Основная роль семьи в педагогике: Управление образования г. Азова – Официальный сайт Управления образования администрации города Азова

Содержание

Роль семьи в формировании личности статьи

Главная \ Статьи \ Роль семьи в формировании личности

« Назад
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.

Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.

Семья — это такое образование, которое « охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.

Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Всё это позволило педагогам вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Редко, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой вырастет в ней человек.

 

Эта зависимость используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребёнком, чтобы понять в какой семье он воспитывается.

Точно так же не составит труда, пообщаться с родителями, установить какие в их семье вырастут дети. Семья и ребёнок — зеркальное отражение друг друга.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия.

Крепкие здоровые, духовные семьи- мощное государство. Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Руссо Ж.Ж. утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

  • Полезная информация

Роль семьи в развитии личности

Библиографическое описание:

Блохина, С. А. Роль семьи в развитии личности / С. А. Блохина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1025/ (дата обращения: 18.05.2023).

С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании ребенка. Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей. В семье человек пребывает постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны его жизни.

Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Это ложится неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка.

Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений. Семья является могучим воспитательным средством.

Каковы же цели и задачи семьи?

Ян Амос Каменский рассуждал: «Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых – «умение осторожно и разумно управлять самим собой».

Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребенка….

Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка — это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание [2].

В первый год жизни ребенка основная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиеничекие условия. В этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различать потребности и капризы, так как потребности должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, в семье ребенок получает свои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработана система нравственных привычек и понятий.

На втором году жизни ребенок начинает ходить, стремиться все потрогать своими руками, достать недостижимое. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за пределы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой. Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.

Школьное обучение потребует от ребенка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость.

Большая роль отводиться семье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей еще до школы, зависит их успех в учении [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи.

Каковы же условия успешного воспитания ребенка в семье?

Важным условием успеха воспитания детей в семье, можно считать родительскую любовь.

Ведь родительская любовь – это источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте.

Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этими ощущениями любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями.

Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь может научить любви [4].

В современных условиях, когда коренным образом произошла перестройка и политического и социально-экономического уклада жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпела значительные изменения.

Происходит разрушение и ослабление семейных связей.

Выделим основные факторы этой тенденции.

Первый – это почти полное исчезновение труда в семье. Раньше центром всей жизни семьи (воспитательной, внутрихозяйственной и т.д) была как правило, мать, находящаяся всегда дома и оберегающая внутренний духовный мир семьи. Семья трудилась как целое. Трудовое единство семьи создавало благоприятные условия для её социального срастания. Теперь же все члены семьи трудятся вне дома. В наше время дом все больше начинает превращаться из места труда в место отдыха.

Второй – это стремление к более комфортной жизни в городах. Большая часть населения, жившая на селе и общавшаяся с природой, утратила эти связи, переселившись в города. Естественно, ослабла связь города с деревней. Возникает особая психолого-педагогическая проблема: уход населения из деревень в города, отрыв человека от природы, а значит — и от нравственных истоков нашей жизни, что приводит к утрате традиций, опыта, знаний, накопленных многими поколениями людей.

Вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын или дочь нарушает правила поведения, совершает асоциальные поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно.

Третий – это отсутствие в современной семье ясного живого сознания, что главная её задача по отношению к детям – воспитание, в котором прослеживается три периода.

Первый период: семья дает и поддерживает только физическое существование детей; второй период: заботиться об умственном их развитии; третий период: на первый план выдвигается нравственное воспитание, когда заботиться надо не только о том, чтобы дать детям диплом, обеспечивающий им хорошую жизнь, а, прежде всего, сделать детей людьми в лучшем смысле этого слова.

Четвертый фактор – это изменение положения женщины в современной жизни. Раньше главной заботой женщины была семья. Теперь вследствие облегчения домашнего труда женщина имеет возможность трудиться вне семьи. В связи с расширением самостоятельности женщины, происходит перемена в её психологии, сопряженная, прежде всего с материальной независимостью от мужа, дающей ей право иначе строить внутрисемейные отношения [3, c.29].

Вследствие ряда условий, связанных, прежде всего с развитием современной культуры, семья в некоторых случаях перестает, по существу, быть надлежащей воспитательной средой.

Основные причины этого.

1. Малодетность современной семьи. Для ребенка очень важна детская среда, ему естественно жить среди таких же, как он. Дети взаимно тяготеют друг к другу. Малое же количество детей в семьях (один, два) существенным образом ограничивает и сужает семейное общение, лишает необходимой для него живой детской атмосферы. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи.

2. Современное общество пытается ограничивать рамки семьи родителями и детьми. В такой семье дети становятся той осью, вокруг которой вращается вся жизнь родителей. С младенчества прихоти ребенка удовлетворяются, желания исполняются. При чрезмерной заботливости и нежности родителей к ребенку атмосфера семьи становится для него замкнутой и душной, поэтому дети тянутся на волю. Это очень тяжело переживается родителями, которые не знают, как им дальше строить свои отношения с ребенком. Связь же с другими родственниками ослаблена. Вместе с тем для детей это незаменимая возможность вступать в качественно новые отношения с людьми. Хотя время крепких семейных кланов прошло, все-таки важно поддерживать, укреплять отношения с родственниками.

3. Ребенка должны воспитывать не только мать и отец, но возможно более широкий круг людей. Нельзя воспитывать детей, изолируя их от жизни. Ребенок должен иметь простор для активности. Если же этого нет, то вряд ли воспитание будет эффективным [3, c.30-31].

Не секрет, что успешность воспитательного процесса, в любом учебном заведении, зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда преподаватели и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей.

Родители – это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей. Сотрудничество преподавателей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги.

Союз, взаимопонимания педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ним, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Если при общении с родителями чаще звучат фразы: «А как Вы думаете?», « Давайте вместе решим, как быть», «Хочется услышать Ваше мнение?». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Преподавателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу с теми, кто желает участвовать в жизни учебной группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично преподаватель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Существуют различные формы взаимодействия педагогов и родителей, т. е способов организации их совместной деятельности и общения.

Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Кратко охарактеризую наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни коллектива. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям.

Собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания – включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведением детей, а полученными результатами поделиться на собрании. На основе этого педагог и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного.

Родительский лекторий – способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов.

Конференция по обмену опытом воспитания детей. Может быть тематической. Её проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для них звучит более убедительно, воспринимается с большим доверием. Для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания).

Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившись на группы, могут сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективное обсуждение.

Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: папа и мама. Поэтому, в идеале, нужно стремиться к тому, чтобы названные тематические мероприятия они посещали вместе, одновременно. Прослушанная совместно лекция обязательно вызовет обмен мнениями, возможно дискуссионное обсуждение с согласием или несогласием [2 c.504].

Кроме этого, с целью улучшения воспитательного процесса в учебном заведении, необходимо осуществлять организацию совместных дел родителей и детей.

Это могут быть различные формы познавательной деятельности:

— общественные форумы знаний,

— творческие отчеты по предметам,

— дни открытых уроков,

— праздники знаний и творчества,

— турниры знатоков,

— совместные олимпиады,

— выпуск предметных газет,

— заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д.

Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья — эрудит», «Семейные увлечения», «Круг семейного чтения».

Формы трудовой деятельности:

— оформление кабинетов,

— бла­гоустройство и озеленение двора,

— посадка аллей,

— создание библиотеки;

— ярмарка-распродажа семейных поделок,

— выставки «Мир наших увлечений» и др.

Формы досуга:

— совместные праздники,

— подготовка концертов, спектаклей,

— просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей,

— сорев­нования,

— конкурсы,

— КВНы,

— туристические походы и слеты,

— экс­курсионные поездки.

Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали:

— День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения;

— Игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др.

— Совместная деятельность в творческих объе­динениях различной направленности, музеях и т.п.

Таким образом, анализируя роль семьи в жизни человека, мы видим, что семья является тем социальным институтом, в котором происходит формирование вступившего в жизнь человека. Она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь. Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна – большую роль играет самовоспитание и внесемейное воспитание, которое человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения, и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль семьи.

Литература:

  1. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.., 1991.

  2. Педагогика/ под ред. ПидкасистогоП.И.. М., 2000.

  3. Дубинин С.Н. Семейное воспитание как основной фактор развития личности ребенка. [Текст]/ С.Н. Дубинин //СПО.-2009-№5- с.29-31.

  4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.,1994.

  5. Кулик Л.А. Берестов Н.И. Семейное воспитание. М., 1990.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, семейное воспитание, воспитание, воспитание детей, воспитательный процесс, День, жизнь ребенка, родительская любовь.

Модели участия семьи: сторонники, жертвователи или сотрудники

Участие семьи в образовании оказывает большое влияние на гармоничное развитие детей. Под непосредственным участием семьи в образовании детей мы подразумеваем отношения сотрудничества между родителями, педагогами и другими партнерами для поддержки и улучшения обучения, развития и здоровья каждого учащегося.

 

Участие родителей в воспитании детей: роль семьи в отношениях со школой или детским садом 

 

Участие семьи в образовании описывает, что родители или члены расширенной семьи делают дома и в обществе для поддержки обучения и гармоничного развития своих детей. Американская психологическая ассоциация описывает отношения через две основные координаты: партнерство, с одной стороны, и совместная ответственность за рост и благополучие детей, с другой.

Такое партнерство необходимо для улучшения благополучия в школах, а также для повышения мотивации детей к активному участию в деятельности и собственному обучению.

В семье ребенок учится языку и социальному поведению, формирует стремления и идеалы, убеждения и умения, черты воли и характера. Окружение, семейный климат всегда влияет на личность ребенка по отношению к его характеру.

Величайший просветитель Джон Локк, убежденный в силе примера в семье, сказал: «Вы не должны делать ребенку ничего такого, чему бы вы не хотели, чтобы он подражал».

В многочисленных работах, таких как «Перечень вовлеченности семьи: краткий междисциплинарный синтез», участие семьи в школах определяется как сотрудничество между родителями и школьным персоналом на уровне класса, на местном и системном уровнях для поддержки и улучшения обучения, развития и здоровье детей и подростков. Участие семьи в школьной жизни является общей обязанностью, в рамках которой школы, другие учреждения и общественные организации обязуются конструктивно вовлекать родителей, а родители отвечают активной поддержкой в ​​процессах обучения и развития, через которые проходят их дети и подростки

 

Модели участия семьи: сторонники, участники или сотрудники

 

Графф К. С. и Шерман Б. (2020) в своей статье «Модели отношений между школой и семьей» , опубликованной в Oxford Research Encyclopedia иа образования , посмотрите на участие семьи в партнерстве со школой через призму трех основных педагогических теорий.

Три специфические теории обучения – бихевиористская, социокультурная и критическая – демонстрируют явные различия в понимании роли родителей и семей в образовании их детей. Каждая из этих теоретических линз дает разные ответы на вопрос «Что значит работать с семьями?». Они подразумевают разные концептуализации родительского участия, проблемы этого участия и включения, а также инструменты, используемые для решения этих проблем.

Семьи можно позиционировать как пассивных получателей процесса, участников самого процесса или как производителей знаний. С точки зрения школьного образования их ребенка родители могут рассматриваться как сторонники, участники или сотрудники. Они могут быть расположены на периферии школьного обучения или в центре.

Традиционная модель участия: поддержка семьи вне образования

Теоретики считают бихевиоризм основой того, что мы сейчас называем традиционной парадигмой участия семьи. Бихевиоризм имеет значение не в том, как его принципы действуют в классах, а в том, как они позиционируют учителей, учеников и школьное образование по отношению к семье. Часто это позиционирование сосредоточено на школьных лидерах и преуменьшает значение семьи и учеников.

На этом рисунке круг формального школьного образования включает в себя действующих лиц, влияющих на него и формирующих его, а также элементы, имеющие отношение к его формированию. Школьное образование формируется администраторами и учителями, с учебными планами и оценками, которые включают как крупномасштабные стандартизированные экзамены, так и оценки на уровне класса, основанные на успеваемости и поведении учащихся. Студенты как человеческие существа абстрагируются от объективных измерений. Это не учащиеся как личности, а их наблюдаемое поведение в виде результатов тестов, уступчивости, продемонстрированных способностей и т. д.

В рамках бихевиоризма учителя работают с учениками, как мастера работают с глиной: они моделируют поведение учеников в соответствии со своим замыслом. Точно так же школы работают с семьями. В традиционных отношениях семьи и школы поведение семьи оценивается изолированно.

Социокультурная модель: семья способствует образованию, создавая положительный контекст обучения

В то время как бихевиоризм фокусируется на обучении как изолированном наблюдаемом поведении, социокультурная теория фокусируется на индивидуальном и коллективном опыте, на конструировании смысла. Социокультурная теория исходит из того, что обучение происходит в нашей социальной среде и развивается в основном через взаимодействие со сверстниками и взрослыми на протяжении всей жизни человека (Выготский, 19).78).

Обучение нельзя отделить от человеческого разума, тела и культуры (Cole & Engestrom, 1993).

Через социокультурную призму партнерство с семьей переосмысливается как преднамеренное. Согласно Рогоффу (1990), семьи более активно включаются в школьную жизнь, поскольку опыт и знания учащихся формируются социальными, культурными и историческими условиями их собственных семей, а обучение рассматривается как культурно обусловленное, компетентное участие в целом. сообщества (Смит, Тимант и Пиннегар, 2004 г.).

Трансформационная модель: партнерство между школой и семьей ориентировано на действия

В случае этой модели, с точки зрения трансформации, работа с семьей концептуализируется как работа с родителями и, таким образом, прокладывает путь для семейно-ориентированных практик . Родители учащихся школы участвуют в принятии решений вместе с руководителями школы, чтобы оказать благотворное влияние на обучение и успехи учащихся (Santamaria Graff & Boehner, 2019).

Хотя характеристика отношений между семьей и школой как партнерских отношений отнюдь не нова, для многих родителей этот термин является пустой риторикой, злоупотреблением и не применяемым на практике (Baquedano-López, Alexander, & Hernandez, 2013; Warren et al, 2009). ). Преобразующий подход к партнерству требует понимания динамики власти между группами людей, сильных сторон, которые они привносят в отношения, проект или общую атмосферу. В этом случае партнерство с семьями ориентировано на действия.

Перспектива участия семьи в образовательном процессе ребенка

Вовлечение семьи означает систематическое привлечение родителей к мероприятиям и программам, способствующим развитию, обучению и благополучию детей, включая планирование, обучение и оценку. Для обеспечения того, чтобы участие семьи было интегрировано во все системы и программы дошкольного образования, поставщики неформального образования и школы могут привлекать семьи в качестве важных партнеров, предоставляя при этом услуги, которые поощряют обучение детей и укрепляют позитивные отношения между семьями и школами. Объяснение родителям процесса, через который проходят дети при изучении новых концепций и развитии навыков, а также представление процесса оценивания создает прозрачную и надежную основу.

Вовлечение семьи — это процесс, используемый для построения подлинных отношений с семьей. Здоровые отношения поддерживают общее благополучие семьи и гармоничное развитие детей. Когда вовлечены семьи, создаются партнерские отношения, объединенные общей целью — помогать детям расти и развиваться.

Это происходит дома, в школе и в обществе. Это общая ответственность всех, кто хочет, чтобы их малыши преуспели в школе и в жизни. Участие семьи основано на идее о том, что родители и другие опекуны работают вместе, чтобы подготовить детей к успеху.

Конкретные цели партнерства для каждой семьи могут различаться и зависеть от семейных предпочтений, культуры и экономического или социального стресса. Настоящее партнерство чтит силу и культуру семьи, взаимное уважение и общие цели в отношении ребенка.

Что говорят исследователи о роли семьи в воспитании детей?

Исследования показали, что участие родителей в школах может способствовать положительному воспитанию детей и здоровому образу жизни. Имеются данные о тесной взаимосвязи между участием родителей и результатами обучения, включая посещаемость школы, оценки и более высокие баллы по национальным оценкам. Участие родителей в школах также было определено как многообещающий защитный фактор от рискованного для сексуального здоровья поведения и результатов подростков. Кроме того, когда учащиеся чувствуют, что школьная среда обеспечивает им поддержку и заботу, а их родители участвуют в школьной жизни, они менее склонны заниматься деятельностью, которая может поставить под угрозу их здоровье и благополучие.

Результаты основных исследований говорят нам о том, что: дети, чьи родители активны и заинтересованы в образовательном процессе, через который они проходят, добиваются заметных успехов с первых лет обучения в школе. При этом дети, родители которых вовлечены в партнерство со школой, как правило, достигают наилучших результатов в обучении, а также имеют меньше поведенческих проблем.

 

Уровни участия родителей связаны с социально-экономическим статусом и временем, которое у них есть для определенных занятий. Тем не менее, исследования показывают, что, когда семьи имеют низкий социально-экономический статус, дети могут добиться очень высоких результатов, если их семья активно взаимодействует со школьными руководителями и учителями.

С точки зрения Американской психологической ассоциации, партнерство школы и семьи предназначено для поддержки и улучшения обучения, развития и здоровья детей и подростков. Участие родителей в школьной жизни — это общая ответственность, в рамках которой школы обязуются достучаться до родителей, чтобы вовлечь их в значимую работу, а родители обязуются активно поддерживать обучение и развитие детей и подростков.

Как Kinderpedia поддерживает участие семьи в образовании ребенка?

Технологии помогают учиться. С одной стороны, облегчая доступ к качественному образованию с богатым и актуальным содержанием и быстрому и разнообразному взаимодействию между учениками и учителями, а с другой стороны, облегчая общение между школой, детским садом и семьей.

В Kinderpedia родители в режиме реального времени узнают, как прошел день их малышей в школе или детском саду: от посещаемости, настроения, участия до того, сколько они ели и спали, в случае детей младшего возраста. Зная о проектах и ​​успехах своих детей в школе, родители могут продолжить образовательный процесс дома и поддержать своих детей там, где они в этом нуждаются.

Kinderpedia создает среду для партнерства между школой и семьей и ставит сотрудничество ученика, учителя и родителей в самое сердце обучения.

Подробнее 345629

 @inproceedings{ Lovatt2017УлучшениеIU,
  title={Улучшение взаимодействия: понимание семейной педагогики и фондов знаний «на их территории»},
  автор = {Дэниел Ловатт, Мария Купер и Хелен Хеджес},
  год = {2017}
} 
  • Д. Ловатт, Мария Купер, Хелен Хеджес
  • Опубликовано в 2017 г.
  • Психология

Установление партнерских отношений с семьями, выходящих за рамки случайных социальных взаимодействий, является важной целью воспитателей дошкольных учреждений. Международные данные подчеркивают положительную связь между тесными партнерскими отношениями учителя и семьи и обучением детей (Организация экономического сотрудничества и развития [ОЭСР] 2012). Однако развитие и поддержание прочных партнерских отношений с семьями может оказаться сложной задачей. Эта глава основана на представлении о семьях как о людях с опытом. Обсуждаем… 

Просмотр через Publisher

Родители и ванау как эксперты в своем мире: оценка семейной педагогики в раннем детстве

РЕЗЮМЕ Растущее напряжение в секторе дошкольного образования Аотеароа, Новая Зеландия, вокруг ролей, которые учителя и семьи могут играть в подготовке детей к успеху в школе предполагает…

«Полнота жизни»: интересы учащихся и образовательный опыт

  • Хелен Хеджес
  • Образование

  • 2019

Чем занимается семейная педагогика? Место семейной педагогики в хорватском и зарубежном научном пространстве

В первой части статьи анализируется связь между семейной педагогикой и смежные непедагогические дисциплины в хорватской и зарубежной научной пространство, а также положение семьи…

Переговоры о справедливости и разнообразии: истории из детского сада Аотеароа, Новая Зеландия

  • J. Kelly-Ware
  • Образование

  • 2018

……………………………….. …………………………………………. ……………. ii ВЫРАЖЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ…

Преобразование отношений между учителем и семьей: изменение ролей и восприятия домашних посещений с помощью подхода «Фонды знаний»

  • К. Уайт, Энн Э. Karabon
  • Education

  • 2016

Abstract Education приняла идею «активного подхода» к работе с семьями и детьми, сосредоточив внимание на развитии отношений сотрудничества с семьями, опираясь на то, что…

«Педагогические стратегии»: концептуальная основа эффективных стратегий родителей и практикующих специалистов при работе с детьми младше пяти лет

  • П. Лоуренс, Трейси Галлахер
  • Образование, психология

    Педагогика раннего детства

    9010 0
  • 2018

Это В статье прослеживается развитие взрослых педагогических стратегий с детьми в возрасте 0–5 лет в Центре для детей и их семей Pen Green в Англии. Педагогические стратегии – это…

Взгляд учителей дошкольного образования на партнерство родителей и учителей в пяти европейских странах

  • Эева Худжала, Лина Турья, М. Гаспар, М. Вейссон, Манджула Ваниганаяке
  • Политология

  • 2009

РЕЗЮМЕ Социальные условия Влияние на воспитание детей радикально изменилось за последние два десятилетия. Существуют различия между обществами и внутри них в зависимости от социальных, культурных, политических и…

Семейная педагогика: взаимодействие родителей и детей при совместном чтении книг

Вопрос о том, как взаимодействие родителей и детей эффективно поддерживает развитие двуязычного языка у детей при совместном чтении книг, является малоизученной областью. Углубленное исследование представлено в этом…

Педагогика в раннем детстве: пространство для развития детей младшего возраста

В этом документе представлен специальный выпуск «Развитие и уход за детьми в раннем возрасте», посвященный педагогике в раннем детстве. Он начинается с рассмотрения прошлых и настоящих дискурсов о раннем детстве…

Посещения детских садов: риторика и реалии

  • S. Greenfield
  • Образование

  • 2012

Важность отношений семья–школа между родителями и воспитателями в раннем детстве настройки широко распространены. В этой статье обсуждается влияние уровня вовлеченности и…

Детские «фонды знаний» и их реальная жизненная деятельность: двое детей из числа этнических меньшинств, обучающихся вне школы в Великобритании

  • Дж. Эндрюс, W. Yee
  • Образование

  • 2006

В этой статье мы исследуем концепцию «Фондов знаний», используемых Моллом и Гринбергом (1990).

Фонды знаний для обучения в латиноамериканских семьях

  • Norma E Gonzalez, Luis C. Moll, Cathy Amanti
  • Социология

  • 1995 901 00

Представление о домохозяйствах латиноамериканских студентов из рабочего класса как о богатых фондами знаний имело преобразующие последствия для учителей, родителей, учащихся и исследователей.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts