Ошибка 404 — геополитика, глобальные проблемы современности, политическая идеология, лекции по политологии
Добро пожаловать на сайт посвященный политологии. Здесь вы найдете лекции по политологии.
В условиях трансформирующегося общества большое значение приобретают политические знания. Не случайно, в соответствии с программой Совета Европы, среди пяти основных компетенций, которые должны приобрести молодые европейцы, на первое место поставлены политические и социальные компетенции.
Политические знания сегодня нужны любому человеку. В лекциях по политологии вы найдёте несколько моментов, например: существует весьма расхожее мнение, особенно у медиков: «медицина вне политики, медицина нейтральна, врачу, медицинскому работнику политика не нужна. Он сможет лечить больных в любых политических условиях, при любом политическом режиме и не взирая на политические взгляды и пристрастия больных». Подобное может заявить практически любой представитель массовых профессий: учитель – «моя задача учить детей грамоте, воспитывать, сеять доброе и вечное»; инженер – «строить дома, машины, создавать новые красивые вещи» и т.
Помимо этого, медицина является объектом и субъектом политики. Как объект политики, она создается государством, другими политическими силами, как система, которая имеет экономические, социальные и политические функции. Они выражаются в том, чтобы охранять и защищать здоровье людей, возвращать их в трудовой процесс. Как субъект политики, медицина выполняет исполнительную роль, являясь частью государственного аппарата, а врачи – государственными служащими. Нельзя забывать и того, что именно политика определяет структуру, формы и направления развития медицины, осуществляет ее финансирование в тех или иных объемах.
Медицина, как часть государственной структуры, имеет свою управленческую систему отношений, подчинения, свою структурную иерархию. В ней господствует определенный режим власти, который почти всегда носит политический характер. Медицинская структура управления параллельна политической структуре и имеет свою медицинскую элиту, бюрократию, систему взаимоотношений. Все это предполагает понимание и знание сущности политики, политических отношений.
Все большее распространение получают болезни, обусловленные условиями жизни – сердечно-сосудистые, онкологические, психические, травмы и другие. Улучшить здоровье населения можно только путем параллельного развития медицины и проведения широкой профилактической и санитарно-просветительной работы, совершенствования образа жизни. Реализация этого также требует глубоких политических знаний.
Политические знания нужны и для более полного осознания одного из главных принципов врачебной деятельности – «не навреди». Чудовищные эксперименты над людьми гитлеровских врачей, злоупотребления психиатрией в политических целях в Советском Союзе и многие другие примеры переплетения медицины и политики в этом плане весьма показательны.
В целом политические знания, изучение политологии помогут студенческой молодежи формироваться как личности, ориентироваться в сложной обстановке, сделать сознательный выбор, принимать правильные управленческие решения и занять достойную гражданскую позицию. Сознательное участие в политической жизни – высокая цель и характерная черта демократического общества.
Предлагаемый курс лекций поможет приобрести политические знания, необходимые каждому гражданину, тем более специалисту с высшим образованием.
Данный курс лекций по политологии не претендует на полный курс политологии.
В процессе изучения следует уделить особое внимание рассмотрению следующих лекций:
- лекция «Мировая политика и глобальные проблемы современности»
- лекция «Политические конфликты и кризисы»
- лекция «Государство в политической системе»
- лекция «Политические режимы»
- лекция «Политическая идеология»
- лекция «Система современных международных отношений»
- лекция «Демократия – политическая форма организации общества. Концепции демократии»
История педагогики: курс лекций Ж.-Ж.Руссо (1772-1778) — французский философ, писатель, педагог-просветитель с мировым именем. Он родился в Женеве в семье ремесленника-часовщика. Не получил систематического образования, но с помощью самообразования поднялся до уровня величайших умов своей эпохи. В поисках работы много путешествовал по Европе, сменил много профессий. В Париже познакомился и подружился с авторами знаменитой “Энциклопедии“. По совету Дидро он принял участие в написании конкурсной работы “способствовал Ли прогресс в науке и искусстве улучшению или ухудшению морали?“, за которую получил первую премию и снискал мировую славу. С появлением произведения “Эмиль, или о воспитании“ Руссо преследуют и он вынужден бежать из Франции. Это произведение даже было сожжено на одной из площадей Парижа. Лишь незадолго до смерти он возвращается в Париж. Большая часть жизни Руссо прошла в нищете. Руссо выражал интересы “третьего сословия“ французского общества (крестьян, ремесленников, городской бедноты, купцов, банкиров, фабрикантов). В первых двух состояний принадлежали, соответственно, духовенство и дворянство. Руссо развил идею естественной свободы и равенства людей, которые основываются на собственной труда каждого. К реализации этой идеи можно прийти только через соответствующее воспитание, основанное на умении ценить собственную и чужую работу и независимость. Систематическое изложение своей педагогической программы Руссо сделал в произведении “Эмиль, или о воспитании“(1762). Центральным пунктом этой программы выступает теория естественного, свободного воспитания, где в центре стоит личность ребенка. Естественное воспитание заключается в необходимости осуществлять его в соответствии с природой самого ребенка и его возрастных особенностей. Такое воспитание должно происходить на лоне природы, в тесном контакте с ней. Основными факторами влияния на детей Руссо считал природу, людей и предметы окружающего мира. Свободное воспитание вытекает из естественного права каждого человека на свободу. Оно следует за природой, помогает ей. Руссо выступает за неприкосновенность, автономность внутреннего мира ребенка как маленького человека. Он отрицает авторитаризм в воспитании. Детей должны ограничивать только законы природы. Отсюда отрицание Руссо методов наказания и принуждения в воспитании. По его мнению, идя по природе ребенка, необходимо отказаться от ограничений, установленных воспитателем. Свобода ребенка может быть ограничена лишь вещами. В этой связи Руссо предлагает заменить методы наказания методом “естественных последствий“ от неправильных поступков. Непосредственным выражением идеи свободного воспитания является требование Руссо, чтобы ребенок был свободен в выборе содержания учебного материала и методов его изучения. Что ее не интересует, в пользу чего она не уверена, того она и не будет учить. Задача воспитателя так организовать все воздействия на ребенка, чтобы ей казалось, что она изучает то, что сама хочет, а на самом деле то, что он ей подскажет. Важный вклад Руссо в педагогику заключается и в том, что он осуществил попытку наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы обучения и воспитания. Он называет четыре возрастные периоды: — возраст младенца (0-2 г.), который охватывает период до овладения ребенком языка; — детство или “сон разума“ (2-12 лет), когда преобладает чувственное познание ребенком мира; — отрочество (12-15 г.) — период умственного развития (“формирование интеллекта“) и трудового воспитания; — юность (15-18 г. ) — период бурь и страстей, время морального и полового воспитания. С этого периода начинается самое главное в воспитании — учить любить людей. Особенности каждого из выделенных возрастных периодов Руссо раскрывает в первых четырех частях произведения “Эмиль…“ на примере развития и воспитания главного героя романа Эмиля. Последняя пятая часть произведения посвящена воспитанию невесты Эмиля — Софии. Главная задача первого периода — нормальное физическое развитие ребенка, его закалки. Ребенок в этом возрасте должна как можно больше двигаться, быть на свежем воздухе. В период “сна разума“ главная задача — развитие внешних органов чувств и продолжение физического развития. Способы этого развития должны быть естественные, удовлетворяющие интересы ребенка. Не заставлять ребенка в этом возрасте думать, заучивать стихи, сказки, не читать ей никаких моральных установок. Откидывается будь-яка систематическое образование. Лучше, если ребенок до 12 лет вообще не умела читать. В таком возрасте, как утверждает Руссо, ребенку недоступны абстрактные и моральные понятия. Но, как исключение, единственно доступной для ребенка может быть идея собственности. Третий период — это получение образования, развития самостоятельного мышления. Происходит переход от чувственного знания к суждений. Умственное развитие, как считает Руссо, сочетается с трудовым воспитанием. Руссо отвергает систематические знания. При выборе предметов для обучения необходимо руководствоваться, по его мнению, интересами ребенка. Основу дидактики Руссо видит в развитии у детей самостоятельности, умение наблюдать, сообразительности. Все должно быть представлено для детского восприятия с максимальной наглядностью. Руссо против иллюстрированной наглядности (рисунков, картин и т.д.). Предметом изучения является сама природа, поэтому большинство занятий нужно проводить на природе. В третьем периоде происходит и трудовая подготовка человека. Труд, как утверждает Руссо, — общественный долг каждого. Чтобы сохранить свободу, надо уметь самому работать. Эмиль, герой романа, учится столярном деле, работает в поле, саду, на огороде, в мастерской, в кузнице. С другой стороны, труд выступает в Руссо и как воспитательное средство. Она способствует формированию положительных моральных качеств, которые присущи трудовой человеку. Но в этом возрасте, по мнению Руссо, ребенку еще недоступны в полной мере моральные понятия, не понятные отношения между людьми. Полноценное нравственное воспитание, а вместе с ним и половое, происходят в юношеском возрасте и только в обществе. Эмиль переселяется в город к людям. В этот период его нужно научить любить людей и жить среди них. Руссо перед нравственным воспитанием ставит три задачи: воспитание добрых чувств путем реальных дел, примеров, а не рассуждений; воспитание хороших суждений через изучение биографий великих людей, изучение истории и т. п.; воспитание доброй воли путем совершения добрых дел. При этом Руссо отвергает морализаторства. Относительно полового воспитания Руссо предлагает отстранить от внимания ребенка все вредное, возбуждающее, в частности сомнительные книги. Также нужно вести деятельной жизни, много двигаться, заниматься физическим трудом. Воспитателю необходимо избегать вопросов о половой жизни. Но когда ребенок все же спрашивает, то лучше заставить ее замолчать, чем лгать ей. Если же ребенок подготовлена, то нужно давать правильные ответы. Руссо требовал не осуществлять специально религиозного воспитания. Он признавал только естественную религию: каждый человек вправе верить в творца вселенной по-своему. Дети сами рано или поздно придут к пониманию божественного начала и обнаружат, что есть только одна религия — “религия сердца“. Относительно воспитания женщины Руссо придерживался традиционной точки зрения. Это видно из пятого раздела упомянутого выше романа, где рассказывается о воспитании Софии — будущей спутницы Эмиля. Основная функция женщины, по мнению Руссо, быть женой и матерью, нужно беспокоиться о ее физическое здоровье, эстетическое воспитание, приучать вести домашнее хозяйство. Женщине не нужна широкая научная образование. Руссо разработал четкую систему формирования личности, но она не была лишена противоречий и недостатков. Он не смог правильно определить законы развития ребенка, недооценив ее раннее умственное развитие. Период “сна разума“ в его системе определенный искусственно. Руссо неправильно разграничивает развитие определенных качеств ребенка по годах ее воспитания. Кроме того, он несколько смешивает развитие с воспитанием, біологізуючи этим сам процесс воспитания. Руссо недооценивает систематичности обучения, отбрасывая книжное, словесное обучения. Те знания, которые ребенок получает способом самостоятельного накопления опыта, не только малочисленные, но и разорваны, несистематические, ненаучные. Но вместе с тем педагогика Руссо оказалась чрезвычайно ценной. За 25 лет после появления “Эмиля…“ во Франции было опубликовано произведений на эту тему в 2 раза больше, чем за предыдущие 60 лет. Назад |
Политическая мысль Руссо — Политология
Введение
Родившийся гражданином независимой Женевской республики, Жан-Жак Руссо (1712–1778) большую часть жизни прожил в изгнании из родного города, но его преклонение перед его республиканскими традициями глубоко повлиял на его политическую мысль. Писатель исключительного красноречия, его склонность к использованию парадоксальных и поразительных риторических формулировок привела к тому, что некоторые отвергли его политические сочинения как бессистемные или даже бессвязные. То, что его боготворили лидеры Французской революции, побудило других читать его работы как закладывающие интеллектуальные основы господства террора и современного тоталитаризма. Однако более поздние исследования существенно опровергли эту критику и показали, что Руссо был первоклассным политическим теоретиком, наряду с такими фигурами, как Платон, Аристотель, Макиавелли, Гоббс, Локк, Кант и Гегель. В своих ранних работах Руссо обличал лицемерие и искусственность парижского общества во имя совести и добродетели и переосмысливал естественное состояние более радикально, чем Гоббс и Локк, стремясь доказать, что человек по своей природе добр, а социальное неравенство и зло являются глубоко искусственными. Диагностировав пороки современного общества, он предложил два различных вида средств или паллиативов: предложения по реформе индивидуального характера и теорию легитимной политической власти. На самом деле читатели нашли в его произведениях два типа идеальных персонажей: людей, воплощающих строгую, самоуправляемую добродетель, и тех, кто сохраняет свою врожденную доброту. Его политический идеал сочетает энтузиазм в отношении гражданской добродетели, характерный для античной политической мысли, с настойчивым требованием современности о центральной роли человеческой свободы, призывая к установлению республики, основанной на общественном договоре, в котором каждый гражданин соглашается со всеми остальными быть связанными. по общему желанию общества. В идее всеобщей воли, центральном элементе его политической теории, Руссо находит решение проблемы примирения власти и свободы: там, где законы есть общая воля граждан, законопослушный гражданин подчиняется только своей воле, а не команда любого другого человека, и поэтому свободна. Эта концепция свободы как подчинения закону, который человек дает самому себе, предвосхищает кантовскую концепцию свободы как автономии, и одна заметная ветвь влияния Руссо ведет через Канта к современному либерализму, а другая ведет к романтизму и прославлению таких идеалов, как искренность и подлинность.
Общие обзоры
Современные ученые в целом признают, что политические работы Руссо образуют связно единое целое, хотя остаются значительные разногласия по поводу фундаментального принципа, лежащего в основе этого единства. Cassirer 1989 был одним из первых, кто привел убедительные доводы в пользу внутренней непротиворечивости мысли Руссо, и это locus classicus кантовской интерпретации Руссо; введение Питера Гэя удачно помещает эссе Кассирера в контекст ранней литературы о Руссо. Жувенель 2006 объясняет индивидуализм и коллективизм Руссо как два аспекта последовательного ответа на проблемы современного общества. Штраус 1947, напротив, представляет Руссо как философа, озабоченного, подобно Платону и Аристотелю, несоответствием между политическим порядком, основанным на мнении, и философским или научным поиском истинного знания. Masters 1968 читает работы, составляющие «систему» Руссо, в том порядке, который Руссо в конечном итоге стал рекомендовать: начиная с «Эмиль », затем «Рассуждения о неравенстве» , за которыми следуют «Первый дискурс» и «Общественный договор» . Шкляр 1985 использует тематический подход и дает широкий обзор нескольких фундаментальных проблем Руссо, уделяя особое внимание интересу Руссо к внутренней нравственной жизни и использованию им метафор и образов. Melzer 1990 использует более систематический и аналитический метод, чем другие, тщательно реконструируя аргументы Руссо в пользу принципа, что люди по своей природе хороши, а затем показывает, как этот принцип формирует основу для политических учений Общественного договора 9.0010 и Политическая экономия . Wokler 1995 представляет собой прямое введение в жизнь Руссо и всю его работу, что будет особенно полезно для читателей, впервые встречающихся с Руссо. Интерпретация Руссо, изложенная в Starobinski 1988, является одновременно блестящей и тревожной, поскольку философские взгляды Руссо обнаруживаются как окруженные парадоксами и возникающие как попытки разрешить его собственные, глубокие психологические потребности.
Кассирер, Эрнст. Вопрос о Жан-Жаке Руссо . 2 изд. Перевод Питера Дж. Гей. New Haven, CT: Yale University Press, 1989.
Английский перевод «Проблемы Жана Жака Руссо», впервые опубликованный в Archiv für Geschichte der Philosophie в 1932 году. В целом эта основополагающая работа интерпретирует Руссо как предшественника Канта, который связывает свободу с подчинением закону, который субъекты желают для себя.
Жувенель, Бертран де. «Очерк политики Руссо». В Жан-Жак Руссо: критические оценки ведущих политических философов . Том. 1. Под редакцией Джона Т. Скотта, стр. 79–140. New York: Routledge, 2006.
Первоначально опубликовано как «Essai sur la politique de Rousseau», в Bertrand de Jouvenel, Rousseau, Contrat Social (1947). Показано, что прославление Руссо свободы личности и призывы соответствовать общественным требованиям являются двумя частями последовательного ответа на проблемы общества, выявленные в его ранних работах.
Мастерс, Роджер. Политическая философия Руссо . Princeton, NJ: Princeton University Press, 1968.
Тонкая реконструкция философской системы Руссо в соответствии с планом, предложенным самим Руссо, начиная с Эмиля , затем обращаясь к двум дискурсам и только потом рассматривая Общественный договор . Особенно ценен своим подробным описанием Эмиля и тем, что отмечает различие в политической теории Руссо между принципами права и максимами политики.
Мельцер, Артур. Естественная доброта человека: о системе мысли Руссо . Chicago: University of Chicago Press, 1990.
Подробный аргумент в пользу того, чтобы найти основу мысли Руссо в принципе естественного добра. Отождествляя зло с разделением души на себя, конструктивное учение Руссо направлено на сохранение психического единства: режим Общественного договора делает возможной искусственно объединенную жизнь гражданина; в Эмиль и в собственных автобиографических сочинениях Руссо можно найти разные варианты более естественного единства индивидуальной души.
Шклар, Джудит Н. Люди и граждане: исследование социальной теории Руссо . 2 изд. Кембридж, Великобритания: Cambridge University Press, 1985.
Блестящая и психологизирующая интерпретация Руссо как беспощадного и глубоко пессимистического критика современности, выдвигающего взаимно несовместимые и невыполнимые предложения по моральным и политическим реформам.
Старобинский, Жан. Жан-Жак Руссо: Прозрачность и препятствия . Перевод Артура Голдхаммера. Chicago: University of Chicago Press, 1988.
Содержит работу, первоначально опубликованную на французском языке как Jean-Jacques Rousseau: La Transparence et l’obstacle (Paris: Gallimard, 1971), а также несколько эссе. Новаторская и влиятельная психоаналитическая интерпретация развития мысли Руссо с особым вниманием к дискурсам, Жюли, Эмиль и автобиографические сочинения Руссо.
Штраус, Лео. «О намерениях Руссо». Социальные исследования 14 (1947): 455–487.
Исследует мысль Руссо через призму «Рассуждения о науках и искусствах» и представляет Руссо как философа, который видит фундаментальную несовместимость между требованиями политического общества и требованиями философии и естественных наук. Перепечатано в Cranston and Peters 19.72 и Скотт 2006, том. 2 (оба цитируются в Антологиях).
Воклер, Роберт. Руссо . Oxford: Oxford University Press, 1995.
Краткий обзор жизни и творчества Руссо. Идеальная отправная точка для студентов, которые впервые знакомятся с Руссо.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Жан-Жак Руссо (1712-1778) | К эмансипации?
Жан-Жак Руссо (1712-1778) был одним из самых влиятельных философов-просветителей. Он считал, что из-за «естественных» различий между мужчинами и женщинами они играют разные роли в культуре и обществе. В результате он считал, что представители обоих полов должны получать образование, соответствующее их ролям. Его идея оказала длительное влияние на образование девочек и восприятие женщин. Она была одним из ведущих сторонников идеологии «раздельных сфер» для мужчин и женщин: общественные владения мужчин — это, по его мнению, бизнес, политика и война, частные владения женщин — домашнее хозяйство и семья.
Руссо родился в Женеве, Швейцария, в июне 1712 года. Его мать умерла во время родов, оставив отца Руссо, Исаака Руссо, воспитывать его самостоятельно. Его отец был часовщиком и профессором танцев, слишком занятым созданием проблем в приключениях по всему миру, чтобы должным образом обучать своих детей. Это заставило старшего брата Руссо, Франсуа, очень рано покинуть дом. Но у их отца была одна страсть — чтение, и он очень рано приобщил к нему своих детей. Уже в возрасте семи лет Руссо начал читать длинные романы, такие как « Les Hommes Illustres , Cassandre и l’Astrée . Он начал разделять свою страсть к чтению со своим отцом; они не ложились спать поздно ночью, читая вместе. В 1722 году, после ссоры с Пьером Готье, капитаном французской армии, Исаак Руссо бежал в Ньон. Жан-Жак Руссо недолго жил со своим отцом и новой женой; однако быстро вернулся в Женеву, чтобы жить со своим дядей Бернаном.
В возрасте шестнадцати лет Руссо покинул Женеву и отправился в Анси, Франция. В 1742 году он переехал в Париж, чтобы стать музыкантом и композитором. Здесь он познакомился с Терезой Левассер, ставшей его неграмотной любовницей. Вместе у них было пятеро детей, всех отправили в парижский приют. За это время Руссо близко подружился с двумя философами, Кондильяком и Дидро. В 1750 году статья, написанная Руссо в ответ на вопрос эссе, была опубликована в Беседа об искусстве и науке . Эта статья была широко прочитана и вызвала споры. Это бросило вызов вере в то, что прогресс цивилизации принес улучшение нравов. Он утверждал, что знание и добродетель не коррелируют. Несмотря на раннюю известность, Руссо продолжал заниматься музыкой и написал очень успешную оперу « Le Devin du Village » («Деревенский прорицатель»). В 1753 году Руссо представил еще один ответ на вопрос для эссе, который будет опубликован годом позже под названием 9.0009 Беседа о происхождении неравенства среди мужчин. В этой статье он бросил вызов убеждению, что люди являются социальными существами. Он заявил, что до цивилизации он представлял себе, что люди наслаждались примитивной свободой и счастьем, которые теперь потеряны. С развитием цивилизации свобода и счастье уступают место страданию и угнетению. После этого Руссо стал философом и продолжил писать множество влиятельных произведений.
В 1761 году он опубликовал Жюли, или Новую Элоизу , в котором он описывает идеальную частную сферу. В произведении изображена женщина, которая научилась ценить себя, чтобы стать образцом добродетели в роли жены и матери. Для Руссо женская добродетель была не просто чем-то, что должны защищать отцы и мужья, но скорее моральным качеством и набором моделей поведения, которые являются образцом для всех. Годом позже, в 1762 году, вышла книга Руссо « Эмиль », или «Трактат о воспитании ». В этом тексте он следует за образованием мальчика и девочки. Здесь он утверждает, что из-за их естественных половых различий мальчики и девочки должны получать разное образование, которое будет соответствовать их разным ролям в культуре и обществе. Мужчину учат самоуправлению, а женщину учат послушанию. Убеждения Руссо противоречили убеждениям современников того времени; они восхваляли подъем цивилизации за счет развития искусств и наук и считали, что статус женщины является показателем уровня цивилизованности культуры и общества. Руссо считал, что современный мир морально испорчен, поскольку им движет соревновательный и стяжательный эгоизм. Он возложил вину за это моральное падение исключительно на плечи мужчин. Единственное упоминание о женщинах в его взглядах на историю цивилизации состоит в том, что конкуренция за женщин между мужчинами была главной причиной вражды между ними.
Через Эмиль Руссо демонстрировал, что посредством надлежащего воспитания разум людей можно культивировать, чтобы сделать их ответственными за эти разрушительные страсти, тем самым сделав их свободными личностями. Женщины, однако, не могли развиваться таким же образом, поскольку он считал, что они не могут быть способны к абстрактному мышлению, поэтому не могут достичь свободы. Однако, сохранив свою природную добродетель, они могли достичь счастья, чего не могли сделать мужчины. По этой причине Руссо считал, что женщины, пытающиеся культивировать свой разум, были глупы, бросая вызов своей природе, они отказывались от счастья, которым могли наслаждаться только они. Чтобы поддержать свои идеи, он настоятельно рекомендовал кормить собственных детей грудью элитных женщин, а не отправлять их к кормилицам. Он утверждал , что грудное вскармливание было проявлением их материнской природы.
Руссо использовал теорию гендерной взаимодополняемости, чтобы обосновать свою идею двух сфер, общественной и частной. Публичная сфера коммерческой экономики и государства должна была управляться мужчинами, их рациональным расчетом и корыстью. Принципы, по которым должна управляться общественная сфера, были изложены в Общественном договоре , опубликованном также в 1762 году. Частной сферой семьи должны были управлять женщины в силу их природных достоинств.
Жан-Жак Руссо сыграл огромную роль в просвещенном дискурсе о «женском вопросе». Его сочинения были одними из самых влиятельных в эпоху Просвещения. Он актуален и сегодня, потому что основы убеждений Руссо, такие как доброта и этика, все еще присутствуют в современном обществе и современной философии. Многие философы эпохи Просвещения продолжают ссылаться на Руссо и его произведения. Его сочинения помогли реализовать идею естественных различий полов и отдельных сфер, против которых женщинам приходится бороться и сегодня, чтобы преодолеть дискриминацию в экономике, обществе и политике.
Тельма Бост , Междисциплинарные перспективы глобального общественного здравоохранения, класс 2020
Источники
Li литература и веб-сайты- Гудман, Дена, «Женщины и Просвещение». В Стать видимыми: женщины в европейской истории , изд.