Основные понятия общей психологии: Основные понятия общей психологии

ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

ЧАСТЬ I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Особое место среди прочих отраслей занимает так называемая общая психология. Она не является такой ветвью психологической науки, которая могла бы быть поставлена в один ряд с педагогической, юридической, медицинской, военной, сравнительной психологией и т.д. Общая психология — это особое наименование, употребляемое для характеристики наиболее общих закономерностей, выявляемых психологией, методов изучения, которыми пользуется эта наука, теоретических принципов, которых она придерживается, основных научных понятий, вошедших в ее обиход. Лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в отраслях психологии, перечисленных выше, можно обнаружить и описать эти общие принципы, методы, закономерности и понятия. Общая психология иногда именуется теоретической и экспериментальной психологией. В ее задачи входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность; общие закономерности ощущений, восприятии, памяти, воображения, мышления, психологическую саморегуляцию; дифференциально-психологические особенности личности человека; характер и темперамент, преобладающие мотивы поведения и т.д. Результаты исследований в области общей психологии — фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. В последующих главах дается представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, характеризуются основные научные понятия психологии, при анализе которых авторы стремились показать ее важнейшие закономерности. Для удобства рассмотрения эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния, психические свойства или особенности личности.

К психическим процессам обычно относят познавательные процессы: ощущения и восприятия как отражения непосредственно действующих на органы чувств предметов, раздражителей; память как возобновляющиеся отражения действительности; воображение и мышление как обобщенное и переработанное в сознании человека отражение свойств действительности, которые недоступны непосредственному познанию; эмоциональные процессы (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т. д.). К психическим состояния» относятся проявления чувств (настроение, аффекты), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (уверенность, неуверенность, мышления (сомнение) и т.д. К психическим свойствам, или особенностям, личности относят качества его ума, мышления, устойчивые особенности его волевой сферы, закрепившиеся в характере, темпераменте, способностях; укоренившиеся и вновь возникающие побуждения действовать определенным образом, свойства чувств (вспыльчивость, сентиментальность) и т.д.

Разделение всех проявлений психики на указанные три категории весьма условно. Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией. Понятие «психическая особенность», или «психическое свойство», выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности. Один и тот же психический факт, например аффект, т.е. бурная и кратковременная эмоциональная вспышка, с полным правом может быть охарактеризован и как психический процесс (поскольку в нем выражена динамика развития чувств, выявлены последовательно сменяющие друг друга стадии), и как психическое состояние (поскольку он представляет характеристику психической деятельности за определенный период времени), и как проявление психических особенностей человека (поскольку здесь обнаруживается такая черта личности, как вспыльчивость, гневливость, несдержанность).

Наиболее правильный путь рассмотрения основных вопросов общей психологии открывает принцип развития личности в ее общении и деятельности. Именно он должен быть основой для изложения общей психологии. Он выдвигает на первый план исследование личности в общении и деятельности и анализ их важнейших проявлений; рассмотрение познавательной, эмоциональной и волевой сферы личности и деятельности человека.



6.)Понятие об общей психологии и ее основные категории

Общая психология – теоретико – экспериментальная наука, изучающая общие закономерности психических явлений, определяющая основные принципы и методы психологии.

Результаты, полученные в рамках общей психологии, ложатся в основу изучения всех остальных отраслей психологии. Поэтому она является своеобразным фундаментом для всех других научных психологических направлениях. Это своеобразный «букварь» психологии. Научный продукт общей психологии – фундаментальные знания, касающиеся общего взгляда на важнейшие явления психической жизни, методологических подходов к познанию сущности психики и методов её исследования. Из лона общей психологии вырастают научные течения (психоанализ, гештальтпсихология, и т.п), так и различные психологические отрасли (детская психология, социальная психология, клиническая психология, инженерная психология, психология труда, психофизиология и педагогическая психология)

Материи вообще присуще свойство отражения. Отражение по своей природе – это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.Таким образом, в большей или меньшей степени отражение присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими («Каждая вещь – эхо и зеркало Вселенной»).

Элементарными формами отражения являются: механическое; физическое; химическое.

Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу.

Формами биологического отражения (присущего живым организмам) являются: раздражимость; чувствительность; психическое отражение.

Раздражимость – простейшая форма биологического отражения – реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример – высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха «за Солнцем».

Чувствительность – следующая, более высокая форма биологического отражения – способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

Психическое отражение – систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.

Сознание – высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли – то есть обращенности сознания на само себя – мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

Развитие форм отражения материи рассматривается как генетическая предпосылка возникновения сознания.Понятие отражения является фундаментальным философским понятием. Фундаментальный смысл оно имеет и для психологической науки. Введение понятия отражения в психологию в качестве исходного положило начало ее развитию на новой, марксистско-ленинской теоретической основе. С тех пор психология прошла полувековой путь, на протяжении которого ее конкретно-научные представления развивались и изменялись; однако главное — подход к психике как субъективному образу объективной реальности — оставалось и остается в ней незыблемым.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей: оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой; сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; психическое отражение углубляется и совершенствуется; обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; преломляется через индивидуальность человека; носит опережающий характер.

General Intelligence — Psychestudy

Цитируйте эту статью как: Правин Шреста, «Общая разведка», в Psychestudy , 18 ноября 2017 г., https://www.psychestudy.com/cognitive/intelligence/general.

Под общим интеллектом понимается наличие умственных способностей, влияющих на деятельность на когнитивном уровне. Существование общего интеллекта было предложено Чарльзом Спирменом в 1904 году. Общий интеллект также известен как g фактор , но, говоря простым языком, его можно просто назвать интеллектом.

Фактор g отвечает за общие результаты тестов на умственные способности. – Спирмен

Спирмен отметил, что, хотя каждый человек преуспел в определенных областях, он не мог преуспеть и в других областях. На самом деле, чаще люди, специализирующиеся в определенных областях, преуспевают в других смежных областях. Например, человек, который преуспел в вербальных тестах, скорее всего, преуспеет и в других тестах.

Это также может быть связано со спортсменами. Нет никакой гарантии, что хороший футболист должен так же хорошо кататься на сноуборде. Тем не менее, хороший футболист находится в хорошей физической форме и спортивен, поэтому у него будет больше шансов лучше выполнять физические задачи, чем у людей, которые не так скоординированы физически.

Основная идея заключается в том, что g-фактор, или общий интеллект, влияет на выполнение всех когнитивных задач. Фактор g можно измерить с помощью психометрических тестов. Наиболее точным и широко используемым методом измерения интеллекта являются тесты IQ.

Накопление данных когнитивного тестирования и усовершенствование аналитических методов сохранили центральную роль g и привели к современной концепции g .

Наряду с введением общего интеллекта Спирмен также помог разработать статистический метод, называемый факторным анализом . Метод предполагает использование различных тестовых заданий для измерения общих способностей. Например, человек, который хорошо справляется с тестами на понимание прочитанного, также лучше справляется с вербальными тестами.

Общий интеллект представляет собой фактор интеллекта, лежащий в основе определенных умственных способностей. – Spearman

То есть на все задачи, составленные в интеллектуальных тестах, влияет общий интеллект человека. Считается, что современные тесты интеллекта, такие как Стэнфорд-Бине, измеряют различные когнитивные факторы, составляющие общий интеллект. Тесты включают

  • количественные рассуждения :
    тест на способность решать числовые задачи
  • гибкое мышление:
    гибкое мышление для решения проблем
  • зрительно-пространственная обработка:
    умение собирать пазлы и копировать сложные фигуры
  • знания:
    знания человека по широкому кругу тем
  • рабочая память:
    объем кратковременной памяти, такой как повторение списка

Идея измерения интеллекта с помощью одного числа, основанного на тесте IQ, до настоящего времени оставалась спорной. Из-за этого концепция g-фактора высмеивалась фанатичными психологами.

Известный психолог Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта в противовес теории общего интеллекта Спирмена. Интеллект Гарднера состоял из способностей в различных областях, таких как логико-математический интеллект, пространственный интеллект и так далее.

Поскольку общий интеллект является основополагающей способностью, определяющей выполнение широкого круга когнитивных задач, показатели IQ часто считаются прогностическим фактором успеха человека в жизни. Однако даже если человеку удается сохранить успехи в учебе и хорошую карьеру, общий успех не ограничивается только этими факторами. Другие факторы, такие как мотивация, социально-экономический статус, личность, зрелость, детский опыт, также имеют жизненно важное значение для определения общего успеха.

Цитируйте эту статью как: Правин Шреста, «Общая разведка», в Psychestudy , 18 ноября 2017 г., https://www.psychestudy. com/cognitive/intelligence/general.

Мотивационный цикл — Психологическое исследование

Цитируйте эту статью как: Правин Шреста, «Мотивационный цикл», в Психическое исследование , 18 ноября 2017 г., https://www.psychestudy.com/general/motivation-emotion/motivational-cycle .

Цикл мотивации — это переход состояний внутри организма, побуждающий организм к удовлетворению конкретной потребности, при этом сама мотивация рассматривается как гипотетическое состояние. Психологи используют понятие потребности для описания мотивационных свойств поведения.

Состояние мотивации далее состоит из четырех различных состояний, которые имеют место в организме , побуждая его к каждому действию. Каждое действие сначала инициируется из-за конкретной потребности . Потребность побуждает человека к действию. Положительные результаты, вызванные действиями, в дальнейшем действуют как стимул , мотивирующий человека к цели . Но человек никогда не может остановиться после достижения определенной цели, и это явление продолжается и продолжается. Это явление получило название Мотивационный цикл .

Потребность

Потребность – отсутствие или дефицит какой-либо необходимости. Это состояние физической депривации, вызывающее напряжение внутри организма. Напряжение, возникающее, когда организм лишен основных жизненных потребностей, таких как пища, вода и сон, приводит к дисбалансу внутренней среды организма. Дисбаланс, вызванный потребностью, побуждает организм сохранять равновесие. Для любого целенаправленного поведения потребность является первым условием или стимулирующим фактором.

Стремление

Потребность приводит к влечению, что является вторым шагом к достижению цели. Побуждение можно определить как состояние напряжения или возбуждения, вызванное потребностью. Побуждение также можно рассматривать как первоисточник энергии, активизирующий организм. Например, когда организм голоден и/или испытывает жажду, он стремится уменьшить это стремление с помощью еды и/или питья.

Толчок действует как сильный стойкий стимул, подталкивающий организм к цели. Это состояние повышенного напряжения, приводящее к беспокойной деятельности и подготовительному поведению.

Стимул

Объект среды, который активирует, направляет и поддерживает поведение, называется стимулом. Это может быть что угодно, лишь бы оно имело как положительное, так и отрицательное значение в мотивации поведения.

Теория стимулов строится на предположении, что действующий организм хорошо осознает свои действия и получаемые в результате последствия. Теория также понимает стимулы как мотивацию, которая есть у человека для достижения какого-либо конкретного целевого объекта. Мотивированное поведение направлено на стимул, и приближение к стимулу обеспечивает удовлетворение пробужденного влечения.

Например: такое поведение, как прием пищи, является стимулом, снижающим влечение человека, вызванное необходимостью утолить голод. Затем редукция поведения купирует и восстанавливает равновесие в организме.

Согласно Хилгарду,

Стимул — это что-то во внешней среде, которое удовлетворяет потребность и, таким образом, снижает побуждение посредством потребительской деятельности.

Цель

Снижение напряжения в организме можно считать целью любого мотивированного поведения. Вернемся к примеру с голодным человеком. Голодный человек ест пищу, и его тело приходит в уравновешенное состояние. Это затем снижает напряжение. Это снижение напряжения в результате активной деятельности называется целью. Как только цель достигнута, организм снова готов к другому целенаправленному поведению.

Цели могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные цели — это цели, которых организм пытается достичь, например, сексуальное общение, еда, победа и т. д. Отрицательные цели — это те, от которых организм пытается убежать или избежать, например, неловкие ситуации, наказания

Эти четыре шага продолжаются и так далее на протяжении всей жизни организма.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts