Определение родительство это: Родительство | это… Что такое Родительство?

Содержание

формирование осознанного родительства на портале Ya-roditel.ru.

Главная

Ответственное родительство

Мамы и папы стремятся думать и заботиться о своем ребенке. Но каждый ли является ответственным родителем? Ведь доброта и забота – совсем не то же самое, что ответственность. Что же важно, когда ты – родитель? Легко ли быть ответственным родителем и что это такое, рассказывает портал Я-родитель.

Наверняка каждый родитель в какой-то момент жизни задается вопросом, насколько хорошо он исполняет свои родительские функции, сможет ли он сделать своих детей счастливыми. Этот вопрос порождает большое количество тревог и сомнений. Зачастую остается непонятным, что же должны делать мамы и папы, чтобы быть «хорошими».

Легко ли быть ответственным родителем и что это такое, рассказывает портал Я-родитель.

Что такое ответственное родительство

В обществе существует мнение о том, что с ребенком обязательно надо дружить. Таким образом, понятие родительской ответственности часто подменяется понятиями доброго отношения, заботы и расположения к ребенку – это, несомненно, важные компоненты родительства, но недостаточные.

По мнению специалистов, ответственный родитель, в первую очередь, – зрелый человек, способный отвечать за свои поступки и за свою жизнь, ведь, если этого нет в отношении самого себя, как можно говорить об ответственности за маленького человека? Являясь зрелой личностью, человек в состоянии обеспечить себя работой, жильем и создать благоприятные условия для развития ребенка.

Итак, ответственное родительство это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания:

  1. Коммуникативная сторона – это регулярное общение с ребенком. В условиях современного мира, полного опасностей и соблазнов, родитель должен быть всегда в курсе того, что происходит в жизни ребенка – его интересов и предпочтений, по возможности разделять их и иметь на него влияние.
  2. Эмоциональная сторона – родитель должен быть готов не просто слушать ребенка и говорить с ним на важные темы, стараясь избегать оценок в суждениях и осуждения, но выступать в роли помощника и советчика, вызывать в ребенке ответную реакцию, давать ему возможность обсуждать проблемы и делиться своими переживаниями.


  1. Экономическая сторона – сейчас даже обучение в государственных образовательных структурах становится все более затратным. Поэтому родитель должен иметь возможность оплачивать обучение ребенка, обеспечить его необходимой одеждой, желательно, карманными деньгами.
  2. Охранительная сторона – сохранение и укрепление здоровья ребенка, что в условиях современного российского общества становится очень актуальным и полностью ложится на плечи родителей;


  1. Нормативная сторона – родителю необходимо выступать в роли эксперта, обладающего опытом общения с социальными институтами. Это означает, что ребенка надо учить следовать правилам, установленным обществом, в котором он живет.
  2. Духовная сторона – способность привить ребенку базовые жизненные ценности, такие как семья, культура. Родители должны научить ребенка ценить свои жизнь и здоровье. Дети, как известно, сильно подвержены влиянию сверстников, информационных ресурсов и окружающих взрослых, будь то положительный или негативный опыт. Поэтому в детском возрасте особенно важно наличие рядом взрослых, которые хранят духовное наследие и в состоянии передавать его своим потомкам. Ведь, не имея собственного мнения и понятия о том, что есть зло, а что добро, не умея самостоятельно анализировать ситуацию и принимать решения, ребенок легко может стать объектом манипуляции.

Задачи ответственного родительства

Специалистами был проведен опрос, в ходе которого было выявлено, что сами родители важными задачами ответственного родителя считают:

  • сохранение здоровья и жизни ребенка;
  • материальное обеспечение – обеспечить ребенка одеждой, питанием, дать ему достойное образование;
  • находить время для ребенка, уделять ему внимание, проводить досуг вместе.

Последнюю задачу родители обычно называют в последнюю очередь и не уделяют ей достаточного внимания, считая, что обеспечивая ребенка материально, они уже полноценно выполняют свою родительскую функцию. В ход идут объяснения, подкрепленные тем, что взрослые большую часть времени проводят на работе, стараясь обеспечить достойную жизнь своим детям, и на общение у них просто не остается ни сил, ни времени. Но необходимо помнить, что это крайне важная составляющая ответственного родительства, и часто для ребенка семейный поход в кино в разы ценнее покупки новой игрушки. Позже, в подростковом возрасте, отдаляясь от семьи, погружаясь в свои субкультуры, в объяснениях ребят проскальзывает обида на маму с папой, нередко они говорят о том, что «родители только и делали, что работали, рядом их не было, а сейчас они мне уже не нужны».

Кроме этого немаловажными задачами являются:

  • Предупреждение родителями развития пагубных привычек у детей, путем развития духовного и нравственного компонентов, создавая доверительную обстановку в семье.
    Разговаривая про курение и алкоголь, очень важно не создавать «искусственный ажиотаж» вокруг этой темы, поощрять стремление ребенка делиться своими размышлениями на эту тему, знать, в какой компании он проводит свое свободное время.
  • Умение оказать поддержку и защитить в сложных ситуациях. Дети очень уязвимы, они обладают подвижной нервной системой, впечатлительны и часто все воспринимают очень остро. Поэтому сложной в детском возрасте может быть любая ситуация, которая ребенка заставит переживать более интенсивные эмоции, чем обычно, даже если родителям кажется, что это сущий пустяк. Родители должны постараться избегать фразы «не стоит расстраиваться из-за такой мелочи», вместо этого стоит признать право ребенка на его чувства – будь то разочарование, злость, обида, и помочь ему справиться.


  • Собственным примером учить ребенка стойкости и упорству, прививать трудолюбие и любовь к учебе.

Факторы, определяющие ответственного родителя

  1. Прочная, дружная семья, воспитывающая детей на основе преемственности поколений. Важным моментом являются супружеские отношения в семье, если в семье оба родителя, удовлетворенность браком и отношениями в нем. Родителям стоит выделять время на совместный досуг, ведь счастливые, любящие, понимающие родители – залог спокойствия любого ребенка.
  2. Духовно-нравственное благополучие. Оно предполагает умение родителей донести до ребенка духовно-нравственные и национальные ценности, которые должны быть основаны на понимании различия добра и зла, лжи и истины. Именно они должны впоследствии стать основополагающими в отношениях между людьми, в семье и обществе.
  3. Внимательное отношение к состоянию здоровья членов семьи. Ответственный родитель должен внимательно следить и за своим здоровьем, проходить ежегодно медицинский осмотр с целью ранней диагностики заболеваний, поддерживать свое здоровье на должном уровне.
    Ведь воспитание ребенка требует большого количества сил, а при отсутствии здоровья их взять просто неоткуда.
  4. Социально-бытовое благополучие, материальное благополучие. Для гармоничного развития ребенку необходимо создать развивающую среду, что в отсутствии данного фактора невозможно. Это обусловлено тем, что в условиях современного общества большинство услуг, связанных с образованием и развитием, оказывается на платной основе.
  5. Отсутствие хронических семейных конфликтов – между родителями и ребенком, в супружеской подсистеме, между поколениями – с бабушками и дедушками. Ребенок, как правило, в семейной ситуации выступает в роли «хранителя спокойствия», очень болезненно переносит любые конфликты и старается всячески их разрешить. При этом основные задачи развития, свойственные данному возрасту, отходят на второй план. Ребенок полностью погружается в семью, в качестве симптома могут выступать такие проявления как неуспеваемость, уходы из дома, непослушание и протестное поведение и т.
    д.
  6. Единый подход к воспитанию ребенка со стороны обоих родителей. Дети очень тонко чувствуют любое несоответствие. И в случае, если папа строгий, а мама все разрешает, он быстро научится лавировать и проблемы с поведением неизбежно появятся. Для ребенка очень важно, чтобы в вопросах воспитания все члены семьи были крайне последовательны и постоянны. Установленные правила должны быть приняты родителями совместно и соблюдаться всей семьей – это закладывает фундамент семейной иерархии. В случае несогласия мамы и папы в каком-то вопросе, это стоит обсуждать в отсутствии ребенка, иначе есть риск зародить в ребенке сомнения и тревогу.


  1. Здоровый образ жизни семьи – только своим примером родители могут привить ребенку любовь к спорту и хорошие привычки.

Легко ли в наше время быть ответственным родителем? В условиях современного мира, когда зачастую каждый день расписан по минутам, приходят домой лишенными сил. И все же необходимо найти время для общения с ребенком.

Ведь для того, чтобы быть ответственным родителем нужно уделять ребенку не так много времени. Посвящайте общению с любимым чадом хотя бы полчаса ежедневно.

Для младшего школьника важно чувствовать, что с началом нового этапа он стал не просто учеником с кучей домашних заданий, а остался любимым ребенком. Полезно в выходные устраивать семейные прогулки в парк или культурные походы в театр, цирк, зоопарк и т.д., продолжать играть с ребенком и слушать его.

Подросткам в этот непростой период их жизни необходимо ощутить участие и понимание взрослых. В этом возрасте очень опасно упускать ребенка из-под своего влияния, есть риск попасть в зону отчуждения и потерять авторитет. Поэтому неплохо с момента появления у ребенка осознанности завести ежедневные семейные ритуалы, например, вечерние чаепития, когда вся семья собирается за одним столом и каждый может поделиться впечатлениями о прожитом дне и своими размышлениями. Это поможет быть в курсе событий, происходящих в жизни подростка, а также передать в ненавязчивой форме опыт старших поколений.

Прежде чем подарить этому миру новую жизнь, ответьте себе на вопрос:

«Готов ли я с момента рождения ребенка нести за него ответственность и разделять все его печали и радости?». Только осознанно подходя к вопросу семьи и родительства, мы сможем вырастить своих детей счастливыми.

Мария Меролаева

Пройдите тест и определите, насколько вы ответственный родитель. Психологи портала Я-родитель подготовили небольшие рекомендации мамам и папам, как следует себя вести с ребенком, чтобы он рос счастливым.

НАСКОЛЬКО ВЫ ОТВЕТСТВЕННЫЙ РОДИТЕЛЬ?

Родительство — это осознанная ответственность

Родительство — это осознанная ответственность gif»>

За последние 10 лет количество разводов в России выросло в 1,5 раза. У молодоженов отсутствуют элементарные знания о создании семьи, а этому следует учить ещё со школьной скамьи. О решении этой проблемы поведала Надежда Николаевна Белик, руководитель научно-практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи, заслуженный работник культуры РФ, Почетный гражданин Нижегородской области.

Во все времена среди самых высоких положений, которые может занимать человек, – это статус родителя. И среди всех самых незаменимых профессий на Земле главная профессия – Родитель. Не только потому, что это единственная профессия, которая сама себя воспроизводит, но и потому, что именно она определяет траектории рождения всех прочих профессий.

Роль родительства во всём мире человеческом неоценима, уникальна своей главной миссией – воспроизводства Мира и продолжения жизни на Земле. Мы все – чьи-то дети. И наши дети – будущие родители.

«Мы все слагаемся в этом лоне, – замечал великий философ И. А. Ильин, – со всеми нашими возможностями, чувствами, хотениями: и каждый из нас остается в течение всей жизни и духовным представителем своей отечески-материнской семьи, и силой духовного служения Родине, государству».

И когда мы говорим сегодня о несовершенстве семьи как воспитательного института и в целом о демографическом кризисе, нам очевидны корни этого состояния. Они – в безосновательном отношении к ребёнку не как к единственной «пуповине», связывающей поколения и как «абсолютной ценности», заключающей в себе идеальное воплощение самой жизни, а как к дорогой «собственности», от которой (как показывают многократные социологические исследования) можно легко отказаться или не задумываться об истинной цене неосознанного родительства.

По некоторым оценкам, сейчас в России распадается каждый второй брак. Десять лет назад распадался каждый третий. Рост огромный – в полтора раза! Ведь это разбитые надежды на счастье, несчастные дети, страдающие безвинно. За первые четыре года совместной жизни происходит около 40% разводов, а за девять – около 2/3 их общего числа.

Были проведены исследования, которые показали, что главная причина разводов – психологическая и практическая неподготовленность супругов к семейной жизни (42% разводов). Эта неподготовленность проявляется в грубости супругов, взаимных оскорблениях и унижениях, невнимательном отношении друг к другу, нежелании помогать в домашних делах и воспитании детей, неумении уступать друг другу, в отсутствии общих духовных интересов. Каждый четвертый ребёнок рожден вне брака.

Всё это происходит на фоне целенаправленного информационного воздействия на умы жителей всей планеты. С экранов телевидения передаются установки, рекламирующие поведение наркоманов, неверных друг другу супругов, преступников и насильников. Основные положения, утверждаемые информационными потоками настоящего времени: необходимость раннего начала половой жизни у подростков; вред полового воздержания в юном возрасте; пропаганда гражданского, или «свободного», «пробного» брака; активная, похожая на атаку, защита прав сексуальных меньшинств.

Естественным результатом утверждения подобных установок стало общее разочарование в традициях брака и семьи. Видя явный провал в семье своих родителей, молодежь сама не уверена в собственном успехе на семейном поприще. Более того, оспаривается сама необходимость создания семьи. Мол, мы и так друг друга любим.

Что более всего тревожит – «уставшие», «замотанные» мамы и папы, зачастую сами недолюбленные в детстве, множат такое явление, как детское одиночество, и это умножает количество детей, находящихся в социально опасном положении.

Государство, встревоженное состоянием воспитания и понимая важнейшую роль семьи в формировании ценностно-целевой основы будущих поколений, все последние годы принимает важнейшие глобальные меры по укреплению и развитию семьи как приоритетного стратегического направления и главного социального института.

Но ни один, даже самый главный научно обоснованный государственный документ не будет реализован в жизни, пока не наступит ответственность каждого из нас за выполнение самой главной статьи в Конституции РФ – «Родители несут ответственность за воспитание своих детей».

И пока каждый из нас (ибо все мы прежде всего родители) не осознает свою собственную роль в решении главной проблемы – непрерывного родительского образования, которое предполагает самовоспитание и саморазвитие родителей изначально.

Осознанная ответственность за рождение ребёнка (новой жизни), когда родители начинают управлять развитием этого уникального процесса, происходящего девять месяцев в материнском лоне, в первом глотке грудного молока, с которым мать передает свои силы гены, нежность, любовь.

Осознанность в понимании смысла жизни ради ребёнка, а значит, в самокорректировании всего семейного уклада, формировании родительской позиции, образа семьи и семейных ценностей.

И в первую очередь, понимание сформированности предметных и межпредметных компетенций и положительных установок на развитие качественной нравственной гуманистической личностно доброжелательной атмосферы в семье.

Почему нужно учиться осознанию своего родительского долга и поэтому непрерывно учиться?

Во-первых, потому что родители – первые и главные учителя своего ребёнка. Жан-Жак Руссо утверждал: «Родители всегда предыдущие воспитатели. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей».

«И только человек высокой культуры и духовности может воспитать личность», – утверждал Ш. А. Амонашвили.

Во-вторых, потому что семья есть первый социальный государственный институт. Именно родители учат ребёнка видеть мир, понимать его и уже жить в нём с первых шагов. Первые законы всех государств и народов – о брачно-семейных отношениях.

Любая семья – это всегда система, нечто целое, единый организм, живущий по своим законам. Система отличается от простой совокупности элементов тем, что в ней нельзя изменить ничего относительно одного элемента, не затронув при этом и всех остальных.

Выходит, семья – это школа жизни ребёнка. И родители обязаны знать самые передовые методики и технологии физического, духовного, интеллектуального и нравственного развития. Семья учит ребёнка своим примером расти гражданином своей страны.

В-третьих, потому что семья – это родословная история Мира, это родословная история Отечества, это духовное родство поколений, каждое из которых привносит в будущее свои ценности.

Именно семейная родословная открывает ребёнку его кровные связи и понимание ценности семьи, человеколюбия, чести, истины, воли, веры, справедливости, культуры, дружбы, надежности.

В-четвертых, потому что семья – это школа любви. Только в благополучной семье человек становится человеком высоких ценностей, чести, настоящей любви, глубокого сердца, и, как следствие, толерантным и патриотичным гражданином.

В своей семье человек с самого рождения развивает способность любить, начиная с любви ребёнка, затем любви к братьям и сестрам, затем постигая супружескую любовь и, в конце концов, любя собственных детей. Не побывав в роли ребёнка, человеку, например, будет очень трудно быть родителем. А не видя любовь папы и мамы, он будет испытывать трудности при создании собственной семьи.

Чему учится ребёнок в отношениях с родителями? Самое главное – нормам нравственного поведения, ценностям. Обычно ребёнок повторяет успешный опыт родителей в своей личной жизни. Отношения между родителями – это своеобразный учебник любви.

Любя братьев и сестер в своей семье, ребёнок учится дружить и, что ещё важнее, строить гармоничные отношения с противоположным полом. Это своеобразная подготовка к браку. Известно, если мальчик воспитывался в благополучной семье, ещё лучше – вместе с сестрой, близкой по возрасту – чуть моложе или чуть старше, то практически наверняка в браке он будет счастлив. У таких мужчин доля разводов составляет всего лишь 20%.

Став родителем, человек постигает всю глубину родительской любви. Не став родителем, человек не может считать себя полностью реализованным, несмотря на все свои творческие достижения.

Родительская любовь имеет огромное значение для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

В. В. Путин, выступая на форуме молодежи (Селигер, 2014 год), отметил: «Три главные ценности в жизни я бы назвал так: первое – это сама жизнь, это самая большая ценность, далее – любовь и свобода. В любви вообще заключается весь смысл жизни, бытия. Это и любовь в семье, детям, к Родине. Это такое многообразное явление, которое в основе всякого нашего действия находится».

Одно ясно – если мы не наполняем ребёнка любовью, то откуда он возьмет эту энергию, чтобы любить других?

В-пятых, потому что семья – это кладезь мудрости, ведь именно в семье ребёнок учится поступать на примере поступков взрослых людей, бабушек, дедушек, дядей, тетей, старших сестер и братьев, а также на примере семейных традиций, реликвий, судеб.

Тысячи прочитанных мною детских творческих работ – сильный жизненный урок. Этот поток благодарных социальных оценок открывает нам дверь в мир ребячьих мыслей, открытий, неповторимой детской мечты, их стремлений сделать нас лучше. Именно в семье ребёнок усваивает практические истины и формирует комплекс ценностей.

В-шестых, потому что семья – оазис физического и нравственного здоровья. Только семья может уберечь ребёнка от грубости, жестокости, унижения, грязной речи, всего того, что разрушает психическое и душевное здоровье ребёнка. Только семья своевременно сохранит от болезни и будет до конца биться за вылечивание физических и духовных ран.

И наконец, потому что семья – это школа супружества, сотворчества, коммуникативных межличностных и поливозрастных уроков.

Вот почему, понимая значение осознанного родительства и ответственности семьи за воспитание подрастающего поколения, утвержденная департаментом образования г. Нижний Новгород городская Концепция семейной политики соединила, обобщила, аккумулировала результаты исследования ученых и многолетнего опыта образовательных учреждений, направлена на дальнейшее повышение качества работы по формированию у учащихся осознанного ответственного отношения к своему будущему родительству.

Этому был посвящен очередной городской смотр «Растить семьянина», который направлен на усиление роли педагогических коллективов в повышении ответственности педагогов, психологов, классных руководителей, прежде всего, родителей в формировании у учащихся гражданского сознания, веры в духовный и нравственный смысл своей жизни, стремления к выполнению важной миссии – будущего родителя.

Отмечая положительный опыт, выявленный в ходе городского смотра, анализируя состояние важнейшего участка работы образовательных учреждений, каким является формирование у обучающихся ответственного осознанного отношения к будущей семейной жизни и родительству, следует обратить внимание на нерешенные проблемы:

  1. Лишь в 25% МОУ разработаны программы по подготовке обучающихся к будущей семейной жизни или разработаны разделы в общешкольной программе развития семейного воспитания.
  2. Во многих школах эта работа ведется бессистемно. Отсутствие обязательной учебной дисциплины не актуализирует ценность данного направления, вынуждает педагогические коллективы к самостоятельному поиску форм работы по этому направлению, на что времени не хватает, а значит, нет системы формирования у учащихся (особенно у девочек) ответственности за цельность здоровья, особенно репродуктивного. Во многих МОУ не изучается лучший опыт работы, не накапливается методический, учебно-наглядный материал для проведения занятий.
  3. В профессиональной подготовке педагогов и родителей, в работе с обучающимися слабо используются научно-методические рекомендации, разработанные и апробированные учеными и практиками Нижнего Новгорода, рекомендованные научным советом НИРО, департаментом образования, научно-практической лабораторией по проблемам воспитания и семьи, а также другие продуктивные традиционные и инновационные технологии, используемые в ряде образовательных учреждений.
  4. Недостаточно используются возможности базисных обучающих предметов (биологии, литературы, ОБЖ), а также школьных библиотек и медиацентров для формирования этической культуры и моделирования образов будущего отцовства и материнства.
  5. Не уделяется должного внимания работе с семьями, их участию в городских проектах и акциях, о чём свидетельствует уменьшающееся с каждым годом количество детей, участвующих в конкурсах творческих работ (с 40% в 2010 году до 20% в 2017 году).
  6. Школьные и классные советы родителей, советы отцов могли бы более активно быть вовлечены в сотрудничество со школой по данным направлениям.

Все эти и другие недостатки стали возможны потому, что во многих образовательных учреждениях ослаблено требование к исполнению важнейших законодательных актов и, прежде всего, Указа Президента «О национальной стратегии действий в интересах детей в РФ», «Национальной стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г.».

Наши ближайшие перспективы – объединение всех необходимых усилий в дальнейшем совершенствовании семейного воспитания, повышения статуса отцовства и материнства, в формировании высокоинтеллектуального, нравственно зрелого, физически и духовно здорового, целеустремленного молодого поколения, способного создать в будущем счастливые семьи, ответственно исполняющего миссию родительства.

 

ВИДЫ СОВРЕМЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА

Заглавная страница
Избранные статьи
Случайная статья
Познавательные статьи
Новые добавления
Обратная связь

КАТЕГОРИИ:

Археология
Биология
Генетика
География
Информатика
История
Логика
Маркетинг
Математика
Менеджмент
Механика
Педагогика
Религия
Социология
Технологии
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология

ТОП 10 на сайте

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Техника нижней прямой подачи мяча.

Франко-прусская война (причины и последствия)

Организация работы процедурного кабинета

Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний

Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Обработка изделий медицинского назначения многократного применения

Образцы текста публицистического стиля

Четыре типа изменения баланса

Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву



Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние общества на человека

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Практические работы по географии для 6 класса

Организация работы процедурного кабинета

Изменения в неживой природе осенью

Уборка процедурного кабинета

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления

⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 72Следующая ⇒

Островская Ю.Н.,студентка 5 курса

(г. Гомель, УО «ГГУ им. Ф. Скорины»)

Научный руководитель – Горленко В.П., кандидат педагогических наук, доцент

 

Феномен родительства представляет собой самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи. Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли определяют состояние общества, института семьи и социально-психологическое здоровье личности последующих поколений. На ранних стадиях развития человеческого общества индивидуальное родительство отсутствовало, уходом за детьми и их воспитанием занималась вся община. Позже в среде раннефеодальной знати широко распространился институт «воспитательства» – обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи.

В XV–XVI вв. внимание к детям заметно меняется, возрастая в сторону требовательности и строгости. Документы того времени говорят исключительно об обязанностях детей по отношению к родителям и не упоминают о родительских обязанностях [1]. Вплоть до середины XVIII в. родительские чувства занимают незначительный объем в личной переписке и дневниках. Лишь к концу XVIII – началу XIX в. детоцентрическая ориентация прочно утвердилась в общественном сознании, сделав любовь родителей одной из главных нравственных ценностей [2]. Сегодня позитивное родительство рассматривается как постоянное доброжелательное отношение родителей к детям, которое основано на ответственности за их содержание, воспитание, полноценное развитие и которое предполагает заботу, защищенность, любовь, уважение, понимание и принятие каждого ребенка таким, каков он есть.


Родительство – многогранный феномен, который обычно рассматривается на двух уровнях: во-первых, как сложное интегральное субъективно-личностное образование; во-вторых, как надындивидуальное целое, которое, как правило, совокупно, то есть включает двух человек – отца и мать. Эти уровни и формируют родительство. Качественной границей, их разделяющей, является рождение ребенка.

Первый уровень складывания родительства относится к добрачному периоду, когда под влиянием факторов макросистемы, мезосистемы и особенностей личности начинают формироваться когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие родительства. С этой точки зрения родительство – это интегральное социально-психологическое образование личности (отца и/или матери), которое включает совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания [3].

Второй уровень родительства рассматривается как надындивидуальное образование. Иногда говорят, что родительство является суммой двух слагаемых: материнства и отцовства. Однако, если бы в действительности это было так, то в речи закрепились бы дублирующие друг друга понятия. Чтобы развести значение понятий «родительство», «материнство» и «отцовство», надо отметить следующее: «родительство» представляет надындивидуальное целое, выходящее за рамки индивида, в то время как «материнство» и «отцовство» касаются, прежде всего, отдельной личности. Рассматривая соотношение понятий, следует отметить их относительную самостоятельность. Понятия «материнство» и «отцовство» могут использоваться независимо от контекста понятия родительства, то есть не подразумевая стоящего за ними надындивидуального понятия. В то же время «родительство» как надындивидуальное понятие подразумевает пересечение с понятиями «материнство» и «отцовство», касающимися индивида.

Существует целый ряд тенденций развития института родительства в условиях трансформации семьи в современном обществе. Одна из таких тенденций – нарастание вариативности родительских практик, усложнение взаимоотношений между социальным родительством и биологическим [4]. Так, в настоящее время многие отцы (реже матери) не проживают вместе с детьми, причем некоторые из них являются «эпизодическими» родителями (когда, например, детей воспитывает бабушка), а другие, не поддерживая никаких контактов с ребенком (отказываясь от родительских прав), так и остаются только биологическими родителями. Одновременно растет число родителей, не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами, но реализующими в отношении него функцию родительства в полной мере, в этом случае мы имеем дело с феноменом социального родительства. Основные виды (типы) современного родительства можно объединить в три группы.

Первый тип родительства сочетает признаки биологического и социального родительства. Среди полных семей – это нормативные, нормальные, биологические первобрачные семьи, в которых ребенок (дети) воспитываются обоими супругами, состоящими в первом браке и являющимися для ребенка биологическими родителями. У супругов нет помимо данного ребенка других родительских обязательств. В такой семье оба родителя одновременно исполняют как биологические, так и социальные роли.

К подгруппе полных семей также относятся такие, которые западные ученые обозначают понятием бинуклеарная семья – это семьи разведенных родителей. В данном случае подчеркивается тот факт, что развод обрывает брак, но не семью. Расторгаются отношения между женой и мужем, но необязательно между матерью и отцом, матерью и детьми или отцом и детьми. Бывшие мужья и жены могут продолжать общаться друг с другом и с детьми, хотя уже по-другому. Согласно семейному законодательству, матери и отцы, если они не отказываются от своих родительских прав, после развода имеют одинаковые права и обязанности в отношении детей. Однако в реальности подавляющее большинство детей остается жить с матерью. Фактически это «одиночная» опека, предполагающая ответственность одного родителя. Развод супругов в Беларуси означал и до сих пор предполагает развод детей с отцом. Культура родительства после развода практически отсутствует.

Еще одним видом полных семей являются сводные, т.е. такие, в которых жена или муж уже имели ребенка до заключения брака. Ребенок от предыдущего брака (включая нерегистрируемые сожительства) не обязательно проживает в новой семье, но имеются в виду юридические обязательства и практика их реализации, которые сохраняются за мужем или женой по его воспитанию. Если же ребенок живет в новой семье, то один из супругов приходится ему отчимом или мачехой.

Анализируя семьи с одним родителем, важно различать источник их формирования. Семьи внебрачных или незамужних, разведенных и вдовых матерей (материнские семьи) существенно отличаются, в частности, в отношении возможностей и реального участия отца в материальной поддержке и контактов с детьми. Следует проводить такие же различия при изучении «отцовских» семей, которые могут образоваться в результате развода или овдовения. При этом реализация социальных родительских ролей супругами, видимо, будет качественно различаться при отказе или лишении родительских прав одного из родителей, проживающего отдельно от ребенка, или при их сохранении.

В современных условиях возможен еще один вариант сочетания биологического и социального родительства, когда зачатие осуществляется путем искусственного (экстракорпорального) оплодотворения (ЭКО) с использованием отца-донора, а вынашивание ребенка суррогатной биологической матерью. Точных сведений о распространении подобной практики нет, однако в сети Интернет имеются сайты, целью которых является просвещение будущих родителей относительно юридической стороны суррогатного материнства, а также помощь в поиске женщин, желающих и способных стать суррогатной матерью.

Второй тип родительства – это социальное родительство. Он реализуется в семьях с усыновленными (удочеренными) детьми, без обоих биологических родителей. Обычно в таких семьях у супругов есть и собственные, кровнородственные дети. Согласно ст. 118 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат устройству на воспитание в семью (на усыновление, в детский дом семейного типа, детскую деревню (городок), опекунскую семью, приемную семью), а при отсутствии такой возможности в детские интернатные учреждения, в том числе на патронатное воспитание, в государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, и др.

Усыновлениеявляется одной из оптимальных семейных форм устройства ребенка, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности. В 2008 г. в Беларуси был усыновлен 561 ребенок. При этом гражданами Республики Беларусь усыновлены 539 детей, иностранными гражданами – 22. Большая часть усыновителей – отчимы и мачехи: ими усыновлено 493 ребенка. По статистическим данным по состоянию на 1.01.2008 г. в семьях усыновителей на территории Беларуси проживало 6192 ребенка [5].

Приемные семьи без родных детей, согласно ст. 169–171 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь, образуются на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание. Подбор родителей осуществляется органами опеки и попечительства и приемными родителями. Оплата труда и льготы приемным родителям регулируются законами субъектов Республики Беларусь. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). В данном типе семьи социальное родительство реализуется в «чистом виде». В 2008 г. в приемные семьи было устроено 968 детей. Всего по состоянию на 1.01.2008 г. в приемных семьях проживало 5845 детей.

К социальному родительству относятся и опекунские семьи. Опекунами чаще всего являются бабушки или другие родственники, фактически возложившие на себя функции родителей. В этом случае дети и праро­дители (выполняющие роль социальных родителей) только опосредованно (через поколение) являются биологическими родственниками. Согласно ст. 145 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь, опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; над детьми в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается попечительство. В 2007 г. в Беларуси в опекунские семьи было устроено 1979 детей. Всего по состоянию на 1.01.2008 г. в опекунских семьях проживало 11038 детей.

Патронатное (лат. patronatus – покровительство) воспитание также одна из форм социального родительства. Это форма устройства детей – воспитанников детских интернатных учреждений – в семью патронатного воспитания. В такую семью ребенок помещается на основании трудового договора. Эта форма социального родительства основана на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между биологическими родителями (если они живы и не лишены прав), уполномоченной службой органа опеки и патронатным воспитателем. Патронатное воспитание – это самая «гибкая» форма устройства ребенка на любой срок (от 1 дня до достижения им 18 лет). В 2007 г. в Беларуси в детские дома семейного типа было устроено 63 ребенка.

Выделяется еще один вид социального родительства – «квази-родительство». Имеется в виду ситуация, когда в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в роли «квази-родителя» выступает государство, в лице работников детских домов, интернатов, социальных приютов. В ХХ в. эта форма социального сиротства имела широкое распространение. К настоящему времени в Беларуси в этих учреждениях воспитывается незначительное количество детей. По состоянию на 5.09.2007 г. в Беларуси в 28 детских домах воспитывалось 2023 ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 117 школах-интернатах – 6129, в 137 детских социальных приютах – 641, в профессионально-технических учебных заведениях – 4872 ребенка.

Третий тип родительства – биологическое родительство. О чисто биологическом родительстве, которое впоследствии не приобрело социальных проявлений, можно говорить в том случае, когда женщина, выносившая и родившая ребенка, отказывается от него, передавая его либо под опеку государства, либо, в случае суррогатного материнства, его биологическим родителям, поскольку, согласно Кодексу о браке и семье Республики Беларусь, материнство устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае вне медицинского учреждения на основании документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.

Как видим, родительство является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Социальные, психологические и особенно педагогические проявления феномена родительства имеют непреходящее значение, поскольку характер родительства отражается на качестве подрастающих поколений. Следовательно, состояние родительства сегодня – это будущее общества.

 

Список цитированных источников:

1. Новик, О. Брачно-семейные отношения в процессе исторического развития / О. Новик // Юстиция Беларуси. – 2009. – № 1. – С. 70–72.

2. Девятых, С.Ю. Феномен родительства: социально-психоло­ги­че­ский аспект: монография / С.Ю. Девятых. – Витебск: ВГУ, 2005. – 104 с.

3. Овчарова, Р.В. Психология родительства: учеб. пособие для вузов / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 368 с.

4. Гурко, Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства: социология семьи / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 2000. – № 11. – С. 90–97.

5. Статистический ежегодник Республики Беларусь / редкол.: В.И. Зиновский [и др.]. – Минск: Информстат М-ва стат. и ан. Респ. Беларусь, 2008. – 73 с.

 

⇐ Предыдущая33343536373839404142Следующая ⇒



Читайте также:



Алгоритмические операторы Matlab

Конструирование и порядок расчёта дорожной одежды

Исследования учёных: почему помогают молитвы?

Почему терпят неудачу многие предприниматели?



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 4970; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.008 с.)

Родительство Определение и значение | Dictionary.com

  • Основные определения
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Подробнее о воспитании детей
  • Примеры

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.

[пара-uhnt-hood, par- ]

/ ˈpɛər əntˌhʊd, ˈpær- /

Сохранить это слово!

См. синонимы слова «отцовство» на Thesaurus.com

Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.


существительное

состояние, положение или отношение родителя.

ВИДЕО ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ВИКТОРИНА

МЫ ПОИГРАЕМ В «ДОЛЖЕН» ПРОТИВ. «ДОЛЖЕН» ВЫЗОВ?

Должны ли вы пройти этот тест на «должен» или «должен»? Это должно оказаться быстрым вызовом!

Вопрос 1 из 6

Какая форма обычно используется с другими глаголами для выражения намерения?

Происхождение отцовства

Впервые записано в 1855–1860 гг.; родитель + -капюшон

ДРУГИЕ СЛОВА СЛОВА parenthood

non·par·ent·hood, существительное

Слова рядом с parenthood

круглые скобки, круглые скобки, круглые скобки, круглые скобки, в скобках, отцовство, отцовство, воспитание, свекровь, родной язык, без родителей

Dictionary.com Полный текст На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022

БОЛЬШЕ О РОДИТЕЛЬСТВЕ

Что означает

родительство ?

Родительство — это состояние родителя.

Человек вступает в родительские обязанности , когда становится родителем. Чаще всего это происходит, когда их ребенок рождается, но это также может произойти в результате усыновления или женитьбы или вступления в партнерство с кем-то, у кого есть дети.

Термины материнство и отцовство являются гендерно-зависимыми версиями родительства.

Родственное существительное воспитание может означать то же, что и родительство , но чаще это относится к процессу воспитания детей или методам и методам, используемым для этого, поскольку в я ничего не знал о воспитании детей до того, как стал отцом.

Пример: Людям, не пережившим родительства, вероятно, не следует так быстро критиковать то, как другие люди воспитывают их детей.

Откуда берется

родительство ?

Первые записи слова 9Родительство 0067 родом из 1850-х годов. Суффикс -hood указывает на состояние или состояние — в данном случае на состояние родителя. Таким же образом он используется в таких словах, как материнство , отцовство , взрослость и детство .

В отличие от взрослой жизни , начало родительства очень определенно — оно начинается, когда человек становится родителем. После этого большинство родителей считают родительство постоянным состоянием, которое длится даже после того, как их дети выросли. Другими словами, однажды став родителем, вы никогда не перестанете им быть. Родительство обычно считается очень сложным из-за всех трудностей воспитания детей, но обычно также считается очень полезным. Как говорится, это самая трудная работа, которую вы когда-либо любили.

Знаете ли вы…?

Как

родительство используется в реальной жизни?

Слово родительство часто ассоциируется со многими проблемами, которые оно включает.

Джиджи Хадид и Зейн Малик приветствуют девочку: переживите их путь к отцовству https://t.co/qEvvgxxxXz

— Э! Новости (@enews) 24 сентября 2020 г.

Добро пожаловать в родительские права. Ваш холодильник теперь является кладбищем недопитых напитков ваших детей.

— SpacedMom (@copymama) 21 сентября 2020 г.

фото меня и моего сына. потому что инвалидам-родителям нужно больше внимания 💖 pic.twitter.com/DBvaWVU2gX

— Kratababe93 🌞 (@ingabbjarna) 20 сентября 2020 г.

 

 

0068 !

Правда или ложь?

Родительство обычно считается оконченным, когда ребенок одного из родителей становится взрослым.

Слова, связанные с отцовством

отцовство, беременность, материнство, материнство, прародительство, материнство

Как использовать слово «отцовство» в предложении

  • маленький, чтобы сложить колоду против ЛГБТ-людей.

    Это самый необычный конгресс. Будет ли это продвигать права ЛГБТК?|Филип Эллиот|25 июня 2021 г.|Time

  • Когда Лиз умерла, он начал использовать это пространство, чтобы поделиться своим горем и рассказать о своей борьбе с отцовством.

    Правдивая история нового фильма Netflix «Отцовство»|Аннабель Гаттерман|18 июня 2021 г.|Time

  • Эта отсрочка отцовства — цена экономических трудностей, пандемии и политических мук по всему миру.

    Обретение нового оптимизма в этих пандемических младенцах|Сюзанна Шробсдорф|30 мая 2021 г.|Time

  • Я не ожидала, что новое родительство будет легким, но я думала, что моя мама будет здесь, чтобы помочь.

    Мама знает лучше: Пандемическая боль и надежда|Кейт Бартлетт|10 мая 2021|Ози

  • Хотя мы оба были убиты горем из-за этой ситуации, потенциальные последствия ее поездки на встречу с единственной внучкой были слишком велики, так что — на сегодняшний день — я провел первые 10 месяцев родительства без нее рядом со мной.

    Мама знает лучше: Пандемическая боль и надежда|Кейт Бартлетт|10 мая 2021 г.|Ozy

  • Planned Parenthood, с другой стороны, описывает аборт как «очень безопасный».

    Осложнения после аборта редки, независимо от того, что говорят правые|Саманта Аллен|8 декабря 2014 г.|DAILY BEAST

  • Камилла Хаммонд, генеральный директор Tinina Q Cade Foundation, просто сказала, что пути к отцовству различны.

    Хотите голубых глаз с этим ребенком?: Странный новый мир репродукции человека|Элеонора Клифт|24 ноября 2014 г.|DAILY BEAST

  • Президент Planned Parenthood Сесиль Ричардс рассказала свою непримиримую историю в прошлом месяце в Elle.

    Женщины делятся своими секретными историями об абортах в рамках кампании «1 из 3»|Брэнди Задрожный|20 ноября 2014 г.|DAILY BEAST

  • Ситуация усугубляется тем фактом, что многие врачи, ухаживающие за женщинами в рамках программы Planned Parenthood, часто также занимаются частной практикой.

    Аборт в Миссури — это ожидание всей жизни|Джастин Глэйв|12 ноября 2014 г.|DAILY BEAST

  • Сесиль Ричардс является президентом Федеральной организации по планированию семьи и Фонда действий по планированию семьи.

    Время для США поддержать аборты для жертв изнасилования в других странах|Сесиль Ричардс|17 октября 2014 г.|DAILY BEAST

  • Следует признать, что родительство, если оно не заканчивается катастрофой или страхом катастрофы, является великим обязанность.

    Доклад Специального комитета по моральным правонарушениям среди детей и подростков|Oswald Chettle Mazengarb et al.

  • Его литературное родительство начинается еще до закрытия театров и продолжается до наших дней.

    Роковое приданое|Филип Массинджер

  • Но отцовство, как обнаружил Тирсис, означало нечто большее, чем очаровательный детский лепет и подсчет зубов.

    Паломничество любви|Аптон Синклер

  • Одни из лучших представителей мужского и женского пола, отказывающихся от брака и отцовства.

    Табу и генетика | Мелвин Мозес Найт, Ива Лоутер Питерс и Филлис Мэри Бланшар

  • Я не чувствую себя предателем своего пола, когда говорю, что верю хотя бы в примерное равенство родителей.

    Seeing Things at Night|Heywood Broun

определение в кембриджском словаре английского языка

Вопросы отцовства , финансовой поддержки и способности принимать медицинские решения покрываются, когда пары состоят в браке.

От CNBC