Основные формы и виды игротерапии: Понятие игротерапия. Ее формы и виды

Содержание

Игротерапия: основные виды и формы

1. Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды:
• игротерапию в психоанализе;
• игротерапию, центрированную на клиенте,
• игротерапию отреагирования;
• игротерапию построения отношений,
• примитивную игротерапию;
• игротерапию в отечественной психологической практике


2. По функциям взрослого в игре различают
• недирективную игротерапию;
• директивную игротерапию.

3. По форме организации деятельности различают:
• индивидуальную игротерапию;
• групповую игротерапию;

4. По структуре используемого в игротерапии материала:
• игротерапию с неструктурированным материалом:
• игротерапию со структурированным материалом.

Игротерапия в психоанализе

Использование игры в коррекционной практике исторически связано с теоретическими традициями психоанализа Начало игровой терапии было положено в 20-е годы нашего века в работах М. Кляйн (1922), А. Фрейд (1921), Г Гуг-Гельмут (1926).

Обращение психоанализа к игре ребенка было в определенной степени вынужденным. Так, Мелани Кляйн считала, что с помощью анализа можно устранить или, по крайней мере, оказать благотворное влияние на нарушение психического развития ребенка. При этом анализ может оказаться полезным и для развития нормального ребенка, а с течением времени станет необходимым дополнением воспитания.

Однако попытки прямого переноса техник психоанализа на работу с детьми оказались неудачными в силу ряда специфических особенностей детского возраста. Главная проблема в использовании аналитических техник в работе с ребенком состояла в невозможности применения ключевого для психоанализа метода свободных ассоциаций, позволяющего выявить бессознательные влечения, подвергнуть их анализу.

Поиски обходных путей для разрешения этой проблемы и привели М. Кляйн и Г. Гуг-Гельмут к мысли о возможности использования игры ребенка как удачной замены метода свободных ассоциаций.

Возможности такого использования игры связаны с двумя ее характеристиками:

  1. Игра ребенка, по мнению М. Кляйн, представляет собой символическую деятельность, в которой находят свободное выражение подавленные и ограниченные социальным контролем бессознательные импульсы и влечения. В ролях, принимаемых на себя ребенком, в игровых действиях с игрушками кроется определенный символический смысл.
  2. Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. А значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях ребенка с миром.

М. Кляйн считала, что практически любое игровое действие ребенка имеет определенный символический смысл, выражает конфликты и подавленные влечения ребенка. Этот символический смысл должен быть проинтерпретирован терапевтом и доведен до сознания ребенка.

В 1919 г. М. Кляйн стала использовать игровую технику как средство анализа при работе с детьми младше 6 лет. Она считала, что детская игра и основанная на ней игровая терапия позволяют непосредственно проникнуть в детское бессознательное. Термин «игровая терапия» был предложен именно Мелани Кляйн.

Игротерапию одной из первых стала применять Анна Фрейд в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время второй мировой войны. Если ребенок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страха, и пережитое не развивалось в психологическую травму.

В книге «Дети и война» А. Фрейд (1944) ярко описывает различия в способе выражения реакции на бомбежку Лондона взрослых и детей: после налета взрослые снова и снова рассказывали о том, какой ужас они пережили. Дети, пережившие то же самое, почти никогда не говорили об этом. Их реакция на пережитое выражалась в игре. Дети строили домики из кубиков и сбрасывали на них бомбы. Дома горели, завывали сирены. Кругом были убитые и раненые, и «скорая помощь» увозила в больницы. Такого рода игры продолжались несколько недель.

А. Фрейд обнаружила, что игра является важным фактором становления эмоционального контакта с ребенком и служит тем средством, которое делает самовыражение ребенка свободным.

Вслед за З. Фрейдом Термина Гуг-Гельмут стала одним из первых терапевтов, утверждающих, что игра является наиболее ответственным моментом в психоанализе ребенка, и предложившая детям, с которыми проводилась игротерапия, игрушки для того, чтобы они могли выразить себя. Хотя хронологически ее работа предшествует работам А. Фрейд и М. Кляйн, она не сформулировала какого-либо определенного подхода и использовала игровые материалы только с детьми старше 6 лет. Тем не менее она привлекла внимание к тому, как трудно применять методы, используемые в терапии со взрослыми в работе с детьми.

Основные цели коррекционного воздействия в психоаналитической игротерапии

  1. Установление аналитической связи, эмоционально позитивного контакта между ребенком и взрослым, позволяющего игротерапевту осуществлять функции интерпретаций и трансляций ребенку символического значения детской игры; принимать участие в игре ребенка и организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов.
  2. Катарсис — форма эмоционального реагирования, приводящая к преодолению негативных эмоциональных переживаний и освобождению от них.
  3. Игра предоставляет две возможности для катарсиса, свободное выражение чувств и эмоций ребенка и вербализация чувств.
  4. Инсайт представляет собой одновременно и результат и механизм игротерапии. В качестве результата инсайт можно определить как достижение ребенком более глубокого понимания себя и своих отношений со значимыми другими. Инсайт не требует интерпретации, разъяснения со стороны игротерапевта, а достигается ребенком внезапно. В детском возрасте инсайт часто носит невербальный характер.
  5. Исследование (тестирование) реальности. Процесс исследования и апробирования ребенком различных форм и способов взаимодействия с миром людей, межличностных отношений.
  6. Особая атмосфера личностной безопасности и доверия, царящая на занятиях, снимает страхи и тревожность детей перед возможными неудачами и санкциями. И стимулируют их к исследованию новых способов поведения и общения как с взрослыми, так и со сверстниками.
  7. Сублимация как перевод и отклонение энергии примитивных сексуальных влечений от их прямой цели (получения сексуального удовольствия) к социально одобряемым целям, не связанными с сексуальностью.
  8. Сублимация как форма переключения сексуальной энергии на социально одобряемые цели рассматривается в психоанализе как высшая форма разрешения трудностей развития личности в детском возрасте.

Таким образом, игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая деятельность, в которой ребенок,  будучи  свободен  от  давления  и  запретов  со  стороны  социального окружения с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей, выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения.

Игровая терапия, центрированная на клиенте

Развитие идей терапевтов в этом направлении изучено и расширено К. Роджерсом и В. Экслайн.
Цель такой терапии — не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Игровой терапевт не пытается вырастить ребенка, а каждому создает оптимальные условия для роста и развития. Он полностью вовлечен в игру ребенка, ему интересно быть с ним, что бы тот ни делал. Он концентрирует все свое внимание и профессиональное мастерство, слышит, чувствует и понимает любые эмоциональные состояния ребенка и отражает их, т.е. раскрывает ребенку понятно и коротко эти эмоциональные состояния.

В основе игровой терапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Вместе с тем процесс личностной реализации, саморазвития может быть нарушен или ограничен вследствие либо неблагоприятных средовых условий, либо нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими, и в первую очередь с родителями и близкими взрослыми. Отношения, связь с другим человеком составляют необходимое условие личностного развития.


Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации личностного роста и развития. Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой, по мнению сторонников недирективной терапии, единственное место, где ребенок получает возможность свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний. Игра позволяет ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустраций, изначально предопределенных антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым.

Основными показаниями для проведения этого вида игротерапии выступают:

  • нарушение роста «Я», отражающееся в нарушениях поведения и дисгармоничности «Я-концепции»;
  • низкая степень самопринятия, сомнение и неуверенность в возможностях собственного личностного роста;
  • высокая социальная тревожность и враждебность по отношению к окружающему миру;
  • эмоциональная лабильность и неустойчивость.

Цели игровой терапии, центрированной на клиенте. Когда мы говорим о целях игровой терапии, центрированной на ребенке, скорее всего имеются в виду терапевтические цели в широком смысле, а не индивидуализированные перспективные цели для каждого отдельного ребенка.

В общем смысле цели игровой терапии, центрированной на ребенке, согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Необходимое условие, которое часто выпускается из вида, состоит в том, чтобы обеспечить ребенку позитивный опыт роста в присутствии взрослого, который его понимает и поддерживает, с тем, чтобы ребенок мог обнаружить в себе внутренние силы.

Вместе с тем целью коррекции не может и не должно быть прямое изменение личности ребенка, поскольку постановка подобной цели означала бы отвержение ребенка таким, какой он есть, и противоречило бы исходному постулату «клиент-центрированной терапии» — постулату безусловного принятия ребенка.
Коррекция, напротив, должна быть направлена на утверждение уникального «Я» ребенка, его самоценности.

Цели коррекции могут быть конкретизированы в виде следующих задач:

  • расширение репертуара форм самовыражения ребенка;
  • оптимизация коммуникаций в системе отношений «ребенок — взрослый»;
  • повышение уровня социальной компетентности ребенка в его взаимодействии со сверстниками;
  • развитие способности эмоциональной саморегуляции и достижение эмоциональной устойчивости за счет осознания ребенком (с помощью взрослого) своих эмоций, чувств и переживаний;
  • оптимизация развития «Я-концепции»;
  • повышение степени самопринятия и формирование чувства «Я».

Основные виды и формы игротерапии

Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования Ленинградской области
«Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
по дисциплине Основные направления деятельности
психолога образовательного учреждения
Тема: «Основные виды и формы игротерапии»
Группа: 7710
Составители: Парфентьева Татьяна, Кривошеев Денис
2
1. Виды (по теоретическому подходу):
— игротерапию в психоанализе;
— игротерапию, центрированную на клиенте,
— игротерапию отреагирования;
— игротерапию построения отношений;
— примитивную игротерапию;
— игротерапию в отечественной психологической практике.
2. По функциям взрослого в игре различают
— недирективную игротерапию;
— директивную игротерапию.
3. По форме организации деятельности различают:
— индивидуальную игротерапию;
— групповую игротерапию.
4. По структуре используемого в игротерапии материала:
— игротерапию с неструктурированным материалом:
— игротерапию со структурированным материалом.
I. Виды (по теоретическому подходу)
3
Игротерапия в психоанализе
Главная проблема в использовании аналитических техник в работе с ребенком
состояла в невозможности применения ключевого для психоанализа метода
свободных ассоциаций, позволяющего выявить бессознательные влечения,
подвергнуть их анализу
Поиски обходных путей для разрешения данной проблемы и привели
М. Кляйн и Г. Гуг-Гельмут к мысли о возможности использования игры ребенка
как удачной замены метода свободных ассоциаций.
Возможности такого использования игры связаны с двумя ее
характеристиками:
1. Игра ребенка, по мнению М. Кляйн, представляет собой символическую
деятельность, в которой находят свободное выражение подавленные и
ограниченные социальным контролем бессознательные импульсы и влечения.
2. Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается
свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. А
значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения
бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты
и поняты в реальных отношениях ребенка с миром.
4
Основные цели коррекционного воздействия в психоаналитической игротерапии:
1. Установление аналитической связи, эмоционально позитивного контакта между ребенком и
взрослым, позволяющего терапевту осуществлять функции интерпретаций и трансляций ребенку
символического значения детской игры; принимать участие в игре ребенка и организовывать в игре
актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов.
2. Катарсис — форма эмоционального реагирования, приводящая к преодолению негативных
эмоциональных переживаний и освобождению от них.
3. Игра предоставляет две возможности для катарсиса, свободное выражение чувств и эмоций
ребенка и вербализация чувств.
4. Инсайт представляет собой одновременно и результат и механизм игротерапии. В качестве
результата инсайт можно определить как достижение ребенком более глубокого понимания себя и
своих отношений со значимыми другими. Инсайт не требует интерпретации, разъяснения со
стороны игротерапевта, а достигается ребенком внезапно. В детском возрасте инсайт часто носит
невербальный характер.
5. Исследование (тестирование) реальности. Процесс исследования и апробирования
ребенком различных форм и способов взаимодействия с миром людей, межличностных
отношений.
6. Особая атмосфера личностной безопасности и доверия, царящая на занятиях, снимает
страхи и тревожность детей перед возможными неудачами и санкциями. И стимулируют их к
исследованию новых способов поведения и общения как с взрослыми, так и со сверстниками.
7. Сублимация как перевод и отклонение энергии примитивных сексуальных влечений от их
прямой цели (получения сексуального удовольствия) к социально одобряемым целям, не
связанными с сексуальностью.
8. Сублимация как форма переключения сексуальной энергии на социально одобряемые цели
рассматривается в психоанализе как высшая форма разрешения трудностей развития личности в
детском возрасте.
5
Игровая терапия, центрированная на клиенте
Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых
отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации личностного роста и развития.
Основными показаниями для проведения этого вида игротерапии выступают:
— нарушение роста «Я», отражающееся в нарушениях поведения и дисгармоничности «Яконцепции»;
— низкая степень самопринятия, сомнение и неуверенность в возможностях собственного
личностного роста;
— высокая социальная тревожность и враждебность по отношению к окружающему
миру;
— эмоциональная лабильность и неустойчивость.
Цели коррекции могут быть конкретизированы в виде следующих задач:
— расширение репертуара форм самовыражения ребенка;
— оптимизация коммуникаций в системе отношений «ребенок — взрослый»;
— повышение уровня социальной компетентности ребенка в его взаимодействии со
сверстниками;
— развитие способности эмоциональной саморегуляции и достижение эмоциональной
устойчивости за счет осознания ребенком (с помощью взрослого) своих эмоций, чувств и
переживаний;
— оптимизация развития «Я-концепции»; повышение степени самопринятия и
формирование чувства «Я».
6
Игровая терапия отреагирования
В игровой комнате возможны три формы игровой
активности:
1. Освобождение агрессивного поведения: ребенок
швыряет предметы, взрывает воздушные шары или
проявляет формы инфантильного поведения (например,
сосет соску).
2. Освобождение чувств стандартизированных
ситуаций: стимулирует чувства ревности к сиблингу,
прикладывая куклу к груди матери.
3. Освобождения чувств путем воссоздания в игре
специфического стрессового опыта из жизни ребенка.
7
Игровая терапия построения отношений
В игровой терапии отношений основное внимание уделяется силе эмоциональных
отношений между терапевтом и клиентом. Не прилагается никаких усилий для того,
чтобы объяснить или интерпретировать прошлый опыт. В фокусе внимания находятся,
прежде всего, сиюминутные чувства и реакции.
Цель проводимой в рамках терапии отношений коррекции состоит не в том, чтобы
изменить ребенка, а в том, чтобы помочь ему утвердить свое «Я», чувство собственной
ценности. Ребенок, как и всякая личность, уникален, самоценен и обладает внутренними
источниками саморазвития. Ограничение целей терапии задачами личностного
самоопределения, самоактуализации и свободы реального самовыражения определяет
круг специфических проблем, подлежащих коррекции в рамках данного подхода:
нарушение роста «Я»; самонеадекватность; сомнение и неуверенность в возможности
собственного личностного роста и обусловленные ими тревожность и враждебность
ребенка к окружающим.
Основной механизм достижений коррекционных целей — установление отношений,
связей между игротерапевтом и клиентами, с помощью которых игротерапевт
демонстрирует неизменное и полное принятие ребенка, его установок и ценностей и
выражает постоянную и искреннюю веру в ребенка и его способности.
8
Примитивная игровая терапия
Основная цель начальной школы — помочь детям в их
интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном
развитии, предоставив им соответствующие возможности
обучения. Таким образом, главная задача использования игровой
терапии с детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь
детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания
наилучшим образом.
Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Даже наиболее
эффективно работающие учителя не могут научить детей, которые
еще не готовы учиться. В таком случае игровая терапия является
дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает
детям наиболее эффективно использовать свои способности к
учению.
9
Игротерапия в отечественной психологической практике
Основным принципом игровой коррекции терапии, по мнению А.С. Спиваковской, является
воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта. Суть этого принципа
заключается в следующем: чтобы включить в действие механизм перестройки поведения робких в
общении детей, следует изменить условия, т.е. вывести их из той среды, в которой у них появились
нежелательные формы поведения.
Целям коррекции, по мнению Б.Д. Карвасарского и А.И. Захарова, служит перенос
отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Дети наделяют персонажей
собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои
недостатки, которые доставляют им неприятности.
В организации терапевтического процесса Захаров выделяет три функции игры:
1. Диагностическая функция заключается в уточнении психопатологии, особенностей
характера ребенка и взаимоотношений с окружающими. Наблюдение за игрой позволяет получить
дополнительную информацию. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует то, что он
когда-либо испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, но иногда она может быть
отдаленной.
2. Терапевтическая функция игры состоит в предоставлении ребенку эмоционального и
моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий. Игра придает
конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. Для
ребенка важен процесс игры, а не ее результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя
их в новом восприятии и в новых формах поведения. Аналогичным образом он пытается
разрешить свои проблемы и внутренние конфликты, проиграть свое затруднение или смущение.
3. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона
общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации.
10
А.И. Захаров выделяет ряд правил, соблюдение которых является необходимым в
игротерапии:
— игра применяется как средство диагностики, коррекции и обучения;
— выбор игровых тем отражает их значимость для психолога и интерес для клиента;
— руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей;
— спонтанные и направленные игры — две взаимодополняющие фазы единого
игрового процесса, в котором главное — возможность импровизации;
— соотношение спонтанного и направленного компонентов зависит не столько от
возраста детей, сколько от их клинических особенностей;
— игра не комментируется взрослым;
— направленное воздействие на клиента осуществляется посредством характеров,
воспроизводимых им и психологом персонажей.
Процесс игровой психотерапии, по Захарову, складывается из четырех взаимно
перекрывающихся этапов:
1. Объединение детей в группу начинается совместной и интересной для них
деятельностью в виде экскурсий в музей, предметных игр, рассказах об увлечениях.
2. Рассказы сочиняются дома и по очереди рассказываются в группе.
3. Игра проводится на тему, предлагаемую детьми и терапевтом. В играх
последовательно воспроизводятся рассказы, сказки, условные и реальные ситуации.
Игры на данном этапе в отличие от этапа объединения требуют включения психолога и
высокой активности играющих.
4. Обсуждение — заключительный этап игровой психотерапии.
11
II. Директивная и недирективная игротерапия
Директивная (направленная) игротерапия предполагает
выполнение игротерапевтом функций интерпретации трансляции
ребенку символического значения детской игры, активное участие
взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической
игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их
проигрывание в направлении социально приемлемых стандартов и
норм.
Недирективная (ненаправленная) игротерапия проводит линию
на свободную игру как средство самовыражения ребенка,
позволяющее одновременно успешно решить три важные
коррекционные задачи:
1. Расширение репертуара самовыражения ребенка.
2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
3. Коррекция отношений в системе «ребенок — взрослый».
12
Цель игры в недирективном подходе — помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства
и недостатки, трудности и успехи. Существуют следующие принципы такой игротерапии:
— непринужденные дружеские отношения с ребенком;
— игротерапевт принимает ребенка таким, какой он есть;
— игротерапевт добивается того, чтобы ребенок говорил о своих чувствах как можно более
открыто и раскованно;
— игротерапевт должен в кратчайшее время понять чувства ребенка и попытаться обратить его
внимание на себя самого;
— ребенок — хозяин положения;
— нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;
— терапевт вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры с
реальной жизнью;
— терапевт — зеркало, в котором ребенок видит самого себя.
Основные функции психологов в ненаправленной игротерапии:
1. Организация эмпатического общения, в котором терапевт создает атмосферу принятия
ребенка, эмоциональное сопереживание ему и коммуникация этого отношения ребенку.
2. Обеспечение переживания ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения.
3. Установление ограничений в игре.
В ненаправленной игротерапии, особенно в ее индивидуальных формах, участие взрослого
представляется целесообразным. Здесь игротерапевт принимает на себя двойную функцию:
1. «Идеального родителя», обеспечивающего ребенку полнокровное переживание чувства его
принятия, родительского тепла и восполняющего дефицит позитивных детско-родительских
отношений.
2. «Равноправного партнера по игре», регрессирующего до уровня ребенка и пытающегося
снять его сопротивление терапии, завоевав доверие ребенка уничтожением традиционной
дистанции между ребенком и взрослым.
13
III. Индивидуальная и групповая игротерапия
Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным
критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной
потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о
наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех
проведения групповой терапии, выносится на основании анализа истории каждого случая.
Если для индивидуальной игротерапии противопоказанием может выступать
сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка, то для групповой игротерапии круг
противопоказаний расширяется. Таковыми могут быть:
— ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции с сибсами;
— явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности
партнеров по группе;
— ускоренное сексуальное развитие;
— крайняя агрессивность;
— актуальное стрессовое состояние.
Групповая игротерапия — это психологический и социальный процесс, в котором дети
естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только
о других детях, но и о себе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и
является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических
расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики.
Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить
его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты,
страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.
14
IV. Игротерапия с различным материалом
В игротерапии используются как структурированные, так и неструктрированные
игры.
К структурированным играм относятся игры в семью (людей и животных),
агрессивные, с марионетками (кукольный театр), строительные, выражающие
конструктивные и деструктивные намерения. Структурированный материал провоцирует
выражение агрессии (огнестрельное, холодное оружие), прямое выражение желаний
(человеческие фигуры), а также коммуникативных действий (игры в телефон, телеграф,
поезда, машины). Предполагается, что возраст детей от 4 до 12 лет является
оптимальным для применения этого метода.
К неструктурированным играм относятся двигательные игры и упражнения
(прыганье, лазание), игры с водой, песком, глиной, группа игр, принадлежащих к фонду
арт-терапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами). К
неструктурированному материалу относятся вода, песок, глина, пластилин, с его
помощью ребенок может косвенно выражать свои желания. Этот материал способствует
также развитию сублимации. В частности, занятия с неструктурированным материалом
особенно важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребенка еще не выделены и
не осознаны им. В частности, игры с водой, красками, глиной дают возможность
выразить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство достижения.
Доклад окончен!
Спасибо за внимание!

Типы игровой терапии и как они помогают

В то время как большая часть нашего контента о христианском консультировании посвящена терапевтическим услугам для взрослых, консультирование и терапия для детей требуют особого подхода. Традиционные терапевтические методы для взрослых не всегда адекватно учитывают потребности развития детей. Дети и подростки имеют другой набор потребностей и стилей общения, чем взрослые клиенты. Игровая терапия для детей предлагает методы, которые помогают детям найти то, где они находятся, и позволяет профессионалам наблюдать и использовать любые указанные вмешательства. Эффективность этого типа терапии подтверждена исследованиями и может быть наиболее эффективным способом охвата и лечения наших самых маленьких клиентов.

Что такое игровая терапия?

Ассоциация игровой терапии определяет этот терапевтический подход следующим образом:

«Систематическое использование теоретической модели для установления межличностного процесса, в котором обученные игровые терапевты используют терапевтические возможности игры, чтобы помочь клиентам предотвратить или решить психосоциальные трудности и достичь оптимального роста». и развитие».

Поставьте нам лайк, если вам понравился этот контент.

Другими словами, детские игровые терапевты основывают свою оценку и вмешательство не на разговоре, как со взрослыми клиентами, а на основном способе взаимодействия ребенка с миром — игре.

Целью этого вида терапии является помочь ребенку справиться или преодолеть трудности либо в себе, либо в своих обстоятельствах, или даже в том и другом. И цель также состоит в том, чтобы убедиться, что ребенок растет и развивается как можно лучше.

Три года считаются минимальным возрастом для начала эффективной игровой терапии, и большинство терапевтов интегрируют или заменяют другие формы терапии для подростков в возрасте 13-17 лет. Игровая терапия для детей может использоваться в сочетании с когнитивно-поведенческой терапией, арт-терапией, разговорной терапией и т. д.

Согласно Healthline, во время сеансов игровой терапевт будет наблюдать за ребенком, помогать ему вникать в свои эмоции и любые травмы, которые он пережил, обучать его здоровым механизмам и помогать ему изменить неуместное поведение, используя специальные методы лечения, разработанные эксперты.

Несколько различных специалистов обучены использованию этого типа терапии, в том числе социальные работники, поведенческие и профессиональные терапевты и, конечно же, психологи и психиатры. Этот терапевтический метод можно использовать в амбулаторных терапевтических кабинетах, а также в больницах, приютах для жертв домашнего насилия, школах и т. д.

Зачем играть в терапию?

Будучи родителями, учителями или опекунами, когда мы сталкиваемся с проблемным ребенком, нашей первой реакцией может быть обсуждение с ним его проблемы. Но хотя некоторые дети, особенно дети старшего возраста и подростки, хотят общаться вербально, это не всегда лучший способ справиться с серьезными проблемами.

В отличие от взрослых, которые получают пользу от разговорной терапии, ребенку не хватает вербального, когнитивного и эмоционального развития, чтобы эффективно выражать себя с помощью слов. Младшие дети, вероятно, не могут или не хотят выражать степень своих эмоций вербально.

Вот почему этот тип терапии был разработан как эффективная техника вмешательства для детей. И причина, по которой игра так важна в терапевтических условиях, проста: игра очень важна для развития детей.

По данным Good Therapy:

«Неврология показала, что большая часть роста мозга происходит в течение первых пяти лет жизни ребенка, и игра вносит значительный вклад в развитие взаимосвязей между нейронами».

Игра необходима и детям старшего возраста. А поскольку игра имеет решающее значение для развития мозга, она продолжает помогать детям общаться и обрабатывать свои эмоции на протяжении всего детства. В игре дети раскрывают свои скрытые эмоции и переживают трудные обстоятельства.

В концлагерях и гетто во время Холокоста было замечено, что дети имитируют некоторые из ужасающих реалий, которые они видели вокруг себя. Джордж Эйзен, автор книги «Дети и игры во время Холокоста», 9 лет.0038 отмечает: «Вместо того, чтобы играть в игры, которые помогли бы им избежать страданий, эти дети в возрасте от 2 до 14 лет часто играли в игры, отражающие их окружение», включая «Газовую камеру» и «Агента гестапо».

Эйзен продолжает: «Игры в любой культуре являются важным средством для понимания реальности… Игра стала естественно отражающим зеркалом всех печалей, смятения и абсурда короткого детского существования».

Хотя это очень печальный пример, он справедлив не только для детей, переживших геноцид или травму. Для каждого ребенка игра – это способ обучения и осмысления жизни. На протяжении всего своего развития они естественным образом будут тяготеть к разным типам игр, будь то куклы, мячи, настольные игры или ролевые игры, но в любом случае они продолжают учиться и воспринимать жизнь через игру.

Тот факт, что игра — это способ осмысления мира, делает игру важнейшей частью детской терапии. Игровая терапия дает специалистам возможность наблюдать за ребенком, проникать в его мир, «слушать» его и предлагать механизмы преодоления, говоря на врожденном игровом языке ребенка.

Согласно Psychology Today, этот терапевтический метод можно использовать для решения многих различных психологических проблем у детей, в том числе:

  • Академические проблемы
  • Аутизм
  • Поведенческие расстройства
  • Неспособность к обучению
  • Проблемы с психическим здоровьем, такие как гнев, тревога или депрессия
  • Социальный/эмоциональный дефицит
  • Стрессовые события, такие как болезнь, жестокое обращение, травма или кризис в семье

Независимо от конкретной проблемы, терапевт может использовать методы, используя игру, чтобы понять и лечить ребенка.

Краткая история

В 1921 году психоаналитик Гермина Хуг-Хельмут начала использовать игровую терапию со своими самыми маленькими клиентами. Она предлагала им игрушки и другие материалы для взаимодействия, а затем наблюдала и оценивала их поведение, когда они играли с этими материалами.

С тех пор ряд исследователей и психологов разработали новые техники и усовершенствовали существующие, чтобы создать область игровой терапии, какой мы ее знаем сегодня. Двое из этих исследователей включают Вирджинию Экслайн и Вайолет Окландер, которые сильно повлияли на наши нынешние терапевтические подходы.

Типы игровой терапии

Благодаря работе этих и других экспертов этот терапевтический метод превратился в два основных метода: недирективная игровая терапия и директива игровая терапия. По данным Play Therapy International, «Квалифицированный практикующий врач примет сочетание обоих подходов в зависимости от обстоятельств».

Недирективная игровая терапия дает ребенку свободу исследовать и управлять своей собственной игрой. Это также известно как игровая терапия, ориентированная на ребенка. При таком подходе ребенку не нужно говорить, если он этого не хочет. «Хорошая терапия» описывает недирективную игровую терапию следующим образом:

«Недирективные игровые терапевты обучены верить в то, что дети способны управлять своим собственным процессом, а не в том, что терапевт навязывает свои собственные идеи о том, что ребенок должен делать в терапии, чтобы пройти через это». любые проблемы, с которыми они могут столкнуться.

Затем ребенок использует игрушки в игровой комнате, чтобы поговорить с терапевтом и поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами. Во время игрового сеанса и в ходе сеансов в игре ребенка возникают темы, что дает терапевту возможность проникнуть в суть переживаний, мыслей, чувств и интерпретаций ребенка».

В директивной игровой терапии терапевт обеспечивает большую структуру, выбирая определенные материалы и направляя игру ребенка, чтобы помочь ему воспроизвести определенные ситуации и выразить свои чувства. (Словарь психологии АПА)

Институт Theraplay использует некоторые методы терапии для улучшения отношений между родителями и детьми, такие как игры и активное участие родителей, а не игрушки и реквизит. Therapy часто используется для детей, которые слишком малы для ненаправленного метода.

Результаты консультирования детей

Работает ли этот тип терапии? Хотя у этого терапевтического метода есть противники, он эффективен и основан на доказательствах. Это растущая область для практикующих психиатров. Поскольку дети проводят больше времени перед экранами и меньше времени в свободной творческой игре, игровая терапия может предложить еще более важные возможности для детей, родителей и терапевтов.

Ассоциация игровой терапии сообщает, что метаанализ более 100 исследований результатов игровой терапии выявил положительный эффект. Независимо от возраста ребенка, пола или причины терапии, положительные результаты были одинаковыми. Наилучшие результаты наблюдались у детей, у которых хотя бы один из родителей принимал активное участие в лечении.

Если ваш ребенок борется с проблемами развития или эмоциональными проблемами, подумайте о том, чтобы записаться на прием к профессиональному игровому терапевту.

Ресурсы:

  • https://www.a4pt.org/page/WhyPlayTherapy
  • https://www.psychologytoday.com/us/blog/contemporary-psychoanalysis-in-action/201601/child-s-play-how-play-therapy-works
  • https://www.psychologytoday.com/us/therapy-types/play-therapy
  • https://www.goodtherapy.org/learn-about-therapy/types/play-therapy
  • http://playtherapy.org/Helping-Children/About-Play-Therapy
  • https://www.healthline.com/health/play-therapy
  • https://www.latimes.com/archives/la-xpm-1989-01-12-we-367-story.html
  • https://www.whiteswanfoundation.org/article/playing-to-heal-how-does-play-therapy-work/
  • https://www.a4pt.org/page/PTMakesADifference/Play-Therapy-Makes-a-Difference.htm
  • https://www.goodtherapy.org/blog/non-directive-play-therapy/
  • https://dictionary. apa.org/directive-play-therapy
  • https://www.socialworktoday.com/archive/051711p20.shtml
  • https://theraplay.org/
  • https://www.theraplay.org/how-theraplay-differs
  • https://playtherapy.uncc.edu/about-play-therapy/play-therapy-toys-materials

Фотографии:
«Украшение камней», предоставлено Зигмундом, Unsplash.com, лицензия CC0; «Building a Tower», предоставлено Маркусом Списке, Unsplash.com, лицензия CC0; «Тротуарный мел», любезно предоставлено Тиной Флёрш, Unsplash.com, лицензия CC0; «Пузыри!» Предоставлено Кэтрин Хэнлон, Unsplash.com, лицензия CC0

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ЭТА СТАТЬЯ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ МЕДИЦИНСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Информация, включая, помимо прочего, текст, графику, изображения и другие материалы, содержащиеся в этой статье, предназначена только для информационных целей. Никакие материалы на этом сайте не предназначены для замены профессиональной медицинской консультации, диагностики или лечения. Пожалуйста, свяжитесь с одним из наших консультантов для получения дополнительной информации.

Что это такое и как это работает?

Моменты, когда мы чувствуем себя наиболее живыми и энергичными, часто совпадают со временем игры (Price, 2022).

«Игра по своей природе является творческой, спонтанной и часто доставляющей удовольствие деятельностью» (Meersand & Gilmore, 2017, стр. 19). Как терапия, это психоаналитическое лечение, требующее навыков, знаний и ресурсов от терапевта.

При работе с детьми игровая терапия может разрушить барьеры и улучшить построение отношений, создавая безопасную и мотивирующую среду для достижения лучших результатов лечения.

Эта статья дает определение игровой терапии, представляет несколько теорий и исследует, как она приносит пользу как молодым, так и пожилым клиентам.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит

  • Что такое игровая терапия? Определение
  • 4 Общие теории игровой терапии
  • Каковы преимущества?
  • Зачем играть в терапию? Как это работает?
  • Виды игровой терапии
  • Кому может быть полезна игровая терапия?
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое игровая терапия? A Definition

«Как органически возникающая способность, игра представляет собой естественный способ самовыражения и идеальное средство для общения и построения отношений с детьми в возрасте от 3 до 8 лет или около того» (Meersand & Gilmore, 2017, стр. 18) .

Игра и другие символические функции появляются на ранних стадиях развития ребенка, включая повествовательный язык и ментализацию. Он включает в себя «преобразование пассивного опыта в активное мастерство; модуляция интенсивных аффектов; осмысление эмоционально нагруженных событий; примерять чужие взгляды; а также выборочные роли и идентификации» (Meersand & Gilmore, 2017, стр. 437).

Вначале психоаналитики быстро осознали, что игра — это возможность исполнить желание, ассимилировать реальность и справиться с тревогой, связанной с развитием (Meersand & Gilmore, 2017).

Совсем недавно исследования показали, что игровая терапия является мощным инструментом в лечении детей, предлагая среду для общения, построения отношений и терапевтического действия.

В отличие от более формальных подходов, таких как отработка исследовательских навыков, игра предполагает преднамеренное проецирование ментального представления ребенка на реальность, при этом осознавая, что это притворство.

Когда игровые терапевты ссылаются на «воображаемую игру» (включая фантазийную, воображаемую, драматическую и воображаемую), они обычно описывают обстоятельства, которые (Meersand & Gilmore, 2017):

  • Уникальное сочетание физического действия с мысленной фантазией или ролевой игрой
  • Иметь неотъемлемое качество «вести себя как будто»
  • Вовлекайте и полностью погружайте детей, несмотря на понимание того, что это притворство
  • Создайте среду, которая по своей природе безопасна и не имеет последствий

Современные психодинамические теории также рассматривают игровую терапию как включающую следующие определяющие элементы (Meersand & Gilmore, 2017): у детей младшего возраста.

  • Игровая терапия включает информацию из различных областей и признает важность биологических факторов, отношений привязанности и культурных влияний для ребенка.
  • Таким образом, игровая терапия признана подходящим для развития языком в работе с детьми и служит развитию отношений между терапевтом и клиентом в качестве основного исцеляющего фактора для детей, испытывающих контекстуальные, связанные с развитием и внутренние трудности (Crenshaw & Stewart, 2014). ).

    Игра также может помочь детям научиться и развить многие жизнеутверждающие и улучшающие навыки, в том числе умение справляться с трудностями. «В игровой терапии игра становится преобразующей, предоставляя новый взгляд на себя и / или окружающую среду, что лежит в основе устойчивости как терапевтической силы игры» (Crenshaw et al., 2015, стр. 33).

    Что такое Theraplay®?

    Игра может быть особенно полезной для молодых людей, переживших травму (Crenshaw & Stewart, 2014).

    Хотя Theraplay® иногда путают с игровой терапией, он в большей степени ориентирован на взрослых, и его мероприятия адаптированы к текущему эмоциональному уровню ребенка, а не к его хронологическому возрасту (Attachment and Trauma Network, 2020). «В центре внимания лечения находятся сами отношения между родителями и детьми» (Crenshaw & Stewart, 2014, стр. 141).

    Одна из его целей — научить родителей реагировать на сигналы своего ребенка (иногда сбивающие с толку); воспитывать повышенное чувство безопасности, защищенности и общего смысла; и создавать более прочные связи, настраиваясь на потребности своих клиентов.

    Типичная продолжительность лечения составляет 30–40 минут один раз в неделю и может длиться от 18 до 20 сеансов.

    В ходе лечения родителям предлагается начать брать игру под контроль терапевта и, как следствие, развивать более прочные внутренние семейные связи (Attachment and Trauma Network, 2020).

    4 Общие теории игровой терапии

    Игровая терапия продолжает развиваться и развиваться вместе с новаторскими мыслителями и вдохновляющими лидерами, разрабатывающими теории и модели для использования с детьми, подростками и взрослыми в терапевтическом лечении (Crenshaw & Stewart, 2014).

    Четыре распространенные теории игровой терапии включают:

    Игровая терапия, ориентированная на ребенка

    Как и другие игровые терапии, игровая терапия, ориентированная на ребенка, признает игру подходящим для развития языком для лечения детей.

    Тем не менее, он отличается тем, что в нем основное внимание уделяется «отношениям и окружающей среде как источникам здоровья и функционирования», при этом терапевт понимает и принимает мир ребенка, его восприимчивость к лечению и потенциал двигаться «к пути самосовершенствования». бытия» (Crenshaw & Stewart, 2014, стр. 3).

    В соответствии с личностно-центрированной терапией:

    • Поле восприятия клиента рассматривается как его «реальность».
    • Клиент стремится к независимости, зрелости и самосовершенствованию.
    • Клиент ведет себя так, как согласуется с его Я-концепцией.
    • Клиент работает как единое целое.

    В конечном счете, когда ребенку предоставляется теплая, гостеприимная обстановка и искренние отношения, он может чувствовать себя комфортно, выражая себя и определяя направление терапевтических изменений (Crenshaw & Stewart, 2014).

    Когнитивно-поведенческая игровая терапия (КПТ)

    КПТ «является частью когнитивно-поведенческих подходов, направленных на вытеснение и деактивацию неадекватного социального поведения и фобий, приписываемых дисфункциональным мыслям, и замену их лучшими» (Obiweluozo et al., 2021). , стр. 2).

    В то время как когнитивно-поведенческая терапия является преимущественно вербальной и, следовательно, менее подходящей для младших клиентов, в сочетании с игрой можно использовать фантазии и притворяться, чтобы задействовать несколько аффективных процессов, включая выражение эмоций, эмоциональную регуляцию и когнитивные процессы. интеграция (Crenshaw & Stewart, 2014).

    CBPT вовлекает клиента в следующие процессы:

    • Проницательное и гибкое решение проблем
    • Разнообразное мышление
    • Рассмотрение альтернативных стратегий выживания
    • Увеличение опыта положительных эмоций
    • Улучшение эмоционального восприятия и понимания

    Семейная игровая терапия

    Семейная игровая терапия занимает важное место в долгой истории лечения, направленного на поддержку и улучшение благополучия человека и семьи в целом. Семейная игровая терапия направлена ​​на то, чтобы донести силу игры до семей, предлагая им «вообразить и участвовать в создании альтернативного видения того, какой может быть семья» (Crenshaw & Stewart, 2014, стр. 187).

    Лечение может изменить ментальные модели и структуры и пересмотреть повседневную жизнь, работая с семьей в целом, а не «исправляя» ребенка. Таким образом, психотерапевт должен:

    • Испытывать искренний и глубокий интерес к работе с семьями
    • Наслаждайтесь процессом семейной терапии
    • Спокойно относитесь к двусмысленности
    • Обратите внимание на небольшие индикаторы и их значение для более крупных моделей отношений
    • Проявляйте уважение ко всем членам семьи
    • Иметь высокую эмоциональную выносливость
    • Сохраняйте игривый стиль и неподдельное чувство юмора

    Психодинамическая игровая терапия

    «Психодинамический терапевт считает причины поведения более сложными, чем то, что раскрывается наблюдаемым поведением» (Crenshaw & Stewart, 2014, стр. 66). Игра может быть полезным инструментом для изучения того, как детские чувства приводят их к конкретному проблемному поведению и возникают из более глубоких глубинных проблем.

    Психодинамическая игра предполагает, что:

    • Симптомы имеют значение.
    • Проблемы возникают из-за бессознательных конфликтов и неспособности ассимилировать подавляющий опыт и справиться с трудностями развития.
    • Детская игра символична.
    • Поведение детей характеризуется мыслями, основанными на переносе (в терапии и вне ее).

    Игра помогает детям перейти на более высокие уровни функционирования, которые ранее были остановлены травмой или внутренним конфликтом.

    Загрузить 3 бесплатных инструментария для позитивной психологии (PDF)

    Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

    Каковы преимущества?

    Игровая терапия признана «эффективным средством решения детских проблем, уникальным образом отвечающим потребностям детей в развитии» (Bratton et al. , 2005, стр. 385).

    Исследования выявили широкий спектр преимуществ применения методов игровой терапии при лечении уникальных и разнообразных потребностей в развитии детей (Bratton et al., 2005; Obiweluozo et al., 2021; 9).0133 Помощь детям , 2019).

    • Предлагает возможности лечения для детей (обычно до 11 лет), у которых отсутствует полностью развитая способность к абстрактному мышлению.
    • Предоставляет конкретное и доступное средство общения, когда не хватает вербальных навыков.
    • Он предлагает материалы и возможности для символического или непосредственного выражения чувств, переживаний и мыслей, которые они не могут выразить словами.
    • Он помогает детям преодолеть разрыв между опытом и пониманием.
    • Это дает возможности для понимания, решения проблем и овладения навыками.
    • Он работает через воспринимаемые социальные, поведенческие и когнитивные аспекты эмоций.
    • Он побуждает детей разрабатывать новые и творческие решения проблем.
    • Это помогает детям развивать эмпатию и уважение к другим и тому, что они думают.
    • Это помогает детям освоить новые социальные навыки и навыки в отношениях.

    Зачем играть в терапию? Как это работает?

    «В отличие от взрослых, которые общаются естественным образом с помощью слов, дети более естественно выражают себя через конкретный мир игры и деятельности» (Bratton et al., 2005, стр. 376).

    Будь то простая игра с игрушками, ролевая игра или синергетическая игровая терапия (где терапевтическая сила игры сочетается с регуляцией нервной системы), игра рассматривается как средство, поддерживающее естественное общение между ребенком и терапевтом ( Что такое синергетика , 2022).

    Ребенок воспроизводит мысли, чувства и эмоции, которые иначе он не смог бы осмысленно выразить словами (West, 2022; Bratton et al., 2005).

    Когда ребенок выражает свои чувства прямо или символически, терапевт может получить представление об их эмоциональном состоянии. А совместные игры предлагают ребенку безопасную среду для выражения своих чувств при взаимодействии с миром и теми, кто в нем, а также для развития навыков преодоления трудностей, решения проблем и устойчивости (West, 2022).

    Хотя игровая терапия обычно используется с детьми, она также эффективна у подростков и взрослых при лечении беспокойства, депрессии, травм и поведенческих расстройств (West, 2022; Doyle & Magor-Blatch, 2017; Rozenova et al., 2022).

    Типы игровой терапии

    Хотя существует множество различных теорий игровой терапии, большинство стилей лечения можно разделить на директивные и недирективные вмешательства (Crenshaw & Stewart, 2014).

    Директива

    Директивные вмешательства обычно включают поведенческие, когнитивные и направленные действия, такие как настольные игры или решение головоломок, и часто описываются как негуманистические (Bratton et al., 2005).

    Такие действия обычно основаны на задачах, структурированы и ориентированы на достижение цели, а не на открытые цели, при этом терапевт берет на себя ответственность за регулирование темпа и интенсивности воздействия болезненных событий и эмоций, таких как горе (Obiweluozo et al. , 2021; Crenshaw и др., 2015).

    Степень направленности варьируется и должна оставаться гибкой в ​​зависимости от потребностей клиента и условий его лечения. Терапевт может ввести в игру новых персонажей или вариации, чтобы помочь ребенку двигаться вперед и «выйти из тупика» (Crenshaw et al., 2015).

    Недирективная

    Согласно некоторым исследованиям, гуманистическая или ориентированная на ребенка недирективная игровая терапия дает значительный положительный лечебный эффект по сравнению с директивными вмешательствами (Bratton et al., 2005).

    Ведь бывают случаи, когда ребенку не нужно точное направление терапевта.

    Дети часто могут добиться многого во время игры, особенно когда им дают игрушки, которые служат мягким напоминанием (особенно в отношении травмы) без четкого направления (Crenshaw et al., 2015).

    Кому может быть полезна игровая терапия?

    Игровая терапия приносит пользу разным группам населения. Хотя в основном он используется для лечения детей, он может быть полезен для подростков и взрослых (Crenshaw & Stewart, 2014).

    Ниже приводится выборка из четырех конкретных групп, которым, как показывают исследования, может быть полезна игровая терапия.

    Игровая терапия для взрослых

    Несмотря на широкое распространение в лечении детей, игровая терапия может принести огромную пользу взрослым.

    В систематическом обзоре исследований 2017 года изучалось его применение в реабилитации взрослых с черепно-мозговой травмой, полученной во взрослом возрасте. Игровая терапия может принести пользу тем, кто перенес черепно-мозговую травму и инсульт, помогая им улучшить подвижность, равновесие и независимость, и оценивается как более приятная, чем традиционные методы лечения (Saywell et al., 2017).

    Игровая терапия также успешно лечит взрослых, перенесших тяжелую травму.

    Исследования показывают, что это эффективное вмешательство для помощи клиентам, «поскольку игра затрагивает области социального, эмоционального и когнитивного развития, скомпрометированные хроническим личным воздействием в раннем детстве» (Olson-Morrison & Hudspeth, 2017, стр. 172).

    Игровая терапия для детей

    Игровая терапия высоко ценится как метод лечения детей, особенно когда им не хватает словесных навыков, чтобы поделиться своими чувствами (Crenshaw & Stewart, 2014).

    Есть еще несколько необычных приложений.

    Было показано, что когнитивно-поведенческая игровая терапия снижает социальную тревогу у детей с заиканием. Авторы исследования 2021 года предполагают, что это полезно для молодых людей с дефицитом речи, испытывающих трудности в социальных отношениях, такие как замкнутость и низкая самооценка (Obiweluozo et al., 2021).

    Другие исследования подтвердили ценность игровой терапии для поддержки детей, переживающих травлю, травму, развод и тревогу (Crenshaw & Stewart, 2014).

    Игровая терапия при аутизме

    Игровая терапия — это высокоэффективный подход к детям и подросткам с аутизмом. Это полезно для (Crenshaw & Stewart, 2014):

    • Повышение социальных навыков
    • Улучшение эмоционального контроля
    • Снижение негативных эмоций
    • Увеличение словесного выражения
    • Улучшение речевой деятельности
    • Укрепление родственных связей
    • Повышение навыков преодоления трудностей и адаптации

    Некоторые характеристики людей с аутизмом могут вызвать проблемы в игровой терапии.

    Дети с аутизмом могут с трудом устанавливать тесные связи из-за дефицита совместного внимания, что может повредить терапевтической связи и в конечном итоге поставить под угрозу успешный результат лечения. Кроме того, у детей может быть определенная игрушка или игра, которую они предпочитают, и они отказываются играть с другой. Как и в случае с другими видами терапии и группами населения, безусловное положительное отношение остается жизненно важным для успеха (Crenshaw & Stewart, 2014).

    Игровая терапия СДВГ

    «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — одно из наиболее часто диагностируемых нейроповеденческих расстройств у детей» (Crenshaw & Stewart, 2014, стр. 415). Если раньше это описывалось как сверхактивное и невнимательное поведение, то теперь оно характеризуется дефицитом исполнительной функции и мотивации (Crenshaw & Stewart, 2014).

    Игровая терапия у детей с СДВГ обычно включает в себя несколько методов и доказала свою эффективность, помогая им освоить более адаптивные навыки совладания, действуя, а не диктуя, как себя вести.

    Уже в подростковом возрасте люди с СДВГ могут найти игровую терапию полезным инструментом для самовыражения и общения через игру.

    Авторы недавнего тематического исследования сообщили, что когнитивная игровая терапия очень эффективна для снижения тревоги и агрессии у ребенка с СДВГ, подвергшегося физическому насилию (Hassani et al., 2021).

    Важная информация

    Игра создает моменты энергии и понимания, а также возможности для мотивации к изменениям.

    Для детей, проходящих терапию, он предлагает способ общения, который не зависит от вербальных навыков и обеспечивает безопасную среду для создания прочной терапевтической связи, которая облегчает путь к положительному результату лечения.

    Исследования подтвердили, что игровая терапия является мощным инструментом в лечении детей, подростков и молодых людей и дает возможность для развития навыков общения, построения отношений и терапевтического действия.

    Игровая терапия сочетает в себе игру, ролевую игру, фантазию и «ведение себя как если бы» для создания несущественной среды, которая может быть окном к актуальным для возраста тревогам, беспокойствам, эмоциональным состояниям и травмам.

    В конечном счете, это подходящий для развития язык для работы с детьми и служит потенциальным исцеляющим фактором для клиентов, испытывающих контекстуальные, связанные с развитием и внутренние трудности.

    Включение аспектов игры в терапию с любой возрастной группой, но особенно с детьми и молодыми людьми, может способствовать развитию у клиентов жизнеутверждающих и улучшающих жизнь навыков, таких как устойчивость, решение проблем, эмоциональное осознание и общение.

    Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

    Изд.: обновление, май 2023 г.

    • Сеть привязанностей и травм. (2020, 12 мая). Тераплей . Получено 24 апреля 2023 г. с https://www.attachmenttraumanetwork.org/theraplay/.
    • Браттон, С.К., Рэй, Д., Рейн, Т., и Джонс, Л. (2005). Эффективность игровой терапии с детьми: метааналитический обзор результатов лечения. Профессиональная психология: исследования и практика , 36 (4), 376–390.
    • Креншоу, Д. А., и Стюарт, А. Л. (ред.). (2014). Игровая терапия: подробное руководство по теории и практике . Гилфорд Пресс.
    • Креншоу, Д. А., Брукс, Р., Гольдштейн, С., и Барон, С. (ред.). (2015). Игровая терапия для повышения устойчивости . Гилфорд Пресс.
    • Дойл, К., и Магор-Блатч, Л. Э. (2017). «Даже взрослым нужно играть»: песочная терапия со взрослым, пережившим жестокое обращение в детстве. Международный журнал игровой терапии , 26 (1), 12–22.
    • Хассани, З., Хоссейнпур, Ф., Миршоджа, М.С., и Бужабади, А. (2021). Эффективность когнитивно-поведенческой игровой терапии в лечении тревожных и агрессивных расстройств у ребенка с СДВГ: тематическое исследование. Отчеты о клинических случаях в клинической практике , 6 (3), 116–119.
    • Помощь детям через игру. (2019, 15 марта). Американская психиатрическая ассоциация. Получено 24 апреля 2023 г. с https://www.psychiatry. org/news-room/apa-blogs/helping-children-through-play.
    • Мирсанд, П., и Гилмор, К. Дж. (2017). Игровая терапия: учебник по психодинамике для лечения маленьких детей . Американское психиатрическое издательство.
    • Обивелуозо, П. Э., Эде, М. О., Онвура, К. Н., Узодинма, У. Э., Дике, И. К., и Эджиофор, Дж. Н. (2021). Влияние когнитивно-поведенческой игровой терапии на социальную тревожность у школьников с дефицитом заикания: кластерное рандомизированное исследование с последующим наблюдением в течение трех месяцев. Медицинская, 100 (19).
    • Олсон-Моррисон, Д., и Хадспет, Ф. (2017). Интегративная игровая терапия со взрослыми со сложной травмой: подход с учетом развития. Международный журнал игровой терапии , 26 (3), 172–183.
    • Прайс, К. (2022). Сила веселья: как снова почувствовать себя живым . Бантам Пресс.
    • Розенова М.И., Огнев А.С., Лихачева Е.В., Екимова В.И. (2022). Методы оценки эффективности песочной терапии для взрослых. Современная Зарубежная Психология , 11 (4), 61–72.
    • Сэйуэлл, Н., Тейлор, Н., Роджерс, Э., Скиннер, Л., и Букок, М. (2017). Вмешательства, основанные на играх, улучшают физическую функцию у людей с травмой головного мозга, полученной во взрослом возрасте: систематический обзор и метаанализ рандомизированных контролируемых исследований. Клиническая реабилитация , 31 (2), 145–157.
    • Вест, М. (2022, 5 апреля). Что такое игровая терапия? Польза для детей и взрослых . Медицинские новости сегодня. Получено 24 апреля 2023 г. с https://www.medicalnewstoday.com/articles/play-therapy.
    • Что такое синергетическая игровая терапия? (2022, 20 мая). Институт синергетической игровой терапии. Получено 24 апреля 2023 г. с https://synergeticplaytherapy.com/what-synergetic-play-therapy/.

    Об авторе

    Джереми Саттон, доктор философии, писатель и исследователь, изучающий человеческую способность расширять физические и умственные возможности.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts