Основные процессы памяти в психологии: Процессы памяти — Психологос

Процессы памяти — Психологос

Основные процессы памяти — это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

​​​​​​​​​​​​​​Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Запоминанию помогают: 1) свежая голова (а для этого важно высыпаться), 2) эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким), 3) позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!), стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается. Лучше всего запоминается начало и конец.

Закон «места в серии» гласит, что в любой последовательности легче всего запоминается ее начало, затем конец, а наиболее трудно — часть, следующая непосредственно за серединой. Эффект места в серии проявляется при выполнении любого задания такого рода — от запоминания телефонного номера до заучивания стихотворения.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания: отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается. Что касается жизненных событий, то большая часть людей скорее придумывает, нежели вспоминает то что было. Верить человеческим воспоминаниям могут только те, кто склонен верить сказкам.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Забывание может быть естественным процессом, и тогда забывается прежде всего то, о чём мы не думаем и то, что плохо запомнили. Как правило, забывается все то, о чем думаем перед сном: поэтому важные мысли, пришедшие перед засыпанием, куда-нибудь запишите.

С другой стороны, сон хорошо стирает плохие воспоминания: легли, поспали, утром вечерних неприятностей как будто и нет: «Утро вечера мудренее».

Забывание может быть следствием психологических проблем, в том числе следствием вытеснения неприятным событий: у большинство людей неприятные события забываются скорее, чем приятные.

4. Характеристика процессов памяти

Память состоит из ряда психических процессов. Основные процессы памяти — запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру воспроизведения судят о качестве работы всего аппарата памяти.Каждый из процессов памяти подчиняется особым закономерностям.

Память начинается с запоминания.

Запоминание – это процесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Процесс запоминания протекает в трех основных формах: запечатление, непроизвольное запоминание и заучивание.

Запечатление– это как кратковременное, так и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд. Поднепроизвольным запоминаниемпонимают сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала без волевых усилий и цели запомнить, в то время какпреднамеренное запоминание(заучивание) – специальная деятельность, запоминание с целью сохранения материала в памяти.

Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений. Прочность сохранения обеспечивается, с одной стороны, осмысленностью запоминаемого, с другой – повторениями, которые должны быть разнообразными по содержанию и форме.

Забывание– это процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможностей припоминания и воспроизведения заученного материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббингауз. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит:

1) от объема запоминаемого материала;

2) от его содержания и степени его осознанности;

3) от степени значимости запоминаемого материала для человека и др.

Основными факторами забывания является время и степень активности использования имеющейся информации (забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости).

Но в психике встречаются парадоксальные явления, связанные со временем: пожилые люди (а возраст – это временная характеристика) легко помнят о том, что было очень давно, но быстро забывают то, что происходило только что. Это явление называют законом обратного хода памяти.

Забывание осуществляется несколькими способами: непроизвольным затуханием следов (1), стиранием следов последующей информации (2), вытеснением из памяти ненужной информации (3), отключением от ненужной информации с помощью волевого усилия (4), переключением произвольного внимания (5).

Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит само собой. Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство: Я этого никогда не забуду!

Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу преднамеренное, сознательное запоминание, т. е. ставится цель — запомнить материал. Запоминание бывает механическим и смысловым.Механическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций.Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.

Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового — понимание. И механическое и смысловое запоминание имеют большое значение в психической жизни человека.

При запоминании доказательств геометрической теоремы или анализе исторических событий, литературного произведения на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях — запомнить номер дома, телефона и т.п. — основная роль принадлежит механическому запоминанию. В большинстве случаев память должна опираться и на понимание, и на повторение. Особенно ярко это проявляется в учебной работе. Например, при заучивании стихотворения или любого правила одним пониманием обойтись нельзя, как нельзя обойтись одним механическим повторением.

Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием. Заучивание зависит: а) от характера деятельности, от процессов целеполагания: произвольное запоминание, основанное на сознательно поставленной цели — запомнить, более эффективно, чем непроизвольное; б) от установки — запомнить надолго или запомнить на короткий срок.

Мы нередко принимаемся за заучивание какого-то материала, зная, что, по всей вероятности, используем его только в определенный день или до какого-то срока и что, затем он не будет иметь значения. Действительно, по прошествии этого срока мы забываем заученное. Лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание являетсямотивированным.

В результате процесса воспроизведенияинформация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную. В поле сознания появляются образы и представления о ранее воспринятых объектах или явлениях.Процесс воспроизведенияимееттри основные формы: узнавание, само воспроизведение (произвольное и непроизвольное) и припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия).

Узнаваниеявляется наиболее простой формой воспроизведения, которая возникает при повторном восприятии объекта. Узнавание — это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо. Узнавание может бытьполнымилинеполным(частичным). При полном узнавании повторно воспринятый предмет сразу отождествляется с ранее известным. Например, в толпе людей мы узнаем лицо знакомого нам человека. При неполном узнавании существуют трудности соотнесения воспринимаемого предмета с тем, что уже имело место в личном опыте человека. Так, услышав кусочек музыкального произведения, человек может испытывать чувства знакомого, но неспособен назвать музыкальное произведение, из которого взят фрагмент.

Воспроизведение– это появление в поле сознания образа объекта без повторного восприятия объекта. Воспроизведение — более слепой процесс, он характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести. В тех случаях, когда в результате многократных повторений материал закреплен прочно, воспроизведение осуществляется легко.

При непреднамеренном воспроизведении мысли, слова и т.д. вспоминаются сами собой, без всякого сознательного намерения с нашей стороны. Причиной непреднамеренного воспроизведения могут бытьассоциации.Мы говорим: «Мне вспомнилось». Здесь мысль следует за ассоциацией. Припреднамеренном воспроизведении мы говорим: «Я вспоминаю». Здесь уже ассоциации следуют за мыслью

Если воспроизведение связано с затруднениями, т.е. человеку приходится прилагать достаточные усилия для того, чтобы извлечь материал из памяти, воспроизведение называется припоминанием.Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое.

В некоторых случаях воспроизведение заученного с течением времени не только не ухудшается, а улучшается. Такое явление получило название реминисценции. Это связано прежде всего с внутренней работой по осмыслению заученного материала, особенно если он представлял значительный интерес для человека.

Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является ее готовность — умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необходимо в данный момент.

Процессы памяти: определение и этапы

Вы когда-нибудь задумывались, почему вы можете помнить одни вещи, но, по-видимому, не можете другие? Вы задавались вопросом, почему вы помните, как плавать или кататься на велосипеде, но не помните экзамен, который вы готовили на прошлой неделе? Что ж, объяснение заключается в том, как работают различные процессы памяти. Хотя восстановление воспоминаний может показаться мгновенным, на самом деле существует трехэтапная модель обработки памяти, через которую проходит вся информация. Мы подробно рассмотрим каждый из них, а также исследуем психологические доказательства этих процессов памяти.

  • Во-первых, мы собираемся предоставить краткий обзор того, что представляет собой трехэтапная модель обработки памяти.

  • Затем мы более подробно рассмотрим кодирование.

  • Далее будут разные типы памяти.

  • В заключение мы рассмотрим психологические доказательства процессов памяти.

Рис. 1. Процессы памяти позволяют нам извлекать и сохранять информацию.

Трехэтапная модель обработки памяти

Мелтон (1963) обнаружил, что в процессе памяти есть три стадии. Этими процессами являются кодирование, хранение и поиск.

Кодирование — это преобразование информации в формат, который может быть сохранен мозгом.

Хранение — это способность поддерживать информацию с течением времени.

Возможность доступа к этой способности при необходимости поиск .

Отличный способ понять трехэтапную модель обработки памяти — представить свой мозг как компьютер . Для компьютеров информация вводится через внешние устройства, такие как веб-камера, клавиатура или контроллер. Для человека органы чувств — это способ получения информации. Через зрение, слух, осязание и т. д.

Компьютеры должны хранить информацию, например, документы, над которыми вы работаете. Точно так же наш мозг хранит закодированную информацию, поступающую из окружающей среды.

В конце концов, для вывода того, что было сохранено, будет использоваться компьютер. Это может выглядеть как распечатка важного документа. Наш мозг также может выводить определенную информацию, которая может нам понадобиться, это известно как поиск .

Рис. 2. Исследователи предположили, что память хранится в мозгу по-разному.

Кодирование памяти

Кодирование — это процесс памяти, который преобразует поступающую информацию в формат, который может быть сохранен мозгом. Это фундаментальный шаг в создании воспоминаний. После того, как информация закодирована, ее можно извлечь либо из долговременной, либо из кратковременной памяти. Информация обычно кодируется тремя способами:

  • Акустический (Звук)

  • Визуальный (изображение)

  • Семантический (Значение)

Допустим, вы работаете над документом, который нужно сдать для домашнего задания. Однако вы чувствуете, что сделали достаточно за день и хотите продолжить работу на следующий день. В этой ситуации вы должны нажать «Сохранить» в документе, чтобы иметь доступ к нему на следующий день.

В простейшем смысле кодирование памяти работает точно так же. Если информация была успешно закодирована, ее можно будет восстановить.

Теперь представьте, что вы только что прибыли в аэропорт страны, в которой никогда не бывали. Вы очень голодны и решаете поесть. Однако, когда вы собираетесь заплатить, кассир говорит вам, что они не принимают вашу валюту. Затем вам нужно конвертировать вашу валюту в ту, которая принимается.

Аналогично кодированию памяти. Входящая информация от внешних раздражителей должна быть преобразована в формат, который мозг может сохранить.

Акустическое кодирование

Акустическое кодирование занимается обработкой и кодированием звуков. Когда что-то слышно и обрабатывается в нашей памяти, память будет основываться на услышанном звуке. Звук будет связан с этим воспоминанием.

Визуальное кодирование

Визуальное кодирование — это кодирование и обработка изображений и визуальной сенсорной информации. Поскольку воспоминания хранятся в виде изображений, когда вы пытаетесь восстановить эти воспоминания, вы сможете визуализировать информацию в памяти. Например, если вы попытаетесь вспомнить, сколько ручек вы оставили на своем столе. Скорее всего, вы сможете «увидеть» свой стол, чтобы сосчитать ручки.

Семантическое кодирование

Слово «семантическое» относится к значению и интерпретации слов. Как вы, наверное, догадались, семантическое кодирование имеет дело с сенсорным входом, который имеет определенное значение или может быть помещен в определенный контекст. Это отличается от других типов кодирования, которые в основном имеют дело с информацией, поступающей от органов чувств, например слуха.

Различные типы памяти

Прежде чем углубляться в различия между типами различий внутри процессов памяти, вы должны сначала ознакомиться с кратковременная память (STM ) и долговременная память (LTM). Различие между ними поможет вам понять тонкости долговременной памяти.

Различные типы памяти – процессы памяти

Кратковременная память – это информация из окружающей среды, на которую обращают внимание . Эта информация хранится в течение короткого промежутка времени около 18 секунд. Исследование, проведенное Петерсоном и Петерсоном (1959) , подтверждает, что кратковременная память составляет 18 секунд.

Это было обнаружено благодаря открытию того, что когда участникам приходилось вспоминать триграммы, скорость вспоминания резко снижалась через 18 секунд. Это говорит о том, что они достигли предела продолжительности кратковременной памяти, который составлял около 18 секунд.

  • Информация в кратковременной памяти кодируется акустически . Подумайте о том, когда вам нужно записать номер телефона. Чтобы убедиться, что вы не ошибетесь, вы обычно повторяете цифры в уме, чтобы не забыть. Это тоже самое.
  • Информация в долговременной памяти кодируется семантически . Долговременная память — это информация, которая находилась в кратковременной памяти, но была отрепетирована. Это может быть детальная репетиция , где информации придается дополнительное значение. В качестве альтернативы, это может быть репетиция технического обслуживания, когда информация повторяется последовательно.

Тулвинг (1972) предположил, что долговременная память, в отличие от кратковременной памяти, не является единым хранилищем, а разделяется на 3 типа памяти. Это были:

  • Эпизодическая
  • Семантическая
  • Процедурная

После дальнейших исследований долговременная память была разделена на две отдельные категории: процедурную и декларативную. Декларативная память была дополнительно разделена.

Процедурная память

Процедурная память — это место, где хранятся воспоминания о том, как выполнять определенные действия .

Например, умение водить машину или ездить на велосипеде.

Процедурная память делает , а не включают сознательное мышление, когда вы едете на велосипеде, вы не пытаетесь постоянно думать о том, как выполнить каждое действие, вы просто делаете это. В отличие от предыдущих типов памяти, это недекларативное , так как его нельзя легко выразить словами.

Декларативная память

Декларативная память больше фокусируется на значении конкретных событий.

Например, воспоминание о праздновании вашего 16-летия.

Декларативная память может быть далее разделена на:

  • Эпизодический
  • Семантический

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Эпизодическая память

Эпизодическая память отвечает за хранение информации о личных событиях (эпизодах), которые произошли с вами.

Примером этого может быть воспоминание о вашем первом дне в школе или вашей любимой семейной поездке, в которую вы отправились.

Этот тип памяти требует сознательной мысли , потому что вы должны попытаться вспомнить событие, а это декларативный как вы можете легко объяснить память словами.

Семантическая память

Семантическая память отвечает за хранение значений, фактов и информации о мире.

Например, если бы вас спросили, какая столица Нидерландов, то ответ «Амстердам» исходил бы из вашей семантической памяти.

Семантическая память должна быть сознательной продуманной, чтобы к ней можно было получить доступ, и, подобно эпизодической памяти, она декларативна , потому что память можно выразить словами.

Рис. 3. Воспоминание о столице страны является формой семантической памяти.

Психологические данные о процессах памяти

Давайте рассмотрим 3 части психологических данных о процессах памяти.

  • Коэн и Сквайр (1980) нашли доказательства различия между декларативным и процедурным знанием в исследованиях пациентов с амнезией. Пациентам с амнезией обычно чрезвычайно трудно сохранять и создавать эпизодические и семантические знания. Эпизодические и семантические воспоминания, которые были у них до начала амнезии, обычно теряются, но процедурные воспоминания, по-видимому, не затрагиваются. Это говорит о том, что существует различие между декларативной и процедурной памятью, поскольку, если бы не было различия, оба типа воспоминаний были бы затронуты в равной степени.
  • Бахрик, Бахрик и Виттингер (1975) хотели исследовать концепцию, называемую «очень долговременной памятью» (VLTM). Они протестировали почти 400 участников в возрасте от 17 до 74 лет. Участников попросили написать имена тех, кто был в их выпускном классе. Было несколько условий, таких как бесплатный тест на припоминание и тест на распознавание фотографий.
    • Результаты показали, что те, кто был протестирован в течение 15 лет после выпуска, на 90 % правильно вспоминали имена и лица. Количество людей, окончивших школу в течение 48 лет, упало до 80% по именам и 70% по лицам. Таким образом, это исследование показало, что продолжительность долговременной памяти потенциально неограниченна. Это также ясно указывало на разницу между LTM и STM, поскольку продолжительность STM составляла всего 18 секунд.

Процессы памяти – основные выводы

  • Трехэтапная модель обработки памяти состоит из кодирования, хранения и извлечения.
  • Вам необходимо знать 3 типа кодирования: акустическое, семантическое и визуальное.
  • Долговременная память делится на семантическую, эпизодическую и процедурную память.
  • Cohen и Squire (1980) обнаружили у пациентов с амнезией, что болезнь влияет на эпизодическую и семантическую память, но не на процедурную память, указывая на то, что между ними существует различие.

Как создаются воспоминания: этапы формирования памяти

Память служит людям многими сложными способами. Это позволяет нам обрабатывать нашу среду. Улучшить поведение. Дайте контекст нашей жизни. Исследования этого психологического феномена показывают, что память возникает поэтапно, что дает нам ценную информацию о внутренней работе мозга.

Феномен памяти

Брайан Беккер, доцент нейропсихологии Университета Лесли, определяет память как «процесс, в котором разум интерпретирует, сохраняет и извлекает информацию». Когда вы получаете информацию из окружающего мира, объясняет Беккер, этот материал сохраняется в мозгу как мысленное представление и может быть извлечен для использования в будущем. Ряд факторов влияет на то, как мозг извлекает воспоминания — если вообще вспоминает.

Этапы создания памяти

В мозге есть три типа процессов памяти: сенсорный регистр, кратковременная память и долговременная память.

Сенсорный регистр

В процессе сенсорного регистра мозг получает информацию из окружающей среды. Эта активность короткая, длится не более нескольких секунд. Во время сенсорного регистра мозг пассивно собирает информацию с помощью визуальных и слуховых сигналов, известных соответственно как «иконическая» и «эхоическая» память.

Беккер приводит примеры экрана компьютера и разговора, чтобы проиллюстрировать, как распознавать сенсорный регистр. Когда вы смотрите на экран компьютера, а затем отводите взгляд, но все еще можете видеть изображение на экране, это иконическое воспоминание в игре. Точно так же, когда вы разговариваете с другими и просите их повторить, только чтобы понять, что они сказали через мгновение, это демонстрирует эхоическую память.

В процессе создания памяти внимание считается промежуточным этапом между сенсорным регистром и кратковременной памятью. Формирование кратковременной памяти может начаться с направления вашего внимания на информацию, полученную через сенсорный регистр.

Кратковременная память

Согласно Беккеру, кратковременная память состоит из двух частей: традиционно называемой «кратковременной памятью» и «рабочей памятью». Кратковременная память — это когда мозг временно хранит информацию, чтобы ее можно было повторить, например, запомнить номер телефона, который вы видите по телевизору. Рабочая память относится к тому, что мозг хранит информацию с целью манипулирования ею, например, для запоминания набора чисел при работе над математической задачей.

Когда психологи говорят об улучшении памяти, они чаще всего сосредотачиваются на рабочей памяти, потому что вы лучше всего ее контролируете и можете активно улучшать ее.

Долговременная память

Многие считают долговременную память постоянным «банком» в мозгу. Как только воспоминание попадает туда, ум сохраняет его полностью и на неопределенный срок. На самом деле это не так. Хотя процесс долговременной памяти позволяет информации оставаться в мозгу в течение длительного периода, ничто в мозге не избегает риска. Информация, хранящаяся в долговременной памяти, может оставаться в мозгу непродолжительное время (день, неделя) или сохраняться в течение всей жизни.

Когда формируются долговременные воспоминания, гиппокамп извлекает информацию из рабочей памяти и начинает изменять физическую нейронную проводку мозга. Эти новые связи между нейронами и синапсами сохраняются до тех пор, пока они используются. Психологи делят долговременную память на два типа длины: недавнюю и отдаленную.

Долговременная память также может быть описана природой самих воспоминаний, согласно The Guardian :

  • Вы помните имплицитных воспоминаний автоматически, как за рулем автомобиля.
  • Вы осознаете, что активно пытаетесь вспомнить явных воспоминаний . Их можно дополнительно разделить на:
    • Эпизодические воспоминания: Содержат события, которые происходят конкретно с человеком.
    • Семантическая память: Содержат общие знания.

Забывание

Забывание может проявляться как невнимательность или может произойти из-за того, что мозг не поддерживает память достаточно долго, чтобы сохранить ее. Исследования предлагают две основные теории относительно того, почему воспоминания забываются:

  • Теория распада предполагает, что если определенное воспоминание не повторяется, оно в конечном итоге испортится.
  • Теория интерференции предполагает, что новая информация, полученная мозгом, заменяет старую информацию (например, невозможность вспомнить старый пароль после того, как вы создали новый).

Психолог Дэниел Шактер подробно описывает уязвимые места разума в своей книге Семь грехов памяти . Эти конкретные неудачи, которые Шактер называет «грехами», включают:

  1. Быстротечность. Доступ к воспоминаниям становится все труднее либо из-за естественного процесса старения, либо из-за повреждения гиппокампа и височной доли.
  2. Рассеянность. Потеря внимания и забывание задач.
  3. Блокировка. Когда воспоминания временно недоступны. (Также известен как «синдром кончика языка».)
  4. Внушаемость. Когда дезинформация внедряется в память, например, когда кому-то задают наводящий вопрос.
  5. Смещение. Когда воспоминания искажаются из-за ваших знаний и систем убеждений.
  6. Стойкость. Когда невозможно забыть нежелательные воспоминания, например, при посттравматическом стрессовом расстройстве.
  7. Неверная атрибуция. Когда воспоминания приписываются неверному источнику или когда вы считаете, что видели или слышали что-то, чего никогда не испытывали.

Хотя память по-прежнему подвержена всевозможным проблемам, эластичность мозга уникальна и поразительна. Память так же способна улучшаться, как и разрушаться.

Сделайте психологию своей карьерой

Психология — увлекательная область изучения, применимая практически к любой сфере деятельности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts