Определение памяти в психологии: Память. Что такое «Память»? Понятие и определение термина «Память» – Глоссарий

Понятие памяти

1.01.2012

Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения – основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Начало экспериментального изучения понятия памяти было положено в конце XIX в. исследованиями немецкого психолога Германа Эббингауза (1850–1909), обобщенными в его работе «О памяти» (1885 г.). Это был первый выход психологического эксперимента за пределы сенсорных процессов. Г. Эббингауз вывел «кривую забывания», графически иллюстрирующую наибольший процент забывания в период, непосредственно следующий за заучиванием нового материала.

В настоящее время в связи с актуализацией проблемы машинного накопления и поиска информации память становится объектом междисциплинарных исследований. Но от машинной, электронной памяти память человека отличается активно-реконструктивным сохранением материала. Человеческая память подвержена влиянию социокультурных факторов.

В процессе развития индивид все в большей мере ориентируется на смысловые, семантические связи запоминаемых структур. Один и тот же материал по-разному хранится в памяти в зависимости от структуры личности, ее потребностно-мотивационных особенностей. Память машины – механическая память. Память человека – ценностно-интегрированное хранение информации. Накопление материала в памяти (архивация) осуществляется в двух блоках: в блоке эпизодической и в блоке семантической (смысловой) памяти. Эпизодическая память автобиографична – в ней хранятся различные эпизоды из жизни индивида. Семантическая же память нацелена на категориальные структуры, сформированные в культурно-исторической среде.

Здесь же хранятся все исторически сформированные правила логики умственных действий и построения языка.

В зависимости от особенностей запоминаемого материала существуют специальные способы его кодификации, архивации и извлечения. Пространственная организация среды кодируется в форме схематических образований из смысловых опорных точек, характеризующих наше физическое и социальное окружение.

Последовательно наступающие явления запечатлеваются в линейных структурах памяти. Формально организованные структуры запечатлеваются ассоциативными механизмами памяти, обеспечивающими группировку явлений и предметов по определенным признакам (предметы быта, труда и т. п.). Все смысловые значения категоризуются – относятся к различным группам понятий, находящихся в иерархической зависимости.

От организации материала в памяти зависит возможность его быстрой актуализации, извлечения. Информация воспроизводится в той связи, в какой она первично формировалась.

Многие жалуются на плохую память, но не жалуются на плохой ум. Между тем ум, способность устанавливать взаимосвязи и является основой памяти.

Извлечение усвоенного материала из памяти с целью использования при узнавании, припоминании, воспоминании называется актуализацией (от лат. actualis – действительный, настоящий). Необходимый материал мы ищем в памяти точно так же, как необходимую вещь в кладовой: по предметам, находящимся по соседству. Образно говоря, в фонде нашей памяти все развешено «на крючках» ассоциаций. Тайна хорошей памяти – в установлении прочных ассоциаций. Вот почему люди лучше всего запоминают то, что связано с их житейскими заботами, профессиональными интересами. Энциклопедическая эрудиция в одной области может сочетаться с невежеством в других сферах жизни. Одни факты задерживаются в нашем сознании силой других хорошо известных нам фактов. Механическое же задалбливание, зубрежка – самый неэффективный способ запоминания.

Возможности актуализации у человека значительно шире, чем это ему представляется. Трудности памяти – скорее, трудности воспроизведения, чем трудности сохранения. Абсолютного забвения впечатлений не существует.

Фонд человеческой памяти пластичен – с развитием личности происходят изменения и в структурных образованиях его памяти. Память неразрывно связана с деятельностью индивида – прочно запоминается то, что включено в активную жизнедеятельность человека, отвечает его жизненной стратегии.

Операциональная система поведения и деятельности человека, т. е. его умения и навыки – это запечатленные в памяти образы оптимальных, адекватных действий. При многократном повторении необходимых действий из них устраняются ненужные, излишние движения, в памяти закрепляется образ оптимального действия, отдельные операции интегрируются в единый функциональный комплекс.

Память, интеллект, чувства и операциональная сфера индивида представляют собой единое системное образование.

Память – это психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности.

Ключевые слова: Память

Источник: Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Материалы по теме

Основные свойства памяти

Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем…

Филогенетические уровни биологической памяти

Механизмы памяти

Ладанов И.Д., Практический менеджмент

Факторы, влияющие на запоминание

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Определение памяти

Штейнмец А.Э., Общая психология

Ассоциации и их физиологическая основа

Теплов Б.

М., Психология

Память у детей с задержкой психического развития

Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-…

Память

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПАМЯТИ

ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

Определение памяти. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. ) Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного» (И.М. Сеченов).

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее одной из узловых проблем науки. От разработки проблем памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе, казалось бы, весьма далеких от психологии, областей знаний (техники в первую очередь).

В современных исследованиях памяти в качестве центральной выступает проблема ее механизмов. Те или иные представления о механизмах запоминания составляют основу различных теорий памяти.

В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей обусловлено активизацией поисков, предпринимаемых, особенно в последние годы, представителями различных наук. К двум давним уровням изучения механизмов и закономерностей памяти — психологическому и нейрофизиологическому — сейчас прибавился третий — биохимический. Формируется также кибернетический подход к изучению памяти.

Психологические теории памяти. Психологический уровень изучения механизмов памяти хронологически старше других и представлен в науке наиболее многочисленным рядом различных направлений и теорий. Эти теории можно классифицировать и оценивать в зависимости от того, какую роль в формировании процессов памяти отводили они активности субъекта и как рассматривали природу этой активности. В большинстве психологических теорий памяти в центре внимания оказывается либо объект («материал») сам по себе, либо субъект («чистая» активность сознания) безотносительно к содержательной стороне взаимодействия субъекта и объекта, т. е. безотносительно к деятельности индивида. Отсюда неизбежная односторонность рассматриваемых концепций.

Первая группа теорий составляет так называемое ассоциативное направление. Его центральное понятие — понятие ассоциации — обозначает связь, соединение и выступает в качестве обязательного принципа всех психических образований. Этот принцип сводится к следующему: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно Друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех ее элементов.

Таким образом, необходимым и достаточным основанием для» образования связи между двумя впечатлениями ассоцианизм считает одновременность появления их в сознании. Поэтому задача более глубокого изучения механизмов запоминания перед ассоцианистами вообще не возникала, и они ограничились характеристикой внешних условий, необходимых для возникновения «одновременных впечатлений». Все многообразие таких условий было сведено к, следующим трем типам: а) пространственно-временная смежность соответствующих объектов; б) их подобие; в) их различие или противоположность.

Соответственно этим трем типам отношений между явлениями внешнего мира выделялись три типа ассоциаций — ассоциации по смежности, по сходству и контрасту. В основе указанных типов ассоциаций лежат сформулированные еще Аристотелем (384-322 до н.э.) три принципа «сцепления» представлений. Под эти три принципа ассоцианисты не без некоторого насилия подводили все многообразие связей, в том числе и причинно-следственные связи. Поскольку причина и следствие, рассуждали они, связаны определенным временным отношением («по причине этого» — всегда «после этого»), то причинно-следственные ассоциации включались ими в категорию ассоциаций по смежности.

Само понятие ассоциации прочно утвердилось в психологии, хотя его содержание в дальнейшем было существенно переосмыслено и углублено. Запоминание — это действительно связывание нового с уже имеющимся в опыте. Операция связывания становится вполне очевидной, когда нам удается поэлементно развернуть последующий процесс памяти, т.е. воспроизвести какой-либо материал. Как мы вспоминаем что-то, используя, например, прием «узелка на память»? Мы наталкиваемся на узелок; узелок отсылает нас к той ситуации, в которой он был завязан; ситуация напоминает о собеседнике; от собеседника мы идем к теме разговора и, наконец, приходим к искомому предмету. Однако если бы для образования таких цепей ассоциаций было достаточно одной только пространственно-временной смежности явлений, то тогда в одной и той же ситуации у различных людей должны были бы возникать одинаковые цепи связей. На самом же деле связи образуются избирательно, и на вопрос о том, чем детерминируется этот процесс, ассоцианизм ответа не давал, ограничившись лишь констатацией фактов, которые свое научное обоснование получили гораздо позже.

На основе критики ассоцианизма в психологии возник ряд новых теорий и концепций памяти. Их сущность в значительной степени определяется тем, что именно критиковали они в ассоциативной психологии, каково их отношение к самому понятию ассоциации.

Наиболее решительная критика ассоциативной теории памяти велась с позиции так называемого гештальтизма (от нем. Gestalt — образ). Основное понятие этой новой теории — понятие гештальта — обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих ее частей. Таким образом, элементному подходу ассоцианистов к явлениям сознания гештальтизм противопоставляет прежде всего принцип синтеза элементов, принцип первичности целого по отношению к его частям. В соответствии с этим в качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме.

Определенная организация материала, несомненно, играет большую роль в запоминании, но ее функция может быть реализована не иначе как только в результате деятельности субъекта. У гештальтистов же принцип целостности выступает как изначально данный, законы гештальта (как и законы ассоциации) действуют вне и помимо деятельности самого субъекта. С этой точки зрения гештальтизм по существу оказывается в одном ряду с теорией ассоцианизма.

В противоположность ассоцианизму и другим теориям, в которых сознание выступало как нечто пассивное, для ряда направлений в психологии характерно подчеркивание активной, деятельной роли сознания в процессах памяти. Важная роль при этом отводилась вниманию, намерению, осмысливанию в запоминании и воспроизведении и т.д. Однако и здесь процессы памяти, по существу, не связывались с деятельностью субъекта и поэтому не получали правильного объяснения. Например, намерение выступало просто как волевое усилие, как «чистая» активность сознания, не приводящая к перестройке самого процесса запоминания или припоминания.

Поскольку активность, сознательность и осмысленность запоминания связывались только с высшими этапами в развитии памяти, то применительно к низшим ее этапам использовалось все то же понятие ассоциации по смежности. Так родилась концепция двух видов связей: ассоциативных и смысловых. С ней оказалась связанной и теория двух видов памяти: механический («памяти материи») и логический («памяти духа», «абсолютно не зависимой от материи»).

В современной науке все большее признание приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессов памяти. Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта.

Экспериментально установлено и доказано, что наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Характеристики этих связей, например их прочность и лабильность (подвижность, оперативность), определяются тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова значимость этих связей для достижения предстоящих целей.

Таким образом, основной тезис этой концепции (в противовес рассмотренным выше) может быть сформулирован так: образование связей между различными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект.

Физиологические теории памяти. Физиологические теории механизмов памяти тесно связаны с важнейшими положениями учения И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании условных временных связей — это теория механизмов формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. собственно теория «запоминания на физиологическом уровне». В самом деле, условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием составляет физиологическую основу акта запоминания.

Для понимания причинной обусловленности этого акта важнейшее значение приобретает понятие подкрепления. Подкрепление (в наиболее частом виде) — это не что иное, как достижение непосредственной цели действия индивида. В других случаях — это стимул, мотивирующий действие или корригирующий его (например, в случае отрицательного подкрепления). Подкрепление, таким образом, знаменует собой совпадение вновь образовавшейся связи с достижением цели действия, а «как только связь совпала с достижением цели, она осталась и укрепилась» (И.П. Павлов). Все характеристики этой связи, и прежде всего степень ее прочности, обусловливаются именно характером подкрепления как мерой жизненной (биологической) целесообразности данного действия. Корригирующая функция подкрепления в осуществлении действия особенно полно раскрывается в трудах П.К. Анохина, показавшего роль подкрепления в регуляции активности субъекта, в замыкании рефлекторного кольца.

Таким образом, физиологическое понятие подкрепления, соотнесенное с психологическим понятием цели действия, представляет собой пункт слияния физиологического и психологического плана анализа механизмов процесса запоминания. Этот синтез понятий, обогащая каждое из них, позволяет утверждать, что по своей основной жизненной функции память направлена не в прошлое, а в будущее: запоминание того, что «было», не имело бы смысла, если бы не могло быть использовано для того, что «будет». Закрепление результатов успешных действий есть вероятностное прогнозирование их полезности для достижения предстоящих целей.

К физиологическим теориям более или менее непосредственно примыкает так называемая физическая теория памяти. Название физической она получила потому, что, согласно представлениям ее авторов, прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя в собственном смысле слова физический след. Физическая материализация следа выражается в электрических и механических изменениях синапсов (места соприкосновения нервных клеток). Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути.

Ученые полагают, что отражение объекта, например «ощупывание» предмета глазом по контуру в процессе его зрительного восприятия, сопровождается таким движением импульса по соответствующей группе нервных клеток, которое как бы моделирует воспринимаемый объект в виде устойчивой пространственно-временной нейронной структуры. Поэтому рассматриваемую теорию называют еще теорией нейронных моделей. Процесс образования и последующей активизации нейронных моделей и составляет, согласно взглядам сторонников этой теории, механизм запоминания, сохранения и воспроизведения воспринятого.

Современные нейрофизиологические исследования характеризуются все более глубоким проникновением в механизмы закрепления и сохранения следов на нейронном и молекулярном уровне. Установлено, например, что отходящие от нервных клеток аксоны соприкасаются либо с дендритами других клеток, либо возвращаются обратно к телу своей клетки. Благодаря такой структуре нервных контактов возникает возможность циркуляции реверберирующих кругов возбуждения разной сложности. В результате происходит самозаряжение клетки, так как возникший в ней разряд возвращается либо непосредственно на данную клетку, укрепляя возбуждение, либо через цепь нейронов. Эти стойкие круги реверберирующего возбуждения, не выходящие за пределы данной системы, некоторые исследователи считают физиологическим субстратом процесса сохранения следов. Здесь происходит переход следов из так называемой кратковременной памяти в долговременную. Одни исследователи считают, что в основе этих видов памяти лежит единый механизм, другие полагают, что существует два механизма с различными характеристиками. Окончательному разрешению этой проблемы будут, по-видимому, способствовать биохимические исследования.

Биохимические теории памяти. Нейрофизиологический уровень изучения механизмов памяти на современном этапе все более сближается и нередко прямо смыкается с биохимическим. Это подтверждается многочисленными исследованиями, проводимыми на стыке указанных уровней. На основе этих исследований возникла, в частности, гипотеза о двухступенчатом характере процесса запоминания. Суть ее состоит в следующем. На первой ступени (непосредственно после воздействия раздражителя) в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках. Вторая стадия, возникающая на основе первой, — это собственно биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ (протеинов). Первая стадия длится секунды или минуты, и ее считают физиологическим механизмом кратковременного запоминания. Вторая стадия, приводящая к необратимым химическим изменениям в клетках, считается механизмом долговременной памяти.

Если подопытное животное обучать чему-то новому, а затем моментально прервать кратковременную электрохимическую реакцию до того, как она начнет переходить в биохимическую, то животное не сможет вспомнить то, чему его обучали.

В одном опыте крысу помещали на площадку, находящуюся на небольшой высоте от пола. Животное тотчас же соскакивало на пол. Однако, испытав однажды боль от электрического разряда при соскакивании, крыса, помещенная на площадку даже через 24 часа после опыта, не спрыгивала с нее больше и ожидала, пока ее снимут. У другой крысы прервали реакцию кратковременного запоминания сразу после получения ею болевого ощущения. На другой день крыса вела себя так, словно с ней ничего не произошло.

Известно, что временная потеря сознания у людей также приводит к забыванию того, что происходило в непосредственно предшествующий этому событию период.

Можно думать, что стиранию подвержены те следы воздействия, которые не успели закрепиться вследствие прекращения кратковременных электрохимических реакций еще до начала соответствующих биохимических изменений.

Сторонники химических теорий памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под действием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов. Имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул нейронов, прежде всего молекул так называемых нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) считается носителем генетической, наследственной, памяти, рибонуклеиновая кислота (РНК) — основой онтогенетической, индивидуальной, памяти. В опытах шведского биохимика Хидена установлено, что раздражение нервной клетки увеличивает в ней содержание РНК и оставляет длительные биохимические следы, сообщающие ей способность резонировать на повторное действие знакомых раздражителей.

РНК очень изменчива; количество возможных ее специфических изменений измеряется числом 10-20•103 до 5-6•106; меняется контур ее компонентов, расположение их в пространстве, скорость распада и т.д. Это значит, что РНК может удержать невероятное количество кодов информации. Не исключено, что способность РНК резонировать на специфические структуры знакомых раздражителей, не отвечая на другие воздействия, составляет интимный биохимический механизм памяти.

Успехи новейших, в частности, биохимических, исследований дают немало оснований для оптимистических прогнозов относительно возможностей управления человеческой памятью в будущем. Но наряду с этими прогнозами получили хождение некоторые необоснованные, подчас фантастические идеи, например о возможности обучения людей путем прямого химического воздействия на их нервную систему, о передаче знаний с помощью специальных таблеток памяти и т. д.

В этой связи важно подчеркнуть, что, хотя процессы человеческой памяти характеризуются очень сложным взаимодействием на всех уровнях, их детерминация идет сверху, от деятельности человека. Здесь действует принцип: от целого — к его частям. В соответствии с этим и материализация следов внешних воздействий осуществляется в направлении: организм — орган — клетка, а не наоборот. Использование фармакологических катализаторов памяти существа дела изменить не может.

Это подтверждается данными специальных исследований, в которых изучали влияние различных условий жизни животного на изменение морфологической и химической структуры его мозга. Установлено, например, что у крыс, находившихся в богатой впечатлениями обстановке, активизировавшей различные их действия, кора мозга становится крупнее, толще и тяжелее, чем у животных, прозябавших в психологически обедненных условиях. Происходят специфические изменения и в химическом составе мозга развитой крысы: увеличивается, например, количество ацетилхолина — фермента, участвующего в передаче нервных импульсов. Таким образом, психологический уровень, уровень деятельности индивида, оказывается определяющим по отношению к функционированию нижележащих уровней.

Конечно, отмеченные структурные и химические изменения в клетках мозга, будучи продуктом предшествующей деятельности, становятся затем необходимым условием последующих, более сложных действий, включаясь в механизм их осуществления. Речь идет, следовательно, не о вторичности химических механизмов, а о том, что они не могут быть сформированы снизу, например! путем прямого введения в мозг соответствующих химических веществ в готовом виде. В этом смысле и следует понимать положение о детерминирующей роли вышележащих уровней функционирования процессов памяти по отношению к нижележащим.

Исследования механизмов памяти на различных уровнях, безусловно, взаимно обогащают друг друга.



Что такое память и ее определения, природа и удивительные типы/модели/теории?

Главная »fyba психология»Что такое память и ее определения, природа и удивительные типы/модели/теории?

Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий

Вы когда-нибудь испытывали стресс из-за того, что не могли вспомнить имя отца какого-либо предмета? Почему это произошло? Как вы думаете, это вызвано вашей слабой памятью? Что такое Память? это что-то вспоминает? Украшать номера? Чтение стихотворения вслух? или что-то другое. Как сделать сильную память, это сбивает с толку? Позвольте мне помочь вам понять память простым психологическим способом.

Память — это способность мозга кодировать, хранить информацию и извлекать сохраненную информацию , когда она необходима. Все эти процессы должны быть плавными, иначе будет пробел в информации, и вы можете почувствовать потерю памяти.

Содержание

  • 1 Что такое память?
  • 2 Определения памяти
  • 3 Природа памяти
  • 4 Что такое процессы памяти?
  • 5 Где Мозг хранит память?
  • 6 Какие существуют типы/модели/теории памяти?
  • 7 факторов, влияющих на память

Что такое память?

Память означает акт запоминания определенного события.

С психологической точки зрения, Память — это способность ума сохранять прошлый опыт, а затем воспроизводить его для использования, когда это потребуется в дальнейшей жизни.

Память относится к процессам, которые используются для получения, хранения, сохранения и последующего извлечения и использования в будущем

Определения памяти

Согласно Woodworth , «Память включает обучение, удержание, припоминание и распознавание». связь между ними ясно понятна.

Райберн определил: «Память — это сила, которой мы обладаем, чтобы хранить наши переживания и переносить их в поле нашего сознания иногда после того, как переживания произошли».

«Идеальное возрождение, поскольку идеальное возрождение является просто репродуктивным, в котором объекты прошлого опыта восстанавливаются, насколько это возможно, в порядке и способом их первоначального появления, называется памятью». Стаут

Природа памяти

А) Память – это физическая активность – Прослеживаемые воспоминания являются основой памяти в виде тенденций.

B) Память как психофизическая активность- Barkett, Piron & Libson Выступают за то, чтобы память в большей степени зависела от психических состояний, таких как интерес, мотивация, отношение и т. д., чем от повторения опыта.

C) Память как процесс – Сначала мы изучаем что-то, затем сохраняем (т.

D) Память как продукт – Кодирование, хранение и извлечение.

Что такое процессы памяти?

Существуют различные типы, модели и теории памяти, но все они будут иметь три основных процесса памяти: КОДИРОВАНИЕ , ХРАНЕНИЕ и ПОИСК .

Первый процесс памяти КОДИРОВАНИЕ . Таким образом, любая информация/ощущение, которое мы чувствуем, будет преобразована в форму, которую мозг может понять и использовать. Например, если вы слушаете песню ( Despacito ), ваши уши будут превращать вибрации в воздухе в нервный массаж от слухового нерва, а мозг будет интерпретировать песню.

Второй процесс памяти STORAGE. Здесь части мозга некоторое время удерживают информацию. Время удержания информации может варьироваться от нескольких секунд (сенсорная память) до времени жизни.

Третий процесс памяти ПОЛУЧЕНИЕ . Когда мы Вспоминаем имя/факты, Читаем стихотворение, Вспоминаем эмоциональное событие, Узнаем знакомое лицо или любую информацию, это процесс/шаг памяти.

Где Мозг хранит память ?

Память хранится в разных частях мозга. Поскольку информация, полученная от разных органов чувств, будет служить разным целям для мозга.

Для иллюстрации,

  1. 1. Общая информация, факты и события будут храниться в Гиппокампе, Неокортексе и Миндалине (эмоциональные воспоминания). (Генри Молисон, 1953)

2. Моторные воспоминания , такие как Как бегать/водить машину/плавать, будут храниться в Базальные ганглии и Мозжечок .

3. Сенсорная информация и краткосрочная информация будут храниться в префронтальной коре .

 

Какие существуют типы/модели/теории памяти?

Различные психологи/исследователи предлагают разные модели.

  1. Аткинсон и Шиффрин Модель/теория мультимагазина –
    1. Сенсорная память y- хранить информацию в течение 1-4 секунд
    2. Кратковременная память (STM) – хранить информацию в течение 15-30 секунд
    3. Долговременная память (LTM) – хранить информацию от нескольких лет до жизни.
  2. Модель/теория долговременной памяти Тулвинга (1972)-
    1. Эпизодическая память – хранение биографической информации о событиях/эпизодах.
    2. Семантическая память- хранение информации о значении слов, общих знаниях и т. д.
    3. Процедурная Память- хранение информации о двигательных навыках.
  3. Баддели и Хитч, Модель/теория рабочей памяти ( 1974 )-
    1. Центральный исполнительный – отфильтровать информацию для участия.
    2. Фонологическая петля – временное хранение слуховой информации.
    3. Визуально-пространственный блокнот – временное хранение визуальной и пространственной информации
    4. Эпизодический буфер – временное хранение информации для связи как с долговременной памятью, так и с компонентами рабочей памяти.
  4. Модель/теория кривой забывания Эббингауза
  5. Свидетельские показания Модель/Теория
  6. Мнемоника – Методы улучшения памяти. Используя его, вы можете укрепить свою память.

Факторы, влияющие на память
  • Здоровье
  • Внимание
  • Впечатление
  • Повторение
  • Ассоциация
  • Интеллект
  • Отношение учащегося
  • Характер учебного материала
  • Метод обучения
  • Скорость обучения

Хотите проверить свое понимание статьи выше? Нажмите здесь

 

Ссылка

Видео пользовательского контента

 

Память, модель/теория кривой забывания Эббингауза, факторы, влияющие Память, Память, Память и области мозга, Память как процесс, Память как психофизическая активность, Память как физическая активность, Модели памяти, Теории памяти, типы памяти, Мнемоника, Природа памяти, Модель/теория долговременной памяти Тульвинга ( 1972) -, Модель/теория рабочей памяти (1974) —

Значение, определения, виды и фазы памяти в психологии | Методы запоминания

Память относится к процессам, которые используются для получения, хранения, сохранения. и позже получить информацию. В

задействованы три основных процесса.

Что такое память?

Память относится к процессам, которые используются для получения, хранения, удержания. и позже получить информацию. В память вовлечены три основных процесса: кодирование , хранение и поиск . Человеческая память включает в себя способность как сохранять, так и восстанавливать информацию, которую мы узнали или испытали. Однако, как мы все знаем, это не безупречный процесс. Иногда мы что-то забываем или неправильно помним. Иногда вещи изначально неправильно закодированы в памяти.

Проблемы с памятью могут варьироваться от незначительных неприятностей, таких как забывание, где вы оставили ключи от машины, до серьезных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера и другие виды деменции, которые влияют на качество жизни и способность функционировать. Изучение человеческой памяти было предметом науки и философии на протяжении тысячелетий и стало одной из основных тем, представляющих интерес в когнитивной психологии.

Определение памяти

1. Согласно Магдугаллу , «Память означает представлять опыт прошлых событий и признавать, что они сами по себе являются прошлым опытом».

2. Согласно Стауту , «память — это идеальное повторение, при котором переживания прошлого пробуждаются в том же порядке и таким же образом, как и раньше».

3. Согласно Вудворту , «память — это прямое использование усвоенного опыта».

Фазы памяти

(i) Обучение:- Память основана только на записи обучения или опыта. Поэтому первая стадия памяти — это заучивание объекта или факта. Сознательный ум выполняет работу по обучению. На этой стадии жизненный опыт запечатлевается в нашем уме в виде мысленных впечатлений и, когда необходимо, вновь приходит в настоящее сознание.

(ii) Удержание:- Постоянное удержание в уме выученного текста или ритуалов называется дхараной. Помните, что способность удерживать находится в разном количестве у каждого человека. Говорят, что чем дольше человек что-то держит в уме, тем лучше его память. Удерживающая сила студентов, то есть подростков и девочек-подростков, больше, чем у взрослых.

(iii) Напомним:- Приведение сухих переживаний в сознание называется пратьямараной. Хорошая или плохая память человека зависит только от воспоминаний о его прошлом опыте. Как бы хорошо он ни учился, все напрасно, если он не может ничего вспомнить, когда это необходимо. Помните, что человеку приходится сталкиваться со многими трудностями при запоминании тех вещей, которые человек не носит должным образом.

(iv) Распознавание:- Увидев объект или человека, чтобы сказать, что мы видели его раньше, называется идентификацией. Другими словами, идентичность — это ментальный процесс, посредством которого мы вступаем в контакт с каким-либо объектом или человеком и рассказываем, что такое или кто есть этот человек и когда мы с ним познакомились. Помните, что узнавание и припоминание имеют такие же отношения, как разум с телом.

Как формируются воспоминания?

Для формирования новых воспоминаний информация должна быть преобразована в пригодную для использования форму, что происходит посредством процесса, известного как кодирование. Если информация была успешно закодирована, ее необходимо сохранить в памяти для последующего использования.

Большая часть этой сохраненной памяти большую часть времени находится за пределами нашего сознания, за исключением тех случаев, когда нам действительно нужно ее использовать. Процесс поиска позволяет нам довести сохраненные воспоминания до сознания.

Типы памяти

1. Сенсорная память

Сенсорная память относится к кратковременному хранению сенсорной информации. Сенсорная память — это буфер памяти, который длится очень недолго, а затем, если на него не обращают внимание и не передают для дальнейшей обработки, он забывается. Цель сенсорной памяти — дать мозгу время на обработку поступающих ощущений и позволить нам видеть мир как непрерывный поток событий, а не как отдельные его части.

2. Кратковременная память

Большая часть информации, попадающей в сенсорную память, забывается, но информация, на которую мы обращаем внимание с целью ее запоминания, может переходить в кратковременную память. Кратковременная память (КПМ) — это место, где небольшие объемы информации могут временно храниться более нескольких секунд, но обычно менее одной минуты. Информация в кратковременной памяти не хранится постоянно, а становится доступной для обработки, а процессы, которые мы используем для осмысления, модификации, интерпретации и хранения информации в СТМ, известны как рабочая память.

Методы запоминания

Обладать хорошей памятью не только полезно помнить семейный рецепт жаркого, это также важный навык на работе. Будь то запоминание имени кого-то, кого вы встретили на конференции, или припоминание цифр или дат во время встречи с вашей командой, хорошая память хороша для бизнеса. Наш мозг запоминает информацию в четыре этапа: внимание, кодирование, хранение и извлечение.

1. Внимание:- Допустим, вы находитесь на совещании, и один из ваших коллег предлагает маркетинговую идею. Информация поступает в ваш мозг через сенсорные рецепторы. Они будут удерживать эту информацию всего несколько секунд, пока ваш мозг фильтрует ее и, надеюсь, сочтет ее важной. Только когда вы сознательно воспринимаете информацию, она будет передана на следующий шаг.

2. Кодирование:- Похоже, презентация вашего коллеги была хорошей, потому что ваш мозг теперь кодирует информацию. На этом этапе он будет либо перемещен в вашу кратковременную память, либо в рабочую память. Ваша кратковременная память будет удерживать информацию в течение нескольких секунд, а в рабочей памяти вы можете удерживать ее до 20 минут. Это может быть полезно при решении математической задачи или очистке листа Excel, но не поможет вам вспомнить презентацию вашего коллеги во время телефонного разговора с клиентом в следующий четверг.

3. Хранение:- Перемещение информации из краткосрочной памяти в долговременную — это активный шаг. Ваш мозг не может принять это решение за вас, вам придется запомнить его, используя технику, которая работает для вас, но мы вернемся к этому через минуту.

4. Извлечение:- То, как вы обращаете внимание, кодируете и храните информацию, повлияет на то, насколько хорошо вы сможете извлечь ее в более поздний момент времени. Чем больше времени проходит между двумя последними шагами, хранением и поиском, тем важнее часто возвращаться и просматривать информацию, чтобы она оставалась свежей в вашей памяти.

Факторы, влияющие на память

Память, как уже говорилось, представляет собой процесс, который включает обучение, удержание и запоминание. Таким образом, все три процесса важны для хорошей памяти. Факторы, влияющие на процесс памяти у людей, следующие:

1. Способность запоминать:- Это зависит от хороших следов памяти, оставленных в мозгу прошлым опытом.

2. Хорошее здоровье:- Человек с хорошим здоровьем лучше усваивает изученный материал, чем человек со слабым здоровьем.

3. Возраст ученика:- Подростки запоминают лучше, чем пожилые.

4. Зрелость:- Очень маленькие дети не могут удерживать и запоминать сложный материал.

5. Желание помнить:- Желание помнить способствует лучшему запоминанию.

6. Интеллект:- Более умный человек будет иметь лучшую память, чем тупой.

7. Интерес:- Если у человека больше интереса, он лучше учится и запоминает.

8. Сон или отдых:- Сон или отдых сразу после обучения укрепляет связи в мозге и способствует четкой памяти.

Причины забывчивости

1. Недостаток сна:- Недостаток сна, пожалуй, самая большая недооцененная причина забывчивости. Слишком мало спокойного сна также может привести к изменениям настроения и беспокойству, что, в свою очередь, способствует проблемам с памятью.

2. Лекарства:- Транквилизаторы, антидепрессанты, некоторые лекарства от кровяного давления и другие лекарства могут влиять на память, обычно вызывая седативный эффект или спутанность сознания. Это может затруднить пристальное внимание к новым вещам. Поговорите со своим врачом или фармацевтом, если вы подозреваете, что новое лекарство ослабляет вашу память.

3. Низкая активность щитовидной железы:- Неустойчивая работа щитовидной железы может повлиять на память (а также нарушить сон и вызвать депрессию, оба из которых могут быть причинами забывчивости). Простой анализ крови может сказать, правильно ли работает ваша щитовидная железа.

4. Алкоголь:- Чрезмерное употребление алкоголя может повлиять на кратковременную память, даже после того, как действие алкоголя прошло. Хотя «слишком много» варьируется от человека к человеку, лучше придерживаться рекомендации не более двух порций в день для мужчин и не более одной порции в день для женщин. Один напиток обычно определяется как 1,5 унции (1 рюмка) крепких спиртных напитков 80, 5 унций вина или 12 унций пива.

5. Стресс и тревога:- Все, что затрудняет концентрацию и удержание новой информации и навыков, может привести к проблемам с памятью.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts