Основной механизм развития личности: Процесс психологического развития личности

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Социализация личности, периоды ее развития

Рассматривая проблемы формирования личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.


Таким образом, формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.

Социализация личности — процесс активного ее включения в общественную жизнь.

При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.

Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

1. Первичная социализация — стадия адаптации к социальному окружению (от рождения до подросткового возраста). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить внимание на то, во что и как в этом возрасте играют дети.

2. Стадия индивидуализации — стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».

На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.

Юношеский возраст (18-25 лет) — устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.

3. Стадия интеграции — стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:

  • усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»;
  • отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;
  • конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

4. Трудовая стадия социализации — наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека.

Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.

5. Стадия послетрудовой деятельности — стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

Существует и другой подход. В соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических особенностях развития личности на конкретных этапах социализации.

В каждой социокультуре существует свой особый стиль социализации личности. Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.

На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.

Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности, в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа.

Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста.

Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.

На первой стадии социализации (младенчества) главную роль занимает мать. От качества ее отношения к ребенку (кормление, ласки, ухаживания) зависит динамика формирования доверия к социальному окружению. Неуверенность матери, ее невротичность, частое оставление ребенка одного, формирует у него недоверие к окружающему миру. Дефицит эмоционального общения с ним приводит к резкому замедлению психического развития. И наоборот — спокойствие, уверенность матери в себе и своих силах, эмоциональная близость с ребенком формируют у него базовое доверие к окружающей социальной действительности. Главное на этой стадии не количество, а качество ухода и уверенность матери в своих действиях.

На второй стадии социализации (

ранний детский возраст 1-2 года) главный смысл заключается в формировании баланса «автономии» и «стыда». Ребенок начинает ходить, родители приучают ребенка к аккуратности, контролировать акты естественной дефекации, стыдят. Ребенок начинает понимать одобрение и неодобрение, формируется чувство стыда.

Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.

На третьей стадии социализации (дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется стремление к выделению своего «Я», формируется чувство инициативы, резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, он активно осваивает окружающую социальную действительность. Основной формой взаимодействия с окружающим миром выступает игра.

Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в активные творческие игры, постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.

На четвертой стадии (школьный возраст 6-11 лет) возможности социализации в семье практически исчерпаны. Значительную роль в социализации играет школа. Происходит процесс формирования системы базовых теоретических навыков. Если ребенок с помощью родителей и педагогов успешно ею овладевает, у него формируется уверенность в своих силах, доверие уже к более широкому социальному окружению. Если он сталкивается со значительными трудностями и не получает соответствующей помощи в их преодолении у него формируется чувство неполноценности, неуверенности в себе, недоверие к внешнему социальному окружению. Ребенок стремится укрыться в семье. Если и в семье он не получает соответствующей поддержки, то у него формируется соответствующий стереотип поведения, который изменить на последующих стадиях социализации будет практически невозможно.

На пятой стадии социализации (юношеский возраст 12-20 лет) происходят значительные физиологические изменения в организме, вызывающие необходимость нового осмысления своей социальной роли в социуме, формируется центральная форма эгоидентичности, происходит самоопределение, поиск своего места в этой жизни.

Если предыдущие стадии пройдены успешно, то, как правило, и эта также проходит безболезненно. Подросток формирует оптимальную, целостную систему эгоидентичности, сохраняет неповторимость своего «Я», получает соответствующее признание социального окружения. В противном случае происходит диффузия идентичности, приводящая либо к инфантильности, детским иждивенческим реакциям, либо к росту агрессивности и противопоставлению себя социальному окружению.

Шестая стадия социализации (молодость 20-25 лет) характеризуется поиском спутника (спутницы) жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое «Я», что приводит к формированию чувства единства с другими.

Но если предыдущая стадия успешно не пройдена и диффузия переходит в шестую стадию — человек замыкается, закрепляется изоляция, усиливается неверие в собственные силы и возможности, возникает и закрепляется чувство одиночества.

Седьмая стадия (зрелость до 50 лет). Фактически центральная Стадия социализации личности, на которой возможно достичь наивысших уровней развития (акме) во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь, в профессиональной сфере. Это стадия социальной и филологической зрелости, на ней очень велика роль детей и любимой работы, именно в них «зрелая» личность находит подтверждение собственной необходимости в этом мире. Наиболее полно самореализация личности, ее самоутверждение, реализация собственного «Я», происходит в сфере профессиональной деятельности и семье. Если профессиональная деятельность не совпадает с духовными потребностями личности, то Она стремится к самореализации в других сферах жизнедеятельности. Тем самым она стремится к разрешению внутриличностных противоречий. Завершается формирование эгоидентичности. С другой стороны, когда личности не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей, хобби) происходит внутреннее опустошение, наступает психологический плоский и физиологический регресс.

Все эти негативные процессы усугубляются, если на предыдущих этапах возникали серьезные проблемы, и они не были разрешены.

Восьмая стадия (старость, после 50 лет). Завершенная форма и идентичности на основе всего развития личности. Человек начинает переосмысливать свою жизнь, осознает свое «Я» через призму прожитых лет степень реализации жизненной стратегии. Одновременно убывают физиологические силы, обостряются акцентуации. Ядром этой стадии выступает осознание того, что жизнь неповторима, ее невозможно и не надо переделывать. Происходит принятие «себя и жизни» таковыми, как они состоялись.

Если этого не происходит, человек чувствует разочарование, наступает усталость от жизни, теряется к ней вкус, появляется ощущение, что жизнь прошла зря. Возникает глубокий внутриличностный кризис, значительно ускоряющий процесс старения человека.

Следует подчеркнуть, что по мнению Э.Эриксона, как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. Это подтверждается и известной житейской мудростью: «Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».

Переходы от одного возрастного периода социализации к другому рассматриваются как критические, переходные возрасты. Это связано с ломкой прежних социальных отношений с окружающей средой и формированием новых. Наиболее ярко они проявляются в детском и юношеском возрасте. В эти периоды следует учитывать, что дети:

  • трудновоспитуемы;
  • проявляют упрямство;
  • непослушание;
  • строптивость;
  • негативизм и др.

Выделяют большие и малые кризисы детского и юношеского возраста.

Большие кризисы обусловлены перестройкой отношений с социальным окружением.

Малые кризисы протекают внешне спокойно и связаны с ростом совокупности знаний, навыков и умений, относительной самостоятельности ребенка.

Следует подчеркнуть, что кризисы играют как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека. Преобладание положительного или отрицательного зависит от способов их преодоления и достигнутого уровня взаимопонимания с ближайшим социальным окружением (семьей).

Теории социального научения — процесс социализации происходит в результате взаимодействия личности с окружающей средой, причем абсолютное большинство форм поведения и моральных принципов приобретаются в результате научения. Научение происходит в результате наблюдения за поведением других людей и подражания им. Процесс социализации есть процесс моделирования поведения. Необходимым элементом процесса научения является социальное подкрепление — реакции других людей на поведение индивида. Оно может быть положительным или отрицательным. А.Бандура выделяет «замещающее подкрепление» — научение путем наблюдения положительных или отрицательных Последствий поведения других людей. Огромное значение имеет самоподкрепление — когда человек сам себя подкрепляет.

Психоаналитические теории — социализация рассматривается как процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.

Когнитивистские теории — социализация личности определяется развитием когнитивных процессов. На каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости н самом широком смысле слова как возможность освоения тех или иных социальных действий.

Различные теории акцентируют свое внимание на соответствующих механизмах социализации: социального научения (бихевиористские), идентификации (психоаналитические), социального сравнения (когнитивистские). Среди механизмов социатизации выделяют как позитивные, так и негативные.

Копирование — повторение моделей социального поведения, социальных значений (символов, ценностей и установок).
Подражание — непроизвольное или произвольное копирование чужих действий, форм поведения, принятие чужих социальных ценностей. Оказывает как позитивное, так и негативное влияние на результаты социализации.
Имитация — осознанное стремление копировать определенную модель поведения.
Идентификация — способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.
Имитация и идентификация — позитивные механизмы социализации, так как способствуют формированию определенного поведения.

Наряду с позитивными механизмами социализации существуют и негативные механизмы социализации.

Негативные механизмы запрещают определенное поведение или подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают. Стыд, вызывает чувство унижения. Он обычно ассоциируется с ощущением разоблачения и позора.

Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей. Неважно, поймали вас «на месте преступления» или не поймали, вы чувствуете себя виноватым в том, что совершили неблаговидный поступок, — это значит, что вас мучает собственная совесть.

Ресоциапизация — усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциапизация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки. Одной из форм ре-социализации выступает психотерапия. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.

В процессе социализации у человека формируется определенная модель поведения. В этой модели поведения может быть преобладающим либо просоциальное поведение, либо асоциальное поведение.

Просоциальное поведение — поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.

К противоправному девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения, как насилие, аморальность. Возникновению этих девиаций способствуют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, характера, эмоционально-волевой сферы.

Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.

Защитный механизм | Определение, примеры и факты

Зигмунд Фрейд

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Зигмунд Фрейд Анна Фрейд
Похожие темы:
проекция репрессии сублимация компенсация отрицание

Просмотреть весь связанный контент →

защитный механизм , в психоаналитической теории, любой из группы психических процессов, который позволяет разуму достигать компромиссных решений конфликтов, которые он не в состоянии разрешить. Этот процесс обычно бессознателен, и компромисс обычно включает в себя сокрытие от себя внутренних побуждений или чувств, которые угрожают понизить самооценку или спровоцировать тревогу. Эта концепция основана на психоаналитической гипотезе о том, что в уме существуют силы, которые противостоят друг другу и борются друг с другом. Этот термин впервые был использован Зигмундом Фрейдом в статье «Нейропсихозы защиты» (189).4).

Некоторые из основных защитных механизмов, описанных психоаналитиками, следующие: разум. Пример можно найти в случае истерической амнезии, при которой жертва совершила или стала свидетельницей какого-либо беспокоящего действия, а затем совершенно забыла само действие и окружающие его обстоятельства.

  • 2. Формирование реакции – это фиксация в сознании идеи, аффекта или желания, которые противоположны пугающему бессознательному импульсу. Мать, вынашивающая нежеланного ребенка, например, может отреагировать на свое чувство вины за то, что она не хочет ребенка, став чрезвычайно заботливой и чрезмерно защищающей, чтобы убедить и ребенка, и себя в том, что она хорошая мать.

  • 3. Проекция – форма защиты, при которой нежелательные чувства переносятся на другого человека, где они затем проявляются как угроза из внешнего мира. Обычная форма проекции возникает, когда человек, которому угрожают собственные гневные чувства, обвиняет другого во враждебных мыслях.

  • 4. Регрессия – это возврат к более ранним стадиям развития и принадлежащим им заброшенным формам удовлетворения, вызванный опасностями или конфликтами, возникающими на одной из более поздних стадий. Например, молодая жена может уйти в безопасное место в родительский дом после первой ссоры с мужем.

  • 5. Сублимация – это отклонение или отклонение инстинктивных влечений, обычно сексуальных, в неинстинктивные каналы. Психоаналитическая теория утверждает, что энергия, вложенная в сексуальные импульсы, может быть перенаправлена ​​на погоню за более приемлемыми и даже социально ценными достижениями, такими как художественные или научные усилия.

  • 6. Отрицание – это сознательный отказ признать существование болезненных фактов. Отрицая скрытые чувства гомосексуализма или враждебности или психические дефекты своего ребенка, человек может избежать невыносимых мыслей, чувств или событий.

  • 7. Рационализация – это замена истинной (но угрожающей) причины поведения безопасным и разумным объяснением.

  • Психоаналитики подчеркивают, что использование защитного механизма является нормальной частью личностной функции и само по себе не является признаком психологического расстройства. Однако различные психологические расстройства могут характеризоваться чрезмерным или ригидным использованием этих защит.

    Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.

    Защитные механизмы — Психическая помощь

    Защитные механизмы

    Мы проходим через множество изменений, переходя от младенчества через детство к взрослой жизни. То, что пришло мне на ум на днях, когда я держал на руках новорожденного ребенка друга и думал о психологической дистанции между его детским разумом и моим собственным, было осознание всех личностных защит и стратегий преодоления, которым мы учимся. во время взросления; насколько важны эти вещи для защиты нас от более хищных элементов нашего мира, но также и открытость, которую мы можем потерять, когда эта защита будет построена.

    Защиты личности (методы совладания, защитные механизмы) очень важны, поскольку они сильно влияют на легкость, с которой люди могут формировать и поддерживать здоровые отношения и отвергать нездоровые отношения. Органически развиваясь в ответ на разочаровывающие, трудные и болезненные ситуации и переживания, они функционируют как человеческий эквивалент компьютерного брандмауэра, помогая защищаться от обидных и оскорбительных отношений, а также, как мы надеемся, позволяя здоровым и заботливым отношениям пройти. Различение, когда нужно защищаться, а когда нет, является ключом к здоровью. Вам нужна защита, чтобы уберечь вас от тех, кто будет с вами связываться, но вам также нужно знать, когда расслабиться и ослабить свою защиту, чтобы сохранить способность к невиновности, открытости и здоровым отношениям. Защита важна, иммунная система сама по себе. О них стоит написать эссе.

    Составление карты мира и себя

    Исследуйте свои возможности сегодня

    Защитная реакция заключается в том, чтобы научиться определять болезненные и опасные ситуации и избегать их. Мы рождаемся в основном открытыми и незащищенными. Мы учимся избегать болезненных и опасных ситуаций, учась отображать или представлять (в уме, а не на бумаге) мир и то, где в мире существуют опасные и болезненные вещи. Мы начинаем делать это еще очень маленькими детьми и продолжаем это со все возрастающей изощренностью по мере взросления. По мере того, как наше представление о мире становится все более изощренным, наша способность контролировать, терпеть или избегать боли также становится более сложной.

    Первые боли, которые мы осознаем, являются внутренними и связаны с инстинктивными побуждениями, такими как голод, выделение и эмоции. Эти побуждения создают напряжение в наших младенческих телах, которое со временем мы учимся представлять и реагировать на него. Например, мы инстинктивно плачем, когда голодны, но, вероятно, изначально не можем отличить боль голода от других болей. Со временем мы учимся распознавать и представлять голодные боли как особый вид болезненного сигнала, которого можно избежать с помощью еды. Проходит больше времени, и мы учимся просить еду, тем самым прекращая голодные боли до того, как они станут непреодолимыми. Такого рода самопознание и контроль несложны для взрослых, но для младенцев и малышей это серьезный учебный проект.

    В дополнение к картографированию нашей внутренней среды мы также начинаем картировать нашу внешнюю социальную среду. Например, мы узнаем, что наша первоначальная карта мира, ориентированная на младенцев («Это все обо мне»), не позволяет с большой точностью предсказать, что будут делать другие люди. В ответ мы разрабатываем социальную карту людей, с которыми мы находимся в отношениях, и того, что они могут сделать для нас. Наша социальная карта помогает нам избегать людей, которые могут причинить нам боль, и приближаться к людям, которые могут нам помочь. Как и раньше, большинство взрослых могут более или менее легко проводить это различение, но детям требуются годы, чтобы должным образом овладеть этим различением.

    Степень репрезентации или отображения себя и социального мира всегда зависит от уровня развития человека. Младенцы и маленькие дети (которые не очень развиты физически или умственно) имеют более примитивные представления о себе и других, в то время как дети старшего возраста и взрослые, как правило, имеют более сложные представления о себе и других. На уровень развития человека влияют как биология, так и опыт. Дети ведут себя по-детски как потому, что они неопытны, так и потому, что их мозг буквально незрелый и не полностью физически развит. Биологические аспекты развития детского мозга прорабатываются к подростковому возрасту, и после этого (при условии, что все остальное идет хорошо) дальнейшее развитие и зрелость в основном зависят от опыта и личности. Однако не все могут извлечь выгоду из опыта. Почти каждый, вероятно, встречал кого-то хронологически взрослого человека, который действует в той или иной степени незрело, по-детски и примитивно.

    Я потратил некоторое время на обсуждение детской репрезентации опасности, потому что именно здесь начинается защита личности. Все люди мотивированы избегать (или, по крайней мере, контролировать) боль (и физическую, и психологическую), и они делают это, развивая представления о себе и своем мире, которые помогают им предсказать, когда возникнет боль. Люди используют эти личные представления о себе и мире, чтобы выработать ряд стратегий избегания боли. Такие стратегии (как и представления, на которых они основаны) изначально примитивны и несовершенны, а по мере взросления становятся более изощренными, функциональными и адаптивными. На каждом этапе развития люди используют свои представления о себе и других, чтобы справиться с ситуацией наилучшим образом. По мере того, как люди стареют и взрослеют, появляются более сложные средства преодоления трудностей, а более старые, менее сложные и менее эффективные средства преодоления трудностей, как правило, отбрасываются. По крайней мере, так происходит в теории. На самом деле, многие люди застревают, не могут пройти определенные этапы развития в определенных областях своей жизни и не разрабатывают более эффективные средства преодоления трудностей в этих определенных областях. Хотя они будут стареть хронологически и могут даже вести себя как взрослые в большинстве аспектов своей жизни (удерживать работу, нести ответственность и т. д.), они также могут демонстрировать удивительно детские и примитивные способы справляться со стрессом.

    Специалисты по психическому здоровью расходятся во мнениях относительно того, как называть эти защитные механизмы личности. Психоаналитики (последователи Фрейда и компании) склонны называть их «защитными механизмами», подчеркивая более примитивные и менее функциональные средства преодоления трудностей, которые придумали люди. Другие авторы ссылаются на «методы совладания» и склонны подчеркивать более функциональные, сложные и эффективные средства совладания, которые используют люди. Я и многие другие специалисты в области психического здоровья просто знаем, что существует целый спектр стратегий/защитных механизмов выживания, варьирующихся от примитивных до сложных. Я называю их «защитами личности», чтобы подчеркнуть их защитную (избегающую боли) природу, а также обратить внимание на тот факт, что люди часто склонны использовать свои любимые защиты по привычке, в значительной степени включая их в свою личность.

    Следующие описания защит личности я расположил так, что более примитивные стратегии защиты (основанные на более примитивных представлениях о себе и других) представлены первыми, а более сложные стратегии представлены последними. Это не полный и не идеальный список, и места размещения, которые я выбрал, не обязательно являются окончательными. Однако список достаточно близок для целей данного эссе. Читая эти описания, думайте о них как о стратегиях, которые имеют смысл в контексте конкретных стадий развития. Кроме того, подумайте о том, как использование каждой стратегии защиты повлияет на способность людей поддерживать здоровые взрослые отношения и отвергать плохие. Использование взрослым кажущейся примитивной защиты предлагает археологическое окно в представление этого взрослого о себе/мире, возможно, предполагая, что что-то произошло, чтобы прервать или задержать их развитие (жестокое обращение, травма, утрата, зависимость и т. д.), или, альтернативно, что существует что-то еще исключительное в них, что привело их к примитивному поведению.

    Более примитивные защиты

    Самые примитивные (или ранние в развитии) стратегии защиты часто основаны на ошибочном или неточном представлении социальной реальности — это главная причина, по которой мы называем их «примитивными». Хотя они могут работать в некоторой степени как средство избежать краткосрочной боли, они также обычно не приводят к конструктивным результатам и не очень помогают тому, кто ищет способы решения проблем. Как класс, они, вероятно, представляют собой защитные механизмы, которые присутствуют в раннем детстве и могут сохраняться у взрослых, которым в детстве был причинен значительный вред.

    Диссоциация — это термин, обозначающий состояние, при котором воспоминания и внимание становятся неестественно разъединенными. В нормальных условиях память и внимание людей довольно интегрированы и непрерывны (это означает, что человек может без проблем перемещаться между воспоминаниями и что он может помнить, с чего он начал, и маршрут, по которому он пришел к определенной мысли). Напротив, диссоциированные воспоминания изолированы друг от друга без четкой связи между ними, которая ведет от мысли к мысли Определенная степень диссоциации нормальна, в той или иной степени диссоциирует каждый, даже если это просто случайная забывчивость Однако у некоторых людей есть талант для диссоциации, и они используют его как способ справиться с эмоциями.В крайних случаях могут возникать значительные расстройства, основанные исключительно на диссоциативных процессах (например, то, что раньше называлось расстройством множественной личности, фугой или амнезией).Однако чаще всего диссоциация фигурирует как процесс, на котором формируются другие защиты. 0003

    Показательным примером является Расщепление, которое, как говорят, происходит, когда положительные и отрицательные представления о себе и других отделяются друг от друга в сознании человека. Это часто связано с жестоким обращением в раннем возрасте и, по-видимому, является механизмом, с помощью которого люди могут сохранять некоторое подобие счастья перед лицом очень негативного опыта. В отличие от людей с более интегрированными представлениями о себе и других, которые могут представлять сложность людей (их способность иметь одновременно и хорошие, и плохие аспекты), люди с расщепленными представлениями борются с крайне поляризованными «черными или белыми, но не серыми» взглядами на других и на себя. . Они могут существенно обесценивать кого-то за то, что другие сочли бы незначительными недостатками, или нереалистично идеализировать кого-то другого, возможно, ожидая, что этот человек их спасет.

    В проекции люди начинают верить, что другие люди испытывают те же чувства, что и они сами. Это происходит не со всеми чувствами, а скорее с чувствами, которые считаются неуместными или иным образом неприемлемыми. Признание того, что кто-то испытывает неприемлемое чувство, вызывало бы мучительную тревогу, а защита заключается в том, чтобы избежать боли, помните? Например, гнев часто проецируется на других людей, поскольку многим людям трудно признать, что они злы.

    Проекция связана с неспособностью правильно различать репрезентации себя и других и, как таковая, представляет собой небольшой разрыв с реальностью. Хотя чувство человека идентифицируется, оно ошибочно определяется как возникающее внутри отдельного человека, а не как правильно идентифицируемое как происходящее внутри себя. Люди совершают очень похожую ошибку при Формировании Реакции, когда люди сильно реагируют на свои собственные непризнанные желания, действуя, чтобы подавить или даже разрушить эти желания в других (при этом отрицая, что у них самих есть эти желания). Мой любимый пример реакционной формации — Рой Кон, юрист с политическими связями, который был геем и умер от СПИДа, но жестоко преследовал геев в середине 20-го века, потому что был слишком труслив, чтобы принять себя таким, какой он есть.

    Отыгрывание происходит, когда человек, который иначе не может сформулировать свои чувства, отыгрывает эти чувства в прямой импульсивной манере. Выполнение отыгрываемых действий служит снятием напряжения и в некотором роде успокаивает или успокаивает действующего, даже если действия непонятны сторонним наблюдателям. Членовредительство («порезы»), вспыльчивый характер и оскорбительные действия могут попасть в эту категорию.

    Отрицание, пожалуй, самый известный из классических защитных механизмов, отчасти потому, что это была важная концепция, которой учил Фрейд, но также и потому, что ее подчеркивали сообщества, занимающиеся лечением зависимости. Отрицая, человек просто отказывается признать, что то, что является правдой, на самом деле является правдой. Примеров отрицания множество, и они различаются в зависимости от глубины присутствующего искажения реальности. Примеры большего искажения реальности включают алкоголика, который отрицает, что у него проблемы с алкоголем, и избитую жену, которая не может понять, что ее жизнь находится в опасности. Примеры меньшего искажения реальности включают любовника, который не замечает тонких признаков того, что его отношения распадаются.

    Промежуточные защиты

    Промежуточные защиты также действуют несколько быстро и проигрывают социальной реальности, но гораздо медленнее, чем примитивные защиты (или в менее деструктивной манере). Они не обязательно носят конструктивный характер, но их использование, вероятно, не усугубит проблемы. Взрослые постоянно пользуются этими средствами защиты, но гордиться ими нечем.

    Концепция репрессий имеет свою историю. Первоначально Фрейд считал это своего рода силой, удерживающей неудобные мысли под поверхностью сознания. Хотя такие «подавленные» мысли не доходили до осознания, они окольными путями мотивировали поведение. Термин «Подавление» имеет аналогичное, но более произвольное значение; там, где люди никогда не осознают подавленные мысли, подавленные мысли сознательно вытесняются из сознания людьми, решившими, что они просто не хотят о них думать.

    Совсем недавно тот же термин «подавление» использовался для описания стиля преодоления, направленного на снижение тревоги путем избегания информации, которая может спровоцировать тревогу. Противоположная концепция, сенсибилизация, описывает стратегию преодоления тревоги, при которой тревожный человек ищет все больше и больше информации, независимо от того, насколько она может вызывать тревогу, чтобы можно было получить более полную картину угрозы.

    Смещение — это классическая защита типа «пинай собаку». Человек расстроен чем-то, что он не может контролировать (например, плохим отзывом босса), и вымещает это расстройство на чем-то, что он может контролировать (собаке), фактически вытесняя чувство расстроенности в процессе, трансформируя свою психологическую позицию. от бессильного унижения до доминирующего контроля.

    При интеллектуализации люди справляются с болезненными или вызывающими тревогу событиями, уходя в когнитивный анализ события, тем самым создавая своего рода изолирующую дистанцию ​​от эмоций, окружающих событие. Очень похожий маневр, рационализация, имеет место, когда люди придумывают причины задним числом (постфактум), чтобы объяснить предпринятый ими образ действий, который вызывает у них противоречие.

    В то время как Интеллектуализация и Рационализация используют изобретательское мышление для подавления болезненных эмоций, Аннулирование использует компенсаторное поведение для достижения той же цели. В Undoing противоречивые действия и мотивы, которые человек может осознавать или не осознавать, противодействуют другим «искупительным» действиям, которые в целом пытаются уравновесить ситуацию.

    Зрелые стратегии защиты

    «Зрелые» стратегии защиты основаны на довольно прочном и точном понимании социальной реальности и имеют тенденцию быть более конструктивными и адаптивными по своей природе, чем их младшие собратья. Их использование может помочь исправить основные проблемы, а не просто скрыть их. Хотя они полезны, людям, застрявшим в более примитивных защитных режимах, трудно их оценить и задействовать.

    Сублимация происходит, когда люди сознательно перенаправляют энергию от неприемлемых импульсов и направляют ее на продуктивное использование. Хотя изначально Фрейд имел в виду замену девиантных сексуальных побуждений произведением искусства, эта стратегия гораздо более гибкая. Сублимация действует, например, когда учащийся, оплакивающий значительную потерю, вкладывает свою энергию в школу и получает отличные оценки.

    Ряд зрелых защит работает, помогая людям взглянуть на свои проблемы. Юмор хорошо работает, чтобы рассеять негатив, привнести глупость и смех в то, что в противном случае было бы серьезным и смертельным, и заставить людей взглянуть на более светлую сторону своих различных затруднений. Юмор одновременно отвлекает (удаляя от серьезности) и поучает.

    Принадлежность или стремление к общению с другими, чтобы получить пользу от их компании и совета, вероятно, не является надлежащей защитой, но это идеальная наступательная стратегия для эффективного преодоления беспокойства и боли. Общение с другими дает возможность выговориться, отвлечься, проверить реальность и получить множество других полезных эмоциональных поддержек. Самонаблюдение (например, посредством ведения дневника) — это альтернатива поиску других людей, предлагающая некоторые из тех же преимуществ, в том числе выражение чувств, дистанцирование и более широкий кругозор.

    Настойчивость — это коммуникативная поза, которая существует между агрессивностью и пассивностью. Люди с пассивной позой позволяют другим вторгаться в них, в то время как люди с агрессивной позой вторгаются в других людей. Напористые люди защищаются от вторжений агрессивных людей, но сами не становятся агрессивными и не вторгаются в других — даже тех, кто пытается вторгнуться в них. Напористость кажется достаточно простой, но на самом деле требует значительной ловкости, уверенности в себе и здорового и точного понимания социальной динамики, в отличие от пассивности и агрессивности, которые не требуют много размышлений.

    Защитность, зрелость и отношения

    Читая этот краткий и неполный обзор спектра защитных копинг-стратегий, вы, надеюсь, поняли, как навыки взаимоотношений коррелируют со зрелостью защит. Способность поддерживать разумные отношения — довольно необходимая составляющая счастливого и функционального образа жизни, поскольку отношения являются основным средством удовлетворения основных человеческих потребностей в привязанности, привязанности и экономической поддержке. Защиты, основанные на более точном понимании социальной реальности, как правило, улучшают функционирование людей и их способность взаимодействовать с другими. И наоборот, защиты, основанные на более примитивном, искаженном понимании социальной реальности, имеют тенденцию саботировать способность людей отличать хорошие отношения от плохих. Зная это, вам может показаться ироничным отметить, что отношения, возможно, являются лучшим из известных средств, с помощью которых люди, чье представление о социальной реальности ошибочно, могут получить исправление (таким людям нужны здоровые отношения, чтобы повзрослеть, но они слишком часто саботируют те отношения, к которым они имеют доступ).

    Полноценно функционирующие зрелые взрослые обладают гибкостью — они способны к ряду защитных маневров, начиная от реактивного избегания боли и заканчивая конструктивными и адаптивными усилиями по решению проблем.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts