Модальность ощущений — виды и характеристика — Блог Викиум
А вы, случайно, не синестетик? Задумывались ли вы над таким удивительным феноменом как светомузыка? Оказывается, есть люди, которые не только слышат музыку, но и «видят» ее. Таких людей называют синестетиками. Синестетики обладают удивительными способностями. Они могут, например, «видеть» запах и «слышать, как он звучит».
Строго говоря, каждый из нас — немного синестетик. Чтобы помочь «увидеть» музыку, ее звуки совмещают с цветовыми пятнами. Получается светомузыка или, точнее, цветомузыка. Явление, при котором модальность ощущений как бы нарушается, потому что сигналы одной модальности (например, звуки) вызывают ощущения другой модальности (например, зрительные образы), называется синестезией. Помните, в каком-то фильме мальчик, решивший наказать музыканта оркестра, игравшего на трубе, сел в первом ряду и стал демонстративно поедать лимон? Одного взгляда на лимон хватит, чтобы во рту появился вкус кислого, и началось слюноотделение.
Синестезия помогает нам почувствовать, что наши ощущения взаимодействуют между собой самым причудливым образом. А ведь по сути своей они – элементарные процессы отражения лишь отдельных свойств окружающего мира. В норме каждое ощущение отражает лишь то свойство, которые соответствует его модальности. Мы пользуемся 5 сенсорно-перцептивными системами, которые продуцируются нашим мозгом под воздействием определенных раздражителей:
- зрительная (цвет и свет),
- слуховая (звук),
- обонятельная (запах)
- вкусовая (вкус),
- кинестетическая (прикосновения).
Иногда упоминают также вестибулярные ощущения (результат воздействия вибрации). Но в обыденном сознании отнюдь не вибрацию называют «шестым чувством», а скорее интуицию, место для которой в системе мировосприятия человека психологи пока еще не нашли.
Элементарные сенсорные процессы (так в асихологии принято называть перечисленные 5 ощущений), как показывает синестезия, способны не только взаимодействовать и таким образом генерировать неспецифические ощущения, но и изменять их силу.
Если вы долго и упорно сидите за монитором или книгой и почувствовали, что ваше зрение ослабевает, положите в рот что-либо сладкое или соленое, и сразу почувствуете, что зрение улучшилось. Такое изменение силы ощущения одной модальности (зрительные) под воздействием раздражителя или сигнала другой модальности (вкусовые) получило термин сенсибилизация.
Задавались ли вы вопросом, почему в залах филармонии при исполнении музыкальных произведений не выключают свет, как это обычно делают в оперном театре? Музыканты отмечают, что так, при ярком свете, звучание кажется более насыщенным и мощным. Кондитеры заметили, что зеленый цвет отбивает вкус сладкого во рту, и стали красить в зеленый цвет цеха, где изготавливаются сладости. Рестораторы знают, что красно-коричневые цвета возбуждают аппетит, а соломенно-желтые, напротив, снижают его. Угадайте, в какой цвет они предпочитают окрашивать залы ресторанов? Налицо использование сенсибилизации.
Как изучают модальность в психологии
Модальность ощущений в психологии изучают давно. Собственно самые первые научные эксперименты В. Вундта, с которого начинает свою историю экспериментальная психология, посвящены именно измерению чувствительности.
Самые важные ощущения в жизни человека – зрительные. Об их значении можно судить по следующему факту. Чтобы заслужить гордое имя «Соколиный глаз», индейцу надо было иметь зрение, которое позволяло бы ему различать две звезды, расположенные в середине ручки ковша Большой Медведицы. Острота зрения зависит от того, какой величины угол между объектами, которые способен различить человек. Человеческий глаз способен различать несколько сотен тысяч цветов и тонов. А свет свечи мы способны увидеть за 27 км при условии прозрачного и чистого воздуха. И, тем не менее, немецкий физик Г. Гельмгольц, в середине 19 века изучавший устройство человеческого глаза, высказывал множество претензий по поводу несовершенства этого органа.
Следующие по важности – слуховые ощущения, которые воспринимают высоту, тембр и громкость звуков. Мозговой центр разделяет звуки (информативный сигнал от шумового фона), затем обнаруживает повторяющиеся элементы и, в конец концов, идентифицирует его, т.е. опознает.
Вкусовые и обонятельные ощущения до сих пор составляют психологическую загадку. Во-первых, удивительно, насколько велики индивидуальные различия в этих областях. Парфюмеры способны по запаху восстановить состав аромата. А многие мужчины, выбирая духи для любимой дамы, согласятся, что « сбить с толку здесь нетрудно всякого: все пробки пахнут одинаково». Во-вторых, так пока и не может наука создать искусственных распознавателей запахов и вкусов. Дегустаторов пока не способно заменить никакое искусственно созданное устройство.
Тактильные ощущения несут для человека сигналы типа тепло-холодно, больно — не больно, мягко-жестко. Разные рецепторы отвечают за прикосновение, боль и температурные ощущения. И расположены они в разных частях тела с разной степенью частоты. Поэтому, спина, например, почувствует холод быстрее, чем живот. Под носом кожа чувствительнее к боли, чем на поверхности ладони. А прикосновение кончиками пальцев больше сообщит вам о поверхности предмета, чем, если вы прикоснетесь локтем.
Как измерить чувствительность
Профессионалы отличаются особенной чувствительностью к звукам, запахам и цвету. Услышать фальшь в исполнении музыкального произведения сможет только подготовленный музыкант. Художник лучше дилетанта различает цветовые оттенки. Можно ли измерить эти индивидуальные различия?
Да, причем психологические исследования направлены на измерение двух видов чувствительности: абсолютной и разностной.
Вот самый простой способ понаблюдать за тем, как отличаются люди остротой слуха. Посадить их рядом и попросить закрыть глаза. Затем медленно приближаться к ним с тикающими часами или метрономом. Кто раньше услышит звук, у того выше абсолютная слуховая чувствительность. А кто раньше почувствует, что звук стал громче, у того выше разностная слуховая чувствительность. Закономерность, выведенная психофизиологом С. Стивенсоном, указывает, что, чем слабее сигнал, который способен воспринять человек, тем выше его чувствительность к этому виду сигналов. И, наоборот, при низкой чувствительности человеку требуется сигнал большей силы. Вот почему так тонко дифференцируют звуки, запахи и вкусы тренированные профессионалы – они способны улавливать самые тончайшие оттенки и чувствовать малейшую разницу между сигналами разной силы.
Зачем нужна адаптация
Мозг человека пластичен, и если на органы чувств какой-то сигнал воздействует достаточно длительное время, то ощущение, порождаемое этим сигналом, постепенно притупляется, ослабевает. Срабатывает механизм адаптации.
Вы входите в темную комнату и первое время ничего не видите. Постепенно глаза адаптируются к темноте, и предметы приобретают отчетливые очертания. Когда вы вернетесь в хорошо освещенную комнату, вам снова потребуется время на адаптацию, на этот раз к свету.
А теперь представьте, что вы на какое-то время уехали из своего дома, а потом вернулись. Вы входите в знакомое помещение и первое впечатление – это необыкновенная резкость всех находящихся здесь предметов. Уезжая, вы такого не испытывали, а сейчас оглядываетесь и удивляетесь: вроде все то же самое, а по-другому. Но через некоторое время все опять возвращается на круги своя. Это снова сработал механизм адаптации, благодаря которому ощущения как бы притупляются, теряя свою остроту и яркость.
Может, поэтому психологи предлагают супругам, которые перестали испытывать по отношению друг к другу чувство новизны, разъехаться на несколько дней, чтобы потом, встретившись, взглянуть друг на друга по- новому? Нивелировать адаптацию, из-за которой ушло возбуждение от аромата, образа и прикосновений любимого человека. Как-то незаметно он или она стали привычным элементом домашнего помещения.
Хотя в последнем примере адаптация служит не самую хорошую службу, тем не менее, это очень важный биологический механизм. Человек живет в быстро изменяющемся мире и действует внутри турбулентной среды. Адаптация выполняет, прежде всего, ориентировочную функцию, помогая отбросить привычные знакомые сигналы и сосредоточиться на новых. Поэтому, слушая музыку в концертном зале, вы вполне можете отвлечься на свои размышления или шепот соседа, особенно, если музыка вас не захватывает.
Другая функция адаптации – защитная – помогает приспособиться к сильным раздражителям и, в конце концов, перестать их замечать. Такой приспособительный механизм снижает наши энергетические затраты.
Виды ощущений различаются по скорости наступления адаптации. Обонятельные и тактильные рецепторы адаптируются быстрее, чем это происходит со зрительными и слуховыми ощущениями. Те, кто носит очки и имеет привычку сдвигать их на лоб, знают, как легко про них забыть – быстро наступает адаптация к тактильному раздражителю.
Можно ли развивать свою чувствительность
Да. Собственно это и происходит у профессионалов, которые тренируют свой музыкальный слух, или обоняние, или цветоразличение. Чувствительность поддается тренировке. Тренированный человек способен различать до 40 оттенков черного цвета. Этим отличались и гордились красильщики тканей.
А наградой человеку за тонкость ощущений становятся открывающиеся ему новыми гранями разные стороны мира. Развивая умение различать оттенки цветов или музыкальные фразы сложной формы, человек развивает свои художественные способности. Научившись дифференцировать вкусовые ощущения, он становится способен наслаждаться тончайшими оттенками вкуса кофе, или коньяка, или вина, или кулинарного шедевра.
Напротив, отсутствие такой вкусовой чувствительности заменяется привычкой к очевидному вкусу. И тогда для человека самым вкусным на всю жизнь так и остается лишь то, к чему он привык.
Психология ощущений | 07online.ru
Текст записи:
1. Психология ощущений.
1. Психология ощущений.
Простейшим психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира, является ощущение. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые изменения среды обитания. В последующем эти функции взяла на себя нервная система. Раздражитель (зрительный, слуховой и др.) воздействует на органы чувств, в результате чего возникают нервные импульсы, которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг, обрабатываются там с формированием отдельных ощущений. Ощущение и есть тот первичный «строительный» материал, на основе которого строится целостное отражение в сознании сложности и многогранности окружающего мира, образа своего телесного и психического «Я». Ощущения по сути являются субъективными образами объективного мира — внешнего и внутренних состояний организма.
Ощущение — это психический процесс отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Со времен Аристотеля традиционно выделяют пять видов (модальностей) ощущений, информирующих человека об изменениях в окружающей среде: осязание, вкус, обоняние, слух и зрение.
В настоящее время установлено, что существует также много других видов ощущений, а организм снабжен очень сложными механизмами, обеспечивающими взаимодействие органов чувств между собой. Так, в состав осязания, наряду с тактильными ощущениями (ощущения прикосновения), входит вполне самостоятельный вид ощущений — температурные, которые являются функцией особого температурного анализатора. Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения. Большую роль в ориентировке человека играют ощущения равновесия и ускорения, связанные с функциями вестибулярного аппарата. Общими для разных анализаторов являются и болевые ощущения, сигнализирующие о разрушительной силе раздражителя.
В зависимости от вида и расположения рецепторов все ощущения принято делить на три группы:
1) экстерорецептивные (экстероцептивные), отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела;
2) интерорецептивные (интероцептивные), имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренней среды организма;
3) проприорецептивные (проприоцептивные), рецепторы которых расположены в мышцах, связках, суставах и дают информацию о движении и положении тела. Чувствительность к движению часто называют также кинестезией, а соответствующие рецепторы — кинестетическими.
Экстерорецептивные ощущения можно подразделить еще на две группы: контактные (например, тактильные, вкусовые) и дистантные (например, зрительные, слуховые). Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с объектом, а дистантные реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта.
Для большинства созданных к концу XIX в. психологических лабораторий характерно сведение основной проблематики экспериментальных исследований к изучению элементарных психических процессов — ощущений и восприятий. Вплоть до начала XX в. ведущими центрами мировой экспериментальной психологии были лаборатории В. Вундта в Германии (1879) и В.М. Бехтерева в России (1886 г. — в Казани, 1894 г. — в Петербурге). Работы ученых в этих лабораториях по изучению механизмов перцепции подготовили последующее экспериментальное изучение эмоций, ассоциаций и памяти, а затем и мышления.
2. Общие закономерности ощущений
Ощущения — это форма отражения адекватных раздражителей. Так, адекватным возбудителем зрительного ощущения являются электромагнитные волны в диапазоне 380-770 ммк. Слуховые ощущения возникают под действием звуковых волн с частотой от 16 до 20 000 Гц. Свои специфические раздражители имеют и другие ощущения. Однако различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для всех них свойствами. К таким свойствам относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.
Качество — это главная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений (одной модальности). Слуховые ощущения, например, отличаются по высоте, тембру, громкости, а зрительные — по насыщенности, цветовому тону.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется как силой раздражителя, так и функциональным состоянием рецептора.
Длительность ощущения также определяется интенсивностью воздействия на рецептор, его функциональным состоянием, но главным образом — временем действия на рецептор.
При действии раздражителя ощущение возникает не сразу, а через некоторое время. Для болевых ощущений латентный период составляет 370 мс, тактильных — 130, а вкусовое ощущение возникает уже через 50 мс после нанесения на язык химического раздражителя.
Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно не исчезает и сразу после прекращения его действия. Эта инерция ощущений называется последействием. Например, след от раздражителя в зрительном анализаторе остается в виде последовательного образа, сначала положительного, а потом отрицательного. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности не отличается от первоначального изображения (в кинематографе именно это свойство зрительного анализатора используется для создания иллюзии движения), а далее возникает как бы негативное изображение, причем цветные источники цвета заменяются дополнительными к ним цветами.
Если смотреть сначала на красный цвет, то после этого белая поверхность будет казаться зеленой. Если первоначальный цвет был синий, то последовательный образ будет желтым, а если первоначально смотреть на черную поверхность, то последовательный образ будет белым.
Слуховые ощущения тоже могут сопровождаться последовательными образами. Например, всем хорошо известно явление «звона в ушах» после воздействия оглушающих звуков.
Сходный эффект характерен и для мышечной системы. Станьте в дверном проеме и сильно «отталкивайте» от себя руками косяки; отойдя после этого в сторону и, расслабив мышцы рук, вы почувствуете, что руки как бы сами собой поднимаются вверх.
Академик Д.Н. Узнадзе (1963) предлагал испытуемым 10-15 раз ощупать правой рукой большой, а левой — маленький шар, а затем шары одинакового размера. При этом оказывалось, что шар, ощупываемый правой рукой, по контрасту казался меньшего размера, а шар, ощупываемый левой рукой, — большим.
3. Основные характеристики ощущений
1. Диапазон чувствительности. Раздражитель способен вызвать ощущение только при достижении определенной величины или силы.
Нижним абсолютным порогом ощущения (J0) называют минимальную силу (интенсивность, длительность, энергию или площадь) воздействия, которая вызывает едва заметное ощущение. Чем ниже J0, тем выше чувствительность анализатора к раздражителю. Например, нижняя граница (порог) чувствительности высоты звука составляет 15 Гц, света — 0,001 св. и т.д.
Раздражители меньшей силы называются подпороговыми (субсенсорными), и сигналы о них не передаются в кору головного мозга. Если снижать интенсивность света настолько, что человек уже не может сказать, видел ли он вспышку света, то от руки в этот момент тем не менее регистрируется кожно-гальваническая реакция. Это говорит о том, что световой сигнал, хотя и не осознавался, но был переработан нервной системой. На такой процедуре основано действие «детектора лжи».
Переход от подпорогового ощущения осуществляется скачкообразно: если воздействие почти достигло пороговой величины, то достаточно бывает едва заметного увеличения его силы для того, чтобы стимул сразу полностью превратился в ощущаемый. Подпороговые импульсы не безразличны для организма. Подтверждением тому служат многочисленные факты, получаемые в клиниках нервных болезней и психиатрии, когда именно слабые, подпороговые раздражители, идущие из внешней или внутренней среды, создают в коре больших полушарий доминантный очаг и способствуют возникновению «обманов чувств» — галлюцинаций.
Некоторые ученые отмечают сходство между подпороговым восприятием (ощущением) и экстрасенсорным, когда речь также идет о сигналах, которые слишком слабы, чтобы дойти до уровня сознания, но все же некоторыми людьми в определенное время и в определенном состоянии они улавливаются. К экстрасенсорному восприятию относят ясновидение (способность видеть недоступное видению на расстоянии), телепатию (получение информации о человеке, который находится далеко, передача мыслей), предвидение (способность угадывать будущее).
Пограничная зона психологии, изучающая так называемые пси-феномены, возникла в начале 1930-х годов (Л.Л. Васильев в СССР и Дж. Райн в США), хотя в научных кругах эти работы начали открыто обсуждаться только в последние десятилетия. Парапсихологическая ассоциация, исследовавшая «аномальные» явления, в 1969 г. была принята в Американскую ассоциацию научного прогресса. Эта область, недавно признанная научной дисциплиной, в Германии и США называется парапсихологией, во Франции — метапсихикой, в России — биоинформатикой. Новое общее название ее — псилогия. Главная трудность в полном признании результатов в этой области заключается в том, что не всегда удается воспроизвести изучаемые феномены, что безусловно необходимо для фактов, претендующих на научность.
Верхний абсолютный порог ощущения (Jmax) — максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринять анализатор. Воздействия, превышающие Jmax, перестают дифференцированно ощущаться или вызывают боль; Jmax значительно более изменчив у разных людей и в разных возрастах, чем J0. Интервал между J0 и Jmax носит название диапазон чувствительности.
2. Дифференциальный (разностный) порог чувствительности. С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе и качеству. Минимальная величина разности в силе двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить, называется порогом различения (aJ). Чем меньше величина разностного порога, тем выше способность данного анализатора дифференцировать раздражение.
Немецкий физиолог Э. Вебер установил, что увеличение интенсивности раздражителя, способное вызвать едва заметное увеличение интенсивности ощущения, всегда составляет определенную часть первоначальной величины раздражителя. Так, усиление давления на кожу уже ощущается, если увеличить груз всего на 3% (к гирьке весом 100 г надо добавить 3 г, а к гирьке в 200 г надо добавить 6 г и т.д.). Эта зависимость выражается следующей формулой: dJ/J = const, где J — сила раздражителя, dJ — ее едва различаемый прирост (порог различения), const — постоянная величина (константа), различная для разных ощущений (давление на кожу — 0,03, зрение — 0,01; слух — 0,1 и т. д.).
3. Оперативный порог различимости сигналов — это та величина различения между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают своего максимума. Оперативный порог в 10-15 раз выше дифференциального порога.
4. Психофизический закон Вебера-Фехнера — описывает зависимость интенсивности ощущения (E) от силы раздражителя (J).
Немецкий физик, психолог и философ Г.Т. Фехнер (1801-1887) эту зависимость, которую впервые обнаружил Э. Вебер, выразил следующей формулой (основной психофизический закон): E = k.logJ + c (интенсивность ощущения увеличивается пропорционально логарифму силы раздражителя), где k — коэффициент пропорциональности; c — константа, различная для ощущений разных модальностей.
Американский ученый С. Стивене полагает, что основной психофизический закон лучше выражается не логарифмической, а степенной функцией. Однако в любом случае сила ощущения нарастает существенно медленнее, чем величина физических стимулов. Эти закономерности связаны с особенностями электрохимических процессов, происходящих в рецепторах при преобразовании воздействия в нервный импульс.
5. Временной порог — минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Для зрения он составляет 0,1-0,2 с, а для слуха — 50 мс.
6. Пространственный порог — определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя. Например, острота зрения выражается способностью глаза различать мелкие детали предметов. Их размеры выражаются в угловых величинах, которые связаны с линейными размерами формулой tgC/2=h/2L, где C — угловой размер объекта, h — линейный размер, L — расстояние от глаза до объекта. При нормальном зрении пространственный порог остроты зрения равен 1′, но минимально допустимые размеры элементов изображения для уверенного опознания объектов должны быть для простых предметов 15′, а для сложных — не менее 30-40.
7. Латентный период реакции — промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. Для ощущений разной модальности он различен. Например, для зрения он составляет 160-240 мс. Следует также помнить, что после окончания воздействия раздражителя ощущения исчезают не сразу, а постепенно (инерция зрения составляет 0,1-0,2 с), поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должен быть не меньше времени сохранения ощущений.
При проектировании современной техники инженерам необходимо знать и учитывать психологические возможности человека по приему информации. Основные характеристики анализаторов можно найти в соответствующих руководствах и справочниках по инженерной психологии.
4. Изменения чувствительности и процессы взаимодействия анализаторов
Различают две основные формы изменения чувствительности анализатора — адаптацию и сенсибилизацию.
Адаптацией называют изменение чувствительности анализатора под влиянием его приспособления к действующему раздражителю. Она может быть направлена как на повышение, так и на понижение чувствительности. Так, например, уже через 30-40 мин пребывания в темноте чувствительность глаза повышается в 20 тыс. раз, а в дальнейшем и в 200 тыс. раз. Глаз приспосабливается (адаптируется) к темноте в течение 4-5 мин — частично, 40 мин — достаточно и 80 мин — полностью. Такую адаптацию, которая приводит к повышению чувствительности анализатора, называют позитивной.
Негативная адаптация сопровождается снижением чувствительности анализатора. Так, в случае действия постоянных раздражителей, они начинают ощущаться слабее и исчезают. Например, обычным фактом для нас является отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусового ощущения тоже ослабевает, если соответствующее вещество долго держать во рту. Близким к описанному является и явление притупления ощущения под влиянием сильного раздражителя. Например, если из темноты выйти на яркий свет, то после «ослепления» чувствительность глаза резко снижается, и мы начинаем нормально видеть.
Явление адаптации объясняется действием как периферических, так и центральных механизмов. При действии механизмов, регулирующих чувствительность на самих рецепторах, говорят о сенсорной адаптации. В случае более сложной стимуляции, которая хотя и улавливается рецепторами, но не столь важна для деятельности, вступают в действие механизмы центральной регуляции на уровне ретикулярной формации, которая блокирует передачу импульсов, чтобы они не «загромождали» сознание избыточной информацией. Эти механизмы лежат в основе адаптации по типу привыкания к раздражителям (габитуации).
Сенсибилизация — повышение чувствительности к воздействию ряда раздражителей. Физиологически объясняется повышением возбудимости коры головного мозга к определенным стимулам в результате упражнения или взаимодействия анализаторов. По И.П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко распространяется (иррадиирует) по коре. В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность других анализаторов. Напротив, при действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, который имеет тенденцию к концентрации, и, по закону взаимной индукции, это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению их чувствительности. Так, при звучании тихого тона одинаковой интенсивности и при одновременном ритмичном воздействии света на глаз будет казаться, что тон также меняет свою интенсивность. Другим примером взаимодействия анализаторов может служить известный факт повышения зрительной чувствительности при слабом вкусовом ощущении кислого во рту. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специально подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной анализатор. Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Эти данные имеют важное практическое приложение, например в случаях необходимости компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) за счет других, сохранных анализаторов или при развитии звуковысотного слуха у детей, занимающихся музыкой.
Таким образом, интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражителей, действующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Взаимодействие ощущений, как и адаптация, появляется в двух противоположных процессах: повышения и понижения чувствительности. Слабые раздражители, как правило, повышают, а сильные — понижают чувствительность анализаторов
Взаимодействие анализаторов проявляется и в так называемой синестезии. При синестезии ощущение возникает под влиянием раздражения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто возникают зрительно-слуховые синестезии, когда под влиянием слуховых раздражителей возникают зрительные образы («цветной слух»). Этой способностью обладали многие композиторы — Н.А. Римский-Корсаков, А.Н. Скрябин и др. Слухо-вкусовые и зрительно-вкусовые синестезии хотя и встречаются намного реже, но нас не удивляет употребление в речи выражений типа: «острый вкус», «сладкие звуки», «кричащий цвет» и др.
5. Расстройства ощущений
Нарушения ощущений весьма многочисленны. Однако в большинстве случаев все наблюдаемые расстройства ощущений можно отнести к одной из трех главных групп: гиперестезии, гипестезии и парестезии.
Гиперестезия — повышенная чувствительность к реальным обычным или даже слабым воздействиям. В этих случаях как внешние, так и интеро- и проприоцептивные раздражители вызывают чрезвычайно интенсивную реакцию в связи с резким уменьшением нижних абсолютных порогов ощущений. Например, стук пишущей машинки оглушает больного (акустическая гиперестезия), горящая свеча слепит (оптическая гиперестезия), а рубашка, прилегающая к телу, раздражает настолько, что кажется изготовленной «из колючей проволоки» (гиперестезия кожного чувства) и т.п. Такая психическая гиперестезия наблюдается при неврозах, интоксикации некоторыми веществами, на начальных этапах помрачения сознания, при острых психозах.
Гипестезия — пониженная чувствительность к реальным раздражителям, повышение нижних абсолютных порогов ощущений. В этом случае больной почти не реагирует на укол, на ползающую по лицу муху и т.п. Пониженная чувствительность к температурным раздражителям может приводить к несчастным случаям — ожогам и обморожениям. В крайних случаях гипестезии анализатор полностью не способен отвечать на раздражение, и это явление носит название анестезии. Анестезия обычно бывает при полном анатомическом перерыве одного из периферических нервных стволов или разрушении центрального отдела анализатора. Потеря чувствительности обычно распространяется на тактильную, болевую и температурную чувствительность (тотальная анестезия) или только на отдельные ее виды (парциальная анестезия). Неврологи различают корешковую анестезию, при которой тотально нарушается чувствительность в зоне иннервации определенного заднего корешка спинного мозга, и сегментарную, при которой нарушения возникают в зоне иннервации определенного сегмента спинного мозга. В последнем случае анестезия может быть как тотальной, так и диссоциированной, при которой отсутствие болевой и температурной чувствительности сочетается с сохранностью проприоцептивной чувствительности или наоборот. При некоторых болезнях, например проказе (лепра), возникает специфическое поражение кожных рецепторов с последовательным ослаблением и утратой температурной, затем болевой, а далее и тактильной чувствительности (наиболее длительно при лепрозной анестезии сохранна проприоцептивная чувствительность).
При психической гипестезии и анестезии соответствующий анализатор анатомо-физиологически формально сохранен. Так, гипестезии и анестезии могут быть внушены человеку, находящемуся в гипнотическом сне. Психическая амблиопия (слепота), психическая аносмия (нечувствительность к запахам), психическая агевзия (утрата чувства вкуса), психическая акузия (глухота), психическая тактильная и болевая анестезия часто встречаются при истерических невротических нарушениях. В рамках истерической анестезии описаны нарушения болевой чувствительности по типу «чулок» и «перчаток», т.е., с точки зрения неврологов, у больных возникают участки нечувствительности к боли с четкими границами, которые не соответствуют зонам иннервации определенных корешков или нервов.
Парестезия. Если гипестезии и гиперестезии можно квалифицировать как количественные расстройства чувствительности, то парестезии связаны с качественными изменениями (извращением) информации, поступающей с рецептора в корковый отдел анализатора. Наверное, каждый знает об ощущениях, возникающих от длительного сдавления нерва неудобным положением — «руку отлежал», «ногу отсидел». При нарушениях проводимости по нерву появляются ощущения «ползания мурашек», стягивания кожи, покалывания, жжения (это своеобразные колебания модальности ощущения). Парестезии чаще являются признаком неврологического или сосудистого поражения.
Они близки к парестезиям и сенестопатии, но занимают промежуточное положение с висцеральными галлюцинациями, так как еще менее связаны с каким-либо реальным раздражением периферического отдела анализатора.
Сенестопатии, «психосоматические ощущения», или «сенсации», — неопределенные, часто мигрирующие, весьма неприятные и тягостные ощущения, которые проецируются внутрь тела (внутрь телесного «Я»): сжимание и растягивание, перекатывание и дрожание, «отсасывание», «прилипание» и пр. Они никогда не имеют четкой локализации, и больные бывают не в состоянии даже правильно их описать. Сенестопатии встречаются при многих психических заболеваниях. Они могут быть постоянными и эпизодическими. Иногда они возникают в виде приступов, острых атак, что позволяет говорить о сенестопатических кризах. Нередко они сопровождаются паническими реакциями, вегетативными расстройствами, страхом сумасшествия, выразительными позами и жестами. Существуют различные подходы к оценке клинического значения сенестопатии и их классификации. Так, А.К. Ануфриев (1978) при скрытой депрессии различает пять видов сенестопатии: сердечно-сосудистые, центрально-неврологические, абдоминальные, костно-мышечно-суставные и кожно-подкожные.
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. – Л.: Лениздат, 1961.
2. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. – М.: Просвещение, 1978.
3. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
Что означает ощущение в контексте человеческого тела?
Кэтрин А. Сандерсон, Amherst College
Уделите минутку и попытайтесь вызвать мелодичный и низкий звук голоса Моргана Фримена. Сила голоса Моргана Фримена дает представление о том, как наши органы чувств — в данном случае наши уши — собирают информацию о физическом мире. Это то, что психологи называют ощущением. Но выводы, которые мы делаем о его голосе — скажем, ощущение силы — отражают другой процесс, который психологи называют восприятием.
Ощущение относится к информации, полученной из физического мира, и выводы, которые мы делаем из этой информации, называются восприятием. (Изображение: Antiv/Shutterstock)Ощущение против восприятия
Эти два процесса, ощущение и восприятие, различны, но тесно связаны. Ощущение описывает физическую информацию об окружающей среде, получаемую различными сенсорными рецепторами в наших глазах, ушах, носу и т. д. Восприятие — это процесс, посредством которого мы придаем смысл этому вводу; как мозг автоматически выбирает, организует и интерпретирует эти ощущения.
Вот простой способ понять разницу. Ощущение — это в основном физический процесс, тогда как восприятие сильно зависит от психологии. Вот почему одни и те же физические раздражители могут восприниматься разными людьми по-разному.
Сенсорная информация, поступающая через рецепторы, должна быть сначала обработана и проанализирована мозгом. (Изображение: Деян Георгиев/Shutterstock)Допустим, вы с другом заходите в пекарню и сразу чувствуете запах свежеиспеченных булочек с корицей. Вы оба можете почувствовать запах корицы. Но этот запах может быть воспринят одним из вас просто как приятный запах и голодные боли, а другим как счастливое чувство, вызванное воспоминаниями о бабушкиной кухне.
Разные люди воспринимают одни и те же ощущения по-разному, потому что мозг каждого человека интерпретирует вещи по-разному, в зависимости от их настроения, воспоминаний и ожиданий.
Преобразование через пять чувств
Ощущение начинается со специализированных рецепторных клеток, расположенных в наших органах чувств: наших глазах, ушах, носу, языке и коже. Во-первых, мы обнаруживаем какой-то стимул в окружающей среде: мы видим малиновку, летящую за нашим окном, мы чувствуем запах булочек с корицей, проходя мимо пекарни, мы слышим мелодичный голос Моргана Фримена, когда слушаем радио. Затем мы принимаем эту сенсорную информацию и преобразуем ее в нашем мозгу в нейронные импульсы. Этот процесс называется трансдукцией.
Для каждого из наших пяти чувств происходит один и тот же процесс: сенсорные рецепторы воспринимают ту или иную форму энергии, скажем, энергию света, звуковых волн или химическую энергию молекул запаха. Затем эти рецепторы преобразуют энергию этого стимула в нервные импульсы, которые отправляются в различные части мозга, первичную область обоняния или первичную область слуха и так далее.
Сенсорное сокращение
Но имейте в виду, что не вся сенсорная информация отправляется для обработки в мозг. Вместо этого информация, которую мы получаем из окружающей среды, сначала анализируется и фильтруется в процессе, называемом сенсорной редукцией. Эта фильтрация не позволяет нашему мозгу перегружаться всеми ощущениями, которым мы постоянно подвергаемся: ощущением, что наши носки трутся о наши ноги, или звуком крови, бегущей по нашим венам.
Область психофизики исследует эти связи между физическими характеристиками стимулов и нашим психологическим восприятием их. Представьте, что вы находитесь в переполненном ресторане. Ваше внимание сосредоточено на людях, с которыми вы обедаете, и на еде, которую вы едите.
Вы игнорируете многие другие ощущения вокруг вас — официантов, приносящих людям меню, аромат разнообразных блюд, разговоры людей за соседними столиками — если только они не вызывают особого интереса.
Эта статья взята непосредственно из серии видео Введение в психологию . Смотрите прямо сейчас на Wondrium .
Не замечать плача ребенка
Итак, что определяет, можем ли мы обнаружить определенный стимул света, звука, запаха и т. д.? Одним из факторов является количество присутствующего стимула. Абсолютный порог относится к минимальному количеству стимуляции, необходимой для того, чтобы иметь возможность сознательно обнаруживать конкретный стимул — свет, звук, давление, вкус, запах — в 50% случаев.
Другой тип порога (порог различия) относится к наименьшей физической разнице между двумя стимулами, которые сознательно обнаруживаются в 50% случаев. Этот порог, часто называемый просто заметной разницей, проверяет, может ли кто-то различить два похожих стимула.
Итак, наша способность обнаруживать данный стимул частично основана на физике того, что достаточно громко, чтобы слышать, достаточно велико, чтобы видеть, и так далее. Но на нашу способность обнаруживать что-то в окружающей среде также влияют психологические факторы, включая нашу мотивацию, ожидания и опыт.
Молодые родители могут быть особенно восприимчивы к малейшему звуку, который издает их ребенок в течение ночи, в то время как более опытные родители могут привыкнуть вообще не замечать такой шум. Кто-то может войти в комнату и сразу почувствовать стойкий запах сигаретного дыма, а кто-то может вообще его не заметить.
Некоторые специалисты, например радиологи, учатся обнаруживать тонкие различия, которые другие редко могут. (Изображение: Rafa jodar/Shutterstock)Что общего у авиадиспетчеров и ценителей вина
Но есть профессии, в которых люди учатся обнаруживать определенный раздражитель среди моря фонового шума. Авиадиспетчеры должны иметь возможность обнаруживать определенные самолеты и следовать за ними, игнорируя другие сигналы, появляющиеся на экране радара.
Рентгенологи должны уметь определять, является ли изображение на легком раковой опухолью или здоровой тканью. Знатоки вина учатся замечать тонкие различия между очень похожими винами, которые большинство из нас вообще не замечает. Все это примеры тренированных форм сенсибилизации.
Точно так же собак часто учат оказывать ценную помощь в обнаружении наркотиков и взрывчатых веществ и помогать в поисково-спасательных операциях. Некоторые увлекательные исследования показывают, что собак можно научить обнаруживать запах многих видов рака у людей, даже в очень низких концентрациях, до того, как рак можно будет обнаружить с помощью традиционных тестов.
Общие вопросы о том, что означает ощущение в контексте человеческого тела
В: В чем разница между ощущением и восприятием?Ощущение относится к процессу получения входных данных из окружающей среды через сенсорные рецепторы, такие как уши и глаза, среди других входных данных. С другой стороны, восприятие относится к процессу осмысления мозгом поступающей сенсорной информации, ее анализа и сортировки.
В: Что такое трансдукция?После первого шага ощущения, получения сенсорной информации из окружающей среды, наш мозг воспринимает сенсорную информацию и преобразует ее в нервные импульсы. Этот процесс называется трансдукцией.
В: Что происходит в процессе, известном как снижение чувствительности?Сенсорная информация, которую мы получаем на первом этапе ощущения, не сразу отправляется в мозг для анализа и обработки. Вместо этого информация сначала фильтруется, чтобы мозг не был перегружен сенсорной информацией, которой мы постоянно подвергаемся. Этот процесс называется сенсорной редукцией.
Продолжайте читать
Нервная система человека
Нейроны: клетки, ответственные за то, как мы думаем и чувствуем
Эндокринная система: органы и функции
Чувства
Чувства – это способности организма, необходимые для восприятия и интерпретации. Каждое чувство имеет сенсорный орган или систему, особенно расположенную в различных областях нервной системы человека. Чувства, их свойства и характеристики широко изучаются во многих областях науки, особенно в когнитивной психологии и неврологии.
Откройте для себя еще 31 статью по этой теме
Не пропустите эти статьи по теме:
- Обработка «сверху вниз» и «снизу вверх»
- Ощущение и восприятие
- Типы иллюзий
- Законы гештальта: сходство, близость и замыкание
- Избирательное восприятие 9011 0
Определение
Широко распространенное определение смысла: «система, состоящая из группы типов сенсорных клеток, которые реагируют на определенное физическое явление и соответствуют определенной группе областей мозга, где принимаются и интерпретируются сигналы». (TodayIFoundOut.com, 2010 г.).
Исходя из этого определения, мы можем сказать, что есть три важных аспекта чувства – физическое явление или стимул, сенсорный орган или система и сенсорные области в мозгу.
Типы чувств
У людей есть много типов чувств. Аристотель высоко ценится за его классификацию пяти традиционных чувств. Пять традиционных чувств включают зрение или зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Зрение или зрение — это способность глаза захватывать изображения видимого света через фоторецепторы сетчатки глаза.
Чувство восприятия звука называется слухом или слухом, при котором уши преобразуют звуковые волны в вибрации, а затем в нервные импульсы для обработки мозгом. Вкус или вынашивание — это способность определять вкус различных веществ с помощью языка. Чувство вкуса не следует путать с «чувством вкуса», поскольку последнее представляет собой смесь восприятия вкуса и запаха.
Пять основных вкусов включают сладкий, кислый, соленый, горький и умами. С другой стороны, обоняние или обоняние — это способность обнаруживать молекулы запаха через обонятельные рецепторы.
Наконец, чувство осязания или тактильности/механического восприятия включает сенсорные рецепторы в коже и других частях тела для определения тактильной стимуляции.
Другие чувства, важные для выживания и развития человека, включают температуру, кинестетическое чувство, ускорение, равновесие и боль. Баланс и ускорение управляются вестибулярной системой. Внутренние чувства включают в себя любые чувства внутри тела, которые обычно стимулируются.
Они состоят из рецепторов растяжения легких в легких, периферических хеморецепторов в головном мозге и других. Тем не менее, ряд чувств перекрывается друг с другом, так что их нельзя безопасно классифицировать как разные чувства, если не будут проведены тщательные физиологические исследования.
По мере развития сенсорной нейронауки людям стали приписывать дополнительные чувства, такие как чувство времени, боли, равновесия, движения, ускорения и многое другое.