Позитивизм | это… Что такое Позитивизм?
Позитивизм |
---|
Основные понятия |
Верификация, Опыт, Факт Индукция, Конвенционализм |
Тексты |
Основные начала Логико-философский трактат |
Течения |
Эмпириокритицизм, Махизм Венский кружок, Неопозитивизм |
Люди |
Конт, Тэн, Милль, Спенсер Мах, Авенариус |
У этого термина существуют и другие значения, см. Позитивизм (значения).
Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Содержание
|
История позитивизма
Основоположником позитивизма является Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (Париж, 1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости. Идеи Конта вдохновили двух английских мыслителей Милля[1] и Спенсера[2]. Этот позитивизм получил название Первого или классического. В России его последователями были Н.
Михайловский, В. Лесевич.На немецких землях позитивизм впитал некоторые элементы кантианства и приобрел свою специфику. Поэтому его стали различать от первого позитивизма и называть вторым позитивизмом[3] или Эмпириокритицизмом. Его представителями были швейцарец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах. Согласно Ленину, к взглядам второго позитивизма были близки взгляды Пуанкаре и Дюэма[4]. В августе 1900 года Пуанкаре руководил секцией логики Первого Всемирного философского конгресса, проходившего в Париже. Там он выступил с программным докладом «О принципах механики», где изложил свою конвенционалистскую философию. В России ко второму позитивизму примыкает эмпириомонизм А. Богданова, а в США — прагматизм Ч. Пирса:
Прагматизм — сугубо американская форма развития позитивизма
[5]
Со вторым «немецким» позитивизмом тесно связан неопозитивизм или логический позитивизм Венского кружка, поскольку его лидер Мориц Шлик был непосредственным преемником Маха[6]. Помимо Шлика центральными фигурами кружка были Карнап и Нейрат. Принимал участие в работе кружка и Людвиг Витгенштейн. Этот кружок нашел в Англии своего активного сторонника и пропагандиста в лице Айера, а в США в лице Куайна. С 1930 Венский кружок издает совместно с берлинской группой Рейхенбаха журнал «Erkenntnis» («Познание»), пропагандирующий идеи логического позитивизма. Неопозитивисты созвали ряд конгрессов: в Праге (1929), Кенигсберге (1930), Праге (1934), Париже (1935), Копенгагене (1936), Париже (1937), Кембридже (1938). В результате Второй мировой войны Вена перестала существовать как центр неопозитивизма, а его представители эмигрировали в англоязычные страны.
«Англоязычный» неопозитивизм обыкновенно называют аналитической философией, поскольку англоязычная философия была уже подготовлена как многовековыми традициями номинализма и эмпиризма, так и непосредственно предшествующими идеям утилитаризма, прагматизма (Моррис) и неореализма (Рассел, Мур). Основное отличие аналитической философии от австрийского неопозитивизма в смещении внимания с логического анализа на лингвистический анализ естественного языка. Если философия логического позитивизма считала себя философией науки и представляла линию сциентизма, сторонники аналитической философии выступали против какого-либо культа научного знания и отстаивают «естественное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке. Например, Людвиг Витгенштейн считается одновременно и австрийским неопозитивистом и представителем аналитической традиции. Под влиянием Витгенштейна находился британский философ Рассел, которого считают представителем не только неореализма, но и неопозитивизма
После Второй мировой войны в англоязычных странах появился Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.
Позитивизм Огюста Конта | Второй позитивизм:Эмпириокритицизм+Махизм | Неопозитивизм: Венский кружок+Львовско-варшавская школа ______________|_____________ | | Постпозитивизм Аналитическая философия
Основные положения позитивизма
Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа»[8].
Основная цель позитивизма — получение объективного знания.
Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).
Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики[9]. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки[10].
Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно О.Конту)
- Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.
- Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
- Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
- Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
- Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи».
- Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.
