Основные свойства внимания в психологии: Свойства внимания — Психологос

Свойства внимания — Психологос

​​​​​​​Свойства внимания:

  • концентрация (ясность внимания)

Противоположностью концентрации внимания является рассеянность, то есть состояние, когда человек ни на чем не может сосредоточиться. Такое состояние возникает при сильном утомлении, при наличии слишком многих значимых раздражителей или, наоборот, тогда, когда ни один из раздражителей не является для человека значимым. Включение (иногда с помощью волевых усилий) в определенную деятельность, как правило, вызывает все больший интерес к ней и устраняет рассеянность. Часто рассеянностью называют такое углубление в работу, при котором внимание концентрируется на чем-то одном. Иногда подобная концентрация внимания необходима для наиболее успешного выполнения работы. Однако это может препятствовать коллективной деятельности, когда выполнение собственной работы связано с работой других.

  • объем (большой или малый круг внимания). Смотри Круги внимания

Объем внимания — количество объектов, которые могут быть одновременно восприняты с достаточной для их различения степенью ясности.

Объем внимания зависит от свойств самих воспринимаемых предметов, а также от задачи и характера деятельности воспринимающего их человека. Если объекты восприятия не связаны друг с другом, то количество воспринятых элементов обычно невелико: от 3 до 5, редко до 6. Если же отдельные элементы можно связать друг с другом, то количество различаемых элементов значительно возрастает. Слово может быть воспринято (в десятую долю секунды) даже в том случае, если в нем 12—14 букв. Важную особенность внимания составляет возможность его распределения между двумя или несколькими одновременно выполняемыми действиями. Распределение внимания возможно при некоторой автоматизации выполнения одной деятельности и известном знакомстве со второй.

  • Устойчивость (прыгает или стабильно)

Существенным качеством внимания является его устойчивость — длительное удерживание его на чем-либо подчиненном одной общей задаче. Объекты действия и сами действия могут при этом меняться, но общее направление деятельности должно оставаться постоянным.

Условие устойчивости внимания — разнообразие получаемых впечатлений или выполняемых действий. Для того чтобы длительно удерживать внимание на чем-то одном, надо стремиться вскрывать в нем все новые и новые стороны, ставить по отношению к нему разные, хотя и подчиненные общей цели, действия. Состояние, противоположное устойчивости внимания, — отвлекаемость. Легко отвлекающими внимание являются посторонние эмоциональные, а также неожиданные раздражители. Когда мы стремимся на чем-то сосредоточиться, желательно, чтобы отвлекающих раздражителей не было. Такое, однако, далеко не всегда возможно, поэтому следует культивировать в себе способность работать и в трудных условиях, преодолевая отвлечение.

  • Переключаемость. Способность легко при необходимость переключиться с одного дела на другое.

От отвлекаемости внимания надо отличать переключение внимания как намеренный переход от одной деятельности к другой, подчиненной новой задаче. Быстрота и успешность переключения зависят от интенсивности внимания по отношению к предыдущей деятельности и от характера новой деятельности (от того, насколько она может привлечь внимание). Частое переключение внимания нежелательно, так как требует затраты усилий, а постоянный переход от одной деятельности к другой может сильно затруднить ее исполнение. Но при наступлении утомления от выполняемой работы (особенно однообразной) переключение внимания является полезным, а во многих случаях и необходимым; оно иногда может заменить собой отдых.

  • Способность к параллельным процессам (умение делать несколько дел одновременно, распределяя внимание параллельно).
  • Направленность внимания

Основные направленности внимания: внутрь себя (у интроверта) либо внаружу (на себя, или на другого, или на дело) — у экстраверта. Привычка направлять внимание на себя более характерна для с душевными проблемами — и эти же проблемы провоцирует. Полезнее вырабатывать привычку «быть вовне», вниманием быть обращенным к делам, людям, жизни. У экстравертов также есть две важные направленности внимания — на себя или на другого, в зависимости чьи заботы вам важнее. У людей заботливых заботы другого важнее и интереснее своих, у людей эгоистичных, занятых собой — впереди заботы (и разговоры) о себе. См.→

Основные свойства внимания | Студент-Сервис

В процессе внимания человек тратит значительные ресурсы нервной системы на его удержании на объекте. Затраченные ресурсы могут существенно различаться по количественным показателям отдельных характеристик. Внимание может быть направлено на один или несколько объектов. Человек способен переключать внимание с одного объекта на другие, быть внимательным к тому или иному объекту в течение разного времени и в различной степени. Все эти характеристики, или свойства внимания, проявляются в каждом его конкретном акте, определяя влияние внимания на организацию и продуктивность деятельности. К числу основных свойств внимания относятся: избирательность, объем, концентрация, устойчивость, колебание, переключаемость и распределение.

Избирательность (селективность) внимания связана с возможностью успешной настройки субъекта на восприятие информации, относящейся к сознательной цели или установкам личности. Избирательность осуществляется как на уровне автоматических процессов (при непроизвольном внимании), так и на сознательном, контролируемом уровне (при произвольном внимании). Автоматические процессы в большей степени определены свойствами нервной системы и особенностями объекта. Посредством контролируемых процессов осуществляется сознательная регуляция выбора объекта внимания в соответствии с целью и ситуацией. Контролируемые процессы требуют усилий, осознаваемы и управляемы субъектом. Развитие механизмов сознательной регуляции избирательности внимания лежит в основе овладения человеком своим вниманием.

Объем внимания измеряется количеством объектов, которые воспринимаются человеком одновременно, или идей, осознаваемых ясно и отчетливо. В экспериментальной психологии
для измерения объема внимания применяется специальный прибор — тахистоскоп, позволяющий предъявлять буквы, цифры, слова, фигуры и дру­гие зрительные стимулы одномоментно (время экспозиции 0,1 секунды). В настоящее время для этих целей применяются разнообразные компьютерные методики. У взрослого человека объем внимания равен 7 ± 2 элемента (куска), так же как объем восприятия и кратковременной памяти. В реальных ситуациях величина объема внимания зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала, степени знакомства с ним, специфики деятельности и поставленной цели. При возможности установления смысловых связей или группировки объектов объем внимания возрастает. В экспериментальных исследованиях показано значительное увеличение объема внимания на смысловые сочетания. К характерным функциональным особенностям внимания относится сужение объема, что, в частности, может быть следствием состояния монотонии, возникающего при однообразной работе. Измерение объема внимания и поиск путей для его увеличения в случае необходимости используются при обучении в тех видах профессиональной деятельности, содержанием которых является принятие решений на основе точности и полноты воспринимаемой информации (например, авиадиспетчеры, операторы сложных систем управления).

Концентрация внимания характеризуется степенью сосредоточенности сознания на объекте и выражает интенсивность связи субъекта с объектом. Образно говоря, концентрация внимания представляет собой фокус, в который собрана сознательная деятельность субъекта в данный момент. Максимальной величины концентрация внимания достигает при восприятии одного объекта. Увеличение объема внимания приводит к снижению уровня концентрации. Концентрация внимания выступает как важное психологическое условие углубленного познания объектов и явлений, выполнения сложных практических действий. Развитие концентрации внимания предполагает использование специальных приемов организации деятельности с объектом: выделения в нем новых аспектов, их анализа и сравнения, поиск новых свойств объекта, путей и возможностей его применения или совершенствования. Повышению и развитию концентрации внимания способствует активность личности, увлеченность деятельностью и интерес к объекту.

Устойчивость внимания отличается длительностью времени, в течение которого сохраняется сосредоточенность внимания на объекте. Непривлекательность объекта, неподвижность, однообразие действий с ним делают внимание неустойчивым. Факторами, повышающими устойчивость внимания, являются интерес к объекту, его связь с жизненными ценностями личности, осознание важности выполняемой работы и постановка специальной задачи на удержание внимания. В то же время наблюдения и экспериментальные исследования показывают, что внимание подвержено периодическим, непроизвольным колебаниям.

Колебание как свойство внимания изучал Н.Н. Ланге. В его экспериментах испытуемые слушали тиканье часов. Через определенные периодические промежутки времени звук часов флуктуировал. Н.Н. Ланге показал, что период колебания составляет примерно две-три секунды. Причинами колебания внимания являются утомление и адаптация органов чувств. Колебание внимания — свойство, противоположное устойчивости. Если отсутствуют или слабо выражены основные факторы устойчивости, колебания неизбежно будут иметь место.

Возможен и намеренный, сознательный перенос внимания с одного объекта на другой — переключение внимания. Это дает человеку возможность быстро ориентироваться в ситуации, учитывать все ее особенности, детали и происходящие в ней изменения, что необходимо в быстро меняющихся сложных ситуациях. В классе учителю приходится переключать внимание на разных учеников, на собственную деятельность, неожиданные события, не отклоняясь от плана и основного содержания урока. Переключаемость внимания выражается в скорости перехода от одного вида деятельности к другому и зависит как от свойств нервной системы — динамичности и ригидности, так и от тренировки действий с соответствующими объектами. Это важно учитывать в тех случаях, когда от высокой или низкой переключаемости внимания зависит принятие особо значимых или жизненно важных решений. Например, водителям автотранспорта постоянно приходится переключать внимание с панели управления на сигналы светофора, дорожные ситуации и другие объекты.

В некоторых ситуациях от человека требуется одновременно выполнять два или большее число действий при отсутствии условий их выполнения путем переключения внимания. Достигается это посредством распределения внимания — удержания в сфере внимания одновременно нескольких объектов. Это предполагает его концентрацию не в одном, а как минимум в двух фокусах. Распределение внимания дает возможность не терять ни один из объектов из поля сознания. Такое свойство оказывается важным и даже необходимым во многих видах деятельности. Оно поможет, например, вести наблюдение за несколькими процессами или объектами, когда обстоятельства не позволяют терять их из вида ни на одно мгновение. Умея распределять внимание, учитель может объяснять новый материал, наблюдать за тем, как он воспринимается учениками, что происходит в классе.

В реальной деятельности часто бывает трудно определить, имеет ли место переключение или распределение внимания. Это удается сделать только в экспериментальных условиях с помощью точных замеров реакций испытуемого. Исследования показывают, что распределению внимания способствует связь объектов друг с другом и характер выполняемых с ними действий. Они должны быть не очень сложными, и, по крайней мере, одно из них должно быть автоматизированным, т.е. не требовать постоянной направленности сознания.

Например, опытная вязальщица может одновременно вязать и смотреть телевизор или вести беседу. Историческими фактами являются феноменальные способности к распределению внима­ния Юлия Цезаря и Наполеона, умевших одновременно и эффективно выполнять несколько важных дел. Но в отдельных случаях распределение внимания не обеспечивает адекватности действий, что может приводить к сбоям в выполняемой деятельности и другим нежелательным последствиям. В хронике дорожных происшествий обсуждался инцидент перехода улицы пешеходом, который говорил по мобильному телефону. Он вовремя не заметил опасность, что привело к серьезному дорожно-транспортному происшествию.

Психическим состоянием, противоположным вниманию, является рассеянность — функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенному вниманию. Рассеянность вызывается различными причинами. Она может быть результатом усталости, бессонницы или нездоровья. У детей рассеянность часто бывает следствием невозможности сосредоточения внимания и высокой отвлекаемости. Такого типа рассеянность называется «ученической». Погружение человека в мечты или грезы вызывает состояние «поэтической» рассеянности. Глубокая сосредоточенность на поиске решения сложной проблемы является причиной «профессорской» рассеянности. «Поэтическая» и «профессорская» рассеянность не мешают достигать значительных успехов в художественной и научной деятельности, а, напротив, часто способствует этому ввиду того, что человек постоянно сосредоточенно думает о какой-то проблеме и в конце концов решает ее. «Ученическая» же рассеянность препятствует усвоению знаний и требует специальной коррекции.

Отдельные свойства внимания могут быть развиты у человека неравномерно. Это связано с индивидуальными и личностными особенностями или со спецификой преобладающего вида деятельности. Формирование внимания учащихся предполагает знание особенностей основных его свойств и их соотношения, определение конкретных причин рассеянности в процессе учебной деятельности. Высокий уровень развития основных свойств внимания, овладение своим вниманием как произвольным, самоуправляемым процессом характеризуют формирование внимательности как свойства личности. Внимательный человек способен к длительному и сосредоточенному вниманию на нужном объекте даже в условиях действия отвлекающих факторов. Он может анализировать свои психические состояния и управлять ими, снимать утомление, оптимальным образом организуя деятельность и внимание, а в случае необходимости прикладывать волевые усилия для его удержания. Внимательность как свойство личности проявляется во всех видах деятельности, выступая в качестве важной составляющей ее успешности. В общении внимательность способствует более тонкому восприятию других людей, особенностей их речи и невербальных реакций, а следовательно, и более глубокому пониманию их внутреннего мира, что так важно для эффективного педагогического общения и педагогической деятельности.

Развитие внимания и внимательности взаимосвязано с общим развитием активности и направленности личности. Развитие произвольного внимания взаимосвязано и составляет важную сторону в формировании системы произвольных процессов и волевых действий субъекта. Формирование внимания служит одним из основополагающих факторов эффективности учебной, трудовой и других видов деятельности.

Внимание | безграничная психология |

Внимание — это ограниченный ресурс, используемый для выборочной концентрации на некоторой информации и игнорирования другой воспринимаемой информации.

Цели обучения

Оценить значение внимания как ограниченного ресурса

Ключевые выводы

Ключевые термины

Внимание — это поведенческий и когнитивный процесс избирательной концентрации на отдельном стимуле при игнорировании других воспринимаемых стимулов. Это основная область исследований в области образования, психологии и неврологии. Внимание можно рассматривать как распределение ограниченных ресурсов обработки: ваш мозг может уделять внимание только ограниченному количеству стимулов. Внимание играет роль во многих психологических аспектах, включая память (стимулы, на которые обращают больше внимания, лучше запоминаются), зрение и когнитивную нагрузку.

Визуальное внимание

Вообще говоря, считается, что визуальное внимание работает как двухэтапный процесс. На первом этапе внимание равномерно распределяется по внешней зрительной сцене и обработке информации. На втором этапе внимание концентрируется на определенной области визуальной сцены; он ориентирован на определенный стимул. Есть две основные модели для понимания того, как работает визуальное внимание, обе из которых являются расплывчатыми метафорами реальных происходящих нейронных процессов.

Модель прожектора

Термин «прожектор» был вдохновлен работой Уильяма Джеймса, который описал внимание как наличие фокуса, поля и края. Фокус — это центральная область, которая извлекает информацию «высокого разрешения» из визуальной сцены, на которую направлено внимание. Фокус окружен краем внимания, который извлекает информацию гораздо более грубым способом. Эта полоса простирается до определенной области, а ее отсечка называется границей.

Модель прожектора : В модели прожектора основное внимание уделяется центральной области, которая получает очень подробную информацию. Край принимает менее подробную информацию, а край — это граница приема любой информации.

Модель с зум-объективом

Впервые представленная в 1986 году, эта модель наследует все свойства модели Spotlight, но имеет дополнительное свойство изменения размера. Этот механизм изменения размера был вдохновлен зум-объективом, который можно найти в камере, и любое изменение размера можно описать как компромисс в эффективности обработки. Зум-линза внимания может быть описана в терминах обратного компромисса между размером фокуса и эффективностью обработки. Поскольку предполагается, что ресурсы внимания фиксированы, чем больше фокус, тем медленнее будет обработка этой области визуальной сцены, поскольку этот фиксированный ресурс будет распределен по большей площади.

Когнитивная нагрузка

Подумайте о компьютере с ограниченным объемом памяти: вы можете дать ему столько задач, сколько он не сможет обработать больше. Мозг работает по тому же принципу, который называется теорией когнитивной нагрузки. «Когнитивная нагрузка» относится к общему количеству умственных усилий, используемых в рабочей памяти. Внимание требует рабочей памяти; поэтому сосредоточение внимания на чем-либо увеличивает когнитивную нагрузку.

Многозадачность и разделенное внимание

Многозадачность можно определить как попытку одновременного выполнения двух или более задач; однако исследования показывают, что при многозадачности люди делают больше ошибок или выполняют свои задачи медленнее. Каждое задание увеличивает когнитивную нагрузку; внимание должно быть разделено между всеми составляющими задачами для их выполнения.

Более ранние исследования включали в себя изучение пределов возможностей людей, выполняющих одновременные задачи, например, чтение рассказов, слушая и записывая что-то еще, или слушая два отдельных сообщения разными ушами (т. е. дихотическое слушание). Подавляющее большинство текущих исследований многозадачности человека основано на одновременном выполнении двух задач, обычно связанных с вождением автомобиля и выполнением другой задачи, такой как отправка текстовых сообщений, прием пищи и общение с пассажирами в автомобиле или разговор по мобильному телефону.

Это исследование показывает, что человеческая система внимания имеет ограничения на то, что она может обрабатывать: эффективность вождения ухудшается при выполнении других задач; водители совершают больше ошибок, тормозят сильнее и позже, чаще попадают в аварии, сворачивают в другие полосы и меньше осознают свое окружение при выполнении ранее обсуждавшихся задач.

Избирательное внимание

Исследования показывают, что если присутствует много стимулов (особенно если они связаны с заданием), гораздо легче игнорировать стимулы, не связанные с заданием, но если стимулов мало, мозг будет воспринимать нерелевантные стимулы так же, как и стимулы. актуальны.

Некоторые люди могут обрабатывать несколько сигналов с практикой. Например, обученные операторы азбуки Морзе смогли скопировать 100 % сообщения, ведя содержательный разговор. Это основано на рефлекторной реакции, возникающей в результате «переучивания» навыков транскрипции азбуки Морзе, так что это автономная функция, не требующая особого внимания для выполнения.

Распределенное внимание и его значение для зрительного восприятия | От восприятия к сознанию: поиск с Анной Трейсман

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic От восприятия к сознанию: поиск с Энн ТрейсманКлиническая психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic От восприятия к сознанию: поиск с Энн ТрейсманКлиническая психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Больше

Cite

Evans, Karla K. , and Sang Chul Chong,

‘Распределенное внимание и его значение для визуального восприятия’

,

в Jeremy Wolfe, and Lynn Robertson (eds) From Perception

, к сознанию: поиск с Энн Трейсман

, Оксфордская серия по визуальному познанию

(

Нью-Йорк,

2012;

онлайн edn,

Oxford Academic

, 24 марта 2015 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:osobl/9780199734337.003.0026,

22. 2022.93337.003.0026,

2222.

.

.003.0036,

2222.934337.003.0026,

222.

.9003

.003.0026,

2022.934337.003.0026,

. Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic От восприятия к сознанию: поиск с Энн ТрейсманКлиническая психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic От восприятия к сознанию: поиск с Энн ТрейсманКлиническая психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе комментируется статья Энн Трейсман 2006 г. «Как распределение внимания определяет то, что мы видим» , опубликованная в Зрение . Трейсман рассматривает данные некоторых исследований сосредоточенного внимания и его использования в функциях связывания, а также распределенного внимания и того, чем оно отличается от сфокусированного внимания с точки зрения масштаба и функции. В главе сравнивается распределенное внимание Трейсмана с аналогичными понятиями, такими как глобальное или целостное внимание, и исследуется, как можно эмпирически разделить два режима внимания. В нем обобщаются результаты некоторых недавних исследований, посвященных статистическим свойствам, быстрой категоризации сцен и восприятию сути, и предлагается, какую роль может сыграть идея Трейсмана о распределенном внимании. В нем рассматривается, как зрительная система извлекает средний размер массива и как свойства, полученные в результате распределенного внимания, способствуют быстрому восприятию сцены.

Ключевые слова: сосредоточенное внимание, связывание, распределенное внимание, статистические свойства, быстрая категоризация сцен, восприятие сути, зрительная система, быстрое восприятие сцен, Энн Трейсман

Предмет

Клиническая психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов учреждения

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts