36. Основатели (зарубежные и отечественные) клинической психологии » Шпоры для студентов
АЙЗЕНК (Eysenck) Ганс Юрген (4 марта 1916 — 4 сентября 1997), английский психолог немецкого происхождения, основатель клинической психологии в Британии, один из ведущих современных исследователей интеллекта, придерживающийся идеи его генетической предопределенности.
Родился в Берлине, обучался в различных частных школах Европы, в 1934 покинул Германию. Изучал физику, а затем психологию в Лондонском университете. Профессор психологии (с 1955), преподавал в ряде ведущих университетов, в 1983-1985 президент Международного общества исследователей индивидуальных различий, редактор-основатель журнала «Behavior Research and Therapy» (1963), с 1980 редактор журнала «Personality and Individual Differences».
Первые научные публикации посвящены факторному аналитическому исследованию тестов по определению коэффициента интеллектуальности. Продемонстрировал наличие общего фактора интеллектуальности, фактически поддержав идею Ч. Спирмана об общей интеллектуальной функции. Разработал несколько широко используемых стандартных психологических тестов: «Mandsley Personality Inventory» (1959), «Eysenk Personality Inventory» (1963), «Eysenk Personality Questionaire» (1975, совместно с женой Сибиллой Б. Г. Айзенк). Позднее, будучи сотрудником ведущих психиатрических центров Великобритании, начинает заниматься проблемами клинической психологии, главным образом, теорией личности и критикой психоанализа. Одна из основных идей Айзенка состоит в выделении экстраверсии – интроверсии и невротизма –стабильности в качестве основных факторов человеческой личности. Кроме того, Айзенк предположил, что существуют типы личности, склонные к определенным видам психопатологий; например, невротические интроверты более склонны к депрессиям, а невротические экстраверты – к истериям. В дальнейшем ученый расширил сферу исследований личностной предрасположенности к различным заболеваниям. Не считая психоанализ (особенно в его фрейдистском варианте) эффективным средством лечения душевных расстройств, Айзенк высказывается в пользу так называемой «бихевиоральной психотерапии». С 1970-х возобновляет исследования по проблемам искусственного интеллекта, сконцентрировав внимание на поиске критерия оценки интеллекта и взаимосвязи наследственных факторов и воспитания.
КЕЛЛИ (KELLY) ДЖОРДЖ АЛЕКСАНДЕР — (1905 Перт, Канзас, США — 1977, Колумбус, Огайо, США) — американский психолог, автор теории личностных конструктов. В 1931 г. защитил докторскую диссертацию по философии в университете Айовы. С 1946 г. — профессор и директор клинической психологии университета штата Огайо. Келли является одним из основателей современной клинической психологии. В рамках его теории, каждый человек рассматривается как некий исследователь, который строит образ окружающего мира при помощи определенных категориальных шкал, или «личностных конструкторов», свойственных именно ему. На основе этого образа мира происходит выдвижение гипотез о событиях, планирование и реализация тех или иных действий. Диагностика. Для изучения личностных конструктов им был разработан метод «репертуарных решеток», который был призван дополнить клинический метод описания уникального индивидуального опыта. The Psychology of Personal Constructs. 1955; A Theory of Personality. 1963
В 1896 году Л. Уитмер, сменивший на посту профессора университета Пенсильвании Кеттелла, открыл первую в мире психологическую клинику. Уитмер — по отзывам, «безнадежно сварливый и скрытный», «тщеславный карлик» — начал развивать направление, которое он назвал клинической психологией. То, что Уитмер практиковал в своей клинике, не было клинической психологией в том смысле, какое сегодня вкладывается в это понятие. Его деятельность была посвящена диагностике и лечению отклонений в умственном развитии школьников. Современная же клиническая психология занимается более широким диапазоном психологических нарушений — от легких отклонений до тяжелых форм — людей всех возрастов. Хотя Уитмер способствовал развитию клинической психологии и вполне обоснованно пользовался этим термином, на самом деле это направление намного шире того, с чем он имел дело.
Он являлся одним из тех представителей функционализма, которые полагали, что современная наука должна помогать людям решать их проблемы, а не изучать содержимое их умов.
Страницы жизни. Лайтнер Уитмер родился в 1867 году в Филадельфии, штат Пенсильвания, в семье зажиточного аптекаря, который верил в силу образования. Он закончил Пенсильванский университет в 1888 году, затем некоторое время преподавал историю и английский язык в частной школе в Филадельфии, после чего вернулся в университет, поступив на курс юриспруденции.
Очевидно, что Уитмер не думал о карьере психолога, но по причинам, которые остаются неясными, он изучал экспериментальную психологию у Кеттелла и получил место ассистента на психологическом факультете. Уитмер начал исследовать индивидуальные различия во времени реакции; его надежды были связаны с получением докторской степени в университете Пенсильвании. Но Кеттелл порекомендовал ему поехать в Германию и продолжить там свое образование.
В Германии он учился у Вундта и Кюльпе. Уитмера не вдохновлял подход Вундта, и позже он говорил, что кроме степени ничего в Лейпциге не получил. Вундт не позволил Уитмеру продолжать работу по изучению времени ответной реакции, которую тот начал с Кеттеллом, принуждая его заниматься интроспективными исследованиями элементов сознания. Уитмер критиковал метод исследования Вундта, называя его «сомнительным». Он описывал, как Вундт заставлял Титченера повторять наблюдения, «потому что результаты, полученные Титченером, были не теми, что ожидал Вундт». Но Уитмер все же получил свою докторскую степень, вернулся домой и летом 1892 года занял новый пост в университете штата Пенсильвания. В том же году Холл организовал Американскую психологическую ассоциацию, одним из членов которой стал Уитмер. Американскую психологию начал охватывать функциональный, прикладной дух.
Становление современной отечественной психологии связано с именами Сеченова, Бехтерева, Павлова, заложившими физиологические основы изучения психики. Всемирное признание получили работы Павлова, посвященные изучению условных рефлексов, механизмов высшей нервной деятельности. Многие вопросы, имеющие существенное значение для современной психологии, такие как теория темперамента, учение о взаимодействии полушарий и др., были впервые поставлены Павловым. Однако в целом для подхода Павлова был характерен физиологический редукционизм, который проявился в сведении психического к его физиологическим механизмам. Бехтерев, сформулировавший концепцию психологии как науки, исходил из принципиальных положений теории Сеченова. Основой его научной программы изучения психики явилось положение об объективности психологического исследования и разносторонности изучения психики. При этом Бехтерев исходил из сложной детерминации поведения личности условиями ее прошлой жизни, актуальными обстоятельствами и наследственностью. Следовательно, для изучения поведения и личности в целом необходим целостный подход с привлечением не только психологии, но и смежных наук. Под его руководством развернулись работы по изучению одаренности, интересов детей, особенностей трудновоспитуемых, профессиональных особенностей личности, работоспособности, влияния патогенных факторов на мозговую деятельность и др. Фактически эти исследования носили комплексный науковедческий характер.
Большой вклад в развитие психологии внес Выготский, разработавший культурно-историческую концепцию; он писал: «Для того, чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной жизни человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности не в глубинах мозга, и не в глубинах духа, а во внешних условиях жизни, в социально-исторических формах существования человека». Особое внимание Выготский уделял изучению высших психических функций, мышлению и речи, рассматривая слово, знак как психологическое орудие, посредством которого строится сознание. Разработка культурно-исторической концепции поставила вопрос о двойной детерминации психического: природной и социальной. Дальнейшее развитие эта концепция получила в работах Леонтьева об общественно-историческом развитии психики и концепции деятельности, а также в работах Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, в которых механизмы интериоризации (то есть перевода внешних действий во внутренний план) рассматриваются в качестве основных механизмов формирования психического. Проблемы детерминации психического нашли свое разрешение в трудах Рубинштейна, который выступает не только как ученый, методолог, но и как один из организаторов Российской психологической науки. Систему своих идей Рубинштейн изложил в фундаментальном труде «Основы общей психологии». Он провел научный анализ деятельности, действий и операций в их отношениях к целям и мотивам. Им разработаны методологические принципы, составившие основу отечественной психологии, такие как принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности. Ананьев продолжил разработку идей Бехтерева, под его руководством были всесторонне изучены почти все виды ощущений, восприятий и представлений, особенно зрение и осязание, он разрабатывал учение о сенсорной организации человека. Ананьев заложил теоретические основы и реализовал на практике комплексное изучение человека, им заложены основы возрастной психологии взрослых и проведены масштабные лонгитюдинальные исследования, в которых получены уникальные данные о развитии взрослого человека. Предметом психологии, с точки зрения Ананьева, является многоуровневая система организации психики, взятая в связях с разными сторонами природы человека — его структурой, развитием и деятельностью.
История возникновения клинической психологии | Студент-Сервис
Взаимопроникновение медицины и психологии основывается на соотношении в жизни человека биологических и социальных факторов, на связи телесных функций с психическими. Уже у Гиппократа
(460–377 гг. до н. э.) мы можем встретить указание на роль адаптационных возможностей организма и на важность межличностных отношений, складывающихся между врачом и больным. Именно этому врачу-
философу античности принадлежит известное высказывание о том, что медику гораздо важнее знать, какой человек страдает болезнью, чем знать, какая болезнь имеется у человека. Но от понимания необходимости
глубокого изучения психологических аспектов клинических феноменов до возникновения особой отрасли науки — клинической психологии — прошло немало времени.
Сам термин «клиническая психология» появился в 1896 году, когда американский психолог Лайтнер Уитмер (Ligthner Witmer), обучавшийся в Институте экспериментальной психологии В. Вундта, по возвращении из Лейпцига основал первую в мире психологическую клинику при университете штата Пенсильвания в США. Фактически эта клиника являлась психолого-педагогическим центром, в котором обследовались и проходили курс коррекции дети с плохой успеваемостью и другими проблемами в обучении. Примечательно то, что термин «клиническая» по отношению к деятельности своего психолого-педагогического центра был использован Л. Уитмером в узком смысле: он подразумевал под ним особый метод индивидуальной работы
с проблемными детьми, в котором главенствующую роль играла диагностика их интеллектуальных способностей посредством специальных тестов. Уникальной особенностью клинико-психологического метода Л. Уитмер считал возможность его применения по отношению к любым людям — взрослым или детям, — которые отклоняются в какую-либо сторону от средних показателей психического развития, т. е. не вписываются в стандартные рамки образовательных и воспитательных
программ.
Таким образом, клиническая психология по Л. Уитмеру представляла собой особую форму психодиагностики, психологического консультирования и психокоррекции, ориентированную на индивидуальные, нестандартные проявления психики ребенка и связанные с ними отклонения в поведении. В этом виде она и начала интенсивно развиваться в США, постепенно распространяясь из сферы школьного образования в область правосудия (психологические клиники стали появляться при судах, рассматривавших дела с участием несовершеннолетних) и здравоохранения (работа с умственно отсталыми детьми).
С точки зрения Л. Уитмера, коррекция нарушений в поведении детей, имеющих отклонения от среднестатистических показателей психического развития, должна была заключаться в создании для них адекватной социальной среды обитания в школе и дома. Клиническая психология, созданная Л. Уитмером, по сути стала обширной прикладной отраслью психологии, основной задачей которой было тестирование различных групп населения для решения каких- нибудь частных задач: педагогических, медицинских, военных, производственных и т. д. После второй мировой войны (1939–1945) это направление стало называться «консультативной (прикладной) психологией», а клиническими психологами в США стали считать только тех, кто работал в области охраны психического здоровья. При этом новые клинические психологи сразу были поставлены перед требованием четкого разделения своих функций с психиатрами, поскольку теперь их сферы научных и прикладных интересов стали совпадать. Клинические психологи США, в отличие от врачей-психиатров, решили определить себя в качестве ученых-практиков, выполняющих на материале клинических случаев свои научные общепсихологические работы.
На европейском континенте, в том числе — в России, термин «Клиническая психология» не имел хождения вплоть до середины XX века. Впервые это словосочетание появилось в Европе в 1946 г. в названии книги немецкого психолога В. Гельпаха (W. Hellpach), в которой он рассматривал изменения психики и поведения у больных соматическими заболеваниями. Соответственно, под клинической психологией В. Гельпах понимал только психологию соматических больных. Этот термин логично дополнял уже существовавшие в европейской науке понятия «медицинская психология», «патологическая психология» («патопсихология») и «психопатология», поскольку каждое из них отражало психологические аспекты того или иного вида клинической практики. Так, под психопатологией понималась вспомогательная психиатрическая дисциплина, задачей которой было экспериментальное изучение нарушений психических процессов у душевнобольных.
Под влиянием работ немецкого психиатра-теоретика К. Ясперса в начале XX в. психопатология развилась в самостоятельную научную дисциплину, изучающую сложные психологические взаимоотношения в личности душевнобольных, которые этот ученый рассматривал в качестве «внутренней причины» психических болезней. Эта внутренняя причина, вступая во взаимодействие с «истинной внешней причинностью» (биологическими факторами), определяла, с точки зрения К. Ясперса, уникальность картины психического расстройства у конкретного душевнобольного, изучение которой позволяло психиатру поставить точный диагноз и назначить адекватное лечение. Наряду с психопатологией в рамках общей психологии в начале XX в. возникает специфическая прикладная область знания — патологическая психология. В ее задачу входило изучение «ненормальных» проявлений психической сферы с целью лучшего познания психологии «нормальных» людей. Расстройства психики, наблюдаемые у душевнобольных пациентов, рассматривались в патопсихологии как природный эксперимент, позволяющий более ясно понять значение и место соответствующих феноменов психической жизни вообще, увидеть новые
проблемные области психологического знания и проверить истинность тех или иных психологических теорий.
Применение врачами психологических концепций для решения разных лечебных и исследовательских задач, возникающих в клинике, нашло отражение в понятии «медицинская психология». В одноименных работах европейских психиатров Э. Кречмера и П. Жане термин «медицинская» по отношению к психологии использовался в основном значении латинского прилагательного medicalis — исцеляющая, приносящая здоровье, имеющая целительную силу. В этом смысле под медицинской психологией понималась или психотерапевтическая практика, или биологическая интерпретация психологических концепций личности, целью которой была адаптация психологических теорий к органической парадигме, в которой работали врачи-психиатры, что, по мнению Э. Кречмера, должно было расширить кругозор врача и повысить эффективность проводимых лечебно-диагностических мероприятий.
Из всех имевшихся в начале XX в. понятий «медицинская психология» было самым широким по смыслу и значению, способным охватить разнообразные сферы медицинской деятельности с точки зрения использования психологии в лечебных целях. В целом медицинская психология понималась как «психология для медиков». Она была призвана «дополнить» два других базовых предмета в процессе подготовки врача: патологическую анатомию и патологическую физиологию, чтобы «уравновесить» преимущественно биологическую ориентацию медицинского образования своеобразным «психологическим ликбезом» и учетом психологических факторов болезней.
Разнообразие терминов указывает на то, что фактически клиническая психология не была самостоятельной научной дисциплиной и зачастую даже не рассматривалась как одна из прикладных отраслей психологии: приставка «медицинская» прежде всего ориентировала на восприятие ее как разновидности медицинского, а не собственно психологического знания. И для такого понимания клинической психологии имелись веские исторические аргументы. Первые клинико- психологические исследования возникли именно в медицине —
в рамках психиатрии и невропатологии. Интерес и использование психологических знаний всегда характеризовали выдающихся представителей медицинской науки, многие из которых, как, например,
З. Фрейд, К. Ясперс, В. Н. Бехтерев, В. Н. Мясищев, даже стали основателями отдельных направлений в психологической мысли и больше известны как психологи, а не как врачи.
Только в 70-е годы XX в. клиническая психология приобретает черты самостоятельной психологической дисциплины прикладного характера, понимаемой шире, чем просто психология в клинике или психология для медиков. Ее возникновение в этом качестве стало результатом противоречивого развития двух параллельных течений в медицине и психологии, истоки которых уходят в XIX в. До конца XIX в. медицина и психология находились в тесном взаимодействии, поскольку их объединял не только один объект изучения
и практического приложения добываемых знаний — человек, но и общая теоретическая база: спекулятивно-философские представления о человеке и причинах нарушений в функционировании его духа и тела.
Однако в конце XIX в. связь медицины и психологии была сильно подорвана развитием биологии и смещением акцентов на материальные — анатомические, микробиологические и биохимические — основы
возникновения и развития болезней. В это время в медицинской науке возникает так называемая «органическая парадигма», основанная на идеях Луи Пастера об инфекционной природе болезней
и впоследствии дополненная теорией клеточной патологии Вирхова. Органическая парадигма характеризуется абсолютизацией идеи строгой закономерности течения болезни под влиянием объективных, материально обусловленных механизмов (возбудитель или нарушение клеточных функций) и трактовкой любой болезни независимо от личностных и средовых влияний. В этой парадигме психология могла быть полезной только при рассмотрении нарушений психической деятельности в качестве некоторого подручного, несамостоятельного инструмента клинико-диагностической деятельности врача. В таком
виде — как частная сфера психиатрической практики — клиническая психология и зародилась в конце XIX в.
Пионерами привлечения психологии к решению клинических вопросов и превращению ее из философской в естественнонаучную сферу знания стали французские психиатры и невропатологи: Т. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шарко и его ученики А. Бине, П. Жане и др. Клиническая психология (ее называли тогда «опытной психологией») рассматривалась ими как особое направление эмпирических исследований врача-психиатра или невропатолога, направленное на анализ вызванных болезнью, гипнозом или наркотиками изменений в психической деятельности.
Необходимость этих эмпирических исследований диктовалась органической парадигмой, в которой важную роль играло умение врача распознавать симптомы заболевания. В результате проведения психологических исследований врачи получали сведения о разнообразных проявлениях психической деятельности в условиях психиатрической клиники, которые можно было систематизировать и затем использовать в диагностических целях. «Опытная психология» в клинике начала развиваться еще до открытия В. Вундтом в 1875 г. экспериментально-психологической лаборатории. Под опытом в клинике понимались естественные (психическая болезнь или паранормальные психические феномены — телепатия, ясновидение и пр.) или искусственные (гипноз или прием наркотиков) изменения нормального психического состояния. Болезнь считалась самым надежным методом исследования психики, недостаток которого — медленная скорость протекания — можно было компенсировать применением гипноза или психоактивных веществ. Еще одним методом «опытной психологии» стало исследование «исключительных случаев». Наиболее часто в этом качестве оказывались исключительные интеллектуальные способности людей-вундеркиндов.
Таким образом, изначально клиническая («опытная») психология развивалась как составная часть психиатрии и неврологии, необходимая для исследовательско-диагностической деятельности врача. В отличие от общей психологии, которая в то время была частью философии, клиническая психология развивалась исходя из потребностей психиатрической клиники, как эмпирическое знание, основанное на опытных, а затем и экспериментальных данных, а не на теоретических
рассуждениях. Долгое время клиническая (как возникшая в клинике) и общая (как часть философии) психологии представляли собой конкурирующие дисциплины. Клиническая психология ориентировалась на объективные данные, получаемые в ходе применения сначала опытов, а затем формализованных экспериментальных техник — тестов. Философски же ориентированная общая психология скептически относилась к возможности исследования психики естественнонаучными способами, считая, что душу невозможно адекватно познать без изучения субъективных переживаний и самоотчетов. К слову сказать, основатель экспериментальной общей психологии В. Вундт считал естественный эксперимент
не основным, а вспомогательным психологическим методом, способным раскрыть только простейшие психические процессы, но далеко не все феномены человеческой души. Главной экспериментальной методикой изучения психики у В. Вундта была интроспекция — самонаблюдение и последующая интерпретация устных самоотчетов испытуемого экспериментатором, а не формализованное наблюдение протекания психических процессов у испытуемого со стороны экспериментатора.
Поэтому экспериментальная психология В. Вундта скорее имеет герменевтический (герменевтика — способ толкования чего-либо), а не естественнонаучный характер. Однако увлечение философией позитивизма в конечном счете привело общую психологию к необходимости подтверждения философских концепций психики экспериментальными методами на манер естественнонаучных дисциплин (каковой к тому времени уже была психиатрия). Как результат в научном поле образовались две различные экспериментальные психологии — клиническая (на базе медицинских факультетов) и общая (на базе философских факультетов).
Если первая была ориентирована на обслуживание научных и практических интересов физиологии и психиатрии и имела материалистический уклон, то вторая преследовала цель эмпирического исследования предпосылок нематериальной по своей сути психической субстанции. Основной разделительной линией двух психологий стало понимание психики либо как функции мозга, либо как особой духовной субстанции, деятельность которой только лишь отражается в мозговых процессах. Вторым различительным критерием стало понимание психологии как преимущественно диагностической или эмпирической дисциплины. Второй критерий различения появился на свет после того, как немецкий психиатр Э. Крепелин адаптировал нозологический принцип Л. Пастера, возникший в органической парадигме медицины, для нужд психиатрической клиники. Предложенная этим ученым нозологическая классификация душевных болезней по формуле «этиология (источник болезни) —> клиника (проявление болезни в наборе специфических для источника болезни признаков— симптомов) —> течение (динамика симптомов в ходе развития заболевания) —> прогноз (предвидение дальнейшего развития и исхода психического заболевания)» отводила психологии роль одного из средств получения формальных критериев нарушения психической деятельности и постановки диагноза. Источником психической болезни в биологически ориентированной психиатрии может быть только нарушение так называемого «материального субстрата» психического, поскольку психика рассматривается как функция мозга. Таким образом, от психологии ожидалось создание формальных «экспериментально- психологических схем», с помощью которых можно было бы опознать (диагностировать) клинические проявления определенной психической болезни. В этом смысле «опытная» психология и становилась клинической — инструментом постановки психиатрического диагноза, формализованным способом определения психических и поведенческих расстройств. В таком качестве она с успехом могла применяться в целях не только врачебно-диагностического, но и педагогического процесса.
Так клиническая психология, развившаяся в рамках психиатрии, окончательно оформилась всего лишь в «объективный экспериментальный метод» распознавания врачом или педагогом душевных болезней. Однако в среде самих психиатров возникли серьезные разногласия относительно методологической обоснованности самой психологической диагностики психических болезней, вследствие чего роль экспериментально-психологических исследований в клинической практике была сведена к минимуму.
К началу XX в. общая психология также стала развиваться в рамках естественнонаучной парадигмы, трактующей психику в качестве свойства высокоорганизованной материи. Смена методологических оснований привела к развитию самостоятельных, а не связанных только лишь с клиническими задачами экспериментальных исследований нарушений психики и поведения, в результате чего появилась теоретическая возможность выделения клинической психологии в качестве составной части психологической, а не психиатрической науки. Причем как отрасль психологической науки такая клиническая психология переставала быть всего лишь вспомогательным инструментом врача в психиатрической практике. В целях отграничения этой новой отрасли от узкоклинических экспериментально-психологических исследований, а также из идеологических соображений для ее обозначения в нашей стране долгое время использовался термин «патопсихология».
Трактовка термина «патопсихология» Б. В. Зейгарник несколько отличается от того, что понимается под термином «патологическая психология» (abnormal psychology) в зарубежной науке. В англоязычных странах патологической психологией называют изучение психологическими методами различных отклонений психической деятельности в клинических целях. По сути это понятие выступает синонимом современной клинической психологии, а отчасти используется для обозначения психологических теорий возникновения психических расстройств. Как следует из англоязычного энциклопедического руководства по психологии под редакцией М. Айзенка, патологическая психология выступает методологической альтернативой биологически ориентированной психиатрии в отношении подходов к определению психических расстройств, видения роли и оценки взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов в их возникновении.
Б. В. Зейгарник использовала термин «патопсихология» в значении, которое ему придавал немецкий психиатр Г. Мюнстерберг, предложивший рассматривать психические нарушения как ускорения или торможения нормальной психической деятельности. По мнению Г. Мюнстерберга, патопсихология может исследовать нарушения психики теми же методами и постулировать те же закономерности, что и в общей психологии. Поэтому в трактовке Б. В. Зейгарник патопсихология представлена как раздел (общей) психологии, который занимается исследованием закономерностей распада психической деятельности и свойств личности, прежде всего для решения общетеоретических вопросов психологической науки. А это, в свою очередь, может принести практическую пользу не только психиатрии, но и другим отраслям знания (в том числе — педагогике), дополняя и развивая их внутренние представления о причинах развития отклонений и путях их коррекции. Такое специфическое понимание патопсихологии в отечественной науке советского периода породило противоречия во взглядах на цель, предмет, задачи и роль этой дисциплины. Ограниченность предмета патопсихологии только областью психических нарушений не позволяла
этой дисциплине решать никакие другие прикладные задачи, кроме диагностических (в медицине или в педагогике). Определение ее как раздела теоретической психологии не позволяло включать в предмет и задачи патопсихологии многие клинические вопросы, такие, например, как использование психологических методов воздействия в лечебных и коррекционных целях, исследование психологических факторов в развитии болезней, роли и значения системы отношений, складывающейся между человеком с расстроенной психикой и окружением, и т. д. Тем самым высокий уровень развития отечественной патопсихологии наряду с идеологизацией науки в советский период долгое время не давал возможности развития в нашей стране клинической психологии в современном смысле этого слова.
За пределами России становлению клинической психологии в качестве самостоятельной психологической дисциплины также способствовали изменения в общей теории медицины, произошедшие в первой половине XX в. Пастеровско-вирховская органическая парадигма объективных патогенных факторов сменилась концепцией Г. Селье о роли адаптационно-защитных механизмов в возникновении болезней, под влиянием которой было обращено внимание именно на возможную этиологическую роль психологических факторов не только в психиатрии, но и в соматической медицине. В школе З. Фрейда были вскрыты психогенные причины различных психических расстройств. Исследованиями И. Павлова было обнаружено влияние типов нервной системы на характер протекания различных соматических процессов.
Работы У. Кэннона открыли влияния сильных эмоций и стресса на физиологические процессы в желудочно-кишечном тракте и на вегетативные функции. В исследованиях этого психолога организм человека представлялся как динамическая система разнообразных внутренних и внешних факторов, опосредованных психической деятельностью мозга (например, У. Кэннон экспериментально показал, что ощущение голода вызывает сокращения желудка). При такой трактовке человеческого организма медицина и психология опять становились взаимопроницаемыми и взаимозависимыми, что в конечном итоге и привело к необходимости возникновения междисциплинарной и отдельной (от психиатрии и общей психологии) сферы психологической науки, интегрировавшей все предшествующие линии развития клинической психологии и оторвавшейся от узкомедицинских сфер приложения этого знания.
Lightner Witmer: малоизвестный основатель клинической психологии (краткое содержание)
Lightner Witmer: малоизвестный основатель клинической психологииMcReynolds, P. (1987). Лайтнер Уитмер: малоизвестный основатель клинической психологии. Американский психолог, 42 (9), 849–858.
Лайтнер Уитмер основал первую психологическую клинику в 1896 году и сыграл важную роль в создании области клинической психологии. Он получил докторскую степень под руководством Вильгельма Вундта и был членом-учредителем Американской психологической ассоциации. Несмотря на то, что он является важной фигурой в истории психологии, информации о нем мало. В 1892, в возрасте 25 лет Лайтнер Витмер вернулся из Европы, где он получил докторскую степень по психологии под руководством Вильгельма Вундта. Уитмер возвращался в Пенсильванский университет, поскольку ранее было решено, что он возьмет на себя там лабораторию, если успешно защитит докторскую диссертацию в Лейпциге. Таким образом, в 1892 году он начал свой срок на факультете Пенсильвании, который продлился 45 лет. В то же время Энджелл открыл экспериментальную психологию в недавно основанном Стэнфордском университете, а Титченер заменил Энджелла в Корнелле, а Мюнстерберг начал свой срок в Гарварде. Американская психология приобретала форму, которую она сохранит в последующие годы. Американская психологическая ассоциация (АПА) также была основана в 189 г.2 и Уитмер вместе с Дж. Стэнли Холлом, Уильямом Джеймсом, Джорджем Лэддом и Кеттеллом были одними из его учредителей. В том же году в Пенсильванском университете состоялось первое ежегодное собрание АПА, и Уитмер прочитал две статьи, что стало началом его профессиональной карьеры. Уитмер основал первую в мире психологическую клинику в Пенсильванском университете в 1896 году. Самым важным достижением Уитмера было не конкретное событие, а осознание того, что новая психология может оказать непосредственную помощь людям. Несмотря на то, что он внес большой вклад в область психологии, он почему-то остается малоизвестной фигурой. Этому есть три возможных объяснения. Во-первых, истории психологии, следуя модели Боринга (1950) История экспериментальной психологии уделяет особое внимание экспериментальной психологии. Таким образом, несмотря на то, что клиническая психология является крупнейшей областью психологии, в большинстве текстов по истории истории клинической психологии уделяется мало внимания. Во-вторых, клиническая ориентация Уитмера была связана с доминирующими клиническими взглядами, что помогло не вызвать к нему сильного интереса. Он также не симпатизировал динамической модели Фрейда, которая позже сильно повлияла на клиническую психологию. И в-третьих, Уитмер неизвестен, потому что нет бумаг, которые профессора обычно накапливают за свою карьеру. Он, вероятно, наименее задокументирован из всех основателей американской психологии.
БиографияУитмер родился 28 июня 1867 года в Филадельфии. Он был старшим из троих детей, а его отец, Дэвид Лайтнер Уитмер, был очень успешным фармацевтом, окончившим Филадельфийский фармацевтический колледж в 1862 году. Семья Уитмеров была сильно ориентирована на образование; все трое детей получили докторские степени. Витмер поступил в Пенсильванский университет в 1884 году и окончил его в 1888 году. После получения степени бакалавра Витмер два года преподавал историю и английский язык в средней школе Филадельфии. В то время он также брал уроки социологии и политологии в Пенсильванском университете.
Когда Джеймс Маккин Кеттелл поступил на факультет Пенсильвании, Уитмер устроился к нему на работу, бросил преподавать и поступил на полный рабочий день в аспирантуру. Несмотря на то, что он рассчитывал получить докторскую степень под руководством Кеттелла, когда Кеттелл перешел в Колумбию, Витмер отправился в Лейпциг, чтобы получить докторскую степень. Когда Витмер вернулся в Европу, он сам и другие воспринимали его строго как психолога-экспериментатора. В первые годы на факультете в Пенсильвании читал курсы, проводил исследования (по индивидуальным различиям в сенсорно-перцептивных переменных и другими, более интересными для него были психологические аспекты боли) и представлял работы по экспериментальной психологии. В 1894 университет организовал курс для учителей государственных школ, в котором участвовал Уитмер. Одна из его учениц представила случай своего ученика, 14-летнего мальчика, у которого были проблемы с правописанием. Уитмер взялся за дело мальчика, и это положило начало клинической работе Уитмера. Он также читал курс по методам работы с умственно отсталыми, слепыми и криминальными детьми, что стало началом клинической работы, хотя этот термин не использовался.
Под руководством Уитмера Анна Дж. Маккиг написала диссертацию о восприятии боли; она была одной из первых женщин, получивших докторскую степень по психологии в Америке. Другой студент, Эдвин Б. Твитмайер, изучал пателлярный рефлекс для своей диссертации и в процессе открыл то, что позже стало известно как условный рефлекс. Никто, включая Уитмера и Джеймса, не осознавал значения этого открытия. В 1904 Уитмер женился на Эмме Реплиер, выпускнице очень уважаемой школы Агнес Ирвин. В 1907 г. Уитмер основал журнал «Психологическая клиника» — в течение нескольких десятилетий единственный клинический психологический журнал. В 1908 году Витмер основал школу-интернат для лечения умственно отсталых и проблемных детей. В том же году Уитмер опубликовал критику того, что он считал ненаучными движениями за психическое здоровье. В 1920 году Моррис Вителес (1974), выпускник Витмера, расширил охват клиники, создав первую профессиональную ориентацию. Работа Вителеса привела его к интересу к промышленной психологии, области, в которой он внес большой вклад. В 1934–1935 и 1935–1936 гг. Уитмер был президентом только что созданной Пенсильванской ассоциации клинических психологов. Когда он ушел из университета в 1937 году в возрасте 70 лет, Уитмер был удостоен почетной степени доктора наук. Уитмер умер в 1956 году в возрасте 89 лет, став последним выжившим членом АПА.
Развитие психологической клиники началось со случая 14-летнего мальчика с проблемой правописания, которую принесла Уитмеру учительница его ученицы Маргарет Магуайр. Она считала, что психолог должен посредством обследования выяснить причины нарушения правописания и порекомендовать соответствующее лечение, которое соответствовало точке зрения Витмера. Витмер подробно осмотрел Чарльза (так он называл мальчика) и разработал для него специальную программу. В течение 1896 Витмер начал осматривать и других детей, направленных к нему. Проблема Чарльза, по-видимому, заключалась в неспособности зафиксировать в памяти форму слов, состояние, которое Уитмер назвал зрительно-вербальной амнезией.
Сегодня состояние Чарльза описывают как неспособность к обучению, диагностируют как дислексию или расстройство чтения, связанное с развитием. Случай П. – маленького мальчика, который так и не научился правильно говорить, короткой концентрации внимания и острого обоняния, вместе со случаем Чарли был разработан в связи с их исторической значимостью в начале клинической карьеры Витмера. Витмер подчеркивал концепцию индивидуальной личности, а также ему принадлежит ряд теоретических концепций, главным образом в области интеллекта и личности. Другим ключевым термином было то, что Уитмер назвал «сверхпассионизмом» — точка зрения, согласно которой люди имеют тенденцию превосходить самих себя, развивать свои способности в полной мере, что, по-видимому, является предшественником более поздней концепции самоактуализации. Уитмер считается основателем клинической психологии, хотя некоторые могут утверждать, что Фрейд, Роджерс, Бине или Скиннер оказали большее влияние на эту область. Витмер считается отцом благодаря этим 6 достижениям:
Он был первым, кто указал на то, что психология может стать основой новой профессии помогающего.
Основал развитую психологическую клинику
Предложил термин клиническая психология
Он разработал и организовал первую программу подготовки клинических психологов и привлекала к нему молодежь
Благодаря своей деятельности он служил образцом для подражания для первых членов
Есть веские основания полагать, что он был глубоко уверен в себе, а характер его можно было описать как сильный и напористый или властный и догматичный. Те, кто работал с ним, восхищались его клиническими способностями и уважали его. Верно и то, что его влияние на клиническое движение уменьшилось на более позднем этапе его карьеры, главным образом потому, что он был занят тестированием интеллекта и психоаналитической теорией. Клиническая психология сегодня сильно отличается от той, что была во времена Уитмера.
Лайтнер Уитмер и начало клинической психологии
Лайтнер Уитмер и начало клинической психологии В 1908 году Уитмер опубликовал первое издание The Психологическая клиника . Передовая статья, «Клиническая психология» объяснила свою работу последних 10 лет и зачем понадобился новый термин.Трое сотрудников психологической клиники у входа, ок. 1923 г.
Это также иллюстрирует клинический метод Уитмера. Это было проводить небольшие эксперименты над его случаями (термин, который он использовал), в для того, чтобы понять природу их затруднений. Как Уитмер понимал больше, он предпринял бы образовательные эксперименты, оценка их эффективности в течение нескольких дней или недель. Он неявно предполагал, что правильный образовательный подход заключается в том, чтобы «научить слабость.»
Хотя его метод лучше всего подходит для того, что мы хотели бы сегодня называют «неспособностью к обучению», статьи в The Psychological Попытка клиники расширить подход к более традиционной теме в психиатрии, такие как природа бреда.
Тестовые материалы, используемые в психологической клинике.
Вот репродукция названия страница, оглавление и ведущая статья (та же, что и перечисленные выше) тома 1.
Журнал прекратил издаваться в 1935 г. с сообщением о состояние клинической психологии в США. Он рассмотрел работы 150 клиник, и он пытался что-то сказать о как нужно воспитывать психологов.
Вот репродукция раздел отчета о клинике Витмера того времени.
Уитмер в пожилом возрасте.
Отражено как в формулировке целей, так и в практике клинической психологии является часто повторяемое Уитмером убеждение, что «Нет никакого действительного различия между чистой наукой и прикладной наука. … Что воспитывает одно… воспитывает другое». анализа, добавил он, «Прогресс психологии, как и любой другой науки, будет определяться размером ее вклада в прогресс рода человеческого».
Сегодня студентов, изучающих клиническую психологию, попросили назвать их интеллектуальные предки, конечно, подумайте о Фрейде раньше, чем о Витмере. Причина этого, пожалуй, лучше всего изложена в некрологе в Американский журнал психологии (1956, т. 69, стр. 680-682) Роберт И. Уотсон:
Прикладной акцент, центрирование на проблеме индивидуальный, совместный подход специалистов к задаче под рукой, смешение количественных и качественных результатов о заинтересованном лице, а также использование диагностики и лечение как неотъемлемая часть процесса, все типичны аспекты клинической психологии в том виде, в каком мы ее сейчас знаем.
Два важных аспекта клинической психологии, какой мы ее знаем сегодня, однако, отсутствовали тогда. «динамический подход» к использовать удобную стенографическую метку, почти полностью игнорировался. На него мало повлияла французская психиатрическая мысль его день и вовсе не по Фрейду. Второй недостающий элемент из сегодняшнего сумасшедшее одеяло, то есть клиническая психология, возникает, по сути, из такое же упущение. Это было отсутствием клинического сотрудничества с «аналитически ориентированные» психиатры. … Вместо этого он повернулся к мужчин, которые были прежде всего неврологами в разработке медицинских этап его профессионального сотрудничества.
В результате его основное влияние заключает в себе парадокс. У него было меньшее влияние на ту группу рабочих, которую сегодня называют клиническими психологи , которые в значительном количестве принимают динамическую подходить и работать в психиатрических учреждениях, чем в других психологи. Он имел большее влияние на рабочих в тех другие области, которые используют метод клинической психологии, но называют области их деятельности по-разному. Прямые потомки Lightner Witmer обнаруживаются в далеко идущем применении базовых клинической психологии к отдельным проблемам в образовании, в призвание и отрасль, в коррекции речи, в социально-индивидуальном адаптация, круг интересов, затрагивающих широкий круг человеческих поведение.
Хотя клиники и журнала Уитмера больше нет в существования, его концепция клинической психологии формирует важная часть современного факультета.