Этология | это… Что такое Этология?
Раздел зоологии Этология |
Ветви зоологии |
Акарология • Физическая антропология |
Знаменитые зоологи |
Жорж Кювье · Чарльз Дарвин |
История |
Этоло́гия — полевая дисциплина зоологии, изучающая генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных, в том числе людей[1][2]. Термин ввёл в 1859 французский зоолог Изидор Жоффруа Сент-Илер. Тесно связана с зоологией, эволюционной биологией, физиологией, генетикой, сравнительной психологией, зоопсихологией, а также является неотъемлемой частью когнитивной этологии.
Основоположник этологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц, называл этологию «морфологией поведения животного».
Содержание
|
Происхождение названия и история
Термин «этология» взят из греческого языка, слово этос (др.-греч. ἦθος) — в греческом языке означает нравы, характер, привычка, обычай. Термин стал известен почти в современном виде в 1902 году в Англии благодаря работам американского энтомолога Уильяма Мортона Уилера (William Morton Wheeler). До этого термин использовался по-разному. В XVII в. этологом называли актера, изображающего человеческие характеры. В XVIII в. этология была равнозначна этике, в 1843 г. Дж. Милль назвал этологией предложенный им раздел психологии, изучающий человеческий характер.
В современном виде термин впервые употреблён биологом Исидором Жоффруа Сент-Илером в 1859 г. как наука о жизни животных в естественной среде.
Этология окончательно сформировалась в 30-е годы XX века на базе полевой зоологии и эволюционной теории как наука о сравнительном описании поведения особи. Становление этологии связывают главным образом с работами Конрада Лоренца и Николаса Тинбергена, хотя они сами первоначально не называли себя этологами. Затем этот термин стал употребляться для того, чтобы различать специалистов по изучению животных в естественных условиях от сравнительных психологов и бихевиористов в США, работавших преимущественно аналитическими методами в лабораториях. Современная этология является междисциплинарной и имеет в себе физиологическую, эволюционную составляющие, наследие бихевиоризма.
Четыре вопроса Тинбергена
Тинбергену принадлежит краткая формулировка основных проблем, вокруг которых должно концентрироваться внимание исследователей поведения. Согласно его определению, анализ поведенческого акта только тогда можно считать полноценным, если исследователь пытается определить:[источник не указан 89 дней]
- приспособительную функцию: как поведенческий акт влияет на способность животного выживать и оставлять потомство?
- причину: какие воздействия запускают поведенческий акт?
- развитие в онтогенезе: как поведение меняется с годами, в течение индивидуального развития (онтогенеза), и какой предыдущий опыт необходим для проявления поведения?
- эволюционное развитие: каковы различия и сходства похожих поведенческих актов у родственных видов, и как эти поведенческие акты могли возникнуть и развиваться в процессе филогенеза?
Известные этологи
- Конрад Лоренц
- Николаас Тинберген
- Уоллес Крэг
- Леонид Викторович Крушинский
- Ричард Докинз
- Виктор Дольник
- Десмонд Моррис
- Карл Фриш
См.
такжеВ Википедии есть портал «Этология» |
- Когнитивная этология
- Иерархия доминирования
- Метка
- Уринация и поведение
- Запечатление (импринтинг)
- Инстинкт
- Бихевиоризм
- Фиксированная форма действия
- Социобиология
- Поведение
- Решение задач животными
- Сигналы примирения
Примечания
- ↑ Этология.ру
- ↑ Barrett, Deirdre Supernormal Stimuli: How Primal Urges Overran Their Evolutionary Purpose. — New York: W. W. Norton, 2010. — 216 p. — ISBN 039306848X
Литература
- Мак Фарленд, Поведение животных.
- Бутовская М. Л., Файнберг Л. А. Этология приматов (учебное пособие). М.: Издательство МГУ, 1992.
- Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества. М. Наука. 1993. 255 с.
- Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура. М. Научный мир. 2004.
- Бутовская М.Л. Тайны пола: мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: Век-2. 2004. 367 с.
- Бутовская М.Л., Дерягина М.А. Систематика и поведение приматов. М.: Энциклопедия российских деревень. 2004 г.272 с.
- Бутовская М.Л. Гомосексуализм и эволюция. Фрязино: Век-2 2005, 62 с.
- Бутовская М.Л. Власть, пол и репродуктивный успех печ. Фрязино: Век-2 2005, 62 с.
- Бутовская М.Л. Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека. М.: Научный Мир. 2006. 275 с. (совместно с В.Н.Бурковой, В.М.Тименчик, Е.Ю.Бойко и др.).
- Бутовская М.Л., Дьяконов И.Ю., Ванчатова М.А. Бредущие среди нас: Нищие в России и странах Европы, история и современность. М. Научный Мир. 2007. 275 с.
- Бутовская М.Л., Морозов И.А., Махов А.Е. Обнажение языка: кросс-культурное исследование семантики древнего жеста. М. Языки Славянской Культуры. 2008, 318 с. ( совместно с И.А.Морозовым, А.Е.Маховым)
- Вагнер В.
- Зорина З. А., Полетаева И. М. Основы этологии и генетики поведения. М: МГУ, 1999.
- Корытин С. А. Поведение и обоняние хищных млекопитающих — Изд. 2-е. — М.: [Изд-во ЛКИ]: URSS [дистрибьютор], 2007. — 224 с.
- Корытин С. А. Приманки зверолова. Управление поведением зверей с помощью апеллентов — М.: Изд-во ЛКИ: URSS [дистрибьютор], 2007. — 288 с.
- Крушинский Л. В. Избранные труды, М, 1991.
- Крушинский Л. В. Записки московского биолога. Загадки поведения животных — М.: Языки славянской культуры, 2006. — 500 с.
- Паевский В. А. Пернатые многоженцы: браки, измены и разводы в мире птиц — М.; СПб.: Товарищество науч. изд. КМК, 2007. — 144 с.
- Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учебное пособие для вузов — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 543 с.
- Хайнд Р. Поведение животных М. , 1975.
- Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей — СПб.: ЧеРо-на-Неве, Петроглиф, 2004. ISBN 5-88711-213-1
Ссылки
- Мак-Фарленд Поведение животных, изд-во МИР(1988), переведена тремя кандидатами биологических наук, под редакцией академика П. В. Симонова
- Поведение муравьёв, обзоры последних открытий и статей
- Русскоязычный сайт об этологии
- Сайт со статьями Анатолия Протопопова
Статьи
- Этология:Библиотека
- Статьи по этологии
- Этология в Белорусской цифровой библиотеке
- Классовое общество с этологической точки зрения
Этология человека | Суть времени
Лариса Магданова
Этология человека— наука, базирующаяся на применении методов и законов этологии (науки о поведении животных) к исследованию поведения человека.
Поведение(в биологии) — способность животного изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов.
Поведение (в психологии) — совокупность действий и поступков индивида.
В настоящее время человеческая цивилизация оказалась в ситуации антропологического кризиса, вызванного отставанием биологической эволюции человека от культурной эволюции: несмотря на то, что в эпоху модерна наука и технологии проделали огромный путь в своём стремительном развитии, организм Homo sapiens, а следовательно, и его умственные способности, остались практически неизменными – такими же, какими они были 10 тысяч лет назад, во время появления современного человека [1]. В связи с этим становится особенно актуальным всестороннее изучение сознания и поведения человека методами как гуманитарных, так и естественных наук. Понимание причин, особенностей и тенденций развития его поведения необходимо для формирования концепции нового человека, способного выйти из сложившегося системного кризиса и сформировать новое устойчивое общество.
Формирование этологии человека
Попытки определить, что такое человек, и в чем заключается смысл его существования, производились на протяжении всей истории человечества. Религиозные откровения часто противопоставлялись усилиям достичь понимания человеческой природы за счет наблюдения и интроспекции. Биология, а именно теория эволюции, предоставила новый импульс развития эмпирическому и рациональному подходу к изучению человека. Люди столкнулись не только с доказательствами своего животного происхождения, но и с осознанием того факта, что человек не является венцом эволюции, а, скорее, представляет собой наилучшим образом приспособленное существо, промежуточное звено на пути к высшим уровням человечности[2].
Ч. Дарвин первым обратил внимание на проблемы биологии человеческого поведения. Далее, с открытием условных рефлексов, И. П. Павлов представил наукам о поведении многообещающий экспериментальный подход и надежду на то, что сложное поведение может быть объяснено последовательным закреплением ассоциаций. В США школа бихевиористов выработала психологию «стимул-ответ», фокусирующуюся на экспериментальном исследовании процессов обучения. Опыт становится всеобъемлющим объяснительным принципом.
Отрицание генетических факторов, контролирующих процессы самодифференциации нервной системы, по-видимому, явилось реакцией на концепцию «инстинкта» У. Джеймса и К.Л. Моргана. Эти ученые в своих работах исходили из предположения, что организмы включают не только набор необходимых органов, но также программу их использования. Нервные структуры, лежащие в основе способности управлять органами, являются результатом эволюции. Научное сообщество увидело в концепции «инстинкта» виталистическую и почти мистическую силу, руководящую животным. Эта идея противопоставлялась концепции «стимул-ответ»[3].
Разделение наук о природе и наук о культуре предопределило доминирующую тенденцию в социологии XX века. Исследования общества ориентировались исключительно на ценностные (внеприродные) категории. То обстоятельство, что человек имеет телесную природу и принадлежит виду высших приматов, само по себе не отрицалось, но выводилось за рамки предмета социологического анализа. Идея «социального конструирования тела» в социологии и концепция «чистого листа» в психологии, казалось бы, окончательно избавляет эти науки от биологических и популяционных пережитков, присущих учениям XIX века (в частности, связанных с именем З. Фрейда и его школой). Эта тенденция получает дополнительное обоснование в принятой интеллектуальным сообществом установке на недопустимость биологических, расово-антропологических и евгенических интерпретаций поведения человека, в том числе наследования некоторых личностных качеств[4].
К. Лоренц и Н. Тинберген – основоположники этологии – в качестве одной из важнейших задач рассматривали проверку пригодности гипотез, полученных в результате наблюдения за животными, для изучения человеческого поведения. В книге «Агрессия»[5] Лоренц посвящает целую главу вопросу о роли врожденного поведения в жизни человека. В двух более поздних произведениях «Оборотная сторона зеркала» и «Восемь смертных грехов цивилизованного человека»[6] он развивает идею о культурной эволюции и ухудшении генофонда человечества. Примерно в то же время Н. Тинберген в своей Нобелевской лекции[7] высказывает идею об ограниченности адаптивных возможностей человека в процессе быстрого изменения условий окружающей среды и о значении этологических подходов в изучении психических нарушений у человека[8].
Необходимость применения этологических подходов для объяснения поведения человека стала совершенно очевидной в 60-е годы. В начале 70-х годов многие психологи, психиатры, психоаналитики, антропологи, зоологи заговорили о необходимости развития этологии человека. Среди них И. Айбл-Айбесфельдт, Р. Хайнд, У. МакГрю, Д. Фриман, Э. Хесс, Дж. Боулби, Н. Блэртон Джонс, П. Смит, Д. Моррис и многие другие. К началу 70-х годов сложилось реальное, достаточно репрезентативное научное сообщество, связавшее свои научные интересы с этологией человека. Как наука этология человека оформилась в значительной мере благодаря усилиям И. Айбл-Айбесфельдта. В 1967 г. И. Айбл-Айбесфельдт, ученик К. Лоренца, опубликовал в книге «Этология — биология поведения» главу, посвященную человеку. О реальном формировании новой научной дисциплины свидетельствует также создание в 1970 г. в Германии Института этологии человека в рамках научного общества Макса Планка. В 1970-е годы публикуются книги К. и С. Дж. Хатт «Прямое наблюдение и измерение поведения», В.С. Макгрю «Этологическое изучение детского поведения». В 1978 г. создается Международное общество этологии человека[8].
К началу 80-х годов исследователи самых разных областей знания пришли к пониманию необходимости синтеза естественнонаучных и гуманитарных знаний для объяснения сущности человеческого поведения. Было признано, что поведенческая норма реакции у человека исключительно велика. Находясь в рамках культуры, он не просто слепо подчиняется ее законам и правилам (усвоив их в процессе социализации), но и сам творит эту культуру, активно ее видоизменяет.
Человек по природе своей социальное (общественное) существо, как и его ближайшие родственники — человекообразные обезьяны. Именно человеческая биология служит необходимым фундаментом для освоения культуры – языка, верований, обычаев, морали. Гены и культура действуют вместе в ходе единого процесса генно-культурной коэволюции. Недостаточно анализировать поведение отдельно с биологических и гуманитарных позиций, необходимо взаимопонимание между специалистами этих наук[4].
Биологические науки о поведении человека
В ряду биологических наук, направленных на исследование поведения человека, представлены:
— этология человека;
— эволюционная психология;
— генетика поведения;
— социобиология;
— физиология высшей нервной деятельности[9].
Этология— наука о поведении животных.
В отличие от прочих наук, объектом которых является поведение животных, этология концентрируется на исследовании поведения в естественной среде. Полученные в результате наблюдений описания и подсчёты формируют базис для теоретического объяснения, которое в дальнейшем развивается по трём направлениям: 1) за счет дополнительных наблюдений, 2) с помощью экспериментальной проверки гипотез, 3) через сравнение зафиксированных черт поведения разных видов.
В ряду вопросов, активно исследуемых этологами:
- брачные игры;
- территориальность;
- забота о потомстве;
- защита от хищников;
- эффективность добычи корма;
- коммуникация;
- общественная организация[9].
Предмет и задачи этологии человека
Этология человека является результатом применения методов этологии к изучению вида Homo sapiens. Этология человека использует экспериментальные и аналитические методы исследования поведения, разработанные в рамках самых разнообразных дисциплин о человеке, таких, как антропология и психология. От этологии животных взяты методы наблюдения без участия, методы документирования наблюдений и сравнительный подход. Теоретическую основу этологии человека составляет критический реализм К. Поппера. Следовательно, в основе науки лежит предположение, что любая адаптация отражает реальную необходимость и тесно связана со средой обитания субъекта.
Этологи человека тесно взаимодействуют с этнологами и социал-антропологами (Э. Гофман, К. Джеттмар, М. Годельер, Г. Шиндлер). Общность интересов этих специализаций возникла с появлением работ, посвященных сравнению различных культур, и возрастанием интереса к общим, универсальным законам человеческого поведения. В этом аспекте также рассматриваются вопросы раннего развития детей и социализации, вопросы социальных структур, иерархичных организаций, агрессии, этических норм и др.
Также существует взаимосвязь между психологами, социологами и лингвистами. В последнем случае изучается развитие как понятийного аппарата, так и самой речи.
Имеется долгая история тесного сотрудничества с медициной, особенно с психиатрией и психоанализом (Д. Плуг, Дж. Блоулби).
Возрастает интерес политологов к этологическим открытиям. В США в настоящее время активно развивается новая дисциплина – биополитика (Р. Д. Александр, К. Барнер-Барри, П. А. Корнинг, А. Сомит, Г. Шуберт).
Открытия этологии также вдохновили деятелей истории искусств и археологии (Д. Фелинг, Г.
К. Рамп, М. Шустер)[2].В современной этологии человека обозначились следующие направления:
- этология детства;
- этология невербальных коммуникаций;
- этология сексуальных различий;
- кросс-культурная этология;
- этология психопатологий.
Последнее направление получило особенно интенсивное развитие, возможно, благодаря своей ориентации на медицинскую проблематику[4].
Первые этологические исследования поведения детей были проведены в 60-е гг. Несколько крупных работ в этой области были выполнены практически одновременно Н. Блэртоном Джонсом, П. Смитом и К. Конноли, У. МакГрю. Исследования поведения детей проливает свет на врожденные (не искаженные культурой) свойства поведения человека; позволяют установить общность поведенческих схем человека и других приматов; предоставляют данные о филогенезе и онтогенезе поведения Homo sapiens. Кроме того, этологические методы могут применяться в детской психиатрии для анализа аутизма у детей[8].
Особая область исследований связана с невербальной коммуникацией, в частности, лицевой мимикой. Этологами описано множество техник тела, в том числе элементов мимики и жестикуляции (наиболее известна из них изученная И. Айбл-Айбесфельдтом мимика приветствия)[8]. Исследования невербальных коммуникаций ориентированы прежде всего на изучение их филогенеза, онтогенеза, культурной обусловленности и социальных функций. Однако, как правило, в случае общих теорий происхождения и развития человечества, проблема заключается в логической и экспериментальной доказательности взаимосвязей культурных и биологических описаний[8].
Основоположником этологических исследований на кросс-культурном уровне является И. Айбл-Айбесфельдт. Многолетние труды этого автора показывают, что многие аспекты человеческого поведения становятся более понятными, если их анализ проводить с применением комплекса этологических, культурно-антропологических, лингвистических и экологических подходов. В рамках кросс-культурной этологии рассматриваются поведенческие универсалии (элементы поведения, встречающиеся у всех людей, независимо от культурной принадлежности) и ритуалы[8]. Дж. Хогенсон и Давиденков С. Н. рассматривают миф и ритуал в качестве важнейших адаптационных механизмов, поддерживающих социальный гомеостазис, и настаивают на том, что эти механизмы имеют под собой мощную биологическую основу[4][10].
По мнению Х. Харбаха, «новая поведенческая биология», объединяющая этологические и социобиологические подходы, способна продуцировать плодотворные частные теории о социальном поведении животных и человека[4].
Эволюция человека в свете этологических концепций
Многие этологи пытаются смоделировать эволюцию поведения человека на основе этологических наблюдений и выявленных закономерностей. В своей книге «Агрессия»[5], отталкиваясь от концепции врождённой морали, сформулированной на основе наблюдений за животными, К. Лоренц делает акцент на том, что приматы являются слабо вооружёнными травоядными существами. В связи с этим в ряду предков рода Homo в процессе эволюции не было сформировано комплекса достаточно сильных блоков агрессии, называемых врождённой моралью. Иными словами, не было необходимости формирования внутренней защиты вида от самоистребления.
Однако возникшая в процессе развития способность использовать орудия труда привела к тому, что в условиях прежнего уровня агрессивности резко возросла вооружённость вида. Человек смог нападать на собратьев и вести хищнический образ жизни за счет «культурной», но не биологической эволюции. В частности, не ограниченный внутренними запретами каннибализм обусловил наличие в настоящее время единственного вида разумных гоминидов. Современная мораль возникла позднее и явилась необходимостью и продуктом культурной эволюции.
К. Лоренц в своих работах[5] выказывает беспокойство о нагнетаемой за счёт наращивания темпа жизни и плотности населения агрессии человека. В частности, в этом смысле критикуется капитализм, возводящий в культ карьеру человека и провоцирующий постоянную конкуренцию. По мнению исследователя, подобный строй сопряжен с катастрофическим ростом психических патологий среди населения и не может продолжаться бесконечно.
Помимо врождённой морали и агрессии, для объяснения особенностей развития человечества привлекалась концепция «самоодомашивания»[11]. О явлении «самоодомашивания» впервые заговорил Ч. Дарвин. В своем труде «Происхождение видов»[12] он отмечает, что человек демонстрирует наличие основных признаков «одомашивания»: дружелюбия, чрезвычайного полиморфизма физических, психических и социальных свойств, гибкости поведения и высокой способности к обучению. Данные признаки приобретаются животными, подвергающимися методичному искусственному отбору, в первую очередь, по признаку терпимости к человеку.
Гипотеза о «самоодомашивании» была подхвачена многими исследователями (Э. Фишер, Л. Болк, К. Лоренц) и, безусловно, не избежала яростной критики (Р. Гольдшмидт, Д. Старк, В. Герре и М. Роерс). Сторонники концепции заключают, что причинами «самоодомашивания» явились неконтролируемый отбор на предмет снижения взаимной агрессии человеческих особей и снижение интенсивности естественного отбора по признакам физического и психического здоровья. Указанные явления привели к чрезвычайному повышению полиморфизма популяции Homo sapiens, развитию высокой обучаемости, перманентной половой активности и связанной с ней исключительной плодовитости вида, а также наблюдающемуся «вырождению», т.е. высокой частоте врождённых патологий и низкой устойчивости к разнообразным физическим и психическим заболеваниям[11].
«Самоодомашивание» часто рассматривают вкупе с фетализацией (сохранением у взрослого организма эмбрионального состояния соответствующих признаков). По мнению К. Лоренца, вид Homo sapiens в своём развитии претерпел специализацию в «неспециализированности», которая реализовалась, в частности, за счет инфантилизации (т.е. приобретении взрослыми людьми черт, свойственных детскому организму) и впоследствии дала человеку набор универсальных «инструментов» адаптации к условиям внешней среды. Одновременно автор высказывает пессимистичную точку зрения о вреде явления «самоодомашивания» в контексте физического и психического здоровья человечества. Оптимальной К. Лоренц считает античную цивилизацию со свойственными ей культом тела, развитостью социума, науки и философии[6].
Таким образом, явный прогресс нервной системы человека (выраженный в повышении функциональной пластичности мозга) происходит на фоне ослабления её устойчивости к психическим заболеваниям и сохранения реликтовых поведенческих реакций. Физиолог высшей нервной деятельности С. Н. Давиденков обозначает это явление как парадокс нервно-психической эволюции. Возникновение парадокса объясняется поздним развитием некоторых функциональных особенностей нервной системы и накоплением мутаций в результате снижения интенсивности естественного отбора[10].
При разработке проекта «сверхмодерн» полезно учитывать эволюционные тенденции. В частности, необходимо найти способы минимизировать негативные эффекты, вызванные совершенствованием сознания и усложнением социальной организации людей.
Стоит отметить, что в целом социобиологические исследования являют собой несомненную «группу риска», поскольку здесь широко представлен паранаучный компонент. В частности, это наблюдается в областях, связанных с иерархичностью организации сообществ и половым поведением человека. Например, появляются излишне упрощённые, а потому заведомо ложные концепции (такие, как социал-дарвинизм).
В настоящее время в этологической теории принято считать, что человеческое поведение контролируется социокультурной структурой, лишь опосредованно связанной с базовыми склонностями индивидов, где, возможно, действует естественный отбор[4].
Литература
- Тарасова О.И. Антропологический кризис и фактор понимания // Вестник ВолГу. Серия 7. — 2008. — V. 7. — № 1.
- Eibl-Eilbesfeldt I. Human ethology. 2nd. ed. New Jersey: Transaction Publishers. 2007. 848 p.
- Schmitt A. New aspects of human ethology / A.Schmitt, K. Atzwanger, K. Grammer, K. Schafer. Austria, Vienna: International Society for Human Ethology. Conference. 239 p.
- Шмерлина И.А. Социология и этология человека // Социологический журнал. 2001. № 1. С. 33-43. http://www.atheism.ru/science/science.phtml?id=337
- Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М.: «Прогресс», «Универс». 1994. 272 с. Лоренц К. http://www.lib.ru/PSIHO/LORENC/agressiya.txt
- Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Пер. с нем. А.И. Федорова, Г. Ф. Швейника / Под ред. А.В. Гладкого. М.: Республика, 1998. 393 с.
- Tinbergen N. Ethology and stress desease: Nobel lecture. http://nobelprize.org/nobel_prizes/medicine/laureates/1973/tinbergen-lecture.pdf
- Бутовская М.Л. Этология человека: история возникновения и современные проблемы исследования / Этология человека на пороге 21 века. М.: Старый сад. 1999. http://lib.atheo-club.ru/index.php?action=show_article&a_id=64
- Berry J.W. Cross-Cultural psychology /J.W. Berry, Y.H. Poortinga, M.H. Segall, P.R. Dasen. Cambridge University Press. 2002. 588 p.
- Крушинский Л.В. Избранные труды. Эволюционно-генетические аспекты поведения. М. Наука. 1991г. 259 с.
- Brüne M. On human self-domestication, psychiatry, and eugenics // Philosophy, Ethics, and Humanities in Medicine. — 2007. — V. 2. — N. 21.
- Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. Пер. с англ. под. ред. А.Л. Тахтаджана. С.-П.: «Наука». 1991. http://charles-darwin.narod.ru/origin-content.html
Выпуск:
Пилотный номер
Три первых наблюдателя за поведением животных | Спасение Земли
В 1973 году Нобелевская премия по физиологии и медицине была присуждена трем первооткрывателям новой науки — этологии, изучающей поведение животных. Это были два австрийца, Карл фон Фриш и Конрад Лоренц, и британский исследователь голландского происхождения Николаас (Нико) Тинберген. Все трое были проницательными наблюдателями, которые, благодаря обширному полевому опыту, стремились определить закономерности и мотивы в поведении животных.
В пресс-релизе Каролинского института, объявляющем о присуждении премий, говорится, что «в первые десятилетия этого века исследования поведения животных были на пути к тому, чтобы зайти в тупик. Виталисты верили в инстинкты как в мистические, мудрые и необъяснимые силы, присущие организму, управляющие поведением индивидуума. С другой стороны, рефлексологи интерпретировали поведение односторонним механическим способом, а бихевиористы занимались обучением как объяснением всех поведенческих вариаций. Выход из этой дилеммы указали исследователи, сосредоточившие внимание на выживаемости различных паттернов поведения в своих исследованиях видовых различий. Модели поведения становятся объяснимыми, если интерпретировать их как результат естественного отбора, аналогичного анатомическим и физиологическим характеристикам. Лауреаты премии этого года занимают уникальное положение в этой области. Они являются наиболее выдающимися основателями новой науки, называемой «сравнительным изучением поведения» или «этологией» (от ethos = привычка, манера). Их первые открытия были сделаны на насекомых, рыбах и птицах, но основные принципы оказались применимыми и к млекопитающим, включая человека».
Презентационная речь завершилась: «Согласно старой басне, которую процитировал один из вас, царь Соломон был владельцем кольца, обладавшего мистической силой, давшей ему дар понимать язык животных. Вы были преемниками царя Соломона в том отношении, что смогли расшифровать информацию, которую животные передают друг другу, а также разъяснить нам значение их поведения. Ваша способность находить общие правила, лежащие в основе запутанного многообразия поведения животных, заставляет нас иногда думать, что кольцо царя Соломона действительно было доступно и вам. Но мы знаем, что вы работали эмпирическим путем, собирая данные и интерпретируя их в соответствии с жесткими научными правилами.
Помимо ценности сами по себе, ваши открытия оказали далеко идущее влияние на такие медицинские дисциплины, как социальная медицина, психиатрия и психосоматика. По этой причине это вполне соответствовало духу воли Альфреда Нобеля, когда медицинский факультет Каролинского института присудил вам в этом году Нобелевскую премию».
Britannica следуют краткие биографии трех нобелевских лауреатов, а также краткий список работ трех мужчин. Эти книги, богатые анекдотами и наблюдениями, рекомендуются всем читателям, желающим исследовать бесконечно увлекательную область поведения животных.
(род. 20 ноября 1886 г., Вена, Австрия — ум. 12 июня 1982 г., Мюнхен, Западная Германия), зоолог, чьи исследования коммуникации между пчелами значительно расширили знания о химических и визуальных сенсорах пчел. насекомые. Он разделил Нобелевскую премию по физиологии и медицине 1973 года с исследователями поведения животных Конрадом Лоренцем и Николаасом Тинбергеном.
Фриш получил докторскую степень. из Мюнхенского университета в 1910 году. Он был назначен директором Зоологического института Ростокского университета в 1921, а в 1923 году он занял аналогичную должность в университете Бреслау. В 1925 году Фриш вернулся в Мюнхенский университет, где основал Зоологический институт. Когда это учреждение было разрушено во время Второй мировой войны, он поступил на работу в Университет Граца в Австрии, но вернулся в Мюнхен в 1950 году, оставаясь там до выхода на пенсию в 1958 году. различать цветовые и яркостные различия. Позже он также доказал, что острота слуха и способность различать звуки у рыб выше, чем у людей.
Однако больше всего Фриш известен своими исследованиями пчел. В 1919 году он продемонстрировал, что их можно научить различать различные вкусы и запахи. Он обнаружил, что, хотя их обоняние похоже на человеческое, их чувство вкуса не так сильно развито. Он также заметил, что оно не ограничивается качеством сладости. Он обнаружил, что пчелы сообщают расстояние и направление кормовой базы другим членам колонии двумя типами ритмичных движений или танцев: кружением и вилянием. Круговой танец указывает на то, что пища находится в пределах 75 м (около 250 футов) от улья, а виляющий танец указывает на большее расстояние.
В 1949 году Фриш установил, что пчелы благодаря своему восприятию поляризованного света используют Солнце в качестве компаса. Он также обнаружил, что они способны использовать этот метод ориентации, когда Солнце не видно, по-видимому, помня образцы поляризации, представленные небом в разное время дня, и расположение ранее встреченных ориентиров.
(род. 7 ноября 1903, Вена, Австрия — ум. 27 февраля 1989, Альтенбург), австрийский зоолог, основоположник современной этологии, изучающей поведение животных сравнительно-зоологическими методами. Его идеи способствовали пониманию того, как поведенческие модели можно проследить до эволюционного прошлого, и он также был известен своей работой над корнями агрессии. Он разделил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1973 с исследователями поведения животных Карлом фон Фришем и Николаасом Тинбергеном.
Лоренц был сыном хирурга-ортопеда. Он проявлял интерес к животным в раннем возрасте и держал животных разных видов — рыб, птиц, обезьян, собак, кошек и кроликов, — многих из которых он привозил домой из своих детских экскурсий. Еще будучи молодым, он ухаживал за больными животными из близлежащего зоопарка Шенбруннер. Он также вел подробные записи о поведении птиц в виде дневников.
В 19В 22 года, после окончания средней школы, он последовал желанию отца изучать медицину и провел два семестра в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он вернулся в Вену, чтобы учиться.
Во время своих медицинских исследований Лоренц продолжал подробно наблюдать за поведением животных; дневник о галке, который он вел, был опубликован в 1927 году в престижном журнале Journal für Ornithologie . Он получил степень доктора медицины в Венском университете в 1928 году и был удостоен степени доктора философии. степень по зоологии в 1933. Ободренный положительным откликом на его научную работу, Лоренц основал колонии птиц, таких как галка и серый гусь, опубликовал серию исследовательских работ о своих наблюдениях за ними и вскоре приобрел международную известность.
В 1935 году Лоренц описал процесс обучения молодых утят и гусят. Он заметил, что на определенной критической стадии вскоре после вылупления они учатся следовать за настоящими или приемными родителями. Процесс, называемый импринтингом, включает визуальные и слуховые стимулы от родительского объекта; они вызывают у молодых людей следующую реакцию, которая влияет на их последующее взрослое поведение. Лоренц продемонстрировал это явление, появляясь перед только что вылупившимися утятами кряквы и имитируя кряканье матери-утки, после чего молодые птицы считали его своей матерью и соответственно следовали за ним.
В 1936 году было основано Немецкое общество психологии животных. В следующем году Лоренц стал соредактором нового Zeitschrift für Tierpsychologie , который стал ведущим журналом по этологии. В том же 1937 году он был назначен лектором сравнительной анатомии и психологии животных в Венском университете. С 1940 по 1942 год он был профессором и заведующим кафедрой общей психологии в Альбертовском университете в Кенигсберге, Германия (ныне Калининград, Россия).
С 1942 по 1944 год служил врачом в немецкой армии и попал в плен в Советском Союзе. Он вернулся в Австрию в 1948 г. и с 1949 по 1951 г. возглавлял Институт сравнительной этологии в Альтенберге. В 1950 г. он основал отдел сравнительной этологии в Институте Макса Планка в Бюльдерне, Вестфалия, став содиректором Института в 1954 г. С 1961 по 1951 гг. В 1973 году он занимал должность директора Института физиологии поведения Макса Планка в Зеевизене. В 1973 Лоренц вместе с Фришем и Тинбергеном были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытия, касающиеся моделей поведения животных. В том же году Лоренц стал директором отдела социологии животных Института сравнительной этологии Австрийской академии наук в Альтенберге.
Ранние научные работы Лоренца касались природы инстинктивных поведенческих актов, особенно того, как такие акты возникают, и источника нервной энергии для их выполнения. Он также исследовал, как поведение может быть результатом двух или более основных влечений, которые активируются одновременно у животного. Работая с Тинбергеном из Нидерландов, Лоренц показал, что различные формы поведения гармонизируются в одной последовательности действий.
Концепции Лоренца продвинули современное научное понимание того, как модели поведения развиваются у вида, особенно в отношении роли, которую играют экологические факторы, и адаптивного значения поведения для выживания вида. Он предположил, что виды животных генетически сконструированы таким образом, чтобы усваивать определенные виды информации, которые важны для выживания вида. Его идеи также пролили свет на то, как модели поведения развиваются и созревают в течение жизни отдельного организма.
В конце своей карьеры Лоренц применил свои идеи к поведению людей как представителей социального вида, приложение с противоречивыми философскими и социологическими последствиями. В популярной книге « Das sogenannte Böse » (1963; «Об агрессии ») он утверждал, что боевые действия и воинственное поведение человека имеют врожденную основу, но могут быть изменены в зависимости от окружающей среды путем правильного понимания и обеспечения основных инстинктивных потребностей. людей. Он заметил, что бои у низших животных имеют положительную функцию выживания, например, рассеивание конкурентов и сохранение территории. Воинственные наклонности у людей также могут быть ритуализированы в социально полезные модели поведения. В другой работе Die Rückseite des Spiegels: Versuch einer Naturgeschichte menschlichen Erkennens (1973; Behind the Mirror: A Search for a Natural History of Human Knowledge ), Лоренц исследовал природу человеческого мышления и интеллекта и приписал проблемы современной цивилизации в основном ограничения, которые выявило его исследование.
— Экхард Х. Гесс
(род. 15 апреля 1907 г., Гаага, Нетания — ум. 21 декабря 1988 г., Оксфорд, Англия), британский зоолог и этолог голландского происхождения (специалист по животным поведения), который вместе с Конрадом Лоренцем и Карлом фон Фришем получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1973.
Тинберген был братом экономиста Яна Тинбергена. После получения докторской степени. получил степень (1932 г.) в Лейденском университете, где он преподавал до 1949 г. Затем он работал на факультете Оксфордского университета (1949–74 гг.), где организовал отдел исследований поведения животных. Он стал гражданином Великобритании в 1955 году.
Вместе с Лоренцем и Фришем Тинбергену приписывают возрождение науки этологии. Их упор был сделан на полевые наблюдения за животными в естественных условиях. Тинберген подчеркивал важность как инстинктивного, так и приобретенного поведения для выживания и использовал поведение животных в качестве основы для размышлений о природе человеческого насилия и агрессии. Он особенно известен своими многолетними наблюдениями за чайками, которые привели к важным обобщениям в отношении ухаживания и брачного поведения.
Среди его наиболее важных работ: Мир серебристой чайки (1953; исправленное издание 1961), Социальное поведение животных (1953) и Поведение животных (1965). Возможно, его самая влиятельная работа — «Изучение инстинкта » (1951), в которой исследуется работа европейской этологической школы того времени и делается попытка синтеза с американской этологией. В 1970-х годах Тинберген посвятил свое время изучению детского аутизма.
Карл фон Фриш
Танцующие пчелы: рассказ о жизни и чувствах медоносных пчел
Конрад Лоренц
Кольцо царя Соломона: новый взгляд на пути животных
Николаас Тинберген
Исследование инстинктов
Любопытные натуралисты
Project MUSE — Основание этологии основание этологии.
С 1981 он опубликовал 14 статей в этой области, и здесь он представляет великий синтез: сеть переплетенных биографий ученых, создавших поведенческую биологию. Эта книга является лучшим примером написания истории: поиск соответствующих источников; обзор литературы; сравнение, проверка и взвешивание доказательств; и представление всего в формате, соответствующем современной мысли.Буркхардт начинает с краткого введения «Теория, практика и место в изучении поведения животных», заканчивая свои теоретические рассуждения программным утверждением: «Целью этой книги является исторический анализ построения этологии как научной науки». дисциплины, обращая особое внимание на то, как в местных и более широких условиях основатели этологии генерировали, развивали, оспаривали и переформировывали концепции и исследовательские практики своей новой области» (стр. 4). Он представляет Конрада Лоренца и Нико Тинбергена как центральных фигур: «Именно Лоренц был в первую очередь ответственен за закладку ранних концептуальных основ в этой области», в то время как Тинберген «внес экспериментальный и аналитический талант, который прекрасно дополнил раннее построение теории Лоренца» (стр. 4) .
В первых двух главах «Ч. О. Уитмен, У. Крейг и биологическое исследование поведения животных в Америке» и «Британские полевые исследования поведения: Селус, Ховард, Киркман и Хаксли» Буркхардт прослеживает основы этологической [End Page 457] мысль предшественникам в Соединенных Штатах (особенно Лоренца) и в Великобритании (особенно Тинбергена). Этот выбор показывает его очевидную склонность в пользу англо-американских авторов, поскольку он не уделяет равных внимания немецким предкам (Хейнрот, Кюн, Леб, фон Икскюль и т. д.); он также обнаруживает склонность к натуралистическому подходу, таким образом, не обращая внимания на морфологических и физиологических праотцов, таких как Хохштеттер, Павлов и Шеррингтон, которые имели особое значение для концептуального развития Лоренца.
Центральные главы «Конрад Лоренц и концептуальные основы этологии» и «Нико Тинберген и лоренцианская программа» объединяют биографии Лоренца и Тинбергена с краткой историей их этологических концепций. Начиная с предшественника «видоспецифичных действий» Хайнрота (позже известного как «фиксированные модели действий») и «схем» фон Икскюлля (развившихся в «врожденный механизм высвобождения»), развитие прослеживается с 1930-х годов до Второй мировой войны. . Буркхардт описывает кумпанскую (сопутствующую) статью Лоренца (1935), предложивший новый подход к понятию инстинкта, и «славную весну» 1937 года, которую Лоренц и Тинберген провели в Альтенберге, экспериментируя над реакцией различных видов птиц на модели летающих хищников и катание яиц. поведение серого гуся.
Не менее важным эпизодом в развитии этологической мысли было начало дружбы между Лоренцем и Эрихом фон Хольстом, молодым физиологом, который «уже отличился своими блестящими экспериментальными исследованиями эндогенного производства и центральной координации нервных импульсов». (стр. 208–9), тем самым нанося смертельный удар по тогдашней «теории цепных рефлексов». Вследствие этого Лоренц отказался от своего тезиса о том, что в основе инстинктивных паттернов действия лежат особые сложные системы цепных рефлексов.