Эмоции: функции и основные разновидности
Эмоции в жизни человека играют огромную роль. Они побуждают к деятельности, формируют цели, определяют мотивы поведения. При помощи эмоций человек способен выразить свое отношение к ситуации, явлению, предмету. В психологии выделяется несколько функций эмоций.
Основные функции эмоций
Отражательно-оценочная функция. Значимость предметов и ситуаций, которые необходимы для достижения целей и удовлетворения потребностей человека оценивается при помощи эмоций. Эмоции — система сигналов, дающая возможность понять значимость событий.
Побудительная функция. Оценивая происходящее, человек побуждает себя к какому-либо действию. С.Л.Рубинштейн утверждал, что эмоция заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него.
Активирующая функция имеет тесную связь с побудительной. Эмоции обеспечивают необходимый уровень деятельности центральной нервной системы человека. На динамику, темп, ритм деятельности влияют различные эмоциональные состояния. Положительные эмоции, такие как радость, уверенность, придают динамику процессам деятельности, побуждают человека к активным, интенсивным действиям. Ученым Д Хеббом доказана зависимость эффективности деятельности человека от уровня его эмоционального состояния. Хебб называет такую зависимость криволинейной, «колоколообразной». Чтобы достичь высокого результата деятельности, нужно иметь оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Нежелательны слишком слабые и очень сильные эмоциональные состояния. Оптимальный уровень обеспечивает максимум эффективности в процессе деятельности. Он зависит от условий выполняемой деятельности, индивидуальных свойств человека, вовлеченного в деятельность.
Если эмоции слабые, значит человек имеет недостаточную мотивацию. Если эмоции слишком сильные, человек становится неорганизованным, неуправляемым, что разрушает деятельность.
Регулирующая функция. Эмоции регулируют, направляют деятельность человека, ограничивая или, напротив, расширяя ее. Когда возникает эмоциональное отношение к объекту, это оказывает влияние на мотивацию деятельности на всех ее этапах. При помощи эмоций дается субъективная оценка происходящего. Это означает, что одно и то же событие может быть по-разному эмоционально воспринято.
Синтезирующая функция. Отдельные события и факты выстраиваются в одно целое при помощи эмоций. Ученый А.Р.Лурия доказал, что множество образов, которые напрямую или косвенно связаны с объектом, породившим сильное эмрциональное переживание, в сознании человека объединяются в устойчивый комплекс. Если актуализируется один элемент, воспроизводятся в сознании другие составляющие этого комплекса, иногда даже против желания человека.
Смыслообразовательная функция. Действия человека обретают смысл благодаря эмоциям. А.Н.Леонтьев утверждал, что успешные действия, совершаемые за день, могут не удовлетворить человека и даже испортить ему настроение. Отрицательный осадок будет едва прослеживаться на фоне забот в течение дня. Но когда человек начинает мысленно анализировать прожитый день, в памяти возникает определенное событие.
Защитная функция. Сильные эмоциональные переживания, такие как страх, посылают сигнал человеку об опасности и способствуют тому, чтобы он тщательно продумал свои действия. То есть страх — защита человека от неприятных последствий.
Экспрессивная функция. Все эмоции содержат экспрессивный компонент. За счет него человек устанавливает отношения с другими людьми.
Вопрос функций эмоций разрабатывался многими учеными, существует несколько классификаций, в том числе Симонова, Леонтьева, Вундта.
Значимость эмоций огромна в жизни человека. Ученые психологи сочли необходимым четко дифференцировать их. Немецкий философ И.Кант выделил два вида эмоциональных состояний по степени активации: стенические и астенические эмоции.
Стенические эмоции вызывают повышение активности человека, астенические, напротив, снижают ее. Эмоции могут быть положительного и отрицательного характера, интенсивными, длительными, осознанными и неосознанными.
Замечание 2Человеческие эмоции можно различать по модальности, качеству переживаний.
Психолог К.Изард выделяет десять главных эмоций, три из них положительные, семь — отрицательные.
Фундаментальные эмоции человека
Интерес-возбуждение. Эмоция, которую испытывает человек чаще других. Следует подчеркнуть важность этой эмоции для мотивации в развитии навыков, приобретении знаний. Интерес открывает дорогу любопытству, исследованию, расширению опыта. Если интерес интенсивен, человек находится в состоянии воодушевления, оживления.
Радость может быть охарактеризована чувством уверенности, значительности, наслаждения и удовлетворения. Человек доволен собой, окружающим его миром, он ощущает силы и энергетический подъем. Радость — чувство, которое возникает при достижении чего-то, при реализации своих способностей, удовлетворении желаний.
Удивление. Особенность этой эмоции в том, что она быстро возникает и так же быстро проходит. Это эмоция переходящего характера. Удивление не может быть мотивом для поведения на протяжении длительного периода. Функция этого состояния заключается в подготовке человека к последующим действиям, к новым событиям.
Страдание. Одна из наиболее распространенных отрицательных эмоций. Является доминирующей при горе, депрессии. Причин для страдания много. Это и проблемы повседневной жизни, потребностные состояния. Описывая страдание отмечают упадок духа, одиночество, изоляцию, уныние.Эмоция сигнализирует человеку и его окружению, что ему плохо. Эмоция побуждает человека к действиям, облегчающим это состояние, устраняющим причину страдания. Наиболее тяжелой формой страдания является горе. Источник горя — утрата. Состояние горя очень тяжело переживается человеком.
Гнев. Очень сильная отрицательная эмоция. Гнев возникает вследствие неосуществления, недостижения страстно желаемого. Причинами гнева могут быть: личное оскорбление, обман, принуждение. Когда человек испытывает гнев, он ощущает свою силу, испытывает желание сокрушить источник гнева. Чем больше сила гнева, тем сильнее субъект и тем больше его желание физически действовать. Ярость — наивысшее проявление данной эмоции. Здесь мобилизация энергии настолько велика, что человек вынужден выплеснуть эту энергию. Это проявляется различными способами.
Отвращение. Эта эмоция возникает, когда человек стремится устранить объект или изменить его. В сознании человека происходит рассогласование ценностно-значимого и уродливо-несовершенного. Отвращение могут вызывать предметы, действия, поступки. Как и гнев, данная эмоция может быть направлена на себя, тогда снижается самооценка, возникает чувство самоосуждения.
Презрение. Если человек испытывает данную эмоцию, то он должен чувствовать себя умнее, сильнее, увереннее, чем презираемое лицо. Человек испытывает чувство превосходства и обесценивает качества других. Это враждебное чувство. Человек враждебно относится к тому, кого презирает.
Страх. Сильная и опасная эмоция. Причиной страха может стать событие, условие, которое сигнализирует об опасности. Эта эмоция управляет сознанием и поведением человека. Он может переживать состояние страха как предчувствия беды, неуверенности, незащищенности, угрозы своему существованию. Видов страха множество: от неприятного предчувствия до ужаса.
Стыд. Испытывая чувство стыда, человек представляется себе маленьким, скованным, расстроенным, никчемным. Эмоция парализует мыслительную деятельность, человек лишается возможности на какое-то время мыслить логично. Стыд может вызвать чувство презрения к самому себе.
Вина. Эмоциональное состояние, возникающее вследствие неправильных действий. Человек чувствует вину, когда понимает, что им нарушены правила, что он переступил границы чего-либо. Вина может возникать в связи с осуждением своего поступка. Реакциями на чувство вины являются раскаяние, осуждение себя, понижение самооценки. Когда человек лично ответственен за что-то, возникает чувство вины. Эта эмоция длительная и мучительная.
Формы проявления эмоций
Рассмотрим следующую классификацию форм проявления эмоций.
Аффект. Эмоциональное состояние, продолжающееся недолгое время, связанное с изменение жизненно важных обстоятельств для человека. Сопровождается сильно выраженными двигательными проявлениями. Человек теряет сознательный контроль за своими действиями. Аффект может развиться, когда человек не способен найти выход из создавшейся ситуации. При повторении ситуаций, вызывающих отрицательные эмоции аффект аккумулируется. Наивысшая форма — бурный неуправляемый аффективный взрыв. Сильный аффект способен захватить личность полностью. Существуют положительные аффективные проявления: восторг, воодушевление, безудержное веселье и отрицательные — ярость, гнев, ужас, отчаяние. После аффективного состояния часто наблюдается упадок сил, равнодушие ко всему или раскаяние в содеянном.
Эмоции менее интенсивны в сравнении с аффективными состояниями. Они ситуативны, то есть выражают отношение человека к конкретному объекту, действию, событию. Многими учеными рассмотрены функции эмоций, психология дает определение чувства.
Чувство — основная форма переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира. Достаточно устойчивая и постоянная форма. Чувства человека — обобщенные эмоции. Человек испытывает чувства к явлениям, имеющим постоянную мотивационную значимость. Если ситуативное и устойчивое эмоциональные переживания не совпадают, возникает амбивалентность чувств. Чувства — привязанность , направленность на явление или предмет. Чувства играют роль эмоционально-смысловых образований личности. Когда формируется личность, чувства выстраиваются в иерархическую систему. Доминируют мировоззренческие установки, то есть главные характеристики личности.
Классификация чувств
Чувства классифицируются в психологии, выделяются подвиды, исходя из их связи с конкретными видами деятельности и сферами социальных явлений. Выделяют нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства. Это высшие чувства, в них заключается все отношение человека к окружающему миру.
Нравственные чувства — отношение человека к окружающим, к Родине, к семье, к себе. К нравственным чувствам относятся: любовь, патриотизм, справедливость, достоинство, мужество. Нравственные чувства разнообразны, это подчеркивает многоплановость человеческих отношений. Этические чувства призваны регулировать поведение человека. Главный нравственный регулятор — совесть. Человек, идущий на сделку с собственной совестью, испытывает чувства вины и стыда. Стыд — инфантильное чувство, вина — более объемное, цельное, предполагающее осознание человеком ответственности за содеянное.
Интеллектуальные чувства возникают при желании человека познавать мир. Процесс приобретения знаний, его результат являются предметами познавательных чувств. К данного рода чувствам можно отнести: интерес, любознательность, таинственность, удивление. Любовь к истине — это вершина интеллектуальных чувств, именно она становится движущей силой науки.
Эстетические чувства помогают воспринимать явления окружающего мира с точки зрения прекрасного, красивого. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, который наделен эстетическим вкусом при восприятии произведений искусства, природы, других людей испытывает положительные или отрицательные эмоции широкого диапазона: от наслаждения до отвращения.
Чувства человека не возникают сами по себе, они связаны со взаимодействием человека с другими людьми, регулируются правилами, нравами общества.
Эмоциональные состояния человека
Настроение — одно из слабо выраженных устойчивых эмоциональных состояний. Это эмоциональная окраска поведения. Когда человек пребывает в хорошем настроении, он воспринимает что-либо положительно. Настроение зависит от того, как протекает взаимодействие между людьми, как человек воспринимает себя, окружающую его обстановку. Настроение бывает положительным: веселое, приподнятое, жизнерадостное, эйфория и отрицательным: грустное, подавленное, пониженное, дисфория, депрессия.
Страсть — сильное, глубокое состояние. Характеризуется сосредоточенностью, собранностью, концентрацией на единую цель. Страсть способна захватить всего человека. Бывают пагубные страсти и страсти, ведущие к великим свершениям.
Стресс — состояние, которое возникает при экстремальной ситуации. От человека требуется мобилизация нервно-психических сил. Изначально термин «стресс» возник в физиологии, как неспецифическая биологическая реакция организма в ответ на неблагоприятное воздействие среды. Позднее был выделен психологический стресс, который подразделяется на эмоциональный (угроза, обида, опасность) и информационный (перегрузки информационного плана).
К стрессу приводят только сильные воздействия. Влияние стрессора должно превосходить приспособительные возможности человека. Г.Селье разработал теорию о стрессе и выделил три стадии его развития:
- мобилизация защитных сил организма;
- адаптация к стрессу;
- истощение.
Стресс — это не просто напряжение нервной системы, это комплексная приспособительная реакция всего организма.
Неважно приятна или неприятна ситуация, вызывающая стресс. Выделяют понятия стресса и дистресса.
Определение 2Дистресс — результат объемного стресса, когда исчерпаны адаптационные резервы.
Тяжелейшими стрессорами являются войны, стихийные бедствия, катастрофы, несчастные случаи, пожары. Раздражители стресса не обязательно должны существовать в реальности. Стресс могут вызвать напоминания или угроза. Есть раздражители, которые существуют в реальности, но не несут опасности и все же имеют стрессогенное значение, так как им приписываются угрожающие свойства.
Близко к стрессу состояние фрустрации, когда на пути к цели у человека возникают трудности. Данное состояние сопровождают множество эмоций: озлобленность, подавленность, агрессия. Данные эмоции способны дезорганизовать сознание и поведение человека.
Функции эмоций.
По Симонову.
1.Отражательно-оценочная функция. Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты, как ожидания и предсказания неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях.
2.Переключающая функция. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция — об удалении от него, субъект стремится усилить первое состояние и ослабить второе. Эта функция особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности (борьба между чувством страха и чувством долга) и при оценке вероятности ее удовлетворения (например: переориентировка на менее важную, но легко достижимую цель: синица в руках побеждает журавля в небе).
3.Подкрепляющая функция. Непосредственным подкреплением является не удовлетворение каких-либо потребностей, а получение желательных или устранение нежелательных стимулов.
4. Компенсаторная функция. Будучи активным состоянием, система специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечение их из памяти. Именно в этом особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций. Эта функция не ограничивается гипермобилизацией вегетатики. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.
Перечень функций.
Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько функций эмоций:
1. Сигнальная функция эмоций. Эмоции также сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта.
По Леонтьеву, эмоции поставляют нам информацию «зачем и ради чего мы это делаем?» (отношение результата и мотива).2. Отражательная (функция оценки). Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации. Эта функция необходима для существования организма и личности, для их ориентировки в мире, для организации их поведения. В зависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либо избегать ее, либо стараться в ней находиться, действовать.
3. Пусковая. Эмоции запускают деятельность.
4. Побудительная (стимулирующая). Функция побуждения является мотивирующей ролью эмоций в психической организации человека. Эмоциональное переживание, содержащее образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему.
5. Организующая/дезорганизующая. Дезорганизующая функция: способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность (Э. Клапаред). Сама по себе эмоция дезорганизующей функции не несёт, всё зависит от условий, в которых она проявляется. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций.
6. Регулирующая (подкрепляющая). Речь идет о влиянии эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Она указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия, которые их возбудили. Значимые события вызывают сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Подкрепляет промежуточную деятельность и результат. Эту функцию у эмоций выделял П.В. Симонов.
7. Аварийного выхода. Решение проблем. Резкий выплеск эмоций (слезы, крик, большая агрессия) – это и есть аварийный выход. Обычно такие способы реагирования называют регрессивными (возвращение на способы реагирования, которые были присущи ранее)
8. Коммуникативная (экспрессивная). Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Эмоциональные связи являются основой межличностных взаимоотношений.
9. Предвосхищающая (эвристическая). Содержит прогноз событий, удовлетворяющих мотивацию. Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована. Эмоции предопределяют решение творческой задачи.
10. Активации (мобилизующая/демобилизующая). Эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо, в благоприятных ситуациях, его демобилизацию, настройку на внутренние процессы и накопление энергии (Кэннон, 1927). Очевидно, что функции активации и мобилизации-демобилизации тесно связаны и последнюю можно рассматривать как одно из результативных проявлений первой.
11. Катарсическая. Помогает снять гнев, раздражение.
12. Приспособительная. Анохин: эмоции имеют приспособительное значение. Они дают понять насколько успешна деятельность, отношение к объекту (опасен, не опасен). Эмоции осуществляют процесс сопоставления результата с целью в акцепторе действия.
13. Переключательная. Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения. Ярко обнаруживается при конкуренции мотивов в которых определяется доминирующая потребность (реализация в борьбе между страхом и чувством долга)
14. Функция становления и организации субъективного образа. Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В. Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражений.
Знаете ли вы функции эмоций?
5 минут
Последнее обновление: 18 августа 2019 г.
Джонмаршалл Рив — автор, который в последние десятилетия внес свой вклад в исследования мотивации и эмоций. Рив считает, что существуют три основные функции эмоций: адаптивная, социальная и мотивационная. Давайте рассмотрим каждый из них, из чего они состоят и как иногда может быть полезно подавление эмоциональной реакции.
Гордость, страх, радость, гнев или стыд — это эмоции, которые производят на людей тройное воздействие. С одной стороны, они вызывают субъективные последствия, которые мы часто выражаем в виде чувств или эмоциональных состояний. С другой стороны, есть и физиологические эффекты. Они относятся к изменениям, которые эти эмоции вызывают в наших клетках, тканях, органах и теле в целом. Наконец, эти эмоции могут также мотивировать поведение.
Адаптивная функция
Одной из важнейших функций эмоций является подготовка тела к действию . В этом смысле каждая эмоция, вне зависимости от положительной или отрицательной коннотации, по-своему полезна.
Благодаря адаптивным функциям эмоций мы можем эффективно действовать, когда это необходимо. Эти эмоции позволяют нам мобилизоваться и иметь достаточно энергии, чтобы выполнить задачу или сбежать, когда это необходимо. Например, когда мы видим, что кто-то рядом плачет, у нас возникает естественная эмоциональная реакция, которая заставляет нас подойти к этому человеку и поинтересоваться, почему он расстроен.
Сам Чарльз Дарвин указывал на значимость эмоций как адаптивного механизма. Дарвин рассматривал эмоции как факторы, способствующие соответствующему поведению. Чтобы более подробно изучить адаптивные функции эмоций, вот функции каждой первичной эмоции (П. Экман):
Первичная эмоция | Адаптивная функция (использование) |
Счастье | Чувство близости к другим |
Отвращение | Отказ |
Гнев | Самооборона |
Страх | Защита |
Сюрприз | Разведка |
Грусть | Реинтеграция |
Социальная служба
«Мне стыдно». «Я чувствую себя вне себя от радости». «Это заставляет меня нервничать». Все эти фразы относятся к эмоциональным состояниям. Эмоции передают наше эмоциональное состояние и выражают то, что происходит внутри. Кроме того, они также облегчают социальное взаимодействие. Эмоции помогают окружающим нас людям предсказывать наше поведение и позволяют нам попытаться предсказать их поведение. Благодаря этому эмоции очень полезны и необходимы в межличностных отношениях.
Иногда нам трудно определить эмоции словесно. Важно помнить, что мы выражаем эмоции не только устно. Есть и другие способы наблюдать, как кто-то себя чувствует, помимо того, чтобы спрашивать его, поскольку человеку может быть трудно точно выразить, что он чувствует. Наблюдая за позой тела или выражением лица, мы иногда можем лучше понять, что чувствует человек, чем спрашивая его. Часто определенная поза или выражение лица более информативны, чем «мне грустно».
«Почти каждый думает, что знает, что такое эмоция, пока не попытается дать ей определение. В то время практически никто не может выразить это словами».
-Wegner, Jones & Jones-
Однако, даже если мы не сообщаем о своих эмоциях или воздерживаемся от выражения определенных эмоций, иногда может выполняться социальная функция. Это особенно верно в тех случаях, когда сокрытие эмоций или непоказывание того, что мы на самом деле чувствуем, помогает сохранить дружбу. В этих случаях «лекарство хуже болезни». Иногда лучше скрыть свои чувства, чтобы не обидеть и не расстроить другого человека.
Как правило, подавление эмоций вызывает недопонимание и значительную физиологическую нагрузку. Помимо того, что этого можно полностью избежать, это также может быть очень вредным. С другой стороны, полезно выражать эмоции и показывать свои чувства здоровым и контролируемым образом. Выражение наших эмоций также помогает укрепить нашу сеть социальной поддержки.
Социальное заражение
Концепция социального заражения может быть одной из причин, почему нас больше привлекают позитивные люди, чем негативные. Социальное заражение относится к идее о том, что эмоции могут передаваться от человека к человеку. Люди генетически предрасположены к социальному заражению. Мы позволяем себе увлечься эмоциями других. Однако есть люди, которые более способны как передавать, так и улавливать чужие эмоции.
Мотивационная функция
Эмоции также выполняют мотивационную функцию. Связь между мотивацией и эмоциями двунаправлена. Существует постоянная обратная связь между эмоциями и мотивацией и наоборот.
С одной стороны, всякое мотивационное поведение вызывает эмоциональную реакцию. С другой стороны, эмоций подпитывают мотивацию . Мотивация часто влияет на то, как мы проявляем свои эмоции, с какой интенсивностью и как мы позволяем им направлять наше поведение в том или ином направлении.
Например, если мы чувствуем себя счастливыми и наслаждаемся чашечкой кофе с кем-то, у нас будет больше мотивации снова провести время с этим человеком . Наоборот, неудачный опыт с кем-то вызовет негативную эмоциональную реакцию, которая заставит нас дважды подумать, прежде чем согласиться снова увидеть этого человека.
Эмоции являются основной системой мотивации человеческого поведения. По сути, они являются катализатором мотивированного поведения. Это относится и к процессам восприятия, рассуждения и побуждения к действию.
Теперь мы знаем об основных функциях эмоций. Как только вы узнаете о них, вам будет легче лучше осознавать физиологические изменения, которые мы испытываем в течение дня. Сколько эмоций вы испытываете в течение 24 часов? Только представьте, сколько изменений ежедневно происходит в нашем организме в результате наших эмоций!
Это может вас заинтересовать…Выражение эмоций: определение и примеры
Вы когда-нибудь чувствовали что-то, и вам казалось, что кто-то может читать ваши мысли? Скорее всего, вы выражали свои эмоции, даже не подозревая об этом! Мы сообщаем о своих чувствах различными способами; вербальное, невербальное, а иногда и выражение лица может выдать то, что мы чувствуем внутри.
- Что такое эмоциональное выражение?
- Как мы выражаем эмоции при общении?
- Какие примеры эмоционального выражения?
- Почему так важно выражать эмоции?
- Каковы преимущества выражения эмоций?
Определение эмоционального выражения
Они есть у всех нас, но их бывает сложно определить и еще сложнее дать полное определение. Психологи не все согласны с тем, как определить наши основные эмоции, но многие согласны с тем, что существует как минимум четыре основных эмоции, из которых происходят другие эмоции; радость, гнев, страх, печаль и отвращение. Эмоции обычно понимаются как переживание чувств, которые вызывают как физиологические, так и когнитивные реакции, влияющие на наше поведение. Другими словами, эмоции являются результатом наших чувств, которые проявляются как ментально, так и физически. Наши поведенческие реакции на переживание эмоций — это эмоциональных выражений.
Пример эмоционального выражения — это когда вы видите, как кто-то краснеет от смущения или гримасничает от разочарования.
Эмоциональное выражение в общении
То, как мы выражаем свои эмоции, играет огромную роль в общении с другими. Есть два основных способа, которыми мы выражаем свои эмоции другим: вербальный и невербальный.
Вербальное
Вербальное эмоциональное выражение более или менее похоже на то, как оно звучит; используя слова и язык, чтобы передать наши эмоции другим. Часто это делается для того, чтобы обратиться за помощью или поделиться своим опытом.
Невербальное выражение
Невербальное выражение эмоций — это когда мы выражаем свои чувства посредством физических действий и выражений без использования языка. Это часто делается с помощью мимики, жестов рук или языка тела. Иногда невербальные эмоциональные выражения могут быть такими тонкими, как взгляд или легкий кашель во время разговора, чтобы дать нашим друзьям понять, что нам скучно, раздражено или мы готовы выйти из этой ситуации.
Фг. 1 Выражение лица, Pixabay.com
Исследователи обнаружили, что статистически женщины гораздо лучше улавливают тонкие эмоциональные сигналы. Не было определено, связано ли это с биологическим различием в восприятии или социальными и общественными ожиданиями в отношении женщин, которые должны быть более заботливыми и социальными.
Примеры выражения эмоций
То, как мы выражаем эмоции, может сильно различаться в зависимости от культуры и даже от отдельных членов одной семьи. Однако некоторые выражения эмоций одинаковы в разных культурах, языках и семьях. Примеры эмоционального выражения выглядят так:
Примером вербального эмоционального выражения является определение чувства словами. Говоря что-то вроде «Я разочарован» или «Я так взволнован!»
Другим примером использования вербального эмоционального выражения является тон голоса. Можно идентифицировать эмоции, даже если мы не знаем языка. Когда мы слышим, как кто-то громко кричит резким тоном, мы можем определить, что этот человек, вероятно, зол.
Примером невербального выражения эмоций, которое может пересекаться в разных культурах, является улыбка или даже смех. Эта форма эмоционального выражения признается в разных культурах и языках и показывает, как некоторые формы выражения являются врожденными или физически интегрированными в то, кем мы являемся как люди.
Другим примером невербального выражения эмоций являются жесты. Жесты, такие как кивок или рукопожатие, различаются в разных культурах, но все же могут сигнализировать об эмоциях окружающим. Примером этого является то, что в некоторых культурах поднятый вверх средний палец является сильным (и часто неуместным) сигналом того, что человек очень расстроен, тогда как в других культурах он может вообще ничего не значить.
Часто, когда мы слушаем других, мы начинаем подражать их выражению лица. Когда мы делаем это, это может помочь нам сопереживать эмоциям этого человека. Это указывает на влияние петля лицевой обратной связи. Цикл обратной связи по лицу заключается в том, что не только наши эмоции вызывают реакцию лица, но и выражение лица может вызывать у нас определенные эмоции.
Важность эмоционального выражения
Эмоциональное выражение является фундаментальным аспектом общения с другими людьми. Есть три основные функции эмоций, жизненно важные для нашего выживания и приносящие смысл в нашу жизнь. Когда мы можем поделиться этими эмоциями с другими, это может улучшить нашу жизнь и помочь нам построить еще более крепкие отношения. Три основные функции эмоций:
Подготовка к действию
Эта функция показывает, как эмоции служат связующим звеном между нашими переживаниями и тем, как мы на них реагируем. Например, если бы вы заблудились в лесу и увидели медведя, вы почувствовали бы страх; этот страх заставит вас убежать или найти способ убежать от медведя и спрятаться. Итак, эмоции подготовили вас к побегу.
Формирование нашего поведения в будущем
Эта функция показывает, как эмоции могут помочь нам сделать более разумный выбор в будущем, чтобы избежать того, что мы не хотим чувствовать, и достичь того, что мы хотим чувствовать. Примером этого является то, что после того, как вы убежали от медведя и почувствовали страх, вы, вероятно, избегали ситуаций, которые поставили бы вас в аналогичное положение.
Помощь в общении с другими
Эта функция эмоций заключается в том, чтобы выражать окружающим, что мы чувствуем и что мы испытали. Подумайте о следующем примере: после того, как вы, наконец, добрались до дома из леса с медведем, вы рассказываете своему партнеру о своих переживаниях или показываете их, вбегая, крича или вопя от страха, или даже тряся головой и руками, чтобы показать, что вы огорчены. Эта информация поможет вашему партнеру узнать, как реагировать на вас после страшного опыта. В противном случае они не знали бы, что вы расстроены, и вели бы себя так, как будто ничего не произошло.
Фг. 2 Бегство, Pexels.com
Преимущества выражения эмоций
Как мы упоминали ранее, выражение эмоций может помочь нам практически, например, помочь нам поделиться своим опытом с другими и получить помощь. Эмоциональное выражение также может принести пользу нашему психическому и физическому здоровью.
Пособия по охране психического здоровья
Выражение своих эмоций может помочь нашему психическому здоровью, позволяя нам понять наши собственные эмоции. Иногда наши эмоциональные реакции не имеют для нас смысла или могут показаться нам неподконтрольными. Может быть, вы не хотите ревновать или расстраиваться; выражение того, что вы чувствуете к другим или даже к себе, может помочь вам понять, что заставляет вас испытывать нежелательные эмоции, а затем вы можете использовать это знание, чтобы избежать их в будущем.
Польза для физического здоровья
Выражение эмоций также приносит пользу физическому здоровью. Эмоции передаются в наше тело через имбическую систему. Лимбическая система — это часть мозга, отвечающая за эмоции и их регулирование. Миндалевидное тело — это миндалевидная внутренняя часть мозга, которая является частью лимбической системы, отвечающей за эмоциональное восприятие и реакцию. Миндалевидное тело также помогает нам формировать воспоминания. Понятно, почему память и эмоции тесно связаны друг с другом.
Лимбическая система использует химические вещества мозга, чтобы ощущать эмоции, а это означает, что усиление стрессовых эмоций также означает увеличение высвобождения гормонов стресса в организме. Эмоциональное выражение — это один из способов помочь уменьшить количество этих гормонов в организме, помогая вам чувствовать себя лучше физически и эмоционально. Влияние гормонов стресса и связь между нашим эмоциональным «я» и нашим физическим здоровьем дополнительно изучается в так называемой психологии здоровья 9.0006 .
Выражение эмоций – основные выводы
- Выражение эмоций – это наша поведенческая реакция на переживание эмоций .
- Вербальное эмоциональное выражение примерно так звучит; используя слова и язык, чтобы передать наши эмоции другим.
- Невербальное эмоциональное выражение — это когда мы выражаем свои чувства посредством физических действий и выражений без использования языка.