Опросные методы это: 3.3. Опросные методы: характеристика и возможности использования

Содержание

Конспект лекций Тема Педагогика как наука


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации


Общие основы педагогики: Конспект лекций

Тема 1. Педагогика как наука

1.1. Возникновение и развитие педагогики

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие.

Первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть в жизни людей важную роль. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась необходимость обобщать опыт воспитания, создавать специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодых людей к жизни. В наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, вычленения его теоретических начал.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460–370 до н. э.) писал: «Природа и воспитание подобны. А именно – воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу… Хорошими людьми становятся больше от воспитания, чем от природы».

Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 до н. э.), Платон (427–347 до н. э.), Аристотель (384–322 до н. э.). В их трудах глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Своеобразным итогом развития греко-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Фабия Квинтилиана (35–96 н. э).

В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Образование в это время утратило прогрессивную направленность античных времен.

Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти 12 веков. И хотя среди деятелей церкви были просвещенные философы – Тертуллиан (160–222), Августин (354–430), Аквинат (1225–1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория особого развития не получила.

Эпоха Возрождения дала целый ряд педагогов-гуманистов – это Эразм Роттердамский (1466–1536), Витторино де Фельтрэ (1378–1446), Франсуа Рабле (1494–1553), Мишель Монтень (1533–1592).

Педагогика долгое время была частью философии и только в XVII в. выделилась в самостоятельную науку. И сегодня педагогика тысячами нитей связана с философией. Обе эти науки занимаются человеком, изучают его жизнь и развитие.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). Его главный труд «Великая дидактика» (1654) – одна из первых научно-педагогических книг. Многие высказанные в ней идеи не утратили свою актуальность и научное значение и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, например принцип природосообразности, классно-урочная система, вошли в золотой фонд педагогической теории.

Английский философ и педагог Джон Локк (1632–1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В основном труде «Мысли о воспитании» он изложил свои взгляды на воспитание джентльмена – человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью убеждений.

В историю педагогики вошли имена таких известных просветителей Запада, как Дени Дидро (1713–1784), Жан Жак Руссо (1712–1778), Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827), Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841), Адольф Дистервег (1790–1841).

Активно разрабатывались идеи воспитания и в русской педагогике, они связаны с именами В. Г. Белинского (1811–1848), А.И. Герцена (1812–1870), Н.Г. Чернышевского (1828–1889), Л.Н. Толстого (1828–1910).

Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871). Он совершил переворот в теории и педагогической практике. В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни», – писал он. Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил – физических, умственных и нравственных.

По Ушинскому, руководящая роль принадлежит школе, учителю: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».

К.Д. Ушинский пересмотрел всю педагогику и требовал полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений. Он считал, что «одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине».

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США: сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность быстро и успешно достичь запроектированных целей.

Виднейшими представителями американской педагогики являются Джон Дьюи (1859–1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Эдвард Торндайк (1874–1949), прославившийся исследованиями процесса обучения, созданием действенных воспитательных технологий.

В России хорошо известно имя американского педагога и врача Бенджамена Спока (1903–1998). Задав публике, на первый взгляд, второстепенный вопрос: что должно превалировать в воспитании детей – строгость или доброта, он всколыхнул умы далеко за пределами своей страны. Ответ на этот простой вопрос пока неочевиден.

В начале XX в. в мировой педагогике начали активно распространяться идеи свободного воспитания и развития личности ребенка. Для их разработки и популяризации многое сделала итальянская учительница Мария Монтессори (1870–1952). В книге «Метод научной педагогики» она утверждала, что нужно максимально использовать возможности детского возраста. Главной формой начального школьного обучения должны быть самостоятельные учебные занятия. Монтессори составила дидактические материалы для индивидуального изучения младшими школьниками грамматики родного языка, геометрии, арифметики, биологии и других предметов. Эти материалы построены так, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки. Сегодня в России есть много сторонников и последователей системы Монтессори.

Успешно работают комплексы «детский сад – школа», где идеи свободного воспитания детей внедряются в жизнь.

Приверженцем идей свободного воспитания в России был Константин Николаевич Вентцель (1857–1947). Он создал одну из первых в мире деклараций прав ребенка (1917). В 1906–1909 гг. в Москве успешно действовал созданный им «Дом свободного ребенка». В этом оригинальном учебном заведении главным действующим лицом был ребенок. Воспитатели и учителя должны были приспосабливаться к его интересам, помогать в развитии природных способностей и дарований.

Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути собственного осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики приняли С.Т. Шацкий (1878–1934), П.П. Блонский (1884–1941), А.П. Пинкевич (1884–1939). Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Теоретические поиски 

Надежды Константиновны Крупской (1869–1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения.  Антон Семенович Макаренко (1888–1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы на этапе коренной перестройки общества.

В 1940-1960-е гг. на ниве народного образования активно трудился 

Михаил Алексеевич Данилов (1899–1973). Он создал концепцию начальной школы («Задачи и особенности начального образования», 1943), написал книгу «Роль начальной школы в умственном и моральном развитии человека» (1947), составил многие руководства для учителей. На них и сегодня опираются российские педагоги.

Среди начальных школ особое место занимают так называемые малокомплектные школы, которые создаются в небольших поселках и деревнях, где недостает учеников для создания полных классов и один учитель вынужден одновременно обучать детей разного возраста. Вопросы обучения и воспитания в таких школах разрабатывал М.А. Мельников, составивший «Настольную книгу для учителя» (1950), где изложены основы методики дифференцированного (т. е. раздельного) обучения.

В 1970-1980-е гг. активная разработка проблем начального образования велась в научной лаборатории под руководством академика Л.В. Занкова. В результате исследований была создана новая система обучения младших школьников, основанная на приоритетности развития познавательных возможностей учеников.

В конце 1980-х гг. в России началось движение за обновление и перестройку школы. Это выразилось в возникновении так называемой педагогики сотрудничества (Ш.А. Амо-нашвили, С.Л. Соловейчик, В.Ф. Шаталов, Н.П. Гузик, Н.Н. Палтышев, В.А. Караковский и др.). Всей стране известна книга московской учительницы начальных классов С.Н. Лысенковой «Когда легко учиться», в которой описаны приемы «комментированного управления» деятельностью младших школьников на основе использования схем, опор, карточек, таблиц. С.Н. Лысенкова создала также методику «опережающего обучения».

В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде областей педагогики, прежде всего в разработке новых технологий дошкольного и начального школьного обучения. Современные компьютеры, снабженные качественными обучающими программами, помогают справляться с задачами управления учебным процессом, что позволяет достигнуть высоких результатов с меньшими затратами энергии и времени. Наметился прогресс и в области создания более совершенных методик воспитания. Научно-производственные комплексы, авторские школы, экспериментальные площадки – заметные вехи на пути положительных перемен. Новая российская школа движется в направлении гуманистического личностно ориентированного воспитания и обучения.

Однако педагогическая наука пока не имеет единого общего взгляда на то, как следует воспитывать детей. С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание: 1) воспитывать детей нужно в страхе и повиновении; 2) воспитывать детей нужно добротой и лаской. Если бы жизнь категорически отвергала один из подходов, то он уже давно прекратил бы свое существование. Но в этом-то и вся сложность: в одних случаях большую пользу обществу приносят люди, воспитанные в жестких правилах, с суровыми взглядами на жизнь, с упрямыми характерами и неуступчивыми взглядами, в других – мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные и человеколюбивые люди. В зависимости от того, в каких условиях живет народ, какую политику приходится вести государствам, создаются традиции воспитания. В тех обществах, которые уже давно живут спокойной, благополучной жизнью, преобладают гуманистические тенденции воспитания. В обществах, ведущих постоянную борьбу, преобладает жесткое воспитание, основанное на авторитете старшего и беспрекословном повиновении младшего. Вот почему вопрос, как воспитывать детей, – прерогатива не столько науки, сколько самой жизни.

Авторитарное (основанное на слепом подчинении власти) воспитание имеет достаточно убедительное научное обоснование. Так, И.Ф. Гербарт, выдвинув положение о том, что ребенку от рождения присуща «дикая резвость», требовал от воспитания строгости. Приемами воспитания он считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения. Для детей, нарушающих порядок, он рекомендовал ввести в школе штрафные журналы. В значительной степени под влиянием Гербарта сложилась практика воспитания, которая включала целую систему запрещений и наказаний: детей оставляли без обеда, ставили в угол, помещали в карцер, имена провинившихся записывали в штрафной журнал. Россия была в числе стран, во многом следовавших заповедям авторитарного воспитания.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания его естественное развитие. В наши дни эта теория вылилась в мощное течение гуманистической педагогики и приобрела многочисленных сторонников во всем мире.

Среди российских педагогов, активно выступавших за гуманизацию воспитания, – Л.Н. Толстой, К.М. Вентцель, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. Благодаря их стараниям российская педагогика сделала значительные уступки в пользу детей. Но гуманистические преобразования пока не завершены, российская школа продолжает их умножать.

Гуманистическая педагогика– это система научных теорий, утверждающая воспитанников в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса, развивающихся по своим возможностям. С позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способностей к свободе.

Гуманистическая педагогика ориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и организации определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса.

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее педагогическим давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и учеником, как переход к личностно ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых. Гуманизировать этот процесс – означает создать такие условия, в которых ученик не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика выступает за приспособление школы к ученику, обеспечение атмосферы комфорта и «психологической безопасности».

Гуманистическая педагогика требует: 1) человеческого отношения к воспитаннику; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 5) уважения права ребенка быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасильственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др. ).

Во всем мире известны творцы гуманистических педагогических систем – М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе. Созданные ими направления теперь нередко именуются педагогиками.

Каталог: media
media -> Департамент образования и молодежной политики
media -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
media -> Маргарита Валерьевна Донцова
media -> Вестник Моск ун-та. Сер. 14. Психология. №2006. с. 82-89
media -> Вестник Московского университета. Серия 14 — Психология, №4, 2004, с. 61-69
media -> Образовательный стандарт высшего образования Алтгту система воспитания студентов
media -> Решение №173 от 24 октября 2013 года Об утверждении состава председателей
media -> Технологии организации образовательной деятельности в инновационном вузе [Текст] / С. Ф. Жилкин [и др.]; авт ред. А. В. Князева; Тольяттинский гос ун-т. Тольятти, 2007. 375 с. 100 экз
media -> Технология кейс-стади Обзор Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций»
media -> Шондина ирина анатольевна педагогические условия развития эмпатического потенциала


Скачать 383,33 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Глава 5. Применение опросных методов исследования (беседа, интервью, анкетирование) — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Оснащения врачебно-сестринской бригады.

Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности…

Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре. ..

Интересное:

Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все…

Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными…

Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 19Следующая ⇒

Специфика опросных методов

 

Опросные методы, к числу которых относятся беседа, интервью и анкетирование, являются инструментом социологических исследований, откуда они и были заимствованы педагогами, психологами. Такие методы используют как разведочные (в начале исследования) и как уточняющие (в его итоге). Беседа, интервью – устный опрос, а анкетирование – письменный. При проведении опросов предварительного решения требуют три проблемы: во-первых, объем и, во-вторых, однородность выборки. Опрос будет ненадежным при охвате слишком узкого круга лиц и если окажется, что индивиды, входящие в выборку, весьма различаются по измеряемым параметрам. В-третьих, всегда существует проблема репрезентативности выборки, для распространения выводов, полученных при изучении части (выборки) на целое (генеральную совокупность).

Все виды опросов делятся на имеющие определенную программу (план, опросник) и свободные (беспрограммные). Свободные опросы проводятся в начале исследования, когда необходимо продумать до конца цели, задачи и гипотезу, выдвинуть и обосновать научную проблему.

Опрос проводится с учетом следующих этапов: адаптация, достижение поставленной цели, снятие напряжения. В процессе адаптации реализуются две важные цели: создание у респондента позитивной мотивации для ответа на вопросы и настройка его к исследованию. Этап адаптации складывается из обращения и нескольких вопросов. Обращение – завязка, начало опроса, момент весьма ответственный. От начала во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адаптации. Необходимо подготовить респондента к беседе психологически.

На этапе достижения поставленной цели происходит сбор информации. В этот период задаются основные вопросы.

Наконец, в процессе опроса может накапливаться отрицательное психологическое напряжение, в связи с чем перед расставанием необходимо попытаться сгладить это впечатление, снять стресс. Для этого рекомендуется в конце опроса ставить функционально-психологические вопросы, которые не направлены на сбор важной информации.

По цели различают вопросы содержательные (основные) и функциональные (не основные). Содержательные направлены на получение информации об явлениях и взаимосвязях. Функциональные используются для оптимизации, упорядочения течения опроса.

Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Не основные – на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

Различают несколько видов функциональных вопросов: 1) функционально-психологические, которые используют для снятия напряжения; 2) вопросы-фильтры, которые задаются перед содержательными, чтобы определить, относится ли респондент к той группе людей, для которой предназначен вопрос; 3) контрольные вопросы, которые используются для проверки данных; 4) поддерживающие вопросы, необходимые для оптимизации проведения опроса.

Выделяют прямые и косвенные вопросы. Прямые вопросы – такие, при которых объект интереса исследователя совпадает с содержанием вопроса (Нравится ли Вам профессия педагога-психолога?). Косвенный вопрос, когда содержание вопроса и объект интереса исследователя расходятся (Согласны ли Вы, что профессия педагога-психолога одна из лучших?).

Открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы в свободной анкете предполагают любой ответ. Их применяют для предварительной ориентировке в мнениях. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного ответа среди нескольких имеющихся вариантов. Такие ответы легче подвергать статистической обработке. Закрытые вопросы могут быть альтернативные, когда на один вопрос имеется лишь два ответа: «да», «нет». Стандартизированные ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке. В этом их достоинство. Полузакрытый вопрос предоставляет возможность наряду с выбором готового ответа дать свой вариант.

При составлении вопросов педагог-исследователь должен избегать ряда типичных ошибок, которые значительно снижают ценность полученных данных. Ошибки эти заключаются в следующем: скрытые подсказки желаемого ответа; сверхдетализированность вопроса; двусмысленность вопросов; преобладание закрытых вопросов, которые в анкетах снижают возможность качественного анализа ответов; отсутствие логической связи вопросов друг с другом, их последовательности и взаимозаменяемости, что часто делает полученные результаты с научной точки зрения бессмысленными.

 

Метод беседы

 

Беседа как метод исследования в значительной мере искусство. Ее результат во многом зависит от личностных качеств исследователя. Беседа может быть индивидуальной, групповой и коллективной. Предварительно определяется программа: цель, объект, предмет разговора, отдельные вопросы и место проведения. Успех зависит от заинтересованности предметом разговора, умения вызвать на откровенность. Формулировки вопросов должны быть понятными, тактичными. Опыт показывает, что нецелесообразно ставить прямые вопросы «в лоб», типа: «Какой у вас режим?» Лучше: «Когда вы ложитесь спать?».

Для вступления в контакт рекомендуется придерживаться следующих правил. Люди склонны охотно говорить о тех предметах, которые их интересуют и увлекают (профессия, хобби), поэтому важно предварительно узнать о преобладающих интересах данного ученика или группы. Поводом для начала беседы могут быть объекты, ситуации или события, имеющие эмоциональный характер. Например, результаты смотра художественной самодеятельности. При этом следует избегать того, о чем собеседнику вспоминать неприятно. Важно создать атмосферу доверия и соблюдать педагогический такт. Человек должен быть уверен, что результаты беседы не станут для него источником неприятностей. Благоприятной обстановкой для беседы является привычная и естественная среда: класс, домашняя обстановка, совместный отдых. Беседу лучше сначала запомнить, а потом записать.

 

Метод интервью

 

Важным методом сбора информации является интервью. Интервью [< англ. interview] в научных исследованиях разновидность беседы с целью сбора материала для изучения и обобщения. В беседе идет разговор, то есть взаимообмен информацией, каждый из участников может задать или ответить на вопрос. В интервью один спрашивает другого, сам свое мнение не высказывает. Интервью бывает индивидуальным и групповым.

Интервьюер – лицо, которое проводит интервьюирование. Интервьюирование в социальных исследованиях – процесс сбора первичного материала с помощью метода интервью. Метод интервьюирования полезен, когда исследователь заранее уверен в объективности ответов ученика. Так как интервью не предполагает ряда уточняющих вопросов, как в беседе.

Интервью по целям делят на интервью мнений (изучают отношение людей к явлениям) и документальное интервью (уточняют факты, события). Документальное интервью отличается большей достоверностью информации.

Выделяют стандартизированное, нестандартизированное и полустандартизированное интервью. В нестандартизированном интервью формулировка и последовательность вопросов по ходу могут подменяться и изменяться от первоначального замысла. В стандартизированном интервью вопросы предлагаются в определенной последовательности. Схема содержит также необходимые пояснения к вопросам, а также описание ситуации, в которой должен проходить опрос (в квартире, в классе, в школьном дворе на прогулке).

Нестандартизированное интервью чаще всего применяют в начале исследования, когда необходимо уточнить проблематику, еще раз проверить основные положения плана сбора информации, определить объект исследования. В этом случае для опроса задается только тема, в рамках которой проходит беседа. Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. Респондент имеет оптимальную возможность выразить свою позицию в наиболее удобной для себя форме.

Преимущество стандартизированного интервью выражается в следующем: оно следует основному принципу измерения – сделать информацию сопоставимой; оно сокращает до минимума количество ошибок при формулировке вопроса.

 

Метод анкетирования

 

Устный опрос (беседа, интервью) применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос – анкетирование. Анкета [< фр. enquete – список вопросов] – методическое средство для получения первичной социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетер – лицо, проводящее сбор материала анкетированием.

Анкетирование – метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношения к тем или другим явлениям. Анкетой можно охватить большой круг людей, что дает возможность свести к минимуму нетипичные проявления, при этом не обязателен личный контакт с респондентом. Плюс ко всему анкеты удобно подвергать математической обработке.

Первый этап в разработке анкеты – определение ее содержания. Составление анкеты заключается в переводе основных гипотез исследования на язык вопросов. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок.

Второй этап заключается в выборе нужного типа вопросов (открытые-закрытые, основные-функциональные).

Третий этап в составлении анкеты связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов.

Анкета применяется при выяснении мнений, оценки событий, выявления взаимоотношений, отношения учащихся к видам деятельности и различным поручениям. В анкете задается серия вопросов (в 3-4-х классах не более 4, в 6-8-х до 7-8, в 9-10-х допустимы опросные листы, требующие раздумья и письменного ответа в пределах 15 минут). В анкете существует жесткая логическая структура. Вопросы специально подобраны, заранее тщательно продуманы, предварительно апробированы на небольшой группе испытуемых (5-6 человек).

Виды анкет. Выделяются анкеты-интервью, когда исследователь сам заполняет анкету, уточняя мысли собеседника, выявляя правильность понимания вопроса, выясняя мотивы ответа. Прессовая анкета – отправляется по почте, в конверт закладывается пустой конверт с написанным обратным адресом.

Анкетные данные тем достовернее, чем больше лиц опрошено. Типичными недостатками метода анкетирования являются неточность в формулировке вопросов, что порождает ошибочные ответы. Порой бывает обилие вопросов, сходных по содержанию, вызывающих недоумение и механические ответы без серьезных раздумий. Неумелая мотивировка важности анкетного опроса ведет к попытке угадывания ответов, какой нужен исследователю. И, наконец, неорганизованность в проведении опроса приводит к шуму, консультациям, списыванию друг у друга.

Грамотно составленные анкеты должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности, но помимо этого, каждый вопрос анкеты проверяется по следующим критериям. Предусмотрены ли такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить». Такие ответы предоставляют респонденту возможность уклониться от ответа, когда он сочтет это нужным. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию «другие ответы» со свободными строчками? Тем самым закрытый вопрос превращается в полузакрытый. Достаточно ли ясно объяснена респонденту техника заполнения ответа? Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения? Есть ли необходимость заменить непонятные слова или термины? Не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого? Если такое возможно, то необходимо предусмотреть вопрос-фильтр на проверку компетентности. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос? При необходимости следует один вопрос раздробить на целый блок вопросов. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства, престижных представлений?

Композиция анкеты проверяется по следующим критериям. Соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых («контактных») в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым («разгрузочным») в конце анкеты? Нет ли скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие? Отделены ли смысловые блоки вопросов «переключателями внимания», обращением к респонденту, информирующими о начале следующего блока? Нет ли скоплений однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента?

Итак, в процессе педагогического исследования необходимо применить наиболее оптимальный комплекс методов, которые позволяли бы получать разносторонние сведения, могли бы отражать динамику развития формируемых качеств во времени, а также позволили бы анализировать ход экспериментально-педагогического процесса, его результаты и его условия, в которых он функционирует. На разведочном этапе, на этапе проверки экспериментальных данных этому наилучшим образом соответствуют опросные методы исследования (беседа, интервью, анкетирование). Начинающему исследователю важно только позаботиться о следующем: выбранные методы должны соответствовать объекту, предмету и общим задачам проводимого исследования; соответствовать современным принципам научного исследования; соответствовать этапу исследования; гармонично дополнять другие методы в единой методической системе.

 

Основные понятия по теме

 

АНКЕТА [< фр. enquete] – 1) опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет; 2) составляемый исследователем список вопросов обследуемому контингенту лиц, ответы на которые служат исходным материалом для обобщений.

АНКЕТЕР – лицо, проводящее сбор материала анкетированием.

АНКЕТИРОВАНИЕ – метод сбора первичного материала в социологических, педагогических, психологических и других исследованиях с помощью анкеты.

ИНТЕРВЬЮ [< англ. interview] – в социальных исследованиях – беседа лица, проводящего интервью по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых служат исходным материалом для исследования и обобщения.

ИНТЕРВЬЮЕР [< англ. interviewer] – лицо, которое проводит интервьюирование.

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ – в социальных исследованиях – процесс сбора первичного материала с помощью интервью.

ИНФОРМАНТ – лицо, включенное в эксперимент и поставляющее какую-либо информацию в виде ответов на вопросы исследователя.

СТРАТА [< лат. stratum – настил, слой] – в социологии – социальный слой, группа людей, выделяемая по какому-либо общему признаку (возрастному, профессиональному, уровню образования и т.п.).

СТРАТИФИКАЦИЯ [< лат. stratum – настил, слой + fasere – делать] – в процессе научного исследования – разделение, расчленение общества (генеральной совокупности) на страты.

РЕСПОНДЕНТ [< англ. respond – отвечать] – тот, кто отвечает на вопросы анкеты; тот у кого берут интервью.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

В чём специфика опросных методов?

Каковы этапы проведения опроса?

Перечислите виды вопросов. Каковы типичные ошибки при составлении вопросов?

Каковы критерии для проверки правильности составления анкеты?

 

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим…

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций…

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)…



Специфика опросных методов

Опросные методы, к числу которых относятся беседа, интервью и анкетирование, являются инструментом социологических исследований, откуда они и были заимствованы педагогами, психологами. Такие методы используют как разведочные (в начале исследования) и как уточняющие (в его итоге). Беседа, интервью – устный опрос, а анкетирование – письменный. При проведении опросов предварительного решения требуют три проблемы: во-первых, объем и, во-вторых, однородность выборки. Опрос будет ненадежным при охвате слишком узкого круга лиц и если окажется, что индивиды, входящие в выборку, весьма различаются по измеряемым параметрам. В-третьих, всегда существует проблема репрезентативности выборки, для распространения выводов, полученных при изучении части (выборки) на целое (генеральную совокупность).

Все виды опросов делятся на имеющие определенную программу (план, опросник) и свободные (беспрограммные). Свободные опросы проводятся в начале исследования, когда необходимо продумать до конца цели, задачи и гипотезу, выдвинуть и обосновать научную проблему.

Опрос проводится с учетом следующих этапов: адаптация, достижение поставленной цели, снятие напряжения. В процессе адаптации реализуются две важные цели: создание у респондента позитивной мотивации для ответа на вопросы и настройка его к исследованию. Этап адаптации складывается из обращения и нескольких вопросов. Обращение – завязка, начало опроса, момент весьма ответственный. От начала во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адаптации. Необходимо подготовить респондента к беседе психологически.

На этапе достижения поставленной цели происходит сбор информации. В этот период задаются основные вопросы.

Наконец, в процессе опроса может накапливаться отрицательное психологическое напряжение, в связи с чем перед расставанием необходимо попытаться сгладить это впечатление, снять стресс. Для этого рекомендуется в конце опроса ставить функционально-психологические вопросы, которые не направлены на сбор важной информации.

По цели различают вопросы содержательные (основные) и функциональные (не основные). Содержательные направлены на получение информации об явлениях и взаимосвязях. Функциональные используются для оптимизации, упорядочения течения опроса.

Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Не основные – на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

Различают несколько видов функциональных вопросов: 1) функционально-психологические, которые используют для снятия напряжения; 2) вопросы-фильтры, которые задаются перед содержательными, чтобы определить, относится ли респондент к той группе людей, для которой предназначен вопрос; 3) контрольные вопросы, которые используются для проверки данных; 4) поддерживающие вопросы, необходимые для оптимизации проведения опроса.

Выделяют прямые и косвенные вопросы. Прямые вопросы – такие, при которых объект интереса исследователя совпадает с содержанием вопроса (Нравится ли Вам профессия педагога-психолога?). Косвенный вопрос, когда содержание вопроса и объект интереса исследователя расходятся (Согласны ли Вы, что профессия педагога-психолога одна из лучших?).

Открытые и закрытые вопросы. Открытые вопросы в свободной анкете предполагают любой ответ. Их применяют для предварительной ориентировке в мнениях. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного ответа среди нескольких имеющихся вариантов. Такие ответы легче подвергать статистической обработке. Закрытые вопросы могут быть альтернативные, когда на один вопрос имеется лишь два ответа: «да», «нет». Стандартизированные ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке. В этом их достоинство. Полузакрытый вопрос предоставляет возможность наряду с выбором готового ответа дать свой вариант.

При составлении вопросов педагог-исследователь должен избегать ряда типичных ошибок, которые значительно снижают ценность полученных данных. Ошибки эти заключаются в следующем: скрытые подсказки желаемого ответа; сверхдетализированность вопроса; двусмысленность вопросов; преобладание закрытых вопросов, которые в анкетах снижают возможность качественного анализа ответов; отсутствие логической связи вопросов друг с другом, их последовательности и взаимозаменяемости, что часто делает полученные результаты с научной точки зрения бессмысленными.

Метод беседы

Беседа как метод исследования в значительной мере искусство. Ее результат во многом зависит от личностных качеств исследователя. Беседа может быть индивидуальной, групповой и коллективной. Предварительно определяется программа: цель, объект, предмет разговора, отдельные вопросы и место проведения. Успех зависит от заинтересованности предметом разговора, умения вызвать на откровенность. Формулировки вопросов должны быть понятными, тактичными. Опыт показывает, что нецелесообразно ставить прямые вопросы «в лоб», типа: «Какой у вас режим?» Лучше: «Когда вы ложитесь спать?».

Для вступления в контакт рекомендуется придерживаться следующих правил. Люди склонны охотно говорить о тех предметах, которые их интересуют и увлекают (профессия, хобби), поэтому важно предварительно узнать о преобладающих интересах данного ученика или группы. Поводом для начала беседы могут быть объекты, ситуации или события, имеющие эмоциональный характер. Например, результаты смотра художественной самодеятельности. При этом следует избегать того, о чем собеседнику вспоминать неприятно. Важно создать атмосферу доверия и соблюдать педагогический такт. Человек должен быть уверен, что результаты беседы не станут для него источником неприятностей. Благоприятной обстановкой для беседы является привычная и естественная среда: класс, домашняя обстановка, совместный отдых. Беседу лучше сначала запомнить, а потом записать.

Метод интервью

Важным методом сбора информации является интервью. Интервью [< англ. interview] в научных исследованиях разновидность беседы с целью сбора материала для изучения и обобщения. В беседе идет разговор, то есть взаимообмен информацией, каждый из участников может задать или ответить на вопрос. В интервью один спрашивает другого, сам свое мнение не высказывает. Интервью бывает индивидуальным и групповым.

Интервьюер – лицо, которое проводит интервьюирование. Интервьюирование в социальных исследованиях – процесс сбора первичного материала с помощью метода интервью. Метод интервьюирования полезен, когда исследователь заранее уверен в объективности ответов ученика. Так как интервью не предполагает ряда уточняющих вопросов, как в беседе.

Интервью по целям делят на интервью мнений (изучают отношение людей к явлениям) и документальное интервью (уточняют факты, события). Документальное интервью отличается большей достоверностью информации.

Выделяют стандартизированное, нестандартизированное и полустандартизированное интервью. В нестандартизированном интервью формулировка и последовательность вопросов по ходу могут подменяться и изменяться от первоначального замысла. В стандартизированном интервью вопросы предлагаются в определенной последовательности. Схема содержит также необходимые пояснения к вопросам, а также описание ситуации, в которой должен проходить опрос (в квартире, в классе, в школьном дворе на прогулке).

Нестандартизированное интервью чаще всего применяют в начале исследования, когда необходимо уточнить проблематику, еще раз проверить основные положения плана сбора информации, определить объект исследования. В этом случае для опроса задается только тема, в рамках которой проходит беседа. Интервьюер направляет опрос в нужное русло только с помощью промежуточных вопросов. Респондент имеет оптимальную возможность выразить свою позицию в наиболее удобной для себя форме.

Преимущество стандартизированного интервью выражается в следующем: оно следует основному принципу измерения – сделать информацию сопоставимой; оно сокращает до минимума количество ошибок при формулировке вопроса.

 

 



Дата добавления: 2021-06-28; просмотров: 187; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Опросное исследование: определение, типы и методы

Узнайте о трех основных типах опросного исследования и о важности опросного исследования.

Начало работы

Большинство исследований можно разделить на три категории: исследовательские, описательные и каузальные. Каждый из них служит своей конечной цели и может использоваться только определенным образом.

В мире онлайн-опросов мастерство во всех трех аспектах может привести к более глубокому пониманию и более качественной информации. Давайте сделаем краткий обзор всех трех типов исследований и того, как они вписываются в план исследования.

Что такое обзорное исследование?

Опросы — это основные исследовательские инструменты, которые предоставляют данные в рамках ваших общих исследовательских стратегий. Опросные исследования имеют решающее значение для получения ответов, необходимых для принятия обоснованных решений обо всем, от разработки продукта до маркетинговых кампаний.

Дополнительные сведения об исследованиях в области опросов помогут вам создавать эффективные опросы, позволяющие получать ценные первичные исследовательские данные.

Преимущества опросного исследования

В зависимости от типа информации, которую вы ищете, и метода исследования, который вы используете, вы обнаружите, что есть несколько преимуществ, в том числе:

Простота проведения особенно онлайн.
Если вы используете SurveyMonkey, вы можете получить доступ к сотням настраиваемых шаблонов, которые упрощают персонализацию ваших исследований в области опросов. Наша информационная панель преобразует ваши данные в диаграммы и графики, которые упрощают понимание и использование данных.

Экономичный

Проведение онлайн-опроса, вероятно, является наиболее экономичным способом сбора данных. Для личных опросов и интервью требуется обученный персонал для сбора, расчета и анализа данных.

Сбор данных из большой выборки

С помощью опросов вы можете за короткое время собрать данные из большой группы населения. У вас нет списка участников вашего целевого рынка? Используйте SurveyMonkey Audience, чтобы привлечь нужных вам респондентов.

Сбор количественных и качественных данных

Обследования можно легко адаптировать для сбора как количественных, так и качественных данных. Используйте различные типы вопросов, такие как множественный выбор, шкала Лайкерта, раскрывающиеся списки, ранжирование, открытый вопрос и т. д., чтобы получить всю необходимую информацию.

Ограничения использования опросных исследований

Как и у любого другого исследования, у опросов есть некоторые недостатки, в том числе:

Точность

Участники опроса могут чувствовать, что им не нужно давать честные ответы из-за анонимности участия в онлайн-опросах.

Отсутствие ответов

Респонденты могут не отвечать на некоторые вопросы, что может привести к искажению ваших результатов.

Различия в интерпретации

Если вопросы и ответы недостаточно конкретны, у респондентов могут возникнуть трудности с интерпретацией и ответами. Например, вопрос «да» или «нет» может быть трудным для того, кто хочет ответить «только один раз».

Характеристики опросного исследования

Независимо от того, как вы проводите опросное исследование, оно имеет следующие характеристики:

  • Использование: опросы используются для сбора информации о поведении людей : если вы примените одни и те же методы более одного раза, вы получите одинаковые результаты
  • Типы: в опросах используются онлайновые или офлайн-формы
  • Данные: исследования в рамках опросов собирают как количественные, так и качественные данные
  • Беспристрастность: выборка является случайной во избежание систематической ошибки

Типы опросных исследований

Существует несколько типов методов исследования. Исследовательский, описательный и причинно-следственный — три основных типа, используемых в опросных исследованиях. Полезно ознакомиться с этими типами перед тем, как приступить к разработке своего опроса.

Исследовательское исследование

Исследовательское исследование является важной частью любой маркетинговой или бизнес-стратегии. Его внимание сосредоточено на обнаружении идей и идей, а не на сборе статистически точных данных. Вот почему поисковые исследования лучше всего подходят в качестве начала вашего общего исследовательского плана. Чаще всего он используется для дальнейшего определения проблем компании, областей потенциального роста, альтернативных направлений действий и определения приоритетов областей, требующих статистических исследований.

Когда дело доходит до онлайн-опросов, наиболее распространенным примером поискового исследования являются открытые вопросы. Воспринимайте исследовательские вопросы в своем опросе как расширение вашего понимания людей, которых вы опрашиваете. Текстовые ответы могут не поддаваться статистическому измерению, но они предоставят вам более качественную информацию, которая может привести к обнаружению новых инициатив или проблем, требующих решения.

Основные характеристики поисковых исследований

Ниже перечислены ключевые черты поискового исследования:

  • Наводящие вопросы: исследовательские вопросы предназначены для качественного понимания темы
  • Раскрытие проблем: качественные ответы могут выявить неизвестные проблемы или новые решения
  • данные не поддаются количественной оценке
  • Копнуть глубже: получить представление о специфике существующих проблем
  • Найти связанные проблемы: по мере того, как вы узнаете больше о своей теме, вы можете обнаружить связанные проблемы, о которых вы не знали
  • Открытые вопросы: предварительное исследование обычно состоит из открытых вопросов
  • Отвечает на вопрос «почему?»: в отличие от количественных методов исследования исследовательское исследование направлено на то, чтобы ответить, почему что-то произошло, или на мотивацию поведения
  • Требует много времени: как количественный, первичный метод исследования, требуется дополнительное время для сбора и анализа данных
  • Гибкий: не такой структурированный, как количественная форма исследования

Описательное исследование

Описательные исследования занимают большую часть онлайн-опросов и считаются окончательными по своему характеру из-за их количественного характера. В отличие от поискового исследования, описательное исследование заранее спланировано и структурировано, поэтому собранная информация может быть статистически выведена для населения.

Основная идея использования этого типа исследования состоит в том, чтобы лучше определить мнение, отношение или поведение группы людей по данному вопросу. Рассмотрим ваш повседневный вопрос с несколькими вариантами ответов. Поскольку существуют заранее определенные категории, из которых респондент должен выбирать, такое исследование считается описательным. Эти вопросы не дадут уникального понимания проблем, как это сделали бы поисковые исследования. Вместо этого группировка ответов по заранее определенным вариантам предоставит статистически поддающиеся выводу данные. Это позволяет вам измерить значимость ваших результатов для всего населения, которое вы изучаете, а также изменения во мнениях, отношении и поведении ваших респондентов с течением времени.

Основные характеристики описательного исследования

Ниже приведены ключевые характеристики описательного исследования:

  • Большинство опросов: описательные исследования составляют большинство методов онлайн-опросов что-то происходит, описательное исследование направлено на то, чтобы выяснить, что, где, когда и как
  • Количественное: это исследование носит количественный характер
  • Заключительное: из-за количественных вопросов оно считается заключительным исследованием
  • Статистический вывод: данные позволяют сделать статистический вывод для целевой совокупности
  • Структурированные: вопросы структурированы и закрытые
  • Определяет: описательное исследование направлено на определение отношений, мнений и поведения
  • Значимость: измеряет значимость результатов и определяет тенденции

Каузальное исследование

Подобно описательным исследованиям, причинно-следственное исследование носит количественный характер, а также заранее спланировано и структурировано по замыслу. По этой причине это также считается окончательным исследованием. Причинно-следственные исследования отличаются своей попыткой объяснить причинно-следственную связь между переменными. Это противоположно наблюдательному стилю описательного исследования, потому что оно пытается расшифровать, является ли связь причинно-следственной, посредством экспериментов. В конце концов, причинное исследование преследует две цели:

  • Чтобы понять, какие переменные являются причиной, а какие — следствием.
  • Для определения характера взаимосвязи между причинными переменными и прогнозируемым эффектом.

Например, владелец бренда хлопьев хочет узнать, увеличится ли их объем продаж благодаря новому дизайну упаковки хлопьев. Вместо того чтобы проводить описательное исследование, спрашивая людей, будут ли они с большей вероятностью покупать хлопья в новой упаковке, они устроили эксперимент в двух разных магазинах. Один будет продавать хлопья только в оригинальной упаковке, а другой — в новой. Заботясь о том, чтобы избежать каких-либо внешних источников предвзятости, они затем измеряли разницу между продажами на основе упаковки хлопьев. Повлияла ли новая упаковка на продажи хлопьев? Что это был за эффект?

Ключевые характеристики каузального исследования

Ниже приведены ключевые характеристики каузального исследования:

  • Заключительные: исследование структурировано по замыслу, предварительному планированию и количественному характеру
  • Научное: две цели делают каузальное исследование более научным, чем предварительное или описательное исследование
  • Фокус: наблюдение за изменениями переменных, предположительно вызывающих изменения других переменных
  • Измерение: изменения как причинных переменных, так и тех, на которые они влияют
  • Структурированный: требует целей, предварительного планирования и идентификации причинных и затронутых переменных для уменьшения систематической ошибки
  • Учет: все возможные причинные факторы должны быть идентифицированы и учтены для обеспечения точности
  • Приказ: для заключения причинно-следственной связи причина должна предшествовать следствию

Применение опросных исследований

Вот некоторые применения опросных исследований:

Поисковые исследования включают тематические исследования, полевые наблюдения, фокус-группы и интервью.

Описательные исследования включают описательные исследования, описательно-нормативные исследования, исследования описательного анализа и корреляционные исследования.

Причинно-следственные исследования включают в себя тестирование продуктов, улучшение рекламы, усилия по удержанию клиентов и потребности сообщества.

Ваши исследовательские чувства покалывают?

Помните, что не имеет значения, проводите ли вы внутреннее или внешнее исследование, или конечная цель вашего проекта — улучшить имидж компании, увеличить продажи продукта или запустить инициативу с правильной ноги. Нахождение надлежащего баланса между поисковым, описательным и причинно-следственным исследованием станет основным фактором успеха ваших целей.

Начните сегодня. А если вам нужна помощь в привлечении респондентов для опроса, посетите SurveyMonkey Audience прямо сейчас.

Узнайте, как SurveyMonkey может усилить вашу любознательность

Начало работы

Методы сбора данных опроса

Опрос означает «всесторонний анализ». Существует множество методов проведения опросов, в том числе личные и телефонные интервью, рассылаемые по почте и онлайн-анкеты.

Личные интервью

Личное получение информации может быть наиболее личным подходом и наиболее эффективным способом заручиться доверием и сотрудничеством со стороны респондента. Легче реагировать на озадаченное выражение лица, отвечать на вопросы, запрашивать разъяснения или перенаправлять ответы. Личный контакт особенно полезен для выявления дискомфорта респондента при обсуждении деликатных вопросов или попытках отреагировать социально желательным образом.

Личное интервью обычно обходится дороже, чем любой другой метод сбора данных. Интервьюеры должны быть обучены и доставлены в географические районы или найдены и обучены в районе исследования. Направлять интервьюеров в районы с высокой плотностью застройки или высоким уровнем преступности может оказаться нереалистичным, что может привести к тому, что важная демографическая группа будет исключена из исследования.

Интервью по телефону

Интервью по телефону обходится дешевле, чем личные интервью, и может быть дороже или дешевле, чем рассылка по почте, в зависимости от задействованного числа. Связаться с некоторыми людьми проще по телефону. Однако он есть не у всех.

Для проведения телефонных интервью требуется меньше интервьюеров, чем для личных интервью; если интервьюеры звонят из одного и того же места, они могут уточнять вопросы друг у друга, обеспечивая большую стандартизацию и надежность.

Взаимопонимание и доверие трудно установить по телефону. Респонденты сохраняют разную степень анонимности по телефону, в зависимости от того, как были получены телефонные номера. Становится все труднее отличить телемаркетинговые звонки от добросовестного исследователя. Это, наряду с растущим кражей личных данных, сделало общественность более скептически настроенной в отношении обмена информацией с кем-либо по любой причине по телефону.

Анкеты, рассылаемые по почте

С помощью бумажных опросов можно охватить больше людей, чем с помощью любого другого метода, хотя обновленные списки рассылки может быть трудно найти, а почтовые расходы могут быть дорогими.

Отправленные по почте анкеты дают людям время подумать над своими ответами и использовать ресурсы дома или на работе при ответе. Конечно, нет возможности задать наводящие вопросы или уточнить информацию.

Из-за мокрого снега, дождя или снега почта может задерживаться или теряться. Когда отправленный по почте вопросник все же приходит, он может быть выброшен вместе с нежелательной почтой; Анкеты, отправленные по почте, менее индивидуальны, чем любой другой метод опроса.

Онлайн-анкеты

Онлайн-анкеты очень популярны. Онлайн-анкеты — это самый дешевый способ охватить наибольшее количество людей во всем мире. Хотя не у всех есть компьютер, планшет или смартфон, компьютеры есть в публичных библиотеках и общественных организациях.

Онлайн-анкеты могут показаться простыми в создании, но на самом деле их так же трудно использовать, как и анкеты, отправленные по почте. Электронные приглашения, напоминания и сами опросы должны быть разработаны таким образом, чтобы «отвечать» любому типу устройств, которые респондент использует для прохождения опроса, настраивая размер текста и графику так, чтобы их было легко читать. После разработки онлайн-анкеты можно легко хранить и использовать из года в год, пересматривая по мере необходимости.

Уровень ответов выше при онлайн-опросах, чем при опросах по почте или личных интервью – в течение первых нескольких дней. Впоследствии процент ответов падает до такого же низкого уровня, как и при рассылке вопросников по почте. Поскольку адреса электронной почты являются уникальными идентификаторами, поставщики онлайн-опросов должны иметь стратегию, гарантирующую анонимность и конфиденциальность. Если один или другой нарушается или воспринимается как нарушенный, качество данных может пострадать.

Время отклика, конечно, быстрое! Ответственные лица могут отслеживать респондентов, нереспондентов и результаты на протяжении всего сбора данных. Приглашения и напоминания по электронной почте отправляются быстро и недорого. Респонденты могут начать отвечать, остановиться, сохранить свои ответы и завершить позже. Исследования показывают, что респонденты онлайн-опросов отвечают на вопросы более честно, чем при использовании других методов сбора данных.

Наши почтовые ящики переполнены; наши мусорные папки заполнены. Приглашение к участию в онлайн-опросе легко упустить из виду, поэтому электронные приглашения, напоминания по электронной почте, макет анкеты и дизайн являются важными факторами увеличения доли ответов.

Также важно убедиться, что множественные отправки не разрешены, что может привести к искажению результатов. Технические проблемы могут поглотить время персонала, как и ничто другое, поэтому приятно работать с провайдером онлайн-опросов, который решит за вас любые проблемы с оборудованием и программным обеспечением.

Существует множество методов сбора данных. Выбранный вами метод будет зависеть от типа проводимого исследования, количества ответов, необходимых для получения достоверных данных, стоимости и ряда других факторов. Поговорите со специалистом NBRI, который поможет вам решить, что лучше. Свяжитесь с нами сейчас по телефону 800-756-6168.

Терри Нолинске, доктор философии.
Научный сотрудник
Национальный институт бизнес-исследований

Метод исследования методом опроса.

Когда используются опросы?

Исследования являются важным аспектом открытия и поддержания бизнеса. Он используется для всего: от определения целевого рынка до обеспечения того, чтобы сотрудники считали свою рабочую среду удовлетворительной. Одной из самых сложных частей проведения исследования является определение того, какой метод лучше.
На выбор предлагается несколько различных методов исследования, включая эксперименты, тематические исследования, корреляцию, интервью и, наконец, опросы и анкетирование. К сожалению, не все методы подходят для каждой ситуации.

Опросный метод исследования является одним из самых популярных по нескольким причинам. Однако, если вы планируете пойти по этому пути, важно определить, когда использовать опрос, а также как его использовать.

Что такое опросное исследование и каковы наиболее популярные методы опроса?

Опросное исследование — это количественный метод исследования, при котором исследователь задает вопросы группе людей, чтобы получить их мнение по определенной теме. В методах опроса используется набор заранее определенных вопросов, которые затем задаются всей группе людей или выборке из этой группы.

Существует множество различных методов обследования. У каждого есть свои преимущества. Основными типами методов опроса являются онлайн-опросы, почтовые опросы, телефонные опросы и личные интервью.

Метод исследования онлайн-опроса является одним из самых популярных. Основными его преимуществами являются низкая стоимость и гибкость. Онлайн-опросы можно легко создавать и генерировать большой объем данных.

Опросное исследование. Когда используются опросы и какие темы они должны охватывать?

Как уже упоминалось, опросы — это метод исследования, с помощью которого вы собираете мнения группы людей по определенной теме, задавая заранее определенные вопросы.

Несмотря на то, что онлайн-опросы могут использоваться не только для проведения исследований, существует несколько обстоятельств, при которых их следует регулярно использовать для сбора информации. Если вы задаетесь вопросом, когда использовать опрос, в первую очередь нужно определить, подходит ли вам метод исследования путем опроса, спросив себя, нужно ли вам получить информацию по одной из следующих тем:

Исследование рынка

Интернет-опросы чаще всего используются для исследования рынка, что является важным шагом в запуске успешного бизнеса, поддержании уже успешного или определении успеха нового продукта. Компании используют исследования рынка, чтобы понять потребности и предпочтения своей аудитории для принятия важных бизнес-решений.

Удовлетворенность сотрудников

С другой стороны, компании используют онлайн-опросы, чтобы лучше понять своих сотрудников. Опрос удовлетворенности сотрудников дает необходимую информацию для повышения удовлетворенности рабочим местом и показателей удержания.

Собеседование на выходе

Хотя надлежащие методы опроса и исследования могут помочь улучшить рабочее место, это не означает, что каждый сотрудник останется на месте на всю жизнь. Когда придет время расстаться, интервью на выходе позволит определить причины, по которым сотрудник ушел, и даст представление об улучшениях, которые компания может внести, чтобы предотвратить уход других.

Удовлетворенность клиентов

Удержание сотрудников имеет решающее значение, но не менее важно удержание клиентов. Гораздо проще сделать так, чтобы клиенты стали постоянными покупателями, чем найти новых. Адекватные методы опроса могут помочь бизнесу сохранить клиентов. Поэтому компании должны использовать опросы об удовлетворенности клиентов, чтобы выяснить, что нужно, чтобы их клиенты были довольны и возвращались снова и снова.

Осведомленность о торговой марке

Знают ли люди о существовании вашей торговой марки? Узнайте, используя опросы об узнаваемости бренда, чтобы узнать, что другие думают о вашем бренде и как это соотносится с конкурентами в вашей отрасли. Такие идеи помогают компаниям опережать конкурентов и повышать узнаваемость бренда.

Оценка события

Насколько хорошо прошло это мероприятие? Использование опроса для оценки событий дает специалистам по планированию событий понимание того, какие аспекты их работы прошли хорошо и что им нужно сделать, чтобы улучшить будущие события.

Если вам нужна точная информация по любой из перечисленных выше тем, лучше всего ее получить с помощью опроса, а онлайн-опрос — это самый простой вид опроса. Есть также несколько других причин, по которым метод опроса может быть наиболее подходящим для вас.

Каковы преимущества методов опроса и когда использовать опросные исследования?

Опросы являются подходящим методом исследования, если вы хотите:

Собрать количественные данные

Цель опросного исследования состоит в том, чтобы понять большую группу, используя статистику для обобщения. Количественные данные — это ценность данных, которая отвечает на вопросы о том, «как». Например, основные вопросы в вашем опросе будут звучать так: «Как часто?» «Как много?» или «Сколько?» Каждый набор вопросов будет иметь числовое значение, связанное с ним, что позволит вам делать обобщения. Например, 60% респондентов сообщили, что в будущем снова купят продукт вашей компании. Если у вас есть вопросы, которые спрашивают «как?» они хотели бы это сделать, опрос может помочь вам собрать данные, необходимые для повышения вероятности последующих покупок.

Понять большую группу населения

Опросы также являются наиболее подходящим методом исследования, когда вы хотите быстро понять большую группу населения. Онлайн-опрос не только удобнее отправить большой группе, но и дает более точные результаты, чем отправка опроса меньшему количеству людей. Чем большую выборку вы выберете, тем меньше вероятность того, что вы столкнетесь с выбросами, которые могут привести к необъективным выводам. Чем меньше размер вашей выборки, тем больше погрешность, с которой вы можете столкнуться. Проведение опросных исследований эффективно только для получения выводов из больших групп населения.

Получение информации от определенной группы

При продаже продукта вам необходимо точно знать, кто является вашим целевым рынком. Если вы не направляете свой опрос на эту целевую аудиторию, вопросы не будут относиться к ней, и вы не получите нужного вам понимания. Опросы являются подходящим методом исследования, если вы хотите получить информацию от определенной группы целевой аудитории.

Перед созданием опроса составьте список демографических требований, которым должны соответствовать респонденты опроса. Если вы хотите понять, как разные демографические группы отвечают на одинаковые вопросы, создайте опрос, используя разветвление вопросов, чтобы вести респондентов по нужному вам пути. Например, если вы хотите собрать результаты на основе пола, первый вопрос, который нужно задать, должен быть о возрастной группе респондента.

Делайте обобщенные выводы быстро

Если есть животрепещущий вопрос, на который нужно быстро ответить, нет времени звонить по телефону или организовывать личную фокус-группу. Онлайн-опросы являются наиболее подходящим методом сбора данных и быстрого получения выводов. Если у вас есть четкая цель опроса и вы точно знаете, как вы будете анализировать данные, опрос даст необходимые ответы в рекордно короткие сроки. Отправка короткого опроса может помешать вам сомневаться в правильности выбора и поможет вам чувствовать себя более уверенно при принятии бизнес-решения.

Не задавайте открытых вопросов

Если вам не нужны ответы на открытые вопросы, наиболее подходящим методом исследования является опрос. Чем больше открытых вопросов содержит опрос, тем меньше вероятность того, что респонденты заполнят его. Кроме того, требуется больше времени для анализа результатов. Если вам необходимо задать какие-либо открытые вопросы, подумайте о том, чтобы ограничить их максимум двумя или тремя. Хотя открытые вопросы — хороший способ получить дополнительную информацию по конкретной теме, ответы на них более обременительны для участников. Вместо этого рассмотрите возможность задавать более конкретные вопросы с несколькими вариантами ответов, чтобы найти ответы, не отнимая у респондентов слишком много времени.

Сделайте так, чтобы ваша аудитория почувствовала себя особенной

Онлайн-опросы не только являются хорошим методом исследования рынка, но и дают прекрасную возможность заставить вашу аудиторию почувствовать себя особенной. Когда компания обращается к клиенту и конкретно указывает, почему ей нужно мнение этого человека, это заставит их чувствовать себя особенными.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts