Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать
Владение навыками ярких выступлений помогает продвижению в работе, развивает уверенность в себе и способность четко структурировать мысли. Разбираемся, где лучше учиться и как сделать первые шаги
Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.
Аудиоверсия материала:
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое ораторское искусство
Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.
Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.
Почему важно развивать ораторское искусство
Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.
считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».
Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:
«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.
Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю».
Основные принципы ораторского искусства
Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.
Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.
Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.
Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.
Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.
Как развить ораторское искусство
Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».
- Первое, что хочется сказать тем, кто только заинтересовался изучением ораторского мастерства: если вы умеете говорить с друзьями на кухне, значит вы достаточно хорошо говорите.
- Второе. Наша речь, как и наша человеческая природа, — это огромный котлован, очень глубокий. И здесь есть, чему учиться. Учиться нужно так же настойчиво, как читать и писать. Идти от слоя к слою. Ничто не заменит практики. Одно упражнение, сделанное со вдумчивым рассуждением, даст больше, чем десятки прочитанных книг. Наберитесь терпения — это долгий путь.
- И третье. Всегда думайте о цели речи, о ее смысле. Что вы хотите донести, получить в результате? Спросите себя. Вам будет проще, если вы будете думать о пользе для людей, к которым обращаетесь.
Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.
Где учиться ораторскому искусству
Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.
«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».
В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.
Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.
Практические упражнения
Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.
Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.
Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус».
Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.
Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.
Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова.
Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.
Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.
Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.
Книги по ораторскому искусству
- Эверетт Шостром: «Человек — манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации»
- Дейл Карнеги: «Как стать мастером общения и публичных выступлений»
- Сопер Поль: «Основы искусства речи»
- Хайнц Леммерман: «Учебник риторики»
- Константин Станиславский: «Искусство представления»
- Ивана Чаббак: «Мастерство актера: Техника Чаббак»
Ораторские способности педагога — yourspeech.ru
Содержание
- Что такое ораторское искусство.
- История ораторского искусства
- Ораторское искусство никогда не было однородным.
- Этика оратора
Что такое ораторское искусство.
Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Выражение ораторское искусство имеет несколько знаний. Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерство публичного выступление, качественная и ясная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказать желаемое воздействия на аудиторию.
История ораторского искусства
Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.
Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности. Ножин утверждал: ораторское искусство лишь условно называется искусством, а в значительной степени – это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных. Всякий грамотный человек в результате упорного труда может овладевать основами ораторского искусства, т. е. умением произносить речь перед аудиторией доходчиво, увлекательно и убедительно.
На протяжении многих лет истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально — политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.
Ораторское искусство – явление историческое.
Ораторское искусство никогда не было однородным.
В зависимости от сферы применения оно исторически подразделялось на различные виды. Современная литература отмечает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям. Одни авторы делят устные выступления на монологические и диалогические, другие на эмоциональные и рациональные и т. д. Наиболее полная классификация современного красноречия представлена в книге “ораторское искусство”.
Нередко возникает спор: каждый ли человек может стать хорошим оратором.
Спор этот не новый. Он ведется на протяжении всей истории ораторского искусства. Ещё много лет тому назад знаменитый оратор Древнего Рима, выдающийся теоретик ораторского искусства Цицерон произнес фразу, которая стала крылатой и дошла до наших дней: поэтами рождаются, ораторами делаются. Великий римлянин был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором можно стать, или приложить для этого определенные усилия.
Действительно, хорошим оратором может сделаться тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Конечно, природные данные помогают человеку добиться лучших результатов, но сами по себе они не являются залогом успеха.
Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов, учиться на лучших образцах ораторского искусства и стараться как можно чаще выступать.
Этика оратора
Этикет оратора – это совокупность различных нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям и к целям.
Этически значима сама личность оратора, а прежде всего такие её свойства, как эрудиция, принципиальность, самокритичность.
Такт оратора выявляется в манере говорить, разъяснять мысль, в выборе слов и выражений, в умение подойти к конкретной аудитории, пробудить её интерес к теме.
Определенное место отводится и к речевому этикету, представляющему собой совокупность разных фраз, пространственных отношений между говорящих и слушающими и системы жестов оратора.
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Ораторий
Пожалуйста, поддержите миссию Нового Адвента и получите полное содержимое этого веб-сайта в виде мгновенной загрузки. Включает Католическую энциклопедию, Отцов Церкви, Summa, Библию и многое другое всего за 19,99 долларов США…
(лат. oratorium , от orare , молиться)
Как общий термин, ораторское искусство означает место молитва, но технически это означает строение, отличное от приходской церкви, отведенное церковной властью для молитвы и совершения мессы. Оратории, по-видимому, произошли от часовен, воздвигнутых над могилами первых мучеников, куда верующие прибегали молиться, а также из-за необходимости иметь место поклонения для людей в сельских районах, когда собственно церкви были ограничены соборными городами. Мы также находим ранние упоминания о частных ораториях для проведения мессы епископами, а позже о ораториях при монастырях и резиденциях знати. В Восточной церкви, где приходская организация не столь совершенна и не столь жестка, как на Западе, частные оратории были столь многочисленны, что представляли собой злоупотребление. В Латинской церкви оратории классифицируются как (1) общественные, (2) полуобщественные и (3) частные.
Общественные молельни
Канонически возведенные епископом и постоянно посвященные богослужению. Они должны иметь вход и выход с общественной дороги. Священники, которые служат мессу в публичных ораториях, должны соответствовать должности, соответствующей этим ораториям, будь то светские или обычные. Однако, если календарь молельни позволяет служить вотивную мессу, приезжий священник может служить в соответствии со своим епархиальным или обычным календарем.
Полупубличные оратории
Те, которые, хотя и возведены в частном здании, предназначены для использования сообществом. Таковы оратории семинарий, благочестивых собраний, колледжей, больниц, тюрем и тому подобных учреждений. Если, однако, в одном доме несколько часовен, то только та, в которой хранится Святое Таинство, имеет привилегии полуобщественной часовни. Все полупубличные оратории (в этот класс технически входит частная часовня епископа) находятся на том же основании, что и публичные оратории в отношении служения мессы. надлежащий календарь) принадлежит епархии. В молельнях, принадлежащих монахиням, праздники их общины должны отмечаться в соответствии с указами или индультами, полученными ими от Святого Престола. Постоянные посетители полуобщественного молельного дома не могут отмечать праздники святых своего собственного ордена, если календарь, свойственный часовне, не предписывает то же самое или не разрешает проведение вотивной мессы. Публичные и полупубличные молельни обычно находятся под контролем епископа. Конгрегация обрядов объявила (23 января 189 г.9): «В этих (ораториях), как властью рядовых может быть принесена святая жертва Мессы, так и все присутствующие могут исполнить тем самым предписание, которое обязывает верующих слушать Мессу в установленные дни. .» В том же декрете дается авторитетное определение трех видов ораторий.
Частные молельни
Возводятся в частных домах для удобства какого-либо лица или семьи идолом Святого Престола. Возводить их можно только с разрешения папы. Оратории в частных домах восходят к апостольским временам, когда Святые Тайны не могли совершаться публично из-за гонений. Даже после мира Константина обычай продолжал преобладать. Короли и дворяне особенно возводили такие оратории в своих дворцах. Уже во времена правления императора Юстиниана мы находим правила, касающиеся частных ораторий в отличие от публичных церквей, и запреты на совершение мессы в частных домах (Novel., lviii и cxxxi). Однако на Западе папы и соборы свободно давали разрешения на празднование. Последний декрет, регулирующий частные оратории, — это декрет Священной Конгрегации Дисциплины Таинств от 7 февраля 19 г.09. В соответствии с этим Святой Престол предоставляет частные оратории только по причине телесной немощи или трудности доступа в общественную церковь или в качестве награды за услуги, оказанные Святому Престолу или католическому делу. Предоставление частного ораторского искусства может быть временным или пожизненным, в зависимости от характера приведенной причины. В любом случае простая уступка ораторскому искусству подразумевает, что может служиться только одна месса в день, что предписание Церкви относительно слушания мессы в установленные дни (некоторые особые праздники, обычно указанные в индульте исключаются) может быть выполнено. только грантополучателями, и что определение места, города и епархии, где должна быть возведена молельня, утверждено. Рескрипт будет направлен рядовому. Затем в указе перечисляются различные расширения ранее упомянутых привилегий, которые могут быть предоставлены грантополучателям:
Что касается исполнения заповеди о слушании мессы
Обычно это уступает только следующим: родственникам грантополучателя, живущим под одной крышей, иждивенцам семьи, а также гостям или тем, кто делит с ним стол. Другие, живущие в доме, не могут соблюдать предписание, кроме как в случае похоронной мессы или из-за удаленности публичной церкви. Если молельня сельская, те, кто работает в поместье, могут там слушать мессу, но в этом случае получатель гранта должен предоставить катехизическое наставление и объяснение Евангелия. То же самое относится и к частной молельне в лагере, замке или обширном владении. В очень специфических обстоятельствах (судя по обычным) все остальные также могут слушать мессу в частной часовне, пока существуют условия.
Что касается слушания Мессы в отсутствие грантополучателей
Разрешается в присутствии одного из родственников, проживающих под одной крышей, но под уступкой следует понимать временное отсутствие грантополучателей и то, что родственник прямо определено. То же самое распространяется на главного среди фамильяров, сельских слуг или иждивенцев.
По количеству месс
Если грантополучателями являются два брата-священника, оба могут служить мессу. Допускается также благодарственная месса, если ее рекомендует Орден. Священники, являющиеся гостями, могут служить мессу в молельне дома, где они остановились, если у них есть рекомендательные письма от рядовых, при условии, что они немощны или церковь находится далеко. Несколько месс также могут быть отслужены во время последней агонии, смерти или годовщины одного из грантополучателей, а также в праздник его святого покровителя.
Что касается больших праздников
По расширению привилегий, месса может быть разрешена в частных молитвенных домах во все дни, кроме праздника местного покровителя, Успения, Рождества и Пасхи. Иногда уступка может распространяться на первые три праздника, но очень редко на Пасху, и то только по настоятельному предложению ординария, исключение делается для стипендиатов, которые являются немощными священниками.
Что касается концессий
Иногда грантополучатель может иметь права частного ораторского искусства в двух епархиях, но тогда оба ординара должны дать рекомендательные грамоты. В случае, если молельня находится в месте, где приходской священник должен служить две мессы в один и тот же день, священник из другого места может служить мессу в молельне, но не может вдобавок служить еще одну мессу. Ораторское искусство возле комнаты больного также иногда разрешается во время болезни. Этот указ также позволяет ординариям (только в десяти случаях) предоставлять частную молельню бедным священникам, престарелым и немощным. Следует отметить, что этот закон является очень либеральным расширением положений, ранее регулирующих частные ораторские искусства.
Sources
TAUNTON, Закон Церкви (Лондон, 1906), sv. Ораторское искусство; FERRARIS, Bibliotheca canonica (Рим, 1889 г.), с.в. Ораториум; Аналекта Экклс . (Рим, апрель 1910 г.).
Об этой странице
Цитата APA. Фаннинг, В. (1911). Ораторское искусство. В Католической энциклопедии. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. http://www.newadvent.org/cathen/11271a.htm
Ссылка на MLA. Фаннинг, Уильям. «Ораторское искусство». Католическая энциклопедия. Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 19 лет.11.
Транскрипция. Эта статья была расшифрована для «Нового пришествия» Дугласом Дж. Поттером. Посвящается Пресвятому Сердцу Иисуса Христа.
Церковное одобрение. Нихил Обстат. 1 февраля 1911 года. Реми Лафорт, STD, цензор. Разрешение. +Джон кардинал Фарли, архиепископ Нью-Йорка.
Контактная информация. Редактором New Advent является Кевин Найт. Мой адрес электронной почты вебмастер по адресу newadvent.org. К сожалению, я не могу отвечать на каждое письмо, но я очень ценю ваши отзывы — особенно уведомления об опечатках и неуместной рекламе.
Что такое ораторское искусство? — Ораторское искусство
Конгрегация Ораторского искусства св. Филиппа Нери – это «общество апостольской жизни», основанное под руководством Конфедерации ораторского искусства (с местонахождением в Риме) и с разрешения местного Ординария. Окончательное основание ораторианской конгрегации фактически осуществляется непосредственно римским понтификом, что делает конгрегацию тем, что называется основанием «понтификального права». Ораторий дает священникам возможность жить своим призванием в более структурированном сообществе, чем то, что обычно бывает у епархиальных священников, но с большей гибкостью, чем религиозный орден.
Прежде всего, это община милосердия в духе св. Филиппа Нери, «Радостного святого».Ораторианец проживает в выбранном им сообществе ораториев и постоянно стабилен, т. е. он не подлежит переводу в другие оратории или сообщества. Он также не дает обетов бедности, целомудрия или послушания, хотя ораторианец ищет эти совершенства через добровольное соблюдение.
Ораторское призвание дает большую гибкость в пастырской работе, чем религиозный орден, и позволяет священнику жить в одном сообществе без периодического перевода местным епископом. Ораторианин может принять дополнительные апостольские звания или изменить свое апостольство по собственной инициативе и по усмотрению сообщества ораторского искусства, всегда руководствуясь местным Ординарием. Ораториане задействованы в самых разных служениях, таких как школы, больницы, тюрьмы, университетские капелланы, преподавание в семинариях и работа в куриальных офисах в Риме. Они также служат в традиционных приходских служениях.
Первая Оратория была основана Святым Филипом Нери в 16 -м -м веке как институт, в котором связь между членами является добровольной благотворительностью, а не формальной канонической клятвой. Идеалом ораторского искусства является общинная жизнь и священническое служение, проводимые в духе молитвы, в которых послушание предлагается из братской любви, а не по принуждению к формальному обету послушания.
Следовательно, ораторианцы вовсе не члены религиозного ордена, а светские священники, живущие в сообществе по простому правилу братской любви и милосердия. Те, кто вступают в священство как ораторианцы, часто делают это с намерением выполнить работу всей своей жизни на одном и том же месте.
Общественная жизнь ораторского искусства очень важна. Сообщество Ораторий осуществляет свою миссию в братском милосердии в месте своего проживания, известном как «благочестивый дом». В этом доме, работающем как семья, они взаимно поддерживают друг друга в служении Церкви. Как и в любой семье, уникальные обычаи отдельного ораторского искусства очень важны. Поскольку ораторианцы не дают клятв, эта взаимная поддержка в братском милосердии связывает их вместе. Как правило, ораторианцы будут молиться вместе два раза в день, утром и вечером, каждый из которых состоит из получаса мысленной молитвы.
Два основных принципа ораторского искусства:
- Привязанность к ораторской конгрегации через узы любви и общей цели, но не посредством клятвы, клятвы или обещания. Следовательно, если он захочет, ораторианин может покинуть свою конгрегацию, чтобы присоединиться к религиозному ордену или стать епархиальным священником, если он решит.
- Каждый «дом» Оратория является самоуправляемым и независимым от других. В Соединенных Штатах восемь ораторий. Если на молельню возложено приходское или епархиальное служение — а не все таковые — она подчиняется местному епископу по приходским вопросам. Однако в отношении своих внутренних дел каждое ораторское искусство подчиняется непосредственно Святому Престолу в силу его учреждения римским понтификом.
С 1994 года существует свободная Конфедерация ораторий, базирующаяся в Риме, с двумя целями: 1) Обеспечить центральную точку контакта со Святым Престолом в Риме; и 2) наблюдать за новыми «домами», стремящимися стать независимыми ораторскими конгрегациями.