Органический инфантилизм: Психический инфантилизм

Психический инфантилизм

1.1. Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма – незрелости личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности (Laseque E.-C., 1864). Рассматривается большинством исследователей как следствие нарушенного созревания наиболее молодых структур головного мозга, главным образом систем лобной коры и их связей.

Наиболее вероятными причинами развития психического инфантилизма представляются наследственность, конституция, внутриутробные интоксикации и гипоксия, родовая травма, токсико-инфекционные воздействия в первые годы жизни ребенка, дефекты воспитания (гиперопека, деспотизм родителей). Распространенность психического инфантилизма в РФ – 10% детей.

Наиболее тщательно изучен простой (неосложненный, гармонический) психический инфантилизм. При этом психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, в том числе интеллектуальную, однако преобладают проявления эмоционально-волевой незрелости: повышенная эмоциональная живость, аффективная неустойчивость и быстрое пресыщение активного внимания, преобладание мотива получения удовольствия, чрезмерная привязанность к матери, боязнь всего нового. Дети неутомимы в игре, им свойственны живость воображения, фантазия, выдумка, жизнерадостность. Однако слабо развиты собственно интеллектуальные интересы (пытливость, любознательность), игровые интересы преобладают и в школьном возрасте. Дети не могут самостоятельно организовать свою деятельность, подчинить ее требованиям школы, коллектива. Все это приводит в итоге к школьной незрелости, выявляющейся в первых классах школы.

В умственной сфере у детей с простым инфантилизмом преобладают конкретно-действенная и наглядно-образная формы мышления, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической деятельности, замедленное формирование логической памяти.

В отличие от олигофрении детям с инфантилизмом свойственны общая живость, непосредственность, повышенный интерес к окружающему, отсутствие инертности, тугоподвижности психических процессов, у них более богатая эмоциональная жизнь, более прочные и дифференцированные привязанности, наличие более широкой «зоны ближайшего развития», повышенная внушаемость. Уровень их абстрактно-логического мышления превышает таковой у умственно отсталых детей. Собственно интеллектуальный дефект относительно неглубок и в значительной степени носит вторичный характер, определяясь отставанием развития личности, т. е. имеет место не собственно умственная отсталость, а задержка темпа психического развития (Сухарева Г.Е., 1965; Певзнер М.С., 1966). Игры инфантильных детей характеризуют активность, самостоятельность, элементы творчества, фантазии, воображения. Им доступны способность использовать помощь и перенос усвоенного на новый материал.

В соматическом статусе нередко обнаруживаются признаки незрелости, задержка в росте, грацильные пропорции, однако нет грубой диспластичности, свойственной олигофрении.

С возрастом проявления психического и физического инфантилизма могут сглаживаться, иногда исчезать, а интеллектуальный дефицит может быть компенсирован.

При осложненном психическом инфантилизме (ОПИ) помимо незрелости психики отмечаются другие патологические проявления.

Наиболее труден для дифференцировки первый его вариант – органический инфантилизм. Пациентов отличают отсутствие живости, веселости, они скорее эйфоричны, благодушны и расторможены. Их игры бедны, однообразны, лишены воображения и фантазии, привязанности менее глубоки и дифференцированы, мышление более конкретное (имеется в виду недоразвитие способности к абстрагированию), тугоподвижное. Чаще встречаются отдельные дисплазии органов и систем.

Решающее значение в отграничении от олигофрении имеет структура интеллектуальных нарушений. При органическом инфантилизме преобладают недостаточность эмоционально-волевой сферы и нарушения т. н. предпосылок интеллекта (внимания, памяти, темпа работоспособности, выносливости при умственной деятельности). Собственно недостаточность умственной деятельности в виде слабости процессов обобщения и абстрагирования не является главной в клинической картине, умственные операции в целом протекают на удовлетворительном уровне. Более благоприятна и динамика органического инфантилизма, хотя значительная часть таких детей переводится во вспомогательную школу или на обучение в специальных условиях.

Церебрастенический вариант ОПИ, весьма распространенный, характеризует сочетание признаков детскости (менее ярких, чем при простом инфантилизме) с симптомами раздражительной слабости (повышенной возбудимостью, неустойчивостью внимания, двигательной расторможенностью, легкой истощаемостью, соматовегетативными нарушениями). Кроме того, дети более робки, пугливы, боязливы, в незнакомой обстановке несамостоятельны, склонны к избегающему поведению.

Невропатический вариант ОПИ, близкий к церебрастеническому, характеризуют выраженные тормозимые черты характера (пугливость, внушаемость, несамостоятельность, чрезмерная привязанность к матери, трудность адаптации в условиях детских учреждений), расстройства вегетативной регуляции и тенденция в неблагоприятных условиях к закреплению астенических черт личности, высокая вероятность формирования астенической психопатии.

Эндокринные варианты ОПИ осложняются присоединением психоэндокринных расстройств. Так, при гипогенитализме признаки инфантилизма сочетаются с вялостью, медлительностью, несобранностью, растерянностью. При гипофизарном субнанизме выявляются черты старообразности в психическом и физическом облике ребенка, склонность поучать, ворчливость и т. п. Школьная неуспеваемость таких детей является следствием слабости волевого усилия, медлительности, расстройства внимания, логической памяти, невысокого развития способности к абстрактно-логическому мышлению.

Вернуться к Содержанию

Инфантилизм

22.01.2012

Инфантилизм (от лат. infantilis — детский, младенческий) — патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и психического развития, с сохранением у взрослых людей черт характера, присущих детскому и подростковому возрасту.

Психический инфантилизм, или психическая незрелость, характеризуется наличием присущих детям особенностей суждений и поведения, повышенной внушаемостью, эмоциональной неустойчивостью, зависимостью от родителей и т. д.

Термин “инфантилизм” предложил французский ученый Е. Ш. Ласег в 1864 г. для определения задержки развития ребенка на более ранней ступени вследствие интоксикаций и инфекций, для остающихся “детьми на всю жизнь”. Позднее П. Лорен выделил три признака этого расстройства: тщедушность, грацильность и миниатюрность тела, с чертами детской наивности и беспомощности.

Г. К. Ушаков дал следующую характеристику психофизического инфантилизма: детскость, ограниченность, узость интересов, недостаточная самостоятельность в действиях и поступках. Впечатлительность преобладает над рассудочностью, суждения незрелы, логика эмоциональная, мышление конкретное, образное, недостаточная глубина аффективных переживаний, эмоциональная неустойчивость, легкая ранимость, хрупкость психики, нецеленаправленность деятельности, отсутствие творчества, временами беспомощность. Наряду с этим отмечается незрелость психомоторики и вегетативных реакций. Мимика неуверенная, выражение лица приветливо-доверчивое, по-детски миловидное, движения быстрые, многочисленные, порывистые (инфантильная двигательная расторможенность). Вместе с тем наблюдается неуклюжесть, медлительность, быстрая утомляемость при целенаправленной деятельности. У таких лиц отмечаются нарушения сна и аппетита, вазомоторная лабильность, повышенная потливость и зябкость. Среди личностных особенностей часто отмечаются черты незрелости, робости, нерешительности, неуверенности и тревожности.

Перечисленные особенности характерны для гармоничного или психофизического инфантилизма, который начинает выявляться с младших классов школы. У таких детей долго сохраняются игровые интересы, они предпочитают компании более младших школьников, отличаются детской бесцеремонностью, капризностью, наивностью при достаточном запасе знаний. Для гармоничного инфантилизма характерно относительно равномерная задержка как психического, так и физического развития. Наряду с таким инфантилизмом выделяют ряд форм частичного инфантилизма, примером которого является психический инфантилизм с выраженной дисгармоничностью развития отдельных сторон личности, поэтому наиболее адекватным названием является “дисгармоничный инфантилизм”.

Дисгармоничный инфантилизм характеризуется неравномерностью психического и физического формирования.

Физическое развитие соответствует возрасту или наблюдается акселерация, наряду с этим в психическом развитии наблюдается несоответствие. Познавательные процессы обычно развиваются соответственно возрасту, т. е. своевременно формируется абстрактное мышление, однако эмоциональные и волевые функции задерживаются в своем развитии.

Выделяют так называемый органический инфантилизм, обусловленный ранним органическим поражением центральной нервной системы. Для этого варианта инфантилизма характерны физические стигмы нарушенного развития. В отличие от дисгармоничного инфантилизма наблюдается недоразвитие и познавательной деятельности с преобладанием конкретности мышления, истощаемости, взрывчатости.

Психический инфантилизм на фоне нормального или ускоренного физического развития обычно обнаруживается в среднем и старшем подростковом возрасте. У подростков задерживается формирование чувства долга, ответственности, умения гибко оценивать ситуацию, учитывать не только свои желания, но и требования окружающих, усваивать морально-этические нормы поведения и принципы. Для таких подростков характерно детское выражение лица.

В пубертатном возрасте обычно выделяют два варианта психического инфантилизма:

  1. инфантилизм наблюдается с детства и в пубертатном возрасте обнаруживаются проявления возрастной динамики;
  2. инфантилизм выявляется в пубертатном возрасте и обусловлен неравномерностью психобиологического созревания, для которого характерно длительное сохранение подростковой психики.

Для этих больных характерно стремление к юношескому самоутверждению, задержка в формировании чувства долга, ответственности, критической самооценки, сочетающиеся с оппозиционностью и критицизмом, снижением способности к социально адекватной деятельности. Для лиц с этим вариантом психического инфантилизма характерны нарушения поведения и адаптации, более четкие, чем при первом варианте.

Принято считать, что психофизический и дисгармоничный инфантилизм является эндогенным, но не исключена генетическая обусловленность. С возрастом проявления инфантилизма становятся менее заметными, но полностью не исчезают.

Психический инфантилизм у взрослых характеризуется следующими особенностями личности: наивностью и прямодушной восторженностью, эгоизмом и эгоцентризмом, эмоциональной лабильностью и ярким фантазированием, формально обязательным исполнением долга и подчиняемостью, беззаботностью и равнодушием, неустойчивостью интересов и отвлекаемостью, обидчивостью и впечатлительностью, робостью и застенчивостью.

Эти систематизированные признаки инфантилизма имеют большое значение при оценке пограничных расстройств, патохарактерологических реакций, психопатических форм поведения.

Ключевые слова: Девиантность

Источник: Коркина М.В. — Психиатрия

Материалы по теме

Особенности Я-концепции при девиантном поведении

Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера…

Деструктивное культовое поведение

Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010

Дисгармоничная личность

Государев Н.А., Специальная психология

Типология социальных отклонений

Фролов С.С., Основы социологии

Профилактика отклоняющегося поведения

Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010

Сексуальные девиации

Коркина М.В. — Психиатрия

Сущность социального отклонения

Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007

Креативность и девиации поведения

Усова Е.

Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010

ПРАЙМ PubMed | [Особенности психического инфантилизма как фактора риска развития психопатий]

Abstract

Изучены особенности психического инфантилизма и его роль в делинквентных отклонениях поведения у 96 больных с пограничными нарушениями в условиях дневной госпитализации. Показана определенная роль в поведенческих отклонениях больных с пограничными расстройствами незрелости и незавершенности формирования личности, а также разной степени психического инфантилизма. Выявлена ​​определенная связь между компенсацией признаков психического инфантилизма и снижением уровня делинквентных проявлений. Выявлены этапы реадаптации при лечении больных с проявлениями парциального инфантилизма, что позволило добиться положительного клинического течения.

Авторы

Житловский В.Е.

Информация об аффилиации отсутствует

Меламед ЕС

Информация об аффилиации отсутствует ity DisorderПограничное расстройство личностиДневной уход, медицинаЛюдиПреступность несовершеннолетнихРазвитие личностиРасстройства личностиРиск

Тип(ы) пабов

English Abstract

Журнальная статья

Язык

rus

PubMed ID

6524193

Цитирование

Житловский В. Е., Меламед Е.С. «[Особенности психического инфантилизма как фактора риска развития психопатии]». Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова (Москва, Россия: 1952), т. 84, нет. 11, 1984, стр. 1701-4.

Житловский В.Е., Меламед Э.С. Особенности психического инфантилизма как фактора риска развития психопатии. Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова . 1984;84(11):1701-4.

Житловский В.Е. и Меламед Э.С. (1984). Особенности психического инфантилизма как фактора риска развития психопатии. Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова (Москва, Россия: 1952) , 84 (11), 1701-4.

Житловский В.Е., Меламед Э.С. Особенности психического инфантилизма как фактора риска развития психопатии.

Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова. 1984;84(11):1701-4. PubMed PMID: 6524193.

* Названия статей в формате цитирования AMA должны быть в регистре предложений

MLAAMAAPAVANCOUVER

TY — JOUR Т1 — [Особенности психического инфантилизма как фактора риска развития психопатии]. АУ — Житловский В.Е., AU — Меламед, E S, PY — 1/1/1984/опубликовано PY — 1984/1/1/медлайн PY — 1984/1/1/антрез СП — 1701 ЭП — 4 JF — Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова (Москва, Россия: 1952) ЖО — Ж Невропатол Психиатр Им С С Корсакова ВЛ — 84 ИС — 11 N2 — Особенности психического инфантилизма и его роль в делинквентных отклонениях поведения изучены в 96 больных с пограничными расстройствами в условиях дневного стационара. Показана определенная роль в поведенческих отклонениях больных с пограничными расстройствами незрелости и незавершенности формирования личности, а также разной степени психического инфантилизма. Выявлена ​​определенная связь между компенсацией признаков психического инфантилизма и снижением уровня делинквентных проявлений. Выявлены этапы реадаптации при лечении больных с проявлениями парциального инфантилизма, что позволило добиться положительного клинического течения. СН — 0044-4588 УР — https://www.unboundmedicine.com/medline/citation/6524193/[особенности_психического_инфантилизма_как_фактора_риска_для_развития_психопатии]_ L2 — https://medlineplus.

gov/personalitydisorders.html ДБ — ПРАЙМ ДП — Свободная медицина ER —

ВЛИЯНИЕ ЖИРА ТРЕСКИ НА РОСТ ПРИ «КИШЕЧНОМ ИНФАНТИЛИЗМЕ» | JAMA Pediatrics

ВЛИЯНИЕ ЖИРА ПЕЧЕНИ ТРЕСКИ НА РОСТ В СЛУЧАЕ «КИШЕЧНОГО ИНФАНТИЛИЗМА» | ДЖАМА Педиатрия | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]

Эта проблема

  • Скачать PDF
  • Полный текст
  • Поделиться

    Твиттер Фейсбук Электронная почта LinkedIn

  • Процитировать это
  • Разрешения

Прочие товары

Сентябрь 1917 г.

Л. ЭММЕТ ХОЛТ, MD, LL.D. ; АНЖЕЛИЯ М. КОРТНИ ; ХЕЛЕН Л. ФАЛЕС

Принадлежность авторов

НЬЮ-ЙОРК

Из лабораторий детской больницы и Института медицинских исследований Рокфеллера.

Am J Dis Чайлд. 1917;14(3):222-227. doi:10.1001/archpedi.1917.019100

  • 007

    Полный текст

    Абстрактный

    Значительная задержка роста, доходящая до состояния инфантильности, наблюдается иногда в результате некоторых длительных расстройств функций пищеварения, а также вследствие органических изменений в этих органах. Точная природа изменений, вызывающих остановку роста в первой упомянутой группе случаев, еще мало понятна, но обычно ее связывают с нарушением обмена кальция, магния и фосфора. У детей, относящихся к этому классу, неоднократно обнаруживались отрицательные балансы этих веществ.

    Из-за продемонстрированного действия жира печени трески на увеличение удержания этих неорганических солей при других состояниях, особенно при рахите, было решено испытать его действие на пациенте, чей анамнез описан здесь, у которого диагностирован инфантилизм предварительно установлено кишечное происхождение.

  • About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts