Консультация для родителей на тему Адаптация детей раннего возраста в детском саду
У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации. И его нужно обязательно пройти, чтобы приучить малыша к жизни в социуме. Адаптация в детском саду в возрасте 2−3 года происходит особенно остро, поскольку маленькие дети за пределами родных стен все воспринимают со страхом. Задача родителей и психологов – помочь им в этом. Причины тяжелого привыкания к детскому саду Существует несколько причин тяжелой адаптации детей в младшей группе детского сада: у ребенка не выработаны навыки культуры и гигиены, он не может играть самостоятельно; детсадовский режим кардинально отличается от привычного домашнего; ребенок много болеет, зачастую пропускает детский сад, что только усложняет адаптацию; ребенку не уделяют столько внимания, сколько дома, ведь там он не единственный, а один из многих; сильная привязанность к матери или другому члену семьи; до 2 или 3 лет малыш не общался со сверстниками. Известны также индивидуальные причины тяжелой адаптации детей к детскому саду. Иногда в 1 день ребенок спокойно заходит в группу и расставание с родителями проходит без истерик, а потом начинает плакать. Но чаще малыш постепенно привыкает к незнакомой обстановке и его поведение нормализуется уже через 2−4 недели. Что представляет собой период адаптации Адаптационный период – это время, за которое организм привыкает к новым условиям. Детский сад для детей является как раз таким местом. И первое его посещение запланировано в возрасте 2−3 лет. Пока один из родителей держит малыша за руку, он чувствует себя в безопасности и уверенно идет в незнакомое место. Но стоит взрослому уйти, у ребенка начинается паника. Чтоб привыкнуть к незнакомой обстановке, требуется время. У детей длительность адаптационного периода может различаться, что зависит от многих факторов. На заметку! Адаптационный процесс кардинально меняет жизнь ребенка, поэтому часто он сопровождается нарушениями в поведении, капризностью, раздражительностью. Проблема Если взрослому период адаптации может показаться обычным делом, для ребенка – это настоящий стресс. В результате него может развиться следующее: нарушение сна – малыш засыпает и просыпается со слезами посреди ночи; снижение аппетита – ребенок начинает меньше есть, а иногда и вовсе отказывается от пищи; уменьшение интереса к окружающему миру – дети в период адаптации не интересуются новыми игрушками и прочим; регрессия психологических способностей – если раньше малыш умел самостоятельно кушать и одеваться, то в адаптационный период может временно утратить данные навыки; апатия или, наоборот, агрессия – спокойные дети становятся агрессивными, а активные успокаиваются; снижение иммунитета – замечено, что в период адаптации малыши часто болеют. Адаптация к детскому саду – сложный процесс для ребенка, и то, насколько быстро он привыкнет к новым условиям, зависит не только от воспитателей, но и от самих родителей. Виды Адаптационный процесс неизбежен при зачислении ребенка в детский сад. В зависимости от склада характера, малыш приспосабливается к новой обстановке одним из доступных способов. Адаптация бывает трех видов: творческий стиль – детсадовец меняет среду под себя, предпринимая для этого активнее действия; конформный стиль – приспосабливается к новой среде, меняя свои привычки; стиль избегания – пытается уйти от проблемы, не желая меняться и менять окружение под себя. Последний вид адаптации является самым сложным. Наиболее эффективный – творческий стиль адаптации. Степени адаптации Длительность и выраженность признаков, характерных для периода адаптации в ДОУ, указывает на успешность процесса привыкания крохи. С точки зрения психологии, различают несколько степеней адаптации: легкая – детсадовец быстро вливается в коллектив и уже спустя 2 недели спокойно посещает дошкольное учреждение, не устраивая истерики при расставании с родителями; средняя – первое время по утрам ребенок плачет, отказывается идти в сад, часто болеет, но через 1,5 месяца подобные признаки бесследно исчезают; тяжелая – встречается редко, малыш становится агрессивным, не идет на контакт с воспитателями и другими воспитанниками детского сада, период адаптации продолжается более 2 месяцев. Определить легкую степень адаптации к детскому саду можно по следующим признакам: ребенок остается в группе без истерик и относится к уходу родителей спокойно; свободно общается с педагогами, глядя им в глаза; способен попросить о помощи, когда она ему понадобится; без проблем играет с ровесниками; легко меняет свой привычный распорядок дня на детсадовский; не расстраивается, если воспитатель делает замечания; активно рассказывает родителям о своем дне, прошедшем в детском саду. При средней степени адаптации наблюдаются следующие признаки: трудно расстается с родителями перед заходом в группу и немного плачет после их ухода, а потом отвлекается на игру; нормально общается с детьми и воспитателями; соблюдает распорядок дня, установленный в детском саду; не агрессивен, не провоцирует сверстников на конфликты. По мнению психологов, трехлетке проще привыкнуть к детскому саду, чем ребенку 2 лет, поскольку по достижении этого возраста возникает потребность в общении сверстниками. При тяжелой степени адаптации у ребенка наблюдаются выраженные симптомы агрессии, раздражительности. Он ежедневно устраивает истерики, которые усиливаются у входа в детский сад. В редких случаях малышу так и не удается привыкнуть к новой обстановке. Как облегчить адаптационный период Оставляя двухлетнего или трехлетнего кроху первый раз в детском саду, родители беспокоятся не меньше своего чада. И это нормальная реакция, поскольку он остается с чужими людьми, хотя совсем недавно был под присмотром родных. Ухудшает ситуацию бурная истерика самого воспитанника, которая доставляет еще больше переживаний. Что родителям делать с «трудными» детьми, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду? Помогут следующие рекомендации: сохранять спокойствие – известно, что спокойствие матери передается ребенку, поэтому не стоит показывать беспокойство, даже если оно присутствует; не оттягивать момент расставания – как бы ни было страшно впервые отдавать своего кроху в чужие руки, этот момент все равно настанет; увеличивать время пребывания малыша в детском саду постепенно − сначала оставить его на пару часов, потом – до обеда, а через пару недель – на целый день; посещение детского сада при условии хорошего самочувствия должно быть регулярным; облегчить расставание поможет «ритуал прощания», который легко придумать самостоятельно – например, поцелуй в щеку и махание рукой; перед уходом всегда нужно говорить малышу, когда за ним придут – для понимания точного времени на часах кроха еще не дорос, поэтому уточняющими данными служат «после обеда», «после сна», «во время прогулки» и прочее; справиться с грустью ребенку поможет «оберег», в роли которого может выступать любимая игрушка или другая дорогая сердцу вещь, ее нужно дать с собой в детский сад; придумать мотивацию для посещения ДОУ – посмотреть, как кормят рыбок, или любимая игрушка заскучала; не обсуждать воспитателей в присутствии ребенка, а также любые негативные моменты, связанные с детским садом; если кроха слишком привязан к матери, в садик его лучше отводить отцу, бабушке или другим родственникам, с которыми расставаться легче. Руководствуясь этими нехитрыми правилами, можно существенно облегчить крохе привыкание к новой обстановке. Мнения родителей В последнее время все больше родителей предпочитают отдавать детей в детский сад в возрасте 2 лет. По их мнению, так дочки-сыночки быстрее приспособятся к новым условиям. Но стоит учитывать еще и тот факт, что в раннем возрасте не каждый кроха способен самостоятельно кушать, одеваться и справляться с другими потребностями. Поэтому, если острой необходимости отдать малыша в ДОУ в 2 года не существует, с этим лучше подождать. Не обязательно до 3 лет. Если мать планирует выходить на работу, следует оформить ребенка в сад за пару месяцев до окончания декретного отпуска. За это время удастся пройти адаптационный период, как самому крохе, так и его матери. В целом, мнения родителей относительно подходящего возраста для детского сада, расходятся. Многое зависит от характера ребенка и его желания посещать дошкольное учреждение. В ДОУ для самых маленьких воспитанников организовано две группы: в первой младшей группе дети 2−3 лет; во второй младшей группе ребята от 3 до 4 лет. Какая именно младшая группа подходит для конкретного ребенка, решают его родители, отдавая свое чадо в детский сад в определенном возрасте. Советы психолога Психология, как наука, дает свои рекомендации относительно адаптации детей 2−3 лет в детском саду. Специалисты, прежде всего, отталкиваются от особенностей развития малышей. Во многом советы психологов перекликаются с рекомендациями педагогов. Рекомендации Подготавливая детей к посещению ДОУ, родителям необходимо придерживаться определенных рекомендаций: придумать сказку, в которой главный герой пошел в детский сад и нашел там много друзей; не показывать беспокойства, поскольку оно передастся крохе; расставаться легко и с улыбкой; обозначить время возвращения, не обманывая; дома создать благоприятную обстановку, с пониманием относиться к раздражительности и нервозности детсадовца в период адаптации; научить дома пользоваться столовыми приборами, самостоятельно одеваться и выполнять личные потребности, поскольку данные навыки пригодятся в садике; рассказывать правду про детский сад, не перехваливать, но и не описывать сплошные негативные моменты; первый день пребывания в саду – самый важный, поэтому ребенок должен быть здоров и в хорошем настроении, так у него не останется после учреждения неприятных ассоциаций. Занятия на период адаптации при наборе первой младшей группы лучше не организовывать. Важно, чтобы дети привыкли к незнакомой обстановке, подружились между собой.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/439686-konsultacija-dlja-roditelej-na-temu-adaptacij
Консультация для родителей детей раннего возраста «Условия для успешной адаптации к детскому саду»
Консультация для родителей детей раннего возраста «Условия для успешной адаптации к детскому саду»
Подготовила воспитатель:
Янкина Мария Валерьевна
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат — спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.
Ребенок.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
- четкий режим дня;
- отсутствие родных рядом;
- длительный контакт со сверстниками;
- необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
- резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
- особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает:
- преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
- нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
- утрата навыков самообслуживания;
- нарушение сна;
- снижение аппетита;
- регрессия речи;
- изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастаетдо уровня гиперактивности;
- снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).
Адаптирующегося педагога отличает:
- чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;
- повышенная эмоциональность.
Сколько это будет длиться! Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации:
- легкую (15-30 дней);
- среднюю (30-60 дней);
- тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:
- при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
- ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
- малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
- ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
- восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка)двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
- нормализуется сон, как в детском саду, так и дома;
- восстанавливается аппетит.
Адаптация — это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.
Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.
На то, как будет протекать процесс адаптации, влияют следующие факторы:
1. Возраст;
2. Состояние здоровья;
3. Уровень развития навыков самообслуживания;
4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
5. Сформированность предметной и игровой деятельности;
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;
С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т. д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.
И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от таких привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.
Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!
Адаптация к потребностям детей — MS Families for Kids
Дата публикации: 28 июня 2019 г.
Многие воспитатели работают с детьми с ограниченными возможностями или особыми потребностями. Помните, что дети с особыми потребностями в первую очередь дети, и у них больше общего, чем различий с детьми без инвалидности. Каждый ребенок обладает уникальным характером и особыми способностями. Сосредоточьтесь на сильных сторонах и способностях каждого ребенка, работая над внесением изменений и корректировок.
Адаптация для детей с особыми потребностями
Каждый ребенок индивидуален, и каждая задержка или инвалидность потребуют различных модификаций. Поставщики услуг по уходу за детьми должны собрать как можно больше информации о ребенке и инвалидности, а также узнать о типичных модификациях, которые можно внести. Родители ребенка и специалисты, работающие с ребенком, могут быть огромным ресурсом. Не бойтесь задавать вопросы или вносить предложения.
Многие изменения, которые вы вносите в свою программу ухода за детьми, будут простыми. Часто изменения также принесут пользу другим детям в вашей программе ухода за детьми.
Общие модификации для детей с особыми потребностями
- Планируйте вместе. Родители, консультанты и опекуны должны вместе ставить цели. Попросите присоединиться к команде, которая разрабатывает и отслеживает Индивидуальный план обучения (IEP) ребенка, чтобы вы могли обсудить занятия, упражнения и поддержку, необходимые для достижения целей. Цели должны быть простыми и соответствовать способностям ребенка. Всегда обсуждайте свои идеи и планы с семьей.
- Модифицировать игрушки и оборудование. Часто в обычные игрушки можно внести простые изменения. Например, вы можете помочь ребенку, которому трудно складывать кольца, просто сняв каждое второе кольцо. Для ребенка, которому трудно держать бутылочку, накройте бутылочку тканевым носком, чтобы маленькие ручки могли лучше ее удерживать.
- Внесите небольшие изменения в обстановку вашего ухода за детьми. Небольшие изменения в вашей среде ухода за детьми могут сделать время, которое ребенок с особыми потребностями проводит с вами, более легким и приятным для всех. Тихое уединенное пространство для игр может помочь гиперактивному ребенку. Ребенку с плохим зрением может быть полезна дополнительная лампа в игровой зоне.
- Моделируйте соответствующее поведение. Дети с особыми потребностями иногда стесняются играть с другими. Вы можете показать им, как стать партнером по игре. Вы можете поиграть с ребенком в игру или притвориться, что вместе ходите по магазинам. Когда ребенок освоится, вы можете пригласить других детей присоединиться к вашей игровой активности.
- Научите определенным словам и навыкам, которые покажут, как найти товарища по играм и как быть товарищем по играм. Научитесь смотреть прямо на другого ребенка, когда говорите, или спрашивать: «Можно мне поиграть?» большие шаги для некоторых детей.
- Научите типично развивающихся детей разговаривать и играть с детьми-инвалидами. Поговорите с детьми о том, что делать. Например, легкое прикосновение к плечу ребенка с нарушением слуха или прямой взгляд на него во время разговора — эффективные способы привлечь внимание ребенка.
- Ищите сильные стороны, а также потребности. Не слишком зацикливайтесь на инвалидности ребенка. Относитесь к каждому ребенку как к целостной личности. Обеспечьте занятия, которые будут поддерживать сильные стороны ребенка. Каждый ребенок должен чувствовать себя успешным и способным.
- Проконсультируйтесь с родителями, медицинскими работниками и специалистами по раннему развитию. Родители и специалисты могут предоставить конкретную информацию и предложения по работе с ребенком-инвалидом. Не бойтесь задавать вопросы. Родители иногда считают само собой разумеющимся, что опекуны знают, что делать.
Советы воспитателям дошкольных учреждений и родителям детей с СДВГ
Маленькие дети с СДВГ обычно начинают хорошо учиться в дошкольных учреждениях. Ориентированная на игру среда, которая поощряет движение и терпима к проблемам самоконтроля и социальным недостаткам, может стать для них идеальной обстановкой.
Когда от ребенка требуют соответствия, развития языковых навыков и совместной игры, у детей с СДВГ начинаются проблемы.
Хорошая новость заключается в том, что дошкольники с СДВГ могут добиться успеха при правильном плане лечения и правильной школьной среде. В идеале в дошкольных классах должно быть много игр под наблюдением, частые физические нагрузки и много возможностей для практического обучения — идеальное сочетание для обучения дошкольников.
Учителя дошкольных учреждений захотят узнать о СДВГ вашего ребенка. Родители должны быть готовы объяснить это состояние и сообщить учителям, как оно выглядит дома. Расскажите им об используемых вами стратегиях и методах, которые можно использовать при обучении детей с СДВГ в школе. Объясните учителю, что СДВГ у малышей и дошкольников можно контролировать, но нельзя исправить. Чем больше используется общение родителей с учителями для согласования целей и стратегий семьи и учителей, тем больше у ребенка шансов на успех.
Советы воспитателям дошкольных учреждений и родителям
Планирование посещения
Некоторым детям полезно заранее посетить детский сад или школу, чтобы ознакомиться с обстановкой и встретиться с учителями. То же самое касается занятий по тхэквондо или собраний бойскаутов. Тренировочный забег на место уменьшит тревогу, когда они пойдут в школу или на какое-то мероприятие.
[Скачать бесплатно: Объяснение СДВГ учителям]
Используйте позитивный подход
Когда ваш сын делает что-то неподобающее в классе или дома, прежде чем упрекать, направьте его. Некоторым маленьким детям с СДВГ требуется дополнительное объяснение, чтобы выучить распорядок и правила.
Будьте осторожны с утверждениями «мы»
«Мы делимся в школе». «Мы не бьем». Эгоцентризм соответствует развитию. Маленькие дети не знают, что «мы» означает «я».
Поймайте, как ваш ребенок ведет себя хорошо
Положительное подкрепление побуждает ребенка двигаться дальше. Делайте быстрый и конкретный комплимент в тот самый момент, когда вы видите, что ваш ребенок начинает делать то, что вы от него ожидаете, а не когда оно уже завершено. Скажите: «Иан, спасибо, что выслушал меня, когда я сказал, что пора делать круг». Это дает ему стимул идти в круг. Через несколько шагов произнесите еще одно положительное утверждение. — Ян, ты будешь сидеть здесь или там? Подкрепление поддерживает желаемое от него поведение.
Правила/Похвала/Игнорирование
Уточните правила заранее. Имейте только несколько правил, излагайте их по существу и рассмотрите возможность использования изображений или рисунков для их иллюстрации. Дайте похвалу. Следуйте рекомендуемому соотношению положительных утверждений к отрицательным три к одному. Игнорируйте незначительные проступки, такие как приступы забывчивости или неорганизованности. Ориентируйтесь на более серьезное поведение.
[Щелкните, чтобы прочитать: Правила работы в классе, которые удерживают внимание учащихся на учебе]
Время истекло
Не удаляйте ребенка, скажем, из области головоломки, если он плохо себя ведет. Используйте это как возможность обучения. Тщательно объясните, что ожидается во время игры в головоломки, а затем предложите ребенку вернуться к головоломке, спросив: «Что ты собираешься делать за столом с головоломками?» После того, как ребенок поиграет несколько секунд, похвалите/подтвердите его усилия. Примерно через минуту произнесите аналогичную похвалу. Важны частые рекомендации и положительные утверждения.
Использование песен и песнопений
Дети, которые поют во время выполнения задания, сохраняют концентрацию. Несколько моих любимых: «Посмотрите, как ножницы режут, разрезают бумагу» или «Посмотрите, как цвет мелка раскрашивает…». Вы можете сочинять короткие песенки или песнопения в качестве сигналов к чему угодно.
Написание социальных историй
Истории с фотографиями, которые показывают, что ожидается от задачи, действия или обстановки. Примеры: одеваться, ехать в машине, рассказывать истории.
Обучающая организация
Сформируйте «рюкзачную бригаду», чтобы каждый день обучать тому, что входит и что достается из рюкзака. Фотографии могут быть подсказками, чтобы помочь в этом.
Организуйте физическое пространство
Четко разделите игровую и рабочую зоны в классе и дома.
Предельные слова
Когда вы слишком много говорите, дети с СДВГ переключают канал.
Используйте инструменты визуального измерения
Такие инструменты, как Таймер времени, могут помочь вашему ребенку понять, что проходит время и сколько времени у него есть до того, как он выйдет на улицу, чтобы выгулять собаку.
Делайте упор на развитие крупной моторики, а не на координацию мелкой моторики
Примерно у половины детей дошкольного возраста с СДВГ развитие двигательных навыков будет отставать, поэтому учителя и родители должны предлагать им играть в игры, в которых задействованы крупные мышцы, такие как футбол, красный свет или плавание. Чтобы практиковать мелкую моторику, позвольте учащимся рвать бумагу на кусочки, а не резать ее, а также обводить крышки коробок, чтобы почувствовать их форму и пределы.
Веселая игра
Накройте кухонный стол одеялом, чтобы создать крепость. Ваш ребенок может притворяться, что играет в крепости. Дайте ей фонарик, чтобы превратить ее в приключение.
Создание адаптации к окружающей среде
…Чтобы помочь детям выучить шаги, распорядок и слова.