Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела, называются
Ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов, называются ощущениями
(*ответ*) интероцептивными
мышечными
экстероцептивными
проприоцептивными
Ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела, называются ощущениями
(*ответ*) экстероцептивными
дистантными
проприоцептивными
интероцептивными
Ощущения, рецепторы которых расположены в связках и мышцах и дающие информацию о движении и положении нашего тела, называются ощущениями
(*ответ*) проприоцептивными
дистантными
экстероцептивными
интероцептивными
Память — это процесс 1) запечатления, 2) сохранения, 3) обобщения и 4) воспроизведения прошлого опыта
(*ответ*) 1, 2, 4
2, 4
1, 2
1, 2, 3, 4
Пассивное воображение, которое создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь, называется
(*ответ*) преднамеренным
личностным
внешним
активным
Первая сигнальная система — это
(*ответ*) непосредственное воздействие внутренней и внешней среды на различные рецепторы
система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены
нервные проводящие пути от головного и спинного мозга к барорецепторам в мышцах
нервные проводящие пути от рецепторов к головному и спинному мозгу
Перевод внутренних действий во внешний план называется
(*ответ*) экстериоризацией
интериоризацией
инсайтом
интерференцией
Переход действия из внешнего материального в умственное называется
(*ответ*) интериоризацией
экстериоризацией
инсайтом
интерференцией
Периферический речевой аппарат состоит из
(*ответ*) дыхательного, голосового и артикуляционного (или звукопроизводящего) отделов
резонаторной системы, артикуляционного и дыхательного отделов
энергетической системы дыхательных органов, генераторной системы
первой и второй сигнальной систем
Письменная речь представляет собой
(*ответ*) графически оформленную речь, организованную на основе буквенных изображений
общение между людьми посредством знаков, отображенных на каком-либо носителе
речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет планы
систему используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации
Планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы, — это
(*ответ*) мечты
сновидения
галлюцинации
грезы
По А. Адлеру, основным мотивом является потребность
(*ответ*) компенсации чувства собственной неполноценности
в общении
двигаться
в удовольствиях
Виды ощущений.
ОЩУЩЕНИЕ.
О богатстве окружающего мира, о красках, звуках, температуре, запахах и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств, благодаря нашим ощущениям.
Ощущение – это простейший психический процесс, который заключается в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие органы чувств.
Имея перед собой какой-нибудь предмет, например, стол, мы при помощи зрения определяем его форму, цвет, величину; посредством осязания узнаем, что он гладкий, твердый; двигая его, убеждаемся в его тяжести и т.д. Все это – отдельные качества данного материального предмета (стола), сведения о котором нам дают ощущения.
Ощущения – это первый источник всех наших знаний. Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в наше сознание.
Ощущения относятся к познавательным процессам, поскольку именно благодаря им человек познает мир. Если бы мы лишились чувств и ощущений, мы не знали бы, что происходит вокруг, не смогли бы общаться, находить пищу, чувствовать боль, мы просто не смогли бы выжить.
Русский врач С.П.Боткин описал очень редкий и интересный случай, когда женщина потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания на небольшом участке руки. Когда больная закрывала глаз, и никто не прикасался к ее руке, она засыпала. В общем, человеку постоянно важно (необходимо!) получать сведения об окружающем мире.
Существуют три группы ощущений (по месту расположения рецепторов):
1. Экстероцептивные: вызываются возбуждениями рецепторов (т.е. органов чувств), находящихся на поверхности тела. Эти ощущения отражают свойства предметов, находящихся вне нас. Эту группу составляют следующие ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные (тактильные, температурные, болевые). Тактильные — это ощущения прикосновения, давления, вибрационные).
2. Интероцептивные (органические): отражают состояние внутренних органов тела; рецепторы находятся во внутренних органах и тканях тела. К этой группе принадлежат только органические ощущения: голод, жажда, сытость, тошнота, боли во внутренних органах. Органические ощущения предупреждают о нарушениях нормальной деятельности организма. Когда мы здоровы, сыты, спокойны, то почти не имеем органических ощущений.
3. Проприоцептивные: а) двигательные (кинестетические) – дают сведения о движениях, которые мы совершаем. Рецепторы – нервные окончания в сухожилиях, в мышцах и на поверхности суставов; б) ощущения равновесия. Рецептор – вестибулярный аппарат (нах-ся во внутр. ухе), в нем возникает возбуждение, которое передается в височную часть коры г.м.; в) осязательные ощущения – особый вид – сочетание тактильных и двигательных ощущений.
Дополнительно (для инф-ции):
Вкусовые ощущения.
Рецептор – вкусовые сосочки (папиллы). У человека их около 3 тыс.
Ощущение вкуса могут давать только вещества в растворе, где атомы свободно движутся, вот почему стеклянный шарик кажется безвкусным.
Все, что заставляет атомы двигаться быстрее, например, подогрев, усиливает вкусовые ощущения. Вот почему горячий кофе кажется более горьким, чем холодный, поджаренное соленое сало – более соленым, а горячее мясное блюдо – вкуснее, чем холодное (на любителя, конечно).
На вкус еды влияют тепло, холод, головная боль и пр. Кроме того, вкусовые ощущения никогда не воспринимаются в чистом виде, они всегда осложняются обонятельными. Часто то, что мы называем «вкусом», на самом деле является запахом. Например, кофе, чай, табак, яблоки, апельсины, лимоны, мандарины и многое другое стимулирует орган обоняния в большей степени, чем орган чувств.
Обонятельные ощущения.
У человека они развиты не так хорошо, как у животных. Однако мы способны ощущать запах мускуса, когда концентрация его равна 0,00004мг на литр воздуха. Представьте себе, что 100г мускуса растворены в озере длиной 1 км, шириной в 250 м и глубиной в 10м. Это и будет указанная концентрация.
Обонятельные ощущения.
Существуют 5 основных типов запахов, которые мы можем улавливать.
Цветочный (фиалки, розы и т.д.).
Пряный (лимон, яблоко и т.д.).
Гнилостный (сыр, тухлые яйца).
Жженный (кофе, какао).
Эфирный (алкоголь, камфара и др.).
Восприятие
Благодаря ощущениям в больших полушариях мозга отражаются отдельные качества предметов (цвет, звук, твердость и т.п.). Но в действительности каждый предмет или явление обладает целым комплексом различных качеств и свойств. Для правильного отражения отдельные ощущения объединяются в коре мозга, и у человека создается целостный образ предмета или явления.
Образ, который складывается в результате процесса восприятия, предполагает скоординированную работу сразу нескольких ощущений. В зависимости от того, какое из них работает активнее и перерабатывает больше информации, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое и осязательное восприятие. Четыре анализатора – зрительный, слуховой, кожный и мышечный – чаще всего в процессе восприятия являются ведущими.
Итак, восприятие — это процесс, заключающийся в отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств.
Самая важная особенность восприятия: оно всегда отражает предметы и явления в целом, а не отдельные их свойства и признаки, как ощущение. Ведь мы не слышим просто звуки разной высоты, громкости и тембра, а слышим голос человека, шум дождя, транспорта и т.д. Когда мы воспринимаем розу, то одновременно видим ее прекрасную форму (зрительное О.), вдыхаем ее аромат (обонятельное О. ), осязаем нежность и бархатистость ее лепестков (тактильные О.) и т.д.
Все эти отдельные ощущения соединяются в коре мозга вместе, образуя единый процесс – восприятие розы.
Объекты восприятия — Библиография
Философия разума > Восприятие > Отношение восприятия > Объекты восприятия
Под редакцией Сюзанны Шелленберг (Университет Рутгерса — Нью-Брансуик)
Объекты восприятие – это то, что мы непосредственно осознаем при восприятии. Являются ли эти объекты физические объекты в нашем окружении? Прямые реалисты утверждают, что да. Общий вызов прямой реализм опирается на случаи галлюцинаций: когда я галлюцинирую, я кажутся перцептивно осознающими что-то, но физического объекта нет представить мне, чтобы знать. В отличие от прямых реалистов, чувственные данные теоретики утверждают, что чувственные данные, а не физические объекты в нашем окружающая среда немедленно присутствует в сознании. Чувственные данные зависят от разума объекты, которые на самом деле обладают свойствами (например, цветом и формой), которые мы можем принять внешними объектами обладать в восприятии.
Есть две разновидности чувственных данных теория. С точки зрения непрямого реализма чувственные данные «заменяют» или представляют физические объекты. На идеалистических взглядах мы прямо осведомлены о чувственных данных, но нет никаких физических объектов, которые они замещали бы. Иной тип позиции развивают интенционалисты, которые различают объект восприятия от его содержания. С этой точки зрения перцептивные состояния намеренно направлены на физические объекты и их свойства, однако физические объекты могут быть искажено в восприятии, потому что содержание перцептивного состояния может не соответствует своему объекту.Основные работы | Версии прямого реализма
недавно защищали Брюэр 2007, Кэмпбелл 2002 и Мартин 2002.
Версии косвенного реализма защищали Броуд (1925), Джексон (1978), Робинсон (1994) и Рассел (1912). Классические аргументы в пользу идеализма.
появляются в Berkeley 1988, а недавнюю защиту можно найти в Foster 2000. |
Показать все номера
Братья и сестры:
- Причинная теория восприятия ( 106 )
- Прямое и косвенное восприятие ( 210 )
- Специфика восприятия ( 48 )
- Связь. См. также:
- Интенциональные объекты ( 93 )
- Опыт объектов ( 152 )
- Причинная теория восприятия ( 106 )
- Прямое и косвенное восприятие ( 210 )
- Отношение восприятия, MISC ( 48 )
Работа в этой области
Университет
ОБМОТА. 2024
Нью-Йоркский университет искусств и наук
БЕРСофф ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Colby College
Ассистент профессора философии
Вакансии от PhilJobs
1 — 50 / 149 - Может ли ощущение быть телесным актом?
- О книге Гилберта Хармана «Внутреннее качество опыта». Тим Клаассен — подробности рукописи
- Приземленные галлюцинации и реляционализм Новой волны. Джейкоб Бек — готовится к публикации — Noûs .details
- Перцептивные переживания особенности. Блажей Скшипулец — готовится к публикации — Запрос: междисциплинарный философский журнал .details
- Субъектная зависимость объектов восприятия.
- Значение проблемы многих свойств. Тим Крейн и Алекс Гржанковски — 2022 — Феноменология и разум 22:170.детали
- Амодальное завершение и реляционализм. Бенс Нанай — 2022 — Философские исследования 179 (8):2537-2551.подробнее
- Проблема восприятия. Тим Крейн и Крейг Френч — 2021 — Стэнфордская философская энциклопедия
- Репрезентационалистское прочтение кантовских интуиций. Айюб Шахморади — 2021 — Synthese 198 (3):2169-2191.подробнее
- Некоторые галлюцинации — это переживания прошлого. Майкл Баркаси — 2020 — Pacific Philosophical Quarterly 101 (3): 454-488. details
- Строгость и иллюзия. Крейг Френч и Ян Филлипс — 2020 — Philosophers’ Imprint 20 (15):1-19.details
- Как достоверное искажение обонятельных переживаний оправдывает истинные убеждения. Анжела Менделовичи — 2020 — В Берит Брогаард и Димитрии Гациа (ред.), Эпистемология невизуального восприятия . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 99-117.подробнее
- Записанные звуки и слуховые носители. Вивиан Мизрахи — 2020 — Философия 48 (4):1551-1567.подробнее
- Бертран Рассел о логических конструкциях: материя как логическая конструкция из чувственных данных. Мика Суоянен — 2020 — АЛ-Мухатабат 36:13-33.подробнее
- О восприятии непрерывности: роль памяти в восприятии непрерывности одних и тех же вещей. Мика Суоянен — 2020 — Философия 48 (5):1979-1995.подробнее
- Наивный реализм: простой подход.Джастин Кристи — 2019 — Философские исследования 176 (8):2167-2185. подробнее
- Как наивный реализм может объяснить как частность, так и общность опыта. Крейг Френч и Анил Гомес — 2019- Ежеквартальный философский журнал 69 (274):41-63.подробнее
- Наивный реализм и научное повествование о восприятии. Андреа Буччи — 2018 — Brainfactor :01-05.детали
- О силуэтах, поверхностях и Соренсене. Томас Рэли — 2018 — В Клэр Мак Кумхейл и Томас Кроутер (ред.), Perceptual Ephemera . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 194-218. подробности
- Прагматизированное восприятие: прагматическое примирение репрезентационализма и реляционализма. Андре Сант-Анна — 2018 — Философия 46 (2):411-432.подробнее
- Философская нагрузка на восприятие: философский анализ восприятия у Гуссерля и Сартра. Мика Суоянен — 2018 — Лингвистические и философские исследования 17:110–129.подробнее
- Восприятие как узнавание. Мика Суоянен — 2018 — In Hemmo Laiho & Miira Tuominen (eds. ), Havainto: Suomen Filosofisen Yhdistyksen yhden sanan kollokvion esitelmiä . Турку: Университет Турку. стр. 161-167. подробности
- Alternatywizm, disjunktywizm i ppluralizm doświadczeniowy. Paweł J. Zięba — 2018 — Studia Humanistyczne AGH 17 (1):7-19.details
- Восприятие и познание визуального пространства. Пол Линтон — 2017 — Бейзингсток, Великобритания: Palgrave Macmillan.details
- Непосредственный объект восприятия: чувственное данное.Мика Суоянен — 2017 — Турку: Отчеты кафедры философии.подробнее
- Непосредственный объект восприятия: чувственное данное.Мика Суоянен — 2017 — Турку: Отчеты кафедры философии.подробнее
- Индексация мира? Визуальное отслеживание, модульность и интерфейс восприятия и познания. Сантьяго Эчеверри — 2016 — Британский журнал философии науки 67 (1): 215-245. подробности
- Визуальная роль лицевых поверхностей объектов. Уильям Э. С. Макнейл — 2016 — Философия и феноменологические исследования 92 (2): 411-431. details
- Обзор Джеймса Стазикера (ред.) Структура перцептивного опыта. [ОБЗОР] Кристофер Моул — 2016 — Философские обзоры Нотр-Дама :1.details
- Объекты мультисенсорного восприятия. Кейси О’Каллаган — 2016 — Философские исследования 173 (5):1269-1289.подробнее
- Контекстуализм об объектном видении. Бен Филлипс — 2016 — Философские исследования 173 (9): 2377-2396.детали
- Кантианский неконцептуализм. Деннис Шультинг (редактор) — 2016 — Лондон, Англия: Palgrave.details
- Обоняние материи. Бенджамин Д. Янг — 2016 — Философская психология 29 (4):1-18.подробнее
- Проблема многих отношений для адвербиализма. Александр Динджес — 2015 — Анализ 75 (2): 231-237.Подробнее
- Немедленное восприятие тел: взгляд Томаса Рида. Марина Фолеску — 2015 — History of Philosophy Quarterly 32 (1): 19-36.details
- Дебаты о репрезентационализме и реляционализме: объяснительный контекстуализм о восприятии. Бенс Нанай — 2015 — European Journal of Philosophy 23 (2):321-336.details
- Прямой объект восприятия. Мика Суоянен — 2015 — Электронный философский журнал E-Logos 22 (1):28-36.подробнее
- Природа объекта восприятия и его роль в познании внешнего мира. Мика Суоянен — 2015 — Турку: Университет Турку.подробнее
- Прямой объект восприятия. Мика Суоянен — 2015 — E-LOGOS – Электронный философский журнал 22 (1):28-36.подробнее
- Природа объекта восприятия и его роль в познании внешнего мира. Мика Суоянен — 2015 — Турку: Университет Турку.подробнее
- Что мы слышим. Джейсон Леддингтон — 2014 — В книге Ричарда Брауна (ред.), Сознание внутри и снаружи: феноменология, неврология и природа опыта . Springer Studies in Brain and Mind.details
- Ограниченная роль частностей в феноменальном опыте. Нил Мехта — 2014 — Journal of Philosophy 111 (6): 311-331.details
- Эмпирические проблемы с антирепрезентативностью. Бенс Нанай — 2014 г. — В Б. Брогаарде (ред.), Имеет ли восприятие содержание? Издательство Оксфордского университета. подробности
- Слуховое восприятие. Кейси О’Каллаган — 2014 — Стэнфордская философская энциклопедия 2009. подробности
- Возвращение к каузальной самореферентной теории восприятия. Ян Альмэнг — 2013 — Dialectica 67 (1): 29-53.details
- Билл Брюэр, Восприятие и его объекты. [ОБЗОР] Кеннет Хобсон — 2013 — Обзор философии 33 (6):437-439.подробнее
- Объекты телесного осознания. Джон Швенклер — 2013 — Философские исследования 162 (2):465-472.подробнее
- Восприятие особенностей и восприятие объектов. Дэниел Бернстон и Джонатан Коэн — 2012 — Хорватский философский журнал 12 (3): 283-314. подробности
- Локк и визуальный массив. Майкл Яковидес — 2012 — Философия и феноменологические исследования 85 (1): 69-91. подробности
- Look-Blindness. Jason Leddington — 2012 — Analysis 72 (2):244-251.details
1 — 50 / 149 Доступ за пределами кампуса
Используете PhilPapers из дома?
Создайте учетную запись, чтобы обеспечить доступ за пределами кампуса через прокси-сервер вашего учреждения.
Контролировать эту страницу
Будьте в курсе всех новых элементов, появляющихся на этой странице. Выберите, как вы хотите его контролировать:
Эл. адрес Новостная лента Редакция
Общие редакторы:
Дэвид Бурже (Западный Онтарио)
Дэвид Чалмерс (ANU, NYU)Area Editors:
David Bourget
Gwen Bradford
Berit Brogaard
Margaret Cameron
David Chalmers
James Chase
Rafael De Clercq
Ezio Di Nucci
Esa Diaz-Leon
Barry Hallen
Hans Halvorson
Jonathan Ichikawa
Michelle Kosch
Øystein Линнебо
Джилу Лю
Пол Ливингстон
Брэндон Лук
Manolo Martínez
Matthew McGrath
Michiru Nagatsu
Susana Nuccetelli
Giuseppe Primiero
Jack Alan Reynolds
Darrell P. Rowbottom
Aleksandra Samonek
Constantine Sandis
Howard Sankey
Jonathan Schaffer
Thomas Senor
Robin Smith
Daniel Star
Jussi Suikkanen
Aness Ким ВебстерДругие редакторы
Свяжитесь с нами
Узнайте больше о PhilPapersРазберитесь со своими пятью чувствами
Как только вы встанете с постели, ваши пять чувств будут усиленно работать. Солнечный свет, проникающий в ваше окно, запах завтрака, звук вашего будильника. Все эти моменты являются продуктом вашего окружения, органов чувств и вашего мозга.
Способность слышать, осязать, видеть, ощущать вкус и запах заложена в вашем теле. И эти пять чувств позволяют вам учиться и принимать решения об окружающем вас мире. Теперь пришло время узнать все о своих чувствах.
Назначение пяти чувствВаши чувства связывают вас с окружающей средой. С информацией, собранной вашими органами чувств, вы можете учиться и принимать более обоснованные решения. Горький вкус, например, может предупредить вас о потенциально вредных продуктах. Щебетание и твиты птиц говорят о том, что деревья и вода, вероятно, находятся поблизости.
Ощущения собираются органами чувств и интерпретируются в мозгу. Но как такая информация, как текстура и свет, попадает в командный центр вашего тела? Существует специализированная ветвь нервной системы, посвященная вашим чувствам. И вы, наверное, уже догадались, что это называется сенсорной нервной системой.
Органы чувств в вашем теле (подробнее о них чуть позже) связаны с вашим мозгом через нервы. Ваши нервы посылают информацию через электрохимические импульсы в мозг. Сенсорная нервная система собирает и отправляет постоянный поток сенсорных данных из вашего окружения. Эта информация о цвете, форме и ощущении объектов поблизости помогает вашему мозгу определить, что они из себя представляют.
Каковы ваши пять чувств?Тело воспринимает пять основных чувств. Это слух, осязание, зрение, вкус и обоняние. Каждое из этих чувств — это инструмент, который ваш мозг использует для построения четкой картины мира.
Ваш мозг полагается на органы чувств для сбора сенсорной информации. Органы, задействованные в ваших пяти чувствах:
- Уши (слух)
- Кожа и волосы (прикосновение)
- Глаза (зрение)
- Язык (вкус)
- Нос (запах)
Данные, собранные вашими органами чувств, помогают вашему мозгу понять, насколько разнообразно и динамично ваше окружение. Это ключ к принятию решений в данный момент и воспоминаний. Теперь пришло время углубиться в каждое чувство и узнать, как вы собираете информацию о звуках, текстурах, образах, вкусах и запахах, с которыми сталкиваетесь.
ОсязаниеКожа является самым большим органом в теле, а также основным органом осязания. Научный термин для осязания — механорецепция.
Прикосновение кажется простым, но оно немного сложнее, чем вы думаете. Ваше тело может обнаруживать различные формы прикосновения, а также колебания температуры и давления.
Поскольку прикосновение можно ощущать по всему телу, нервы, воспринимающие прикосновение, отправляют информацию в мозг через периферическую нервную систему. Это нервы, которые отходят от спинного мозга и достигают всего тела.
Нервы, расположенные под кожей, посылают в ваш мозг информацию о том, к чему вы прикасаетесь. Существуют специализированные нервные клетки для различных сенсорных ощущений. Например, кожа на кончиках ваших пальцев имеет другие сенсорные рецепторы, чем кожа на руках и ногах.
Кончики пальцев могут обнаруживать изменения текстуры и давления, например ощущение наждачной бумаги или нажатие кнопки. Руки и ноги покрыты кожей, которая лучше всего определяет растяжение и движение суставов. Кожа на конечностях также посылает в мозг информацию о положении вашего тела.
Кожа губ и ступней более чувствительна к легким прикосновениям. Ваш язык и горло имеют свои собственные тактильные рецепторы. Эти нервы сообщают вашему мозгу о температуре вашей еды или питья.
ВкусГоворя о еде и питье, старайтесь, чтобы у вас не текли слюнки во время обсуждения следующего смысла. Вкус (или вкус) позволяет вашему мозгу получать информацию о еде, которую вы едите. Когда пища пережевывается и смешивается со слюной, ваш язык занят сбором сенсорных данных о вкусе еды.
Крошечные бугорки по всему языку отвечают за передачу вкусовых ощущений в мозг. Эти бугорки называются вкусовыми рецепторами. И твой язык покрыт тысячами из них. Каждую неделю новые вкусовые рецепторы заменяют старые, чтобы ваше чувство вкуса оставалось острым.
В центре этих вкусовых рецепторов находится 40–50 специализированных вкусовых клеток. Молекулы пищи связываются с этими специализированными клетками и генерируют нервные импульсы. Ваш мозг интерпретирует эти сигналы, чтобы вы знали, какой вкус у вашей еды.
Язык воспринимает пять основных вкусов и передает их в мозг. Они бывают сладкими, кислыми, горькими, солеными и умами. Последний вкус, умами, происходит от японского слова «пикантный». Вкус умами исходит от таких продуктов, как бульон и мясо.
Классическим примером сладкого вкуса является сахар. Кислый вкус исходит от таких продуктов, как цитрусовые и уксус. Соль и продукты с высоким содержанием натрия создают соленый вкус. И ваш язык ощущает горький вкус таких продуктов и напитков, как кофе, капуста и брюссельская капуста.
Ранее принятая теория вкуса заключалась в том, что на языке есть области, предназначенные для каждого из пяти вкусов. Это больше не считается правдой. Вместо этого текущие исследования показывают, что каждый вкус можно обнаружить в любой точке языка.
Итак, во время еды или перекусов ваш мозг постоянно получает информацию о продуктах, которые вы едите. Вкусы разных частей еды объединяются, когда вы жуете и глотаете. Каждый вкус, ощущаемый вашим языком, помогает вашему мозгу воспринимать вкус вашей еды.
При следующем приеме пищи проверьте, сможете ли вы определить каждый из пяти вкусов во время еды. Вы по-новому оцените свой мозг и то, как усердно он работает, чтобы выделить вкус вашей еды.
ЗрениеТретье чувство — это зрение (также известное как зрение), оно создается вашим мозгом и парой органов чувств — вашими глазами. Зрение часто считают самым сильным из чувств. Это потому, что люди склонны больше полагаться на зрение, а не на слух или обоняние, для получения информации об окружающей среде.
Свет в видимом спектре улавливается вашими глазами, когда вы смотрите вокруг. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, индиго и фиолетовый — это цвета, встречающиеся в спектре видимого света. Источником этого света может быть лампа, экран компьютера или солнце.
Когда свет отражается от объектов вокруг вас, ваши глаза посылают сигналы в ваш мозг, и создается узнаваемое изображение. Ваши глаза используют свет, чтобы читать, различать цвета и даже сочетать одежду для создания подходящего наряда.
Вы когда-нибудь собирались в темноте и случайно надевали несоответствующие носки? Или поняли, что ваша рубашка была одета задом наперед, только после того, как вы пришли на работу? Свет в шкафу — это все, что вам нужно, чтобы избежать модной оплошности. И вот почему.
Вашим глазам нужен свет, чтобы посылать сенсорную информацию в мозг. Частицы света (называемые фотонами) попадают в глаз через зрачок и фокусируются на сетчатке (светочувствительной части глаза).
На сетчатке есть два типа фоторецепторных клеток: палочки и колбочки. Палочки получают информацию о яркости света. Колбочки различают разные цвета. Эти фоторецепторы работают как команда, чтобы собирать информацию о свете и передавать данные в ваш мозг.
Когда свет попадает на палочки и колбочки, активируется белок родопсин. Родопсин запускает цепь сигналов, которые сходятся на зрительном нерве — шнуре, соединяющем глаз с мозгом. Зрительный нерв — это провод, который передает информацию, полученную глазом, и подключается непосредственно к мозгу.
После того, как ваш мозг получает световые данные, он формирует визуальное изображение. То, что вы «видите», когда открываете глаза, — это интерпретация вашим мозгом света, попадающего в ваши глаза. И вашему мозгу легче всего понять, что вас окружает, когда много света. Вот почему так сложно подобрать подходящую одежду в темноте.
Чтобы улучшить зрение, ваши глаза приспособятся к максимальному количеству света. Вот почему ваши зрачки расширяются (увеличиваются) в темноте. Таким образом, больше света может попасть в глаз и создать максимально четкое изображение в мозгу.
Итак, дайте своим глазам столько света, сколько им нужно, читая, работая и играя в хорошо освещенных местах. Это снизит нагрузку на глаза и сделает ваше зрение более четким и комфортным. Также попробуйте установить ночники в коридорах, чтобы вы могли безопасно ориентироваться в темноте.
СлухНаучный термин для обозначения слуха – прослушивание. Но такое прослушивание не должно вас нервировать. Слух — мощное чувство. И тот, который может принести радость или уберечь вас от опасности.
Когда вы слушаете голос любимого человека, ваше чувство слуха позволяет вашему мозгу интерпретировать голос другого человека как знакомый и успокаивающий. Мелодия вашей любимой песни — еще один пример прослушивания на работе.
Звуки также могут предупредить вас о потенциальной опасности. На ум приходят автомобильные гудки, свистки поездов и дымовые извещатели. Благодаря вашему слуху ваш мозг может использовать эти шумы для обеспечения вашей безопасности.
Ваши уши собирают сенсорную информацию такого рода для вашего мозга. И это приходит в виде звуковых волн — формы механической энергии. Каждая звуковая волна представляет собой вибрацию с уникальной частотой. Ваши уши принимают и усиливают звуковые волны, а ваш мозг интерпретирует их как диалог, музыку, смех или многое другое.
Уши бывают разных форм и размеров. Но они имеют сходство. Наружная мясистая часть уха называется ушной раковиной. Он собирает звуковые волны, передаваемые из окружающей среды, и направляет их к мембране в конце слухового прохода.
Это называется барабанной перепонкой или, чаще, барабанной перепонкой. Звуковые волны отражаются от барабанной перепонки и вызывают колебания барабанной перепонки. Эти вибрации усиливаются крошечными костями, прикрепленными к другой стороне барабанной перепонки.
После того, как звуковые волны попадают в ухо и усиливаются барабанной перепонкой, они направляются к заполненным жидкостью трубкам глубоко в ухе. Эти трубки называются улитками. Они выстланы микроскопическими волосовидными клетками, которые могут обнаруживать изменения в окружающей их жидкости. Когда звуковые волны проходят через улитку, жидкость начинает двигаться.
Движение жидкости через волосковые клетки в ухе генерирует нервные импульсы, которые отправляются в мозг. Удивительно, но звуковые волны практически мгновенно преобразуются в электрохимические нервные сигналы. Итак, то, что начинается как простые вибрации, становится знакомым тоном. И все это благодаря вашему слуху.
ОбоняниеПятое и последнее чувство — обоняние. Обоняние, другое слово для обоняния, уникально, потому что орган чувств, который обнаруживает его, напрямую связан с мозгом. Это делает ваше обоняние чрезвычайно сильным.
Запахи проникают в ваше тело через нос. Они исходят от переносимых по воздуху частиц, захваченных, когда вы дышите. Глубокий вдох через нос и наклон к источнику запаха может усилить запах.
Внутри носа находится большой нерв, называемый обонятельной луковицей. Он выходит из верхней части носа и подключается прямо к мозгу. Молекулы в воздухе, вдыхаемые через нос, вызывают нервную реакцию обонятельной луковицы. Он замечает запахи и немедленно сообщает об этом вашему мозгу.
Более высокие концентрации молекул запаха создают более глубокую стимуляцию мозга обонятельной луковицей. Это делает сильные запахи непривлекательными и вызывающими тошноту. Более легкие ароматы посылают в мозг более мягкие сигналы.
Обоняние необходимо по разным причинам. Сильные неприятные запахи отлично предупреждают ваш мозг о том, что пища, которую вы собираетесь съесть, испорчена. Сладкие, приятные запахи помогут вам чувствовать себя непринужденно. Запахи, испускаемые телом (феромоны), даже помогают вам сблизиться с вашими близкими. Каким бы ни был запах, ваш мозг и нос работают как одна команда, поэтому вы можете наслаждаться им.
Чувства работают вместе, чтобы создать сильные ощущенияВаш мозг редко принимает решения, основываясь на информации, полученной от одного чувства. Ваши пять чувств работают вместе, чтобы нарисовать полную картину вашего окружения.
Вы сможете увидеть этот принцип в действии, когда в следующий раз выйдете на прогулку.
Подумайте о том, что вы чувствуете, когда гуляете. Обратите внимание на все различные ощущения, которые вы испытываете. Может быть, вы видите красочный закат. Или услышать, как вода бежит по камням в ручье. Вы можете коснуться опавших листьев. Обращая внимание на конвергенцию вашего чувства, вам будет трудно отправиться на прогулку, не испытав чего-то нового.
Вот несколько узнаваемых примеров совместной работы ваших органов чувств:
Запах + вкус = вкусТочно так же, как прогулка на свежем воздухе объединяет несколько ваших чувств, хорошая еда может сделать то же самое. Вкус — это слово, которое часто используется для описания вкуса пищи. Но на самом деле вкус — это комбинация ваших ощущений вкуса и запаха.
Пять вкусов, о которых говорилось ранее, не совсем точно описывают опыт приема пищи. Трудно приписать сладкий, соленый, кислый, горький или умами что-то вроде перечной мяты или ананаса. Но вашему мозгу не нужно интерпретировать вкус только на основе ваших вкусовых рецепторов. Ваше обоняние тоже помогает. Это называется ретроназальным обонянием.
Когда вы едите, молекулы попадают в полость носа через проход между носом и ртом. Когда они прибывают, они обнаруживаются обонятельной луковицей и интерпретируются в мозгу. Ваши вкусовые рецепторы также собирают информацию о вкусе. Эти сенсорные данные от вашего носа и языка обрабатываются мозгом и воспринимаются как вкус.
Когда язык и нос работают вместе, перечная мята дает больше, чем просто горький вкус. Это прохладное, освежающее и вкусное лакомство. И ломтик ананаса не только кислый. Он острый, сладкий и терпкий.
Вы можете увидеть, как запах влияет на вкус, заткнув нос во время еды. Отрезанный путь заставляет вас заметить значительное снижение вкуса. И наоборот, вы можете получить больше вкуса от пищи, медленно пережевывая. Таким образом, больше его запаха можно обнаружить в носу.
Чувства и памятьНекоторые запахи могут вызвать в памяти сильные воспоминания. Это интересное явление. Исследования показывают, что положение обонятельной луковицы в мозгу отвечает за запахи, вызывающие эмоциональные воспоминания.
Это потому, что обонятельная луковица напрямую соединяется с мозгом в двух местах: миндалевидном теле и гиппокампе. Эти области тесно связаны с эмоциями и памятью. Обоняние — единственное из ваших пяти чувств, которое путешествует по этим областям. Это может объяснить, почему запахи и ароматы могут вызывать эмоции и воспоминания, чего не могут вызвать вид, звук и текстура.
Что происходит при потере чувствительности?Иногда у людей наблюдается снижение чувствительности или полное отсутствие чувствительности. Если это касается вас, знайте, что вы не одиноки. Есть много людей, которые живут так же, как и вы.
Примеры включают потерю зрения или слуха. Слепота или глухота могут начаться при рождении или развиться в более позднем возрасте. Это не влияет на всех одинаково. Важно понимать, что вы можете жить полной и насыщенной жизнью, будучи глухим или слепым человеком.
Часто, если одно из пяти чувств снижено или отсутствует, остальные четыре усиливаются, чтобы помочь мозгу сформировать полную картину окружающей среды. Ваше обоняние или слух могут обостриться, если вы слепы или плохо видите. Если вы глухой или слабослышащий, ваше осязание и зрение могут стать более острыми.
Для тех, кто потерял чувствительность, доступны отличные инструменты. Поговорите с кем-нибудь, кому вы доверяете, если вам нужна помощь с собственным снижением чувствительности. И уважайте других, которые живут без определенных чувств.
Поддержите свои пять чувств здоровыми привычкамиВаши чувства привносят разнообразие в вашу жизнь. И важно сохранить их здоровье. Совершенно нормально испытывать некоторое снижение чувствительности с возрастом. Но есть шаги, которые вы можете предпринять, чтобы сохранить свои чувства и позаботиться о своем теле.
Вот четыре важных совета:
- Будьте осторожны со своим слухом. Длительное воздействие громких звуков может повредить мембраны уха, которые создают звук. Носите затычки для ушей на шумных концертах и при работе с шумными электроинструментами. Слушайте музыку на меньшей громкости. Примите необходимые меры предосторожности, чтобы наслаждаться хорошим слухом на протяжении всей жизни.
- Защитите глаза от вредного воздействия солнечных лучей, надев солнцезащитные очки. Вы также можете поддержать свое зрение, употребляя в пищу продукты, содержащие полезные жиры, антиоксиданты (особенно лютеин и зеаксантин) и витамин А.
- Защитите свою чувствительную кожу с помощью солнцезащитного крема и увлажняющих средств. И пейте достаточно воды, чтобы избежать обезвоживания.
- Почувствуйте вкус диеты, богатой витаминами и минералами. Ешьте цельные продукты, фрукты и много овощей. Добавки также являются простым и практичным способом пополнить и без того здоровую диету.
Вы можете использовать свои пять чувств, занимаясь садоводством, ходьбой и ездой на велосипеде. Наслаждайтесь окружающими видами, звуками и запахами. Сделайте здоровый выбор, чтобы вы могли продолжать наслаждаться жизнью через свои чувства.