Особенности публицистического стиля речи
Тема урока: Особенности публицистического стиля речи.
Цель урока: обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»; закрепить навыки правописания
Задачи урока:
- повторить сведения об изученных ранее стилях речи;
- повторить основные признаки публицистического стиля ;
- узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной (по радио, телевидению) и письменной ( чтение газет) речи;
- совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля.
Оборудование:
- компьютерный класс;
- редактор Microsoft Word;
- высказывание В. Солоухина «Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи». (Приложение, 1 слайд).
ХОД УРОКА
I .Организационный момент, мотивация
Настрой ребят на то, что сегодня урок необычный – работа в компьютерном классе. Одной из приоритетных целей сегодняшнего образования является использование компьютерных технологий в школе. Сегодня на уроке компьютер станет вашим помощником и консультантом. Будьте внимательными, сосредоточенными, собранными. Надеюсь, что у нас с вами все получится.
II. Объявление темы урока. Целеполагание
– Тема нашего сегодняшнего урока – «Особенности публицистического стиля речи». Исходя из темы урока, определите, пожалуйста, цель нашего урока. (Какие это особенности, в чем они проявляются, в каких жанрах, какова сфера применения этого стиля, языковые средства, характерные для этого стиля). (Слайд 2.)
III. Актуализация знаний
1. Лингвистическая разминка по цепочке
– Прочтите слова и поставьте правильно в них ударения.
Предложить, договор, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, партер, мельком, квартал, афера, бытие, приговор, гербовый, наркомания, новорожденный, партер, прирост, таможня, уведомить, ходатайство, черпать, эксперт, оптовый. (3 слайд)
2. Словарный диктант с взаимопроверкой
– Объясните значения выделенных слов. (4 слайд)
Активизировать, благодарить, великодушный, нюанс, скептицизм, призадуматься, достоинство, колледж, волнующий, достоинство, правосудие, прославлять, беспокойный, справедливый, уничтожать, целеустремленный, чествовать, чувства, экстремизм, водрузить, коммюнике, публицистика.
Собственность, цивилизация, бескорыстный, криминогенный, коррумпированный, одномандатный, предвыборная кампания, альянс, депутатский, журналистское расследование, милосердие, безвозмездный, благоденствие, девальвация, консолидация, консенсус, публицистика, общественно-политическая лексика, фельетон. (5 слайд)
- Подберите однокоренные слова к слову к слову (Публицист, публицистический)
- Составьте словосочетание со словом публицистика (Публицистический стиль)
- Вспомните, какие стили речи вы знаете? (6 слайд)
4) Как вы думаете, к какому стилю речи можно отнести данную группу слов?
Разговорный | Книжный |
|||||||
Научный |
Художественный |
Официально-деловой |
Публицистический |
|||||
СЛОВО
богаче и разнообразнее газетно-публицистические тексты
количество =/= качество |
||||||||
подвижность |
понятие |
образность |
точность |
оценка + эмоциональность |
IV. Применений знаний, умений и навыков в новой ситуации. Анализ текстов по группам.
Слово учителя. В прошлые годы мы с вами
обращались к текстам публицистического
стиля. Умение строить устные высказывания,
дискутировать, отстаивать свою точку зрения –
это тоже проявления публицистического стиля.
Может быть, именно собственное мнение,
собственная позиция – характернейшие
приметы этого стиля. Иногда мы, подобно господину
Журдену( «Мещанин во дворянстве» Мольера),
который удивился, что, оказывается всю жизнь
говорил прозой, не подозреваем, что используем
публицистический стиль.
Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает
аргументов, убедительности, умения слушать и
слышать собеседника – тогда спор может
перерасти в ругань, а то и в драку. В таком
споре истина никогда не родится.
Если же мы подойдем к этому вопросу
сознательно, то мы сможем добиться большего в
отношениях с людьми: сможем убедить их,
воздействовать на них, добиться от них понимания
и поддержки.
Здесь, однако, кроется некая опасность. Человек ,
хорошо владеющий словом, приемами риторики,
способный зажечь своей речью людей, может
обратить свой талант к добру.
Если же человек обладает подобными
способностями, но лишен нравственного стержня,
он может принести огромный вред. Наиболее
яркий пример такого вреда – выступления лидеров
гитлеровской Германии перед своим народом, игра
на национальных чувствах народа. Какой трагедией
все это кончилось и для всего мира, и для самой
Германии, общеизвестно.
Примеров положительного воздействия
публицистики можно найти немало в отечественной
истории, начиная со «Слова о полку Игореве».
– Вспомните другие примеры публицистического пафоса русской литературы. («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «Послание в Сибирь», М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта», Лирика Н.А.Некрасов, статьи П.Я.Чаадаева, В. Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, Н.Г.Чернышевского.)
– Как, по-вашему, когда роль публицистических произведений усиливается? (В наиболее острые для страны, переломные моменты истории- Великая Отечественная война, перестройка.)
– Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного информационного бума.
V.
– Обратимся к таблице. Она поможет вам при выполнении работ (слайды 7, 8)
Публицистический стиль речи
Жанры |
Задачи речи |
Сфера применения |
Общие стилевые черты |
Языковые средства, |
Газетная статья Журнальная статья Очерк Репортаж Фельетон Ораторская речь Судебная речь Выступление на радио, телевидении Доклад Рекламный текст (слоган) |
передача информации,воздействие на
читателей или слушателей Publicus (лат. ) – общественный |
1)в устной речи- выступления на
собраниях, в передачах радио и телевидения; 2) в письменной речи – в газетах, журналах. |
Актуальность Своевременность Оперативность Образность экспрессивность Эмоциональность Оценочность Четкость Логичность Простота Доступность Конретность Лаконичность Четко выраженное авторское отношение к проблеме |
1) Совмещение в одном тексте книжных и
разговорных слов; употребление общественно
значимых понятий: свобода, демократия, родина,
патриотизм, прогресс, экология, культура;
использование экспрессивно-оценочных слов и
выражений; 2) широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, использование элементов поэтического синтаксиса – риторических вопросов, экспрессивных повторов; ряды однородных членов без союзов или с повторяющимися союзами; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов |
VI. Не подменять анализ текста характеристикой стиля (9 слайд)
Непримерный образец стилистического анализа текста
Текст относится к научному стилю речи. Этот
стиль используется в высказываниях (текстах),
обращенных ко многим лицам, ко всем,
интересующимся той или иной научной проблемой.
Этим стилем пользуются (к стилю прибегают) в
научной литературе, на научных конференциях,
совещаниях, т.е. в официальной обстановке. Задача
речи (цель высказывания) – сообщить научную
информацию (сведения теоретического характера),
объяснить причины свойств и явлений.
В научном описании нет авторской оценки
описываемого предмета, язык точен.
Употреблены термины ботаники: слова употреблены
в прямом значении. Первое предложение
представляет собой логическое определение.
Чтобы создать точное представление о предмете
речи в тексте используются цифры, географические
названия.
VII. Задания для групп
Группа 1. Определить, является ли текст публицистическим, убедительно доказать свою правоту.
Наш язык – это важнейшая часть нашего
общего поведения в жизни… И по тому, как человек
говорит, мы сразу и легко можем судить о
том, с кем имеем дело: мы можем определить степень
интеллигентности человека. Степень его
психологической уравновешенности.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи
надо долго и внимательно – прислушиваясь,
запоминая, замечая и изучая.
Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до
конца и не выучиться. Это стихия, и она, как
любая стихия, необъятна.
Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь –
важнейшая часть не только нашего поведения( как я
уже сказал), но и нашей личности, души, ума.
Д.С.Лихачев
Группа 2. Проанализировать текст, найти признаки публицистического стиля (cлайд 10).
Я понял, что человек может знать великое
множество слов, может совершенно правильно
писать их и так же правильно сочетать их в
предложении и т.п. Всему этому учит нас
грамматика. Но никакая грамматика не в силах
заранее определить, какие именно слова должен
выбрать человек, и в каком порядке и соподчинении
он должен расположить их для того, чтобы речь
его была красочной, веской, убедительной,
точной. Это в каждом отдельном случае он
должен решать сам, и только сам.
Следовательно, основная моя цель сводилась к
тому, чтобы научиться пользоваться языком как
можно лучше, полней, разнообразней; чтобы
уметь из огромного количества слов и
выражений выбирать именно то, что нужно при тех
или иных обстоятельствах; чтобы понимать и , я бы
даже сказал, чувствовать языковой материал во
всех его оттенках, во всем разнообразии его
форм и сочетаний.
И день за днем, год за годом я, по мере своих сил,
стремился и стремлюсь к достижению
намеченной цели.
М.Исаковский
Группа 3. О чем говорится в тексте? Какие общественные явления вызывают тревогу у автора текста?
Землю, опоганенную, разоренную, разрытую,
сожженную, заваленную чужими и собственными
отходами современной цивилизации, еще недавно
чистую, благодатную землю нашу сегодня омывает
Великая Вода, очищает Новый Потоп. Пусть через
триста лет, как после татаро-монгольского ига,
но возродится и будет простираться бескрайне и
величественно прекрасная земля наша от океана до
океана. Будет!
Но народ, ее населявший? Что станет с ним?
Народ, Род жив, пока хранит бережно язык свой,
данный ему. Изначала. Слово. Лишь оно сохраняет
историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию
Только Слово.
Напомню: Словом воскрешали умерших, заговаривали
болезни, останавливали кровь. Словом поднимали
на подвиг. «Он слово знает!» – говорили про
удачливого.
«В начале было Слово, – сообщает Евангелие от
Иоанна. – В нем была жизнь, и жизнь была свет
человеков»
Сколько же раз в последние годы произносилась,
цитировалась эта евангельская мудрость!
Цитировалась бездумно, безответственно.
Увы! Язык русский, русское Слово умирает,
исчезает. В «Толковом словаре живого
великорусского языка», составленном В.И.Далем,
содержится 200 тысяч слов. У Ожегова – 57 тысяч. Где
они? Посчитайте, сколько русских слов
употребляете вы, ваши знакомые? В лучшем случае –
пятьсот, но, скорее всего, меньше.
М.Ганина
VIII. Разминка – упражнения для глаз
IX. Выступления групп
Памятка для групп (слайды №10, 11)
X. Подведение итогов
Обратите внимание на высказывание В.Солоухина. «Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете, к уровню культуры».
XI. Домашнее задание
По выбору:
- Напишите статью в газету о юбилее школы.
- Используя ресурсы Интернет, сопоставьте тексты газетных статей сегодняшнего времени со старой лексикой газет (разница хотя бы в 10 лет).
- (Для юридического класса) Подготовьте публицистическую статью в раздел криминальной хроники. Например.
Криминальная хроника. В деревне NN проживала гражданка Коза со своими семерыми несовершеннолетними детьми. Неподалеку от дома многодетной матери проживал нигде не работающий, ранее неоднократно судимый гражданин Волк. Тщательно спланировав свое преступление в отсутствие гражданки Козы, Волк нанес визит ее несовершеннолетним детям. Нарушив пределы частной собственности обманным путем, преступник похитил шестерых детей и ценные вещи. Прийдя домой, мать узнала о случившемся от седьмого ребенка, который впоследствии дал показания работникам уголовного розыска.
Совместными усилиями внутренних органов и общественности опасный рецидивист был схвачен, изолирован от общества. Дети и имущество были возвращены гражданке Козе.
- Выполните упр. 385 (ч.2)
Урок. «Развитие речи. Публицистический стиль»
Про матеріал
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ
ТЕМА. Публицистический стиль: стилевые черты, жанры, сфера употребления.
ЦЕЛИ: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере
употребления;
формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля;
научить работать с текстами публицистического стиля; выделять авторскую
проблему текста.
развивать навыки грамотной речи при устном ответе;
воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для
социально-культурного развития;
интерес и бережное отношение к литературному языку.
ХОД УРОКА
1. Начало урока. Настрой на работу.
— Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Мы не только узнаем что-то новое, но и попробуем свои силы в профессии журналиста, репортера. Может, кто-нибудь из вас проникнется этой профессией и в будущем сделает ее частью своей жизни.
Не будем терять времени даром! Подготовим материал для спец-выпуска газеты. Он будет посвящен волне дня: ДРУЖБЕ. Мне вы передали от Татьяны Ивановны сообщение, что старый друг лучше новых двух. Посмотрим, проверим, убедимся.
(СЛАЙД — 1) 2. Сообщение темы и целей урока
Для начала запишем число, классная работа, урок развития речи. Тема: «Публицистический стиль: стилевые черты, жанры, сфера употребления».
Мы с вами предварительно определили редакторов рубрик: «Интервью дня», «А у нас это так..», «Культура», «Легендарные истории», «Реклама для жизни». Ребята получили задание, результаты продемонстрируют в течение урока. Ваша же основная задача – слушать, думать, участвовать. У вас на партах лежат карточки разных цветов. Они будут служить идентификатором готовности отвечать.
Надеюсь, настроение у вас у всех хорошее и вы готовы к работе.
В начале урока в качестве разминки поговорим о признаках и особенностях текста.
Давайте с вами вспомним, что такое текст, какие типы речи и стили речи бывают?
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства связи грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.
Что такое тема, основная мысль и идея текста?
Тема — это то, о чем или о ком в тексте говорится.
Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого, то есть то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан.
Что может быть отражено в заглавии текста?
И тема текста, и его основная мысль
Назовите, какие типы речи вы знаете.
Повествование, описание, рассуждение.
Чем различаются типы речи?
Какие стили речи вы знаете?
Разговорный, книжные: научный, художественный, официально-деловой, публицистический
(СЛАЙД – 2) Проверим наши ответы.
Итак, мы продолжаем с вами говорить о стилях речи. Сегодня мы познакомимся еще с одним стилем – публицистическим – и должны выявить его стилевые черты и языковые особенности.
3. Новая тема
— На стр. 238 учебника прочитаем материал.
(СЛАЙД – 3) речевая ситуация.
— Давайте теперь определим стиль речи в зависимости от этой самой речевой ситуации.
(СЛАЙД – 4)
Прочитайте внимательно стихотворение, правильно расставив стили речи. Кто будет готов сделать это вслух, дайте знать при помощи карточки. Запишите, пожалуйста в тетради строки, касающиеся публицистического стиля.
— Что же это за стиль такой? Открывайте учебник на стр.239. Заполните две первые колонки таблицы, которая находится перед вами (определение, сфера употребления).
Название стиля происходит от какого слова?
Произошло от латинского слова общественный.
Где используется публицистический стиль?
В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях по радио, телевидению. На собраниях, митингах…
– Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.
(СЛАЙД — 5) 4. Словарно-орфографическая работа
Начнем со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать.
Какой общий корень имеют слова?
Какое явление вы увидели в этом корне?
Чередование согласной (ц//к//ч)
Публичный – осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление)
Опубликовать – что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе
5. Выступление редакторов
Пронаблюдаем на конкретных примерах, подготовленных нашими редакторами, функции и характерные черты публицистического стиля. Заполним оставшиеся графы таблички у вас на партах.
Публицистический стиль | ||||
Определение | Сфера употребления | Функции | Стилевые черты | Жанры |
(СЛАЙД – 6)
Какие функции характерны для всех текстов? (Воздействие на читателя и
слушателя. Сообщение информации)
(СЛАЙД _ 7) Стилевые черты:
Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст
публицистического стиля? Присущи ли языку публицистов эмоциональность, страстность?
К чему призывают авторы текстов?
– Призывность – отличительная черта публицистического стиля.
Актуальна ли проблема, поднятая в тексте?
– Задача публицистики – сформировать определенное отношением многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным.
– Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Поэтому характерная черта текстов изучаемого стиля – доходчивость.
– Публицистике свойствен непосредственный контакт с аудиторией.
(СЛАЙД – 8)
– Запишем их и дадим толкование:
Заметка – краткое сообщение в печати.
Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).
Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
7. Рефлексия. Практическая работа
(работа в группах)Написание заметки.
(СЛАЙД – 9)
Мне хочется получить обратную связь от вас. Я попрошу подвести итог нашему уроку в виде заметки. Попрошу группы поработать сообща и составить заметку по схеме на экране. Кто первый справится, дайте знать, подняв карточку.
8. Итог урока.
Вы сегодня молодцы, потрудились на славу! Вы со всеми заданиями справились! А все почему? Потому, что с вами рядом были одноклассники, вам помогали ваши друзья. Так что сегодня 6-Б доказал, что «Старый друг лучше новых двух»
На следующем уроке я вам предлагаю поразмышлять о том, что «Дружба – как стекло: разобьешь – не соберешь»
3. Оценки за урок.
9. Домашнее задание.
1) В газетах и журналах найти статью о дружбе.
2) Написать небольшой репортаж о сегодняшнем дне волновых уроков.
Перегляд файлу
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ
ТЕМА. Публицистический стиль: стилевые черты, жанры, сфера употребления.
ЦЕЛИ: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере
употребления;
формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля;
научить работать с текстами публицистического стиля; выделять авторскую
проблему текста.
развивать навыки грамотной речи при устном ответе;
воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для
социально-культурного развития;
интерес и бережное отношение к литературному языку.
ХОД УРОКА
1. Начало урока. Настрой на работу.
— Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Мы не только узнаем что-то новое, но и попробуем свои силы в профессии журналиста, репортера. Может, кто-нибудь из вас проникнется этой профессией и в будущем сделает ее частью своей жизни.
Не будем терять времени даром! Подготовим материал для спец-выпуска газеты. Он будет посвящен волне дня: ДРУЖБЕ. Мне вы передали от Татьяны Ивановны сообщение, что старый друг лучше новых двух. Посмотрим, проверим, убедимся.
(СЛАЙД — 1) 2. Сообщение темы и целей урока
Для начала запишем число, классная работа, урок развития речи. Тема: «Публицистический стиль: стилевые черты, жанры, сфера употребления».
Мы с вами предварительно определили редакторов рубрик: «Интервью дня», «А у нас это так..», «Культура», «Легендарные истории», «Реклама для жизни». Ребята получили задание, результаты продемонстрируют в течение урока. Ваша же основная задача – слушать, думать, участвовать. У вас на партах лежат карточки разных цветов. Они будут служить идентификатором готовности отвечать.
Надеюсь, настроение у вас у всех хорошее и вы готовы к работе.
В начале урока в качестве разминки поговорим о признаках и особенностях текста.
Давайте с вами вспомним, что такое текст, какие типы речи и стили речи бывают?
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Основные средства связи грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.
- Что такое тема, основная мысль и идея текста?
Тема — это то, о чем или о ком в тексте говорится.
Основная мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого, то есть то, к чему он призывает, чему учит, ради чего написан.
- Что может быть отражено в заглавии текста?
И тема текста, и его основная мысль
- Назовите, какие типы речи вы знаете.
Повествование, описание, рассуждение.
- Чем различаются типы речи?
- Какие стили речи вы знаете?
Разговорный, книжные: научный, художественный, официально-деловой, публицистический
(СЛАЙД – 2) Проверим наши ответы.
Итак, мы продолжаем с вами говорить о стилях речи. Сегодня мы познакомимся еще с одним стилем – публицистическим – и должны выявить его стилевые черты и языковые особенности.
3. Новая тема
— На стр. 238 учебника прочитаем материал.
(СЛАЙД – 3) речевая ситуация.
— Давайте теперь определим стиль речи в зависимости от этой самой речевой ситуации.
(СЛАЙД – 4)
Прочитайте внимательно стихотворение, правильно расставив стили речи. Кто будет готов сделать это вслух, дайте знать при помощи карточки. Запишите, пожалуйста в тетради строки, касающиеся публицистического стиля.
— Что же это за стиль такой? Открывайте учебник на стр.239. Заполните две первые колонки таблицы, которая находится перед вами (определение, сфера употребления).
- Название стиля происходит от какого слова?
Произошло от латинского слова общественный.
- Где используется публицистический стиль?
В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях по радио, телевидению. На собраниях, митингах…
– Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.
(СЛАЙД — 5) 4. Словарно-орфографическая работа
Начнем со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать.
- Какой общий корень имеют слова?
- Какое явление вы увидели в этом корне?
Чередование согласной (ц//к//ч)
Публичный – осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление)
Публицист – автор публицистических произведений
Опубликовать – что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе
5. Выступление редакторов
Пронаблюдаем на конкретных примерах, подготовленных нашими редакторами, функции и характерные черты публицистического стиля. Заполним оставшиеся графы таблички у вас на партах.
Публицистический стиль | ||||
Определение | Сфера употребления | Функции | Стилевые черты | Жанры |
|
|
|
|
|
(СЛАЙД – 6)
Какие функции характерны для всех текстов? (Воздействие на читателя и
слушателя. Сообщение информации)
(СЛАЙД _ 7) Стилевые черты:
- Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст
публицистического стиля? Присущи ли языку публицистов эмоциональность, страстность?
- К чему призывают авторы текстов?
– Призывность – отличительная черта публицистического стиля.
- Актуальна ли проблема, поднятая в тексте?
– Задача публицистики – сформировать определенное отношением многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным.
– Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Поэтому характерная черта текстов изучаемого стиля – доходчивость.
– Публицистике свойствен непосредственный контакт с аудиторией.
(СЛАЙД – 8) Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.
– Запишем их и дадим толкование:
Заметка – краткое сообщение в печати.
Статья – научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.
Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Репортаж – сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио и телевидению).
Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.
Отзыв – отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.
7. Рефлексия. Практическая работа (работа в группах)
Написание заметки.
(СЛАЙД – 9)
Мне хочется получить обратную связь от вас. Я попрошу подвести итог нашему уроку в виде заметки. Попрошу группы поработать сообща и составить заметку по схеме на экране. Кто первый справится, дайте знать, подняв карточку.
8. Итог урока.
Вы сегодня молодцы, потрудились на славу! Вы со всеми заданиями справились! А все почему? Потому, что с вами рядом были одноклассники, вам помогали ваши друзья. Так что сегодня 6-Б доказал, что «Старый друг лучше новых двух»
На следующем уроке я вам предлагаю поразмышлять о том, что «Дружба – как стекло: разобьешь – не соберешь»
3. Оценки за урок.
9. Домашнее задание.
1) В газетах и журналах найти статью о дружбе.
2) Написать небольшой репортаж о сегодняшнем дне волновых уроков.
Письмо по дисциплинам: журналистика
Цитаты и атрибуция
(версия для печати здесь)
Авторы, желающие включить цитаты и информацию из источников или исследований, должны научиться правильно атрибутировать эту информацию. Reporting for the Media содержит контрольные списки для использования цитат и атрибутов, а также советы, которые особенно полезны для начинающих писателей.
Котировки
В кавычки заключайте только точные слова источника.
Это правило часто нарушается, потому что начинающие писатели считают необходимым исправить грамматические ошибки или включить слово, поясняющее цитату. Хотя принятые стили для этого правила сильно различаются, обычно, если цитата из источника неясна или добавляет элемент в историю, не используйте ее. Писатели должны помнить, что они не могут вкладывать слова в уста своих источников при написании, а только надеются заставить их сказать то, что они хотят.
Для цитаты из одного абзаца, состоящей из двух и более предложений, ставьте кавычки только в начале и в конце всей цитаты, а не в начале и в конце каждого предложения.
Помните: сообщайте только ответы источника, а не заданные вами вопросы.
Каждая цитата должна служить цели , такой как раскрытие характера источника, описание или подчеркивание точки зрения или представление мнения.
Цитаты — это мышцы истории. Рассказы, написанные с большим количеством прилагательных, слабы и не представляют читателю объективного мнения. Однако цитаты оживляют истории. Думайте о них как о всплывающем изображении со страницы, описывающем все, что писатель не может.
Например, если женщина оскорбляет кого-то и называет его лизуном, процитируйте это. Строка может звучать так: «Мэдисон назвала Монро «грязным лизунчиком», прежде чем она швырнула на пол старинную вазу стоимостью более 5000 долларов». (Мэдисон и Монро — фамилии). Поскольку это необычная подробность для горячего спора, ее стоит процитировать. Писатели должны просмотреть свой запас цитат и выбрать только лучшие для включения в свою историю.
Все прямые цитаты должны быть четкими, краткими, уместными и эффективными.
Запомни это. Цитаты оживляют историю.
Атрибуция
1. Атрибут всей информации из вторых рук, критических замечаний, заявлений по спорным вопросам, мнений, а также всех прямых и косвенных цитат.
Не забывайте приписывать бесспорные факты. Барака Обаму как президента не следует приписывать, тогда как кого-то, кто ссылается на свое мнение о президенте, следует.
2. Правильно расставьте знаки препинания. Поставьте запятую после указания авторства, обозначающего цитату из одного предложения, и двоеточие после указания авторства, обозначающее два или более предложения цитаты.
Писатели должны знать, чтобы правильно атрибутировать, КТО-ТО СКАЗАЛ , а не СКАЗАЛ КТО-ТО . Точно так же, естественно, можно было бы сказать «она / он сказал», а не «сказала она / он».
Исключение : При присвоении источнику длинного заголовка порядок меняется на обратный. Например, «Продажи Nordstorm по всей стране процветают. Как будто Рождество наступило рано», — сказал Джейми Хьюстон, вице-президент по маркетингу Nordstorm.
3. Поместите атрибуцию в начале или рядом с длинной цитатой. Читатели должны знать, кто что говорит в длинной цитате.
4. Атрибуция, появляющаяся в середине предложения, должна следовать естественной паузе, а не прерывать мысль.
Пример : человек по имени Логан Грин говорит: «В течение многих лет быть механиком в этом городе было прибыльно, но теперь я не знаю, чем буду заниматься, потому что все они разные. до 6 месяцев. У моей семьи не так много времени».
Это довольно длинная цитата, поэтому чтобы расстаться — останавливайтесь на естественных паузах.
НЕПРАВИЛЬНО : «В течение многих лет, — сказал Логан Грин, — быть механиком в этом городе было выгодно».
ПРАВО : «Долгие годы быть механиком в этом городе было выгодно, — сказал Логан Грин. «Они сказали, что обучение может занять до шести месяцев».
Другие дисциплины | Интернет писателя | Письменный центр | Делать
Назначение | Библиотека | Факультет журналистики
Информация об авторских правах
Новая журналистика | Американское литературное движение
Новая журналистика , американское литературное движение 1960-х и 70-х годов, раздвинувшее границы традиционной журналистики и документальной литературы. Жанр сочетал журналистские исследования с приемами художественного письма в репортажах о реальных событиях. Писатели, которым часто приписывают начало движения, включают Тома Вулфа, Трумэна Капоте и Гей Талезе.
Как и в традиционных журналистских расследованиях, авторы этого жанра погружались в свои темы, иногда проводя месяцы в полевых условиях, собирая факты посредством исследований, интервью и наблюдений. Однако их готовые работы сильно отличались от очерков, обычно публиковавшихся в газетах и журналах того времени. Вместо того, чтобы использовать традиционные журналистские структуры рассказа и институциональный голос, они создали хорошо проработанных персонажей, устойчивые диалоги, яркие сцены и сильные сюжетные линии, отмеченные драматическим напряжением. Они также писали отчетливо своими голосами. Их стиль письма, а также время и деньги, которые требовались для их глубоких исследований и длинных статей, не соответствовали потребностям или бюджетам большинства газет (заметным исключением была 9-я газета). 0008 New York Herald Tribune ), хотя редакторы Esquire , The New Yorker , New York и других известных журналов искали этих писателей и публиковали их работы с большим коммерческим успехом. Многие из этих писателей публиковали свои рассказы в антологиях или писали так называемые «популярные романы», и многие из этих произведений стали бестселлерами.
Новая журналистика и вопрос правды
Новые журналисты расширили определение журналистики и законных журналистских репортажей и методов письма. Они также ассоциировали журналистику с художественной литературой, когда описывали свою работу такими фразами, как «научно-популярный роман» и «повествовательные приемы художественной литературы». Поступая таким образом, они разожгли дискуссию о том, насколько журналистское произведение может быть похоже на роман или рассказ, прежде чем оно начнет нарушать приверженность журналистики правде и фактам.
Некоторые наблюдатели хвалили «Новых журналистов» за то, что они написали хорошо продуманные, сложные и убедительные истории, которые оживили интерес читателей к журналистике и освещаемым темам, а также вдохновили других писателей присоединиться к профессии. Другие, однако, были обеспокоены тем, что новая журналистика заменяет объективность опасной субъективностью, которая угрожает подорвать доверие ко всей журналистике. Они опасались, что у репортеров возникнет искушение отклониться от фактов, чтобы написать более драматичные истории, например, путем создания составных персонажей (объединение нескольких реальных людей в одного вымышленного персонажа), сжатия диалогов, перестановки событий или даже фабрикации деталей. Некоторые новые журналисты открыто признались в использовании этих приемов, утверждая, что они сделали свои истории читабельными и пригодными для публикации, не жертвуя при этом правдивостью рассказа. Другие категорически возражали против использования этих приемов, утверждая, что любое отклонение от фактов, каким бы незначительным оно ни было, дискредитирует историю и переводит ее из области журналистики в область художественной литературы.
Участвуя в дебатах о том, что считается правдой в журналистике, Новые журналисты способствовали более широкому обсуждению природы истины и способности познавать и представлять ее объективно в рассказах, картинах, фотографиях и других изобразительных искусствах. Их работы бросили вызов идеологии объективности и связанным с ней практикам, которые стали управлять профессией. «Новые журналисты» утверждали, что объективность не гарантирует правды и что так называемые «объективные» истории могут ввести в большее заблуждение, чем истории, рассказанные с четко представленной личной точки зрения.
Репортеры мейнстрима повторили аргументы «новых журналистов», поскольку они начали сомневаться в способности «объективной» журналистики доходить до истины — особенно после того, как более традиционные репортажи не смогли передать сложную правду о таких событиях, как маккартизм в 1950-х годах, война во Вьетнаме в 1960-х и 70-х годов, а также Уотергейтский скандал в начале 1970-х годов. К 1996 году объективность как руководящий принцип была настолько подорвана, что Общество профессиональных журналистов исключило ее из своего этического кодекса, заменив ее другими принципами, такими как справедливость и точность.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
От разгребания грязи до Вулфа, Талезе и Капоте
«Новые журналисты» 1960-х не были первыми американскими журналистами, выступавшими за более литературный подход к освещению современных событий, и не первыми, кто считал себя представителями «новой журналистики». Некоторые писатели конца 19-го и начала 20-го веков, такие как Линкольн Стеффенс, считали, что репортеры морально обязаны писать истории, которые являются правдивыми, хорошо продуманными и риторически убедительными, потому что они могут побудить читателей сопереживать своим темам и могут вдохновить на действия. против социальной несправедливости и злоупотреблений властью. Стеффенс и его коллеги-единомышленники, включая Иду Тарбелл, Рэя Стэннарда Бейкера и Дэвида Грэма Филлипса, писали журналистские расследования в литературной, риторически убедительной манере. Прес. США Теодор Рузвельт в 1906 насмешливо назвали свой тип работы сбором мусора. Социальные и литературные амбиции этих первых «новых журналистов» оказали неизгладимое влияние на журналистику, обеспечив основу для поколений журналистов-расследователей и литературных репортеров и редакторов, которые верили в основанную на фактах, социально ориентированную и живую журналистику, включая «новых журналистов» 1960-х годов. .
Том Вулф был одним из самых влиятельных пропагандистов новой журналистики. Вулф начал свою карьеру газетчика в 1956 году по адресу The Washington Post 9.0009, а затем работал в New York Herald Tribune , где пример таких писателей, как Джимми Бреслин, продемонстрировал ему, что журналистика может быть творческой и захватывающей. В 1963 году, когда газетная забастовка в Нью-Йорке временно оставила Вулфа без работы, он обратился к своему редактору по адресу Esquire с идеей: он хотел слетать в Калифорнию, чтобы написать о выставке нестандартных автомобилей и культуре хот-родов. Результатом стал знаменитый теперь «The Kandy-Colored Tangerine-Flake Streamline Baby» Вулфа (антологизированный в его 19-летнем возрасте).64 одноименной книги), энергичная статья, ставшая образцом того, чего могла достичь новая журналистика. В 1973 году Вулф опубликовал книгу «Новая журналистика », в которой эксплицировал особенности жанра. Затем он написал несколько успешных книг в стиле новой журналистики, в том числе « The Right Stuff » (1979) и « From Bauhaus to Our House » (1981), острую историю современной архитектуры.
Хотя Вулф получил, возможно, наибольшую заслугу в создании Новой журналистики как литературного движения, он сам отдал эту честь Гей Талезе. Талезе начал свою карьеру, учась в средней школе в 1940-х годов в качестве репортера в Ocean City Sentinel-Ledger в Нью-Джерси, а после окончания колледжа был нанят в качестве копирайтера The New York Times . В свободное время он писал рассказы об обычных людях и местах, которые не интересовали большинство репортеров, и предлагал их редакторам Times , которые были впечатлены его работой. В 1956 году, после службы в армии США, во время которой он продолжал писать статьи для Times — Талезе вернулся в газету в качестве спортивного репортера. Он также писал для Esquire , создавая свои самые влиятельные истории для этого журнала. Два его, возможно, самых известных произведения, профиль Джо Ди Маджио под названием «Тихий сезон героя» и статья о Фрэнке Синатре «Простуда Фрэнка Синатры» (обе 1966 года), были включены в антологию вместе с другим его самым популярным Esquire. штук в коллекции Слава и безвестность (1970). Талезе также использовал свои навыки литературного журналиста для написания книг, пользующихся международным спросом, в том числе Королевство и сила (1969), взгляд изнутри на The New York Times ; Honor Thy Father (1971) о взлете и падении печально известного преступного клана Бонанно в Нью-Йорке; Thy Neighbour’s Wife (1980) о скрытой и меняющейся сексуальной жизни американцев; и «Сыновьям » (1992) об эмиграции его семьи из Италии в США в годы перед Второй мировой войной.
Талезе не считал себя Новым журналистом, а скорее очень традиционным писателем, который хотел «сделать что-то, что продержится долго, что-то, что может устареть и все еще иметь такой же резонанс». Он также начал ассоциировать новую журналистику с писателями, которых больше интересовали роскошь и знаменитость, чем тяжелая беготня, требуемая от хороших репортеров. Тем не менее, Талезе восхищался творчеством Вулфа и Нормана Мейлера и оказал влияние на многих других писателей этого жанра.
Драматург и писатель Трумэн Капоте стал центральной фигурой в Новой журналистике в 1965 году, когда Журнал The New Yorker опубликовал научно-популярный роман Капоте « Хладнокровно » об убийстве семьи из четырех человек в их доме недалеко от Холкомба, штат Канзас. , в 1959 году. Капоте потратил шесть лет на репортаж и написание статьи. Его цель состояла в том, чтобы написать о реальных событиях таким образом, чтобы иметь драматическую силу, волнение и сложную структуру романа. Капоте дал обширные интервью о своей работе в основных национальных СМИ, и, описывая, что он делал и как он это делал, он представил идею научно-популярного романа в популярном дискурсе. Он также вызвал полемику, поскольку скептически настроенные репортеры, опасаясь его попыток совместить художественную литературу и журналистику, пытались дискредитировать его заявления о точности и подвергали сомнению его утверждение о том, что ответственный журналист может написать правдивую историю, которая читается как роман.