Осмысление, осмысленность — Психологос
Фильм «Женитьба Бальзаминова»
Осмысление — окаймление (наполнение) смыслом сказанное, сделанное, существующее или происшедшее.
Осмысленность — наличие смысла в сказанном или сделанном. Имеющее логику и служащее чему-то ценному, важному в качестве средства. Чем больше смысла в сказанное или сделанном, тем более осмысленными являются слова и действия, мышление и поведение в целом.
Осмысленное поведение
Осмысленное поведение человека — это в первую очередь осмысленность его акций (действий, запускаемых им самим). Осмысленность не только акций, но и реакций — требование к людям более трудное. См.→
Смысл и целесообразность: осмысленность деятельности
В том, что делает человек, может быть смысла и мало, и много. От бессмысленных дел стоит переходить к целесообразному, следить за осмысленностью и восходить к миссии. См.→
Осмысленность мышления
Осмысленность мышления — количество и качество смыслов, порождаемых процессом мышления. Мышление может быть бессвязное (бред), связное, логичное, разумное, мудрое. Чаще (у массовой личности в обычной жизни) наблюдается относительно связное мышление. Разумное и тем более мудрое мышление — достаточная редкость. См.→
Осмысленная речь
Осмысленная речь — речь, выстроенная осмысленным образом и служащая разумным целям. Какова внутренняя структура осмысленного высказывания? Когда человек говорит осмысленно, он, как правило, в той или иной форме обозначает свои намерения и вводит собеседника в контекст (о ком, о чем и почему он хочет об этом говорить), после этого коротко и четко говорит основную мысль (тезис). Если он видит, что собеседнику важно и интересно то, что он говорит, он уточняет и обосновывает тезис, дает иллюстрации и формулирует выводы: к чему он собственно вел, что следует из его мысли. В осмысленном высказывании всегда есть инструкция: вы можете не соглашаться с тезисом, но вы понимаете, что человек хочет сказать и что требуется от вас или от кого другого.
Осмысление ситуации и управление эмоциональным состоянием
Осмысление — это восприятие ситуации, которое делает человек сам, лично, по своему. А воспринимать любую ситуацию мы можем очень по-разному…
Виктор идет рядом со мной, но он идет тоскливо. А я иду рядом с ним и слежу за тем, чтобы идти легко, красиво, с удовольствием. У меня за спиной рюкзачок, под ним легко согнуться, но я рассказываю себе, что это моя физкультурная нагрузка, и иду с ним гордо и красиво, — так, как всегда поднимаю гантели.
Моя соседка, гардеробщица, день за днем на работе тягает тяжелые пальто, а после работы бегает с сумками по магазинам. Она выматывается от этого так, что ее не спасает и летний отпуск. Я же который год тягаю гораздо более тяжелую штангу и бегаю по тем же, что и она, улицам с гантелями в руках, но именно из-за этого чувствую себя так бодро, что в летнем отпуске практически и не нуждаюсь… И она, и я — мы нагружаем свои мышцы работой, и это то, в чем мы схожи. Но она от нагрузки разваливается, а я цвету.
Разные люди в одной и то же ситуации разглядят разное, по-разному осмыслят происшедшее, сделают разные выводы. Меняя осмысление, управляя осмыслением ситуации, можно менять как свое, так и чужое эмоциональное состояние.
Смотри Позиции восприятия и осмысление ситуации, а также Рефрейминг, переосмысление
Осмысленность восприятия человека | net22.ru
Для восприятий человека характерна их осмысленность. Она вытекает из общественной природы человека и его сознания. Осмысленность восприятий осуществляется посредством языка, усвоенного человеком с детства. В языке народа, так же как и в предметах, созданных трудом людей, фиксирован практический и познавательный опыт сотен поколений.
Воспринимая предметы и явления окружающего мира, человек называет их и тем самым относит их к определенной категории объектов (к предметам мебели, к животным, растениям, явлениям природы, событиям общественной жизни и т. п.). Словами он обозначает выделенные при восприятии признаки и связи этого предмета или явления с другими предметами и явлениями. В словах он выражает свои суждения об объектах восприятия. Конечно, само по себе наименование предмета еще не делает восприятие человека осмысленным. Если человеку сказали, что данный прибор называется перископом, то это вовсе не означает, что он осмыслил увиденное, хотя часть слова «скоп» и вызвала у него некоторые полезные ассоциации («микроскоп», «телескоп»). За словами должны стоять конкретные знания. Если они отсутствуют, предмет будет воспринят очень общо, неопределенно: «Это какой-то прибор, кажется, оптический». Чем больше у человека знаний о предмете, тем полнее и точнее он его воспримет.Смысловая оценка объекта восприятия может происходить мгновенно, без обдумывания. Это наблюдается при восприятии очень хорошо знакомых вещей, фактов, ситуаций. Так, при переходе через улицу большого города горожанин сразу ориентируется в обстановке, быстро обходит препятствия, мгновенно останавливается или убыстряет шаг, если это нужно. Знания правил уличного движения «превратились» в автоматизированные навыки, поэтому ему достаточно увидеть подъезжающую машину, чтобы мгновенно остановиться или ускорить шаг, смотря по обстановке.
Восприятие, будучи осмысленным, вместе с тем является и обобщенным. Всякое слово обобщает. Называя воспринятый объект знакомым словом, человек тем самым осознает его как частный случай общего. Глядя на сосну и называя это дерево «сосной», мы тем самым отмечаем признаки не только именно этой сосны (высокая, стройная, с раскидистой кроной, стоит у дороги и пр.), но и признаки сосны вообще, даже дерева вообще. Степень обобщенности восприятия может быть разной, что зависит от богатства и глубины наших знаний о предмете. Знания позволяют нам подойти к объекту с разных сторон, найти его место в системе других объектов.
- Сравним восприятие картины человеком, который мало знаком с живописью, и художественным критиком.
Если первый обратит внимание главным образом на содержание картины, то второй воспримет ее также со стороны образно выраженной идеи, особенностей композиции, техники рисунка, правдивости изображения, силы эмоционального воздействия на зрителя и т. п. В картине он увидит не только ее содержание, но и автора, его творческий замысел, мировоззрение, чувства, художественную манеру изображения действительности.
Если ученик третьего класса увидит в предложенном ему чертеже только квадрат, то ученик седьмого класса легко опознает в нем также прямоугольник, четырехугольник и параллелограмм.
Узнавание -особый процесс или действие сличения наличного стимула (объекта, действующего непосредственно на наши органы чувств) с уже созданными и хранящимися в памяти эталонами (представлениями). Узнавание бывает разной полноты и точности.
- Некоторые предметы мы узнаем сразу и безошибочно, даже при быстром и неполном восприятии.
Так, мы сразу узнаем своих близких друзей, любимые мелодии, вещи и инструменты, которыми пользуемся в труде. В таких случаях для узнавания достаточно двух-трех опознавательных признаков: контур фигуры человека, интонация голоса, звук шагов; первые аккорды музыкального произведения и пр. Эти признаки по ассоциации с другими признаками вызывают в сознании целостный образ предмета. Быстрое и точное узнавание называют специфическим узнаванием. Физиологической основой его является тонкая дифференцировка условного раздражителя от сходных с ним раздражителей и упроченный динамический стереотип.
Но иногда узнавание предмета бывает неопределенным. Например, мы ясно видим плывущую по озеру птицу, но не можем точно назвать ее. На уроке труда ученику советуют воспользоваться для опиловки бруска бархатным напильником, а ученик, точно не зная его признаков, берет напильник с грубой насечкой. Неточное узнавание называют не специфическим или неопределенным.
- При восприятии предмета в этом случае отражаются лишь общие, родовые признаки предмета (птица вообще, напильник вообще), но не отражаются отличительные признаки.
Физиологической основой не специфического узнавания является широкая генерализация условной связи в коре больших полушарий при взаимодействии обеих сигнальных систем.
Неточное, обобщенное узнавание можно сделать более точным, если направить восприятие человека посредством вопросов или описания того, что он видит и слышит. Иногда бывает достаточно назвать событие или картину, чтобы восприятие стало ясным. При организации учебной деятельности детей на уроке педагогу необходимо учитывать эту особенность восприятия человека. Наглядный материал всегда будет воспринят более полно и глубоко, если показ его сопровождается словом.
Понравилась статья? Подпишись на обновления! | |
Твитнуть |
⇐ Процесс избирательности и восприятия предметов человеком
Виды восприятия у человека ⇒
Создание смысла — IResearchNet
Создание смысла — важная и уникальная человеческая функция. Поскольку смысл не присущ никакому действию или событию, он должен быть сконструирован в уме участника или наблюдателя. Понимание прошлых событий обеспечивает контекст для принятия решений о настоящем и будущем поведении, а также текущее чувство идентичности людей.
В контексте психотерапии создание смысла представляет собой процесс изменения, в ходе которого клиенты конструируют значение эмоционально заряженных переживаний, облекая их в слова. Создание значения включает перцептивные, аффективные и когнитивные процессы. Это относится к созданию языка, который помогает клиентам понять, что они чувствуют. Это познание эмоций. Создание смысла является ключевым компонентом исследования психотерапевтического процесса, поскольку оно функционирует как критическое событие изменения внутри терапии.
Ниже приведен пример того, как создание смысла может иметь далеко идущие последствия для качества жизни человека и уровня успеха в выполнении соответствующих возрасту задач развития: 10-летний мальчик потерял мать, когда она погиб в автокатастрофе. Затем он интерпретировал смерть своей матери как акт отказа; он чувствовал себя небезопасно для установления тесных эмоциональных связей с другими, особенно с женщинами. Двадцать пять лет спустя он обратился за помощью к психологу из-за трудностей с вступлением в интимные отношения с партнером. Эти проблемы доставили большое беспокойство ему и его партнеру. В процессе психотерапии выяснилось, что он все еще злился из-за смерти своей матери и что он придерживался убеждения, что смерть его матери была актом отказа, из-за чего он не позволял себе эмоционально привязываться к кому-либо. Психотерапия продолжала помогать этому клиенту достичь осознания множественных возможных альтернативных значений относительно внезапной смерти его матери (т. поведение в отношениях может стать как расширенным, так и осознанным. Например, он мог бы выбрать женщин, способных установить долгосрочные интимные отношения, или он мог бы научиться преодолевать конфликты вместо того, чтобы прекращать отношения при первых признаках проблемы.
Создание смысла происходит при различных психологических подходах к лечению, таких как когнитивно-поведенческий, эмпирический и психодинамический. Он был идентифицирован как фактор лечения многих психологических состояний или расстройств (например, тревоги, депрессии или посттравматического стрессового расстройства). Исследования показали, что процессы изменения, связанные с успешным созданием смысла, включают как когнитивное, так и эмоциональное измерение. успешное создание значения включает в себя эмоциональное, эмпирическое исследование исходного события. В неудачных случаях создания смысла клиенты не проходят через процесс исследования происхождения убеждения или эмоции с большим опытом. Следовательно, эмоции и познание должны быть связаны при разработке терапевтического вмешательства, чтобы способствовать успешным эпизодам создания смысла.
Ссылки:
- Clarke, K.M. (1996). Процессы изменения в создании смыслового события. Журнал консалтинга и клинической психологии, 64, 465–170.
- Сарри, К. (1988). Интерпретация: событие или процесс? Клинический журнал социальной работы, 16, 378-390.
- Фон Глазерсфельд, Э. (1984). Введение в радикальный конструктивизм. В P. Watzlawick (Ed.), Выдуманная реальность (стр. 17–1–0). Нью-Йорк: Нортон.
См. также:
- Черты характера
- Консультативная психология
Поиск смысла жизни
Поиск смысла жизни Определение
Поиск смысла жизни связан с идеей о том, что люди сильно мотивированы на поиск смысла в своей жизни, то есть на способность понять природу свое личное существование и считают его значительным и целеустремленным. Жизнь кажется людям значимой, когда они могут удовлетворительно ответить на важные вопросы о своей жизни, такие как кто я, почему я здесь, что действительно важно для меня, что я должен делать со своей жизнью. Это обретение смысла жизни считается в некотором роде фундаментальной мотивацией, согласно которой люди должны воспринимать достаточное количество смысла в своей жизни. Иными словами, ощущение значимости, понятности или целесообразности своей жизни может быть необходимо для психологического функционирования человека.
Предыстория и история поиска смысла жизни
На протяжении тысячелетий попытки понять, что делает жизнь значимой, были задачей художников, теологов и философов. После Первой мировой войны некоторые влиятельные философы утверждали, что жизнь по своей сути бессмысленна. Они считали, что у Вселенной нет высшей цели, и поэтому люди были в одиночестве, пытаясь понять, в чем заключается их индивидуальная жизнь. Однако люди пойдут на многое, чтобы защитить свои представления о том, что такое жизнь на самом деле. Другими словами, они крепко держатся за свои жизненные смыслы. Например, многие люди стремятся защитить определенные религиозные, моральные или научные убеждения перед лицом противоречивых мнений или убеждений. Исходя из этого наблюдения, несколько психологов предположили, что люди должны быть мотивированы, чтобы найти смысл в своей жизни.
Альфред Адлер сказал, что люди врожденно стремятся достичь цели своей жизни, особенно посредством участия в общественной деятельности. Эрик Эриксон предположил необходимость самоинтеграции в дальнейшей жизни. При таком подходе поиск смысла фокусируется на попытках понять свой жизненный опыт и то, что все это означает в общей картине. Эрик Фромм подчеркивал важность смысла в человеческой жизни и предположил, что чувство отчужденности от других и бездумное чувство, мышление и действие в повседневной и рабочей деятельности снижают нашу способность находить жизнь значимой. Абрахам Маслоу считал, что смысл возникает в результате самореализации или полного раскрытия своего потенциала.
Идеи Фромма об отчуждении и автоматизации в современной жизни перекликаются с работами Виктора Франкла, человека, наиболее тесно связанного с психологической работой над смыслом жизни. Опыт Франкла, пережившего немецкие концлагеря Второй мировой войны, убедил его в важности поиска цели жизни. Он чувствовал, что самая большая разница между теми, кто выжил и не выжил в ужасных лагерях, заключалась не в том, сколько их заставляли работать, как мало им приходилось есть или насколько они подвергались воздействию стихии (каждый должен был работать до изнеможения, ни у кого не было достаточно еды, и все были сильно подвержены неблагоприятной погоде). Наоборот, Франкл считал, что принцип Фридриха Ницше — «имея собственное «зачем в жизни», мы уживемся практически с любым «как»» — имел решающее значение. Франкл считал, что все люди должны найти свое собственное, уникальное «почему» — иными словами, свою цель в жизни. Он писал, что те, кто нашел какой-то смысл или цель, с большей вероятностью выжили в концентрационных лагерях, а те, кто потерял свою цель, почти наверняка были обречены. После работ Франкла и его основания логотерапии (буквально, исцеления смысла) психологическая работа над важностью поиска смысла резко ускорилась. Аргумент Роя Баумайстера о том, что смысл жизни в значительной степени коренится в стремлении людей к ощущению цели, ценности того, что они делают, контролю и способностям, а также самооценке, открыл современную эру социально-психологических исследований в поисках смысла.
Необходимо провести два важных различия между поиском смысла жизни и связанными с ним психологическими процессами. Во-первых, хотя Франкл писал, что воля к смыслу побуждала каждого человека находить уникальный смысл своей жизни, другие проводили различие между поиском смысла и наличием смысла. Распространено мнение, что его будут искать только люди, не имеющие смысла жизни. По сути, предполагалось, что поиск и ощущение наличия смысла в жизни являются противоположными концами одного и того же континуума.
Несколько направлений исследований, однако, показывают, что поиск смысла отличается от его наличия. Психологические показатели того, насколько люди ищут смысл и сколько смысла люди ощущают в своей жизни, очень мало пересекаются. Кроме того, предположение о том, что поиск и обретение смысла являются противоположными версиями одного и того же, может быть связано с культурой. Иными словами, среди американцев европейского происхождения (которые часто мыслят категориями индивидуальности и дихотомии) существует небольшая обратная зависимость между ними (чем меньше у вас есть, тем больше вы ищете, и наоборот), тогда как некоторые данные свидетельствуют о том, что что среди людей из более традиционно коллективистских или холистических культур (которые часто думают в терминах отношений или гармонии, например, в Японии) эти две переменные могут быть положительно связаны (чем больше вы ищете, тем больше вы чувствуете, что у вас есть, и наоборот). наоборот). Те, чье культурное влияние находится где-то посередине (например, испанцы), по-видимому, не сообщают о какой-либо связи между ними. Наконец, некоторые данные также указывают на то, что поиск смысла и наличие смысла колеблются в своем отношении друг к другу в зависимости от возраста и этапов жизни. Например, связь может быть менее сильной в юности и более сильной в пожилом возрасте. Молодой человек может искать больше смысла и также чувствовать, что жизнь имеет смысл, тогда как пожилой человек с большей вероятностью будет искать смысл в жизни, если он или она чувствует, что жизнь несколько бессмысленна.
Второе важное различие, которое необходимо провести, — это поиск смысла жизни и поиск какого-либо смысла в травматическом или неприятном событии. Те, кто пережил травматические события, такие как нападение, потеря любимого человека или выкидыш, часто задаются вопросом, почему это произошло. Часто попытки ответить на такие вопросы называют поиском смысла. Вероятно, правильнее будет назвать их попытками найти ситуативное значение или атрибуцию. Поиск смысла жизни относится к попыткам понять, что означает жизнь человека в целом, а не к более ограниченным попыткам понять конкретное событие.
Важность поиска смысла жизни
Если поиск смысла жизни является важной психологической мотивацией, он должен быть важен для благополучия человека. Мы точно знаем, что наличие смысла в жизни связано с большим благополучием в отношениях, работе и жизни в целом, а также с меньшим психологическим стрессом. Однако мы не можем предполагать, что люди, которые ищут смысл жизни, просто менее счастливы и более огорчены. Поиск смысла жизни может побуждать людей погрузиться в религию, волонтерство, приключения в дикой природе или философию точно так же, как и доводить их до отчаяния. Даже люди, которые уже чувствуют, что их жизнь полна смысла, могут искать более глубокое понимание этого смысла, или пытаются приспособиться к большой перемене в жизни, такой как рождение детей, или они могут искать новые источники смысла. Например, успешный спортсмен может извлечь смысл из спортивных соревнований.
Те, кто находится на самом высоком уровне в поиске смысла, кажутся несколько менее счастливыми, более тревожными и более подавленными, но они также кажутся более открытыми и вдумчивыми в некоторых отношениях, размышляя о своем прошлом опыте и задавая вопросы о природе своих религиозных верований. . То, насколько люди ищут смысл, также меняется изо дня в день. В дни, когда люди ищут смысл жизни, они на самом деле счастливее. Таким образом, хотя люди, которые обычно ищут смысл, менее счастливы, люди, которые ищут смысл на мгновение, наслаждаются процессом в краткосрочной перспективе. В некотором смысле это поддерживает теорию о том, что поиск смысла является важной психологической мотивацией: те, кто способен удовлетворить временно сильные потребности в смысле в течение дня или двух, довольны своим успехом, в то время как те, кому приходится искать более длительное время или которые почти всегда пытаются удовлетворить эту потребность, несчастливы.