Определение слова этология: Что-то пошло не так (404)

Этология что такое etologiya значение слова, Философский словарь

Skip navigation

Значение слова «Этология» в Философском словаре. Что такое этология? Узнайте, что означает слово etologiya — толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Этология

1. Этология – Философский смысл термина : изображение нравов, описание характеров (Посидоний).

2. Этология – (греч. ethos — нрав, обычаи, характер , манера вести себя и logos — учение , слово ) — наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных. Как самостоятельная дисциплина оформилась в 30-х гг. 20 в. в работах австр. биолога К. Лоренца. В задачи Э. входит изучение фило- и онтогенетического развития поведения животных, выявление значения поведения как фактора их эволюции, индивидуальной и популяционной адаптации. Изучая инстинктивные формы поведения с т. зр. теории эволюции, Э. вскрывает осн. механизмы управления поведением животных, объединенных в сообщества, объясняет и классифицирует различные формы их поведения. Э. оказала большое влияние на ряд биологических наук: генетику, экологию, биологию развития и др. Нек-рые этологи и представители философии стремятся распространить принципы Э. на анализ поведения человека . Эта же установка наблюдается и- в работах представителей социобиологии. В основе такого механистического переноса закономерностей поведения животных на человеческое поведение лежит биологизаторская концепция человека, его сущности и существования. Абсолютизация отдельными этологами биологических сторон существования человека поднимается на щит буржуазными идеологами, пытающимися от имени науки пропагандировать мысль о “неизменной человеческой природе” и пр. Биологизаторские тенденции, проявляющиеся в переносе принципов Э. на поведение человека , во мн. обесценивают научное значение этих принципов, придают им спекулятивно-идеологический характер; они используются для утверждений о “врожденности” “частнособственнических инстинктов” у человека, его “агрессивности” и пр.

Философский словарь

Прослушать

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Этология» в других словарях:

Этология

— (от греч. ethos — обычай — нравственный характер и …логия),биологическая наука, изучающая поведение животных в естественных усло… Энциклопедический словарь

Этология

— Наука о поведении животных в естественных условиях.
и еще 1 определение
Словарь Ожегова

Этология

— (от греч. ethos — характер ,  нрав, индивидуальность  и logos — слово, учение )  — англ. ethology; нем. Ethologie… и еще 1 определение Социологический словарь

этология

— Изучение поведения животных, главным образом в естественном окружении. Этология имеет дело почти со всеми аспектами поведения,… Энциклопедия Кольера

Этология

— Этология — термин, предложенный Миллем в его логике, для научнойобласти, долженствующей заняться образованием характера в завис… Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ЭТОЛОГИЯ

— И, мн. нет, ж. Наука о поведении животных в естественных условиях. Этолог — ученый, специалист по этологии. Этологический — относ… Словарь иностранных слов

Связанные понятия:

  • Консерватизм
  • Прагматика
  • Социобиология
  • Психика
  • Поведение
  • Ритуал
  • Человек

« Энтелехия

Этногенез »

Этологический подход к пониманию сущности и причин агрессии человека

В истории зарубежной психологии имеются различные подходы к пониманию и объяснению сущности и причин агрессивного поведения человека. Несмотря на различия, отмечается стремление выработать единую теоретико-методологическую основу для изучения человеческой агрессии, интегрировать различные концепции для разработки новых, перспективных технологий исследования этого явления. В современной зарубежной психологии наблюдается отказ от абсолютизации какого-либо одного фактора, детерминирующего человеческую агрессию. Возросла роль факторов природной и социальной среды в возникновении агрессии. Имеется тенденция к многофакторному пониманию причин агрессии, в котором учитываются различные ее детерминанты.

Описание и объяснение природы человеческой агрессии в зарубежной психологической науке раскрывается в нескольких теориях, наиболее распространенными из которых являются инстинктивные концепции, берущие свое начало еще от З. Фрейда и К. Лоренца, теория фрустрации (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.), теории социального научения (А. Бандура), теория социального влияния (Дж. Тедещи и др.), теория переноса возбуждения, когнитивные модели агрессивного поведения и др.

