое воспитание, проявляющееся даже в самых сильных эмоциях и реакциях наших детей с соответствующими возрасту границами и естественными последствиями. Когда у нас есть инструменты эмпатии, эмоциональной саморегуляции и понимания развития детского мозга и науки о нервной системе, мы можем удовлетворять потребности нашего ребенка и совместно создавать мир, не контролируя его поведение.

В рамках этой модели поведение рассеивается, потому что удовлетворяются все потребности — у родителя и у ребенка.


Когда мы можем оставаться управляемыми благодаря спокойному пониманию того, что поведение наших детей соответствует развитию, наши дети могут совместно регулировать наше спокойствие. Будучи взрослыми, мы можем расширить возможности наших детей и позволить им достичь безопасности нервной системы, став их безопасной гаванью. Когда все потребности сопереживают и удовлетворяются, между родителем и ребенком может возникнуть спокойствие, связь и сотрудничество.

Понимание того, как вы хотите быть родителями и как вы не хотите быть родителями, — это огромный первый шаг!


Размышляя о своем родительском путешествии, вы, вероятно, могли подумать о различных сценариях, в которых вы, по крайней мере, в небольшой степени, были в любой из четырех категорий.

Все мы были детьми, воспитанными по-разному, и это, безусловно, повлияет на то, как мы взаимодействуем с нашими собственными детьми.


Например, часто снисходительный родитель вырос в доминирующей семье и не хочет, чтобы у его детей был такой же опыт. Маятник полностью качается в другую сторону спектра.


Если вы обнаружите, что часто придерживаетесь нежелательного стиля воспитания, позвольте мне заверить вас, что изменения возможны! У меня было сильное желание стать трансформирующим родителем… и, честно говоря, я проводил больше времени, крича и контролируя, чем хотел. Авторитарный/дисциплинарный был более точным описанием моих действий.


Информация, полученная в Институте воспитания детей Джая, изменила не только мои отношения с детьми и атмосферу в моем доме, но и всю мою жизнь (без преувеличения!).


Если вы больше заинтересованы в мирном, трансформационном подходе к воспитанию детей и не знаете, с чего начать, Jai Institute for Parenting может стать идеальным местом, чтобы начать свой путь к тому, чтобы стать родителем, которым вы мечтаете стать для своего ребенка. .


Чем бы вы ни занимались, вы можете научиться создавать максимально здоровую среду для своих детей (и ВАС!) стать сертифицированным тренером по трансформационному воспитанию.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts