Основные психологические теории: 1.3. Основные психологические теории. Основы психологии

Содержание

Психологические теории — Практическая психология на Aboutyourself.ru

Многое из того, что нам известно о человеческом мышлении и поведении, появилось благодаря различным психологическим теориям. Например, поведенческие теории демонстрируют, как обусловливание может быть использовано для изучения новой информации и поведения. Студенты-психологи обычно тратят много времени на изучение разных теорий. Некоторые из этих теорий вышли из поля зрения, в то время как другие остаются широко распространенными, но все внесли существенный вклад в понимание мышления и поведения человека. Узнавая больше об этих теориях, можно получить более глубокое понимание прошлого, настоящего и будущего психологии.

Поведенческие теории

Поведенческая психология, также известная как бихевиоризм, — это теория обучения, которая базируется на идее того, что поведение формируется через обусловливание. Разработанные такими знаменитыми психологами, как Джон Уотсон и Б. Ф.Скиннер, бихевиоральные теории доминировали в психологии в первой половине двадцатого века. Сегодня методы поведенческой теории остаются широко распространенными в терапевтических вопросах, чтобы помочь клиентам обучиться новым навыкам и принципам поведения.

  • Что такое бихевиоризм?
  • Классическое обусловливание
  • Как Павлов открыл классическое обусловливание
  • Принципы классического обусловливания
  • Оперантное научение
  • Режимы подкрепления
  • Что такое поведенческий анализ?
  • Стадии изменения
  • Условнорефлекторно выработанное отвращение к вкусу

Когнитивные теории

Когнитивные теории психологии фокусируются на внутренних состояниях, таких как мотивация, решение задач, принятие решений, мышление и внимание.

  • Что такое когнитивная психология?
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Теории интеллекта
  • Какой IQ у гениев?
  • Перцептуальная организация
  • Внимание
  • Память
  • 4 объяснения нашей забывчивости
  • Правое полушарие против левого
  • Теория когнитивного диссонанса

Теории развития

Теории развития создают основу размышления о развитии и обучении человека. Если Вы когда-либо задумывались о том, что является мотивом человеческой мысли и поведения, эти теории могут оказаться полезными в понимании личности и общества.

  • Теория Фрейда о психосексуальном развитии
  • Теория психосоциального развития Эриксона
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Теория нравственного развития в теории Кольберга
  • Теория привязанности
  • Стили воспитания

Гуманистические теории

Гуманистические психологические теории начали набирать популярность в 1950-е гг. В то время как ранние теории делали акцент на анормальном поведении и психологических проблемах, гуманистические теории, наоборот, подчеркивали нравственные качества человека. Основные авторы гуманистических теорий — это Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.

  • Что такое гуманистическая психология?
  • Иерархия потребностей Маслоу
  • Более пристальный взгляд на иерархию потребностей
  • Самоэффективность
  • Что такое самоактуализация?

Теории личности

Практически ежедневно мы даём описание и оценку людям вокруг нас. Осознаем мы это или нет, эти ежедневные размышления о том, как и почему люди ведут себя, подобны тому, что делают психологи. Психология личности рассматривает мысли, эмоции и поведение — все, что делает личность уникальной. Некоторые из известнейших теорий психологии посвящены личности.

  • Что такое личность?
  • Психоаналитическая теория личности
  • Теория черт
  • «Большая пятёрка»
  • Теория психогенных потребностей Мюррея
  • Невротические потребности
  • Защитные механизмы
  • Архетипы Юнга

Социально-психологические теории

Социальная психология помогает нам понять и объяснить социальное поведение. Авторы социальных теорий обычно концентрируются на специфических социальных феноменах, в частности, на поведении групп, просоциальном поведении, социальном влиянии, любви и многом другом.

  • Что такое социальная психология?
  • Эффект свидетеля
  • Конформизм
  • Повиновение
  • Теории лидерства
  • Теории любви

Теории научения

Теории обучения рассматривают то, как люди обучаются и приобретают новые знания. Это междисциплинарная тема, которая часто опирается на информацию из психологии, образования, педагогического проектирования и других областей.

  • Что такое эмпирическое научение?
  • Стили учебной деятельности Колба
  • Стили обучения VARK
  • Стили обучения Юнга
  • Теория множественного интеллекта Гарднера
  • Теория социального научения

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Основные психологические теории и их взаимосвязь. — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Бихевиоризм – направление в американской психологии 20 века, отрицающее сознание и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение трактовалось, как совокупность ответных реакций организма на стимулы внешней среды. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения до смерти. Дж. Уотсон стремился рассматривать поведение как сумму приспособительных реакций по образцу условного рефлекса.

Бихевиористы ставили следующие задачи:

1) выявить и описать максимальное число возможных типов поведенческих реакций; 2)изучить процесс их образования;

3)установить законы их комбинации, т.е. образования сложных форм поведения

ПСИХОАНАЛИЗ (англ. psychoanalysis) направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX — 1-й трети XX в.

П. первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни — сновидений, ошибочных действий, остроумия — были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов.

Эти представления составили психологическое учение, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация (см. Стремление).П. был направлен против интеллектуализма ассоцианистической психологии (см.

Ассоциациям).

П. рассматривает душевную жизнь с 3 т. зр.: динамической (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), «экономической» (энергетическая характеристика душевной жизни) и топической (структурная организация психики).

учение о личности,в которой выделяется 3 структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго).

Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и инстинкт смерти), а также вытесненные влечения и желания.

Структура Я образуется под влиянием внешнего мира, находится также под двусторонним давлением Оно и Сверх-Я.

Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между этими структурами порождает бессознательные защитные механизмы личности (см. Защита психологическая),а также сублимацию бессознательных влечений — замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями.

По Фрейду, творчество человека — результат преобразования его энергии либидо.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Аналитическая психология — одно из психодинамических направлений[1], основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг[2]. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного,

ПСИХОИНТЕЗ — В начале 20 века Роберто Ассаджиоли, соединив в своей психотерапевтической практике различные приемы и подходы психотерапии, разработал новый метод лечения, которому дал название «психосинтез». Создание психосинтеза было попыткой соединить всё лучшее, созданное З. Фрейдом, К. Юнгом, П. Жане и др., а также создать возможности для самопознания личностью себя, самоосвобождения её от иллюзий и перестройки вокруг нового «центра Я».[2]

Для достижения гармоничной внутренней интеграции, постижения истинного «Я» и формирования правильных взаимоотношений с другими людьми Ассаджиоли предложил следующий подход:[2]

1. Глубокое познание своей личности.

2. Контроль над составными частями своей личности.

3. Постижение своего «Высшего Я» (см. модель) — выявление или создание объединяющего центра.

4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Гештальт-психология. — возникшее в Германии в первой трети 20 века и выдвинувшее

У истоков данного направления стояли Вертхеймер, Коффка и Келлер.

Согласно теории гештальт-психологии, мир состоит из целостных сложноорганизованных форм, и человеческое сознание также представляет собой интегрированное структурное целое.

Фундаментальное обобщающее понятие и объяснительный принцип данного направления – гештальт.

Гештальт – означает «форма», «структура», «целостная конфигурация», т.е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей.

Выделяют следующие законы гештальта:

1)тяготение частей к образованию симметричного целого;

2)выделение в поле восприятия фигуры и фона;

3)группировка частей целого в направлении максимальной близости, равновесия и простоты;

4)принцип «прегнантности» (тенденция каждого психического феномена принять максимально определенную, отчетливую и завершенную форму).

Позднее понятие «гештальт» стало пониматься расширенно, как целостная структура, форма или организация чего-либо, а не только применительно к перцептивным процессам.

«Гештальт» представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения.

Гештальт-психология выступила с новым пониманием предмета и метода психологии. Целостность психических структур стало главной проблемой и объяснительным принципом гештальт-психологии.

Трансперсональная психология — течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология — недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье. 20 в. Трансперсональная психология — С. Гроф, Альберт хоффман ЛСД

Гуманистическая психология – это направление в западной психологии, признающее главным предметом своего изучения личность как уникальную целостную структуру. Гуманистическая психология сконцентрирована на изучение здоровых и творческих людей, на изучении их психики. Отношение к личности рассматривается как к абсолютной, бесспорной и непреходящей ценности. В контексте гуманистической психологии подчеркивается уникальность человеческой личности, поиск ценностей и смысла существования. В гуманистической психологии в качестве приоритетных тем психологического анализа выступают высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Данное направление в психологии связано с именами А. Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюллера и др.

Основные положения гуманистической теории личности:

1. Человек целостен и должен изучаться в его целостности.

2. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения.

3. Человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность.

4. Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.

5. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.

6. Человек есть активное, интенциональное, творческое существо.

Когнитивная психология -одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии.

— главной задачей — изучение роли знания в поведении человека

— Интенсивно разрабатывались также когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности.

— Жан Пиаже, Анри Валлон, Брунер, Колберг. Жан Пиаже

Анри Валлон представлял развитие психики человека через его взаимодействие с внешней средой, с условиями существования

Психологическая теория деятельности
Деятельность — это дина­мическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодей­ствия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объек­те, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью.

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы — со­вокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятель­ности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.

Цель — это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека.

Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, кото­рой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; иско­мое — неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели.

Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современ­ное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразо­вал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы даль­нейшего, практически неограниченного развития

— Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонть­ев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др.

Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х — нача­ле 30-х гг. XX Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева. Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и лич­ность.

Уровни деятельности:

Верхний уровень — это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним — уровень операций, и самый низкий — уровень психофизиологических функций.

Основополагающие принципы психологической теории деятельности:

1.Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно долж­но проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).

2Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).

3Деятельность — это активный, целенаправленный процесс (принцип актив­ности).

4Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (прин­цип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обу­словленности).

Теория деятельности С.Л.Рубинштейна — (открывает принцип единства сознания и деятельности, принцип детерминизма) утверждает и доказывает, что базу для построения новой конкретной психологии может составить философия марксизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Теории обучения в психологии и образовании

и

Является ли психология здоровья такой же, как клиническая психология?

Нет, психология здоровья и клиническая психология не одно и то же, хотя и имеют некоторые сходства. В то время как психология здоровья фокусируется на взаимосвязи между психологическими факторами и физическим здоровьем, клиническая психология фокусируется на диагностике и лечении психических расстройств. Клинические психологи работают с людьми, испытывающими проблемы с психическим здоровьем, такие как тревога, депрессия, биполярное расстройство или шизофрения. Они используют различные терапевтические методы, чтобы помочь клиентам справиться со своими симптомами и улучшить свое психологическое благополучие.

С другой стороны, медицинские психологи работают с людьми, помогая им вести здоровый образ жизни и справляться с хроническими заболеваниями. Они могут проводить такие вмешательства, как обучение управлению стрессом, обезболивание или программы по отказу от курения. Психологи здоровья также могут работать с поставщиками медицинских услуг, чтобы улучшить результаты лечения пациентов и помочь пациентам придерживаться их планов лечения.

Хотя между этими двумя областями есть некоторое совпадение, психология здоровья в первую очередь занимается взаимосвязью между психологическим и физическим здоровьем, в то время как клиническая психология в основном занимается диагностикой и лечением психических расстройств.

и

Психодинамический — это то же самое, что психоаналитический?

Часто путают слова психодинамический и психоаналитический. Помните, что теории Фрейда были психоаналитическими, тогда как термин «психодинамический» относится как к его теориям, так и к теориям его последователей, таких как Карл Юнг, Анна Фрейд и Эрик Эриксон.

Узнайте больше: Психодинамический подход

и

Что является примером психологии здоровья?

Примером психологии здоровья может быть исследование влияния стресса на физическое здоровье. Это исследование может исследовать, как хронический стресс влияет на организм, например, увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний или усугубляет существующие состояния здоровья. Психологи здоровья также могут изучать, как люди справляются со стрессом, и разрабатывать меры, помогающие людям более эффективно справляться со стрессом.

Например, медицинский психолог может разработать программу управления стрессом, включающую методы релаксации, когнитивно-поведенческую терапию и социальную поддержку. Другим примером может быть исследование психологических факторов, влияющих на соблюдение режима лечения, такого как медикаментозное лечение или физиотерапия, и разработка вмешательств для улучшения соблюдения режима лечения и улучшения результатов в отношении здоровья.

и

Что такое психология развития?

Психология развития — это научный подход, целью которого является объяснение того, как мышление, чувства и поведение меняются на протяжении всей жизни человека. Значительная часть теорий в рамках этой дисциплины сосредоточена на развитии в детстве, поскольку это период жизни человека, когда происходят наибольшие изменения.

Узнать больше: Психология развития

и

Что такое психосексуальная теория Фрейда?

Зигмунд Фрейд предположил, что развитие личности в детстве происходит в течение пяти психосексуальных стадий: оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной.

На каждой стадии сексуальная энергия (либидо) выражается по-разному и через разные части тела.

Узнайте больше: Психосексуальные стадии развития Фрейда

и

Что такое постоянство объекта в теории Пиаже?

Постоянство объекта означает знание того, что объект все еще существует, даже если он скрыт. Это требует способности формировать мысленное представление (т.е. схему) объекта.

Достижение постоянства объекта обычно сигнализирует о переходе от сенсомоторной стадии к предоперационной стадии развития.

Подробнее: Что такое постоянство объекта согласно Пиаже?

и

В чем разница между психологией и социологией?

Психология изучает разум человека, чтобы понять человеческое поведение, социальные и эмоциональные реакции, тогда как социология смотрит не только на отдельных людей и исследует социальные институты и группы людей.

Узнайте больше: Сходства и различия между социологией и психологией

и

Какая квалификация нужна, чтобы стать психологом здоровья

Великобритания

Чтобы стать психологом в области здравоохранения в Великобритании, вам, как правило, необходимо иметь следующую квалификацию:

  1. Степень бакалавра в области психологии или смежной области, аккредитованная Британским психологическим обществом (BPS).
  2. Аккредитованная BPS степень последипломного образования в области психологии здоровья включает в себя как минимум два года практики в области психологии здоровья под наблюдением.
  3. Регистрация в Совете медицинских и медицинских работников (HCPC) в качестве практикующего психолога в области психологии здоровья.
  4. Соответствующий опыт работы в медицинских учреждениях, таких как больница, поликлиника или учреждение общественного здравоохранения.
  5. Непрерывное профессиональное развитие (CPD), чтобы сохранить регистрацию в HCPC и быть в курсе последних исследований и практики в этой области.

Обратите внимание, что требования для того, чтобы стать психологом здоровья, могут различаться в зависимости от конкретной работы или работодателя. Всегда рекомендуется обращаться в BPS и HCPC за самой последней информацией о квалификациях и регистрационных требованиях.

США

В США квалификации психолога здоровья обычно включают:

  1. Наличие докторской степени (PhD или PsyD) в области психологии здоровья или смежных областях, таких как клиническая психология, психология консультирования или поведенческая психология. лекарство.
  2. Завершение контролируемой клинической интернатуры или программы резидентуры в области психологии здоровья или смежной области.
  3. Лицензия психолога в штате, где вы планируете заниматься. Требования к лицензированию варьируются в зависимости от штата, но обычно включают завершение аккредитованной докторской программы, определенное количество клинических часов под наблюдением и сдачу экзамена на получение лицензии.
  4. Дополнительное обучение или сертификация в определенной области психологии здоровья, такой как поведенческая медицина, детская психология здоровья или реабилитационная психология.
  5. Непрерывное образование и профессиональное развитие, чтобы поддерживать лицензию и быть в курсе последних достижений в этой области.

Обратите внимание, что конкретная квалификация может варьироваться в зависимости от работодателя и конкретных требований к работе. Всегда полезно проконсультироваться с Американской психологической ассоциацией (APA) или советом штата по лицензированию для получения самой последней информации о квалификациях и лицензионных требованиях.

Детская психология и развитие — Просто психология

Узнайте о детской психологии, которая фокусируется на психике и поведении детей от внутриутробного развития до подросткового возраста.

Ключевые термины

  • Схема 
  • John Bowlby
  • Типы вложений
  • Jean Piaget

Схема

Схема — это структура знаний, позволяющая организмам интерпретировать и понимать окружающий их мир. Схемы — это метод организации информации, который позволяет мозгу работать более эффективно. Теория когнитивного развития Пиаже поставила эту концепцию на передний план когнитивной науки. Современные представления о схемах сложились в XIX в.70-х и 1980-х годов.

Подробнее: Схема в психологии: определение, теория и примеры

Джон Боулби

Теория привязанности Боулби предполагает, что дети приходят в этот мир биологически запрограммированными на формирование привязанности к другим, потому что это поможет им выжить.

Гипотеза Боулби о материнской депривации предполагает, что постоянное нарушение привязанности между младенцем и основным опекуном может привести к долгосрочным когнитивным, социальным и эмоциональным трудностям для этого младенца.

Подробнее:  Теория привязанности Джона Боулби

Стили привязанности

Стиль привязанности описывает то, как люди относятся к другим, исходя из того, насколько безопасно они себя чувствуют. Надежная привязанность характеризуется чувством доверия и безопасности в отношениях. По-видимому, существует преемственность между ранними стилями привязанности и качеством более поздних взрослых романтических отношений.

Подробнее: Различные типы стилей крепления

Жан Пиаже

Теория когнитивного развития Жана Пиаже предполагает, что дети проходят четыре различные стадии интеллектуального развития, которые отражают возрастающую изощренность детского мышления. Развитие ребенка определяется биологическим созреванием и взаимодействием с окружающей средой.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts