Основные направления психологии: Лекция по психологии: «Основные направления научной психологии»

4. Основные направления в психологии

Таблица 2

Направления

Основатели, представители

Суть теорий

Бихевиоризм

Джон Уотсон

Эдуард Торндайк

Беррес Скиннер

Поведение как основной объект исследования, отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики

Психоанализ (фрейдизм)

Зигмунд Фрейд

Основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам, недооценивается ведущая роль сознания.

Гештальпсихология

Макс Вертхеймер

Вольфганг Кёлер

Курт Коффка

Попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), не сводимого к сумме отдельных элементов восприятия.

Гуманистическая психология

Карл Роджерс

Абрахам Маслоу

Гордон Олпорт

Человек воспринимается как активный, свободный, креативный и автономный субъект, обладающий стремлением к самореализации.

Когнитивная психология

Ульрих Найссер

Психика рассматривается как системы когнитивных

операций, основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психического процесса.

Трансперсональная психология

Станислав Гроф

Роберто Асаджоли

Карлфрид Дюркгейм

Изучаются феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, сверхсенсорное восприятие, медитация, субъективный наркотический опыт, а также техники или вещества, изменяющие сознание.

Интерактивная психология

Эрик Берн

Человек — существо, главной характеристикой которого является общение

, взаимодействие между людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов.

Советская психология

И. М.Сеченов,

И.П.Павлов, В.М.Бехтерев

Изучили условно-рефлекторные связи в функционировании организма, ставшие основой для выявления закономерностей высшей нервной деятельности.

Л.С.Выготский

Разработал и ввел в науку понятие высших психических функций (мышление, память, речь, внимание) как социально обусловленных форм психики, а также создал культурно-исторической теорию психического развития человека.

С.Л.Рубинштейн

Основоположник теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности).

А.Н.Леонтьев

Детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности.

А.Р.Лурия

Основоположник нейропсихологии, изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений.

П.Я.Гальперин

Разработал концепцию последовательного формирования умственных действий

.

БИХЕВИОРИЗМ. Направление в психологии, возникшее в США в начале ХХ в. Основоположником бихевиоризма (от англ. behaviour — поведение) был американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Он указал на несостоятельность концепции сознания и зая­вил, что интроспекция – не научный метод познания, т.к. субъективен, не может быть проверен объективными методами и зафиксирован, чтопсихологии следует оказаться от изучения сознания и сосре­доточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Последователи Дж. Уотсона – американские психологиЭдуард Торндайк

(1874-1949) иФредерик Скиннер (1904-1990) – считали, что поведение (реакция человека) всегда имеет причину (стимул) и является или результатом научения путем проб и ошибок, или заученного «репертуара» навыков. Для описания и объяснения поведения человека и животных бихевиористы предложили схему S – R (стимул – реакция) (Рис. 4).

Рис. 4. Представления бихевиористов о принципе работы мозга

Они считали, что необходимо накапливать наблюдения над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Основной метод бихевиористов — создание эксперимен­тальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. Они использовали учение Павлова о рефлексах у животных для объяснения сложной психики у человека и считали, что нужное поведение у человека можно сформировать с помощью соответствующих стимулов, можно управлять поведением, вознаграждая или наказывая. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

ПСИХОАНАЛИЗ. Направление в психологии ХХ в., основателем которого являетсяавстрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд(1856-1940). Он считал, что психология должна изучать не стимулы поведения и не сознание, абессознательное.Согласно учению Фрейда, психика содержит, три образования: «Я» («Эго») — сознание, «Сверх–Я» («Супер-Эго») – сверхсознание, совесть, «Оно» («Ид») — бессознательное. Именно бессознательное — желания, влечения, переживания, которые человек не осознает или в которых не может себе признаться, влияют и руководят его поведением.

Фрейд считал, что человек рождается с двумя сильными влечениями – к любви (эротическое влечение) и к смерти (агрессия). Но общество (совесть) не позволяет реализовать человеку эти влечения во всю силу. Придерживаясь правил поведения, человек вытесняет из сознания свои желания в бессознательное. Желания как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам. Из бессознательного желания могут «прорываться» в виде сновидений, оговорок, агрессии, невроза и пр. Чтобы исправить поведение человека, нужно анализировать его желания в подсознании. Для выявления этих трех компонентов психики 3. Фрейд разработал новый метод —психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессоз­нательным за счет ослабления контроля сознания, используя принцип «свободных ассоциаций». Этот метод лег в основу большинства современных терапевтических систем.Наиболее яркими представителями психоанализа являются
Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карен Хорни, Эрих Фромм.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в Германии в начале ХХ в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов (от нем. gestalt форма, образ). Ее основатели – немецкие психологи Макс Вертхеймер (1880-1943), Вольфганг Кёлер(1887-1967), Курт Коффка(1886-1941). Гештальтпсихология критиковала бихевиоризм за исследование изолированных сегментов поведения, которое, по их мнению, является чем-то большим, чем связка рефлексов, т.к. оно целостно. Гештальтпсихологии считали, что качество целостного образования, будь то сознание, образ восприятия, ситуация, несводимо к сумме элементов, составляющих целое, и не может быть выведено из них. Наоборот, целое определяет качественные особенности элементов. Их исследования в области восприятия показали, что восприятие качественно отличается от ощущений и не сводится к их сумме, что для восприятия важно соотношение фигуры и фона, а в построении образа – роль контура.

