Ощущение и восприятие понятие и свойства: Ощущение и восприятие

15. Ощущение и восприятие: свойства и классификации.

Психология ощущения и восприятия

доцент Капустин С.А.

Начать с определения.

Восприятиепроцесс порождения образов, возникающий при воздействии на органы чувств стимулов.

Как понимаются три аспекта в пси, которые входят в определение:

  1. Образ: через свойства, по статье Олпорта основные свойства образа восприятия. Помимо образов восприятия есть другие виды образа – рассказать про них. Отличия. Сенестезии, галлюцинации и т.д.

  2. Стимул в психологии восприятия: дистальный, проксимальный. Проксимальный стимул: есть две точки зрения на то, что это такое: 1) классическая, непосредственное физическое воздействие стимула на органы чувств, 2) неклассическое: Гиббсон, к проксимальному стимулу нужно подходить более внимательно, это структурная характеристика физического воздействия. Раскрыть это: инвариантные структуру светового потока.

    Понятие объемлющего оптического строя. Уместно рассказать о Гиббсоне.

  3. Процесс восприятия. Классификация теорий восприятия, где представл глобально разные т.зр. на процесс восприятия. Объектно-ориент, субъектно-ориент подходы. Указать критерии различения этих подходов: 1) расстановка акцента на то, какие детерминанты участвуют в проц воспр в 1 очередь: ОО — на объектах внешн мира, объекты принимают осн участие в воспр, СО – детерминанты, кот характериз субъекта (установки и т.д.), 2) содержание процесса восприятия: ОО как неспоср чувств отражение тех воздействий, которые поступают на органы чувств, СО – акцент на знаниях, познавательном опыте человека, как эти знания представлены в образе восприятия. ПРИМЕРЫ теорий ОО: структуралистская, гештальт, экологическая; СО: Гельмгольц, Брунер. Специфика понимания процесса восприятия – упомянуть (взять из второго вопроса).

Ощущения.

Опр.: непосредственное чувственное отражение в виде сенсорных качеств отдельных видов физической энергии, воздействующих на органы чувств.

Свойства ощущений: сенсорное кач-во, интенсивность, протяж во врем, в простр (по Титченеру), 1 из этих св-в может отсутствовать (протяженность в пространстве вроде).

Классификация ощущений: по модальности, Хэда, генетическая, 2 вида чувствит-ти (эпикритическая, протопатическая), классиф рецепторов, классиф Шерингтона.

Можно дополнительно рассказать о теориях восприятия.

Критерий классификации подходов.

Основной акцент на теориях восприятия.

Образ восприятия – результат процесса суммации элементов. В этом тезисе указано, на что нужно обращать внимание: что такое элемент нужно раскрыть, что значит процесс суммации элементов.

+ упоминать фамилии! Кто самый главный разработчик теории.

  • Гештальт-теория

Возникла как оппозиция, прежде всего, структурализму и бихевиоризму Уотсона.

Образ восприятия – целостная структура, которая является результатом динамической перцептивной организации элементов, которые входят в поле восприятия.

Раскрыть: целостная структура – характеристика образа (конфигурация по Олпорту), фигура на фоне; чем отличается восприятие фигуры от восприятия фона. Процесс восприятия – процесс динамической перц орг-ции: 1) законы перцептивной организации – раскрыть, 2) в основе перц орг-ции лежат перцептивные силы, они совершают опред работу по фигурообразорвания, что это за силы: связывающие и сдерживающие силы, 3) какова природа этих сил? Принцип изоморфизма – подобие тех феноменов, которые мы можем наблюдать в ЦНС и тех феноменов, кот можем наблюдать в психике (сознании). Как это можно приложить к природе перц сил через электродвиж силу (как Коффка).

Как устроен тот мир, в кот мы живем. Что это за реальность свет? Мы погружены в поток структурированной световой энергии.

2 центр понятия: 1) понятие объемлющего оптического строя, дать определение, либо с помощью рисунков показать, стимул для восприятия д.б. не менее сложно устроенный как и объемлющий оптический строй. 2) В ООС есть инвариантные структуры светового потока, в кот ест вся информация о том, что мы воспринимаем: объекты окружающего мира, события окружающего мира, возможности для действия в мире. Привести примеры инвариантов: восприятие движения объектов от наблюдателя к наблюдателю – где там инвариант.

  • Гельмгольц

Без привлечения познавательного опыта не поймем природу образа восприятия. Познавательный опыт, кот приобретается человеком в процессе практической Д, — важная реальность, кот участвует в процессе возникновения образа.

Понятия: 1) первичный образ – образ, который характеризуется только сенсорным качеством, в нем отсутствуют характ для образа воспр свойства, 2) образ-представление – не имеет чувственной представленности, это знания об окр мире (предметы существуют, обладают определенными свойствами). Эти два образа как-то соединяются. Процесс восприятия – своего рода синтез этих двух образов, в рез кот появл 3) образ восприятия: обладает свойством сенсерного кач-ва + конфигурация, константность, предметность.

Синтез понятий – бессознательные умозаключения. Раскрыть, как это объясняется.

  • Брунер

Восприятие – процесс категоризации. Определение категоризации. Проц категоризации – как протекающий последоват через 4 стадии категоризации. Обозначить стадии. Сказать, что там происходит в двух словах.

Понятие перцептивной готовности. Это готовность категорий для восприятия. С пом этого понятия он пытается объяснить избирательную направленность проц восприятия.

Если остается время, можно привести экспериментальные доказательства теоретических тезисов (ко всем теориям).

  • Найссер

Теория перцептивного цикла. Нарисовать! Центр понятие – когнитивные предвосхищающие схемы. Это определенная форма познавательной опыта, кот есть у нас. Выполняют функции: 1) направляют субъекта на поиск той информации, которая ему необходима для решения каких-то задач, 2) участие в отборе информации, которая человеку необходима.

Восприятие – непрерывный процесс, кот предполагает модификацию познавательного опыта.

Можно сравнить все эти теории по свойствам образа восприятия, которые эти теории лучше всего объясняют.

Ощущение и восприятие (семинар)

Ощущение и восприятие (семинар)
Лекции и практикум по психологии — Общая психология

Цели занятия:
1. Раскрыть сущность ощущений и восприятия, представить их сравнительную характеристику, описать их физиологическую основу.
2. Описать виды, свойства ощущений и восприятия.
3. Охарактеризовать психофизиологические законы ощущений и законы перцепции.
4. Дать краткую характеристику видам нарушений ощущений.
5. Описать иллюзии восприятия.

Учебные вопросы:
1. Понятие ощущения и его физиологическая основа.
2. Виды ощущений.

3. Свойства ощущений.
4. Психофизиологические законы ощущений.
5. Нарушения ощущений.
6. Понятие восприятия. Отличие восприятия от ощущения и его физиологическая основа.
7. Виды восприятия.
8. Свойства восприятия.
9. Законы перцепции.
10. Иллюзии восприятия.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел.


Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов.
Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.


Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки:


При подготовке к первому учебному вопросу важно учесть, что ощущения рассматриваются как первичные по отношению к более сложным психическим процессам (восприятию, мышлению, воображению). Процесс ощущения возникает при воздействии на органы чувств различных материальных факторов. Раздражение вызывает возбуждение в нервной системе (иннервацию), которое по центростремительным (афферентным) нервным волокнам поступает в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, формирование ощущений является рефлекторным актом, который заключается в чувственном отображении объективной реальности.
Ощущение — это познавательный психический процесс, который заключается в отражении в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

При подготовке второго учебного вопроса следует обратить внимание на то, что существуют различные классификации ощущений. По модальности выделяют следующие виды ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух. Но также имеются интермодальные ощущения, например, вибрационные.
По принципу уровня построения ощущения делятся на экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивпые. Следует отметить, что перечисленные классификации ощущений не являются исчерпывающими, их разнообразие будет зависеть от того, какие классификационные основания будут применены для анализа ощущений.
Изучая третий учебный вопрос, необходимо усвоить, что к основным свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, длительность, адаптация, контраст, сенсибилизация, синестезия, последовательные образы, пороги ощущений (верхний, нижний, различий). Все свойства ощущений отражают своеобразие проявления данного познавательного процесса в разных условиях взаимодействия органов чувств с предметами и явлениями окружающего мира.
При подготовке четвертого учебного вопроса следует обратить внимание на то, что формулирование первых психофизиологических законов ощущений стало возможным благодаря исследованию порогов ощущений. Начало их изучению было положено немецким физиком, психологом и философом Г. Т. Фехнером. Он указывал, что люди не могут количественно измерить свои ощущения, поэтому он свои усилия направил на разработку «косвенных» методов, которые позволяют количественно представить отношения между величиной раздражителя и интенсивностью вызванного им ощущения. Далее работу по количественному изучению ощущений продолжили П. Бугер, Э. Вебер, С. Стивенс. Результатом объединения их достижений является формулирование законов ощущений (закон Бугера — Вебера, закон Вебера — Фехнера, закон Стивенса).
При подготовке пятого учебного вопроса следует рассмотреть следующие виды патологических изменений порогов чувствительности (нарушения ощущений): гиперестезия, гипестезия, анестезия, се- нестопатия. Данные нарушения имеют биологическую обусловленность и связаны с расстройством здоровья.
При подготовке шестого учебного вопроса следует принять во внимание, что процесс восприятия позволяет упорядочить и объединить отдельные ощущения в целостные образы предметов или явлений. Таким образом, восприятие представляет собой качественно новое образование и не сводится к сумме отдельных ощущений.
Восприятие — это познавательный психический процесс, который заключается в отражении в сознании человека предметов или явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Физиологической основой возникновения восприятия является появление временных нервных связей, образующихся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлении окружающего мира. Таким образом, предметы или явления выступают в качестве комплексных, совокупных раздражителей.
Изучая седьмой учебный вопрос, необходимо рассмотреть следующие классификации восприятия. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, выделяют следующие виды восприятия: зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные, вкусовые. Различные виды восприятия редко бывают одиночными, чаще они объединяются и становятся сложными видами. Сложными видами восприятия являются: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения. По участию воли в совершении акта восприятия выделяют следующие виды: произвольное, непроизвольное, подпороговое.
При подготовке восьмого учебного вопроса следует рассмотреть следующие свойства восприятия: избирательность, предметность, осмысленность, целостность, апперцепция, объем, точность, полнота, быстрота, константность. Все свойства восприятия отражают своеобразие проявления данного познавательного процесса в разных условиях взаимодействия человека с предметами окружающего мира.
При подготовке девятого учебного вопроса следует обратить внимание на следующие особенности восприятия: тенденцию к заполнению пробелов; тенденцию к объединению разных элементов в целое; независимость образованной целостности (в определенных границах, разумеется) от качества элементов, но при этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Данные особенности восприятия были наиболее полно описаны представителями гештальтпсихологии, которые сформулировали на их основе такие закономерности восприятия, как закон фигуры и фона; закон транспозиции; закон константности; закон близости; закон замыкания.
При подготовке десятого учебного вопроса следует обратить внимание на то, что иллюзии восприятия являются важным феноменом в психологии, они приводят к ошибкам в отражении окружающей действительности. Иллюзии восприятия — это искажение восприятия реальных предметов или явлений.
Наибольшее число иллюзий наблюдается в области зрения. Виды иллюзий многообразны. Их причины в одних случаях объясняются особенностями анатомического строения человека и его физиологией, в других — особенностями наблюдения.


Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений:
1. Леонтьев А. Н. Чувственная ткань сознания.
2. Петухов В. В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов.
3. Олпорт Ф. Феномены восприятия.
4. Сийпола Е. Установка в восприятии.
5. Уоллах X. Насыщение при восприятии движения. Творчество восприятия.


Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите познавательные психические процессы.
2. Дайте определение понятию «ощущение».
3. Опишите физиологическую основу ощущений.
4. Приведите классификации видов ощущений.
5. Перечислите свойства ощущений и дайте им краткую характеристику.
6. Назовите психофизические законы, описывающие ощущения.
7. Опишите закономерность, представленную в психофизическом законе Бугера — Вебера.
8. Опишите закономерность, представленную в психофизическом законе Вебера — Фехнера.
9. Опишите закономерность, представленную в психофизическом законе Стивенса.
10. Перечислите патологические изменения порогов чувствительности и дайте им краткую характеристику.
11. Назовите отличительные признаки восприятия и ощущений.
12. Раскройте физиологическую основу восприятия.
13. Приведите классификации видов восприятия.
14. Перечислите свойства восприятия и дайте им краткую характеристику.
15. Опишите законы перцепции.
16. Охарактеризуйте иллюзии восприятия.

Практическое занятие


Цели занятия:
1. Расширить знания обучающихся в области научного исследования ощущений и восприятия у человека.
2. Научить обучающихся анализировать практические ситуации, связанные с проявлением свойств ощущений и восприятия.
3. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся.
4. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления.
5. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.


Учебные вопросы:
1. Понятие ощущения и его физиологическая основа.
2. Виды ощущений.
3. Свойства ощущений.
4. Психофизиологические законы ощущений.
5. Нарушения ощущений.
6. Понятие восприятия. Отличие восприятия от ощущения и его физиологическая основа.
7. Виды восприятия.
8. Свойства восприятия.
9. Законы перцепции.
10. Иллюзии восприятия.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме.
Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессе выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов.
Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.


Практический материал для занятия:
Задание 5.1. Составьте таблицу свойств ощущений и свойств восприятия.
Задание 5.2. Приведите по два примера проявления каждого из свойств ощущений.
Задание 5.3. Приведите по два примера проявления каждого из свойств восприятия.
Задание 5.4. Напишите по пять примеров результатов собственных ощущений и результатов восприятия.
Задание 5.5. Опишите примеры проявления психофизиологических законов ощущений в социальной практике.
Задание 5.6. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере:
а) длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться;
б) после погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30 °С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки;
в) после слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом его чувствительность к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной;
г) под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам;
д) под воздействием предшествующего раздражения глаза красным светом чувствительность зрения в темноте возрастает;
е) под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности;
ж) из обыденной жизни и данных экспериментов следует, что место слышимого звука для нас обычно смещается по направлению к объекту, который мы видим и который способен издавать звук (например, при восприятии озвученных кинокартин).
Задание 5.7. При исследовании остроты зрения воздушного наблюдателя, стоявшего на посту в летнее время, оказалось, что обтирание лица водой комнатной температуры значительно изменяет остроту зрения.
Уменьшается или увеличивается острота зрения в описанном факте? Какая закономерность ощущений здесь проявляется? Каков физиологический механизм такого изменения?
Задание 5.8. Решите ситуационные задачи:
1. Свидетель Поляков в ходе опроса рассказал оперуполномоченному, что из примет преступника может описать только признаки его одежды, так как по роду деятельности связан с показом моды. На другие приметы Поляков внимания не обратил.
Какое свойство восприятия проявляет себя в описанной ситуации?
2. В ходе повторного допроса потерпевший Устинов пояснил, что на первом допросе он указал массу деревянного ящика, учитывая его форму и материал из которого он сделан, но ящик в руках не держал, поэтому его показания оказались неточными.
Какое свойство восприятия проявляет себя в описанной ситуации?
3. Участники следственно-оперативной группы осуществляли осмотр места происшествия в условиях слабого освещения, в связи с чем некоторые изменения обстановки были ими замечены только после 20 минут осмотра.
Какое свойство ощущений проявляет себя в описанной ситуации?
4. Во время проведения следственного эксперимента потерпевшему показали три крыла от автомобиля «Лада», цвет которых отличался по оттенкам. Потерпевший указал, что различий не видит.
Слабое развитие какого свойства ощущения не позволило потерпевшему различить оттенки цвета?
5. Потерпевшая заявляет об ограблении в декабрьскую ночь на пустыре на окраине города и при этом подробно описывает цвет глаз, одежду и прочие данные преступника.
П. заявил, что он видел на расстоянии 14 метров, как некий гражданин передал другому сверток с деньгами, завернутый в газету «Вечерний город».
Граждане, у которых похитили из кармана кошелёк, срезали с рук часы, заявляют следователям, что они не чувствовали, когда подвергались указанным «процедурам».
Потерпевшие, получившие ножевые ранения на месте групповой драки, не могут объяснить, в какой момент они были ранены.
В чем заключается противоречивость показаний потерпевших и очевидцев? Какие закономерности лежат в основе их заявлений?
Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с.

Ощущение и восприятие: определения и различия

Представьте, что вы сидите в кофейне. О чем вы думаете, когда представляете это? Запах и вкус кофе? Звуки музыки и людей? Теперь попробуйте представить себе мир без ощущений и восприятий. Вы заходите в кофейню, и что вы можете обонять, пробовать на вкус, слышать, видеть или чувствовать?

Ощущение и восприятие — это наши ключи к пониманию и восприятию окружающего мира.

  • Что такое ощущение и восприятие?
  • Каковы примеры ощущения и восприятия?
  • Какие расстройства влияют на чувствительность и восприятие?
  • Какие факторы влияют на наши ощущения и восприятие?

Сравните и сопоставьте ощущение и восприятие

Чтобы сравнить и сопоставить ощущение и восприятие, мы должны сначала дать определение этим двум терминам.

ощущение — это реакция органа чувств на источник физической энергии или раздражители (Фельдман, 2019).

Восприятие — это организация, интерпретация, анализ и понимание стимулов органами чувств и мозгом (Фельдман, 2019).

Другими словами, чувство что-то означает, что стимул активировал один из ваших органов чувств. С другой стороны, ваш мозг должен принять это ощущение и осмыслить его, чтобы воспринять что-то. Ощущение и восприятие не совсем различны, одно нужно для другого, и оба участвуют в процессах зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Ваше ощущение настолько хорошо, насколько хорош орган, который его производит. Если у вас ленивый глаз, вы не сможете чувствовать так же хорошо, как человек с двумя хорошо работающими глазами. Тем не менее, вы все еще можете хорошо воспринимать, благодаря тому, что ваш мозг использует зрение здорового глаза и все равно понимает стимулы.

Примеры ощущений и восприятия

Примеры ощущений и восприятия включают слух, зрение, обоняние, вкус и осязание. Но мы также знаем, что можем дифференцировать даже за пределами этих пяти чувств в более специфические. Например, осязание включает в себя больше ощущений, таких как боль, зуд и жжение, а вкус включает такие ощущения, как кислое и сладкое и т. д.

Fg. 1 Женщина, нюхающая цветы, Pexels.com

Прослушивание (слух)

Наши уши действуют как органы чувств и обнаруживают давление воздуха или звуковые волны. Высота звуковой волны определяет громкость, а длина определяет высоту тона. Затем наш мозг помогает нам преобразовать звуковые волны в узнаваемый или неузнаваемый звук, например, узнать голос матери или знакомую песню.

Зрение

Наши глаза действуют как органы чувств и обнаруживают световые волны, что приводит к чувству зрения. Расстояние от одного пика до другого, длина волны, определяет оттенок, который мы видим, а высота или амплитуда определяет яркость. Затем наш мозг помогает нам понять то, что воспринимает глаз, и начинает формировать узнаваемую картину нашего окружения.

Прикосновение

Осязание — это восприятие раздражителей через кожу, наш самый большой орган. В целом осязание представляет собой комбинацию давления, температуры и боли. Наш мозг будет принимать эти различные ощущения и придавать им значения, чтобы понять смысл различных чувств. Боль — это способ нашего тела предупредить нас, когда мы соприкасаемся с чем-то опасным.

Вкус

Относится к вкусовым ощущениям. Вкус, как и осязание, представляет собой совокупность различных ощущений; соленое, сладкое, кислое, горькое и пикантное. Вкус, как и другие чувства, развился как функция выживания. Сладкая пища означает источник энергии (например, фрукты). Соленый обычно указывает на наличие необходимых минералов, а кислый может означать потенциально вредную пищу. Горькая пища может быть предупреждением о потенциальных ядах, а острая может означать наличие белка для восстановления тканей.

Обоняние

Запах, как и вкус, является химическим чувством. Когда мы дышим, наш нос улавливает крошечные молекулы того вещества, которое нас окружает, и они попадают на рецепторные клетки в нашем носу. В отличие от других наших чувств, обонятельные нейроны старше, чем воспринимающая часть нашего мозга — это означает, что наше восприятие исходит из обонятельной коры в нашем носу.

Ощущение и восприятие в психологии

Ощущение и восприятие в психологии известны как психофизика . Психофизика изучает, как связаны физические элементы раздражителей и их психологические аналоги и как они соотносятся друг с другом при ощущении и восприятии. Часто думают, что психофизика была дедушкой психологии, и многие из первых психологов изучали ее.

Например, психофизика изучает, как прослушивание грустной музыки заставляет вас чувствовать или воспринимать окружающие вас вещи как более грустные. Исследователи даже обнаружили, что вы с большей вероятностью воспринимаете средний или нейтральный объект/изображение как пистолет или оружие, когда злитесь.

Гештальт-теорию часто называют тем, на чем построено современное исследование восприятия. Теория гештальта выделяет пять основных способов, которыми люди группируют стимулы вместе, чтобы понять смысл своего восприятия. Пять способов группировки — это сходство, близость, непрерывность, замкнутость и связанность.

Расстройства чувствительности и восприятия

Чтобы понять расстройства чувствительности и восприятия, во-первых, поймите, что сенсорная обработка — это процесс и способность воспринимать и осмысливать сенсорные стимулы. Существует два основных способа обработки сенсорного ввода — восходящий и нисходящий.

Восходящая обработка начинается на сенсорном уровне и доходит до более высокой обработки, чтобы понять смысл стимулов.

Нисходящая обработка строит восприятие на основе сенсорного ввода на основе опыта или ожиданий.

Расстройства сенсорной обработки

Расстройства сенсорной обработки представляют собой тип нарушения ощущений и восприятия, на который в значительной степени влияет восприятие. Это проблема обработки сверху вниз. Люди с расстройством сенсорной обработки могут слишком сильно или недостаточно сильно реагировать на сенсорные стимулы. Важно помнить, что нарушение сенсорной обработки связано не с органом чувств, а с тем, как мозг обрабатывает стимулы.

Нарушения органов чувств

Этот вид нарушений органов чувств является нарушением работы органов чувств и вызывает проблемы с восходящей обработкой. Уровни могут быть разными. Например, возможна частичная или полная потеря слуха или зрения. Первую можно исправить с помощью слуховых аппаратов или очков. Некоторые редкие расстройства или болезни могут привести к тому, что люди перестанут чувствовать боль или чувствовать запах или вкус.

Фг. 2 Женщина, читающая шрифт Брайля, pexels.com

Факторы, влияющие на наши ощущения и восприятие

На наши ощущения и восприятие влияет множество факторов. Абсолютный порог — это наименьшее количество энергетических стимулов, которые могут быть восприняты или обнаружены по крайней мере в 50 процентах случаев. Хотя слово абсолютный создает впечатление «абсолютно» самого низкого уровня обнаружения, мы часто можем обнаружить стимулы ниже абсолютного порога, если обращаем внимание. С другой стороны, некоторые раздражители мы вообще не можем воспринимать, в то время как другие живые существа могут.

Порог различия — это уровень изменения, необходимый в интенсивности стимулов (меньше или больше), чтобы почувствовать, что уровень изменился. Иногда это также называют j просто заметная разница .

Адаптация — еще один заметный фактор, влияющий на наши ощущения и восприятие. Адаптация возникает в результате постоянного воздействия определенного стимула, что приводит к уменьшению или понижению восприятия этого стимула. Это можно заметить во время концертов. Поначалу громкая музыка может вас напугать, но со временем вы адаптируетесь к раздражителям. Громкая музыка становится менее пугающей и даже приятной.

Ощущение и восприятие. Ключевые выводы

  • Ощущение — это активация органов чувств источником физической энергии или раздражителей, а восприятие — это сортировка, интерпретация, анализ и интеграция стимулов с помощью органы чувств и головной мозг.
    • 5 основных чувств: a слух, зрение, осязание, беременность и обоняние.
  • Гештальт-теория определила пять основных способов, которыми люди группируют стимулы для создания восприятий: сходство, близость, непрерывность, завершенность и связанность.
  • Восходящая обработка начинается с сенсорного уровня и доходит до более высокой обработки, чтобы понять смысл стимулов и t нисходящая обработка строит восприятие на основе сенсорного ввода на основе опыта или ожиданий.
  • Абсолютный порог — это наименьшая величина, которую может воспринимать или обнаруживать ощущение не менее половины времени, а разностный порог — это величина изменения, необходимая в интенсивности стимулов (меньше или больше), чтобы ощущение, что уровень изменился.

  • Адаптация возникает в результате постоянного воздействия определенного стимула, что приводит к уменьшению или понижению восприятия этого стимула.


Ссылки

  1. Фельдман, Р. С. (2019). Основы понимания психологии. Образование Макгроу-Хилл.
  2. Майерс, Д. Г. (2014). Психология Майерса для Ap. Стоит Издатели.
  3. Уэсли, А., и Макэнтарффер, Р. (2012). Психология Ap Бэррона (5-е изд.). Бэррона.

Ощущение и восприятие — значение, определение, характеристики, различие // Педагогическая психология

by Kirthika 11 февраля 2023 г.

Sensation & Presception

SENSATION и восприятие: SENSATION и восприятие: . раздражители. Восприятие включает в себя организацию, интерпретацию и сознательное переживание этих ощущений.

Ощущение:

  • Знание приобретаемое посредством нормального функционирования пяти органов чувств, называется ощущением.
  • Это первый шаг в получении знаний.
  • Включает в себя элементарные, базовые и сознательные переживания.

Восприятие:

  • Восприятие процесс, посредством которого мы осознаем изменения органов чувств.
  • Когда ощущение получает значение, это называется восприятием.
  • Восприятие то, как мы воспринимаем и понимаем вещи, объекты подходят к людям и событиям.
  • Восприятие = ощущение + значение

Определение:

  • Согласно С. С. Сардженту, «В психологическом смысле слово «восприятие» означает как физический акт получение чувственных впечатлений и интерпретация этих впечатлений».
  • Согласно Р.С.Вудворту и Д.Г. Маркиза, «Восприятие есть процесс познания предметов и объективные факты с помощью органов чувств».

Характеристики восприятия:

  • Восприятие есть осмысленный.
  • Восприятие селективный.
  • Наш прошлый опыт определяет характер восприятия.
  • Синтетический активность.
  • Есть анализ также в восприятии.
  • Оба аспекта анализ и синтез происходят одновременно.

Разница между ощущением и восприятием

Ощущение — это простой или элементарный психический процесс.

Восприятие — сложный психический процесс.

 

Ощущение сравнительно пассивно.

Восприятие сравнительно активно.

Ощущение — это абстракция разума или результат анализа.

Восприятие — это реальное конкретное переживание ума.

Ощущение есть всегда ощущение чувственных качеств.

Восприятие всегда есть восприятие объекта

Ощущение первично

Восприятие вторично

Ощущение — это просто осознание, лишенное всякого смысла.

Восприятие подразумевает апперцепцию

 

В ощущении все знания свободны от прошлого опыта.

в восприятии знания полностью основаны на прошлом опыте

Ощущение носит более физиологический характер.

Восприятие больше относится к психологическому процессу

Sensation — слепой автоматический и механический процесс.

Восприятие – осмысленный и целенаправленный процесс

Почему ощущение и восприятие важны?

  • Ощущение и восприятие работают вместе, позволяют нам обнаруживать как присутствие, так и изменение раздражителей вокруг нас. Изучение ощущений и восприятия чрезвычайно важно для нашей повседневной жизни.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts