Апперцепция – временная, устойчивая и социальная, апперцептивное искажение и галлюцинации
Если говорить максимально просто и незатейливо, то апперцепция – это когда человек обратил на что-то внимание и сразу же понял, что увидел. Впервые термины апперцепция и перцепция разделил выдающийся ученый в области многих наук Г. Лейбниц.
Что такое апперцепция?
Давая определение, что такое апперцепция в психологии, стоит отметить, что это психические процессы высшего порядка, которые направленные на обеспечение зависимости явлений и предметов от того опыта, который человек получил ранее, от целей, мотивов и от личностных особенностей, таких как аттитюды, чувства, темперамент и так далее. По теории Лейбница апперцепция включает внимание человека и его память, являясь важным и необходимым условием для самосознания и высшего познания.
Апперцепция восприятия – примеры
Хороший пример апперцепции восприятия в психологии можно привести из тех, с которыми почти каждый сталкивался. Человек, работающий редактором, читая посты в соцсетях будет постоянно замечать ошибки, парикмахер-колорист при встрече с женщиной, у которой окрашены волосы, первостепенно обратит внимание на покраску, ее качество, детали и прочее. Апперцепцией называют то, что мы воспринимаем в данный момент в зависимости от внутреннего состояния и накопленного ранее опыта.
Другие примеры апперцепции восприятия:
- Человек голоден и вместо «обувь» на вывеске может прочесть «обеды».
- Если в аудитории повесить надпись «Не разгоривать!», то все прочтут ее, как «Не разговаривать!», то есть, человек не прочтет написанное, а по сути, узнает, потому что он уже когда-то сталкивался с ней.
- Просматривая программу телепередач, чтобы найти время трансляции футбольного матча, на вопрос, во сколько будет премьера сериала, он вряд ли ответит.
Апперцепция и перцепция – разница
Понятия перцепция и апперцепция в психологии имеют сходства, потому что оба означают восприятие, но их отличают особенности этой способности человека.
- Перцепция – это смутное восприятие, еще не дошедшее до сознания, связанное в большей степени с органами чувств. Оно бессознательное, размытое, примитивное.
- Апперцепция – сознательное, осмысленное, это ясность сознания, когда мы воспринимаем что-либо очень четко и осознаем то, что воспринимаем.
Виды апперцепции
Изучалась апперцепция восприятия множеством выдающихся ученых и каждый внес свою лепту в раскрытие вопроса об этом понятии и систематизацию полученных знаний. Так, И. Кант выделил два вида апперцепции: эмпирическую и трансцендентальную. Таким вариантом классификации пользуется много современных ученых, целиком и полностью согласных с теорией Канта.
Трансцендентальная апперцепция
Этот термин из теории Канта означает, что трансцендентальная апперцепция – это то, что априори заложено в субъекте, это единство самосознания, не зависящее от полученного опыта, но являющееся основой для получения всякого знания. По Канту единство апперцепции, которое мы рассматриваем как априорное трансцендентальное, изначально существует, как неотъемлемое человеческое свойство. Оно никак не зависит от накопленных опыта и знаний, оно есть фундаментальное, само собой разумеющееся и дающее основы для получения и накопления новых знаний.
Эмпирическая апперцепция
В отличие от трансцендентальной, эмпирическая апперцептивность представляет собой не что иное, как субъективное единство сознания, которое возникает в силу некоторых иных причин, чем в первом случае. Этим причинами являются накопленные опыт и знания, которые по своей сути вторичны и зависят от самых разных личностных характеристик. То есть, субъект воспринимает что-либо благодаря полученным ранее знаниям, ассоциациям с чем-либо, по сути, он воспринимает узнавая. Однако, первостепенное – априорное, трансцендентальное, давшее возможность возникновению эмпирического.
Апперцепция в психологии
Мы выяснили, что апперцепция в психологии – это восприятие человеком тех или иных предметов и явлений при помощи навыков и знаний, полученных ранее. В современном мире философии и психологии различают два вида апперцепции: временную и устойчивую (постоянную), как основные и социальную апперцепцию – особый тип, выведенный и предложенный американским психологом Брунером.
Временная апперцепция
Можно сказать, временная апперцепция – это эмоциональная, вызванная теми чувствами, эмоциями и настроением, которые человек испытывает в какой-то конкретный момент. Она возникает ситуативно и на нее влияют установки эмоционального характера. То есть, в данном случае апперцептивный – это носящий временный характер, а не постоянный, он может постоянно меняться вместе с настроением субъекта.
Устойчивая апперцепция
Во время изучения явления был выделен устойчивый ее тип. Это постоянная апперцепция, которая зависит от существующих характеристик отдельно взятой личности. На этот вид восприятия влияют такие показатели, как мировоззрение, привычки человека, образование и образованность, уровень интеллектуального развития, личные убеждения. В зависимости от самосовершенствования субъекта, его роста интеллектуального и духовного устойчивое восприятие тоже может со временем меняться.
Социальная апперцепция
Этот отдельный вид апперцепции относится к восприятию социума, а не отдельно взятых предметов и явлений. Социальная апперцепция предполагает восприятие целых социальных групп, однако оценка людей в данном случае, более пристрастна и субъективна, чем когда речь идет об апперцептивном восприятии предметов, например. Этот вид апперцепции напрямую связан с социальной стороной нашей жизни, когда нарушается апперцептивное поведение, возникают разного рода негативные явления, несущие вред обществу.
Апперцептивное искажение
У каждого субъекта есть стандартная интерпретация стимула, но у некоторых могут наблюдаться отклонения от стандартов, такой случай и будет означать апперцептивное искажение. При исследованиях применяют различные тестирования и исследовательские методики. Каждый апперцептивный тест предполагает четыре формы искажения:
- Экстернализация. Это прием, применяемый психотерапевтами, заключающийся в рассмотрении проблем личности, как внутренних характеристик.
- Сентизация. Это вид терапии, направленный на преодоление нежелательного поведения, которое в большинстве случаев ассоциируется с малоприятными представлениями психического характера.
- Простая проекция. Это влияние на апперцепцию аффективных состояний, которые сопровождали человека в прошлом, и ее искажение. Например, человек может ненавидеть кого-то, являясь убежденным, что у объекта ненависти тоже есть повод ненавидеть. То есть, это приписывание другим тех качеств, чувств и эмоций, которые свойственны субъекту.
- Обратная проекция. Это понятие, противоположное предыдущему, когда личность приписывает себе качества, которыми не обладает, но очень хочет ими обладать или приписывает свои плохие качества другим людям. Например: бывший алкоголик набрасывается на всех, кто употребляет спиртное и осуждает их, тот, кто остро поднимает гей-тему, возмущается парадами и в каждом стильном мужчине видит гея – вероятно, сам латентный гей, борцы за нравственность осуждают мини-юбки только потому что воспитывались в семьях, где им не было позволено их носить, хотя очень хотелось (у них девушки в мини – легкого поведения).
Апперцептивные галлюцинации
Когда апперцептивное восприятие дает сбой, это может повлечь искажение и дальнейшие проблемы. Если рассматривать причину такого явления, как апперцептивные галлюцинации, то стоит отметить, что они бывают двух видов и оба являются следствием психических отклонений. Но об этом немного позже.Для начала необходимо понять, что же такое галлюцинация. Это расстройство восприятия, которое влечет за собой всплывание разных образов без наличия реальных объектов. Галлюцинации могут быть не только зрительными, но и слуховыми (например, голоса в голове), тактильными, обонятельными, то есть, подразделяться по органом чувств.
Апперцептивные галлюцинации имеют четкое отличие механизма их появление от других известных. Такого рода галлюцинации возникают при помощи волевого усилия человека. Он, как бы, заставляет себя их испытать и страстно этого желает. Например, человек, страдающий шизофренией заставляет себя испытать слуховые галлюцинации и через некоторое время ему действительно начинают слышаться голоса в голове и прочие звуки.
Итак, переходим к рассмотрению двух видов апперцептивных галлюцинаций:
- Абстрактная фонторемия. Заключается в отнятии своих собственных мыслей и вколачивание в голову чужих.
- Конкретная фонторемия. Появляется на фоне собственных воспоминаний, которые вроде как всплывали ранее в галлюцинациях.
Апперцепция — примеры, трансцендентальное единство апперцепции
Апперцепция – это свойство психики, которое способствует условному восприятию объектов окружающего мира, согласно своему опыту, интересам, мировоззрению и взглядам. Понятие апперцепция означает осмысленное, внимательное и вдумчивое восприятие. Бывает, что различные люди наблюдают нечто одно, но у них всех может сложиться различное впечатление об увиденном. Это происходит в силу их способа мышления, прошлого опыта, фантазии и восприятия – это и называется апперцепцией. У всех людей она разная.
Апперцепция это в психологии понятие, которым описывается психический процесс, обеспечивающий отношение зависимости восприятия объектов и явлений из прошлого опыта личности, её знаний, направленности, мотивов и целей, текущей основной деятельности, личностных особенностей (эмоций, установок и др. ).
Апперцепция восприятия это осмысленный процесс созерцания вещей и явлений окружающего мира. На апперцепцию большое влияние оказывают интересы и влечения человека, его характер, способности, эмоциональное состояние, социальный статус, поведение и другие факторы.
Также на апперцепцию влияет психическое состояние, актуальная установка, поставленные задачи и цели деятельности.
Примеры понятия апперцепция: человек, специализирующийся на ремонтах квартир, придя на новоселье, будет в первую очередь замечать все тонкости сделанного ремонта, если работа была сделана не совсем качественно, то он это увидит, хотя другим людям будет казаться, что все нормально. Другой пример апперцепции: человек, пришедший в магазин за покупками, будет ориентироваться на то, что ему необходимо купить, а не на весь ассортимент товаровю
Апперцепция это в психологии термин, введенный Г. Лейбницом. Понятие апперцепция по Г. Лейбницу содержит в себе психические процессы памяти и внимания, является условием развитого самосознания и познания. После эпохи Лейбница понятие апперцепция изучалось многими психологами и философами – И. Кантом, В. Вундтом, И. Гербартом и другими.
И. Кант в отличие от Лейбница не ограничивал апперцепцию высшим уровнем познания, а считал, что ею обуславливаются сочетания представлений. Он различал апперцепцию эмпирическую и трансцендентальную.
И. Гербарт характеризовал апперцепцию, как процесс приобретения знаний, в котором воспринятые характеристики нового объекта или явления связываются с существующими знаниями, сбереженными в опыте. Также И. Гербарт ввел понятие «апперцептивная масса», которым обозначил предварительно приобретенные знания. Его представление демонстрирует, что понимание и учение зависят от осознания того, что между последними идеями и имеющимися знаниями есть связь.
В. Вундт апперцепцией считал активный интеллектуальный процесс избрания и структурирования внутреннего накопленного опыта, центра внимания в области сознания. В. Вундт активно использовал данный термин в экспериментальной психологии, но в актуальное время, понятие апперцепция встречается все реже. Но, концепции, заложенные в данном понятии, очень важны, поэтому делаются попытки введения этого термина в повторное употребление в науке.
Термин «апперцепция» используется в большей мере представителями когнитивной психологии. Вместе с существующим понятием апперцепции, американским психологом Брунером было выделено еще понятие социальная апперцепция, под которой понимают процесс восприятия материальных предметов, социальных групп, отдельных личностей, этнических национальностей, народов и так далее. Брунер выяснил, что субъекты апперцепции могут в достаточной степени влиять на личную оценку.
Социальная апперцепция позволяет индивидам в процессе восприятия быть более субъективными и пристрастными, нежели в восприятии предметов или каких-то явлений.
Социальная апперцепция восприятия это влияние группы, их мнений и настроений, хода совместной деятельности на человека, на его оценки.
Происхождение апперцепции является биологическим, культурным и историческим. Апперцепции являются и врожденными и приобретенными в то же время. Целостность апперцепции человека можно объяснить только через единство мира и строения человека. Нейрофизиологические данные о различении ощущений и восприятий согласуется с психологическими знаниями о человеке.
Трансцендентальная апперцепция
Кант рассматривал апперцепцию, как трансцендентальное единство апперцепций. Под ней он понимал единство самосознания, представление «Я мыслю», принесенное всякому мышлению и одновременно не относящееся к чувственности. Это представление сопровождает все другие установки и является с ними тождественным в любом сознании.
Трансцендентальное единство апперцепции – это целостность сознания любого мыслящего субъекта, относительно которого является допустимым представление о предметах и объектах. После написания Кантом труда «Аналитика понятий», в котором он дает перечень первоначальных понятий синтеза, посредством которых человек может соображать что-либо в разнообразии наглядного представления, автор реализовывает идею трансцендентальной дедукции категорий. И. Кант видел цель этой дедукции в конституировании доступных для познания объектов, как приложения категорий к созерцанию.
Кант делает попытки отыскать в рассудке источник всевозможных типов связей и синтезов. Он называет этот источник изначальным единством, без существования которого не было бы реальным всякое синтезирующее действие. Объективным условием возможности реализации синтезов рассудка и «объективности знания» является единство человеческого «Я», целостность сознания мыслящего индивида.
Проводя исследования этого единства сознания субъекта, Кант говорит, что оно не сможет являться результатом опыта или познания, поскольку априорно и является фактором возможности подведения разнообразности чувственного представления до априорного единства. Именно эта принадлежность чувственной многообразности к единому сознанию становится высшим объективным условием возможности синтезов.
Представление, которое может быть предано всякому мышлению, у Канта называется созерцанием. Вся разнообразность в созерцании относится к представлению «я мыслю» в субъекте, в котором имеется это разнообразие. Это представление является актом спонтанности, то есть чем-то не принадлежащим чувственности. Именно это и является апперцепцией, сознанием, поднимающим идею – «я мыслю», которое должно сопровождать другие представления и оставаться одним во всяком сознании.
Трансцендентальное единство апперцепции дано изначально, как базовое неотъемлемое человеческое свойство и Кант отвергает идею, согласно которой это единство было данное Богом. Опыт человека и естествознание становятся возможными, благодаря наличию в разуме априорных категорий и приложения их к чувственным данным.
Кант считал, что представление «я мыслю» способно выражать акт человеческого существования, этим уже было дано существование субъекта, но ему не было дано понимание того способа, которым необходимо его определять. Выходит, что «я не способен определить себя, как самодеятельное существо, но могу представить самодеятельность собственного мышления». Из этой формулировки возникает идея «вещи в себе». Подобно процессу познания человеком явлений внешнего мира синтезом рассудка многообразия, таким же самым образом, человек познает и себя.
Внутреннее человеческое Я является результатом воздействия на внутреннее субъективное ощущение «вещи в себе». Каждый человек является «вещью в себе».
Концепция другого мыслителя, Фихте, содержится в том, что его видение трансцендентальной апперцепции заключается в акте созерцания, посредством рассудка, в действии, в котором этот самый рассудок является интуитивным. Согласно идее Фихте, в процессе апперцепции впервые порождается человеческое «Я», таким образом, сознание делается тождественным самосознанию, оно рождается от влияния самого человека в ходе интеллектуальной интуиции.
В трансцендентальной апперцепции язык играет большую роль. Языки являются субстратом априорных правил, имеющих заранее выдвинутое решение о возможном объяснении, описании всех вещей в такой мере, в которой они создают некоторую закономерную взаимосвязь. Так достигается единство в осознании предметов и самосознания. Современное изучение науками человека, исходящее из семиотического или аналитического языкового основания рефлексии, постулирует то, что через интерпретацию знаков должна достигаться интерсубъективная единая интерпретация мира.
Трансцендентальность силы воображения берет на себя роль начального момента и опосредствования рассудка и чувственности, субъекта и объекта, представления и предмета и так далее. С помощью воображения осуществляется связь чувственности с рассудком, образуется чувственно понятие, с помощью которого осознается, то есть создается предмет знаний, предмет субъективной деятельности человека. Воображение является способностью к самому важному акту познания, с помощью которого реализовывается функция систематизации в сфере чувственно-рассудочной деятельности и в теоретическом познании, содействуя систематичности и единству самого познания в целом.
Перцепция и апперцепция
Известный немецкий психолог Г. В. Лейбниц разделил понятие перцепция и понятие апперцепция. Перцепцию он понимал, как явление примитивного, бессознательного, неопределенного представления какого-нибудь содержания, то есть нечто нечеткое, неясное. Апперцепции он давал другое определение, он считал, что это осмысленная, четкая, понятная категория восприятия.
Апперцепция имеет связь с прошлым духовным опытом человека, его знаниями, способностями. Апперцепция является рефлективным актом, с помощью которого человек способен постичь себя, понять свое «Я», на что не способно явление неосознаваемой перцепции.
Необходимо понимать это важное отличие между неосознанным восприятием внутренних процессов – перцепцией и апперцепцией, то есть сознательным восприятием, познанием своего внутреннего мира и его состояния.
Картезианцы немного ранее говорили о том, что неосознаваемые данные апперцепции не несут в себе смысла, что их значение не велико, исходя из этого, они подкрепили свое мнение о смертности самой души.
Апперцепция является важным психическим свойством индивида, которое выражается в процессе условного восприятия предметов и явлений от всего окружающего мира на основании мировоззрения человека, его интересов и личного опыта взаимодействия с предметами или явлениями.
Перцепция – это процесс приема и преобразования сенсорной информации, основываясь на которой создается субъективный образ явлений или объекта. С помощью данного понятия человек способен понять себя и особенности другой личности, и на основе этих знаний устанавливать взаимодействие, и проявлять взаимопонимание.
Г. Лейбниц продемонстрировал, что апперцепция это базовое условие самосознания. Позже он дополнил это определение процессами памяти и внимания. Таким образом, это понятие еще более расширилось и стало пониматься, как сочетание самых главных психических процессов.
Лейбниц в свое время употреблял термин перцепции в качестве не доходящего до сознания впечатления, которое отбивается на органах человеческих чувств, но такое определение уже отошло и в современной психологии перцепция понимается, как, тоже самое, что и восприятие.
Под апперцепцией понимается то ощущение, которое было уже воспринято сознанием. Понятия апперцепция примеры существуют самые разные, но для наглядности можно один привести.
Если вблизи раздается звук, то он только сотрясает барабанную перепонку уха, но до самого человеческого сознания он уже не имеет возможности дойти – это простая перцепция, если человек обращает свое внимание на этот звук, пытается его уловить, сознательно услышать, понять, о чем он извещает – это уже апперцепция. Следовательно, апперцепция – это полностью сознательный процесс восприятия известного ощущаемого впечатления и он служит, своего рода, переходом от впечатления до познавания. Данный термин употребляется в узком и в широком смысле.Первоначально воспринятые впечатления объединяются в одно общее представление о предмете, таким образом, из этих впечатлений формируются простейшие и базовые понятия. В этом смысле И. Кант извещает о процессе синтеза понятий, он даже старается доказать, что формы данного синтеза, роды сочетаний впечатления, понятие пространства и времени, основоположные формы понятий о категориях формируют прирождённое истинное достояние человеческого духа, которое не вытекает из непосредственного наблюдения.
Посредством этого синтеза, новое сформированное впечатление с помощью сравнения, сопоставления и других процессов, включается в перечень уже созданных понятий, наблюдений, впечатлений, находящихся в памяти, и занимает своё постоянное место между этими явлениями.
Данный процесс приобретения, усвоения и слияния понятий в единый круг, который будет все время расширяться за счет обогащения сознания новыми понятиями, представляет апперцепцию, как она есть в широком значении этого слова.
Немецкий психолог и философ И. Гербарт наводил интересное сравнение этого процесса апперцепции и процесса переваривания пищи в желудке человека.
Оба рода апперцепции не сильно отделяются друг от друга, поскольку вообще, восприятие какого-то отдельно взятого впечатления обуславливается деятельностью, образованной на основе сопоставления, сравнения, соединения, это можно наблюдать, когда человек пытается определить величину какого-то предмета.
Современная психология рассматривает апперцепцию, как зависимость каждого поступающего восприятия от всеобщего содержания психологической сферы человека. Под апперцепцией разумеется процесс осмысленного восприятия, благодаря которому, в связи со знаниями жизненного опыта, человек может выдвигать гипотезы об особенностях воспринимаемого предмета или явления. Современная психология исходит из данных о том, что психическое отображение любого воспринимаемого объекта не является зеркальным отражением этого самого объекта. Поскольку человек овладевает все время новыми знаниями, его восприятие находится в состоянии постоянной изменяемости, оно становится содержательным, глубоким и осмысленным.
Восприятие может быть более успешным и отличаться необходимой правильностью, полнотой и глубиной только при определенной соответствующей апперцепции. Знание такой закономерности апперцепции обвязывает партнеров учитывать прошлый жизненный опыт каждого из них, характер их знаний, направленность интересов и одновременно содействовать формированию нового опыта, усовершенствованию и пополнению знаний.
Социальная перцепция – это сложный процесс восприятия. Он содержит в себе: восприятие внешних признаков окружающих людей; последующее соотношение полученных результатов с реальными личностными факторами; интерпретация и прогнозирование на полученной основе возможных действий.
В социальной перцепции всегда имеется оценка одним человеком другого и формирование личного отношения к нему, проявляющееся в поступках и эмоциях, в результате чего происходит построение личной стратегии деятельности.
Социальная перцепция включает межличностное, само- и межгрупповое восприятие.
В узком значении социальную перцепцию обозначают, как межличностное восприятие внешних признаков, их соотношение с индивидуальными свойствами, интерпретацию и прогнозирование соответствующих поступков.
Социальная перцепция имеет два аспекта: субъективный (субъект – воспринимающий человек) и объективный (объект – человек, которого воспринимают). Перцептивный процесс взаимодействия и общения является взаимным. Личности воспринимают друг друга, оценивают и не всегда эта оценка бывает верной и справедливой.
Социальная перцепция имеет специальные особенности: активность субъекта социального восприятия, которая означает, что этот субъект (индивид или группа) не безразличен и не пассивен относительно к воспринимаемому, как это может быть в случае восприятия материальных, неодушевленных предметов.
Объект, как и субъект социальной перцепции, имеют взаимное воздействие, они стремятся модифицировать представления о себе на положительные. Воспринимаемые явления или процесс являются целостными, представляют, что внимание субъекта социального восприятия концентрируются не на моментах создания образа, как конечного результата отображения воспринимаемой действительности, а на оценочных и смысловых интерпретациях объекта перцепции. Мотивация субъекта социальной перцепции свидетельствует, что восприятие объектов социального направления, характеризуется слитностью познавательных интересов и эмоционального положения и отношения к воспринимаемому, зависимостью социального восприятия от мотивационно-смысловой направленности воспринимающего.
Примеры социальной апперцепции: восприятие участниками группы друг друга или индивидов из другой группы; восприятие человеком себя самого, своей группы и других групп; восприятие группой своего участника, членов других групп и наконец, восприятие одной группы другой.
В социальных и психологических науках, как правило, выделяют четыре главные функции социальной перцепции. Первая функция – это познание субъектом себя самого, что является первоначальной базой в оценке других людей. Второй функцией социальной перцепции является познание партнеров по взаимодействию между собой, что дает возможность ориентироваться в социальном обществе. Третья функция – это установление эмоциональных контактов, которыми обеспечивается выбор самых надежных и предпочтительных собеседников и партнеров. Четвертая функция социальной перцепции – это формирование готовности к общей деятельности на принципе взаимопонимания, позволяющей достигать больших успехов.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н. А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Апперцепция | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·
Апперцепция (лат. ad + percipere , воспринимать) имеет следующие значения:
- В эпистемологии это «интроспективное или рефлексивное восприятие разумом его собственных внутренних состояний» (Леджер Вуд в рунах ).
- В психологии это «процесс, посредством которого новый опыт ассимилируется и трансформируется остатком прошлого опыта индивидуума, чтобы сформировать новое целое» (Леджер Вуд в Руны ). Короче говоря, это восприятие нового опыта по отношению к прошлому опыту.
Пример 1: Мы видим огонь (зрительное восприятие). С помощью апперцепции мы соотносим появление огня с прошлым опытом обожжения. Объединив настоящий и прошлый опыт, мы понимаем, что это ситуация, в которой нам не следует совать руку в огонь и не обжечься. [1]
Пример 2: Богатый ребенок и бедный ребенок, идущие вместе, наткнулись на одну и ту же 10-долларовую купюру на тротуаре. Богатый ребенок говорит, что это не очень много денег, а бедный ребенок говорит, что это много денег. Разница заключается в том, как они воспринимают одно и то же событие — призму прошлого опыта, через которую они видят и оценивают (или обесценивают) деньги. [2]
Генри Мюррей использовал термин «апперцепция» для обозначения процесса проецирования фантазийных образов на объективный стимул. Концепция апперцепции и предположение о том, что мышление каждого человека формируется субъективными процессами, лежат в основе Тематического апперцептивного теста (ТАТ). Это было разработано Мюрреем и Морганом (1935).
- В философии Кант различал эмпирическую апперцепцию от трансцендентальной апперцепции . Первый — это «сознание конкретного актуального «я» с его изменяющимися состояниями», так называемый «внутренний смысл». Второе — это «чистое, изначальное, неизменное сознание, которое является необходимым условием опыта как такового и конечной основой синтетического единства опыта» (Отто Ф. Краушаар в рунах ). См. Кантианство .
- Восточную концепцию санскары или самскары также можно рассматривать как форму апперцепции — видения событий через «линзу» накопленных впечатлений.
См. также
- Апперцептивная агнозия
- Метапознание
- Тест пространственной апперцепции
- Тематический тест апперцепции
Ссылки
- ↑ Из обсуждения апперцепции Уильяма Джеймса, «Беседы с учителями», глава 14
- ↑ Эволюция восприятия и космология субстанции Кристофера Отта, 2004.
- Руны, Дагоберт Д. (редактор), Философский словарь , Littlefield, Adams, and Company, Тотова, Нью-Джерси, 1972.
Внешние ссылки «, Chapter 14.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Определение и значение апперцепции – Merriam-Webster
восприятие ˌa-pər-sep-shən
1
: интроспективное самосознание
2
: ментальное восприятие
особенно : процесс понимания чего-то воспринимаемого с точки зрения предыдущего опыта
апперцептивный
ˌa-pər-ˈsep-tiv
прилагательное
Примеры предложений
Недавние примеры в Интернете Апперцепция рынков как-то определила, что американцы не собираются продолжать его брать. — Брайан Домитрович, Forbes , 30 апреля 2022 г.
Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать современное использование слова «апперцепция». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Этимология
Французский аперцепция , от аперсевуар , от среднефранцузского aperceivre , от a- (от латинского ad- ) + perceivre воспринимать
Первое известное использование
1753, в значении, определенном в смысле 1 4
Путешественник во времени Первое известное использование
апперцепции было в 1753 г.Посмотреть другие слова того же года
Словарные статьи Около
апперцепциявоспринимать
апперцепция
апперцептивизм
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Апперцепция».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/apperception. По состоянию на 1 апреля 2023 г.Копия цитирования
Медицинское определение
апперцепция
существительное
восприятие -sep-shən
: ментальное восприятие
особенно : процесс понимания чего-то воспринимаемого с точки зрения предыдущего опыта
смысл сравнения ассимиляции 3
апперцептивный
-септив
прилагательное
Еще от Merriam-Webster об апперцепции
Britannica.