olo — Психологическая диагностика
|
методика изучения личностной зрелости. Психология взрослости
Самоактуализационный тест-CAT: методика изучения личностной зрелости
Примером опросника, направленного на выявление различных установок и отношений человека к миру, другим людям, к самому себе, является разработанный в МГУ М. Крозом под руководством Л. Я. Гозмана «Опросник личностной зрелости». Это адаптированный вариант «Опросника личностных ориентаций» Э. Шострома (Personal Orientation Inventory, E. Shostrom), созданный в 1963 г. В его основе лежат идеи самоактуализации А. Маслоу и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Шкалы (или составляющие) опросника характеризуют основные сферы самоактуализации.
Категория личностной зрелости выявляется в данном опроснике с помощью диагностической оценки ряда личностных особенностей субъекта, таких как компетентность во времени, ценностные ориентации, гибкость поведения, сензитивность, самоуважение, самопринятие, креативность и др., рассматриваемых как характеристики личностной зрелости.
Опросник состоит из перечня, содержащего 126 пунктов, каждый из которых включает два альтернативных суждения ценностного или поведенческого характера, описывающих различные установки и особенности отношений человека к миру, другим людям и к самому себе. Задача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать из двух суждений то, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному для него способу поведения.
В результате обследования каждый испытуемый получает 14 показателей личностной зрелости. Эти показатели наносятся на специальный бланк, где они сопоставляются друг с другом с помощью масштабной сетки.
Измеряемые параметры: компетентность во времени; самоподдержка; ценность самоактуализации; гибкость поведения; реактивная чувствительность; спонтанность; самоуважение; самопринятие; принятие природы человека; синергия; принятие собственной агрессии; контактность; познавательные потребности; креативность.
Самоактуализационный тест (CAT) измеряет самоактуализацию по двум независимым друг от друга базовым шкалам (ориентации во времени и поддержки) и 12 дополнительным.
Базовые шкалы
Шкала ориентации во времени (OB) — 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует о способности человека жить настоящим (переживать текущий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни) и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего (видеть свою жизнь целостной). Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.
Шкала поддержки (П) — 91 пункт. Измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне (внутренняя/внешняя поддержка). Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию (изнутри направляемая личность). Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта (извне направляемая личность), внешнем локусе контроля.
Дополнительные шкалы , в отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов. Для дополнительных шкал высокий балл характеризует высокую степень самоактуализации.
Блок ценностей
Шкала ценностной ориентации (ЦО) — 20 пунктов. Измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности.
Шкала гибкости поведения (ГП) — 24 пункта. Диагностирует степень гибкости человека в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Блок чувств
Шкала сензитивности (Сен) — 13 пунктов. Определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо их рефлексирует.
Шкала спонтанности (Сп) — 14 пунктов. Измеряет способность человека спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого способа поведения (не просчитанного заранее), о том, что человек не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.
Блок самовосприятия
Шкала самоуважения (Су) — 15 пунктов. Диагностирует способность человека ценить свои достоинства, положительные качества характера, уважать себя за них.
Шкала самопринятия (Спр) — 21 пункт. Отражает степень принятия человека себя таким, каков он есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков (возможно, и вопреки им).
Блок концепции человека
Шкала представлений о природе человека (Поп) — 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности испытуемого в целом положительно воспринимать природу человека (люди скорее добры) и не считать дихотомии мужественности/женственности, рациональности/эмоциональности и прочие антагонистическими и непреодолимыми.
Шкала синергии (Син) — 7 пунктов. Определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.
Блок межличностной чувствительности
Шкала принятия агрессии (ПА) — 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности человека принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы (конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения).
Шкала контактности
Блок отношения к познанию
Шкала познавательных потребностей (Поз) — 11 пунктов. Определяет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
Шкала креативности (Кр) — 14 пунктов. Характеризует выраженность творческой направленности личности.
Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую.
При использовании теста для индивидуальной диагностики «сырые» результаты переводятся в стандартные T-баллы, на основе которых составляются профильные бланки. Завершается исследование построением индивидуального профиля.
Специфика феномена самоактуализации и сложность составляющих тест суждений, требующих серьезного осмысления, позволяют рекомендовать его для обследования преимущественно лиц с высшим образованием. Методика используется как индивидуально, так и для группы, применяется брошюра либо компьютеризированный вариант. В случае необходимости респондент может отвечать на вопросы и в отсутствие экспериментатора. Инструкция не ограничивает время для ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут.
Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае если количество таких пунктов достигнет 13 и более, результаты исследования считаются недействительными.
Инструкция. В каждом пункте опросника представлена пара высказываний (они не обязательно исключают друг друга). Внимательно прочитайте каждое из этих высказываний и отметьте на регистрационном бланке (обведите кружком) то из них («А» или «Б»), которое в большей степени соответствует вашей точке зрения, представлениям или привычному способу поведения.
Таблица к тесту
Обработка результатов
Регистрационный бланк
Ф. И. О. _______________________________________________
Возраст _______ лет
Пол _______
Ключи к шкалам
Базовые шкалы
1. Шкала ориентации во времени (OB)
2. Шкала поддержки (77)
Дополнительные шкалы 3. Шкала ценностной ориентации (ЦО)
4. Шкала гибкости поведения (ГП)
5. Шкала сензитивности (Сен)
6. Шкала спонтанности (Сп)
7. Шкала самоуважения (Су)
8. Шкала самопринятия (Спр)
9. Шкала представлений о природе человека (Поп)
10. Шкала синергии (Син)
11. Шкала принятия агрессии (ПА)
12. Шкала контактности (К)
13. Шкала познавательных потребностей (Поз)
14. Шкала креативности (Кр)
Каждый совпадающий с ключом ответ оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале.
Интерпретация полученных результатов
При разработке теста не были однозначно определены нормы для высокого, среднего и низкого уровней самоактуализации. Однако считается, что показатели теста у самоактуализирующейся личности ни в коем случае не должны «зашкаливать». Предельные значения свидетельствуют о слишком сильном влиянии на результаты фактора социальной желательности или о стремлении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете (такое явление Э. Шостром назвал псевдосамоактуализацией). Практика показала, что диапазон самоактуализации находится в пределах «выше среднего». Значения ниже 40 % масштабной сетки свидетельствуют о недоразвитии личности испытуемого, о деформации его установок и отношений к различным сторонам реальности.
Низкие шкальные оценки характерны для людей, больных неврозами, с различными формами пограничных психических расстройств. В психическую и статистическую норму попадает 68 % всего населения, и только у 16 % результат превышает 60 или не достигает 40 (в таблице). Значения выше 70 или ниже 30 наблюдаются только у 2,3 % людей. Считается, что субъект достиг оптимального уровня личностной зрелости, если его данные по шкалам попадают в зону масштабной сетки, расположенную в диапазоне 55–66 %.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
7.3. Комплексная методика изучения информационного стресса
7. 3. Комплексная методика изучения информационного стресса Состояние психического и, в частности, информационного стресса характеризуется не только неспецифическими вегето-соматическими и биохимическими реакциями, изменениями в психическом статусе личности, но также,
Методика изучения эмоций
Методика изучения эмоций Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: изучение дифференциации эмоций, определение доминирующего эмоционального состояния.Описание. Для определения эмоционального состояния используется специальная
Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест Е. П. Ильина)
Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест Е. П. Ильина) Тест обычно используется в комплексе с другими, измеряющими равноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для
Тест личностной тревожности (Спилбергера)[49]
Тест личностной тревожности (Спилбергера)[49] Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку
Методика изучения застенчивости[14]
Методика изучения застенчивости[14] ИнструкцияВам предлагается ряд утверждений, которые помогут определить некоторые свойства вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый имеет свое мнение по поводу одного и того же.
Методика изучения совестливости
Методика изучения совестливости Методика разработана Е. П. Ильиным и направлена на выявление склонности человека испытывать чувство вины. При составлении опросника некоторые из утверждений взяты из Методики Басса-Дарки (шкала вины). Для маскировки цели опроса в
Методика изучения застенчивости
Методика изучения застенчивости Источник: Обозов Н. Н. Психология менеджмента. СПб., 1997.Отобраны только положения, полностью отвечающие задаче методики. При этом некоторые утверждения мною модифицированы. — Е. И.Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые
Приложение 6 Методика «Шкала личностной тревожности» (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина, 1977 )
Приложение 6 Методика «Шкала личностной тревожности» (русскоязычная адаптация Ю.Л. Ханина, 1977) Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы обычно себя чувствуете в
Экспресс-диагностика школьной зрелости у ребенка (Ориентировочный графический тест Керна—Иразека)
Экспресс-диагностика школьной зрелости у ребенка (Ориентировочный графический тест Керна—Иразека) Для определения школьной зрелости ребенка родителям проще всего использовать тест Керна-Иразека. Этот тест состоит из трех заданий: нарисовать человека, скопировать
Тест ВМ (ориентировочный тест школьной зрелости — вербальное мышление)
Тест ВМ (ориентировочный тест школьной зрелости — вербальное мышление) И. ИразекКакое животное больше — лошадь или собака? Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.Утром мы завтракаем, а в полдень…?Обедаем. Мы едим суп, макароны и мясо = 0.Полдничаем, ужинаем, спим и др. неправильные
Методики определения личностной зрелости
Методики определения личностной зрелости Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости Авторы: Е. В. Каляева, Т. В. ПрокофьеваИнструкция. Вашему вниманию предлагается ряд слов. Подумайте, какие ассоциации вызывает каждое из этих слов, запишите их.Предлагаются
Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости
Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости Авторы: Е. В. Каляева, Т. В. ПрокофьеваИнструкция. Вашему вниманию предлагается ряд слов. Подумайте, какие ассоциации вызывает каждое из этих слов, запишите их.Предлагаются 35 характеристик, раскрывающих понятие
Методика «Тройные сравнения» для изучения мотивов учения[36]
Методика «Тройные сравнения» для изучения мотивов учения[36] Цель методики — установить наличие у ученика внешних и внутренних мотивов (факторов) учения, их направленность и силу. Речь в методике идет о задачах, однако имеются в виду не только математические задачи, но и
9 Методика органического изучения «карты памяти» (МОИКП)
9 Методика органического изучения «карты памяти» (МОИКП) Предмет изучения делится на два раздела: подготовка и применение. Во-первых, не знаком ли вам следующий сюжет? А: ЛЕНИВЫЙ УЧЕНИК? Учебник ? источник угрозы? Старые и новые методы
ВЫВОДЫ: МЕТОДИКА ОРГАНИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ «КАРТЫ ПАМЯТИ»
ВЫВОДЫ: МЕТОДИКА ОРГАНИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ «КАРТЫ ПАМЯТИ» Вся методика органического изучения «карты памяти» должна рассматриваться не как серия последовательных шагов, а как ряд взаимосвязанных аспектов в подходе к изучению материала. Описанный здесь порядок действий
Опросник личной ориентации Шострома: аргументы против его базовой валидности
Разработка и подтверждение самоотчета о самоактуализации
- Р. Лефрансуа, Г. Леклерк, М. Дюбе, Р. Эбер, П. Голен
Психология
- 1997
В качестве альтернативы опроснику личной ориентации (POI) для оценки успешных и функционирующих людей был разработан самоотчетный показатель актуализации потенциала (MAP). Этюд 1…
Подтверждающий факторный анализ анкеты личной ориентации (POI)
- Ф. Сильерс, П. Корцен, М. Д. Бир
Психология
- 2004
Критерий достоверности новой меры самоактуализации
Результаты показывают, что оценки восьми клинических психологов из 73 человек положительно и сильно коррелируют с оценками, полученными теми же людьми о мере реализации потенциала.Использование анкеты личной ориентации для измерения изменений в самореализации учащихся
- Г. Фогарти
Образование
- 1994
Измерение концепции развития личности Роджерса: валидно инвентаризации Strathclyde — французская версия
- E. Zech, C. Brison, R. Elliott, B. Rodgers, Jeffrey H.D. Cornelius-White
Психология
- 2018
РЕЗЮМЕ В результате была создана инвентаризация Strathclyde Inventory (SI). мера, чтобы выйти за рамки симптома интенсивность. Он предназначен для оценки развития личности, такого как согласованное и гибкое функционирование…
Теория приверженности убеждениям и ее положительное влияние на благополучие что человек высокий балл по шкале приверженности вере, как правило, сообщает о меньшем количестве депрессивных симптомов, меньшей тревоге, меньшей социальной дисфункции, меньшем количестве соматических симптомов, симпатии к словам, которые предполагают полноту или целостность.
Влияние обучения нейролингвистическому программированию на самоактуализацию, измеренное с помощью опросника личностной ориентации
- Р. К. Дункан, Дж. Конефал, Мэрилин М. Спехлер
Психология
Психологические отчеты
- 1990
Понимание смысла и существования: к развитию меры экзистенциальной достоверности
- Патрик К. Кармоди
Психология
- 2013
Психологическая литература пытается обратиться к экзистенциальным вопросам, касающимся достижения осмысленности жизни, активизации раскрытие своего потенциала, стойкость перед лицом невзгод,…
МОТИВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАКТИКА.
- Дарья М. Супрун, Мария К. Шеремет, А. Душка
Медицина, Психология
Polski merkuriusz lekarski : organ Polskiego Towarzystwa Lekarskiego
- 2023 9 0006
L’échelle de simplicité volontaire: une validation en français
- D. Cordeau, M. Dubé
Психология
- 2008 900 13
- Яковицкая Л. С. ;
- Помыткина Л.В. ;
- Синишина В. М. ;
- Ичанская О. М. ;
- Гордиенко К.О.
Недавняя неопределенная де-популярность в духе простых людей, добровольно отвечающая на вопросы sur ceux qui choisissent ce mode de vie. La Presente Recherche Tente de Valder une Version quebecoise de…
Компьютерная зависимость как новый способ личностной самореализации студенческой молодежи
NASA/ADS
Компьютерная зависимость как новый способ личностной самореализации студенческой молодежи
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования компьютерной зависимости студенческой молодежи в контексте личностной самореализации по параметрам: мотивация достижения успеха, волевая саморегуляция, развитие эмоционального интеллекта. Цель статьи — проанализировать проявления компьютерной зависимости как нового способа самореализации личности, эмпирически исследовать взаимосвязь индивидуально-психологических факторов самореализации личности по параметрам: мотивация достижения успеха, волевая саморегуляция, развитие эмоционального интеллекта с субъективной оценкой компьютерной зависимости у студенческой молодежи. Использовались психодиагностические методы: тест на интернет-зависимость К. Янга; личностная направленность Шострома (краткая форма) в модификации Э. Джонса и Р. Крэндалла; тест эмоционального интеллекта Н. Холла, опросник для изучения мотивации достижения успеха Т. Элерса; опросник «Исследование волевой саморегуляции» А. Зверкова и Э. Эйдмана. Исследование позволило получить достоверные корреляции между компьютерной зависимостью и уровнем самоактуализации, волевой саморегуляции и ее компонентов, самоуправлением эмоциями как компонентом эмоционального интеллекта. Виртуальное пространство для подрастающего поколения в современных условиях служит средством удовлетворения тех значимых потребностей, которые фрустрируются в реальных условиях. В частности, личностная самореализация у студенческой молодежи переносится в киберпространство через новые увлечения, знакомства и атрибуции собственного «Я». Таким образом, компьютерная зависимость в данном исследовании рассматривалась как новый способ личностной самореализации студенческой молодежи, которая до сих пор трактуется преимущественно как форма девиантного поведения.