Гештальтпсихологи противопоставляли свою трактовку интеллекта позиции бихевиоризма, которые сводили интеллект к стимульно-реактивным действиям. Для исследования интеллекта В.Кёлер избрал шимпанзе. Обезьяна после нескольких безуспешных попыток достать банан прекращала хаотичные движения, как бы задумывалась, затем брала палку и с ее помощью доставала плод. В.Кёлер считал, что животное решало задачу через перестройку ситуации, в результате чего элементы ситуации оказывались в новых взаимосвязях, приобретали новое значение (палка начинала выступать как средство достижения цели). Это явление было названо
инсайтом
(инсайт – схватывание, озарение, «ага-решение»). Оно противопоставлялось методупроб и ошибокбихевиористов. В.Кёлер подчеркнул, что «инсайтное поведение» тесно связано со зрительным восприятием, с творческим характером мышления. Идеи гештальтпсихологии легли в основу системного подхода, проблемного обучения, исследований продуктивного творческого мышления и восприятия.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в 50-е гг. ХХ в. в США. Ее представители – американские психологи Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970), Гордон Оллпорт (1897-1967) — предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Человек – не животное, нельзя изучать его реакции, как бихевиористы. Он от природы не агрессивен, не надо изучать его бессознательное, как психоаналитики. А.Маслоу считал, что человек рождается с иерархией потребностей: 1) физиологические (в пище, тепле), 2) потребности в безопасности, 3) в принятии в обществе, в любви, 4) потребность в уважении, самоуважении, 5) в самоактуализации – выполнить всё, на что способен. Пока не будут реализованы потребности низшего уровня, человек не может перейти к высшим. Чем выше поднимается по «лестнице» потребностей, тем больше здоровья, гуманности будет проявлять к другим. Человек, вышедший на высокий уровень, – не злобный, не завистливый, без пороков, не склонен к депрессии, к пессимизму, эгоизму, с высокой самооценкой, демократичен к другим и пр. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и наделен стремлением к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, высшие ценность, смысл – именно эти понятия характеризуют базисные потребности человека. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. «когнито» — знание). Направление в психологии, возникшее в начале 60–х гг.ХХ в. в США. Представители этого направления – американский психолог Ульрих Найссер (род. 1928) и другие — отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Предмет исследований когнитивной психологии составляют познавательные процессы, главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях:восприятие, распознавание образов,внимание, память,воображение,речь, психология развития,мышлениеи решение задач, человеческийинтеллекти искусственный интеллект. Основным методом выступаетанализмикроструктуры того или иного психологического процесса.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат.trans– сквозь, через;рersоna– личность).Направление в психологии, возникшее в середине 60–х гг.ХХ в. в США.. Представители этого направления – чешско-американский психолог Станислав Гроф, итальянский врач и философ Роберто Ассаджоли (1889-1974), Карлфрид Дюркгейм (род. 1896) и другие — рассматривают человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, Космосом, человечеством, как существо, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом». Психологи считали, что психика связана с космосом через бессознательное, у человека могут быть мистические переживания, космическое сознание, что психология должна изучать предельные возможности психики, измененные состояния сознания («трансперсональная» — за пределами личности). Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие. Это — гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от англ.interactive– взаимодействующие друг с другом).Направление в психологии, возникшее в середине вХХ в. в США,рассматривает человека как общественное существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие с людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов. Представитель направления – американский психотерапевт, психолог Эрик Берн (1902-1970), создатель «трансактного анализа», ориентированного на выявление «сценариев» жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями.

СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Важное значение для развития психологической науки рассматриваемого этапа имели открытия и разработки российских ученых. Исследовательская практика стала ориентироваться на прикладные проблемы.

Одним из основоположников научной психологии в России является Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) – великий русский физиолог и психолог. В своей работе «Рефлексы головного мозга» (1863) он заложил основы учения о рефлекторной природе психики. Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным, а только указывал на сходство в их строении. Он смог соотнести рефлекс с психикой благодаря тому, что им было радикально преобразовано само понятие рефлекса. Согласно Сеченову, начальным звеном рефлекса является не высший механический раздражитель, а раздражитель-сигнал. Физиологическим основанием психической деятельности, по Сеченову, является саморегуляция поведения организма посредством сигналов. И. М. Сеченов показал, что наряду с возбуждением в мозгу осуществляется торможение. Раскрытие механизма центрального торможения, который позволяет задерживать рефлексы, позволило показать, как внешние действия могут преобразовываться во внутренние и таким образом заложить основы для исследования механизма интериоризации.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) – великий русский ученый-физиолог – основатель учения о высшей нервной деятельности, развил учение о рефлексе. Он ввел понятие условного рефлекса. Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий — внешних и внутренних.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) — выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог — создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологический институт (1908), в которых проводились комплексные психофизиологические исследования. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексологию.

Лев Семенович Выготский (1896-1934) — выдающийся отечественный психолог — создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой определил качественную специфику психики человека, описал генезис человеческого сознания и механизмы его формирования. Л.С.Выготский различал два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер — это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание). Высшие психические функции носят социальный характер. Л.С.Выготский выделяет три стадии интериоризации:первая— взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать;вторая— ребенок перенимает у взрослого способ общения и начинает воздействовать словом на взрослого;третья— ребенок начинает воздействовать словом на себя.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) – выдающийся отечественный психолог и философ – основоположник теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности).

Алексей Николаевич Леонтьев (1903 — 1979) — выдающийся отечественный психолог — выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности.

Александр Романович Лурия (1902 — 1977) — выдающийся отечественный психолог, основоположник нейропсихологии — изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений.

Петр Яковлевич Гальперин (1902 – 1988) – отечественный психолог — разработал концепцию последовательного формирования умственных действий, которая и сейчас реализуется в учебном процессе многих отечественных и зарубежных образовательных учреждений всех уровней.

4. Основные направления психологии.

Психология относится к гуманитарным наукам – наукам, изучающим человека. Особенностью гуманитарных наук, отличающей их от естественных, является то, что в одни и те же понятия разные исследователи вкладывают разное содержание. Собственно единой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы.

Бихевиоризм – это ведущее направление американской психологии первой половины XX в. Основатель: Джон Уотсон. Бихевиоризм ис­ключил сознание из психологии, хотя нали­чие сознания у человека не отрицалось. Бихевиоризм стали называть «психологией без психики». По Дж.Уотсону, все многообразие поведения человека может быть описано фор­мулой «стимул-реакция» (S—►R). Задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию. Решение этой задачи позволит заранее предсказать поведение че­ловека, контролировать его, управлять им. Под поведением понимались ответные двигательные реакции организма на раздражения (стимулы), идущие из внешней среды.

На смену данному течению в 30-е годы пришел необихевиоризм, который связан в первую очередь с именем Эдуарда Толмена и Кларком Халлом. Они признавали зависимость поведения организма не только от внешних стимулов, но также и от внутренних его состояний.

Основные представители – Джон Уотсон (1873-1958), Эдуард Торндайк – открыл «законы научения», формирования навыков: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности. Предмет исследования – поведение, метод исследования – наблюдение, эксперимент.

Психоанализ как учение о бессознательной психике.

Создал и разработал психоанализ австрийский врач и психолог З.Фрейд (1858-1939). Это направление называют также его именем — фрейдизмом, нач. 20 века. З.Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев – сознательного, подсознательного и бессознательного. В структуре личности Фрейд обратил особое внимание на бессознательное и превратил его в объект исследования. Человеческая психоло­гия стала истолковываться как обуслов­ленная бессознательными, иррацио­нальными силами — сексуальными влечениями (либидо), ин­стинктами. Сознанию в жизни человека фрейдизм отводил незначительную роль.

В психоанализе был разработан ряд методов выявления бес­сознательного — анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, анализ описок, оговорок, забываний и т.д. Все эти методы предполагают активную ра­боту психолога, так как полученный в них материал лишь основа для анализа. Отсюда название метода и в целом кон­цепции — психоанализ. Созданный первоначально как метод ле­чения истерических неврозов, психоанализ в последующем был перенесен и распространен З.Фрейдом на объяснение нормаль­ной психической жизни людей.

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо.

Зрелая личность имеет сложную структуру: она состоит из трех инстанций – оно (ид), Я (эго), и Сверх Я (супер-эго). Оно как биологическое начало содержит страсти. Подчиняется Оно принципу удовольствия – первичному принципу человеческой жизни.

Вторая инстанция Я принимает решения, удовлетворяя желания Оно в той мере, в какой это позволяют реальные обстоятельства. Если Оно является воплощением страстей и влечений, то Я – разума и рассудительности.

Третья инстанция личности, Сверх-Я, становится носителем моральных норм, критиком и цензором, нравственным самоконтролем. Когда действия Я расходятся с требованиями Сверх-Я, появляется чувство вины.

Представители психоанализа: Альфред Адлер, Карл Густав Юнг. Карен Хорни, Эрик Берн, Анна Фрейд.1895 -1982. Неофрейдизм. Ученики Фрейда: А.Адлер. Г.Юнг, Карен Хорни, Эрих Фром, Эрик Эриксон, которые считали, что в становлении личности важную роль играют социальные факторы, а не сексуальные.

Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений возникла в начале XX в. Видными ее представителями явля­ются Вольфганг Келлер (1887-1967), Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин. 

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура)  — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей.

Многочисленные экспериментальные исследова­ния, проведенные гештальтпсихологами на про­цессах восприятия и мышления, доказали, что пси­хические образования обладают первичной целостностью. В иссле­довании восприятия был выявлен ряд законов гештальта: «фигу­ры и фона», «транспозиции» (реакция не на отдельные раздражите­ли, а на их соотношение), принцип «хорошей формы» и т.п. Ис­следования мышления выявили феномен инсайта как мгновен­ного схватывания, усмотрения целостной структуры ситуации.

В начале 60-х гг. XX столетия в США возникла гуманисти­ческая психология.

Гуманистическая психология представляет собой комплекс­ную междисциплинарную науку о человеке и объединяет в своих рядах философов, психологов, социологов, педагогов. Ведущими представителями направления выступают Гордон Олпорт (1897-1967), Абрахам Маслоу, Карл Роджерс (конгруэнтность), Виктор Франкл (логотерапия, смысл жизни, экзистенциональный вакуум, диалог). Гуманистиче­ская психология исходит из положения о том, что человек наде­лен потенциями к непрерывному развитию и реализации твор­ческих возможностей, и считает его способным управлять собст­венным развитием. Абрахам Маслоу разработал пирамиду иерархии потребностей. Он считал, что стремление к развитию, личностному росту, т.е. самоактуализации, есть основа развития человека и общества.

— физиологические потребности – в пище, воде, сне, сексе и т.д.

— потребность в безопасности, стабильности и порядке

— социальные (в любви, дружбе, семье и т. д.)

— потребность в уважении, самоуважении, признании

— потребность в самоактуализации – развитии способностей.

Когнитивная психология офор­милась в США в середине 60-х гг. Видными представителями ее яв­ляются: Ж.Пиаже, Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

Согласно основным идеям когнитивной психологии решаю­щую роль в поведении человека имеют знания. Поэтому главной ее задачей является исследование процессов приобретения, со­хранения и использования человеком своих знаний. Предмет ис­следования когнитивной психологии составляют познавательные процессы — восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание. Соответственно и сам человек в когнитивной психо­логии рассматривается как активный преобразователь информа­ции. Швейцарский психолог Жан Пиаже, поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий.

Направление психологии

бихевиоризм

Фрейдизм

Гештальт-психология

Гуманистическая

психология

Когнитивная психология

Предмет исследования

Поведение

бессознательное

Целостные структуры психики

Личность Индивидуальность

Познавательные структуры

Метод исследования

Наблюдение

эксперимент

психоанализ

Феноменальный эксперимент

Методы практической психологии

Эксперимент

Практика

Тренинг умений

психоанализ

гештальтерапия

Клиент-центрированная терапия

Рациональная терапия

Ведущие представители

Дж. Уотсон

Э.Торндайк

Б.Скиннер

З.Фрейд

К.Юнг

А.Адлер

Э.Фромм

М.Вертгеймер

В.Келлер

К.Коффка

К.Левин

Г.Олпорт

А.Маслоу

К.Роджерс

В.Франкл

Р.Аткинсон

Ж.Пиаже

Дж.Брунер

У.Найсер

Основные направления в психологии — Notes Read

Итак, мы увидели, что психологию можно определить как науку о человеческом опыте и поведении.

 

Поведение  объективно (некоторые говорят: интерсубъективно). Его также можно наблюдать у других людей или животных. Поведение включает, например. Б. писать, читать, чесать в затылке, говорить что-то, скрещивать ноги, хмуриться… В психологии поведение также включает в себя все физические процессы, которые можно измерить (с помощью измерительного прибора), напр. B. пульс (с пульсометром), мозговые волны на поверхности мозга (с помощью ЭЭГ), артериальное давление (с помощью измерителя артериального давления), активность мозга (с помощью ПЭТ и т. д.) … Поведение можно наблюдать непосредственно с помощью экспериментов или полевых исследований.

 

Опыт  все субъективно. Его можно наблюдать только прямо и непосредственно в собственном лице. Опыт включает в себя, например, мышление, воображение, чувства, восприятия, воспоминания… Научно объяснимое может быть пережито только в косвенной, опосредованной форме.

  • Либо у нас есть вывод из поведения к опыту  (есть, однако, риск неверных выводов  и неверного толкования)
  • Или у нас есть расспросить  людей на собеседованиях или тестах   об их опыте  (существует, однако, риск недопонимания. Или люди могут намеренно или ненамеренно сообщить нам о своем реальном опыте)
  • Или мы предполагаем, что то, что мы переживаем сами, также переживает и другие люди в подобных ситуациях. (Самонаблюдение)  Однако этот метод настолько подвержен ошибкам, что мы склонны не принимать его в качестве научного метода. По крайней мере, не как единственный метод. (Хотя: Зигмунд Фрейд написал свое толкование сновидений в основном на основе анализа собственных сновидений. Сегодня это, вероятно, больше не будет принято в таком виде.

 

Проблема невозможности непосредственного наблюдения опыта сопровождала психологию с самого начала. И делит психологию на два лагеря (к которым позднее добавятся третий, четвертый и пятый лагеря): психологов-бихевиористов (бихевиористов) и психологов-опытов (когнитивистов, от латинского «cognoscere» = знать, знать). )

Психология как наука о поведении (поведенческая психология; бихевиоризм)

К классической поведенческой психологии относятся психологи, которые в основном являются выходцами из научной дисциплины и хотят утвердить психологию как естественную науку. Один из них — Джон Ватсон. Другой — Ф. Б. Скиннер.

 

Для них единственным методом, который может принять наука, является эксперимент. По их мнению, только теории, проверенные в экспериментах, могут соответствовать требованиям научной теории. Но это работает только для поведения. Опыт находится в некоем «черном ящике» (в голове), к которому у нас в принципе нет научного или объективного доступа. Их вывод ясен: научная психология должна отказаться от понятия опыта и исследования всех феноменов опыта. Для научной психологии нет ни мышления, ни чувства, ни воображения, ни переживания страха.

 

Основная психологическая модель, которую можно разработать на этой основе, очень проста: есть только стимулы (stimulus; MZ: стимулы), с которыми сталкиваются организмы. Это можно наблюдать. Затем что-то происходит внутри организма. Что это такое, можно спекулятивно предположить, но не исследовать. (Черный ящик). Повторно можно наблюдать только реакцию организма, т. е. поведение, следующее за раздражителем. И тогда мы можем связать стимул и реакцию. Тогда это называется психологической теорией.

 

Все становится яснее на примере: мы сталкиваемся с собакой, назовем ее Чарли, с сигналом колокольчика. Чарли не проявляет никакой слюноотделительной реакции, вероятно, ему вообще наплевать на звонок. Но это только отправная точка. И это должно скоро измениться, потому что сейчас мы начинаем наш эксперимент. Пару раз сочетаем колокольный звон с любимым блюдом Чарли, кусочком горного сыра из Брегенцервальда. Всякий раз, когда звенит звонок, мы показываем ему кусочек сыра, который он затем может съесть. Теперь можно предположить, что что-то будет происходить в «голове» Чарли. Мы не знаем, что это такое. И мы тоже никогда не узнаем. Потому что мы не можем спросить об этом Чарли. Он, наверное, и сам не знает. Но мы можем наблюдать, что поведение Чарли меняется. Если мы позволим звонку позвонить после нескольких пробных прогонов, мы сможем измерить, что Чарли реагирует на звук звонка слюноотделением. Чарли изменил свое поведение. Так он научился — говоря языком психологии — реагировать на первоначально нейтральный раздражитель (звонок) выученной (= обусловленной/условной) реакцией.

 

Это явление называется классической обусловленностью. Это самая примитивная форма обучения. На самом деле это не более чем выученный рефлекс. Эта простая форма обучения прославилась благодаря экспериментам, которые русский рефлексотерапевт Иван Павлов проводил со своей собакой (к сожалению, не вошедшей в историю науки по имени). Независимо от этого американский психолог Альберт Уотсон исследовал тот же процесс обучения на примере реакции страха в начале ХХ века. В качестве подопытного он использовал маленького ребенка по имени Альберт. Проведенный им эксперимент вошел в историю психологии как «Маленький Альберт».

 

Позже выяснилось, что поведенческая психология, полностью отказывающаяся от опыта, быстро достигает своих пределов. Поэтому сегодня существует только когнитивно-поведенческая психология. Это «смягченная» форма. Для них поведение по-прежнему в центре внимания. Но признается, что процессы переживания не только существуют, но часто даже являются предпосылкой для того, чтобы мы могли вообще объяснить различия в поведении. Позже мы увидим, что эксперименты, которые Альфред Бандура и Вальтер Мишель использовали для модельного обучения, делают поворот. Потому что они показывают, что многие процессы опыта, такие как субъективная оценка модели, играют решающую роль в обучении путем наблюдения. Только когда мы находим модель, демонстрирующую определенное поведение, привлекательной, мы имитируем ее поведение. И именно этот факт выходит за рамки модели черного ящика.

 

В двух словах …
Поведенческая психология основана на научной парадигме. Она хочет, чтобы психологические теории поддавались экспериментальной проверке. Он фокусируется на поведении, которое можно наблюдать и измерять извне. Вы можете испытать это там, где это «неизбежно».

Психология как наука об опыте. Когнитивная психология

Вильгельм Вундт и его команда пытаются измерить восприятие перепадов давления в конце XIX века.век. (Источник: Википедия)

Конкуренция американскому бихевиоризму возникла в Германии около 1900 года в форме когнитивной психологии (психологии опыта). Их представители менее научно ориентированы. Для них ясно, что для психологии опыт (например, мышление, восприятие и т. д.) должен быть центральным предметом исследования.

 

Все началось с ученого по имени Вильгельм Вундт. который около 1880 года хочет прояснить вопрос о том, насколько большими должны быть различия в давлении (например, на тыльной стороне ладони), чтобы мы знали эту разницу. Для этого он разрабатывает аппарат, который увеличивает давление очень маленькими шагами. Затем испытуемые должны сказать, когда они замечают разницу. С помощью этого простого метода можно исследовать различные перцептивные явления, напр. Б. явление адаптации: после определенного «начального периода» вы уже не замечаете, что носите часы на запястье или очки на носу. Потому что мы настолько привыкаем к перцептивным стимулам, с которыми постоянно сталкиваемся, что больше их не воспринимаем. (К сожалению, некоторые люди, например курильщики, не замечают именно по причине

 

Важная новаторская работа в области когнитивной парадигмы была проделана, например, швейцарским психологом Жаном Пиаже или американским исследователем мотивов Абрахамом Маслоу.

 

Жан Пиаже показывает, что детский опыт коренным образом отличается от мышления, восприятия или чувства взрослых. Работает, так сказать, по другим законам и по другой логике. Например, дети до 5 лет живут в «эгоцентрическом» мире. Они понимают только положение вещей по отношению к себе. Таким образом, вы можете описать путь только в том случае, если вы можете объяснить шаги, которые вы должны предпринять от начала до конца, чтобы достичь цели. Или они могут только представить себе время, когда они, например. Б. выяснить, как часто им еще приходится спать до определенного события. Или дети не могут выполнять формальные логические операции рассуждения, пока им не исполнится около 10 лет. Итак, когда вы занимаетесь математикой, у вас должны быть конкретные объекты в голове или на бумаге (например,

 

Абрахам Маслоу особенно интересуется потребностями (или, говоря более психологически, мотивами), лежащими в основе человеческого поведения. Он иерархизирует эти потребности в своей иерархии потребностей. Но мне кажется более важным то, что он показывает, что одно и то же поведение может быть основано на совершенно разных потребностях. Так что кто-то может з. Б. есть что-то, потому что он хочет насытиться (голод как основной мотив/потребность), но он может есть и по социальному мотиву, т.е. потому, что другие за столом тоже едят (социальная потребность, хотя он совсем не голоден) или он может есть из-за потребности в безопасности (например, потому что он голодал в детстве и хочет быть в безопасности), или он может есть что-то из-за потребности в самореализации (еда, чтобы вознаградить себя или сделать что-то хорошее для него самого). Таким образом, если мы хотим понять психологические процессы, имеет значение не поведение, а мотив на заднем плане.

 

В двух словах …
Психология опыта (когнитивная психология) ставит субъективный опыт в центр научных интересов. Кроме эксперимента он допускает и другие, более мягкие методы, т.е. Б. устный опрос (интервью) или письменный опрос (тест). (В некоторых случаях люди даже работают с самоанализом. Но это спорно!)

 

Она соглашается с тем, что результаты могут, поэтому U. может быть «менее сложным». Однако он также пытается использовать «уловки», чтобы исключить источники ошибок (например, «вопросы с подвохом» всегда встроены в психологические тесты).

Психология как наука о бессознательных психических процессах: глубинные психологические теории

ил. Обложка: Гл. Мозер: «Зигмунд Фрейд. Вся правда.»

Глубинная психология, которая сегодня состоит из множества различных «школ», восходит к теориям венского врача Зигмунда Фрейда. Он работает в основном с женщинами, страдающими истерией, сначала гипнотизируя их, затем «укладывая на кушетку». Он разработал теорию, согласно которой бессознательное психологическое содержание влияет на опыт и поведение. Эти бессознательные содержания возникают главным образом в первой фазе жизни посредством формирующих психологических переживаний, т.е. Б. Переживания разлуки.

 

По его мнению, бессознательное психологическое содержание проявляется прежде всего в сновидениях, в неудачах (забывание, …) и в душевных заболеваниях. Но наша личность обычно формируется бессознательными психологическими структурами.

 

Далее Фрейд делит психический аппарат на три экземпляра: ОНО, Я и ВЫШЕ-Я. Содержимое бессознательного в основном содержит ЭС, содержащее влечения, и Я, что можно перевести как «совесть»,

 

Затем от психоанализа, основанного Фрейдом, откололись различные другие направления. Некоторые из них хорошо известны

  • индивидуальная психология венского педиатра Альфреда Адлера
  • аналитическая психология швейцарского психиатра К. Г. Юнга, который расширяет понятие бессознательного, вводя коллективное бессознательное (вид «унаследованного» бессознательного) под индивидуальное (т.е. биографически созданное) бессознательное.
  • Неофрейдизм  (Карен Хорни, Эрих Фромм, …), в которых психологический пример ВКГ выражен сильнее, чем у Фрейда.
  • логотерапия и экзистенциальный анализ (Виктор Э. Франкл, который отвергает теорию влечений Фрейда и фокусирует на теме смысла : «Тот, кто имеет в жизни что-то, терпит почти все как». )

 

Таким образом, они по-разному отличаются от психоанализа Фрейда. Но все они принимают концепция бессознательного.

 

Не все психологи считают, что теории глубинной психологии действительно соответствуют минимальным научным стандартам. Некоторые причисляют их к парапсихологии. С другой стороны, есть много интересных результатов исследований в области неврологического обучения, которые, как правило, поддерживают основные предположения глубинной психологии. Исследователь памяти Эрик Кандель (как невролог «крутой естествоиспытатель») ищет бессознательное в своих исследованиях на уровне мозга и нейронных процессов.

В двух словах …
Глубинная психология (мать: психоанализ; многодетная семья, внуки и правнуки) работает с концепцией бессознательного. Это бессознательное нельзя даже наблюдать лично, что представляет определенную проблему с точки зрения научной познаваемости. Однако о нем можно судить косвенно, а именно по содержанию сновидений, неудачам, симптомам болезни и т. д. Его также можно обнаружить определенными методами (гипноз, свободные ассоциации и т. д.).

 

Глубинная психология, особенно психоанализ, вызывает споры как наука, потому что многие теории и концепции «расплывчаты» и исследованы почти только в отдельных тематических исследованиях. Тем не менее, он предлагает интересные открытия и теории, а также захватывающий взгляд на человеческий опыт и поведение.

гуманистические теории

Гуманистические теории основаны на идее «человека в целом». Они отказываются смотреть на людей как на что-то другое. (Источник: Википедия)

«Гуманистическая психология» — это собирательный термин для направлений в психологии, которые предполагают, что «человек» по существу сформирован фундаментальными психологическими способностями, которыми животные не обладают (или обладают лишь частично). Это «высшие формы» сознания, прежде всего

  • Уверенность в себе, внутреннее представление о том, кто ты есть
  • индивидуальная память, биографическая память
  • Устойчивое развитие; Знание собственной смертности
  • Спросить о значении
  • Свобода, автономия
  • и т. д.

 

Гуманистическая психология пытается описать и объяснить личность (а значит, и расстройства личности) исходя из этих «базовых детерминант».

 

Кроме того, гуманистические теории видят людей в их «целостности». Таким образом, они вступают в противоречие с экспериментальными подходами психологии поведения, которые отделяют отдельные элементы от большего целого в психологических лабораториях и исследуют их по отдельности. Они также задаются вопросом, можно ли «просто так» перенести результаты экспериментов на животных на людей. Потому что они предполагают, что люди просто не «программируемы» из-за описанных «автономных факторов». Его поведение и опыт нельзя свести к простой модели «стимул-реакция» 9.0003

 

Важными представителями являются, например, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.

системные теории

Системные теории основаны на мобильной модели. Когда меняется один элемент, то же самое происходит и со всеми остальными. (Источник изображения: Volker Nurk)

Системная психология основана на том факте, что люди являются социальными существами, чье поведение основано на социальной среде и на том, что другие люди (предположительно) ожидают от них. Следовательно, в центр теории она ставит не отдельного человека, а скорее социальные системы. Социальные системы, например. B. Отношения в паре, семейные системы, группы (школьный класс, группа детского сада, футбольная команда, рабочая команда) и толпы. Все они следуют своей собственной динамике, и к ним применяются их собственные законы.

 

Когда речь идет о психических заболеваниях, системные теории идут, например. Например, предполагается, что психически болен не человек (например, ребенок), а проблема в семейной системе. С их точки зрения, ребенок является носителем симптома, «который хочет стабилизировать или «ослабить» семейную систему посредством болезни. Когда больная система «заживает» или изменяется положительно, симптомы также улучшаются.

 

Системные теории уходят своими корнями в другие психологические направления. Они часто объединяют глубинную психологию, психологию обучения и когнитивные элементы.

 

Известный представитель — Вирджиния Сатир.

Биология поведения, этология

биолог-бихевиорист К. Лоренц исследует поведенческие феномены, такие как импринтинг, ключевые стимулы и схема ребенка, особенно у серых гусей. Он также разработал теорию агрессии.

Поведенческая биология находится на границе между биологией и психологией. Она занимается в основном животными. Она также передает части исследованных поведенческих программ людям. Основатель Конрад Лоренц обнаружил фундаментальные поведенческие явления, особенно во время исследований с серыми гусями. Например, он отмечает, что вскоре после вылупления выводков есть временное окно, в котором эти животные запечатлеваются на первом движущемся объекте (обычно на матери, в эксперименте в основном на нем самом). Затем вы следуете за этим объектом безоговорочно везде. А позже они ищут своего сексуального партнера в соответствии с основным образцом, по которому они были сформированы. 🙂

 

Некоторые феномены импринтинга могут наблюдаться и у людей:

 

  • Вскоре после рождения дети узнают своих матерей по запаху.
  • У детей формируются определенные вкусы еще до их рождения; это зависит от диеты матери
  • Еще до рождения у детей запечатлеваются определенные группы звуков. После рождения они обращают больше внимания на эти звуковые группы, чем на «незнакомые» звуки
  • Существуют временные окна развития, в которых должны выполняться определенные этапы обучения (например, развитие языка). Если эти окна развития «пропущены», дефицит больше не может быть компенсирован (в лучшем случае смягчен).

 

Ключевые стимулы, влияющие на поведение человека:

  • Схема маленького ребенка
  • Ингибиторы агрессии (плач, сигналы языка тела, такие как возложение рук над головой, жесты смирения) обычно обладают антиагрессивным эффектом. Тем не менее, они могут быть усвоены в процессе обучения (обучения) и, таким образом, стать неэффективными.

Нейропсихология

Эрик Кандель исследует память с помощью морской улитки Aplysia. За это он получил Нобелевскую премию.

Нейропсихология — очень молодая дисциплина, находящаяся на границе между психологией и исследованиями мозга. Современные методы наблюдения за работой мозга (ПЭТ, КТ, МРТ) произвели революцию в этом исследовании. Речь идет о том, как определенные психологические явления, такие как память, мышление, страх и стресс, биологически «заякорены». Главный вопрос заключается в том, какие области мозга связаны с теми или иными психологическими процессами. Только в последние несколько десятилетий люди осознали, как работает мозг и насколько он «пластичен». (Это относится к податливости мозга и его способности реорганизовываться снова и снова). И речь идет о том, что происходит в точках соприкосновения двух нервных клеток (синапсов) при определенных процессах.

 

Нейропсихологические исследования z. Б. произвел революцию в наших представлениях о памяти или о таких чувствах, как страх.

 

Если вы хотите узнать больше об этих увлекательных подходах к исследованию, вы можете перейти к: B. иметь дело с лауреатом Нобелевской премии Эриком Канделем и исследованием памяти, которое он проводит с морской улиткой Aplysia.

 

Современные исследования мозга дают очень интересные идеи и подходы к обсуждению многих психологических вопросов, например. Б.

  • Что происходит в мозгу, когда мы чувствуем, например. Б. Чувствуете страх или радость? (например, Антонио Домасио: «Ошибка Декарта»)
  • Имеет ли личность (или расстройства личности) биологическую основу? В чем смысл генов? Какое значение играют факторы окружающей среды? Как мы можем лучше понять взаимодействия с помощью эпигенетики? (например, Герхард Рот, Альберто Дамасио)
  • Что происходит в мозгу при психических заболеваниях? Как меняется «мозг», когда люди впадают в депрессию, становятся маниакальными или у них развивается шизофренический психоз? Что происходит в мозгу, когда люди становятся зависимыми от определенных веществ? Но что также происходит в мозгу при зависимостях, не связанных с психоактивными веществами (например, при игровой зависимости). (Истории случаев Оливера Сакса, например, очаровательны)

 

Текущие направления в психологии

Текущие направления в психологии публикует обзоры ведущих экспертов, охватывающие всю научную психологию и ее приложения. В каждом выпуске Current Directions представлены разнообразные отчеты по различным темам, таким как язык, память и познание, развитие, нейронная основа поведения и эмоций, различные аспекты психопатологии и теория разума. Эти статьи позволяют читателям быть в курсе важных событий в областях, выходящих за рамки их знаний, и исследований, о которых они иначе могли бы не знать. Статьи в Текущие направления и также написаны так, чтобы быть доступными для неспециалистов, что делает их идеально подходящими для использования в классе в качестве учебных дополнений.

Текущие направления в области психологии предоставляет показатели, которые помогают получить представление об эффективности журнала. Ассоциация психологических наук подписала DORA, которая рекомендует не использовать журнальные показатели для оценки вклада отдельных ученых, в том числе для принятия решений о найме, продвижении по службе или финансировании. Следовательно, Current Directions in Psychological Science рекомендует использовать эти показатели исключительно для тех, кто хочет оценить этот журнал:

  • Среднее время рассмотрения: 36 дней до принятия первого решения
  • Среднее время производства: 109 дней до онлайн-публикации
  • В среднем за 2018 г. загрузок полных текстов в месяц: 57 414
  • Импакт-фактор 2018 г. 4,481 (узнать больше)
  • Рейтинг импакт-фактора 2018 года: 10 из 137 журналов по психологии, междисциплинарной психологии
  • Импакт-фактор пятилетнего периода 2018 г. 7,571
  • Индекс немедленности 0,753 (подробнее)
  • Оценка влияния статьи 3,605 (подробнее)
  • Приведенный период полураспада 9,9 (подробнее)
  • Оценка собственного фактора 0,01776 (подробнее) Индикатор SJR (2018 г. ) 3,465 (подробнее)

Журналы Ассоциации психологических наук продаются в упаковке.
Просмотр сведений о пакете подписки .



Разместите свою статью онлайн с помощью SAGETRACK!

SAGETRACK позволяет легко:

  • Разместить свою статью в Интернете
  • Отправить исправления и повторную отправку с помощью автоматической ссылки
  • Отслеживать ход вашей статьи в Интернете
  • Публиковать быстрее с CDPS !

Посетите http://mc.manuscriptcentral.com/cdps


Ассоциация психологических наук (APS) — ведущая международная организация, занимающаяся продвижением научной психологии вне дисциплинарных и географических границ. Члены APS обеспечивают более глубокое понимание мира благодаря своим исследованиям, обучению и применению психологических наук. APS стремится поддерживать ученых-психологов в этих стремлениях, что она и делает, делясь передовыми исследованиями во всех областях через свои журналы и конференции; содействие интеграции научных подходов в психологическую науку и смежные дисциплины; укрепление глобальных связей между его членами; привлечение общественности к исследованиям для содействия более широкому пониманию и осведомленности о психологической науке; и выступая за усиление поддержки психологической науки в сфере государственной политики. Более 30 000 ведущих исследователей-психологов, а также студентов и преподавателей сделали АФС своим научным домом. www.psychologicalscience.org

Этот журнал является членом Комитета по этике публикаций (COPE).

Пожалуйста, ознакомьтесь с целями и сферой охвата журнала от Комитета по публикациям APS.

Редактор

Роберт Л. Голдстоун Университет Индианы, США

Заместители редактора

Марлен Берманн Университет Карнеги-Меллона, США
Эми Нидхэм Университет Вандербильта, США
Тереза ​​А. Трит Университет Айовы, США

Ответственный редактор

Мишель Натан Джермантаун, Мэриленд, США

Менеджер по экспертной оценке

Бекка Г. Уайт Ассоциация психологических наук

Консультативный совет

Карен Э. Адольф Нью-Йоркский университет, США
Ву-Янг Ан Сеульский национальный университет, Южная Корея
Лиза Фельдман Барретт Северо-восточный университет, США
Пол Блум Йельский университет, США
Наоми Эллемерс Утрехтский университет, Нидерланды
Мортон Энн Гернсбахер Университет Висконсин-Мэдисон
Хэл Пашлер Калифорнийский университет, Сан-Диего, США
Супарна Раджарам Университет Стони Брук, США

  • Рефераты по социальной геронтологии: актуальная литература о старении
  • Академический поиск — Премьер
  • Академический поиск выпускников, выпуск
  • Академический источник Premier
  • Эйджлайн
  • Clarivate Analytics: текущее содержание — физические, химические науки и науки о Земле
  • EBSCO: источник расширенного размещения
  • EBSCO: Коллекция психологии и поведенческих наук
  • EBSCO: Источник продаж и маркетинга
  • EBSCOhost MegaFILE
  • EBSCOhost: академический поиск завершен
  • EBSCOhost: Текущие тезисы
  • Рефераты по эргономике онлайн
  • База данных семейного индекса
  • Гейл: академический OneFile
  • Гейл: Расширенный академический как можно скорее
  • Гейл: InfoTrac Custom
  • InfoTrac OneFile
  • ProQuest: рефераты CSA Neurosciences
  • ProQuest: рефераты по лингвистике и языковому поведению (LLBA)
  • PsycINFO
  • RILM: Международный репертуар музыкальной литературы
  • Скопус
  • Индекс цитирования социальных наук (Web of Science)
  • Рефераты по социальной работе
  • Для ознакомления с инструкциями посетите сайт APS:

    http://www. psychologicalscience.org/index.php/publications/journals/current_directions/cd-submissions

    Ознакомьтесь с последними редакционными политиками Комитета по публикациям APS.

    Orcid

    В рамках нашей приверженности обеспечению этичного, прозрачного и справедливого процесса рецензирования SAGE является поддерживающим членом ORCID, Open Researcher and Contributor ID. ORCID обеспечивает уникальный и постоянный цифровой идентификатор, который отличает исследователя от любого другого исследователя, даже от тех, кто носит одно и то же имя, и благодаря интеграции в ключевые исследовательские рабочие процессы, такие как подача рукописей и грантов, поддерживает автоматизированные связи между исследователями и их профессиональной деятельностью, обеспечивая чтобы их работа была признана.

    Коллекция идентификаторов ORCID от соответствующих авторов теперь является частью процесса представления этого журнала. Если у вас уже есть идентификатор ORCID iD, вам будет предложено связать его с вашей заявкой в ​​процессе онлайн-заявки.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts