Основателем индивидуальной психологии является: Индивидуальная психология Адлера

Индивидуальная психология Адлера

Альфред Адлер (1870—1937) был создателем нового направления в психоанализе, которое получило название «индивидуальной психологии». В ее создании, по-видимому, большую роль сыграл тот факт, что сам А. Адлер в детстве тяжело болел и упорно боролся со своими многочисленными недугами. Это определило и выбор профессии. Став врачом, он в 1895 г. занялся частной практикой. Перепробовав много специализаций, он в конечном итоге остановился на психиатрии.

В 1901 г. Адлер выступил в защиту Фрейда, а год спустя стал активным членом его кружка. В 1910 г. по предложению Фрейда он был избран первым президентом психоаналитического общества, выросшего из этого кружка, хотя к этому времени у него уже были большие теоретические разногласия с Фрейдом. В 1911 г. произошел разрыв с Фрейдом, и Адлер основал свою собственную организацию — Ассоциацию индивидуальной психологии. После первой мировой войны Адлер стал интересоваться вопросами педагогики. В 1935 г.

он эмигрировал в США, где продолжал клиническую практику и работал в Колумбийском университете.

Индивидуальная психология Адлера является одним из направлений классического психоанализа, так как сохраняет положение об основополагающей роли бессознательного в жизни человека.

Адлер, как и Дарвин, указывал, что стремление к превосходству является одним из фундаментальных аспектов жизни, но считал, что органическая неполноценность может стимулировать высшие достижения и не всегда приводит к поражению (червивый плод всегда слаще). Кроме того, он полагал, что в человеческом обществе более важна кооперация, а не конкурентная борьба.

Но предоставим слово самому Адлеру:

«Свою первую задачу индивидуальная психология видит в новом освещении проблемы тела и души…. Было установлено, что ребенок на собственном, опыте узнает свойства и возможности своего организма и в условиях длительного переживания чувства собственной неполноценности стремится ощутить собственную целостность, способность преодолеть свою природную слабость, трудности в социальных отношениях, стремится испытать чувство целостности.

Соответственно испытываемым, трудностям и ощущению своей слабости человек испытывает растущее стремление ощутить свою силу, с которым связана потребность индивида направить развитие присущих ему сил и возможностей к некой конечной, смутно определяемой им цели — совершенству».

Атак как каждый ребенок имеет свою собственную цель, то и видит мир по-своему. Вот вы хотите стать психологом, а ваши родители видят вас банкиром. Если это так, то моя книга для них не представляет никакого интереса, а может даже показаться вредной, а вам она может понравиться. (Вот почему некоторые родители недоумевают: «Все у него есть, не понимаю, что ему еще надо!» — М. Л.) А особенности этих впечатлений можно понять, лишь зная стиль жизни индивида и его часто неосознаваемые цели.

А если сказать короче, то общим для всех людей является то, что у каждого есть цель, но содержание этой цели у каждого свое.

«Если бы нам была известна цель личности… то мы могли бы понять, насколько цель индивида отличается от нашей и вообще от целей, предписываемых общественной жизнью».

Вот он, индивидуальный подход!
А теперь еще раз прислушайтесь к Адлеру:

«Если бы мы могли, исследуя завитки и мелодии человеческой жизни, сделать вывод об исходной цели человека, в целом о его жизненном стиле, тогда мы смогли бы почти с такой же надежностью, как в естественных науках, и почти с математической точностью определить место этого человека… предсказать, как будет действовать индивид в определенных ситуациях».

«По-видимому, индивидуальная психология поможет исследователям разрешить эту задачу… Мы научились видеть в любом движении человека одновременно прошлое, настоящее и будущее и конечную цель человека, а также исходную ситуацию, в которой формировалась личность пациента в раннем возрасте».

«… Под влиянием, конечной цели все душевные движения упорядочиваются в единую линию активности (Aktionlinie), и каждое отдельное душевное движение подготавливает акт, следующий за ним. В самом действии глубоко заложено стремление к завершенности… В зависимости от того, в чем. индивид находит свою конечную цель, — видит ли он себя в роли кучера, лошади, генерала, лечащего врача или спасителя человечества, — именно в зависимости от этого он будет ощущать и оценивать достигнутую им позицию».

Вот этим лично я сейчас и занимаюсь и даже разработал ряд тестов, чтобы предсказать человеческую судьбу и по возможности исправить, если человеку не понравится то, что с ним произойдет в будущем. Здесь еще непочатый край работы.

А осознаете ли вы свою конечную цель? Не подражаете ли вы кому-то, желая стать психологом?

Ведь «никогда одно и то же жизненное событие не переживается двумя разными людьми одинаково, и от жизненного стиля человека зависит, какие уроки он извлечет из пережитого. Любое душевное явление всегда означает большее, чем находит здравый смысл. Только в сопоставлении со всей системой отношений можно узнать, является ли пожертвование проявлением сострадания или мании величия, соболезнование — социального чувства или высокомерия».

Кроме стремления к превосходству, с точки зрения Адлера, поведение человека определяется врожденным общественным чувством, идущим, по-видимому, от стадного инстинкта

.

Все значительное, что имеет человек, обусловлено этим чувством. И только одно приобретение имеет другое происхождение. Это чувство неполноценности, которое возникает у ребенка с момента развития сознания. Оно обусловлено его слабостью. Чувство неполноценности усиливается и растет, как только ребенок начинает смутно осознавать свою бесполезность для общества, и в норме компенсация этого чувства становится мощным источником для индивидуального развития. Ребенок старается стать полезным, и чувство неполноценности ослабевает.

Возникает противоречие между стремлением к личной власти и общественным долгом, который сдерживает это стремление. Если ребенка сразу ставят в центр семьи и живут для него, у него развивается только одно стремление к власти, стремление брать, а не отдавать. Он превращается в индивидуалиста. И только тогда, когда стремление к власти, стремление быть первым (сперматозоидное чувство. — М. Л.) уравновешивается социальным чувством, появляется возможность стать счастливым.

«Индивидуальная психология подчеркивает то обстоятельство, что в детстве у всех духовно несчастных, дурно воспитанных и невротичных натур не было условия для развития социального чувства, и поэтому им недостает мужества, оптимизма, уверенности в своих силах».

Если побеждает стремление к власти, то, находясь в зависимости от других людей, индивид считает их своими личными врагами. Не веря в свою победу и с еще большим страхом ожидая поражения, они в конце концов оказываются в таком положении, что не могут избежать неудач. Многие из них начинают испытывать сильное чувство неполноценности, что мешает развитию социального чувства.

Индивидуальная психология позволяет вскрыть и исправить ошибки воспитания раннего детства. Здесь необходимо глубокое осознание человеком их последствий.

Если этого не происходит, чувство неполноценности, способствующее развитию, превращается в комплекс неполноценности, деформирующий развитие и приводящий к неврозу.

Адлер описывает две формы защитных механизмов: компенсацию и гиперкомпенсацию. Компенсация проявляется тем, что вместо развития недостающего качества ребенок начинает интенсивно развивать тот признак, который у него и так хорошо развит, компенсируя тем самым свой недостаток. Например, хилый подросток, вместо того чтобы развить свои физические данные, начинает интенсивно заниматься шахматами, где у него выявились неплохие способности. В шахматах он достигнет неплохих успехов, но физическое недоразвитие сделает его несчастным.

Гиперкомпенсация проявляется тем, что ребенок старается развить именно те данные, которые у него слабо развиты. Например, хилый подросток идет в секцию борьбы и пытается стать драчуном, чтобы отомстить своим обидчикам. Пропорциональное развитие при этом также нередко искажается.

Примером такой гиперкомпенсации может служить биография А. В. Суворова. Конечно, он стал великим полководцем! Но был ли он счастлив?

«Индивидуальная психология разрешила также проблему выявления известных затруднений, которые закладываются в первые пять лет жизни и порождают у человека чувство неполноценности. Тем самым открылись возможности для профилактики отклонения от нормы, неврозов, психозов и педагогической запущенности. Именно поэтому эта наука и получила признание у педагогов. Индивидуальная психология считает неверным широко распространенное заблуждение о неполноценности ребенка, старика, женщины; с ее точки зрения, причины этой недооценки гнездятся в некоторых непреодолимых предрассудках, свойственных нашей культуре, и недостаточном знании вопроса».

Адлер выделяет три главных условия для появления чувства неполноценности в раннем детстве.

  1. Первое условие — врожденные физические недостатки. При неправильном воспитании ребенок воспринимает их как жизненные препятствия. И даже если он потом неплохо устраивается в жизни, у него сохраняется пессимистическое отношение к решению жизненных проблем.
  2. Второе условие — изнеженность. Когда такой жизни приходит конец, ребенок чувствует себя изгнанным из рая. Поэтому в последующей жизни ему всегда недостает душевной теплоты, и он никогда не может найти взаимопонимания с другими людьми.
  3. Третье условие — жесткое воспитание, которое приводит к развитию бессердечия. Такие люди повсюду видят врагов и ведут себя так, словно находятся во враждебной стране.

Адлер приходит к выводу, что главнейшими моментами в воспитании являются развитие в детях упорства и самостоятельности, терпения в трудных ситуациях; отсутствие любого бессмысленного принуждения, унижения, насмешек, оскорблений, наказаний. Самое главное: ни один ребенок не должен потерять веру в свое будущее.

Мне нравится девиз Акки Кнебекайзе, предводительницы диких гусей из известной сказки «Путешествие Нильса с дикими гусями», которая воспитывала орла. Когда птенец был недоволен собой, она каждый раз ему говорила: «Все равно из тебя вырастет хорошая птица!» И еще она говорила, что «летать быстро и высоко легче, чем летать медленно и низко».

Достижения Адлера редко получали должное признание. Его оригинальные находки часто рассматривались как производное от психоаналитической теории или как нечто самоочевидное. Его просто обворовывали. Как справедливо заметил Элленбергер, «трудно найти другого автора, у которого столь многое заимствуется без ссылок и признательности, нежели Альфред Адлер- Его учение стало местом… где все и каждый могут без зазрения совести взять, что угодно. Иной автор, скрупулезно указывающий источник при цитировании мельчайшей фразы, даже не думает поступить так же, заимствуя что-нибудь из индивидуальной психологии, как будто у Адлера не может быть чего-нибудь оригинального».

Причина этого в том, что его теории изложены простым языком здравого смысла. Поэтому они часто кажутся поверхностными и неглубокими. Адлера больше интересовала практика, а не теория. Он был наиболее популярен среди прогрессивных учителей и всех тех, кому нужны практические клинические навыки.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера 💡 Психология

Индивидуальная психология — это одно из направлений классического психоанализа, созданное австрийским психологом Альфредом Адлером, в котором главную роль играют социальные факторы.


Содержание

  • Стремление к превосходству и чувство неполноценности
  • Чувство общности
  • Компенсация и сверхкомпенсация
  • Связь порядка рождения и личности человека
  • В чем отличия теории А.Адлера от теории З.Фрейда?

Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр, один из предшественников неофрейдизма, основатель индивидуальной психологии. Сначала примыкал  к сторонникам З. Фрейда, затем основал собственную школу.

По убеждению Адлера, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами.  Он ввел понятие социального интереса.
Социальный интерес — это врожденный по­тенциал, нацеленный на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей. Подобный интерес развивается в детстве, по мере накопления опыта.

Стремление к превосходству и чувство неполноценности

В основе концепции Адлера лежит представление о единой движущей силе, которая лежит в основе структуры личности и на­правляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности. Такой целью, по мнению Адлера, является стремление к превосходству или самоутверждению.

Стремление к превосходству (самоутверждению) — этостремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала.

Именно эта цель подчиняет себе все движение к более полному развитию и осуществлению, реализации нашего Я. Адлер был убежден, что данное стремление к превосходству является врожденным фактором, его следы легко можно обнаружить во всех аспектах проявления личности.

Подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности.
Чувство неполноценности — это переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности; связано с органической и функциональной неполноценностью человека.

Сильное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности, может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, стать таким же сильным или даже сильнее других, стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. Т.е. стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека.

Первоначально Адлер относил это чувство неполноценности к телесным недостаткам. Ребенок с наследственны­ми органическими недостатками попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции.
Например, ребенок-заика при помощи речевой терапии может стать великим оратором, ребенок со слабыми конечностями после интенсивных физических упражнений становится хорошим атлетом или танцором.

Позднее Адлер расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных или социальных недостатков — реальных или мнимых. Он также полагал, что слабость и беспомощ­ность ребенка, его зависимость от окружающей обстановки ведет к появлению чувства неполноценности, столь знакомого каждому человеку. Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превос­ходству. В итоге такой процесс движет индивида по направлению ко все большему совершенству и реализации.

Чувство общности

Стиль жизни – это сложившаяся в детстве система целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности». Это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека
Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я.

Чувство общности (общественный интерес) — это чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе, заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции.
Сотрудничество — одно из проявлений чувства общности.

Чувство общности является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может остаться неразвитым, что становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов.

Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается.

Не развивается оно и у избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцирует развитие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования.

Таким образом, по мнению Адлера, жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе.

Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех – не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим.

Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация.

Компенсация и сверхкомпенсация

Компенсация — это повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некий недостаток, реальный или мнимый.

Адлер выделял 4 основных вида компенсации:
1. неполная компенсация;
2. полная компенсация;
3. сверхкомпенсация;
4. мнимая компенсация, или уход в болезнь.

Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка, остановить его личностный рост.

Неполная компенсация у детей с неразвитым чувством общности приводит к возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным.

Сверхкомпенсация — это процесс перестройки организма в ответ на повреждение или вредоносное воздействие, вызывающий защитные реакции, гораздо более энергичные и сильные, чем те, которые нужны, чтобы парализовать непосредственную опасность.

В случае сверхкомпенсации с развитым чувством общности человек старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. При неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии личности.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе других, а о своих выгодах. При этом формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Эти люди подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, тиранами и агрессорами.

Полная компенсация происходит тогда, когда у личности развито чувство общности; дефект осознается как своя индивидуальность; стремление к превосходству выражено в стремления к стандартам большинства, стремления преодолеть ограничения через позитивный стиль жизни, не более. Человек не стремится к превосходству, его достижение — быть не хуже большинства.

Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит и к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее взрослый человек) начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Такой вид компенсации несовершенен: он останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

Связь порядка рождения и личности человека

Многие задаются вопросом о том, как порядок рождения влияет на характер и дальнейшую судьбу ребенка. Исследуя опыт детских лет своих пациентов, Адлер заинтересовал­ся связью порядка рождения и личности человека. В зависимости о того, каким по счету родился ребенок, ему могут быть присущи определенные черты. А. Адлер обнаружил, что старшие, средние и младшие дети из-за различий в положении в семье обладают различным социальным опытом и, как следствие, имеют разные структуры личности.

Альфред Адлер выделял следующие порядковые позиции ребенка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. Итак, рассмотрим порядок рождения по Адлеру, и черты, которые будут принадлежать детям в семье, в зависимости от порядка рождения.

Единственный ребенок в семье

Для единственного ребенка в семье важнейшая задача — понять взрослых. Решая данную задачу, он развивает свою способность понимать других людей. Для него характерны обостренное чувство добра и зла, высокая мотивация достижения. Он любит решать проблемы и находить разные пути их решения.

Единственные дети чувствуют свою уникальность. Они многого требуют от жизни, стремятся оправдать надежды родителей. Для них характерен высокий уровень самоуважения. Единственные дети имеют больше возможностей для интеллектуального совершенствования.

Существует риск привязывания, выученной беспомощности. Находясь во власти родительской опеки, ребенок практически не бывает предоставлен самому себе. У него оказывается мало возможностей самостоятельно строить свои отношения с окружающими. В зависимости от степени родительской опеки различают два типа единственного ребенка: рано взрослеющий и «маменькин сынок».

Первый ребенок в семье, т.е. первенец

Старший ребенок проходит в своем развитии три стадии:
1. Он — единственный, уникальный, находится в фокусе внимания родителей, в привилегированной позиции.
2. С рождением младшего ребенка ситуация резко изменяется. Если старшему к этому моменту нет 5—6 лет, то рождение брата или сестры может вызвать сильный стресс. Родители переключаются на малыша, старший ребенок теряет власть над ними. Возможны зависть и конкуренция между детьми, причем такая реакция первого ребенка на появление младшего сильнее, если второй ребенок одного с ним пола.
3. На третьей стадии ребенок находит выход из создавшегося положения. Он считает, что должен быть сильнее и умнее младшего ребенка. Это решение закрепляется поведением родителей: они понимают, что старшему уделяется слишком мало времени и внимания. Поэтому они говорят ему, что по сравнению с малышом он уже достаточно умен, чтобы делать многое самому, без помощи взрослых.

Таким образом, старшие дети в семье некоторое время находятся в центре внимания — но только до тех пор, пока не появится следующий ребенок, который теперь притянет к себе все внимание родителей. А потому первенец может начать чувствовать себя неуверенно и враждебно, утратив прежнее чувство безопасности. Результатом этих перемен может также стать авторитарность и консервативность, жесткое желание поддерживать порядок любыми средствами. Адлер высказал предположение, что преступниками, невротиками и извращенцами часто становятся именно первенцы в семье.

Старшие дети соблюдают правила, стремятся к совершенству, успеху и чаще всего достигают его, а если нет, то бросают начатое. Это обычно послушные, действующие сообразно правилам, дети. Они добросовестны, серьезны, упрямы, ответственны, причем чувство ответственности может быть слишком высоким. Они нетерпимы к чужим ошибкам и в то же время очень чувствительны к замечаниям других и изменениям отношений.

Средний ребенок в семье

Позиция среднего по порядку рождения ребенка является наименее исследованной; по-видимому, как раз у этих детей чаще всего возникают трудности с самоопределением, связанные с тем, что они являются одновременно и старшими, и младшими и поэтому сочетают в себе черты и того, и другого.

Недостаток внимания со стороны родителей часто приводит к тому, что средний ребенок чувствует себя брошенным и поэтому иногда приобретает надоедливые, привлекающие внимание привычки. Некоторые исследователи считают, что средние дети учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим.

Второй ребенок в семье (младший из двух детей)

По мнению Адлера, второй ребенок часто бывает амбициозным, непокорным и ревнивым: ведь перед ним всегда стоит задача не только не отстать, но и превзойти старшего брата или сестру. Адлер считал, что именно второй ребенок лучше приспособлен к жизни, чем старший или младший ребенок. Ведь младших детей, как правило, в семье балуют, а потому у них чаще других возникают проблемы. Они более ориентированы на себя, чем на других, и не особенно стремятся к тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих.

Этот ребенок представляет собой полную противоположность старшему. Ему присущи независимость, оптимизм. Ответственность за все происходящее младший из двух детей перекладывает на других. В отношениях с людьми он манипулятивен. Ему трудно угнаться за старшим, который имеет академическую направленность, поэтому он решает обойти его на ином поприще, где тот не силен (обычно это спорт или искусство).

 Младший из трех или большего числа детей

Для развития отношений с окружающими, в особенности с собственными братьями и сестрами, они могут либо всю жизнь притворяться детьми, либо найти способ обойти остальных. Эти дети могут быть наиболее удачливыми из всех. Они творческие личности и часто непонятны для других. Их взгляд устремлен в будущее. Часто из них получаются хорошие лидеры.

К моменту рождения младшего ребенка у родителей уже мог сформироваться собственный взгляд на воспитание. Поэтому можно предположить, что по отношению к младшему тактика воспитательного воздействия будет более последовательной, чем по отношению к старшему. Поэтому младшие из нескольких детей будут более эмоционально устойчивыми, чем старшие дети.

В чем отличия теории А.Адлера от теории З. Фрейда?

1. В противоположность Фрейду, Адлер минимизировал роль сексуальных сил в формировании личности и сконцентрировался в большей степени не на бессознательном, а на сознательных факторах поведения.

2. Если Фрейд полагал, что пове­дение определяется преимущественно прошлым, то Адлер подчерки­вал значение наших целей на будущее. Борясь за достижение целей или ожидая наступления некоторых событий в будущем, мы тем самым оказываем влияние на свое нынешнее поведение.

3. Если Фрейд подразделял личность на несколько частей (ид, эго и супер-эго), то Адлер, наоборот, всячески подчеркивал единство и со­гласованность личности.

4. Адлер не принимал утверждения Фрейда о том, что только сексуальная активность составляет первичный, базовый уровень мотивации. Вместо этого он высказал предположение, что подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности.

5. В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля».

Альфред Адлер и индивидуальная психология

Альфред Адлер (1870-1937)

7 февраля 1870 года родился австрийский психиатр и офтальмолог Альфред В. Адлер . Он наиболее известен как основатель школы индивидуальной психологии. Альфред Адлер рассматривал человека как индивидуальное целое, поэтому свою психологию он назвал «индивидуальной психологией». Более того, Адлер также был первым, кто подчеркнул важность социального элемента в процессе перестройки личности и внес психиатрию в общество.

«Стремление к значимости, это чувство тоски всегда указывает нам на то, что все психические явления содержат в себе движение, которое начинается с чувства неполноценности и тянется вверх. Теория психологической компенсации индивидуальной психологии утверждает, что чем сильнее чувство неполноценности, тем выше цель личной власти».
– Альфред Адлер (1923) [12]

Альфред Адлер – Ранние годы

Альфред Адлер родился в Рудольфсхайме, в пригороде Вены, и был третьим из семи детей еврейского торговца зерном венгерского происхождения и его жены. В возрасте четырех лет у Альфреда развилась пневмония, и он услышал, как врач сказал его отцу: « Ваш мальчик пропал ». В этот момент он решил стать врачом. Он очень интересовался предметами психологии, социологии, а также философии. После учебы в Венском университете в 1895 году получил степень доктора медицины. Сначала он специализировался как окулист, а затем по неврологии и психиатрии. Он открыл свой офис напротив Пратера, знаменитого парка развлечений и цирка в бедной части Вены. Большинство его клиентов были артистами цирка. Он изучал их необычные сильные и слабые стороны, и это дало ему представление о его теории неполноценности органов.

Общество среды

В 1902 году Адлер получил приглашение от Зигмунда Фрейда [4] присоединиться к неформальной дискуссионной группе « Общество среды » (Mittwochsgesellschaft), которая регулярно собиралась по средам вечером в доме Фрейда и положила начало психоаналитического движения. Давний член группы, в 1910 году Адлер стал президентом Венского психоаналитического общества. Он оставался членом Общества до 1911 года, когда он и группа его сторонников официально вышли из круга Фрейда, первого из великих раскольников от ортодоксального психоанализа, предшествовавшего расколу Карла Юнга [5] в 1919 году.14. Этот уход устраивал и Фрейда, и Адлера, поскольку они стали ненавидеть друг друга.

Индивидуальная психология Адлера

«Индивидуальная психология видит свою задачу в том, чтобы ее учения (…) выходили за пределы лечения и индивидуального воспитания, чтобы они становились профилактикой и мировоззрением. Под чарами космоса, заточенного на этой небогатой земной коре, связанной слабостью своего организма, а еще более своей принадлежностью к общности языка, разума, этики, эстетики и эротики, жизнь заставляет человека отвечать на вопросы, неизбежно развивается. (…) Его мужество, оптимизм и тренированная работоспособность являются необходимым ответом на реальную потребность, которая также поддерживает постоянное чувство неполноценности как существенное содержание его душевной жизни».
– Альфред Адлер (1926) [6]

Хотя Адлера часто называют «учеником Фрейда», на самом деле это никогда не было правдой; они были коллегами. Адлер основал Общество индивидуальной психологии в 1912 году после своего разрыва с психоаналитическим движением. Несмотря на их враждебность, Адлер всю жизнь восхищался идеями Фрейда о сновидениях и приписывал ему создание научного подхода к их клиническому использованию. Тем не менее даже в отношении толкования сновидений у Адлера был свой теоретический и клинический подход. Основные различия между Адлером и Фрейдом заключались в утверждении Адлера о том, что социальная сфера (внешнее) так же важна для психологии, как и внутренняя сфера (внутреннее). Динамика власти и компенсации выходит за рамки сексуальности, а пол и политика могут быть столь же важны, как и либидо. Фрейд также не разделял социалистических убеждений Адлера.

Независимая школа психотерапии

Адлер добился значительного успеха и известности в создании независимой школы психотерапии и уникальной теории личности. Он путешествовал и читал лекции в течение 25 лет, продвигая свой социально ориентированный подход. Его намерение состояло в том, чтобы создать движение, которое могло бы соперничать с другими в психологии и даже вытеснить их, отстаивая целостную целостность психологического благополучия и социального равенства. Усилия Адлера были остановлены Первой мировой войной, во время которой он служил врачом в австрийской армии. с 19Начиная с 21 года, Адлер часто читал лекции в Европе и Соединенных Штатах, а в 1927 году стал приглашенным профессором Колумбийского университета. первые психотерапевты отказались от аналитической кушетки в пользу двух стульев. Это позволяет клиницисту и пациенту сидеть вместе более или менее на равных. Адлер выступал за холизм, рассматривая человека целостно, а не редуктивно, последнее является доминирующей линзой для рассмотрения человеческой психологии. Адлер также был одним из первых в психологии, кто высказался в пользу феминизма, и женщиной-аналитиком, доказав, что динамика власти между мужчинами и женщинами имеет решающее значение для понимания человеческой психологии.

Эмиграция и смерть

В начале 1930-х годов, когда большинство австрийских клиник Адлера было закрыто из-за его еврейского происхождения, Адлер покинул Австрию, чтобы стать профессором Медицинского колледжа Лонг-Айленда в США. Он занимал должность приглашенного профессора в Колумбийском университете с 1926 года и в колледже Лонг-Айленда с 1932 года. В 1937 году Адлер отправился с лекциями и перенес сердечный приступ со смертельным исходом в Абердине, Шотландия, в возрасте 67 лет. Внезапная смерть Альфреда Адлера нанесло тяжелый удар индивидуальной психологии, особенно в Германии и Австрии в XIX в.30 с. Ученики Адлера подверглись преследованиям со стороны новых правителей. Процветающей глубинной психологии пришлось оставить свой центр в немецкоязычной Европе и продолжить работу по психологическому просвещению в других частях мира. Диктатуры и Вторая мировая война также оказали неизгладимое влияние на развитие психологической науки в целом.

Психическое и социальное благополучие

Будучи практикующим врачом и активным участником новых психоаналитических дискуссионных групп Зигмунда Фрейда, Адлер обнаружил, что в каждом проявлении человеческой жизни физические и психические процессы всегда совместно эффективны и образуют неделимую единицу ( физическое лицо). Это открытие лежит в основе современной психосоматики. Наблюдая за неполноценностью органов, Адлер обнаружил, что тело и психика имеют тенденцию каким-то образом их компенсировать. Адлер обнаружил эту ситуацию неполноценности или неполноценности в психической области, особенно в трех жизненных задачах: работа — любовь — общение (младенец, родной ряд, школа, работа, брак, экзаменационные ситуации и т. д.). Он вызывает у людей эмоциональное состояние, которое Адлер назвал неполноценностью. Подобно компенсации органной неполноценности, человеческая психика стремится преодолеть это состояние неполноценности тем, что Адлер называл стремлением к признанию. По Адлеру, насколько хорошо человек способен преодолевать такие жизненные трудности, зависит прежде всего от того, как он смог преодолеть первую ситуацию неполноценности, свою беспомощность в младенчестве. Адлер отмечал, что это положительное стремление в процессе роста и развития составляет основу обучаемости человека, поскольку в этой ситуации он абсолютно зависим от помощи близких ему людей.

Наследие

По всему миру существуют различные организации, продвигающие ориентацию Адлера на психическое и социальное благополучие. К ним относятся Международный комитет летних школ и институтов Адлера (ICASSI), Североамериканское общество адлерианской психологии (NASAP) и Международная ассоциация индивидуальной психологии. Учебные институты и программы существуют в Австрии, Канаде, Англии, Германии, Греции, Израиле, Италии, Японии, Латвии, Швейцарии, США, Ямайке, Перу и Уэльсе. Адлер оставил после себя множество теорий и практик, которые очень сильно повлияли на мир психиатрии. Сегодня эти концепции известны как психология Адлера.

Ссылки и дополнительная литература:

  • [1] Молли Фишер: Альфред Адлер, Университет Маскингама
  • [2] Об Альфреде Адлере, Адлерский университет
  • .
  • [3] Адлерианское общество (Великобритания) и Институт индивидуальной психологии
  • [4] Оговорки по Фрейду и другие мелочи, блог SciHi, 6 мая 2012 г.
  • [5] Неоткрытое Я — К. Г. Юнг и психология, блог SciHi, 26 июля 2012 г.
  • [6] Альфред Адлер: Die Individualpsychologie, ihre Bedeutung für die Behandlung der Nervosität, für die Erziehung und für die Weltanschauung . Сайентиа, 1926.
  • [7] Классическая адлерианская психология согласно Институтам Альфреда Адлера в Сан-Франциско и Северо-Западном Вашингтоне
  • [8] Вырезки из газет об Альфреде Адлере в 20 веке Пресс Архивы ZBW
  • [9] Работы Альфреда Адлера или о нем в Internet Archive
  • .
  • [10] Альфред Адлер в Викиданных
  • [11] Альфред Адлер, «Прогресс в индивидуальной психологии» (« Fortschritte der Individualpsychologie », 1923), журнальная статья Альфреда Адлера, в Архиве AAISF/ATP.
  • [12] Антея Миллар, Adler and Trauma , The Weekend University @ youtube
  • [13] Хронология Альфреда Адлера, согласно Wikidata
  • .

[Решено] Кто является отцом индивидуальной психологии?

Этот вопрос ранее задавался в

HP TGT (Medical) TET 2021 Official Paper

Посмотреть все документы HP TET>

  1. Дэвид Халл
  2. Thorndike
  3. Alfred Binet
  4. Alfred Adler

Вариант 4: Alfred Adler

Free

HP JBT JBT 2031030302002. 2,3 тыс. пользователей

150 вопросов

150 баллов

150 минут

Альфред Адлер был венским врачом, который оказал большое влияние на теории о человеческом разуме. Он разработал школу индивидуальная психология , которая содержала гуманистическое исследование влечений, чувств, эмоций и памяти в контексте общего жизненного плана человека.

Важные моменты В 1911 году Адлер основал Общество свободных психоаналитических исследований. В 1912 году он изменил название на Общество индивидуальной психологии.

  • Альфред Адлер , выпускник медицинского факультета, наиболее известный как основатель индивидуальной психологии.  
  • Он считал, что переживания раннего детства формируют личность.
  • Если поощрять в детстве, это мотивирует ребенка чувствовать себя способным и действовать сообща на протяжении всей жизни.
  • Принимая во внимание, что в случае обескураживающего поведения ребенок может плохо себя вести и предаваться нездоровому соперничеству или отчуждению.
  • Он предположил, что необходимо понимать психологию личности в их социальном контексте.
  • Индивидуальная психология имеет дело с то, что можно наблюдать и как можно меньше того, что нужно принимать на веру.
  • Альфред Адлер постулирует единый «драйв» или мотивирующую силу, стоящую за всем нашим поведением и опытом, и он назвал эту мотивирующую силу стремлением к совершенству.
  • На самом деле это относится к желанию всех людей реализовать свой потенциал, все ближе и ближе подходить к своей идеальной самореализации.

Таким образом, делается вывод, что Альфред Адлер — отец индивидуальной психологии.

Подсказка

  • Альфред Бине, французский психолог, сыграл доминирующую роль в развитии экспериментальной психологии.
  • Эдвард Торндайк разработал первые три закона обучения: готовность, упражнение и эффект.
  • Дэвид Ли Халл  — американский философ, прославившийся тем, что основал полевой философию биологии.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts