Определение цель в психологии определение: Определение цели — Психологос

Определение психологии, ее цели и задачи

14.05.2011

Дать определение любой науке — задача непростая. Например, наука об управлении имеет более 150 формулировок. Спорить об уровне объективности каждой из них — занятие бесплодное, ибо авторы рассматривают проблему управления с различных точек зрения. Нет полного единства по этому вопросу и в психологии. Причина не только в субъективном факторе, но и в специфике самой психологии. Действительно, психология:

  • имеет дело с самой таинственной и сложной для познания категорией — психикой;
  • поворачивает познание на себя, когда объект познания и его субъект выступают в одном лице (человек изучает… самого себя).

Одно из определений психологии как науки гласит: психология — это наука, предметом изучения которой являются закономерности формирования, функционирования и развития психики человека.

Попытка разобраться в самом слове «психика» наталкивается на терминологический барьер.

Ведь свое название психология берет от греческих слов psiche (душа) и logos (учение). Значит, психология — это учение о душе! Так и считалось много веков подряд. И сейчас это слово в ходу у людей: «душевный человек», «душевный прием», «душа радуется». Так «душа» или «психика»?

В Священном писании говорится, что душа дается человеку Господом Богом во временное пользование, дескать, поноси, пока ходишь по земле. При этом душа есть нечто абсолютно непостижимое, недоступное для смертного человека. В житейской психологии, где знания о внутреннем мире человека черпаются людьми из повседневной жизни, эти слова — душа и психика — стали синонимами. В научной психологии, где знания добываются через теоретическое и экспериментальное изучение, употребляют слово «психика».

Итак, психолог-профессионал оперирует понятием «психика». Далее этому понятию будет дано более строгое определение. А сейчас под психикой будем понимать сложный внутренний мир человека со всеми его познавательными процессами, индивидуально-психологическими особенностями личности и системой восприятия окружающего мира.

Раскрыть содержание этих элементов — в этом состоят основные задачи психологии.

В качестве объекта изучения в психологии выступает Человек. Это понятие включает как индивида, так и группу людей, состоящих между собой в различных отношениях (межличностных, деловых, отношениях власти и др.). Человек — самый таинственный объект.для психологии.

Цель изучения психологии — научиться понимать человека, во всем многообразии и динамичности его внутреннего (психического) мира, научиться жить, не мешая друг другу.

Как «оседлать» бурную стихию собственных страстей? Как «прочитать» первого встречного, словно раскрытую книгу? Как обеспечить свою безопасность в условиях криминальных психических воздействий? Как провести презентацию своей работы перед строгими комиссиями? Как научиться управлять, а не править людьми? Все подобные вопросы находятся в компетенции психологии, науки, от которой мир ждет рекомендаций, как правильно жить, не мешая друг другу. Но ответы на них надо искать не в самой психологии, а с помощью психологии.

Ибо психология не готовит варева для всех. Она готова оказать помощь каждому. Путь к цели начинается с самопознания, с овладения психологической культурой.

«Знание этой культуры — не краткий конспект психологии, — говорил В. А. Сухомлинский, — а азбука самопознания, культуры духовной жизни личности. Человек, не знающий себя, никогда не сумеет распознать другого».

Ключевые слова: Наука

Источник: Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Материалы по теме

Научная картина мира в философии: что это такое

Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с….

Социальная психология в системе наук

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Теоретическое знание в науке

Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко…

Психология как гуманитарная наука и цели ее преподавания

Соколков Е.А., Психология познания

Краткая история развития психологии

Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов

Развитие функционализма в психологии

Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009…

Предмет общей психологии

Максименко С.Д., Общая психология

Основания психологического знания

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Задача (в психологии мышления). Большая российская энциклопедия

Содержание

Происхождение понятия

Термины

Зада́ча (мыслительная задача), устойчиво выделяемый наряду с проблемами вид проблемных ситуаций. Обычно понимается как цель, поставленная в определённых условиях, препятствующих её непосредственному достижению (Леонтьев. 1965; Петухов. 1987). Задача представляет собой форму неопределённости – неизвестность средств достижения поставленной цели, с которой в тех или иных ситуациях (учебных, профессиональных, бытовых и др.) сталкивается человеческое мышление. Решение задач – одна из основных форм мышления в самых разных сферах деятельности. Задача – базовое понятие психологии мышления, входящее в одно из наиболее распространённых психологических определений мышления как процесса решения задач.

Происхождение понятия

В научный обиход понятие задачи ввели вюрцбургские психологи Н. Ах, Г. Уатт, К. Бюлер. С его помощью они описывали протекание мыслительных процессов после постановки перед решателем вопроса или задачи. В отличие от потенциально хаотического ассоциативного процесса в этих случаях наблюдалось направленное и осмысленное движение к цели (решению или ответу). Такой феномен перечисленными авторами был назван детерминирующей тенденцией – особой формой мышления, обладающей направленностью и избирательностью, которая возникает в ответ на постановку перед решателем задачи.

Содержание понятия

Существует, по крайней мере, три различных подхода к пониманию того, что такое задача. В соответствии с первым задача – цель, поставленная перед человеком; в соответствии со вторым – ситуация, которая состоит из цели и условий, в которых она должна быть достигнута; в соответствии с третьим задача – это словесная формулировка (знаковая модель) проблемной ситуации (Балл. 1990). Определение, описанное в этой статье, соответствует второй из перечисленных традиций.

Обычно задаче приписывают ещё несколько свойств. Она может возникать в ходе тех или иных форм целенаправленного поведения, но может быть и предзадана. В этом случае решатель имеет готовую формулировку условий и требований до начала процесса решения. Решение задачи – достижение психологически определённой цели; это делает задачи более простыми для решения, чем проблемы. Процесс решения задачи – поиск необходимых для этого психологических средств (которые изначально отсутствуют) в границах, заданных (или подразумеваемых) условиями. Именно с помощью таких средств и можно достичь цели. Предзаданные задачи обычно характеризуются наличием конвенционального правильного решения (или их множества). Это значит, что существуют или могут быть в явном виде сформулированы критерии оценки правильности ответа. Более того, в некоторых случаях решение может быть заранее известно (такое положение дел типично для учебных ситуаций). Примерами здесь могут служить учебные задания из школьных учебников, различные головоломки и т. д.

Задача обладает двумя структурами: объективной и психологической. Критерий их различения в том, что объективная структура существует независимо от процесса решения, а психологическая (её более современное название репрезентация задачи) – только в его рамках: решатель каким-то образом репрезентирует решаемую задачу. Объективная структура включает в себя условия (то, что дано) и требование (то, что требуется найти; требование обычно формулируется в виде вопроса или указания: выделить, преобразовать, доказать, сравнить, узнать и т.  д.). В психологической структуре требованию соответствует цель, а условиям – средства её достижения (Петухов. 1987). Таким образом, процесс решения задачи включает в себя и целеобразование, когда на основе требования и условий возникает цель, и поиски путей её достижения.

Более современные представления об устройстве задачи подчёркивают важность иных, более глубоких её свойств: исходно скрытых возможностей, которые могут стать основой для решения (Спиридонов. 2019). Именно они выступают значимыми частями репрезентации задачи. В качестве подобных возможностей могут выступать и определённые действия самого решателя, которые потенциально могут быть совершены, и неочевидные свойства предметов, входящих в условия задачи, и их взаимоотношения, и фонетические созвучия названий таких предметов, и синонимия или омонимия лексических единиц, использованных в формулировке, и различные синтаксические интерпретации текста задачи, и многое другое. Задача в силу наличия цели побуждает решателя к активности, направленной на выявление этих возможностей, причём не произвольных, а именно тех, которые могут быть обнаружены и использованы в заданных условиях.

Учитывая названные структурные и содержательные особенности задач, многообразие их видов чрезвычайно велико (см. статьи об отдельных видах задач: открытых и закрытых, творческих и репродуктивных, инсайтных, хорошо и плохо определённых).

Спиридонов Владимир Феликсович Дата публикации:  24 мая 2022 г. в 09:44 (GMT+3)

Цели (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet

Определение целей

Цели — это форма саморегуляции, используемая людьми для достижения определенных целей. Сосредоточив внимание людей, цели облегчают ответы, совместимые с целями людей. Хотя поведение низших животных контролируется биологическими механизмами, функционирование человека более гибко. Люди обладают способностью регулировать свои реакции помимо биологических склонностей. Цели представляют собой одну из форм саморегуляции, распространенную в повседневной жизни людей.

Хотя конкретное содержание целей людей значительно различается, психологи определили ряд черт, общих для всех целей.

Ментальная идея

Цели — это ментальные идеи или когнитивные представления, означающие, что они основаны на уме. Следовательно, цели можно только предполагать, а не наблюдать. Кроме того, цели ограничены животными, которые используют свой разум в процессе регуляции. Поэтому действия растительной жизни не рассматриваются как целенаправленное поведение. Цветущий розовый куст, например, просто реагирует на условия окружающей среды. Он отвечает только рефлекторно. Точно так же физиологические функции человека, такие как пищеварение или кровообращение, не рассматриваются как целенаправленные по той же причине. Эти функции выполняются автоматически, без каких-либо мыслей о будущем.

Будущее

При целенаправленном поведении люди принимают во внимание будущие события, ведя себя таким образом, чтобы способствовать или предотвращать их возникновение. Таким образом, целенаправленное поведение не просто влечет за собой немедленную реакцию на стимул. Например, вздрагивание в ответ на громкий шум не является целенаправленным поведением. Центральное значение имеет роль мысленного образа будущей возможности, которая влияет на поведение в настоящем.

Приверженность

Приверженность цели относится к степени, в которой человек предан делу достижения своей цели. Цель принимается только тогда, когда человек совершает какое-то действие. Однако не все цели достигаются в равной степени. Уровень приверженности может значительно различаться, и эта изменчивость имеет важные последствия для усилий, настойчивости и поглощенности в процессе достижения цели. В то время как приверженность цели требует сознательного решения, однажды поставленные цели могут быть активированы автоматическим процессом, влияющим на поведение за пределами сознательного осознания человека.

Приближение или избегание

Все цели можно разделить на два типа: ориентированные на приближение или ориентированные на избегание. Цели подхода сосредоточены на стремлении к положительному результату, например, набрать выше 90 баллов за тест по математике. Напротив, цели избегания сосредоточены на уклонении от отрицательного результата, например, набрать менее 90 баллов за тест по математике. В обоих случаях содержание цели одинаково. Однако психологическое оформление отличается, что имеет важное значение для того, как достигаются цели.

История и предыстория

Цели присутствовали на протяжении всей истории психологической мысли. Аристотеля часто считают первым настоящим мыслителем-психологом, и в его трудах четко указывается на целенаправленный характер поведения. Для Аристотеля поведение всегда целенаправленно, и воображаемые будущие состояния рассматриваются как имеющие важное влияние на человеческие действия. Аристотель использовал работу скульптора, создающего статую, чтобы проиллюстрировать это понятие цели и направленности. Стоя перед глыбой мрамора, скульптор имеет представление о том, что требуется в конце процесса лепки. Считается, что именно это воображаемое конечное состояние определяет способ обработки мрамора, когда скульптор создает статую.

Фридриха Гербарта обычно считают первым ученым, выступившим за научный анализ ментальных представлений, ссылаясь на релевантные цели объяснения человеческого поведения. Некоторые из современников Гербарта также упоминали о целеполагающих понятиях, но их основной интерес заключался просто в детализации природы психической деятельности.

Цели оставались на периферии психологической литературы на протяжении второй половины 19-го и (самого) начала 20-го века. Когда действительно появлялись выражения, относящиеся к цели, обычно использовался термин «цель» или, в некоторых случаях, «цель» или «объект». Именно в работах Вюрцбургской школы цели вышли на первый план в психологическом теоретизировании и получили постоянное концептуальное и эмпирическое внимание.

Однако с появлением бихевиоризма во втором десятилетии 20-го века психические процессы, включая цели, стали рассматриваться как выходящие за рамки научной психологии. В это время произошел сдвиг, когда психология стремилась ограничиться наблюдаемым поведением. Внутренние психические события, такие как цели, считались ненаблюдаемыми и, следовательно, ненаучными.

Однако со временем психологи поставили под сомнение эту точку зрения. Эдвард Толман был одним из первых, кто сделал это, заметив, что поведение «пахнет целеустремленностью». Как бихевиорист, Толмен стремился объяснить кажущийся целеустремленным характер поведения, продолжая полагаться на наблюдаемое поведение. При этом он определил цель-объект как объект или ситуацию, к которой или от которой движется организм. Вклад Толмена важен тем, что он помог сохранить центральное место целей в психологии, продемонстрировав, что бихевиоризм и конструкты целей не обязательно несовместимы.

Современник Толмена, Курт Левин, разработал тщательно продуманный динамический анализ поведения, который был откровенно целенаправленным. Левин попытался построить обширное теоретическое объяснение поведения, сосредоточив внимание на целях, к которым или от которых было направлено поведение. То есть Левин думал о целях как о положительно или отрицательно окрашенных действиях или объектах, которые соответственно привлекают или отталкивают человека.

К 1930-м годам целевая конструкция заняла свое место в психологической литературе. Слово «цель» было общеупотребительным и использовалось как научный термин для описания или объяснения психологических явлений. Большая часть последующей работы была сосредоточена на введении конкретных вариаций конструктов цели или применении конструкта цели к изучению различных мотивационных вопросов.

Особо следует отметить еще одно событие: появление в конце 1940-х — начале 1960-х годов кибернетического портрета целенаправленного поведения. Кибернетические модели используют машины как метафору того, как действуют цели. Термостаты дают полезную иллюстрацию. Термостат имеет целевую температуру (цель) и регулирует свое поведение в соответствии с этой целью. Работа термостата заключается в постоянном сравнении его текущей температуры с заданной температурой, и если обнаруживается несоответствие, включается нагрев до тех пор, пока несоответствие не будет устранено. Сторонники кибернетических моделей утверждают, что люди обладают представлениями о стандартах (рассматриваемых как цели) своего поведения, и эти стандарты являются частью психологического механизма, который используется для регуляции их поведения. Подобно термостату, текущее поведение человека сравнивается с его стандартом, и если обнаруживается несоответствие, предпринимаются корректирующие действия до тех пор, пока это несоответствие не будет устранено.

Цели достижения

Цели достижения относятся к намерениям людей в ситуациях, в которых оценивается уровень компетентности. Целям достижения уделяется большое внимание в психологии, и обычно их различают на двух уровнях, каждый из которых связан со способом оценки компетентности. Первый уровень связан с тем, как определяется компетентность, а второй уровень связан с тем, как оценивается компетентность.

Компетентность определяется стандартом успеха. Существует три возможных стандарта: абсолютный стандарт (т. е. результат по сравнению с требованиями задачи), внутриличностный стандарт (т. по сравнению с другими). В литературе по достижениям как абсолютные, так и внутриличностные стандарты в настоящее время объединяются в категорию «цель мастерства», а нормативные стандарты помещаются в категорию «цель производительности».

Компетентность определяется тем, сосредоточена ли она на положительной возможности, к которой хотелось бы приблизиться (успех), или на отрицательной возможности, которой хотелось бы избежать (неудача). То есть, независимо от стандарта успеха, цели могут быть ориентированы либо на приближение, либо на избегание.

Сочетая аспекты определения и валентности компетентности, психологи определили в общей сложности четыре основные категории целей достижения, которые, как предполагается, охватывают все стремления, основанные на компетентности. Цели достижения мастерства представляют собой стремление приблизиться к абсолютной или внутриличностной компетентности, например, стремление улучшить теннисную подачу в меру своих возможностей. Цели мастерства-избегания представляют собой стремление избежать абсолютной или внутриличностной некомпетентности, например, стремление не служить хуже, чем в прошлом. Цели подхода к эффективности представляют собой стремление приблизиться к межличностной компетентности, например, стремление служить лучше, чем другие. Цели избегания производительности представляют собой стремление избежать межличностной некомпетентности, например, стремление не служить хуже, чем другие.

Считается, что цели достижений оказывают важное влияние на то, как люди участвуют в деятельности, связанной с достижениями. В широком смысле прогнозируется, что цели подхода к мастерству и подхода к производительности приведут к адаптивному поведению и положительным результатам (например, цели подхода к мастерству оптимально способствуют творчеству и сохранению интереса, в то время как цели подхода к эффективности оптимально способствуют достижению производительности). С другой стороны, цели избегания мастерства и, особенно, избегания производительности, по прогнозам, приведут к неадекватному поведению и негативным результатам, таким как выбор легких вместо оптимально сложных задач, отказ от работы при возникновении трудности или неудачи и низкая производительность. .

Несмотря на то, что цели достижения определяют конкретную цель и направление деятельности людей в области компетентности, они не объясняют, почему люди вообще выбирают определенные типы целей достижения. Согласно иерархической модели мотивации достижения «подход-избегание», личностные факторы (такие как потребность в достижении, неявные теории способностей и общее восприятие компетентности) объясняют различия в принятии цели достижения.

Потребность в достижении (или мотивы) может быть использована в качестве иллюстративного примера. Было выявлено два типа потребности в достижении: потребность в достижении (склонность испытывать гордость за успех) и страх неудачи (склонность испытывать стыд в случае неудачи). Оба этих личностных фактора влияют на принятие цели в условиях достижения. Было показано, что потребность в достижении приводит к целям мастерства и производительности, тогда как страх неудачи ведет к мастерству и избеганию производительности. Также было показано, что страх неудачи приводит к целям достижения результатов, комбинации потребности и цели, которая представляет собой активное стремление к успеху, чтобы избежать неудачи (т. Е. Активное избегание).

Стоит отметить тот факт, что потребность в достижениях и страх неудачи не влияют напрямую на производительность в настройках достижений. Скорее, их влияние косвенно. Согласно иерархической модели мотивации достижения-избегания, потребности влияют на принятие цели, и именно принятие цели приводит к различиям в результатах достижения.

Социальные цели

Недавняя работа применила различие приближения-избегания к целям в социальной сфере. Согласно иерархической модели социальной мотивации приближения-избегания, надежда на принадлежность и страх быть отвергнутым являются личностными факторами, влияющими на степень мотивации людей к достижению определенных целей в своих отношениях. Цели социального подхода (например, попытка углубить свои отношения) и цели социального избегания (например, попытка избежать конфликта в своих отношениях) направляют людей к потенциальному положительному результату в отношениях или уводят от потенциального отрицательного результата в отношениях, соответственно. Исследования социальных целей сближения и избегания только начинаются, но полученные на сегодняшний день результаты показывают, что цели социального сближения приводят к положительным событиям в отношениях и высокой удовлетворенности отношениями, тогда как цели социального избегания ведут к негативным событиям в отношениях и более высокому уровню одиночества.

Личные цели

Личные цели представляют собой еще одно проявление целевого конструкта, относящееся к сознательно принятым, личностно значимым целям, которые люди преследуют в своей повседневной жизни. Этот тип цели был представлен несколькими различными способами, в первую очередь как личные проекты, личные стремления, возможные «я» и текущие заботы. Личная цель понимается как общий эквивалент этих методов.

Личные цели обычно измеряются путем написания людьми коротких заявлений, в которых указывается, что они пытаются делать в своей повседневной жизни. Считается, что способ, которым люди лексически представляют свои цели, соответствует тому, как цель представлена ​​в памяти и, соответственно, тому, как цель используется в повседневной регуляции. То есть точная формулировка, которую люди используют при перечислении своих личных целей, не случайна и не случайна. Скорее считается, что он несет точную информацию о структуре и психологическом значении цели.

Как и любой тип цели, личная цель может быть приближенной или избегающей по своей природе. Действительно, почти любая возможность, на которой человек может сосредоточиться в повседневной жизни, может быть оформлена как положительная возможность, к которой он или она пытается двигаться или поддерживать, или как отрицательная возможность, от которой он или она пытается уйти или держаться подальше. от. Например, человек может сформулировать свои цели как «стараться хорошо учиться в школе» и «стараться проявлять уважение к моей матери» или, альтернативно, как «стараться избегать плохой успеваемости в школе» и «стараться не быть неуважение к моей матери».

Преследование целей избегания обычно приводит к негативным последствиям. Сосредоточение внимания на негативных возможностях, присущих регуляции цели избегания, приводит к множеству процессов, которые вредны для достижения цели, психологической адаптации и физического здоровья человека. Такие процессы имеют широкий охват и включают процессы восприятия (например, интерпретация информации как угрозы), процессы внимания (например, повышенная чувствительность и бдительность в отношении негативной информации), процессы ментального контроля (например, трудности с концентрацией и удержанием внимания), процессы памяти. (например, предвзятый поиск и припоминание негативной информации), эмоциональные процессы (например, тревога и беспокойство), волевые процессы (например, ощущение внутреннего принуждения или обязанности прилагать усилия) и поведенческие процессы (например, бегство или выбор себя из ситуации, связанные с целью).

Использование негативных возможностей в качестве центра целевого регулирования также считается неэффективным и неэффективным, поскольку оно дает человеку то, от чего можно отойти, но не то, к чему можно двигаться, и не дает человеку ясного ощущения прогресса . В самом деле, даже если человек достигает цели избегания, он просто испытывает отсутствие отрицательного результата, а не наличие положительного результата, необходимого для удовлетворения психологических и физических потребностей человека. Хотя не всегда ожидается, что цели избегания будут иметь пагубные последствия, в основном ожидается, что они вызовут негативные процессы, которые в конечном итоге приведут к негативным психологическим последствиям.

Ссылки:

  1. Эллиот, А. Дж. (2005). Концептуальная история построения цели достижения. В А. Эллиот и К. Двек (ред.), Справочник по компетентности и мотивации (стр. 52-72). Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  2. Эллиот, А. Дж., и Фрайер, Дж. В. (в печати). Понятие цели в психологии. В Дж. Шах и В. Гарднер (ред.), Справочник по науке о мотивации. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
  3. Локк, Э.А., и Латам, Г.П. (1990). Теория постановки целей и выполнения задач. Энгельвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
  4. Первин, Лос-Анджелес (ред.). (1989). Целевые концепции в личности и социальной психологии. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

УОУ | Открытый университет Уттаракханда

Перейти к основному содержанию

Что нового

Уведомления

  • Объявления
  • Прием
  • Экзамен
  • Семинары
  • 900 04 ज्‍योतिष विभाग की शोध उपाधि समिति (RDC) से सम्‍बन ्धित सूचना

  • संस्‍कृत विभाग की पीएच0डी0 मौखिक परीक्षा से सम्‍बन्धित सूचना

  • बैक परीक्षा, सुधार परीक्षा, सत्रीय कार्य Закрыть वर्तन की तिथि दिनांक 30 जनू 2023 तक विस्तारित

  • आदर्श अध्ययन केंद्र हल्द्वानी (अध्ययन के ंद्र संख्या16000) के पत्रकारिता एवं मीडिया अध्ययन Закрыть

  • समाज कार्य विभाग की शोध उपाधि समिति से संब ंधित सूचना

  • ग्रीष्मकालीन परीक्षा 2023 г. (सत्र 2022-23 гг. ालीन (वार्षिक) व शीतकालीन (सेमेस्टर) प्रणाली सत् रीय कार्य एवम सत्रीय कार्य बैक संबंधी सूचना

    90 088

больше

  • 31 марта 2023 г.
  • दिनांक 01 जनवरी 2023 से विश्‍वविद्यालय के सभी प Просмотреть еще №
  • विषय: सभी पाठ्यक्रमों में प्रवेश तिथि विस्‍ तार के सम्‍बन्‍ध में
  • Академический календарь на 2022–2023 годы
  • Проспект о допуске Сентябрь 2022 г.
  • Данные о приеме Сентябрь-2021

больше

  • कार्य बैक परीक्षा आवेदन करने एवं परीक्षा केन् द्र परिवर्तन की तिथि दिनांक 30 марта 2023 г. №
  • दिनांक 18 सितम्बर 2022 (रविवार) को आयोजित होने वा ली MBA/MCA एवं B.Ed Special की प्रवेश परीक्षाओं के संबंध में।
  • शीतकालीन परीक्षा सत्र दिसम्‍बर-2021 से संबंधि त परीक्षाएं जो मार्च-अप्रैल 2022 में सम्‍पादित ह ई थी से संबंधित नकल प्रकरण (UFM) निस्‍तारण संबंधी स №
  • प्रश्‍नपत्र संख्या MSCCH-508, MAED-506 एवं MASO-606 की पूर्व मे ं आयोजित परीक्षा निरस्त किये जाने एवं संशोधित
  • शीतकालीन सत्र दिसम्बर-2021 से संबंधित (माह मार ्च/अप्रैल-2022 )में सम्पन्न हुई परीक्षाओं के स्क्र ूटनी परीक्षा परिणाम
  • Вступительный экзамен Ph. D 2022 Итоговые ответы

подробнее

  • Расписание семинаров музыкальной программы MA 2022 |
  • Расписание онлайн/виртуального семинара для магистров/магистров наук. Геоинформатика, семестр-I, II, III и VI/CGIS/DGIS |
  • Расписание онлайн-семинаров для программ BA Music Session 2021 |
  • Расписание семинаров по библиотечным и информационным наукам (BLIS-105) |
  • Уведомление о семинаре [27 июня – 1 июля 2022 г. (для II семестра), 04–08 июля 2022 г. (для I семестра)] для различных программ получения сертификатов и дипломов, предлагаемых Школой профессиональных исследований |
  • यत्र सितम्‍बर 2021 एवं जनवरी 2022 г. यशाला एवं प्रयोगात्मक परीक्षा की सूचना । |

далее

Генерал-лейтенант Гурмит Сингх, PVSM, UYSM, AVSM, VSM (в отставке)
Губернатор штата Уттаракханд и ректор университета

Профессор Ом Пракаш Сингх Неги
Вице-канцлер

Важные даты

1 января

Начало приема: 2 января 023

31 марта

Последний день: прием январь- 23

5 января

Обратный экзамен: Форма Последняя дата

28 февраля

Последняя дата онлайн-задания

UOU in Press

  • यू ओ यू में ऑनलाइन कार्यशाला 23 से होगी

    Индостан :

  • यू ओ यू में नई शिक्षा नीति पर हुई चर्चा ; मुक्त वि वि के पाठ्यक्रम में कुमाउनी शामिल

    90 004 :

  • हल्द्वानी में धूमधाम से मना उत्तराखण्ड म ुक्त विश्वविद्यालय का दीक्षांत समारोह, राज्यप

    :

  • यू ओ यू का सातवाँ दीक्षांत समारोह आज ;

    :

  • यूओयू का एनएसएस शिविर सम्‍पन्‍न

    Амар Уджала : 9023 7 9 января 2023 г.

далее

Горячая линия по распространению книг

(время работы с 10:00 до 17:00: пн-сб)

Имя

Регион

Номер телефона

Г-н Нарендра Бхандари

Паури и Уттаркаши

9568507027

Г-н Йогеш Мишра

Дехрадун и Питорагарх

9639434331

Г-н Панкадж Бишт

Рурки и Раникет

9639157777

Г-н Камаль Панвар

Халдвани и Багешвар

8006969541

Г-н Пуран Лал Шах Шах

Центр изучения моделей (16000) и ежедневный выпуск

8909967659

Контактное лицо:  05946-286021    

Электронная почта: [email защищен]

Последние события

9 0005 Медицинский лагерь в приемной деревне

Празднование Ганди Джаянти-2022

Национальная неделя питания 1–7 сентября 2022 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts