Осмысленность восприятия: Осмысленность. Что такое «Осмысленность»? Понятие и определение термина «Осмысленность» – Глоссарий

Осмысленность. Что такое «Осмысленность»? Понятие и определение термина «Осмысленность» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Осмысленность – смысловая наполненность по отношению к явлениям и объектам окружающей действительности. В психологии, как правило, говорят о категории «осмысленность восприятия».

Восприятие человека базируется не только на чувственной природе, важную роль играет этап осмысления. Человеку (при условии, что у него нет психических отклонений) не составляет труда сказать сразу, какой предмет он увидел (воспринял). Эта возможность появляется у него благодаря осмысленности восприятия, которая в данном случае означает вовлеченность мышления и процесса осознания значения.

Показательный пример приводят А. Гельб и К. Гольдштейн при описании в клинических наблюдениях течения болезни одного из своих подопечных. Больной не мог целостно воспринимать объекты, однако видел их своеобразные замены. Так, например, вместо дворника на улице он видел длинную черту и хаотичные точки то в одном месте, то в другом. Несмотря на то, что у него не было четкой картины перед глазами, он все равно знал, что это дворник, поскольку видел эту «замену» в своем сознании ежедневно.

У больного сенсорные процессы протекали отдельно от мыслительных актов, что является причиной подобного искажения восприятия. Здоровые люди обладают способностью воспринимать объекты и явления осмысленно – за счет единства чувственного и логического. Еще один пример, который иллюстрирует этот процесс: человек может легко повторить за говорящим слова знакомой ему речи и значительно искажает слова, произнесенные на чужом для него языке.

< Ориентация

Ответственность >

Популярные термины

    Осмысленность

    «Самое трудное — найти смысл. Мы ищем его всю жизнь»

    Какими нас видит сегодня логотерапия? Ученица Виктора Франкла Элизабет Лукас — о влиянии экономических обстоятельств на психическое состояние людей, о преодолении душевных кризисов и особом духовном уровне в психотерапии.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Семьи нет, друзей нет, в карьере — потолок. Для чего я живу?»
    • «Жена не может забыть мою измену и бьет по лицу. Как наладить отношения?»
    • Достаточно четырех минут: психологи выяснили, как первое впечатление влияет на исход свидания
    • Расписание на день: 6 расслабляющих упражнений— попробуйте сегодня
    • Управление, менеджмент и творчество: как развивать бизнес в трудные времена — 11 советов коуча
    • Как полюбить себя больше других: советы специалиста по самопринятию
    • «Меня бесят люди со смартфонами»
    • Заразный «кракен»: чем опасен новый вариант коронавируса

    Сегодня читают

    • С любимыми расставайтесь: почему поддерживать отношения на расстоянии лучше, чем жить вместе
    • Экстраверты, невротики и токсики: что говорит о вас любимое блюдо — проверьте себя
    • «Муж переписывается с другой женщиной: сожалеет о браке и жалуется, что я плохая мать»
    • Любовь к порно разрушает романтические отношения: новое исследование это подтверждает
    • «Метод серого камня»: как эффективно защищаться от нарциссов и других токсичных личностей
    • «Подруга захотела заняться сексом с моим парнем, и он согласился»

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерЗИМА 2022 — 2023 №72

    Подробнее

    спецпроекты

    Осмысленность восприятия.

    Основы общей психологии

    Осмысленность восприятия

    Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы, которые имеют определенное значение.

    Практически для нас существенно именно значение предмета, потому что оно связано с его употреблением: форма не имеет самодовлеющей ценности; она обычно важна лишь как признак для опознания предмета в его значении, т. е. в его отношениях к другим вещам и в возможном его употреблении. Мы сплошь и рядом можем сразу сказать, что, т. е. какой предмет, мы восприняли, хотя затруднились бы воспроизвести те или иные его свойства — его цвет или точную форму. По различному колеблющемуся, изменяющемуся содержанию мы узнаем один и тот же предмет. Будучи осознанием предмета, восприятие человека нормально включает акт понимания, осмысления. Восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления.

    Чувственное и смысловое содержание восприятия при этом не рядоположны; одно не надстраивается внешним образом над другим; они взаимообусловливают и взаимопроникают друг в друга. Прежде всего смысловое содержание, осмысливание предметного значения опирается на чувственное содержание, исходит из него и является не чем иным, как осмысливанием предметного значения данного чувственного содержания.

    В свою очередь осознание значения воспринимаемого уточняет его чувственно-наглядное содержание. В этом можно убедиться на простом примере. Стоит попытаться воспроизвести звуковой материал речи людей, говорящих при нас на неизвестном нам языке. Это окажется очень трудно сделать, между тем как никаких трудностей не составит воспроизвести слова на родном или вообще знакомом языке; знакомое значение слов помогает дифференцировать звуковую массу в нечто членораздельное. Чувственное содержание восприятия до известной степени перестраивается в соответствии с предметным значением воспринятого: одни черты, связанные с предметным значением, выступают больше на первый план, другие отступают, как бы стушевываются; в результате оно обобщается.

    В частности, осмысленное восприятие звуков речи и есть такое обобщенное восприятие — восприятие фонем.

    Сама структура восприятия, которую гештальтпсихология хотела превратить в нечто самодовлеющее, неизбежно оказывается зависимой от предметного содержания восприятия. Это предметное содержание восприятия может сказаться на всех его чувственных качествах, на константности и трансформации цветов.

    Особенно показательно значение этого единства и взаимопроникновения чувственного и смыслового содержания для нормального восприятия выступает в патологических случаях. При так называемой духовной слепотеили глухоте, при зрительнойили

    слуховой асимволикебольной воспринимает чувственные свойства вещей и их форму или структуру, но они утрачивают для него значение. Он не узнает и не понимает того, что видит или слышит, он не знает названия воспринимаемых предметов и не в состоянии ими пользоваться.

    А.Гельб и К.Гольдштейн приводят из своих клинических наблюдений любопытный случай больного, который до известной степени заменял отсутствующее у него непосредственное восприятие значения предметов и их узнавание своего рода угадыванием, основывающимся на опосредованных умозаключениях. Во время прогулки, на расстоянии нескольких шагов от себя, больной «видит» человека, который подметает. Больной говорит врачу: «Человек там подметает — я знаю, я его вижу ежедневно». — «Что вы видите?» — «Длинную черту. Затем что-то вижу — то здесь, то там». По этому поводу больной рассказывает, как он узнает на улице людей и повозки: «Люди — длинные и узкие, повозки — широкие и значительно больше. Это сейчас же можно заметить». Восприятие этого больного в точности соответствует тому, как традиционная теория изображала нормальное полноценное восприятие человека: с одной стороны — элементарные сенсорные процессы, с другой — надстраивающиеся над ними мыслительные акты. Но если эта теория так точно соответствует патологическому восприятию, то из этого с очевидностью следует, что она не соответствует восприятию нормальному.

    Сопоставление нашего нормального восприятия с восприятием больного, который устанавливал значение воспринимаемого лишь в результате опосредованных умозаключений, с очевидностью обнаруживает, в чем заключается специфическая особенность нашего восприятия: у больных, страдающих духовной слепотой или асимволикой, имеются, с одной стороны, чувственные дифференцировки, с другой — надстраивающиеся над ними акты мысли, но нет единства и взаимопроникновения одного и другого внутри восприятия; между тем существеннейшей чертой нормального восприятия человека является именно взаимопроникновение и единство чувственного и логического.

    В психологии восприятия особенно рельефно выступает существенная для психологии в целом антитеза: с одной стороны, осмысленность отрицается вовсе, сводится к структуре и т. п.; с другой стороны, ее признание выражается в идеалистической концепции о «смыслах» и «значениях» как самодовлеющих сущностях, противостоящих объективной действительности. В противоположность первой точке зрения мы признаем осмысленность человеческого восприятия как специфическую его черту. В противоположность второй осмысленность восприятия определяется самим отношением его к объективной действительности. Осмыслить восприятие — значит осознать предмет, который оно отображает. Осмыслить восприятие — значит выявить предметное значение его сенсорных данных. В процессе осмысливания чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, отвлечению различных сторон, обобщению. Таким образом, мышление включается в само восприятие, подготовляя вместе с тем изнутри переход от восприятия к представлению и от него к мышлению.

    Единство и взаимопроникновение чувственного и логического составляют существенную черту человеческого восприятия.

    Осмысленность восприятия означает, что в него включается мышление, осознание значения, но мышление всегда заключает переход от единичного через особенное к общему. Тем самым восприятие человека приобретает в известной степени обобщенный характер. Воспринимая единичный предмет или явление, мы можем осознать его как частный случай общего. Этот переход от единичного, отдельного к общему совершается уже внутри восприятия.

    Когда физик или химик демонстрирует какой-нибудь опыт, он пользуется определенными приборами и реактивами. Но положение или закон, который он посредством этого опыта доказывает, относится не специально только к данным объектам, а имеет более общее значение. Поэтому, чтобы понять опыт, надо воспринять то, что совершается во время опыта, как частный случай какой-то общей закономерности. Точно так же, когда математик доказывает, что сумма углов в треугольнике равняется двум прямым, то для того, чтобы понять это положение в его обобщенном значении, надо данный, нарисованный мелом на доске, треугольник осознать вместе с тем как частного представителя общего понятия треугольника в его обобщенных чертах.

    Некоторая доля общности есть в каждом сознательном восприятии. Но степень его обобщенности может быть различной. Эту лежащую передо мной книгу я могу воспринять именно как эту мне принадлежащую книгу с какой-то пометкой на титульном листе, я могу в другом случае воспринять ее как экземпляр такого-то курса психологии такого-то автора; я могу, далее, воспринять этот же предмет как книгу вообще, фиксируя сознательно лишь те черты, которыми книговедение характеризует книгу в отличие от других продуктов полиграфического производства. Когда этот единичный, данный мне в чувственном восприятии предмет я воспринимаю в качестве частного представителя «курса психологии» или «книги», налицо обобщенное восприятие.

    А.Гельбом и К.Гольдштейном собран большой клинический материал, который наглядно подтверждает, что восприятие, вовсе лишенное обобщенности, носит патологический характер. Тем самым косвенно на патологических примерах обнаруживается значение обобщения в нормальном восприятии человека.

    В частности, Гельб и Гольдштейн подвергли детальному исследованию больного, который утратил способность называния цветов. Этот больной не мог ни сам употреблять название цветов, ни понять их значение, когда их употребляли другие. Цвета представлялись ему всегда как цвета определенных предметов, например голубой цвет — как цвет незабудки. Исследование показало, что собственно цветоощущение у него было совершенно нормально; он различал все оттенки цветов. И тем не менее его отношение к цветам было своеобразно. При испытании он оказался не в состоянии подобрать к данному ему образцу куски цветной шерсти того же цвета, если их окраска отличалась насыщенностью или яркостью. Всякий образец вызывал у больного особое впечатление, определяемое то оттенком, то яркостью. Поэтому, если два цвета, например цвет данного образца и одного из кусков цветной шерсти, которые служили для опытов, были объективно одного и того же оттенка, но различной яркости, они не представлялись больному сходными, потому что перевес могло взять впечатление яркости. Для признания двух цветов сходными больному часто требовалось полное тожество их; иногда больной их отожествлял на основании одинаковой яркости, в другой раз — на основании одинаковой насыщенности. Но он никак не мог при сравнении систематически придерживаться одного данного ему принципа и выделить тот же цвет при различной яркости или насыщенности. Такая константность цвета, которая сохраняется в различных конкретных ситуациях при различной яркости, насыщенности и прочем, требует того, чтобы цвета различной яркости, насыщенности и прочее воспринимались как частные случаи такого-то цвета, объективно занимающего определенное место в спектре.

    У этого больного каждое цветоощущение было единичной данностью, которая не осознавалась им в своем обобщенном значении. У него не было обобщенного восприятия красного, зеленого и т. д. цветов, к которому он мог бы отнести различные их оттенки. Это отсутствие обобщенности в восприятии и было источником всех отклонений в его обращении с цветами и причиной своеобразного нарушения у него речи, выразившегося в неспособности пользоваться общепринятыми названиями цветов.

    Опираясь на эти и аналогичные им факты, Гельб и Гольдштейн выдвинули положение о том, что основной особенностью нормального восприятия человека является его «категориальность». Обозначение обобщенного восприятия категориальным заключает в себе неправомерное отожествление каждого понятия, под которое подводится воспринимаемый предмет, с категорией. За этим скрывается идеалистическая установка, стремящаяся целиком подчинить чувственное содержание восприятия общим понятиям как конституирующим его «категориям». Учение о «категориальности» восприятия утверждает примат логического над чувственным. Мы отвергаем эту идеалистическую концепцию категориальности восприятия и исходя из диалектического тезиса о единстве общего и единичного в восприятии человека. <…>

    Нормальное восприятие человека характеризуется тем, что, воспринимая единичное, он обычно осознает его как частный случай общего. Уровень этой обобщенности изменяется в зависимости от уровня теоретического мышления. В силу этого наше восприятие зависимо от интеллектуального контекста, в который оно включается. По мере того как мы иначе понимаем действительность, мы иначе и воспринимаем ее. В зависимости от уровня и содержания наших знаний мы не только по-иному рассуждаем, но и по-иному непосредственно видим мир.

    При этом в зависимости от значимости воспринятого для личности оно остается либо только более или менее безличным предметным знанием, либо включается в личностный план переживания. Из просто воспринятого оно становится в последнем случае пережитым, испытанным, иногда выстраданным; в таком случае оно не только открывает тот или иной аспект внешнего мира, но и включается в контекст личной жизни индивида и, приобретая в нем определенный смысл, входит в самое формирование личности как более или менее существенный фактор.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Значение восприятия (Смысл восприятия)

    Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может

    39. Свойства восприятия

    39. Свойства восприятия Избирательность восприятия. Предметы и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и

    Преграды для восприятия

    Преграды для восприятия Дона Карлетта подчеркивала, что наше осознание привлекающего или раздражающего нас аспекта клиента имеет ключевое значение, поскольку в ином случае мы склонны восставать против этой характеристики или игнорировать ее, и наши способности

    АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ

    АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ Взяв за основу предыдущие рассуждения, перейдем к осмыслению некоторых фундаментальных аспектов восприятия, таких как узнавание, центрирование и подготовленность. УЗНАВАНИЕКак только установилась стабильная схема (или шаблон) восприятия, любой

    Историчность восприятия

    Историчность восприятия Как сознательный процесс, восприятие включается в процесс исторического развития сознания. Человеческое восприятие исторично. Чувственное восприятие человека не есть только сенсорный акт, обусловленный лишь физиологической природой

    Осмысленность существования

    Осмысленность существования У нас как на чудака смотрят на человека, ищущего «смысл жизни». Нашел чем мучиться! На самом же деле наличие ценностей, смысла, понимания «ради чего» жить — мощнейший источник жизненной энергии. Врачи и психологи, к сожалению, хорошо знают, что

    Структура восприятия

    Структура восприятия Процесс восприятия представляет собой сложную и изначально бессознательную оценку сенсорной информации, а также другие факторы, распадающиеся на два основных вида: ожидания и

    Ловушки восприятия

    Ловушки восприятия Всякий человек «реагирует только на свой опыт, но его опыт – это совсем не то, что может обнаружить объективный сторонний наблюдатель, – это только то, что сам индивид там находит» [431]. В соответствии с этим положением его авторы Томас и Знанецкий

    Проблема восприятия

    Проблема восприятия Наша подруга рассказала о таком случае. Начальница собрала совещание и сообщила сотрудникам следующее: «Никто из вас не находится на грани нервного срыва, а это значит, что вы работаете недостаточно упорно».При всем желании трудно найти лучший пример

    Иллюзии восприятия

    Иллюзии восприятия Слово «иллюзия» происходит от латинского слова illudo, означающего «обманываю, насмехаюсь, разыгрываю». И действительно, еще с древних времен известно свойство нашей психики зачастую искаженно воспринимать внешний мир. Отдельные примеры иллюзорного

    Предвзятость восприятия

    Предвзятость восприятия Эмоции являются мощнейшими усилителями нашего восприятия. Они способствуют надежному закреплению созданного «интегрального образа» (по А. А. Ухтомскому), в который включена и наша собственная оценка события, в фонде памяти. Поэтому значение

    От восприятия к поведению

    От восприятия к поведению Одним из основных компонентов организации личности являются последовательности различных видов схем, которые действуют аналогично сборочной линии. Для простоты изложения эти структуры могут рассматриваться как действующие в логической

    Качество восприятия

    Качество восприятия Наряду с познавательным и эмоциональным аспектами, большой вклад в разнообразие осознанных сновидений вносит качество восприятия. Одни образы могут быть подернуты дымкой или лишены четких очертаний, другие — доводить до головокружения своим

    Самость: внутренняя сосредоточенность, духовная просветленность и осмысленность

    Самость: внутренняя сосредоточенность, духовная просветленность и осмысленность Гестия представляет архетип сосредоточенности. Она — безмолвная суть, источник осмысленной активности, внутренняя точка опоры, позволяющая женщине держаться на своих позициях среди

    Эффект осмысленности в тахистоскопическом восприятии слов

    • Адерман Д. и Смит Э. Э. Ожидание как детерминанта функциональных единиц перцептивного распознавания. Когнитивная психология, 1971, 2, 117–129.

      Артикул Google ученый

    • Барон Дж. Последовательные этапы распознавания слов. В S. Dornic и PMA Rabbitt (Eds.), Внимание и производительность V . Нью-Йорк: Academic Press, в печати.

    • Барон Дж. и Терстон И. Анализ эффекта превосходства слов. Когнитивная психология, 1973, 4, 207–228.

      Артикул Google ученый

    • Бьорк, Э. Л., и Эстес, В. К. Идентификация букв в зависимости от языкового контекста и условий маскировки. Память и познание, 1973, 1, 217–223.

      Артикул Google ученый

    • Кларк, Х. Х. Ошибка языка как фиксированного эффекта: критика языковой статистики в психологических исследованиях. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 1973, 12, 335–359.

      Артикул Google ученый

    • Фейгенбаум, Э. А. Моделирование словесного обучения. В Э. А. Фейгенбаум и Дж. Фельдман (ред.), Компьютеры и мысли . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1963.

      . Google ученый

    • Форстер К.И. и Чемберс С.М. Лексический доступ и время наименования. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 1973, 12, 627–635.

      Артикул Google ученый

    • Гибсон Э. Дж. Учимся читать. Наука, 1965, 148, 1066–1072.

      Артикул пабмед Google ученый

    • Гибсон, Э. Дж., Бишоп, С. Х., Шифф, В., и Смит, Дж. Сравнение осмысленности и произношения как принципы группировки при восприятии и запоминании вербального материала. Журнал экспериментальной психологии, 1964, 67, 173–182.

      Артикул пабмед Google ученый

    • Гибсон, Э. Дж., Оссер, Х., и Пик, А. Д. Исследование развития соответствий графема-фонема. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 1963, 2, 142–146.

      Артикул Google ученый

    • Гибсон, Э. Дж., Пик, А., Оссер, Х., и Хаммонд, М. Роль графемно-фонемного соответствия в восприятии слов. Американский журнал психологии, 1962, 75, 554–570.

      Артикул Google ученый

    • Гибсон, Э. Дж., Шурклифф, А., и Йонас, А. Использование орфографических моделей глухими и слышащими субъектами. В H. Levin and JP Williams (Eds.), Основные исследования по чтению . Нью-Йорк: Harper & Row, 1970.

      . Google ученый

    • Хинцман, Д.Л. Исследования с моделью дискриминационной сети для обучения парных ассоциаций. Журнал математической психологии, 1968, 5, 123–162.

      Артикул Google ученый

    • Кинч, В. Абстрактные существительные: Образность против лексической сложности. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 1972a, 11, 59–65.

      Артикул Google ученый

    • Кинч В. Заметки о структуре семантической памяти. В E. Tulving and W. Donaldson (Eds.), Организация памяти . Нью-Йорк: Academic Press, 19.72б.

      Google ученый

    • Kucera, H., & Francis, W. N. Вычислительный анализ современного американского английского . Провиденс, Род-Айленд: издательство Университета Брауна, 1967.

      . Google ученый

    • Массаро, Д. В. Восприятие букв, слов и не слов. Журнал экспериментальной психологии, 1973, 100, 349–353.

      Артикул пабмед Google ученый

    • Mayzner, M.S., & Tresselt, ME. Таблицы подсчета частоты одиночных букв и биграмм для различных комбинаций длины слова и положения буквы. Приложения к психономической монографии, 1965a, 1, 13–32.

      Google ученый

    • Mayzner, M.S., & Tresselt, ME. Таблицы подсчета частоты триграмм для различных комбинаций длины слова и положения буквы. Приложения к психономической монографии, 1965b, 1, 33–78.

      Google ученый

    • Мортон, Дж. Взаимодействие информации при распознавании слов. Психологический обзор, 1969, 76, 165–178.

      Артикул Google ученый

    • Ньюбиггинг, П. Л. Перцептивная реинтеграция частых и нечастых слов. Канадский журнал психологии, 1961, 15, 123–132.

      Артикул пабмед Google ученый

    • Пайвио А. и О’Нил Б. Дж. Пороги визуального распознавания и параметры значения слова. Восприятие и психофизика, 1970, 8, 273–275.

      Артикул Google ученый

    • Пирс, Дж. Некоторые источники артефактов в исследованиях тахистоскопического восприятия слов. Журнал экспериментальной психологии, 1963, 66, 363–370.

      Артикул пабмед Google ученый

    • Почтальон Л. и Розенцвейг М. Р. Практика и перенос визуального и слухового распознавания вербальных стимулов. Американский журнал психологии, 1956, 69, 209–226.

      Артикул пабмед Google ученый

    • Райхер, Г. М. Перцептивное узнавание как функция значимости стимульного материала. Журнал экспериментальной психологии, 1969, 81, 274–280.

      Артикул Google ученый

    • Рубинштейн, Х. , Гарфилд, Л., и Милликен, Дж. А. Гомографические записи во внутреннем лексиконе. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 1970, 9, 487–494.

      Артикул Google ученый

    • Рубинштейн, Х., Льюис, С.С., и Рубенштейн, М. Гомографии во внутреннем лексиконе: влияние систематичности и относительной частоты значений. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 1971а, 10, 57–62.

      Артикул Google ученый

    • Рубинштейн, Х., Льюис, С.С., и Рубинштейн, М. Доказательства фонематического перекодирования при визуальном распознавании слов. Журнал вербального обучения и вербального поведения, 1971b, 10, 645–657.

      Артикул Google ученый

    • Rumelhart, D.E., & Siple, P. Процесс распознавания тахистоскопически представленных слов. Психологическое обозрение, 1974, 81, 99–118.

      Артикул пабмед Google ученый

    • Шиффрин Р. М. и Гарднер Г. Т. Возможности визуальной обработки и контроль внимания. Журнал экспериментальной психологии, 1972, 93, 72–82.

      Артикул пабмед Google ученый

    • Siegel, S. Непараметрическая статистика для поведенческих наук . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1956. 9.0005

      Google ученый

    • Smith, EE, & Spoehr, KT. Восприятие печатного английского языка: теоретическая перспектива. В BH Kantowitz (Ed.), Обработка информации человеком: учебные пособия по производительности и познанию . Потомак, Мэриленд: Erlbaum Press, 1974.

      Google ученый

    • Смит, Ф. Понимание чтения . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 19 лет.71.

      Google ученый

    • Шпор, К. Т. Лингвистические процессы при восприятии буквенных последовательностей. Неопубликованная докторская диссертация, Стэнфордский университет, 1973.

    • Шпор, К.Т., и Смит, Э.Э. Единицы восприятия и процессы синтаксического анализа при восприятии слов. Документ, представленный на 13-м ежегодном съезде Психономического общества, Сент-Луис, 1972 г.

    • Шпор, К. Т., и Смит, Э. Э. Роль слогов в обработке восприятия. Когнитивная психология, 1973, 5, 71–89.

      Артикул Google ученый

    • Тулбинг, Э., и Голд, К. Информация о стимулах и контекстуальная информация как детерминанты тахистоскопического распознавания слов. Журнал экспериментальной психологии, 1963, 66, 319–327.

      Артикул Google ученый

    • Уилер, Д. Д. Процессы распознавания слов. Когнитивная психология, 1970, 1, 59–85.

      Артикул Google ученый

    • Winer, B. J. Статистические принципы в планировании эксперимента . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1971.

      . Google ученый

    Скачать литературу

    Характеристики самовосприятия и осмысленности жизни профессионально детерминированных студентов

    Открытый доступ

    Проблема

    Веб-конференция SHS.

    Том 70, 2019

    Тенденции развития психолого-педагогического образования в условиях переходного общества (ICTDPP-2019)
    Номер статьи 08034
    Количество страниц) 6
    Раздел Психология образования в условиях перемен: риски и вызовы инноваций
    DOI https://doi.org/10.1051/shsconf/20197008034
    Опубликовано онлайн 22 ноября 2019 г.

    SHS Web of Conferences 70 , 08034 (2019)

    Любовь Рюмшина *

    Южный федеральный университет, 344711 Ростов-на-Дону, Россия

    * Автор, ответственный за переписку: [email protected] ru

    Реферат

    Профессиональная идентичность есть воплощение жизненных смыслов и ценностей личности. Его выполнение зиждется в своей основе на восприятии человеком самого себя и отношении к себе. Даже выбрав определенную профессию и изучая ее, у студентов остается выбор дальнейшей профессиональной идентичности. Учитывая изложенное, целью работы является изучение особенностей самовосприятия и смысловых ориентаций профессионально детерминированных студентов. Методическими инструментами исследования выступили шкалы самоактуализации Маслоу, тест смысловых ориентаций, анкета, направленная на выявление профессионально определенных и недетерминированных студентов. 9В исследовании приняли участие 6 студентов. Результаты показали, что профессионально целеустремленные студенты имеют тенденцию к достаточно высокой общей осмысленности жизни. Они чувствуют, что могут управлять своей жизнью и несут достаточный уровень ответственности. Самооценка профессионально определенных студентов связана с позитивным восприятием своей жизни в каждый из ее периодов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts