Опросник это в психологии: опросник | это… Что такое опросник?

Личностные опросники: что это такое и в чем их сложность

Что такое личностные опросники

Личностные опросники (personality questionnaires, PQ, OPQ, OPQ32) предназначены для оценки таких характеристик кандидата, как оттенки чувств, отношений, мотивы и других личностных (часто субъективных) черт. Такие опросники обычно представляются как сложный тест, к которому нельзя подготовиться, и на результаты которого невозможно повлиять. Но правда как раз в том, что все это возможно. Суть PQ заключается в том, что респондент получает прямые вопросы, на которые он должен представить ответ. Личностные опросники используют способность людей к самоанализу и анализу собственного пережитого опыта. Они проводятся в формате «вопрос-ответ», такой тип оценки еще известен как «самоотчет».

Получение результатов самоотчетов — чрезвычайно сложный процесс, потому что любая конкретная сфера нашей психики многогранна и универсальна в своих проявлениях. Одного вопроса далеко недостаточно, чтобы определить все необходимое психологу. Достоверная характеристика может быть получена посредством группы вопросов. Такая группа вопросов в личностных опросниках называется шкалой. Весь опросник может состоять из нескольких шкал (чаще всего используются 16-факторные опросники) и включать от 30 до 200 и более вопросов. Такая оценка называется «многофакторной» или «многозначной» анкетой.

Виды личностных опросников

При подборе персонала и анализе кандидатов используются следующие виды личностных опросников.

А) опросники черт личности – данные опросники оценивают черты личности, например, общительность, оптимизм и т.д. Это наиболее распространенные опросники в HR. Так, опросники OPQ32 от SHL, опросники Talent Q и опросники, используемые российскими разработчиками — PIF от ЭКОПСИ и Maintest от HT Lab, являются опросниками черт личности и отличаются только названием и набором черт характера, которые они проверяют.

Б) опросники типов личности – этот тип опросников используется больше в психологии, армии и медицине и сводится у анализу типов личности как к набору черт. Наиболее известным из таких опросников является опросник MMPI. Насколько нам известно, они используется только одним крупным российским работодателем — корпорацией ЭФКО.

В) мотивационные опросники – это еще один широко используемый в HR тип опросников. Он призван оценить, что мотивирует соискателя работать лучше и эффективнее. Для кого-то это деньги, для другого — признание, для третьего — самореализация. Мотивационные опросники являются обязательной частью любого теста для руководителей — тех же PIF от ЭКОПСИ и Maintest от HT Lab, а также опросника оценки компетенций для конкурса Лидеры России.

Отношение соискателей к личностным опросникам

Личностные опросники являются самым загадочным элементом процесса отбора при устройстве на работу. Когда перед приемом на работу вы приходите для прохождения теста, вы сталкиваетесь с неизвестностью. Вы находитесь перед экраном компьютера, и вам надо ответить на 100 или более вопросов, которые, кажется, не имеют ничего общего с работой, на которую вы устраиваетесь.

Это заставляет задуматься, каким образом несвязанные вопросы позволяют работодателям делать выводы о том, подходит ли вам эта работа или нет. Как правило, соискатели не вполне осознают, что эти опросники на самом деле есть способ измерения их черт характера и поведения. Поэтому естественно, что некоторые соискатели считают, что такие тесты неточны, а другие — что опросники представляют собой какую-то магию, которая «видит вас насквозь».

Оба эти отношения к личностным опросникам часто являются причиной неудач. Если вы подходите к тесту с внутренним сопротивлением, отторжением, гневом или страхом, вы сводите к минимуму свои шансы на успех.

На самом деле, личностные опросники являются гораздо более удобным инструментом для кандидата, чем многие другие, такие как собеседование или ассесмент. Общеизвестно, что, например, собеседование, может быть предвзятым, в то время как личностные опросники полностью компьютеризированы, а ваши результаты на 100% в ваших руках.

Влияние стресса на результаты

Любой экзамен — это стресс. Учитывая нехватку знаний о таких опросниках, а также их неоднозначную репутацию, очевидно, что они вызывают еще больший стресс, чем другие тесты при приеме на работу. Если другие тесты измеряют конкретные навыки или умения, то ваша индивидуальность – это не то, что вы могли построить или выбрать для себя. На самом деле, даже вы не вполне осознаете каждый ее аспект. Поэтому, вторжение чужого опыта в ваш разум и попытка достичь его самых потаенных глубин, несомненно не приятна, мягко говоря. Получаемый в результате стресс накладывает отпечаток на весь процесс, и следует приложить все усилия для минимизации его влияния.

Ощущение стресса, связанное с прохождением теста, может отразиться на вашем поведении следующим образом:

  1. Небрежность
  2. Чрезмерное старание
  3. Нерешительность
  4. Раздражающее поведение

Небрежность

При воздействии стресса на человека, возможно игнорирование им каких-либо деталей в вопросе теста, и, как результат – принятие поспешного решения. Например, можно выбрать первый попавшийся ответ, который «понравился» и на первый взгляд кажется правильным, а не вникнуть полностью в суть вопроса с целью выбора соответствующего ответа.

Важно! Чаще всего люди машинально пропускают такие важные слова как «нет» или «никакой». Вы не хотите, чтобы такие глупые ошибки случались с вами.

Приведем такой пример вопроса из личностного опросника:

Люди не понимают моих благих намерений.

  1. Иногда правда
  2. Всегда неправда

Если вы не обдумаете эти оба варианта, у вас может возникнуть искушение выбрать вариант B, чтобы не быть воспринятым обиженным на людей. Тем не менее, почти все мы были в ситуации, когда не были правильно поняты. Поэтому, ответ «Всегда неправда» неуместен. Выбрав вариант B, вы рискуете, что вас могут принять за человека, который считает, что его нельзя неправильно понять. Крайне важно внимательно прочитать и вопрос и каждый из возможных ответов, и обращать пристальное внимание на такие слова, как «всегда», «никогда», «иногда», «обычно».

В тестах проявление таких словам как «всегда» и «никогда» являются теми звоночками, которые дают вам знать, что вы должны быть внимательнее.

Чрезмерное старание

Обычно для прохождения личностного теста либо вообще не устанавливается лимит времени, или он достаточно большой, чтобы на каждый вопрос можно было уделить по 1-2 минуте. Некоторые соискатели воспринимают инструкцию не торопиться буквально и тратят слишком много времени на ответы. Вы должны знать, что во многих центрах оценки и в некоторых компьютерных приложениях фактор времени играет скрытую роль. Общее время, необходимое для прохождения теста, время обдумывания ответа, часто фиксируется программой и передается работодателю. Если вы слишком беспокоитесь о результатах теста, вы начинаете тратить дополнительное время на размышление по каждому вопросу, переосмысливая свои ответы заново и повторно возвращаясь к ним. В конечном итоге, чтобы закончить тест, вы затратите слишком много времени.

Оценщики примут к сведению ваше нерешительное поведение и могут прийти к выводу, что вы слишком медлительны в стрессовых ситуациях.

Нерешительность

Другие кандидаты, находясь под жестким прессом, становятся очень нерешительными. Представьте, что вам был задан следующий вопрос:

Я не против, чтобы меня прерывали во время работы.

А. Согласен

Б. Ни согласен, ни не согласен

В. Не согласен

Этот вопрос может также появиться в формате шкалы Лайкерта, в котором цифры показывают, как много вы отождествляете с предложением:

Я не против, чтобы меня прерывали во время работы.

1 2 3 4 5

Решая, как ответить на этот вопрос, вы можете размышлять, следует ли вам показать, что вам нравится быть очень сосредоточенным, когда вы делаете свою работу, или вы должны показать, что вы доступны даже при концентрации на других вещах. В итоге, вы можете поддаться искушению и выбрать нейтральный нерешительный ответ (ни согласен, ни не согласен, либо средний номер в шкале Лайкерта). Нейтральный ответ на протяжении всего теста может привести оценщиков к выводу, что вы нерешительный человек и не справляетесь с тестированием в предложенной ситуации. Подобная нерешительность не поможет вам, и работодатели ее на любят.

Для случаев, когда вы склонны выбирать нейтральную опцию, мы рекомендуем вам детально рассмотреть, какой ответ лучше представляет именно те качества, которые подходят на заявленную должность. Например, если вы собираетесь работать в качестве представителя службы поддержки, вы должны показать, что всегда доступны. И наоборот, если собираетесь работать программистом, сосредоточенность и концентрация являются более важными качествами. Несмотря на вышеупомянутое правило, иногда хорошо выбирать средний ответ. Однако если вы ответите таким образом на большое количество вопросов, это будет рассматриваться как проблемный шаблон.

Раздражающее поведение

Стресс также может влиять на ваше поведение по отношению к экзаменаторам. Некоторые соискатели так обеспокоены результатами своих тестов, что неоднократно беспокоят экзаменаторов, переспрашивая вопросы и требуя разъяснений. Такое поведение будет признаком неспособности эффективно действовать в неоднозначной ситуации.

Подготовка к прохождению личностного опросника

Таким образом, мы видели, как высокий уровень стресса может помешать вашей работе при проведении личностного теста. И наоборот, когда вы не волнуетесь и знаете, что от вас требуется, ваше отношение к опроснику будет позитивным и взвешенным.

Когда претенденты приходят подготовленными к личностному тесту, то они:

  1. выполняют задачи эффективным, рассчитанным способом.
  2. справляются с поставленной задачей и выполняют ее в разумные сроки.
  3. не тратят драгоценное время, беспокоясь о результатах.

Стресс играет важную роль в отношении результатов прохождения опросов. Он влияет на ваши ответы и является индикатором того, сможете ли вы быть сосредоточенным или запаникуете в стрессовой ситуации. Секрет снижения уровня стресса заключается в том, чтобы готовиться заранее. Когда ваш уровень стресса будет под контролем, вы сможете подтвердить наличие личностных качеств, усиливающих ваши лучшие стороны.

Сложности инструкций личностных опросников

Личностные опросники всегда начинаются с предисловия, содержащего инструкции. Казалось бы, следование инструкциям – это всегда выигрышная стратегия. Но на самом деле некоторые из самых привычных инструкций относительно ответов в личностных опросниках могут привести вас к ошибкам. Наиболее распространенными из них являются:

  • Просто будь собой.
  • Нет правильных или неправильных ответов.
  • Давайте первый ответ, который придет вам в голову.
  • Никто не безупречен; все делают ошибки.

Мы считаем, что эти инструкции ошибочны. Ниже мы подробно расскажем вам, почему личностные опросники надо проходить максимально вдумчиво и взвешенно.

Вводящая в заблуждение инструкция № 1: просто будь собой.

Целью данной инструкции, по мнению оценщиков, является получение наиболее достоверных ответов от кандидатов. Согласно этой философии, если вы, как правило, застенчивы, вы будете стесняться во время собеседования и отборочных тестов, а если импульсивны по природе, то отвечать соответственно.

Давайте проанализируем: что на самом деле означает «быть собой»? Наше повседневное поведение напрямую зависит от ситуации, в которой мы находимся. Характер этих ситуаций влияет на уровень стресса, который в свою очередь оказывает влияние на наше поведение. Вы можете вести себя агрессивно в одной ситуации, но быть вежливым в другой. Какую сторону вашей личности вы хотите показать работодателю при прохождении этого опросника?

Мы считаем, что быть собой, это инструкция, ведущая к тому, чтобы вы показали свои недостатки и слабые стороны. И, наоборот, собранность, а не потакание своим слабостям, даст вам возможность показать себя с лучшей стороны.

Например, человек, склонный к агрессии, может быть вежливым, если осознает этот свой недостаток и понимает преимущества вежливого поведения. Или обычно застенчивый человек может быть напористым, если осознает тот факт, что это его свойство может помешать его шансам подняться по корпоративной лестнице.

Таким образом, вам не стоит раскрывать себя перед оценщиками абсолютно. Думайте о том, что каждый из ответов скажет о вас.

Вводящая в заблуждение инструкция № 2: нет правильных или неправильных ответов.

Работодатели всегда говорят о личностных опросниках, что в них нет неправильных ответов. Это явная неправда. Личностные опросники используются в целях скрининга и выбора лучшего кандидата для конкретной работы. Поэтому рекрутеры будут рекомендовать работодателю именно тех, кто наилучшим образом соответствуют критериям и должностной инструкции и отвергнут не соответствующих требованиям. Это означает, что есть правильные и неправильные ответы, связанные с конкретными критериями работы.

Вводящая в заблуждение инструкция № 3: давайте первый ответ, который придет в голову.

Цель этого предложения — побудить вас не думать о последствиях своих ответов и отвечать спонтанно. Но чаще всего спонтанный, необдуманный ответ не обязательно лучший, ни в жизни, ни на отборочном тесте.

Например, если ваш начальник грубо обошелся с вами на работе, но необдуманно оскорблять его в ответ, скорее всего, будет нелепостью, которая может стоить вам работы.

Большинство людей понимают, что обычно лучше проглотить оскорбление, остыть и вернуться к ситуации попозже с холодной головой и трезвым расчетом. На личностном тесте, как и в реальной жизни, вы должны быть осторожны и расчетливы, вы должны подумать, прежде чем ответить и принять к учету результаты ваших действий.

Вводящая в заблуждение инструкция № 4: никто не безупречен; все делали ошибки.

Во многих личностных тестах используется это утверждение, чтобы заставить вас думать, что оценщики хотят вашей предельной честности. На самом деле, их цель — «вскрыть вас» и заставить выставить напоказ все ваши слабости. В том числе признаться в ошибках и недочетах. Личностный тест – это не форум, чтобы рассказывать о скрытых страхах, сомнениях или случайных перепадах настроения, это не твой друг и не психотерапевт. В день теста вам следует подчеркнуть свои сильные стороны, а не недостатки.


Это наша первая статья о том, какие бывают виды и как проходить личностные опросники. В ней мы затрагиваем тему сложностей и подводных камней, которые могут вам встретиться при прохождении опросников при приеме на работу. На HRLider мы собрали для вас самую большую в Рунете базу ситуационных тестов (около 600) и 2 тренажера по прохождению личностных опросников (PIF от ЭКОПСИ и OPQ32 от SHL).

Если вы готовитесь к тестированию в любую крупную компанию или к опроснику оценки компетенций, который входит в тесты конкурса Лидеры России, то обязательно пройдите все опросники и ситуационные тесты с нашего ресурса — это поможет вам пройти любые тесты работодателей и тесты Лидеры России с максимальным баллом.

При регистрации у нас на сайте Вам придет письмо в паролем и инструкцией по целевой подготовке к тестам конкурса Лидеры России. В ней вы найдете подробную информацию по конкретным тестам и разделам на HRLider, которые помогут вам качественно подготовиться ко всем тестам Лидеры России.

Читайте наши статьи, посвященные опросникам и тестированию при приеме на работу и пусть вам сопутствует удача!


Хоган Ассессмент: тесты и опросники

Мотивационный опросник MQ: его цели и критерии оценки

OPQ32: личностный опросник от SHL, что это и какие компетенции он проверяет

Портрет идеального выпускника ВУЗа глазами работодателя (по критериям личностного опросника SHL OPQ32)

Тесты на эмоциональный интеллект — что это, примеры, рекомендации по решению

Психологические тесты при приеме на работу и качества, которые они проверяют

Тесты и ассесменты для менеджеров по продажам

Психологические тесты для руководителей

Бесплатные примеры на странице Психологические тесты

Попробовать бесплатно

Пройти примеры тестов

Начать подготовку 

Опросник как метод психодиагностики

Заглавная страница
Избранные статьи
Случайная статья
Познавательные статьи
Новые добавления
Обратная связь

КАТЕГОРИИ:

Археология
Биология
Генетика
География
Информатика
История
Логика
Маркетинг
Математика
Менеджмент
Механика
Педагогика
Религия
Социология

Технологии
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология

ТОП 10 на сайте

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Техника нижней прямой подачи мяча.

Франко-прусская война (причины и последствия)

Организация работы процедурного кабинета

Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний

Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Обработка изделий медицинского назначения многократного применения

Образцы текста публицистического стиля

Четыре типа изменения баланса

Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву



Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние общества на человека

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Практические работы по географии для 6 класса

Организация работы процедурного кабинета

Изменения в неживой природе осенью

Уборка процедурного кабинета

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления

⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 39Следующая ⇒

Опросники – наиболее распространенная группа методик, применяемых в психодиагностике. Исторически, опросники появились позже психологических тестов, но быстро завоевали популярность. Интерес к такому методу исследования возник в середине 50х годов ХХ века и к настоящему времени продолжается расти. Эти инструменты используются в различных сферах психологической практики – от клинических исследований до социально-психологических опросов.

Несмотря распространенность, опросники продолжают быть наиболее оспариваемым и критикуемым инструментом психологической диагностики. Их низкая надежность и неочевидная валидность являются, пожалуй, наиболее весомыми среди претензий, предъявляемых к субъективным психодиагностическим методам. Кроме того, исследователи отмечают существующую теоретическую неоднозначность оснований, на которых порой создаются методики. Вообще, успешность применения опросников для сбора психологической информации во многом зависит от компетентности специалиста. Знание основ психологического измерения, понимания механизма диагностики личностных особенностей, умение объяснить результаты опросника повышает надежность результатов опроса. Поэтому, в данном разделе учебника будут рассмотрены принципы использования психологических опросников, их структура и способ измерения. Этот материал будет полезным для понимания сущности опросного метода, позволит более эффективно использовать его для проведения психодиагностики.

Опросник – это метод сбора психологических данных, стимульный материал которого представлен в виде вопросов и утверждений.

Содержание вопросника как правило включает вопросы или утверждения, сгруппированные в одну или несколько измерительных шкал. В отличие от тестов в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Они характеризуют отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия. Регистрация ответов производится путем предоставления вариантов (оценок). Наиболее распространенной шкалой оценивания является дихотомическая шкала выбора ответов «да» — «нет». Ответы респондента на вопросы либо утверждения обобщаются определенным порядком – например, суммированием. Полученная сумма оценок считается показателем, характеризующим изучаемое психологическое явление. Данный показатель как правило, говорит о: а) наличии либо отсутствии изучаемого явлении или б) уровне его выраженности.

Представленное описание опросника является упрощенным изложением сути метода. Внутреннее «устройство» является сложным механизмом, основывающимся на использовании теоретических основ психодиагностики. В первую очередь, важно отметить, что опросники строятся на классической теории тестов. Это означает, что разработка опросника основывается на математико-статистических закономерностях ответов опрашиваемых, предполагает стандартизацию методики, анализ его свойств валидности, надежности и дискриминативности.

Вместе с этим, в основе любого опросника представлены положения следующих теорий:

1) теории психологического явления. Она предусматривает как будет выглядеть диагностический конструкт методики. Конструкт определяет внутреннюю структуру опросника – перечень входящих в него шкал, содержание вопросов /утверждений. В опроснике конструкт воплощен в виде совокупности показателей психологического явления, подвергающихся измерению посредством шкал. К примеру, конструкт опросника «16 личностных факторов» (Р.Кеттелла) включает 16 показателей, конструкт «Калифорнийского личностного опросника» — 20 показателей.

2) теории измерения, определяющей стратегию сбора данных – прямую или латентную. Прямая стратегия предполагает, что психологическое явление непосредственно выражается в поведении, речи или представлении человека. Поэтому, каждый пункт опросника является прямым указанием на его присутствие. Латентная стратегия представляет психологическое явление скрытым, а поведенческие или речевые признаки лишь отчасти связанными с ним.

Поэтому, явление рассматривается с помощью нескольких шкал, описывающих его разные стороны.

3) теории оценки, влияющей на выбор шкалы и способ оценивания. На основе ее положений определяются способы регистрации ответов, расчета сырых и стандартизованных показателей.

Психодиагностический конструкт представляет собой «теоретическое ядро» методики. Значительная часть дискуссий относительно эффективности опросников, их способности точно и правильно описывать психологическое явление возникает из-за правильности выбора или определения конструкта. Преодоление этой проблемы зависит от компетентности и эрудиции специалиста.

К примеру, в современной психологии существует три подхода к описанию характера: клинический – предполагающий, что характер среднестатистического человека содержит в себе от 10 до 12 акцентуированных черт, социальный, определяющая в характере стабильные формы отношения к себе, окружающим и деятельности и, наконец — психоаналитический, предполагающая что характер взрослого человека формируется под влиянием неосознаваемых побуждений в процессе психосексуального развития.

В каждом из данных подходов представлены диагностические конструкты: клиническом: опросники акцентуаций характера Г. Шмишека[57] и А.Е. Личко[58], социальном – опросник: «Экспресс-диагностика системно-характерологических отношений личности»[59], психоаналитическом – диагностическое интервью Н.Мак-Вильямс[60]. С позиции структуры и содержания данные конструкты несопоставимы друг с другом, а полученные с их помощью данные – несопоставимы. Поэтому, принимая решение о практическом использовании методики исследования важно учитывать теоретические предпосылки, на которых она базируется.

Подход к измерению определяет способ сбора информации о психологическом явлении. Как уже было указано, измеряемые явления подвергаются оценке опосредованным способом – с помощью опроса субъекта относительно его поведения, мнения или представления. Таким образом, оценка строится на основании информации полученной об этих явлениях.

Используемый конструкт влияет на сложность методики. По этому критерию в психодиагностике одношкальные и многошкальные опросники. С психометрической точки зрения сложность методики не сказывается на валидности или надежности измерения. Как правило, сложные методики включают большее количество пунктов, что повышает риск утомления опрашиваемых. (напр., «Калифорнийский личностный опросник» (CPI) включает 420 пунктов, «16 факторный личностный опросник» Р. Кеттелла в форме «А» — 187 пунктов).

В современной психодиагностике представлены три крупных и конкурирующих между собой подхода к измерению: концепция поведения, концепция представлений и концепция саморефлексии. Каждая концепция предполагает свое содержание стимулов.

Концепция поведения предполагает, что субъект измеряет себя и окружающих людей в терминах поведения. Поведение является наиболее доступной для понимания и обсуждения коммуникативной единицей – все мысли и чувства человека могут быть выражены посредством глаголов, обозначающих действия. В повседневной жизни люди анализируют поведение окружающих людей, сравнивают себя с ними. Поэтому, представители данного подхода стремятся выразить все проявления внутреннего мира личности словами, обозначающими разные виды социального поведения. Более того, с позиции концепции черт, точность измерения повышается в случае оперирования терминами поведения, опытом или результатами. Другими словами, включая в вопросы такие конструкции можно получить более точные результаты, чем в случае размытых и неконкретных вопросов. К вопросам подобного рода относится: «Я люблю веселиться», «Я общительный» и пр.

Концепция представлений предлагает в качестве стимульного материала описательные характеристики субъекта. Как правило, речь идет о потребностях, желаниях, интересах человека, его установках и идеях. Представления раскрывают явления внутреннего мира человека – его переживания, страхи и надежды. В отличие от поведенческих реакций, представления менее конкретны и носят вероятностный характер. Данные вопросы предполагают, что субъект: а) понимает вопрос и б) обладает информацией для ответа на него. Типичными вопросами данной концепции являются «Хотел бы заняться рыбалкой», «Мне понравится быть в центре внимания», «Чувствую себя забытым» и пр.

Концепция рефлексии предполагает, что субъект обладает информацией о себе от окружающих, то есть знает, каким его видят другие люди, какое представление о себе он производит. В этом контексте вопросы затрагивают еще и образ субъекта – то, каким он хочет себя показать, реакцию окружающих людей на его поведение. Например: «Мои друзья считают меня общительным», «Другие видят во мене лидера», «Я более конфликтен чем мои друзья».

Изучение стимульного материала опросников отражает использование данных подходов при составлении вопросов. Оценка содержания опросников изучающих черты личности, разработанных Г.Айзенком (MPI, MMQ и EPI) показывает, что они состоят исключительно из пунктов, описывающих личность в терминах поведения и опыта. Можно прийти к выводу о том, что тип стимульного материала – однородный, а подход соответствует концепции черт, убежденным сторонником которой Г.Айзенк и являлся. Вместе с тем, пункты шкал не всегда отражают латентный подход к измерению поведения. Так, стимулы шкал экстраверсии и лжи представлен в терминах явных реакций, а нейротизма – косвенных. Хотя, при этом они обладают удовлетворительными показателями надежности.

Изучение стимульного материала опросника «16 Личностных факторов» (Дж. Кеттелл), приводит к выводам о разнородности стимульного материала. Более половины вопросов относятся к представлениям субъекта о себе, его убеждениям, стремлениям и мотивам. Другая часть пунктов изложена в терминах поведения и саморефлексии. Некоторые шкалы опросника полностью состоят из пунктов одного типа: например шкала G, измеряющая нормативность поведения в основном содержит представления субъекта о себе, тогда как шкала N (прямолинейность) – установки и убеждения.

В целом, выбор однородности или разнородности стилистики пунктов по прежнему является предметом дискуссии. Защитники однородности аргументируют ее влияние на точность измерения, стабильность полученных результатов. Представители разнородности говорят о большей содержательности шкалы, доступности для понимания всем респондентам и, как следствие – большей валидности.

Заслуживающей внимания является и третья точка зрения, показывающая, что каждое личностное свойство обладает определенным набором описывавших его слов и выражений. В повседневной жизни, данные слова применяются избирательно: к примеру, явления тревоги описываются посредством представлений субъекта о себе, соматических реакций («бросило в пот», «мурашки по коже» и пр.) а проявления успеха в – терминах интраперсональных реакций («показать себя», «дать фору» и пр.). Таким образом, контекст использования речи подсказывает какие речевые конструкции наиболее уместны для изучения разных психологических явлений.

Ряд опросников включает в свою структуру не только основные, но и вспомогательные пункты. Их роль заключается в измерении корректности ответов, точности и стабильности информации. В современной психодиагностике используются:

— пункты для оценки согласованности (противоречивости) информации. Для этого в структуру опросника вводятся сходные либо противоположные по смыслу утверждения или вопросы. При подсчете учитываются ответы, даваемые испытуемым на пары данных утверждений.

— пункты для оценки искренности информации. Для оценки испытуемому предъявляются социально-желательные модели поведения, которые он обычно, в силу обстоятельств не соблюдает. Согласие с такими пунктами рассматривается как стремление оказать положительное впечатление.

    — пункты для оценки осознанности ответов. В них применяются противоречивые либо несоответствующие реальности сведения. Подтверждение такой информации говорит о невнимательном, поверхностном и недобросовестном отношении.

Помимо описанных способов существуют и другие, менее распространенные стратегии выявления недостоверности ответов. Они диагностируют знание «правильных» ответов, ложные и произвольные тактики заполнения. Как правило, подобные пункты и шкалы применяются в опросниках, используемых в оценочных и экспертных ситуациях, то есть там, где от точности измерения могут зависеть репутация, карьера, социальный статус опрашиваемого. 

Существенные различия в специфику использования опросников вносит способ оценки результатов измерения, т.е. шкалирование.

Шкалирование определяет вид регистрации мнения опрашиваемого. Как правило, шкалирование характерно для количественных измерений и предполагает ограниченное количество вариантов для ответа.

Другой вариант организации шкалы – качественный, он имеет открытый вариант и нацелен на учет мнения опрашиваемого в открытой форме. Открытая форма ответа предусматривает свободу его формулировок для опрашиваемого, отсутствие каких-либо ограничений. Обработка качественных типов ответа требует применения дополнительных критериев для оценивания. В случае стандартизации, используются предварительно выделенные категории тем, общие для опрашиваемых. Несмотря на очевидные достоинства – объем информации, возможность глубокого анализа, открытые ответы имеют и недостатки. К ним относится проблема типизации и формализации, общения нестандартных ответов, необходимость подготовки экспертов для расшифровки ответов, длительность и трудоемкость.

Типичным и преобладающим для опросников способом регистрации ответа выступает количественная шкала. Исторически ранней и наиболее распространенной является дихотомическая шкала, предусматривающая два варианта ответа – согласие либо несогласие. Вербально они могут быть оформлены по разному («Да»/ «Нет», «Уверен»/ «Неуверен», «Правильно»/ «Неправильно» и т.д..).

В дихотомическом шкалировании целесообразно соблюдать баланс между одобрительными и отрицающими по смыслу утверждениями. Замечено, что опрашиваемые склонны чаще утвердительно отвечать на вопросы, чем отрицательно. При этом, современные личностные опросники учитывают эту особенность. В англоязычном варианте методики «Миннесотский многофакторный личностный опросник» (MMPI) в среднем 53% шкал содержат положительные утверждения.

Другие типы шкалы отличаются от дихотомической количеством градаций – их может быть три и более. Уменьшенная градуировка шкалы важна для опросников, построенных на основе четких критериев в большей степени, чем других типов конструктов. Поскольку критерии предполагают конкретные значения признаков, необходимо ограничивать вариативность ответов. В опросниках, построенных на поведенческих концепциях, наоборот, уместнее расширить шкалу измерения. Это создаст условия для учета индивидуальных особенностей респондентов, поскольку полученная информация будет отражать не соответствие критериям, а типичные стратегии поведения.

При использовании развернутых шкал существует проблема их перегруженности. К примеру, выбор из семи вариантов ответов: «всегда», «очень часто», «часто», «от случая к случаю», «редко», «очень редко», «никогда», требует значительных усилий от опрашиваемого. 

 Наиболее развернутыми шкалами градуировки снабжаются рейтинговые пункты. В них опрашиваемому необходимо выразить свое мнение относительно ряда объектов по степени интенсивности. При использовании рейтингов количество градаций может превышать 20 пунктов.  

 От построения шкалы зависит дискриминативность инструмента – его способность отличать опрашиваемых в пространстве измеряемого свойства. Низкая дискриминативность означает, что опрашиваемые имеют одинаковые или похожие результаты, при этом, в реальности они могут сильно отличаться друг от друга. Высокая дискриминативность шкалы достигается двумя способами: либо градуировкой (например, введением 5-7 градаций регистрации ответа, а не двух – «да» / «нет») либо увеличением количества пунктов (вопросов, утверждений) в шкале — от 15 до 20.

Обеспечение удовлетворительной дискриминативности является одной из проблем личностных опросников. Поскольку результаты измерения являются неустойчивыми, колебание мнения опрашиваемого может приводить к усреднению его ответов и, как следствие – к снижению дискриминативности. На дискриминативность также влияет сопряжение шкал.

В ряде многошкальных опросников пункты шкал сочетаются – одно утверждение может использоваться для оценки нескольких пунктов. К примеру, в англоязычном варианте опросника MMPI-2, 35% (17 пунктов) утверждений шкалы №7 (Психастения) используются для расчета показателя по шкале №8 (Шизофрения). Такое «перекрытие» негативно сказывается на надежности измерения, поскольку чрезмерно нагружает каждый пункт. В случае низкой мотивации, помех при заполнении или иных ошибок, искажение в измерении одной шкалы сказывается и на другой.

Алгоритм подсчета результатов определяется типом шкалирования. Как правило, разработчики предусматривают процедуру перевода ответов в баллы (кодирование). Для этого в документации к методикам представлены: а) кодировочные таблицы, б) критерии интерпретации ответов; в) способы подсчета результатов с бланков для ответов. С распространением компьютерных технологий, процедура подсчета усовершенствуется – используются технологии сканирования бланков, аппаратных и программных интерфейсов. Благодаря им, специалисты — психологи избавляются от рутинной работы по обработке бланков. Обработка результатов измерения практически всегда предполагает перевод «сырых» баллов в стандартизированные оценки – процентили, стены, T-баллы, IQ- баллы. Статистические особенности данной процедуры были рассмотрены в предыдущем разделе. Данный этап работы, как указывают зарубежные исследователи, сопровождается наибольшим количеством неточностей и ошибок[61].

Анализ заключений, составленных по результатам обследования опросником «Шкала депрессии А.Бека» показали, что 20 (13,3%) из 150 психологов совершили ошибки; при подсчете результатов методики «State-Trait Anxiety Inventory» ошиблись 56 (28,7%) из 300 специалистов, а при подсчете опросника MMPI – 22 (14,7%) из 150 специалистов. Ошибки объясняются действием нескольких причин:

1. Отсутствием компьютерных (программных) технологий. Большинство ошибок совершается из-за арифметических погрешностей при расчетах, утомлении или невнимательности

2. Отсутствием единых подходов к обработке результатов. В сложных опросниках применяются различные алгоритмы подсчета баллов, относимые к базовым шкалам, дополнительным показателям, поправочным коэффициентам.

3. При применении компьютерных технологий ошибки связаны с неверным распознанием ответов (пометок) при сканировании. При этом, специалист не контролировал процесс распознавания и не обрабатывал неверно распознанные бланки повторно.

В целом, опросники относятся к числу доступных и относительно быстрых способов получения диагностически ценной информации. Пригодность опросников для психологической диагностики в настоящее время не вызывает критики у ученых и специалистов. Предметом измерения опросников выступают явления, связанные со свойствами личности и индивидуальности, социальным поведением и взаимоотношениями. Наиболее надежными являются опросники, построенные на критериальных и клинических конструктах, то есть измеряющие меру соответствия личности типу патологии личности. Подобные методики составляют основной арсенал психодиагностических средств при проведении обследований и экспертиз. Менее надежными, но популярными в настоящее время являются опросники построенные на конструктах позитивной психологии. Они используются в психологическом консультировании, коррекции и профилактике развития личности. Предметом измерения в них являются представления субъекта о себе и окружающих: оптимизм, творческие способности, источники самодетерминации, готовность к коммуникации и пр.

Данные инструменты приобретают большее распространение из-за культуры современного общества, поощряющей стремление людей к самопознанию и саморазвитию. Результаты диагностики позволяют субъекту определять свои сильные и слабые стороны, ставить цели, планировать процесс их достижения, разрабатывать индивидуальные маршруты развития. В связи с распространением интернет-технологий, повышается доступность психологического инструментария. Он размещается в специальных сервисах, позволяющих не только провести диагностику, но и получить ее интерпретацию, выполненную методом нейросетевого анализа данных. В целом, развитие информационных технологий и появление новых направлений диагностики позволяет предполагать улучшение надежности и валидности метода опроса.

 

⇐ Предыдущая18192021222324252627Следующая ⇒


Читайте также:



Как правильно слушать собеседника

Типичные ошибки при выполнении бросков в баскетболе

Принятие христианства на Руси и его значение

Средства массовой информации США



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.005 с.)

анкет | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Социальные процессы: Методология · Виды теста



Анкета (также известная как самостоятельный опрос ) — это тип статистического обследования, которое обычно проводится среди определенной демографической группы для сбора информации с целью предоставления более качественных услуг или товаров. Анкета была изобретена сэром Фрэнсисом Гальтоном.

Анкеты имеют преимущества перед некоторыми другими типами опросов в том, что они дешевы, не требуют от опрашивающего столько усилий, как устные или телефонные опросы, и часто содержат стандартизированные ответы, которые упрощают сбор данных. Однако такие стандартизированные ответы могут расстраивать пользователей. Анкеты также резко ограничены тем, что респонденты должны уметь читать вопросы и отвечать на них. Таким образом, для некоторых демографических групп проведение анкетного опроса может оказаться нецелесообразным.

Анкеты, как вид опроса, также имеют многие из тех же проблем, связанных с построением вопросов и формулировками, которые существуют в других типах опросов общественного мнения.

Содержимое

  • 1 См. также
  • 2 Ссылки и библиография
  • 3 Ключевые тексты
    • 3.1 Книги
    • 3.2 Документы
  • 4 Дополнительный материал
    • 4.1 Книги
    • 4.2 Документы
  • 5 Внешние ссылки

См. также

  • Система наблюдения за поведенческими факторами риска
  • Оценка курса
  • Личное собеседование с помощью компьютера (CAPI)
  • Опрос клиентов
  • Общий вопросник здоровья
  • Почтовые опросы
  • Онлайн-анкеты
  • Количественные маркетинговые исследования
  • Составление анкеты
  • Структурированное интервью
  • Телефонные опросы
  • Список веб-экспериментов

Ссылки и библиография

Основные тексты

Книги

Статьи

  • Reason,J. (1995) Анкеты самоотчетов в когнитивной психологии: принесли ли они пользу? in Attention: Selection, Awareness, and Control (Eds.) Alan Baddeley & Lawrence Weiskrantz

Доп.0003 Викисловарь: Анкеты

  • Банк вопросов
  • Гармонизированные вопросы Управления национальной статистики Великобритании
  • Система наблюдения за поведенческими факторами риска
  • Общество маркетинговых исследований Великобритании[1]
  • Советы по составлению эффективных вопросников — из Информационного центра ERIC по оценке и оценке.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

Анкета Строительство; Включая использование открытых и закрытых вопросов

Методы самоотчета Анкеты

Анкета представляет собой набор письменных вопросов по теме, по которой запрашиваются мнения. Анкеты часто используются в опросных исследованиях, в ходе которых собирается информация об отношении и убеждениях людей.

Выбор вопроса о разработке вопросников

Закрытые вопросы (фиксированный выбор):

У них есть конкретные, ограниченные ответы. Часто респонденту дается утверждение, и он должен выбрать один из нескольких фиксированных ответов. Следующий пример часто называют шкалой Лайкерта.

Пример: Члены королевской семьи не должны получать деньги, полученные от народных налогов.

Полностью согласен           Согласен                Затрудняюсь ответить                Не согласен               Категорически не согласен

5 4 3 2 1

Этот вид вопроса будет собирать количественные данные.

Оценка, AO3 использования закрытых вопросов в исследованиях

Сильные стороны:

(1)  Сильная сторона использования закрытых вопросов в том, что они собирают количественные данные. ПРИМЕР: Например, поощрение участников обводить варианты ответов (например, обвести кружком из списка симптомы депрессии, от которых вы страдали в течение последних 12 месяцев), позволяет исследователям рассчитать частоту и средние значения. ОЦЕНКА: Это сильная сторона, потому что это означает, что исследователь может статистически анализировать данные, создавать графики, позволяющие провести тщательный числовой анализ данных.

(2)  POINT:  Преимущество использования закрытых вопросов в исследованиях заключается в том, что исследование легко воспроизвести. Это означает, что, поскольку вопросы стандартизированы, анкету легко воспроизвести. ПРИМЕР:  Например, один и тот же вопросник можно вводить снова и снова, и результаты этого можно сравнивать. ОЦЕНКА:  Это положительный результат, поскольку он позволяет оценить вопросники с точки зрения их надежности.

Слабые стороны:

(1)  ТОЧКА: Слабость использования закрытых вопросов в исследованиях заключается в том, что они позволяют получить количественные данные. ПРИМЕР: Например, ответы участников будут обобщаться в числовой форме, поэтому им может не хватать подробностей и глубины (например, участникам не предоставляется возможность уточнить/полностью объяснить свои ответы.  ОЦЕНКА: Это недостаток, потому что данные можно критиковать за то, что они неточно отражают сложность человеческого поведения.

(2)  ТОЧКА: Еще один недостаток использования закрытых вопросов и анкет заключается в том, что участники могут отвечать социально желательным образом. Это означает, что участники могут давать ответы, которые, по их мнению, лучше всего изображают их самих. ПРИМЕР:  Например, участники могут ложно отвечать на деликатные вопросы о своем весе или сексуальной активности, чтобы представить себя в более привлекательном свете. ОЦЕНКА: Это проблематично, потому что это означает, что результаты не соответствуют истине.

Открытые вопросы

С этим типом вопросов респонденту предоставляется высокий уровень свободы в своих ответах. Часто исследователь просто задает вопрос и оставляет внизу место для респондента, чтобы написать свой ответ.

Пример:  Что вы думаете о том, что королевская семья получает деньги от налогоплательщика?

Этот тип вопросов собирает качественные данные.

Оценка, AO3 использования открытых вопросов в исследованиях

Сильные стороны:

(1) ТОЧКА: набор открытых вопросов позволяет собирать качественные данные . ПРИМЕР: Например, открытые вопросы позволяют участникам расширить свои ответы и предоставить много подробностей о своем поведении. ОЦЕНКА: Это сильная сторона, поскольку открытые вопросы собирают обширные качественные данные, которые помогают исследователям получить более качественные и глубокие знания о человеческом поведении.

(2)  POINT:  Преимущество использования открытых анкет в исследованиях заключается в том, что исследование легко воспроизвести. Это означает, что, поскольку вопросы стандартизированы, анкету легко воспроизвести. ПРИМЕР: Например, один и тот же вопросник можно задавать снова и снова и сравнивать результаты. ОЦЕНКА: Это положительно, поскольку позволяет оценить вопросники с точки зрения их надежности.

Слабые стороны:

(1) ПУНКТ: Слабость использования открытых вопросов в исследованиях заключается в том, что собранные данные представлены в качественной форме. ПРИМЕР: Например, открытые вопросы позволяют участникам полностью и подробно объяснить свое поведение. ОЦЕНКА: Это недостаток, потому что, когда исследователь приступает к анализу данных, ему очень трудно проводить какие-либо статистические проверки, а это означает, что ему может быть трудно сделать какие-либо твердые выводы на основе использования логической статистики.

(2)  ТОЧКА: Еще один недостаток использования открытых вопросов и анкет заключается в том, что участники могут отвечать социально желательным образом. Это означает, что участники могут давать ответы, которые, по их мнению, лучше всего изображают их самих. ПРИМЕР: Например, участники могут ложно отвечать на деликатные вопросы о своем весе или сексуальной активности, чтобы представить себя в более привлекательном свете. ОЦЕНКА: Это проблематично, потому что это означает, что результаты не соответствуют истине.

Разработка анкет (методы самоотчетов) администрирование анкеты

(1)  Почтовые анкеты:  Это предполагает рассылку анкет людям по почте. Однако,  это может привести к нерепрезентативной выборке, потому что только люди, у которых есть время, будут отвечать на вопросники, это может исключать людей, которые работают, имеют или полностью заняты семейными обязательствами.

(2) Анкеты для журналов и газет:  Это включает в себя просьбу читателей прислать заполненную анкету. Однако,  это может привести к нерепрезентативной выборке, поскольку только читатели этого конкретного журнала будут отвечать на вопросник. Это исключит людей, которые не читают этот журнал.

Разработка вопросников неоднозначность вопросов

Разработка вопросов для вашего опроса — это настоящее искусство. В целом, ваши вопросы должны быть четкими, простыми и означать одно и то же для всех респондентов. Последнее означает, что они не должны быть двусмысленными. Даже кажущиеся простыми вопросы могут быть неправильно поняты.

Плохо составленные вопросы могут снизить внутреннюю валидность исследования, чтобы повысить внутреннюю валидность. Важно, чтобы исследователи провели пилотное исследование, чтобы убедиться, что их вопросы ясны, не двусмысленны и могут быть поняты участниками.

Разработка вопросников (методы самоотчетов) надежность и валидность

Надежность  Надежность можно оценить, предоставив двум или более исследователям одни и те же вопросы для анализа. Если имеется высокий уровень согласия между исследователями, то анкета рассматривается как надежная. Вы также можете использовать тест-ретест для оценки надежности анкеты.

Действительность   Существует риск того, что участники, отвечающие на вопросник, не будут делать это честно. Рассмотрите следующие вопросы: 1. Каков ваш текущий вес? 2. Вы когда-нибудь садились за руль в нетрезвом виде? В этих типах вопросов  из-за того, что они являются социально чувствительными, участники с большей вероятностью будут лгать/давать ложную информацию.

Если люди не отвечают честно, значит, вопросник не дает точного измерения того, что он намеревался измерить. Это означает, что у него будет отсутствовать внутренняя валидность.

Оценка, AO3 методов самоотчета/опросников:

Сильные стороны:

(1)  ПУНКТ:  Сильная сторона закрытых анкет заключается в том, что они собирают количественные закрытые анкеты. Это означает, что анкеты часто собирают количественные данные (особенно при использовании закрытых вопросов). ПРИМЕР:  Например, анкета, использующая шкалу Лайкерта, предоставит исследователю числовые данные для анализа. ОЦЕНКА:  Это положительно, потому что числа легко анализировать и сравнивать.

(2)  ТОЧКА:  Преимущество закрытых вопросников в том, что их можно легко воспроизвести. Это означает, что, поскольку вопросы стандартизированы, анкету легко воспроизвести. ПРИМЕР:  Например, один и тот же вопросник можно задавать снова и снова и сравнивать результаты. ОЦЕНКА:  Это положительный результат, поскольку он позволяет оценить надежность анкеты.

Слабые стороны:

(1) ПУНКТ:  Слабость опросников заключается в том, что они могут привести к социальной желательности. Это означает, что участники могут давать ответы, которые, по их мнению, лучше всего отражают их самих.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts