Определение тревожность в психологии это: Тревога и тревожность — общепсихологические представления

Личностная и ситуативная тревожность. Диагностика ситуативной и личностной тревожности

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, которая отражает переживание эмоционального дискомфорта и предчувствие грозящей опасности. Понятие тревоги в психологию впервые было введено Зигмундом Фрейдом в 1925 году как иррациональное глубинное состояние, не фиксированное к предметам и явлениям. Вопрос о причинах тревожности до сих пор обсуждается в психологии. Существует точка зрения, что определенный уровень тревоги в структуре психики имеет природную основу,  связанную с эндокринной и нервной системой.

Причиной тревоги может выступать внутриличностный конфликт, формирующийся в процессе воспитания и жизнедеятельности. С психологической  точки зрения существует ситуативная (реактивная) и личностная тревожность. Оптимальный уровень тревоги необходим для эффективного приспособления личности и является адаптивным. А высокий и чрезмерно низкий уровень тревожности могут привести к дезадаптации.

Личностная тревожность формируется с раннего детства, базируясь на индивидуальных особенностях личности и под влиянием внешних факторов, а также типов воспитания.

Повышение уровня личностной тревожности, как правило, связано с формированием внутриличностного конфликта и проявляется ощущением постоянной опасности, чувством неопределенности, озабоченности, напряжения и надвигающейся неудачи, тревожного ожидания, неопределенного беспокойства или как ощущение неопределенной угрозы, характер и время которой не поддается предсказанию. Повышенный уровень внутриличностной тревожности трудно корректируется и является основой для формирования серьезных невротических расстройств.

Личность, испытывающая повышенную тревожность, находясь в постоянном напряжении, бесцельно расходует свои психофизические ресурсы, в дальнейшем ощущая усталость, сонливость и неспособность справляться с поставленными задачами. Люди, склонные к повышенному беспокойству, зачастую замкнуты, необщительны, дистанцированны от окружающих.

Личная тревожность затрагивает все области человеческой жизнедеятельности: снижает самооценку и мотивацию, затрудняет коммуникацию и так далее.

Существует еще один вид тревоги – ситуационная. Ситуационная, или ситуативная тревога характеризуется состоянием личности в определенный момент времени и связана с внешними факторами, обусловливающими «витальную» или социальную угрозу. Такая тревожность является ответом на изменения обстоятельств, которые расцениваются субъектом как стрессовые. Когда раздражающий фактор иссякает, состояние индивида нормализуется. Реактивную тревогу могут провоцировать самые разные причины: сложная политическая и экономическая ситуация, природные катаклизмы, негативные новости, проблемы в семье и на работе, собственный багаж неудачного опыта, страхи. На физиологическом уровне реакция тревоги проявляется усилением сердцебиения, учащением дыхания, повышением артериального давления, снижением порога чувствительности и возрастанием общей возбудимости как стремления изменить трудную жизненную ситуацию.

 

В психологии существуют специальные методики, позволяющие определить уровень общей  тревожности (методика Тейлора), а также отдельно уровни ситуационной и личностной тревожности (методика Спилбергера-Ханина). Низкий и средний уровень личностной и ситуационной тревожности не нуждается в коррекции. В этом случае мы говорим о хороших адаптивных возможностях личности, способной самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях и осознать причину своей тревоги. В случае повышения уровня реактивной тревоги необходимо проводить медикаментозную коррекцию, в частности, с использованием препаратов, содержащих микроэлемент литий. Как показывают исследования, препарат Нормотим позволяет эффективно и безопасно снизить уровень тревожности и стабилизировать эмоциональное состояние. Благодаря антистрессовой активности Нормотим позволяет снизить влияние стресса на организм и предотвратить повышение уровня тревожности. Его назначение должен осуществлять специалист, который подбирает и корректирует дозу принимаемого препарата.

Понятие тревожности, виды и причины возникновения тревоги | Методическая разработка по теме:

Попова Роза Викторовна, педагог-психолог

Тема: «Понятие тревожности, виды и причины возникновения тревоги»

В последнее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

Именно тревожность, как отмечают исследователи (А.М.Прихожан, И.А.Мусина и др.) и практические психологи [1], лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства. Венгер А.Л. считает, что, работая с тревожными детьми, следует учитывать их специфическое отношение к успеху, неудаче, оценке и результату. Как известно, такие дети чрезвычайно чувствительны к результатам собственной деятельности, болезненно боятся и избегают неуспеха. В то же время им трудно  самим оценивать результаты своей деятельности и ждут этой оценки от взрослого [9].

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и др.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека [14].

Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1) интерес-волнение, 2) радость, 3) удивление, 4) горе-страдание, 5) гнев, 6) отвращение, 7) презрение, 8) страх, 9) стыд, 10) вину [14, с.57].

Остальные – производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение [14, с.66].

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Так, А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [37, с.13].

Различают тревожность как эмоциональное состояние  и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Р.С. Немова: «Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [30].

Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает, что «широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: «тревожность характера» и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом».

По определению А.В. Петровского: «Тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности» [8, c.215].

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами [3].

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность [42, c. 234]. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств [30, c.68 ].

Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению [42, c. 234].

Ситуативно изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности [42, c.229].

Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

– высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче;

– высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи;

– боязнь неудачи – характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха;

– мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи;

– для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче;

– низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.

Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

Воздействие сложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.

Та же когнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценки ситуации [42, c. 415].

Таким образом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.

Под формой тревожности мы понимаем особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающих способах ее преодоления и  компенсации, а также  в  отношении ребенка, подростка к этому переживанию.

Изучение форм тревожности проводится в процессе индивидуальной и  групповой практической психологической работы с детьми и  подростками.  Известно, что существует две категории тревожности: 1) открытая –  сознательно  переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния  тревоги;  2) скрытая – в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся  либо  чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения [22].

Внутри этих категорий были  выявлены и подверглись специальному  анализу различные формы тревожности. Выделяются три формы открытой тревожности.

1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может.

2. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожностью. По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы   выделились  две  субформы:  

а) снижение  уровня  тревожности и  

б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Эта форма тревожности встречается  преимущественно  в младшем школьном и раннем юношеском возрастах, т.е. в периодах, характеризуемых как стабильные.

Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они  хотели бы избавится.

3. Культивируемая тревожность – в этом случае, в  отличие  от изложенных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. Культивируемая тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. В этом она совпадает с формой  2.б, различия касаются, как отмечалось, лишь оценки этого переживания. Во-вторых, она может выступать как некая мировоззренческая  и  ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске  определенной «условной выгоде от наличия тревожности и выражается через  усиление симптомов. В некоторых случаях у одного испытуемого встречались одновременно два или даже все три варианта.

Как разновидность культивируемой тревожности может быть рассмотрена форма, которую мы условно назвали «магической». В этом случае ребенок, подросток как бы «заклинает злые  силы» с помощью постоянного  проигрывания в уме наиболее тревожащих его событий, постоянных разговоров о них, не освобождаясь, однако, от страха перед ними, а еще более усиливая его по механизму «заколдованного психологического круга».

Говоря о формах тревожности, нельзя не коснуться также проблемы так называемой «замаскированной» тревожности. «Масками» тревожности  называются такие формы поведения, которые имеют вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне. В качестве таких «масок» чаще всего описываются агрессивность,  зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность и др.

Выделяют агрессивно-тревожный и зависимо-тревожный типы (с разной степенью осознания тревоги). Агрессивно-тревожный тип наиболее часто встречается в дошкольном и подростковом возрастах и при открытых, и при  скрытых формах тревожности как в виде прямого выражения агрессивных  форм поведения. Тревожно-зависимый тип наиболее часто встречается при открытых формах тревожности, особенно при острой, нерегулируемой и культивируемой формах [22].

Итак, тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

Выделяют два основных вида тревожности. Первый из них – это так называемая ситуативная тревожность, т.е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Другой вид – личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают.

Особой разновидностью тревожности является школьная тревожность. Так принято обозначать негативные переживания у детей, связанные со школой. Проявляется школьная тревожность следующим образом: ребенок устраивает истерики по утрам, наотрез отказывается идти в школу; родители не могут заставить ребенка делать уроки; ребенок панически боится получить двойку, несмотря на то, что хорошо усваивает школьную программу, боится учительницу; ему снятся кошмары, связанные со школой и т.д.

Обратимся к вопросу  возникновения тревоги у детей младшего школьного возраста.

Нарушения эмоционального развития в младшем школьном возрасте обусловлены двумя группами причин:

Конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов).

Генетические факторы играют важную роль в развитии психофизиологических особенностей нервной системы. Являясь генетически закрепленной «специализацией» стиля поведения в экстремальных ситуациях, темперамент может определять характер переживаний и внутренний конфликт ребенка в ответ на стрессовые факторы психологического порядка, однако одного его действия недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений.

Особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением [16, с.22].

Младший школьник имеет свой опыт общения со взрослыми, сверстниками и особо значимой для него группой – семьей, и этот опыт может быть неблагоприятным:

– если ребенок систематически подвергается отрицательным оценкам со стороны взрослого, он вынужден вытеснять в бессознательное большое количество информации, поступающей из окружающей среды. Новые переживания, не совпадающие со структурой его «Я-концепции», воспринимаются им негативно, в результате чего ребенок оказывается в стрессовой ситуации;

– при неблагополучных отношениях со сверстниками возникают эмоциональные переживания, характеризующиеся остротой и длительностью: разочарование, обида, гнев;

– семейные конфликты, разные требования к ребенку, непонимание его интересов – также могут вызвать у него негативные переживания. Неблагоприятными для эмоционального и личностного развития младшего школьника являются следующие типы родительского отношения: отвержение, гиперопека, обращение с ребенком по принципу двойной связи, сверхтребовательность, уклонение от общения и др. Среди эмоциональных черт, развивающихся под воздействием таких родительских отношений, отмечается агрессивность, аутоагрессивность, отсутствие способности к эмоциональной децентрации, чувства тревожности, мнительности, эмоциональная неустойчивость в общении с людьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является «объектом доброжелательного, но требовательного, оценочного отношения, … формируют у него уверенно-оптимистические личностные ожидания» [16, с.82].

Взаимоотношения в семье находятся в эпицентре теоретических и экспериментальных исследований, акцентирующих внимание на влиянии среды как факторе риска возникновения эмоционального неблагополучия у детей. Любое эмоциональное нарушение ребенка считается продуктом и показателем семейной аномалии и рассматривается как нарушение всей семьи. Большинство психологических концепций не оспаривают этого, разница состоит в том, какой аспект этих взаимоотношений рассматривается как решающий. Нарушения же фиксируются преимущественно на уровне личности (невротические расстройства, адаптационные расстройства и т. п.).

Согласно патогенетической концепции В. Н. Мясищева, «…аффективно-волевые нарушения, представляют вторичный продукт взаимоотношений ребенка с окружающими, продукт внутреннего напряжения, возникающего в связи с этим, продукт неправильных установок и отношений» [29, с.66].

Положение В. Н. Мясищева о патогенной роли семейных конфликтов и противоречивости отношений родителей к ребенку подтверждается и конкретизируется рядом отечественных клинико-психологических исследований, направленных на выявление неблагоприятных факторов воспитания, внутрисемейной атмосферы, сопутствующих эмоциональному неблагополучию ребенка.

Так, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев выделяют три основных типа неправильного воспитания, являющегося решающим фактором, который формирует предрасполагающие к возникновению невротических реакций личностные черты детей:

Отвергающее (непринятие). Обусловленное рядом осознаваемых и чаще неосознаваемых моментов, предполагает чрезмерную требовательность, жесткую регламентацию и контроль, либо недостаток контроля на почве попустительства.

Гиперсоциализирующее. Проявляется в чрезмерной озабоченности будущим ребенка и его семьи, возникая на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка.

Эгоцентрическое. Ребенку навязывается представление «Я большой» в качестве самодавлеющей ценности для окружающих [10;12; 15].

В работе А. Я. Варга описаны три неблагоприятных для ребенка патогенных типа родительского отношения: симбиотический, авторитарный и эмоционально отвергающий, характеризующийся приписыванием ребенку болезненности, личностной несостоятельности [7, с.112].

Среди причин школьной тревожности называют нижеследующие.

Ребенок не готов к школьному обучению эмоционально. В таком случае даже самая доброжелательная учительница и самый удачный детский коллектив могут восприниматься ребенком как нечто враждебное, чуждое ему. Учеба будет восприниматься как долг, что приведет к протестным реакциям, возможно к конфликтам с родителями и учителями и одно только упоминание школы не вызовет у ребенка ничего кроме тревоги и неприязни. Конечно, такой исход возникает не всегда, и довольно часты случаи, когда ребенок, попав в хороший класс, к понимающему учителю, «дозревает» по ходу учебы.

Ребенок не готов к школе интеллектуально, а это зачастую означает, что как бы ни стремился ребенок быть учеником, получать знания, ходить в школу, его интеллектуальной базы еще не хватает для того, чтобы постигнуть материал, который дают на уроках. Как результат – ребенок быстро утомляется, не поспевает за классом, переживает свою неуспешность и в качестве защиты разочаровывается в школьных ценностях. И в этом случае школа не вызывает ничего, кроме острой тревоги.

Ребенок по характеру всегда был очень ранимым, впечатлительным и застенчивым. Для таких детей поступление в школу/смена школы и т.д. заведомо является стрессогенным фактором. Это может усугубиться не очень удачным школьным коллективом, эмоциональным/жестким преподавателем, а также наличием дополнительным факторов.

Ребенок часто переходит из школы в школу, из класса в класс, часто меняются учителя и т. д. Это нередко приводит к тому, что ребенок не осваивает необходимых для успешной адаптации в новой среде навыков, не успевает почувствовать себя «своим». А чем дальше, тем сложнее влиться в уже сложившийся коллектив.

Любой стресс, даже не связанный со школой (развод родителей, утрата близкого человека, получение травмы и т.д.), может сильно отразиться на учебе и восприятии школы, ведь психика у ребенка одна и сложно, получив удар в одной сфере жизнедеятельности, не получить отклика в другой.

Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в школе, стараются точно выполнять требования родителей и учителей – не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Они отличаются особой чувствительностью.

А. Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе:

Сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению.

Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.

Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей.

На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, взахлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.

При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести [37, с.16].

А. Прихожан считает, что такое поведение отмечается именно у тревожных школьников младших класов. И все же школьная тревожность свойственна детям и других школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами и т.п.

Тем не менее, необходимо отметить, что у детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, ее можно существенно снизить, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

Итак, нарушения эмоционального развития в младшем школьном возрасте обусловлены двумя группами причин: конституциональные причины (тип нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть нарушение функционирования каких-либо органов) и особенности взаимодействия ребенка с социальным окружением.

Среди причин школьной тревожности называют следующие: ребенок не готов к школьному обучению эмоционально или интеллектуально, по характеру всегда был очень ранимым, впечатлительным и застенчивым, часто переходит из школы в школу, из класса в класс, часто меняются учителя и т.д.

Список литературы

  1. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал – 1997. – №2. – С. 34-38.
  2. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. – СПб: Речь, 2001. – 325 с.
  3. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учеб. заведений / Под ред. Ю.М. Жукова, А. А. Петровской, О.В. Соловьевой. – 2-е – изд. – М.: Смысл, 1996. – 373 с.
  4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство. – М.: Генезис, 2007. – 190 с.
  5. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. – СПб: Сфера, 1994. – 159 с.
  6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1986. – 129 с.
  7. Изард К. Эмоции человека: Пер. с анг. / Под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой; Вступительная статья А.Е. Ольшанниковой. – М.:Изд-во МГУ, 1980. – 315 с.
  8. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – Спецлит, 2007. – 464 с.
  9. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов на Дону: Феникс, 1998. – 512 с.
  10. Мусина И.А. Диагностика уровня тревожности по характерам восприятия времени: дис. … канд. Психол. Наук. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1993. – 213 с.
  11. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
  12. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 2001. –  №2. – С. 12 -18.
  13. Прихожан А.М. Тревожность и страх у младших школьников / Психическое здоровье детей и подростков. – М., Воронеж. – 2000. – 304 с.

Симптомы, виды, причины, профилактика и лечение

Тревога — нормальная и часто здоровая эмоция. Однако, когда человек регулярно испытывает непропорциональный уровень тревоги, это может стать медицинским расстройством.

Тревожные расстройства составляют категорию диагнозов психического здоровья, которые приводят к чрезмерной нервозности, страху, опасениям и беспокойству.

Эти расстройства изменяют то, как человек обрабатывает эмоции и ведет себя, а также вызывают физические симптомы. Легкая тревога может быть расплывчатой ​​и тревожной, в то время как сильная тревога может серьезно повлиять на повседневную жизнь.

Тревожными расстройствами страдают 40 миллионов человек в США. Это самая распространенная группа психических заболеваний в стране. Однако только 36,9 процента людей с тревожным расстройством получают лечение.

Американская психологическая ассоциация (АПА) определяет тревогу как «эмоцию, характеризующуюся чувством напряжения, тревожными мыслями и физическими изменениями, такими как повышение кровяного давления».

Знание разницы между нормальным чувством тревоги и тревожным расстройством, требующим медицинской помощи, может помочь человеку идентифицировать и лечить состояние.

В этой статье мы рассмотрим различия между тревогой и тревожным расстройством, различные типы тревоги и доступные варианты лечения.

Когда тревогу необходимо лечить?

Тревога может вызывать дистресс, но не всегда является заболеванием.

Тревога

Когда человек сталкивается с потенциально опасными или тревожными триггерами, чувство тревоги не только нормально, но и необходимо для выживания.

С самых первых дней существования человечества приближение хищников и приближающаяся опасность вызывают в теле сигналы тревоги и позволяют уклоняться. Эти тревоги проявляются в виде учащенного сердцебиения, потливости и повышенной чувствительности к окружающему.

Опасность вызывает прилив адреналина, гормона и химического мессенджера в мозгу, который, в свою очередь, запускает эти тревожные реакции в процессе, называемом реакцией «бей или беги». Это готовит людей к физическому противостоянию или бегству от любых потенциальных угроз безопасности.

Для многих людей бегство от крупных животных и неминуемой опасности является менее серьезной проблемой, чем это было бы для первых людей. Тревоги теперь вращаются вокруг работы, денег, семейной жизни, здоровья и других важных вопросов, которые требуют внимания человека, не обязательно требуя реакции «бей или беги».

Нервозное переживание перед важным жизненным событием или в трудной ситуации является естественным отголоском первоначальной реакции «бей или беги». Это по-прежнему может иметь важное значение для выживания — например, тревога по поводу того, что при переходе улицы его собьет машина, означает, что человек будет инстинктивно смотреть в обе стороны, чтобы избежать опасности.

Тревожные расстройства

Продолжительность или серьезность чувства тревоги иногда могут быть непропорциональны первоначальному триггеру или стрессору. Также могут развиться физические симптомы, такие как повышенное кровяное давление и тошнота. Эти реакции переходят от тревоги к тревожному расстройству.

APA описывает человека с тревожным расстройством как «имеющего повторяющиеся навязчивые мысли или опасения». Как только тревога достигает стадии расстройства, она может мешать повседневной жизни.

Несмотря на то, что тревожные расстройства представляют собой несколько различных диагнозов, симптомы генерализованного тревожного расстройства (ГТР) часто включают следующее:

  • беспокойство и чувство «на грани»
  • неконтролируемое чувство беспокойства
  • повышенная раздражительность
  • трудности с концентрацией внимания
  • трудности со сном, такие как проблемы с засыпанием или продолжительностью сна

Хотя эти симптомы могут быть нормальными в повседневной жизни, люди с ГТР могут испытывать их в постоянной или крайней степени. ГТР может проявляться как смутное, тревожное беспокойство или более серьезное беспокойство, которое мешает повседневной жизни.

Для получения информации о симптомах других диагнозов, входящих в группу тревожных расстройств, перейдите по ссылкам в разделе «Типы» ниже.

Поделиться на Pinterest Паническое расстройство — это тип тревожного расстройства.

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам: пятое издание (DSM-V) классифицирует тревожные расстройства по нескольким основным типам.

В предыдущих выпусках DSM тревожные расстройства включали обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), а также острое стрессовое расстройство. Однако руководство больше не группирует эти трудности с психическим здоровьем как тревогу.

Тревожные расстройства теперь включают следующие диагнозы.

Генерализованное тревожное расстройство: Это хроническое расстройство, сопровождающееся чрезмерной, длительной тревогой и беспокойством по поводу неспецифических жизненных событий, объектов и ситуаций. ГТР является наиболее распространенным тревожным расстройством, и люди с этим расстройством не всегда могут определить причину своего беспокойства.

Паническое расстройство: Кратковременные или внезапные приступы сильного ужаса и опасения характеризуют паническое расстройство. Эти приступы могут привести к дрожи, спутанности сознания, головокружению, тошноте и затрудненному дыханию. Панические атаки, как правило, возникают и быстро обостряются, достигая пика через 10 минут. Однако паническая атака может длиться часами.

Панические расстройства обычно возникают после пугающих переживаний или длительного стресса, но могут возникать и без триггера. Человек, испытывающий приступ паники, может ошибочно принять его за опасное для жизни заболевание и может радикально изменить свое поведение, чтобы избежать приступов в будущем.

Щелкните здесь, чтобы узнать больше о паническом расстройстве и панических атаках.

Специфическая фобия: Это иррациональный страх и избегание определенного объекта или ситуации. Фобии не похожи на другие тревожные расстройства, поскольку они связаны с конкретной причиной.

Человек с фобией может признать страх нелогичным или чрезмерным, но оставаться неспособным контролировать чувство беспокойства вокруг триггера. Триггеры фобии варьируются от ситуаций и животных до повседневных предметов.

Нажмите здесь, чтобы узнать больше о фобиях и о том, как они развиваются.

Агорафобия: Это страх и избегание мест, событий или ситуаций, из которых может быть трудно выбраться или в которых помощь будет недоступна, если человек окажется в ловушке. Люди часто неправильно понимают это состояние как фобию открытых пространств и улицы, но это не так просто. Человек с агорафобией может бояться выходить из дома или пользоваться лифтами и общественным транспортом.

Щелкните здесь, чтобы узнать об агорафобии, часто неправильно понимаемом психологическом расстройстве.

Избирательный мутизм: Это форма тревоги, которую испытывают некоторые дети, при которой они не могут говорить в определенных местах или ситуациях, например в школе, даже если у них могут быть отличные навыки вербального общения со знакомыми людьми. Это может быть крайняя форма социальной фобии.

Социальное тревожное расстройство или социальная фобия: Это боязнь отрицательного суждения со стороны других в социальных ситуациях или публичного смущения. Социальное тревожное расстройство включает в себя ряд чувств, таких как боязнь сцены, боязнь близости и беспокойство по поводу унижения и отвержения.

Это расстройство может привести к тому, что люди избегают общественных мест и контактов с людьми до такой степени, что повседневная жизнь становится чрезвычайно сложной.

Нажмите здесь, чтобы узнать все, что вам нужно знать о социальном тревожном расстройстве.

Тревожное расстройство разлуки: Высокий уровень тревожности после разлуки с человеком или местом, которое обеспечивает чувство защищенности или безопасности, характеризует тревожное расстройство разлуки. Разлука может иногда приводить к паническим симптомам.

Узнайте все о тревоге разлуки, нажав здесь.

Причины тревожных расстройств сложны. Многие могут возникнуть одновременно, некоторые могут привести к другим, а некоторые могут не привести к тревожному расстройству, если не присутствует другое.

Возможные причины включают:

  • факторы стресса, связанные с окружающей средой, такие как трудности на работе, проблемы в отношениях или проблемы в семье
  • генетика, так как люди, члены семьи которых страдают тревожным расстройством, с большей вероятностью испытают его сами
  • медицинские факторы, такие как симптомы другого заболевания, воздействие лекарств или стресс после интенсивной операции или длительного восстановления мозг
  • отказ от запрещенного вещества, последствия которого могут усилить воздействие других возможных причин

Чтобы узнать больше о причинах и диагностике тревожных расстройств, нажмите здесь.

Лечение будет состоять из комбинации психотерапии, поведенческой терапии и лекарств.

Алкогольная зависимость, депрессия или другие состояния могут иногда оказывать настолько сильное влияние на психическое благополучие, что лечение тревожного расстройства должно откладываться до тех пор, пока не будут взяты под контроль какие-либо основные состояния.

Самолечение

Поделиться на PinterestЙога может уменьшить последствия тревожного расстройства.

В некоторых случаях человек может лечить тревожное расстройство дома без медицинского наблюдения. Однако это может быть неэффективно при тяжелых или длительных тревожных расстройствах.

Существует несколько упражнений и действий, которые помогут человеку справиться с более легкими, более целенаправленными или краткосрочными тревожными расстройствами, в том числе:

  • Управление стрессом: Обучение управлению стрессом может помочь ограничить потенциальные триггеры. Организуйте любые предстоящие нагрузки и сроки, составьте списки, чтобы сделать сложные задачи более управляемыми, и возьмите на себя обязательство взять отпуск от учебы или работы.
  • Техники релаксации: Простые действия могут помочь успокоить психические и физические признаки беспокойства. Эти техники включают медитацию, упражнения на глубокое дыхание, длительные ванны, отдых в темноте и йогу.
  • Упражнения для замены негативных мыслей на позитивные: Составьте список негативных мыслей, которые могут возникать в результате беспокойства, и напишите рядом с ним другой список, содержащий позитивные, правдоподобные мысли, чтобы заменить их. Создание мысленного образа успешного противостояния и преодоления определенного страха также может принести пользу, если симптомы тревоги связаны с определенной причиной, например, при фобии.
  • Сеть поддержки: Поговорите со знакомыми людьми, которые могут поддержать вас, например, с членом семьи или другом. Услуги группы поддержки также могут быть доступны на месте и в Интернете.
  • Упражнение: Физические нагрузки улучшают самооценку и высвобождают в мозге химические вещества, вызывающие положительные эмоции.

Консультации

Стандартным способом лечения беспокойства является психологическое консультирование. Это может включать когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), психотерапию или комбинацию методов лечения.

КПТ

Этот тип психотерапии направлен на распознавание и изменение вредных моделей мышления, которые составляют основу тревожных и беспокоящих чувств. При этом практикующие КПТ надеются ограничить искаженное мышление и изменить то, как люди реагируют на объекты или ситуации, вызывающие тревогу.

Например, психотерапевт, проводящий когнитивно-поведенческую терапию при паническом расстройстве, попытается подчеркнуть тот факт, что приступы паники на самом деле не являются сердечными приступами. Воздействие страхов и триггеров может быть частью КПТ. Это побуждает людей противостоять своим страхам и помогает снизить чувствительность к их обычным триггерам тревоги.

Лекарства

Человек может помочь справиться с тревогой с помощью нескольких видов лекарств.

Лекарства, которые могут контролировать некоторые физические и психические симптомы, включают антидепрессанты, бензодиазепины, трициклические и бета-блокаторы.

Бензодиазепины

Врач может прописать их некоторым людям с тревогой, но они могут вызывать сильное привыкание. Эти препараты, как правило, имеют мало побочных эффектов, за исключением сонливости и возможной зависимости. Диазепам, или валиум, является примером обычно назначаемого бензодиазепина.

Антидепрессанты

Они обычно помогают при тревоге, хотя они также нацелены на депрессию. Люди часто используют ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), которые имеют меньше побочных эффектов, чем старые антидепрессанты, но могут вызвать дрожь, тошноту и сексуальную дисфункцию в начале лечения.

Другие антидепрессанты включают флуоксетин или прозак и циталопрам или целексу.

Трициклические препараты

Это класс препаратов старше, чем СИОЗС, которые обеспечивают преимущества при большинстве тревожных расстройств, кроме ОКР. Эти препараты могут вызывать побочные эффекты, включая головокружение, сонливость, сухость во рту и увеличение веса. Имипрамин и кломипрамин являются двумя примерами трициклических соединений.

Дополнительные препараты, которые человек может использовать для лечения тревоги, включают:

  • ингибиторы моноаминоксидазы (ИМАО)
  • бета-блокаторы
  • буспирон

Обратитесь за медицинской помощью, если побочные эффекты любых назначенных лекарств становятся серьезными.

Существуют способы снижения риска тревожных расстройств. Помните, что тревожные чувства являются естественным фактором повседневной жизни, и их переживание не всегда свидетельствует о наличии психического расстройства.

Предпримите следующие шаги, чтобы уменьшить тревожные эмоции:

  • Сократите потребление кофеина, чая, колы и шоколада.
  • Прежде чем использовать безрецептурные (OTC) или растительные лекарственные средства, проконсультируйтесь с врачом или фармацевтом о любых химических веществах, которые могут усугубить симптомы тревоги.
  • Соблюдайте здоровую диету.
  • Соблюдайте режим сна.
  • Избегайте употребления алкоголя, каннабиса и других рекреационных наркотиков.

Тревога сама по себе не является заболеванием, а естественной эмоцией, жизненно важной для выживания, когда человек сталкивается с опасностью.

Тревожное расстройство развивается, когда эта реакция становится преувеличенной или несоразмерной триггеру, который ее вызывает. Существует несколько типов тревожного расстройства, в том числе паническое расстройство, фобии и социальная тревожность.

Лечение включает в себя сочетание различных видов терапии, лекарств и консультирования, а также меры самопомощи.

Активный образ жизни со сбалансированным питанием может помочь удержать тревожные эмоции в пределах нормы.

Q:

Как я узнаю, что мои тревожные эмоции начали возникать непропорционально их триггеру?

A:

Самым явным признаком того, что тревога становится проблематичной, может быть то, что человеку становится все труднее делать то, что раньше он делал относительно легко.

Это может означать разговор перед группой людей, поход в магазин, расставание с любимым человеком или лицом, осуществляющим уход, или поездку в лифте. Если тревога начинает мешать, определенно пора протянуть руку помощи.

Диллон Браун, доктор философии Ответы представляют мнения наших медицинских экспертов. Весь контент носит исключительно информационный характер и не должен рассматриваться как медицинский совет.

Прочтите статью на испанском языке.

Беспокойство — Клинические методы — Книжная полка NCBI

Джон Б. Гриффин-младший.

Определение

Тревога может быть определена как предчувствие, напряжение или беспокойство, возникающее в результате ожидания опасности, которая может быть внутренней или внешней (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 1980). Хотя некоторые определения различают страх как эмоциональную реакцию на реальную и осознанно осознаваемую угрозу и тревогу как реакцию страха, когда реальность не оправдывает такую ​​реакцию, важно помнить, что проявления тревоги и страха в организме одинаковый. Поскольку, по оценкам, от 2 до 4% населения в целом испытывают достаточные симптомы тревоги, чтобы их можно было классифицировать как страдающих тревожным расстройством, чрезвычайно важно провести тщательное обследование на предмет наличия тревоги.

Техника

Большинство пациентов, испытывающих тревогу, выражают это, говоря, что они нервничают или беспокоятся. Пациенты обычно воспринимают это состояние как удручающее и хотят найти для него облегчение. В некоторых случаях тревога проявляется в виде фобий. Например, после автомобильной аварии у пациента может возникнуть фобия по поводу вождения автомобиля. Часто пациент признает, что тревога нереалистична, но тем не менее не может ее контролировать. Поскольку большинство пациентов не понимают бессознательных корней тревоги, врач должен тщательно выяснить, при каких обстоятельствах впервые возникла тревога. Отмечая ситуации, в которых тревога наиболее интенсивна, врач часто может получить ключ к пониманию лежащей в основе этиологии. Врач должен спросить, как тревога повлияла на повседневную жизнь пациента. Поиск корней беспокойства часто является сложным процессом, требующим многих посещений. Во время первых контактов с пациентом клиницист должен попытаться определить тяжесть беспокойства. Обычно полезно узнать мнение пациента о причине его или ее беспокойства. Некоторые пациенты имеют причудливые представления о том, почему они беспокоятся. Если пациент, например, считает, что кто-то околдовал его или ее, врач должен знать об этом.

Во время этой части психиатрического анамнеза особенно важно часто и внимательно осматривать пациента. Если врач этого не сделает, важные данные, такие как мимолетные изменения выражения лица, часто будут упущены. Тревожных пациентов следует тщательно обследовать на наличие таких признаков, как тревога, тремор, повышенное потоотделение и учащенное дыхание, что более подробно обсуждается в главе 207, посвященной исследованию психического статуса.

Фундаментальные науки

Тревогу иногда называют психологическим эквивалентом физической боли. Очевидно, что уму трудно справляться с сильно противоречивыми эмоциями. Одним из психических механизмов, который разум использует для разрешения таких конфликтов, является подавление. В процессе вытеснения разум просто блокирует одну сторону противоречивых эмоций. Когда этот акт вытеснения не вполне успешен, вытесненный материал постоянно пытается прорваться в сознание. Тревога, которую испытывает пациент, часто тесно связана с количеством умственных усилий, затрачиваемых на то, чтобы удержать этот материал вне сознания. Ряд умственных маневров, обозначаемых как защитные механизмы используются для того, чтобы предотвратить попадание вытесненного материала в сознание. Эти психические механизмы включают такие вещи, как формирование реакции, проекция, рационализация и замещение. Эти психические механизмы подробно обсуждаются в стандартных учебниках психиатрии (например, Muskin and Kornfeld, 1982).

Одной из причин того, что широкое использование защитных механизмов создает проблемы для пациентов, является то, что такое использование имеет тенденцию искажать реальность. Пациент, вынужденный блокировать одну сторону конфликта, создал ситуацию, ограничивающую способность видеть все аспекты проблемы. Это, в свою очередь, затрудняет выбор наиболее подходящего решения трудностей.

В настоящее время все больше исследований показывают, что тревога, испытываемая некоторыми пациентами с паническими атаками, имеет биологические корни. Открытие участков клеточных рецепторов для бензодиазепинов стимулировало поиск аналогичного встречающегося в природе вещества, которое могло бы выполнять функцию снижения тревожности.

У некоторых пациентов приступы паники можно воспроизвести путем внутривенного вливания лактата натрия. Сообщается также, что вдыхание умеренных количеств углекислого газа вызывает приступы паники у многих пациентов. Карр (1984) предположил, что лактат и углекислый газ воздействуют на центральные хеморецепторы, создавая состояние возбуждения, которое стимулирует организм получать больше кислорода. Это состояние возбуждения, когда оно отмечается, субъективно сопровождается чувством тревоги. Согласно этой гипотезе, паническое расстройство может быть следствием повышенной чувствительности к углекислому газу центральных хеморецепторов или патологической лабильности первых стадий вентиляционно-возбужденного цикла, активируемых этими хеморецепторами.

Вероятно также, что у некоторых пациентов с тревожными расстройствами наблюдаются нарушения метаболизма норадреналина. В связи с этим представляет интерес тот факт, что ингибиторы моноаминоксидазы и трициклические антидепрессанты часто эффективны при лечении пациентов с тревожными расстройствами. Оба класса препаратов оказывают заметное влияние на норадреналин в нервных клетках. Алпразолам (ксанакс) действует непосредственно на бензодиазепиновые рецепторы и также приносит облегчение многим пациентам, страдающим паническими атаками. Повышение эффективности фармакологического лечения тревожности в значительной степени стимулировало интерес к изучению органических факторов тревожности.

Клиническое значение

Многие пациенты с признаками беспокойства не обращаются за лечением и не желают его лечить. Такие люди обычно считают себя обладателями нервного темперамента и не ожидают, что когда-нибудь будут отличаться от них. На вопрос об их беспокойстве эти пациенты обычно говорят, что они всегда нервничали и что в последнее время степень их нервозности не изменилась.

Пациенты, нуждающиеся в лечении тревоги, — это пациенты, которые либо испытали значительное нарушение функций, либо просят об облегчении внутреннего дистресса, связанного с их тревогой, либо и то, и другое. Лечащий врач, использующий фармакологические средства и поддерживающее консультирование, часто может лечить острые состояния, которые имеют сильный экологический компонент. Примеры могут включать тревогу, связанную со сменой работы, разводом, переездом на новое место, физической болезнью и финансовыми трудностями.

Тревожные состояния, связанные с давними эмоциональными паттернами, такими как фобии, конверсионные реакции, навязчивые состояния и расстройства личности, обычно лучше всего лечить путем направления к специалисту по психическому здоровью.

Ссылки

  1. Карр Д.Б., Шихан Д.В. Паника и тревога: новая биологическая модель. J Clin Psychol. 1984; 45: 323–30. [PubMed: 6430877]

  2. Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts