Опросник личностной ориентации шострома: Опросник личностной ориентации это

Содержание

методика изучения личностной зрелости. Психология взрослости

Самоактуализационный тест-CAT: методика изучения личностной зрелости

Примером опросника, направленного на выявление различных установок и отношений человека к миру, другим людям, к самому себе, является разработанный в МГУ М. Крозом под руководством Л. Я. Гозмана «Опросник личностной зрелости». Это адаптированный вариант «Опросника личностных ориентаций» Э. Шострома (Personal Orientation Inventory, E. Shostrom), созданный в 1963 г. В его основе лежат идеи самоактуализации А. Маслоу и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Шкалы (или составляющие) опросника характеризуют основные сферы самоактуализации.

Категория личностной зрелости выявляется в данном опроснике с помощью диагностической оценки ряда личностных особенностей субъекта, таких как компетентность во времени, ценностные ориентации, гибкость поведения, сензитивность, самоуважение, самопринятие, креативность и др. , рассматриваемых как характеристики личностной зрелости.

Опросник состоит из перечня, содержащего 126 пунктов, каждый из которых включает два альтернативных суждения ценностного или поведенческого характера, описывающих различные установки и особенности отношений человека к миру, другим людям и к самому себе. Задача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать из двух суждений то, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному для него способу поведения.

В результате обследования каждый испытуемый получает 14 показателей личностной зрелости. Эти показатели наносятся на специальный бланк, где они сопоставляются друг с другом с помощью масштабной сетки.

Измеряемые параметры: компетентность во времени; самоподдержка; ценность самоактуализации; гибкость поведения; реактивная чувствительность; спонтанность; самоуважение; самопринятие; принятие природы человека; синергия; принятие собственной агрессии; контактность; познавательные потребности; креативность.

Самоактуализационный тест (CAT) измеряет самоактуализацию по двум независимым друг от друга базовым шкалам (ориентации во времени и поддержки) и 12 дополнительным.

Базовые шкалы

Шкала ориентации во времени (OB) — 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует о способности человека жить настоящим (переживать текущий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни) и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего (видеть свою жизнь целостной). Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.

Шкала поддержки (П) — 91 пункт. Измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне (внутренняя/внешняя поддержка). Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами.

Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию (изнутри направляемая личность). Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта (извне направляемая личность), внешнем локусе контроля.

Дополнительные шкалы , в отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов. Для дополнительных шкал высокий балл характеризует высокую степень самоактуализации.

Блок ценностей

Шкала ценностной ориентации

(ЦО) — 20 пунктов. Измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности.

Шкала гибкости поведения (ГП) — 24 пункта. Диагностирует степень гибкости человека в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Блок чувств

Шкала сензитивности (Сен) — 13 пунктов. Определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо их рефлексирует.

Шкала спонтанности (Сп) — 14 пунктов. Измеряет способность человека спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого способа поведения (не просчитанного заранее), о том, что человек не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

Блок самовосприятия

Шкала самоуважения (Су) — 15 пунктов. Диагностирует способность человека ценить свои достоинства, положительные качества характера, уважать себя за них.

Шкала самопринятия (Спр) — 21 пункт. Отражает степень принятия человека себя таким, каков он есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков (возможно, и вопреки им).

Блок концепции человека

Шкала представлений о природе человека (Поп) — 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности испытуемого в целом положительно воспринимать природу человека (люди скорее добры) и не считать дихотомии мужественности/женственности, рациональности/эмоциональности и прочие антагонистическими и непреодолимыми.

Шкала синергии (Син) — 7 пунктов. Определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

Блок межличностной чувствительности

Шкала принятия агрессии (ПА) — 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности человека принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы (конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения).

Шкала контактности (К) — 20 пунктов. Характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких, тесных и эмоционально насыщенных контактов с людьми.

Блок отношения к познанию

Шкала познавательных потребностей

(Поз) — 11 пунктов. Определяет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

Шкала креативности (Кр) — 14 пунктов. Характеризует выраженность творческой направленности личности.

Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую.

При использовании теста для индивидуальной диагностики «сырые» результаты переводятся в стандартные T-баллы, на основе которых составляются профильные бланки. Завершается исследование построением индивидуального профиля.

Специфика феномена самоактуализации и сложность составляющих тест суждений, требующих серьезного осмысления, позволяют рекомендовать его для обследования преимущественно лиц с высшим образованием. Методика используется как индивидуально, так и для группы, применяется брошюра либо компьютеризированный вариант. В случае необходимости респондент может отвечать на вопросы и в отсутствие экспериментатора.

Инструкция не ограничивает время для ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут.

Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае если количество таких пунктов достигнет 13 и более, результаты исследования считаются недействительными.

Инструкция. В каждом пункте опросника представлена пара высказываний (они не обязательно исключают друг друга). Внимательно прочитайте каждое из этих высказываний и отметьте на регистрационном бланке (обведите кружком) то из них («А» или «Б»), которое в большей степени соответствует вашей точке зрения, представлениям или привычному способу поведения.

Таблица к тесту

Обработка результатов

Регистрационный бланк

Ф. И. О. _______________________________________________

Возраст _______ лет

Пол _______

Ключи к шкалам

Базовые шкалы

1. Шкала ориентации во времени (OB)

2. Шкала поддержки (77)

Дополнительные шкалы 3. Шкала ценностной ориентации (ЦО)

4. Шкала гибкости поведения (ГП)

5. Шкала сензитивности (Сен)

6. Шкала спонтанности (Сп)

7. Шкала самоуважения (Су)

8. Шкала самопринятия (Спр)

9. Шкала представлений о природе человека (Поп)

10. Шкала синергии (Син)

11. Шкала принятия агрессии (ПА)

12. Шкала контактности (К)

13. Шкала познавательных потребностей (Поз)

14. Шкала креативности (Кр)

Каждый совпадающий с ключом ответ оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале.

Интерпретация полученных результатов

При разработке теста не были однозначно определены нормы для высокого, среднего и низкого уровней самоактуализации. Однако считается, что показатели теста у самоактуализирующейся личности ни в коем случае не должны «зашкаливать». Предельные значения свидетельствуют о слишком сильном влиянии на результаты фактора социальной желательности или о стремлении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете (такое явление Э. Шостром назвал псевдосамоактуализацией). Практика показала, что диапазон самоактуализации находится в пределах «выше среднего». Значения ниже 40 % масштабной сетки свидетельствуют о недоразвитии личности испытуемого, о деформации его установок и отношений к различным сторонам реальности.

Низкие шкальные оценки характерны для людей, больных неврозами, с различными формами пограничных психических расстройств. В психическую и статистическую норму попадает 68 % всего населения, и только у 16 % результат превышает 60 или не достигает 40 (в таблице). Значения выше 70 или ниже 30 наблюдаются только у 2,3 % людей. Считается, что субъект достиг оптимального уровня личностной зрелости, если его данные по шкалам попадают в зону масштабной сетки, расположенную в диапазоне 55–66 %.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

7.3. Комплексная методика изучения информационного стресса

7.3. Комплексная методика изучения информационного стресса Состояние психического и, в частности, информационного стресса характеризуется не только неспецифическими вегето-соматическими и биохимическими реакциями, изменениями в психическом статусе личности, но также,

Методика изучения эмоций

Методика изучения эмоций Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: изучение дифференциации эмоций, определение доминирующего эмоционального состояния.Описание. Для определения эмоционального состояния используется специальная

Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест Е. П. Ильина)

Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест Е. П. Ильина) Тест обычно используется в комплексе с другими, измеряющими равноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для

Тест личностной тревожности (Спилбергера)[49]

Тест личностной тревожности (Спилбергера)[49] Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку

Методика изучения застенчивости[14]

Методика изучения застенчивости[14] ИнструкцияВам предлагается ряд утверждений, которые помогут определить некоторые свойства вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый имеет свое мнение по поводу одного и того же.

Методика изучения совестливости

Методика изучения совестливости Методика разработана Е. П. Ильиным и направлена на выявление склонности человека испытывать чувство вины. При составлении опросника некоторые из утверждений взяты из Методики Басса-Дарки (шкала вины). Для маскировки цели опроса в

Методика изучения застенчивости

Методика изучения застенчивости Источник: Обозов Н. Н. Психология менеджмента. СПб., 1997.Отобраны только положения, полностью отвечающие задаче методики. При этом некоторые утверждения мною модифицированы. — Е. И.Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые

Приложение 6 Методика «Шкала личностной тревожности» (русскоязычная адаптация Ю.

Л. Ханина, 1977 )

Приложение 6 Методика «Шкала личностной тревожности» (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина, 1977) Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы обычно себя чувствуете в

Экспресс-диагностика школьной зрелости у ребенка (Ориентировочный графический тест Керна—Иразека)

Экспресс-диагностика школьной зрелости у ребенка (Ориентировочный графический тест Керна—Иразека) Для определения школьной зрелости ребенка родителям проще всего использовать тест Керна-Иразека.Этот тест состоит из трех заданий: нарисовать человека, скопировать

Тест ВМ (ориентировочный тест школьной зрелости — вербальное мышление)

Тест ВМ (ориентировочный тест школьной зрелости — вербальное мышление) И. ИразекКакое животное больше — лошадь или собака? Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.Утром мы завтракаем, а в полдень…?Обедаем. Мы едим суп, макароны и мясо = 0.Полдничаем, ужинаем, спим и др. неправильные

Методики определения личностной зрелости

Методики определения личностной зрелости Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости Авторы: Е. В. Каляева, Т. В. ПрокофьеваИнструкция. Вашему вниманию предлагается ряд слов. Подумайте, какие ассоциации вызывает каждое из этих слов, запишите их.Предлагаются

Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости

Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости Авторы: Е. В. Каляева, Т. В. ПрокофьеваИнструкция. Вашему вниманию предлагается ряд слов. Подумайте, какие ассоциации вызывает каждое из этих слов, запишите их.Предлагаются 35 характеристик, раскрывающих понятие

Методика «Тройные сравнения» для изучения мотивов учения[36]

Методика «Тройные сравнения» для изучения мотивов учения[36] Цель методики — установить наличие у ученика внешних и внутренних мотивов (факторов) учения, их направленность и силу. Речь в методике идет о задачах, однако имеются в виду не только математические задачи, но и

9 Методика органического изучения «карты памяти» (МОИКП)

9 Методика органического изучения «карты памяти» (МОИКП) Предмет изучения делится на два раздела: подготовка и применение. Во-первых, не знаком ли вам следующий сюжет? А: ЛЕНИВЫЙ УЧЕНИК? Учебник ? источник угрозы? Старые и новые методы

ВЫВОДЫ: МЕТОДИКА ОРГАНИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ «КАРТЫ ПАМЯТИ»

ВЫВОДЫ: МЕТОДИКА ОРГАНИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ «КАРТЫ ПАМЯТИ» Вся методика органического изучения «карты памяти» должна рассматриваться не как серия последовательных шагов, а как ряд взаимосвязанных аспектов в подходе к изучению материала. Описанный здесь порядок действий

Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов



В статье рассмотрены психологические факторы и пути формирования самоактуализирующейся личности, показана роль смысло-жизненных ориентаций в процессе самоактуализации. Изучены смысло-жизненные ориентации и эмоционально-личностные особенности студентов, способствующие стремлению к самоактуализации. Показана взаимосвязь между уровнем осмысленности жизни и выраженностью стремления к самоактуализации у студентов.

Ключевые слова: самоактуализация, личность, смысло-жизненные ориентации, студенческая молодежь

В условиях современных экономических и социальных преобразований предъявляются высокие требования к личности человека и, в первую очередь, к способности человека самостоятельно определять свой жизненный выбор и добиваться поставленных целей. Поэтому становится актуальной проблема изучения условий саморазвития личности, ее самоактуализации.

Стремление к самоактуализации является важной потребностью студенческой молодежи. Учебная деятельность становится основой для реализации данной потребности. Студенты знакомятся со спецификой выбранной профессии, приобретают знания, умения и практические навыки. Именно от первого этапа профессионализации, от реализованности потребности в самоактуализации, зависит успешность жизненного и профессионального пути личности [2].

В научной литературе проблема самоактуализации в основном изучалась в рамках гуманистического направления психологии личности. Приоритет в разработке теории самоактуализации принадлежит А. Маслоу. Один из ее аспектов — рассмотрение самоактуализации, как процесса развития личности, который имеет место на протяжении всей жизни человека. Связывая самоактуализацию, рассматриваемую как процесс, с мотивацией развития, А. Маслоу утверждал, что человек одновременно является тем, что он есть, и тем, чем он стремится быть [3].

В зарубежной психологии изучением проблемы самоактуализации личности занимались Э. Деси, Р. Мэй, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл и др., в отечественной психологии — К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, В. А. Петровский и др.

На фоне ряда исследований процесса самоактуализации личности, недостаточно комплексных исследований, изучающих влияние психологических особенностей личности на процесс самоактуализации.

Исследования А. Маслоу показали, что самоактуализирующимся личностям присущи такие черты как ориентация в большей степени на настоящее, внутренний локус контроля, высокая значимость ценностей роста и духовных ценностей, спонтанность, терпимость, автономия и независимость от окружения, чувство общности с человечеством в целом, сильная деловая направленность, оптимизм, устойчивые внутренние моральные нормы, демократичность в отношениях, наличие интимной среды, включающей немногих близких людей, креативность, критичность по отношению к своей культуре, высокое самопринятие и принятие других [3].

Согласно исследованиям Л. Я. Гозман, И. Б. Дерманова, Н. Ф. Калина самоактуализирующуюся личность отличают самоуважение, самопринятие, автономность, уверенность в себе, креативность, осознанность смысла жизни, способность к целеполаганию и планированию и др. [1].

Огромную роль в процессе самоактуализации студенческой молодежи играет осмысленность жизни, ценностные ориентации личности. Смысл жизни — это базовая мотивационная тенденция, направленная на осознание сущности собственной личности и ее места в жизни, ее жизненного предназначения. Смысл жизни является важнейшим двигателем развития личности. На основе смысла жизни личность избирает и формирует свой жизненный путь, планы, цели, стремления в соответствии с теми или иными принципами.

С целью изучения взаимосвязи смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации студентов нами было проведено эмпирическое исследование на базе института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» в г. Шахты Ростовской области (ИСОиП (филиал) ДГТУ).

В исследовании приняли участие студенты университета в количестве 50 человек в возрасте от 16 до 22 лет, из них 26 девушек и 24 юноши.

Первичное обследование проводилось с целью изучения выраженности стремления к самоактуализации и основных ее составляющих у студентов. Использовалась методика «Диагностика самоактуализации личности» А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калинина и опросник личностной ориентации Шострома. Были выделены две группы студентов: студенты с высоким уровнем стремления к самоактуализации и студенты со сниженным уровнем стремления к самоактуализации.

На втором этапе исследования проводилось изучение осознанности жизни и особенности смысло-жизненный ориентаций у студентов. Использовался тест смысло-жизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, опросник терминальных ценностей И. Р. Сенина. Выделены особенности ценностно-смысловой сферы студентов, способствующие процессу их самоактуализации.

На третьем этапе исследования проводилось изучение эмоционально-личностных особенностей студентов с высоким и сниженным уровнем стремления к самоактуализации. Использовался опросник личностный тест Кеттелла (16 PF) и тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева.

Показана взаимосвязь между уровнем осмысленности жизни, эмоционально-личностными особенностями и выраженностью стремления к самоактуализации у студентов с помощью коэффициента корреляции Спирмена (rS при уровне достоверности p

На четвертом этапе после психодиагностического обследования были разработаны практические рекомендации и программа социально-психологического тренинга для студентов, направленные на повышение стремления к самоактуализации.

Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

32 % студентов имеют высокий уровень стремления к самоактуализации. Они разделяют ценности самоактуализирующейся личности, проявляют доброжелательность, доверие другим людям, проявляют самостоятельность, автономность, аутосимпатию, самопонимание и принятие себя, понимание своих потребностей и возможностей, коммуникативность, способность к установлению добрых, дружеских взаимоотношений, способны к адекватному самовыражению в общении.

68 % студентов имеют сниженный уровень стремления к самоактуализации. Они не придерживаются ценностей самоактуализирующейся личности, проявляют настороженность, некоторое недоверие по отношению к другим людям, недостаточно понимают и принимают себя, свои потребности и возможности. Проявляют умеренную коммуникативность, испытывают затруднения в установлении добрых, дружеских взаимоотношений, способность к самовыражению в общении не выражена.

Для студентов с высоким уровнем стремления к самоактуализации характерен достаточно высокий уровень осмысленности жизни, осознанность целей в жизни. Сформировано представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Характерна удовлетворенность собой, уверенность в себе, интернальность, убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Жизненной сферой наиболее значимой для реализации преобладающих терминальных ценностей — достижения, развития себя, духовное удовлетворение, активные социальные контакты — является обучение и образование.

Можно утверждать, что у студентов с высоким уровнем стремления к самоактуализации в структуре ценностей преобладающими являются внутренние духовные ценности, а у студентов со сниженным уровнем стремления к самоактуализации в структуре ценностей преобладающими являются внешние материальные прагматические ценности.

Между уровнем осмысленности жизни и стремлением личности к самоактуализации существует положительная корреляционная зависимость. Чем выше уровень осмысленности жизни у студентов, тем больше выражено стремление их к самоактуализации. Наиболее значимо влияние осмысленности жизни на такие составляющие процесса самоактуализации личности как доверие другим людям, самопонимание, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении. Таким образом, стремление к самоактуализации обусловлено высоким уровнем осознанности смысло-жизненных ориентаций студентов.

Студенты с высоким уровнем стремления к самоактуализации характеризуются общительностью, умеренной эмоционально-волевой устойчивостью, высоким уровнем интеллектуального развития, активностью, самостоятельностью, оптимистичностью, уверенностью в себе, стремлением к доминированию. Отличительной особенностью студентов, стремящихся к самоактуализации, является высокая социальная нормативность, ответственность, настойчивость, обязательность, активность в социальном и эмоциональном плане.

В системе самоотношения студентов с высоким уровнем стремления к самоактуализации, прослеживается гармоничное соотношение компонентов: высокое самопринятие и самопонимание, способность к саморуководству, ожидание положительного отношения к ним других людей.

Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации студентов опосредована рядом эмоционально-личностных особенностей. Стремлению к самоактуализации и осознанию жизненных целей и ценностей способствуют такие личностные особенности как социальная нормативность, активность, самостоятельность, познавательная активность, самоконтроль, оптимистичность, стремление к доминированию, самоинтерес, самопонимание, саморуководство, ожидание позитивного отношения к себе других людей.

Результаты исследования показывают необходимость проведения психологической работы с молодежью, направленной на повышение стремления к самоактуализации через осознание жизненных целей и ценностей, повышение жизненной активности, самопонимания и понимания других людей.

Была разработана программа тренинга личностного роста для студентов. Целью тренинга стало развитие самоактуализации личности студента путем повышения осознанности смысла жизни и ценностных ориентаций, коррекция эмоционального состояния и поведения. Использовались такие методы как дискуссия, дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка, медитация-визуализация, психогимнастика, ролевая игра, техники гештальттерапии, телесно-ориентированной терапии, символдрамы и др. Социально-психологический тренинг был рассчитан на 5 занятий длительностью 2 часа 30 минут.

В тренинговой работе приняли участие студенты со сниженным уровнем стремления к самоактуализации в количестве 10 человек. Проведенная работа со студентами способствовала формированию позитивного отношения к себе, самопониманию, самопринятию, повышению жизненной активности, гармонизации системы ценностей, осознанию смысла жизни и целей в жизни, планированию своего жизненного пути, а значит повышению уровня самоактуализации личности. У студентов было сформировано представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

Литература:

  1. Гозман Л. А., Кроз М. В. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гозман, М. Т. Кроз. — М.: Наука, 2007. — 56 с.
  2. Кузнецова Л. Э., Кулешова М. Ю. Повышение адаптационного потенциала личности студентов в процессе их психологического сопровождения / Л. Э. Кузнецова, М. Ю. Кулешова // Молодой ученый. — № 23 (103) — Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. — С. 877–879.
  3. Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Тексты. — М.: Наука, 2002. — 236 с.

Основные термины (генерируются автоматически): уровнем стремления, высоким уровнем стремления, самоактуализации личности, смысло-жизненных ориентаций, осмысленности жизни, уровнем осмысленности жизни, уровня самоактуализации личности, процесса самоактуализации личности, личности студентов, самоактуализации личности студентов, уровня самоактуализации студентов, выраженностью стремления, смысла жизни, уровень стремления, повышение стремления, Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций, развития личности, сильной личности, проблемы самоактуализации личности, процессе самоактуализации.

A ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕНТАРЯ ДЛЯ ЛИЧНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШОСТРОМ

******************************************************* ****************************************

Личность и индивидуальные различия , Vol. 5, № 6, с. 755, 1984 г.

A ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОГО ОРИЕНТАЦИОННОГО ИНВЕНТАРЯ ШОСТРОМ

Дж. Дж. РЭЙ

Факультет социологии, Университет Нового Южного Уэльса, P.O. Box 1, Кенсингтон, Сидней, Новый Южный Уэльс 2033, Австралия.

(Получено 3 февраля 1984 г.)

Поскольку шкала личностной ориентации (POI) Шострома (1964) является одним из наиболее широко используемых комплексных личностных опросников в клинической практике, можно ожидать, что в целом он будет иметь хорошие психометрические характеристики и достоверность. К сожалению, доказательств того, что это так, почти нет. Имеющиеся доказательства на самом деле говорят об обратном. Сильверштейн и Фишер (1973), по-видимому, были единственными авторами, которые сообщили о внутренней надежности (альфа) для каждой из шкал POI, и уровни, которые они нашли для этого коэффициента, были неожиданными из-за того, насколько они были низкими, а не из-за того, насколько они были высокими. Надежность 0,27, 0,30 и т. д., которую они нашли для различных шкал, представляет собой самое недвусмысленное свидетельство почти полного отсутствия внутренней согласованности в рассматриваемых шкалах. Шоу и Унгхт (1967) считают надежность выше 0,90 необходимой в инструменте, используемом для оценки людей.

Однако можно утверждать, что проблема связана с данными Сильверстайна и Фишера, а не с POI. Группа клиентов, использованная Сильверштейном и Фишером, представляла собой выборку заключенных, и вполне возможно, что заключенные могли давать довольно девиантные и нетипичные ответы. Очевидно, что необходимы какие-либо дополнительные доказательства по этому вопросу, которые могут быть получены.

Поэтому представляется полезным еще раз взглянуть на совокупность данных, первоначально собранных Шерелл де Флоранс (1972) и предоставленных ею автору в связи с его исследованиями взаимосвязи между авторитаризмом и поведением в эксперименте Милгрэма (Ray, 1976). Эти данные включали одну из шкал POI — шкалу принятия агрессии. Ss были 47 студентами Сиднейского университета, принимавшими участие в эксперименте факультета психологии. Как таковые, они представляют собой довольно традиционную выборку с точки зрения того, что сообщается в опубликованных психологических исследованиях, и они, по крайней мере, сильно отличаются от выборки, использованной Сильверстайном и Фишером (19).73).

Внутренняя достоверность шкалы принятия агрессии оказалась всего 0,55. Это очень хорошо согласуется с результатом, полученным Сильверстайном и Фишером (т. е. 0,54), и, следовательно, предполагает значительную обобщаемость результатов Сильверстайна и Фишера по типам выборки. Таким образом, имеются указания на то, что дальнейшее использование POI для целей клинической оценки было бы крайне неосторожным.

Что тогда поставить вместо POI? Есть, конечно, и ПОД (Шостром, 1977), но то, что Шостром не предоставил ключ для подсчета очков к этому инвентарю, делает его психометрическое исследование невозможным. Учитывая опыт работы с POI, POD следует рассматривать как подозрительный, пока не доказано обратное. Один из подходов может заключаться в том, чтобы полностью отказаться от многомасштабного батарейного подхода и просто искать отдельные шкалы, которые точно измеряют то, что имеется в виду в данной ситуации. Шкала принятия агрессии, использованная выше, например, могла бы быть заменена более надежной шкалой Рэя (1972) одноименная шкала.

ССЫЛКИ

Рэй, Дж. Дж. (1972) Принятие агрессии и предпочтения при голосовании в Австралии. Ежеквартальный австралийский журнал 44, 64–70.

Рэй, Дж.Дж. (1976) Придерживаются ли авторитарные взгляды авторитарных взглядов? Человеческие отношения , 29, 307-325.

Шоу М. Е. и Райт Дж. М. (1967) Шкалы для измерения отношения. Макгроу-Хилл, Нью-Йорк.

Шерелл де Флоранс А. (1972) Непослушная жертва — гипотеза эмпатии. Неопубликованная диссертация бакалавра наук, кафедра психологии, Univ. Сидней, Новый Южный Уэльс, Австралия.

Шостром Е. Л. (1964) Опросник для измерения самоактуализации. Образовательный психол. Изм. 24, 207-218.

Шостром Е. Л. (1977) Руководство по измерениям личной ориентации. EdITS, Сан-Диего, Калифорния.

Сильверстайн А. Б. и Фишер Г. (1973) Внутренняя согласованность шкал POI: Psychol. Респ. 32, 33-34.

Перейти на главную страницу этого сайта

Перейти на блог Джона Рэя «Tongue Tied» (резервная копия здесь или здесь)
Перейти к блогу Джона Рэя «Dissecting Leftism» (резервная копия здесь или здесь)
Перейти к блогу Джона Рэя «Австралийская политика» (резервная копия здесь или здесь)
Перейти к блогу Джона Рэя «Gun Watch» (резервная копия здесь или здесь)
Перейти к блогу Джона Рэя «Education Watch» (резервная копия здесь или здесь)
Перейти к блогу Джона Рэя «Социализированная медицина» (резервная копия здесь или здесь)
Перейти к блогу Джона Рэя «Наблюдение за политической корректностью» (резервная копия здесь или здесь)
Перейти к блогу Джона Рэя «Greenie Watch» (резервная копия здесь или здесь)
Перейти к блогу Джона Рэя «Скептик по еде и здоровью» (резервная копия здесь)
Перейти к блогу Джона Рэя «Левые как элитисты» (сейчас не обновляется регулярно — резервная копия здесь)
Перейти к блогу Джона Рэя «Маркс и Энгельс своими словами» (сейчас не обновляется регулярно — резервная копия здесь)
Перейти к «Блогу Священных Писаний» Джона Рэя (сейчас не обновляется регулярно — резервная копия здесь)
Перейдите в блог рецептов Джона Рэя (сейчас не обновляется регулярно — сделайте резервную копию здесь или здесь)

Перейти в главное академическое меню Джона Рэя
Перейти в меню последних публикаций
Перейти на основную домашнюю страницу Джона Рэя
Перейти на домашнюю страницу с изображениями Джона Рэя (резервная копия здесь)
Перейти к избранным изображениям из блогов Джона Рэя (резервная копия здесь)
Перейти на другую страницу с изображением (лучше всего с широкополосным доступом)

Актуализация – Иерархия потребностей Маслоу

Какими чертами обладает самореализованный человек?

     Инвентарная шкала личностной ориентации (POI), разработанная Шостромом (1964), представляет собой инструмент, который, как известно, измеряет самоактуализацию. POI дает полезную информацию, описывающую черты характера самореализовавшегося человека. Основываясь на POI, известно, что самореализованный человек обладает чувством свободы от социального давления, компетентностью во времени, синергией, балансом между автономией и чувствительностью. Самоактуализировавшегося человека можно описать прилагательным как активного, трудолюбивого, уверенного в себе, теплого, самоуправляемого, зрелого и нравственного. В свою очередь, несамореализованный человек, как известно, использует время неэффективно, сосредотачивается на прошлых винах или сожалениях, с большей вероятностью подчиняется социальному давлению и зависит от других. Несамореализованный человек может быть определен как тревожный, критически настроенный, предвзятый, застенчивый, эгоцентричный, нерешительный и амбивалентный.

Как возраст способствует достижению самоактуализации

     В недавнем исследовании возраст рассматривался как важный фактор развития самоактуализации (Ивцан и др., 2013). Двести сорок участников в возрасте от 18 до 36 лет получили инвентарную шкалу личной ориентации (POI), которая, как известно, анализирует ценности и модели поведения, связанные с самоактуализацией (например, компетентность во времени, внутренняя ориентация, самоанализ). прием). Участники старшего возраста (т.е. 36 лет и старше) продемонстрировали более высокие средние баллы, соответствующие самоактуализированным ценностям и поведению, по сравнению с более молодыми участниками (т.е. 36 лет и моложе). Например, участники более старшего возраста продемонстрировали более высокие баллы по шкале времени, внутренней ориентации и самопринятию, демонстрируя свою способность быть более сосредоточенным на настоящем (например, «здесь и сейчас») и более уверенными в своих убеждениях и ценностях. в отличие от более молодых участников.
     Хотя возраст — не единственный фактор, связанный с самоактуализацией, эти данные проливают свет на идею о том, что жизненный опыт влияет на развитие самоактуализации. Считается, что молодые люди не обращают внимания на свою самоидентификацию и ценности, поэтому они не полностью подготовлены для развития самореализации. В свою очередь, пожилые люди обладают чувством зрелости и самоидентификации, поэтому более склонны к развитию самореализации. Кроме того, со ссылкой на иерархию потребностей Маслоу, исследование указывает на то, что пожилые люди, скорее всего, удовлетворяют множество этих потребностей и имеют разумную способность к самореализации, в отличие от более молодых людей, которые все еще пытаются удовлетворить свои потребности. физиологические потребности (Ивтзан и др., 2013).

Маслоу и самоактуализация

Для получения дополнительной информации о самоактуализации Маслоу, пожалуйста, обратитесь к видео ниже:

 В этом видео Маслоу очень подробно обсуждает, какими характеристиками обладают самореализовавшиеся люди.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts