Задачи современной психологии
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».
Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности.
В познании сущности психических явлений важнейшая роль принадлежит категориям диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в уже упомянутой книге выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу.
Им были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора.
Исследование практически всей системы психических явлений — от элементарных ощущений и до психических свойств личности, — направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.
Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее оформления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов.
Современная психология и ее место в системе наук
От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы. Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б.М.Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника.
Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б.
Ф.Ломова, интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой является человек. Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.Остановимся подробнее на описании содержательных характеристик связи психологии с названным треугольником наук. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности, и потому изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.
В то же время любая деятельность людей всегда закономерно зависит не только от объективных условий жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Материалистическая психология дает действительное научное обоснование взаимодействия субъективных и объективных условий, исходя из того, что материальной основой всех психических явлений, какими бы сложными они не были, служат системы временных связей в коре головного мозга. Благодаря образованию и функционированию этих связей психические явления могут воздействовать на деятельность человека — регулировать и направлять его действия, влиять на отражение человеком объективной действительности.
Таким образом, устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и в частности, с физиологией высшей нервной деятельности.
Физиология, как известно, занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы, обеспечивающими «уравновешивание» организма со средой. Легко видеть, что знание той роли, которую в этом процессе играют различные «этажи» нервной системы, законы работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные связи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучивший основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах протекают. Но для овладения основами психологической науки знания физиологии совершенно недостаточно.
Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в. Сюда же относится и внедрение в психологию экспериментального метода’ (Г.Фехнер). Как уже говорилось, естественнонаучную теорию психологических знаний составила рефлекторная теория (И. М.Сеченов, И.П.Павлов, а также работы крупнейших советских физиологов: Л.А.Орбели, П.К. Анохина, К.М.Быкова, Н.И.Красногорского, А.А.Ухтомского, НА.Берншгейна, И.С.Бериташвили). Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии «казали эволюционные идеи Ч.Дарвина. Они позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших.
Психолог должен достаточно отчетливо представлять различия в существовании растений и животных. Нужно ясно представлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной вводной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в условиях наземного существования, предъявляющего неизмеримо большие требования к активной ориентировке в условиях среды. Нужно хорошо усвоить различия в принципах существования, между миром насекомых и высших позвоночных. Без таких знаний общих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое понимание особенностей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу.
Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и другими общественными науками, приводит к постановке проблем, по существу, психологических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т.д. Коротко говоря: в исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных процессов, и, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка.
Сказанное делает ясным, какое огромное значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Если решающую роль в формировании поведения животного играют биологические условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории. Современная психологическая наука, изучающая прежде всего специфически человеческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук — исторического материализма, обобщающего основные законы развития общества. Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу.
И особо следует остановиться на связи психологии с педагогикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общей теории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т. д.
В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить современного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.
Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей.
Но необходимо помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся «несовместимость», они все тем не менее относятся к единой области знания. В конце концов, их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психических. Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и теоретически разрабатывающая основные психологические проблемы. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же. Это — человек, его психические процессы, состояния и свойства.
Психология
- Ветви психологии
- История психологии
- Классификация методов современной психологии
- Методы психологии
- Понятие психологии
- Психологические законы
- Список психологов
Предмет, объект, задачи и методы психологии
22.05.2012
Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.
В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:
- душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;
- в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;
- в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;
- согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;
- процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;
- личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.
В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.
Основные задачи психологии:
- изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;
- изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;
- использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.
Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».
Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.
Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.
Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.
Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.
Все методы психологии могут быть разделены на три группы:
- объективные методы психологии;
- методы описания и понимания психологии человека;
- методы психологической практики.
Ключевые слова: Наука
Источник: Луковцева А. К., Психология и педагогика
Материалы по теме |
---|
Как соотносятся теории и факты? Гусев Д. А. Логика — М.: Прометей, 2015. -300 с. |
Развитие социальной психологии Тамотсу Шибутани, Социальная психология |
Принципы и методы психологии Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология |
История становления конфликтологии как науки Н. А. Лобан. Конфликтология УМК — Минск.: Изд-во МИУ, 2008 |
Каузальная атрибуция Горбунова М.Ю., Социальная психология |
Общая система психологических наук … |
Психологические идеи европейских мыслителей Средневековья и эпохи возрождения Константинов В. В., История психологии |
Отрасли современной психологии Занковский А.Н., Психология деловых отношений |
Образец должностной инструкции психолога | Workable
Используйте это описание работы психолога, чтобы разместить объявление о своих вакансиях и найти подходящих кандидатов. Не стесняйтесь изменять обязанности и требования в зависимости от ваших потребностей
В обязанности психолога входит:- Проведение плановых осмотров пациентов для оценки состояния их здоровья и выявления возможных проблем
- Предоставление соответствующих советов по здоровым привычкам и профилактическим действиям для улучшения общего состояния здоровья
- Постановка информированного диагноза на основе научных знаний и истории болезни пациента
Краткое описание работы
Мы ищем психолога, который присоединится к нашей команде и будет поддерживать благополучие наших пациентов.
В обязанности психолога входит оценка пациентов и сбор их анамнеза, прежде чем диагностировать проблемы, требующие внимания, с помощью тестов для разработки плана лечения, обеспечивающего здоровье и успех ваших пациентов. Они будут беседовать с пациентами и проводить диагностические тесты, чтобы получить более четкое представление об их проблемах с психическим здоровьем.
В конечном счете, вы предоставите людям индивидуальные варианты лечения, чтобы они могли лучше понять себя, помогая другим найти способы изменить свое поведение и облегчить проблемы в своей жизни.
Обязанности
- Использовать знания психологической теории и практики
- Помогите клиентам решить проблемы с психическим здоровьем или изменить свое поведение
- Продемонстрируйте превосходные коммуникативные навыки, чтобы раскрыть сложные проблемы психического здоровья
- Помогите людям решить основные поведенческие проблемы
- Сопереживать широкому кругу людей
- Сосредоточьтесь на потребностях ваших клиентов
- Разрабатывать и рекомендовать планы лечения на основе потребностей пациента и диагноза
- При необходимости давать направления для получения дополнительной помощи, обследования или лечения
- Сотрудничать с преподавателями, персоналом и другими специалистами для обеспечения наилучшего ухода
Требования и навыки
- Должен иметь опыт работы психологом или в смежной области
- Возможность пройти тщательную проверку биографических данных
- Продемонстрировать способность эффективно работать с различными группами населения
- Обладать хорошими практическими знаниями методов диагностики
- Отличные навыки межличностного общения и общения
- Лицензия, имеющая право на практику в вашей юрисдикции
- Докторская степень по аккредитованной программе клинической или консультационной психологии
Часто задаваемые вопросы
Чем занимается психолог?
Психологи — это специалисты, которые оценивают, диагностируют и лечат психические расстройства. Психологи занимаются проблемами, связанными с парами или семьями, в то время как школьные психологи работают в школах, чтобы помочь детям узнать, как они должны себя вести.
Каковы обязанности и ответственность психолога?
Психологи оценивают, диагностируют и лечат психологические проблемы, связанные с физическим или психическим здоровьем. Они также играют важную роль в пропаганде здорового образа жизни, предотвращая заболевания и улучшая качество жизни пациентов.
Что делает хорошего психолога?
Психолог — это человек, который интуитивно понимает людей и их потребности. Лучшие из них движимы состраданием, творчеством и способностью говорить правду. Они стремятся всегда понимать, что происходит, чтобы помочь улучшить жизнь других.
С кем работает психолог?
Некоторые психологи работают в одиночку, но многие психологи работают с другими поставщиками медицинских услуг, такими как врачи и медсестры, при взаимодействии с пациентами в медицинском учреждении.
Психолог Образец должностной инструкции | Monster.com
[Вводный абзац] Должностная инструкция вашего психолога должна начинаться с нескольких вступительных заявлений о компании. Дайте потенциальным кандидатам заглянуть в культуру, чтобы они поняли, что уникального в организации; надеюсь, это заставит их захотеть присоединиться к команде.
Психолог Должностные обязанности:
- Беседует с людьми и способствует их положительному психическому здоровью и личностному росту.
- Оценивает потребности пациентов и соответствующим образом их удовлетворяет.
- Изучает факторы, влияющие на поведение человека.
- Разрабатывает планы лечения.
- Проводит психологические тесты и определяет результаты.
- Консультации: консультирует в рамках групповых или индивидуальных занятий.
- Поведенческие: исследует изменения в поведенческих моделях на протяжении жизни человека, исследует социальные тенденции и пытается исправить нарушения, вызванные неправильным развитием.
- Судебно-медицинский эксперт: работает с сотрудниками правоохранительных органов и выступает в качестве экспертов в различных судебных делах, оценивает компетентность, работает со свидетелями и проводит психологическую оценку.
- Клинические: занимается профилактикой, диагностикой и лечением психических расстройств, а также работает с врачами над определением наилучшего курса лечения пациентов.
[Рабочие часы и льготы] Размещение здесь информации о рабочих часах и льготах помогает поддерживать интерес аудитории. Соискатель хочет иметь четкое представление о том, что повлечет за собой его типичный рабочий день. Упомяните конкретную информацию об условиях работы или требованиях; это будет варьироваться в зависимости от специальности. Например, психологу, работающему в больнице, возможно, придется работать допоздна, в отличие от того, кто работает в школе, исследовательской или деловой среде. Кроме того, важно обсудить любые льготы или специальные привилегии, которые предоставляет ваша организация, которых нет у других работодателей.
Психолог Квалификация/навыки:
- Знание теории и практики психологии
- Превосходные коммуникативные навыки
- Навыки исследования
- Интерес к тому, как люди думают и обрабатывают информацию
- Способность сопереживать широкому кругу людей
- Навыки слушания
- Способность справляться со стрессовыми и возможными нестабильными ситуациями
Образование и опыт Требования:
- Степень бакалавра психологии
- Высшая степень (магистратура или докторантура), которую часто требуют или предпочитают работодатели
- Часто требуется государственная лицензия
- Сертификация доступна в различных областях специализации
- В зависимости от специальности могут применяться дополнительные требования
[Призыв к действию] Завершите должностную инструкцию психолога призывом к действию . Когда вы даете соискателям конкретные указания о том, как подать заявку, вы, скорее всего, получите ответы.