Определение памяти
Определение
Память — способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка) , эмоциональная или аффективная (память «чувств») , образная и словесно-логическая.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Сущность процесса
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.
Классификация
По времени хранении память подразделяют:
Мгновенная | 0,1 — 0,5 с | — удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации. (память — образа). |
Кратковременная | до 20 с | — представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация которая привлекает к себе повышенное внимание. |
Оперативная | до нескольких дней | — хранение информации в течении определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком. |
Долговременная | Неогран. | — хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты. |
Генетическая | — информация которая храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. | |
Зрительная | — сохранение и воспроизведение зрительных образов. | |
Слуховая | — запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. | |
Двигательная | — запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. | |
Эмоциональная | — память на переживания. То что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. | |
Осязательная, обонятельная, вкусовая … | — удовлетворение биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма. |
По характеру участия воли в процессах:
Непроизвольное запоминание | — происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи. |
Произвольное запоминание | — процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. При условии наличия мнемической задачи. |
Развитие процесса
Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности.
И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.
См. также
Память
- Актуализация
- Амнезия детства
- Ассоциации как способ запоминания
- Вербальная память
- Виды памяти
- Виды памяти и их особенности
- Влияние впечатлений и эмоций на память
- Воспроизведение
- Вспышки памяти
- Долговременная память
- … и другое
Определение памяти
19.08.2012
Термин «память» применяется не только в психологии. Мы слышим о памяти вычислительных машин и соответствующих единицах ее измерения. Выясняется, что в условиях термообработки некоторые сплавы металлов могут «запоминать
» и «воспроизводить» свою форму. Однако тут речь в лучшем случае идет о техническом моделировании (кстати сказать, весьма неполном) человеческой памяти. Память, которую нам предстоит изучать, следует также отграничить от видовой памяти, благодаря которой по биологическим законам (а не психологическим) происходит воссоздание любого организма — от растения до человека. Говоря иначе, это генетическая программа, с помощью которой организм наследует существенные черты своих предков. Инстинктивное поведение — это тоже реализация ресурсов видовой памяти. Предметом психологии является индивидуальная память человека (и аналогичная память животного) как один из важнейших регуляторов его поведения и деятельности.Память — это познавательный психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком (или животным) своего опыта под влиянием жизненных обстоятельств. Память — это «процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)». Последнее важно подчеркнуть:
Работа памяти создает условия для усвоения человеком знаний и их использования в новых условиях, для освоения речи, развития мышления и воображения. Вне этой работы невозможно ни научение, ни учение. Что было бы, если бы образы предметов и явлений, возникающие в психике (сознании) тут же бесследно исчезали? Человек, по выражению И.М.Сеченова, оставался бы «вечно в положении новорожденного».
Синонимом термина «память» можно считать слово греческого происхождения — «мнема», легко ассоциирующееся с именем богини памяти и девяти муз Мнемозины. Отсюда понятно широкое использование в психологии таких понятий, как « мнемическая функция» (функция памяти), «мнемическая задача» (задача на запоминание), «мнемоника» или «мнемотехника» (совокупность приемов запоминания) и др.
Самой старой теорией памяти является ассоциативная теория. Если впечатления возникают в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними возникает связь (ассоциация). В последующем актуализация в сознании какого-либо одного из элементов связи влечет за собой воспроизведение других элементов. От Аристотеля идет различение ассоциаций по сходству (встретившись с человеком, можно вспомнить другого, чем-то на него похожего), по контрасту (у школьника, слушающего рассказ о пустыне Сахаре, непреднамеренно «всплывают» в памяти ранее сложившиеся представления о Заполярье), по смежности (через несколько месяцев после посещения концерта человек по радио услышал песню, которая тогда исполнялась, и тут же вспомнил знакомого, которого встретил в антракте).
Учение об ассоциациях помогает понять многие явления, относящиеся к умственной активности человека и его мышлению. Разумеется, ассоциативные процессы имеют большое значение в учебной деятельности, в усвоении и воспроизведении учебного материала. Однако учение об ассоциациях следует отличать от ассоционизма, в классическом варианте которого понятие об ассоциациях стало объяснительным принципом всей познавательной сферы человека.
С развитием естественных наук стали раскрываться физиологические механизмы памяти. В частности, исследователей привлекли электромеханические изменения в синапсах (в областях контакта нервных клеток друг с другом) при прохождении нервного импульса по группе нейронов, а также факт многократного прохождения импульса через одни и те же синапсы. В этом факте был усмотрен процесс консолидации следа памяти как механизм перевода информации из кратковременной памяти в долговременную.
Существует также «химическая гипотеза» памяти — о роли молекул РНК (рибонуклеиновой кислоты) в мнемических процессах. Предполагается, что эти процессы связаны с изменением последовательности оснований в указанных молекулах.Эти и другие аналогичные исследования не всегда приводят к согласующимся друг с другом результатам, что, вероятно, надо считать закономерным на пути формирования единой теории памяти.
Ключевые слова: Память
Источник: Штейнмец А.Э., Общая психология
Материалы по теме |
---|
Приемы улучшения и развития памяти Сухарев В. — Психология интеллекта |
Память и обучение. Модусы обучения Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012… |
Объем и быстродействие памяти . .. |
Нейрофизиологические и психофизиологические механизмы памяти Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Нейронные и биохимические теории памяти Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
Память младенца Абдурахманов Р.А., История психологии |
Научение и память Крылов А.А., Психология |
Различие в памяти у девочек и мальчиков Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии… |
Что такое память и ее определения, природа и удивительные типы/модели/теории?
Главная »fyba психология»Что такое память и ее определения, природа и удивительные типы/модели/теории?
Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий
Вы когда-нибудь испытывали стресс из-за того, что не могли вспомнить имя отца какого-либо предмета? Почему это произошло? Как вы думаете, это вызвано вашей слабой памятью? Что такое Память? это что-то вспоминает? Украшать номера? Чтение стихотворения вслух? или что-то другое. Как сделать сильную память, это сбивает с толку? Позвольте мне помочь вам понять память простым психологическим способом.
Память — это способность мозга кодировать, хранить информацию и извлекать сохраненную информацию , когда она необходима. Все эти процессы должны быть плавными, иначе будет пробел в информации, и вы можете почувствовать потерю памяти.
Содержание
- 1 Что такое память?
- 2 Определения памяти
- 3 Природа памяти
- 4 Что такое процессы памяти?
- 5 Где Мозг хранит память?
- 6 Какие существуют типы/модели/теории памяти?
- 7 факторов, влияющих на память
Память означает акт запоминания определенного события.
С точки зрения психологии, Память — это способность ума сохранять прошлый опыт и затем воспроизводить его для использования в будущем, когда это потребуется.
Память относится к процессам, которые используются для получения, хранения, сохранения и последующего извлечения и использования в будущем
Определения памятиСогласно Woodworth , «Память включает обучение, удержание, припоминание и распознавание». связь между ними ясно понятна.
Райберн определил: «Память — это сила, которой мы обладаем, чтобы хранить наши переживания и переносить их в поле нашего сознания иногда после того, как переживания произошли».
«Идеальное возрождение, поскольку идеальное возрождение является просто репродуктивным, в котором объекты прошлого опыта восстанавливаются, насколько это возможно, в порядке и способом их первоначального появления, называется памятью». Стаут
Природа памятиА) Память – это физическая активность – Прослеживаемые воспоминания являются основой памяти в виде тенденций.
B) Память как психофизическая активность- Barkett, Piron & Libson Выступают за то, чтобы память в большей степени зависела от психических состояний, таких как интерес, мотивация, отношение и т. д., чем от повторения опыта.
C) Память как процесс – Сначала мы изучаем что-то, затем сохраняем (т.
D) Память как продукт – Кодирование, хранение и извлечение.
Что такое процессы памяти?Существуют различные типы, модели и теории памяти, но все они будут иметь три основных процесса памяти: КОДИРОВАНИЕ , ХРАНЕНИЕ и ПОИСК .
Первый процесс памяти КОДИРОВАНИЕ . Таким образом, любая информация/ощущение, которое мы чувствуем, будет преобразована в форму, которую мозг может понять и использовать. Например, если вы слушаете песню ( Despacito ), ваши уши будут превращать вибрации в воздухе в нервный массаж от слухового нерва, а мозг будет интерпретировать песню.
Второй процесс памяти STORAGE. Здесь части мозга некоторое время удерживают информацию. Время удержания информации может варьироваться от нескольких секунд (сенсорная память) до времени жизни.
Третий процесс памяти ПОЛУЧЕНИЕ . Когда мы Вспоминаем имя/факты, Читаем стихотворение, Вспоминаем эмоциональное событие, Узнаем знакомое лицо или любую информацию, это процесс/шаг памяти.
Где Мозг хранит память ?Память хранится в разных частях мозга. Поскольку информация, полученная от разных органов чувств, будет служить разным целям для мозга.
Для иллюстрации,
- 1. Общая информация, факты и события будут храниться в Гиппокампе, Неокортексе и Миндалине (эмоциональные воспоминания). (Генри Молисон, 1953)
2. Моторные воспоминания , такие как Как бегать/водить машину/плавать, будут храниться в Базальные ганглии и Мозжечок .
3. Сенсорная информация и краткосрочная информация будут храниться в префронтальной коре .
Какие существуют типы/модели/теории памяти?
Различные психологи/исследователи предлагают разные модели.
- Аткинсон и Шиффрин Модель/теория мультимагазина –
- Сенсорная память y- хранить информацию в течение 1-4 секунд
- Кратковременная память (STM) – хранить информацию в течение 15-30 секунд
- Долговременная память (LTM) – хранить информацию от нескольких лет до жизни.
- Модель/теория долговременной памяти Тулвинга (1972)-
- Эпизодическая память – хранение биографической информации о событиях/эпизодах.
- Семантическая память- хранение информации о значении слов, общих знаниях и т. д.
- Процедурная Память- хранение информации о двигательных навыках.
- Баддели и Хитч, Модель/теория рабочей памяти ( 1974 )-
- Центральный исполнительный – отфильтровать информацию для участия.
- Фонологическая петля – временное хранение слуховой информации.
- Визуально-пространственный блокнот – временное хранение визуальной и пространственной информации
- Эпизодический буфер – временное хранение информации для связи как с долговременной памятью, так и с компонентами рабочей памяти.
- Модель/теория кривой забывания Эббингауза
- Свидетельские показания Модель/Теория
- Мнемоника – Методы улучшения памяти. Используя его, вы можете укрепить свою память.
- Здоровье
- Внимание
- Впечатление
- Повторение
- Ассоциация
- Интеллект
- Отношение учащегося
- Характер учебного материала
- Метод обучения
- Скорость обучения
Хотите проверить свое понимание статьи выше? Нажмите здесь
Ссылка
Видео UGC
Память, Память, Память и области мозга, Память как процесс, Память как психофизическая активность, Память как физическая активность, Модели памяти, Теории памяти, типы памяти, Мнемоника, Природа памяти, Модель/теория долговременной памяти Тульвинга ( 1972) -, Модель/теория рабочей памяти (1974) —
памяти | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Память — это способность мозга кодировать, хранить и извлекать информацию. Это запись опыта, который направляет будущие действия.
Память включает в себя факты и детали переживаний, которые люди сознательно вызывают в памяти, а также укоренившиеся знания, которые всплывают на поверхность без усилий или даже осознания. Это одновременно и краткосрочное хранилище информации, и более постоянная запись того, что вы узнали. Типы памяти, описанные учеными, включают эпизодическую память, семантическую память, процедурную память, рабочую память, сенсорную память и проспективную память.
У каждого вида памяти есть свое применение — от ярких воспоминаний эпизодической памяти до функционального ноу-хау процедурной памяти. Тем не менее, есть общие черты в том, как работает память в целом, и в ключевых структурах мозга, таких как гиппокамп, которые являются неотъемлемой частью разных видов памяти.
В дополнение к роли памяти, позволяющей людям понимать, ориентироваться и делать прогнозы о мире, личные воспоминания обеспечивают основу для богатого ощущения себя и своей жизни и вызывают такие переживания, как ностальгия.
Чтобы узнать больше, см. Типы памяти , Как работает память и Личные воспоминания и ностальгия .
Забывчивость и проблемы с памятью
Потеря памяти — неизбежная обратная сторона человеческой способности запоминать. Забывание, конечно, нормально и случается каждый день: мозг просто не может хранить постоянную запись всего, что человек переживает и узнает. А с возрастом типично некоторое ухудшение памяти. Существуют стратегии, позволяющие справиться с такой потерей, например, использование вспомогательных средств для запоминания, таких как календари и заметки-напоминания, или рутинное размещение предметов, которые могут быть потеряны.
Однако в более тяжелых случаях память может быть необратимо повреждена деменцией и другими нарушениями памяти. Деменция — это потеря когнитивных функций, которая может иметь различные причины, наиболее распространенной из которых является болезнь Альцгеймера. Люди с деменцией испытывают прогрессирующую потерю функций, так что потеря памяти может начаться с незначительной забывчивости (например, о том, что они недавно поделились историей) и постепенно прогрессировать до трудностей с запоминанием новой информации, узнаванием знакомых людей и другими важными функциями памяти. Профессиональная оценка может помочь определить, является ли легкая потеря памяти у человека следствием нормального старения или признаком серьезного заболевания.
Нарушения памяти также включают множественные типы амнезии, возникающие не в результате таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера, а в результате черепно-мозговой травмы или других причин. Люди с амнезией теряют способность вспоминать прошлую информацию, сохранять новую информацию или и то, и другое. В некоторых случаях потеря памяти носит постоянный характер, но бывают и временные формы амнезии, которые проходят сами по себе.
Чтобы узнать больше, см. Потеря памяти и Нарушения памяти .
Создание лучшей памяти
Хотя память естественным образом ухудшается с возрастом, многие люди сохраняют остроту ума. Как они это делают? Гены играют определенную роль, но профилактические меры, включая регулярные физические упражнения, здоровое питание и достаточный сон, а также поддержание активности и напряженности мозга, могут помочь предотвратить потерю памяти.
Наука о памяти также показывает, как каждый может улучшить свою память, независимо от того, является ли целью оттачивание памяти в долгосрочной перспективе или просто сдача экзаменов в этом семестре. Уловки с краткосрочной памятью включают мнемонические приемы (такие как акронимы и категоризация), разделение учебного времени и самопроверку ради запоминания информации. Сон и физические упражнения — другие усилители памяти.
Усердно практикуясь с методами улучшения памяти, некоторые люди тренируются запоминать невероятное количество информации, например, длинные последовательности слов или цифр. Однако для небольшого числа людей экстраординарные способности памяти являются естественными. К числу таких одаренных запоминающих относятся ученые, у которых мощная память сочетается с некоторыми когнитивными нарушениями или отклонениями в развитии нервной системы, а также люди с типичным интеллектом, которые помнят исключительное количество подробностей своей жизни.
Чтобы узнать больше, см. Как улучшить память и Экстраординарные способности памяти .
Роль памяти в психическом здоровье
Память является ключевым элементом при определенных состояниях психического здоровья: нарушение функции памяти может способствовать дистрессу или может совпадать с основным расстройством. Забывчивость связана с депрессией; связи в памяти, например, связанные с опасными ситуациями или сигналами, связанными с наркотиками, являются неотъемлемой частью тревожных расстройств и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ; а посттравматические симптомы переплетаются с памятью о травмирующих переживаниях.