В представленной работе мы рассмотрим этологический подход к пониманию агрессии и агрессивности человека, начало которому было положено в трудах К. Лоренца. Отмечая, что термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется в самом широком контексте, К. Лоренц писал, что «для обывателя понятие агрессии связано с самыми разнообразными явлениями обыденной жизни, начиная от драки петухов и собак, мальчишеских потасовок и т.п. и заканчивая в конце концов войной и атомной бомбой» [4. С. 221]. В теории К. Лоренца агрессия человека уподобляется агрессии животных и объясняется это чисто биологически – как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя, своей жизни через уничтожение или победу над соперником.

Этологический подход исходит из биологизаторской трактовки агрессии как особого врожденного инстинкта и, по сути, представляет собой модернизированную форму социального дарвинизма. Именно поэтому его и следует рассматривать как исторически первую в идейном плане попытку объяснения природы агрессии – через прямую аппеляцию к биологической природе человека.

В основе этого подхода лежит известный постулат учения Ч. Дарвина, гласящий: изменить человека относительно его биологической наследственности и врожденных наклонностей можно лишь в той мере, насколько это реально в результате естественного отбора и специальных упражнений [6. С. 8].

Основными представителями этологического подхода явились К. Лоренц, Т. Томпсон, Р. Ардри, Дж.П. Скотт. Они развивали идею присущей человеку врожденной инстинктивной агрессивности и доказывали, что эволюция так и не выработала в людях способности и потребности в обуздании своих инстинктов. Р. Ардри прямо писал, что человек «генетически запрограммирован на совершение насильственных действий», и что он «бессилен против инстинктов собственной природы», которые «неотвратимо ведут его к социальным конфликтам» (Bandura A., 1973).

Следуя сформулированному Торпом (Torp, 1966) ошибочному положению о том, что « вряд ли в поведении животных можно найти хотя бы один аспект, который не имел бы отношения к проблеме поведения людей», этологи рассматривают агрессивное поведение людей как спонтанную врожденную реакцию. Эта точка зрения нашла отражение в трудах К. Лоренца. К. Лоренц (Lorenz K., 1966) писал, что внутривидовая агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных. По его мнению, в организме человека, как и животного, накапливается своего рода энергия агрессивного влечения, причем накопление происходит до тех пор, пока в результате соответствующего пускового раздражителя она не разрядится. В качестве примера К. Лоренц указывает на подростка, который при первом знакомстве со сверстником сейчас же начинает с ним драться, поступая так же, как в аналогичном случае поступают обезьяны, крысы и ящерицы. К. Лоренц пишет, что агрессия является «подлинным инстинктом – первичным, направленным на сохранение вида» [7. С. 39].

В рамках этологического подхода агрессия рассматривается как целесообразный инстинкт, выработанный и закрепленный в процессе эволюции. К. Лоренц утверждал, что существует связь между «естественной историей агрессии», описывающей влечение к борьбе у животного, влечение, направленное против своих сородичей, и «агрессиями в истории человечества». Более того, он ясно высказался в пользу биогенетической природы агрессивности человека, заявляя, что «пагубный по своим размерам агрессивный инстинкт, который как дурное наследие и по сей день сидит у нас, у людей в крови» был пронесен через многие тысячелетия как результат генетической селекции (K. Lorenz, 1965).

Агрессия, по К. Лоренцу, является инстинктом не смерти (как, например, у З. Фрейда), а сохранения жизни и вида, и поэтому, таким же инстинктом, как и все остальные. Дискутируя по поводу учения З. Фрейда об инстинктах, К. Лоренц пишет: «Агрессия, проявления которой часто отождествляются с проявлениями «инстинкта смерти», — это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению вида и своей жизни [4. С. 5].

В этологии выделяется несколько функций внутривидовой агрессии (Tinbergen N, 1993, Lorenz К., 1994). К ним относятся: функция территориальности, функция полового отбора, родительская функция, функция иерархии, функция партнерства и др. Лоренц подчеркивает роль агрессии во взаимодействии инстинктов внутри организма. «Агрессия играет роль в концентре инстинктов; она бывает мотором – «мотивацией» — и в таком поведении, которое внешне не имеет ничего общего с агрессией, даже кажется ее противоположностью» [7. С. 39].

Человек унаследовал от «братьев своих меньших» инстинктивные механизмы включения, реализации и завершения агрессивного поведения( обеспечивающееся определенными мозговыми структурами), а также субъективно положительный эмоциональный компонент его (воодушевление, подобное инстинктивному триумфальному крику седых гусей), способный стать автономным мотивом агрессии [11].

К. Лоренц считает, что между различными человеческими популяциями все же имеются различия в их изначальной (врожденной) степени агрессивности, что сложилось в результате естественного отбора. В качестве примера чрезвычайно агрессивного народа он приводит племя индейцев Юта. По мнению Лоренца, человек агрессивен, т.к. произошел от приматов. Поскольку последние являются травоядными животными, то у них совершенно отсутствует присущий хищникам «инстинкт убийцы». У хищников для сохранения вида должен был в результате эволюции возникнуть механизм, тормозящий внутривидовую агрессию, т.к. «инстинкт убийцы», направленный на себе подобных привел бы к полному вымиранию вида. У гоминидов же необходимости в таком механизме не было (природа не могла предусмотреть, что в руках «голой обезьяны появится смертоносное оружие) [4].

Инстинктивная природа человеческой агрессии отстаивалась также в психоаналитической модели З. Фрейда. З. Фрейд выделил два фундаментальных инстинкта – инстинкт жизни (созидательное начало в человеке, Эрос) и инстинкт смерти (Танатос – начало разрушительное, с которым и связывается агрессивность). Влечение к смерти, по З. Фрейду, побуждает к саморазрушению, и агрессия является механизмом, благодаря которому это влечение переключается: разрушение направляется на другие объекты, в первую очередь, на других людей. Мак Даугол (1926) в качестве причин агрессии признавал «инстинкт драчливости», заложенный в человеке от природы. Мюррей (1938) в число первичных потребностей человека ввел и потребность в агрессии, побуждающую искать случаи атаковать с целью принести вред. А. Маслоу в своей монографии «Мотивация и личность» провел анализ проблемы, является ли деструктивность инстинктоидной. Под инстинктоидными Маслоу понимает свойства личности, несводимые к инстинктам, но имеющие некоторую природную основу. Маслоу сделал заключение, что агрессивность – не инстинкт, но инстинктоидна, т.е. подобна инстинкту [3. С. 171].

К. Лоренц считает, что сравнение человека с животным «не покажется столь обидным, если рассмотреть разительное неумение человека управлять своим поведением по отношению к представителям своего же биологического вида», и что в этом отношении человек «не совершил ни малейшего прогресса в деле овладения самим собой». К. Лоренц полон пессимизма в отношении силы здравого смысла и чувства ответственности современного человека: «Имея в руках атомные бомбы, а в центральной нервной системе – эндогенные агрессивные инстинкты вспыльчивой обезьяны, современное человечество основательно утратило свое равновесие [10. С. 109].

К. Лоренц, как и З. Фрейд, считает, что человеку не дано справиться со своей агрессивностью, он может только направить ее в нужное русло [4]. К. Лоренц пишет, что «в душе инстинкт агрессии – наследство человекообразных предков, с которым его рассудок не может совладать», главная опасность инстинкта состоит в его спонтанности [7. С. 39]. Вместе с тем Лоренц все же допускает возможность регуляции человеческого поведения и отводит определенную роль воспитанию, возлагает надежды на усиление моральной ответственности за свое будущее. Настораживает тот факт, что опирающиеся на работы Лоренца другие исследователи не только поддерживают инстинктивную природу агрессии, но и утверждают, что люди при всем желании не в состоянии осуществлять контроль над проявлениями своей агрессивности [9. С. 10].

Подход К. Лоренца к пониманию и объяснению феномена агрессии критиковался как самими этологами (R.F. Hindd, 1994), так и психологами (A. Montaque, 1968, 1976) не только за рискованный перенос на человека результатов, полученных в исследовании животных, или за утверждение о снижении уровня агрессии человека путем различных состязаний, но и за недостаточное фактическое обоснование.

С позиции социально-исторического детерминизма этологов критиковал В. Холличер. На богатом историко-антропологическом материале он убедительно показал, что отождествление процессов функционирования животного мира и человеческого общества ведет к затушевыванию не только социальных факторов, но и практически всех иных образований, которые свойственны человеку как общественному существу [10]. Есть и другие веские аргументы: так, например, до сих пор не обнаружены прогнозировавшиеся этологами «гены агрессивности», нет никакого реального подтверждения и представлениям К. Лоренца об особой «агрессивной энергии» животных и человека. Некоторые критики постоянно упрекают этологов в том, что в своих теоретических построениях они откровенно забывают об очевидной изменчивости человеческого поведения и, в частности, о вариативности человеческих проявлений агрессии [6. С. 9].

Отечественные психологи также выступали с критикой этой теории. Н.Д. Левитов отмечал необходимость подчеркивания различий между агрессивным поведением животных и человека: первое понятие всецело остается в рамках сугубо биологических закономерностей, в то время как агрессивное поведение группы людей или конкретного человека определяется социальными, общественно-историческими условиями. Ф.В. Бассин справедливо писал, что само употребление одного и того же термина в применении к агрессии животного и агрессии человека – неоправданно и вносит путаницу. Это два различных феномена. «Что общего, — указывал он, — между склонностью зверя нападать на собратьев, опирающейся на инстинкты, индивидуальной и агрессией как общественным явлением у человека?» [1. С. 55]. Такие экстраполяции неверны уже хотя бы потому, что проблемы агрессии и насилия в человеческом обществе не могут быть решены исключительно с помощью врожденных биологических факторов [8. С. 85].

Другой известный натуралист А. Сторр обогатил наблюдения и выводы К. Лоренца другими аспектами. В своей книге «Человеческая агрессивность» (1968) он придерживается мнения Лоренца и подчеркивает, что «…у человека, как и у других животных, агрессивное стремление является устойчивой наследственностью, от которой невозможно избавиться и которая является абсолютно необходимой для выживания (Storr A., 1996). Он раскрывает положительную функцию агрессивности, которая стремится к сохранению вида и отдельного индивида. А. Сторр делает вывод о том, что «физиологический механизм агрессивности, агрессивное переживание и поведение, являясь на самом деле «инстинктивными» в том смысле, что это природная автоматическая возможность, которая легко разгорается» (Storr A. , 1966).

Следует отметить, что объяснение агрессивности в рамках теории Лоренца-Сторра является достаточно упрощенным, так как при сравнении поведения человека и животного не учитывается очень серьезный аспект, а именно то, что социальное влияние и обучение играют несомненно большую роль в развитии человека, чем животных.

В соответствии с современным пониманием, с точки зрения этологии, агрессия, будучи инстинктивно предопределенным и социально обусловленным поведением, напрямую связана с удовлетворением важных жизненных потребностей. Блокирование одной из них вызывает усиление агрессивных тенденций. На уровне индивида патологический или непатологический характер агрессии определяется как соответствующим качеством фрустрируемых потребностей, так и количественными характеристиками агрессивного поведения, а, кроме того, — его социальной направленностью [11].

Как отмечают Ю.С. Шевченко, М.А. Дерягина, Н.С. Валентович (2001), этологический подход к изучению человеческой агрессии представляется перспективным как в более широких рамках общей антропологии, так и с точки зрения конкретной психотерапевтической парадигмы. Этолого-физиологический анализ позволяет проследить всю последовательность проявлений агрессивного поведения, начиная с морфологических мозговых структур и заканчивая видоспецифическими моторными паттернами (Хайнд, 1975; Eibl-Eibesfeldt, 1985; Корнетов, 1990; Самохвалов, 1993; Stoff, 1996; Дерягина, 1997). Специфический набор моторных актов (мимики, позы, жеста, вокализации) составляют картину той или иной формы поведения, представляющую невербальный канал коммуникации, интегрированный на корково-подкорковом уровне. Эти двигательные параметры и составляют типологию агрессивного поведения.

Знание этологических проявлений агрессивного поведения, выражающегося в мимических, позных и жестовых (а также вокальных) двигательных актов позволяет выявить, а следовательно, предупредить развитие агрессивных тенденций, в том числе в различных этнических группах. О.В. Хренниковым (1997) был составлен глоссарий маркеров агрессивного поведения человека, представленного в виде элементов агрессивно-предупредительного, агрессивно-конфликтного и агрессивно-контактного поведения; определен половой диморфизм в типологии, структуре агрессивного поведения, а также в интенсивности проявлений элементов агрессии в общем контексте поведения; выделена типологическая специфика агрессивного поведения различных этнических групп, проявляющаяся в приоритете определенного канала коммуникации (мимика, поза, жест). Выявлены этнические различия в структуре развертывания агрессивной акции от демонстрации элементарных одиночных элементов агрессивного поведения до сложных моторных комплексов. Этологический метод позволяет прогнозировать развитие агрессивной активности (в том числе и скрываемой) по латентным признакам с учетом этнической (лингвистической) принадлежности человека [11].

Таким образом, упрощенная трактовка сущности и природы человеческой агрессии в работах К. Лоренца стала основой современного этологического подхода к ее изучению, который позволяет расширить возможности своевременного выявления, прогнозирования, контроля и коррекции агрессивного поведения.

Этология человека. Что такое этология человека?

Этология. Этология человека. Человек и его сущность.

Что такое есть человек? Этот вопрос снова и снова обсуждается в научной среде и имеет различные, бывает противоположные, научные концепции на его сущность.

Теория Дарвина привела к оживленной научной дискуссии о природе человека. И эта дискуссия между сторонниками биологической и социальной сущности человека, находит все новых и новых сторонников с обеих сторон.

К началу 1980-х годов, исследователи самых разных областей знания о человеке стали приходить к пониманию необходимости синтеза естественно-научных и гуманитарных знаний для понимания естественной сущности человека и человеческого поведения.

 

 

Этология. История этологии.

Этология. Появление и развитие этологии. Формирование этологии человека.

Этология первоначально ставила целью изучение поведения животных.

Этология. Появление термина и понятия о науке «этология».

Термин «этология» позаимствован из греческого языка, в котором слово «этос» — означает нравы, характер, привычка, обычай.

В 1859 году термин «этология» был предложен французским зоологом Изидором Жоффруа Сент-Илером для наименования учения о жизни и поведении животных в естественной среде.

Изначально научная дисциплина «этология» тесно связана с зоологией, биологией, физиологией, эволюционной биологией, зоопсихологией, сравнительной психологией.

Известный ученый биолог и этолог Конрад Лоренц, лауреат Нобелевской премии, называл этологию «морфологией поведения животного».

Термин «этология» стал упоминаться почти в современном виде и понимании, начиная с 1902 года благодаря работам американского энтомолога Уильяма Мортона Уилера.

Окончательно современная «этология» сформировалась в 1930 годы на базе полевой зоологии и эволюционной теории как наука о сравнительном описании поведения особи в естественной среде.

Становление современной «этологии» как научной дисциплины связывают с работами ученых Конрада Лоренца и Николаса Тинбергена, хотя они сами первоначально не называли себя этологами.

Впоследствии термин «этология» стал дополнительно употребляться для того, чтобы различать специалистов по изучению животных в естественных условиях от сравнительных психологов и бихевиористов, работавших преимущественно в США, и использующих аналитические методы в лабораторных условиях.

Наиболее известные ученые этологи: Конрад Лоренц, Николаас Тинберген, Уоллес Крэг, Леонид Викторович Крушинский, Ричард Докинз, Марина Бутовская, Виктор Дольник, Десмонд Моррис, Карл Фриш, Дайан Фосси.

Современная «этология» является междисциплинарным научным направлением, объединяющим в себе  физиологические, генные, психические и эволюционные закономерности, объясняющие принципы поведения животных и в том числе человека.

 

Этология человека. История этологии человека.

Процесс формирования этологии человека как самостоятельной дисциплины, и его основные исторические вехи.

Безусловно, еще Чарльз Дарвин, своими наблюдениями и выводами, объясняющими биологическую природную сущность человека, заложил основы и для этологии человека.

Этология человека, как самостоятельное научное направление, начала формироваться на базе «этологии» лишь в конце 1960, начале 1970 годов.

В этом формировании, следует отметить роль научных исследований К. Лоренца и Н. Тинбергена, которых считают основоположниками этологии, эти исследования дали возможность распространения гипотез, полученных в результате наблюдения за животными, для изучения человеческого поведения.

К. Лоренц в своей книге «Агрессия» (1966) посвятил целую главу вопросу о роли врожденного поведения в жизни человека.

Далее Лоренц, в своих трудах «По ту сторону зеркала» (1973) и «Восемь смертных грехов цивилизованного человека» (1977) формилирует идею о культурной эволюции и ухудшении генофонда человечества.

Примерно в то же время Н. Тинберген в своей Нобелевской лекции (1974) высказывает идею об ограниченности адаптивных возможностей человека в процессе быстрого изменения условий окружающей среды и значении этологических подходов в изучении возникающих психических нарушений у человека.

В начале 1970 годов, не только сами этологи, но и многие психологи, психиатры, психоаналитики, антропологи, зоологи заговорили о необходимости развития этологии человека. Среди них ставшие теперь известными И. Айбл-Айбесфельдт, Р. Хайнд, У. МакГрю, Д. Фриман, Э. Хесс, Дж. Боулби, Н. Блэртон Джонс, П. Смит, Д. Моррис и многие другие.

Таким образом, к началу 70-х годов, сложилось реальное, достаточно авторитетное научное сообщество, связавшее свои научные интересы с этологией человека.

 

Этология человека.

Своеобразное пограничное положение новой научной дисциплины «этология человека» вызывало и вызывает большие и острые дискуссии в научной среде.

Известный зоолог Д. Моррис одним из первых занялся популяризацией этологии человека в общественном сознании.

В книгах Д. Мориса «Голая обезьяна» (1967) и «Человеческий зоопарк» (1971), предлагался своеобразный, зоологический, взгляд на поведение человека, обсуждались черты сходства невербальной коммуникации и социальной структуры человека с другими приматами.

Книги Д. Мориса были написаны популярно, и интересно для широкого круга читателей, но оказали неоднозначное влияние на общественность.

Присутствующее в книгах крайнее упрощение и грубое экстраполирование при сопоставлении человека и животных вызвали заслуженные протесты равным образом, как со стороны гуманитариев, так и со стороны ученых биологов.

Вместе с тем, работы Д. Морриса нельзя расценивать как некое негативное явление. Именно то обстоятельство, что он предложил широкой публике биологический взгляд на происхождение человеческого поведения, и заставил людей задуматься над своим эволюционным прошлым, несомненно облегчило задачу последующих поколений этологов, и вызвало значительный общественный интерес, и приток студентов и новых исследователей в этологию человека.

Д. Моррис своими работами, безусловно, стимулировал дискуссии между гуманитариями и биологами о филогенетических корнях человеческой сексуальности, родительского поведения, кооперации, агрессии и структурирования социальных Отношений.

Этология человека как наука оформилась в значительной мере и благодаря усилиям И. Айбл-Айбесфельдта.

В 1967 году И. Айбл-Айбесфельдт, ученик К. Лоренца, опубликовал в своей книге «Этология — биология поведения» главу, посвященную человеку.

 

Этология человека.

О реальном формировании новой научной дисциплины «этология человека» свидетельствует также образование в 1970 году в Германии Института этологии человека в рамках научного общества Макса Планка.

Рост практического интереса к «этологии человека» привел в 1978 году к созданию Международного общества этологии человека.

В настоящее время Международное общество этологии человека объединяет специалистов из 37 стран мира, в том числе из США (более 200 членов).

 Международное общество этологии человека проводит ежегодные конференции и выпускает свою газету (Human Ethology Bulletin).

Этологи также активно участвуют в работе другого международного научного общества — Общества по изучению эволюции и поведения человека.

Результаты исследований по этологии человека регулярно обсуждаются на ежегодных конгрессах этих двух обществ, равно как и на секции по этологии человека в рамках всемирных конгрессов по этологии.

Этология человека представлена рядом международных журналов (Human Nature; Ethology аnd Sociobiology, в настоящее время известный как Evolution and Human Behavior), статьи этого профиля публикуются также в журналах по общей этологии (Ethology; Aggressive Behavior; Behaviour: Journal of Nonverbal Behavior; Journal of Personality and Social Psychology; Behavioral аnd Brain Sciences; Chi1d Development; Current Anthropology).

 

Этология человека.

Курс «Этология человека» преподается во многих странах мира для студентов разных специальностей: биологов, психологов, медиков, социологов, антропологов, экономистов, политологов.

В США и Канаде основы этологии человека преподают во многих университетах в качестве отдельного курса, и как составную часть курса по общей этологии и в сочетании с эволюционной психологией.

Этологию человека преподают в университете им. Гумбольта в Берлине.

Аналогичный курс регулярно читают в Венском  университете.

Этология человека как учебная дисциплина широко преподается также в Японии (например: Токийский университет, университеты городов Йокогама, Осоки, Киото и ряд других).

 

Этология человека.

Этология человека: предмет и задачи исследования.

Методологической базой этологии человека являются эволюционная биология, общая этология, когнитивная и социальная психология, психолингвистика, семиотика, культурная антропология.

Однако этология человека не дублирует эти дисциплины и имеет свою собственную сферу компетенции и собственный предмет исследования.

То обстоятельство, что в этологии человека применяется сравнительно-эволюционный подход, делает ее просто незаменимой в общей системе наук о человеке, и определяет ее место в этой системе.

 

Этология. Что такое этология человека?

Существуют самые разнообразные определение этологии человека как науки. Например:

Этология человека есть биология человеческого поведения, так как она изучает основы формирования поведения человека в онто- и филогенезе, функции определенных форм поведения, физиологические механизмы поведения, пытается восстановить селективные процессы, приведшие к формированию конкретной поведенческой стратегии.

Этология человека исследует также и культурно-специфические формы поведения, особенно в тех случаях, когда их проявление входит в реальное противоречие с предсказаниями эволюционной биологии.

Этология человека являет собой поведенческую антропологию — науку, изучающую взаимодействие биологического и социального в поведении человека.

Этология человека это область знаний о поведении человека, которая заполняет, в сущности, лакуны, которые оставались пустыми до последнего времени и были вне поля зрения психологии, культурной антропологии или социологии. Она изучает поведение человека в ином, эволюционном ракурсе.

 

Этология человека. Этология и психология.

Этология и психология как две самостоятельные дисциплины, их различие и роль в изучении человека.

Психология и этология работают над изучением причин поведения человека, и над выявлением определенных закономерностей в этом поведении. Так в чем же собственно разница между этологией и психологией?

Подходы и методы этологии типичны для биологических наук, основным фундаментом этологии является эволюционная теория.

По мнению К. Лоренца «этология может быть кратко определена как применение методов зволюционной биологии к проблемам поведения», он полагал даже, что отцом этологии следует считать Ч. Дарвина.

Соответственно, по мнению к. Лоренца, этология отличается от психологии по тем же пунктам, что и эволюционная биология.

Если психология занимается отражением реальности в сознании или подсознании, или «деятельностью» (поведением), то во всех случаях ее интересует отражение и осмысление этой деятельности субъектом.

Этология изучает реальные проявления поведения, а не его отражение в сознании.

Традиционный объект исследования этологов — универсальные основы человеческого поведения, врожденные поведенческие программы и инстинктивные (бессознательные) формы поведения.

Исследования в этологии в первую очередь ориентированы на выявление общечеловеческих стратегий поведения и анализ механизмов, лежащих в их основе. Традиционно ставятся вопросы об эволюционном происхождении той или иной формы поведения, предлагаются схемы, восстанавливающие пути формирования поведения в филогенезе. Эволюционный подход к анализу поведения дает исследователям новые мощные аналитические инструменты.

Этология и психология развивались исторически в тесном контакте друг с другом, однако, всегда рассматривались как отдельные дисциплины. Основным методом исследования для этологов является наблюдение в естественных условиях и детальное описание поведения, для психологов — экспериментальный анализ в искусственных лабораторных условиях.

Психологи анализируют процессы социализации и интеллектуального развития и влияние раннего опыта на формирование индивидуальных поведенческих различий, избегая детального описания внешних проявлений поведения.

Многие категории, выделенные и использованные психологами для работы, являются искусственными и представляют собой комплексы (за которыми уже исходно ожидается конкретная мотивационная структура). В результате появляется реальная опасность различной интерпретации одних и тех же данных разными исследователями. Часть поведенческих феноменов остается исключенной из анализа, а многие гипотезы, которые можно было бы проверить на базе более подробной классификации поведенческих актов, просто исключаются.

Сложными для естественной интерпретации, с точки зрения этологов, являются вроде бы простые категории, как «улыбается», «хмурится», «стоит возле взрослого», «плачет», если они вырваны из контекста поведенческих действий. Психологи были убеждены, что используемые категории являлись унитарными в плане общности причин и следствий.

Однако, как показали многочисленные наблюдения этологов, унитарность даже таких категорий как «улыбается» или «слушается» далеко не очевидна.

Обе категории можно разбить на составляющие, а последующий анализ поведенческих последовательностей может выявить иные, мотивационно более обоснованные категории поведения. Примером такой крупной категории, игнорируемой долгое время психологами, является грубая игра. Н.Блэртон Джонс описал отдельные элементы поведения грубой игры и доказал, что такие разные паттерны, как смех, улыбка, сопение, борьба, убегание связаны в единое целое и встречаются в комплексе, обосновав, тем самым, правомерность выделенной категории «Этология детства».

Существенной базой этологических работ является анализ цепей действий (или поведенческих последовательностей), учет временных поведенческих кластеров и непосредственного воздействия со стороны среды. Психологи часто оперируют частотными или временными данными без учета их реального ситуативного контекста.

Основой этологического мировоззрения всегда являлся эволюционный подход, поэтому поведение рассматривалось этологами в ином, несопоставимом с психологическими подходами ракурсе. Если этологи были исходно ориентированы на поиск универсальных закономерностей поведения человека и сравнительные межвидовые и кросс-культурые исследования, то психологические работы в таком ракурсе практически никогда не проводились.

Подчас, многие проблемы на пути к взаимопониманию между научными дисциплинами создаются за счет использования сходных терминов, за которыми каждая дисциплина видит совершенно разные феномены.

Например, понятие «бессознательного».

Этология понимает бессознательное как врожденное (речь идет обычно об универсальных основах) поведение.

Такая мысль «что у человека имеются врожденные предпосылки поведения» например  для 3игмунда Фрейда и его последователей глубоко чужда.

Психоаналитики убеждены, что формирование поведения — исключительно результат воздействия среды. Под термином «бессознательное» у них подразумевался ранний детский опыт.

 

Этология. Влияние этологии на современные взгляды на природу и сущность человека.

О таком влиянии говорят простые факты.

К настоящему времени представления о гомологии мимических выражений у человека и шимпанзе не выглядят более шокирующими.

В курсе культурной антропологии можно услышать о филогенетических корнях материнского поведения или о культурных традициях у человекообразных обезьян.

 

 

 

Этология. Что такое этология человека? Формирование «этологии человека» как самостоятельной научной дисциплины. Влияние этологии на современные взгляды на природу и сущность человека.

 

Женский интернет портал Я самая красивая!

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Произвольное обучение в одном испытании распространено в этологии .

Из Кембриджского корпуса английского языка