Идея эволюции с позиции позитивизма
Из эпохи барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе (1743—1794) о прогрессе — поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 50-е гг. XIX в. Одни считают, что идею эволюции раскрыл Чарльз Дарвин (1809—1882), другие полагают, что автором этой идеи был английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820—1903). Как бы то ни было, именно Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции. Эволюция — это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию. За иллюстрациями Спенсер обращался к различным наукам — к астрономии, биологии и социологии. Однообразная космическая туманность порождает многообразие небесных тел Солнечной системы; однообразная протоплазма — многообразие мира живых существ; однообразная первобытная орда — многообразие форм государства. Кроме того, эволюция характеризуется переходом от хаоса к порядку и постепенным замедлением в результате рассеяния энергии. Идея эволюции оказалась чрезвычайно плодотворной. Её заимствовали как материалисты, так и идеалисты и мистики.
Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями
Основной внешний конфликт позитивизма — борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения», Мориц Шлик писал: «первоначально под „протокольными предложениями“ понимались — как это видно из самого наименования — те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо ещё, — факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в „протокольных предложениях“, без какого-либо искажения, то они станут, наверное, абсолютно несомненными отправными точками знания»[11].
См. также
- Логический позитивизм
- Философия науки
- Органицизм
Примечания
- ↑ Индуктивистский позитивизм Джона Стюарта Милля
- ↑ Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера
- ↑ «Второй позитивизм»
- ↑ Материализм и эмпириокритицизм
- ↑ Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии
- ↑ Логический позитивизм («Третий позитивизм»)
- ↑ Неопозитивизм — Б. Рассел, Л. Витгенштейн
- ↑ Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. Научное миропонимание — венский кружок // Логос, 2005, № 2 (47). — С. 20.
- ↑ Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. — М.: Гардарики, 2007, с. 15
- ↑ Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) — М.: Академический проект, 2008, с. 88
- ↑ Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия: Избр. тексты. — М., 1993. — С. 34.
Литература
- Михаленко Ю. П. Философия Давида Юма — теоретическая основа английского позитивизма XX века. — М., 1962.
- Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. — М., 1980. — 416 с.
- Русский позитивизм. / В. В. Лесевич, П. С. Юшкевич, А. А. Богданов. Составитель, автор предисловия, обзорной статьи и указателей С. С. Гусев. — СПб., 1995. — 362 с.
- Schlick, M. Positivismus und Realismus. In: Erkenntnis 3, 1932, S. 1-31.
Ссылки
- Значение слова «Позитивизм» в Большой Советской Энциклопедии
- позитивизм в Новой философской энциклопедии
- Позитивизм // Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
- Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм
Позитивизм | это… Что такое Позитивизм?
Позитивизм |
---|
Основные понятия |
Верификация, Опыт, Факт Индукция, Конвенционализм |
Тексты |
Основные начала Логико-философский трактат |
Течения |
Эмпириокритицизм, Махизм Венский кружок, Неопозитивизм |
Люди |
Конт, Тэн, Милль, Спенсер Пуанкаре, Дюэм, Рассел Шлик, Карнап, Гедель, Нейрат Витгенштейн |
У этого термина существуют и другие значения, см. Позитивизм (значения).
Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.
Содержание
|
История позитивизма
Основоположником позитивизма является Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (Париж, 1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости. Идеи Конта вдохновили двух английских мыслителей Милля[1] и Спенсера[2]. Этот позитивизм получил название Первого или классического. В России его последователями были Н. Михайловский, В. Лесевич.
На немецких землях позитивизм впитал некоторые элементы кантианства и приобрел свою специфику. Поэтому его стали различать от первого позитивизма и называть вторым позитивизмом[3] или Эмпириокритицизмом. Его представителями были швейцарец Рихард Авенариус и австриец Эрнст Мах. Согласно Ленину, к взглядам второго позитивизма были близки взгляды Пуанкаре и Дюэма[4]. В августе 1900 года Пуанкаре руководил секцией логики Первого Всемирного философского конгресса, проходившего в Париже. Там он выступил с программным докладом «О принципах механики», где изложил свою конвенционалистскую философию. В России ко второму позитивизму примыкает эмпириомонизм А. Богданова, а в США — прагматизм Ч. Пирса:
Прагматизм — сугубо американская форма развития позитивизма[5]
Со вторым «немецким» позитивизмом тесно связан неопозитивизм или логический позитивизм Венского кружка, поскольку его лидер Мориц Шлик был непосредственным преемником Маха[6]. Помимо Шлика центральными фигурами кружка были Карнап и Нейрат. Принимал участие в работе кружка и Людвиг Витгенштейн. Этот кружок нашел в Англии своего активного сторонника и пропагандиста в лице Айера, а в США в лице Куайна. С 1930 Венский кружок издает совместно с берлинской группой Рейхенбаха журнал «Erkenntnis» («Познание»), пропагандирующий идеи логического позитивизма. Неопозитивисты созвали ряд конгрессов: в Праге (1929), Кенигсберге (1930), Праге (1934), Париже (1935), Копенгагене (1936), Париже (1937), Кембридже (1938). В результате Второй мировой войны Вена перестала существовать как центр неопозитивизма, а его представители эмигрировали в англоязычные страны.
«Англоязычный» неопозитивизм обыкновенно называют аналитической философией, поскольку англоязычная философия была уже подготовлена как многовековыми традициями номинализма и эмпиризма, так и непосредственно предшествующими идеям утилитаризма, прагматизма (Моррис) и неореализма (Рассел, Мур). Основное отличие аналитической философии от австрийского неопозитивизма в смещении внимания с логического анализа на лингвистический анализ естественного языка. Если философия логического позитивизма считала себя философией науки и представляла линию сциентизма, сторонники аналитической философии выступали против какого-либо культа научного знания и отстаивают «естественное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке. Например, Людвиг Витгенштейн считается одновременно и австрийским неопозитивистом и представителем аналитической традиции. Под влиянием Витгенштейна находился британский философ Рассел, которого считают представителем не только неореализма, но и неопозитивизма[7]. Ключевыми представителями английского неопозитивизма были Гилберт Райл, Джон Уисдом и Джон Остин, американский неопозитивизм был представлен Гудменом, Дэвидсоном, Крипке и Сёрлем
После Второй мировой войны в англоязычных странах появился Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.
Позитивизм Огюста Конта | Второй позитивизм:Эмпириокритицизм+Махизм | Неопозитивизм: Венский кружок+Львовско-варшавская школа ______________|_____________ | | Постпозитивизм Аналитическая философия
Основные положения позитивизма
Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа»[8].
Основная цель позитивизма — получение объективного знания.
Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).
Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики[9]. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки[10].
Стадии истории человечества с позиции позитивизма (согласно О.Конту)
- Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.
- Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.
- Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
- Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина — Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
- Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.
- Позитивная — единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм — строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов — постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.
Идея эволюции с позиции позитивизма
Из эпохи барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе (1743—1794) о прогрессе — поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 50-е гг. XIX в. Одни считают, что идею эволюции раскрыл Чарльз Дарвин (1809—1882), другие полагают, что автором этой идеи был английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820—1903). Как бы то ни было, именно Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции. Эволюция — это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию. За иллюстрациями Спенсер обращался к различным наукам — к астрономии, биологии и социологии. Однообразная космическая туманность порождает многообразие небесных тел Солнечной системы; однообразная протоплазма — многообразие мира живых существ; однообразная первобытная орда — многообразие форм государства. Кроме того, эволюция характеризуется переходом от хаоса к порядку и постепенным замедлением в результате рассеяния энергии. Идея эволюции оказалась чрезвычайно плодотворной. Её заимствовали как материалисты, так и идеалисты и мистики.
Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями
Основной внешний конфликт позитивизма — борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения», Мориц Шлик писал: «первоначально под „протокольными предложениями“ понимались — как это видно из самого наименования — те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо ещё, — факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в „протокольных предложениях“, без какого-либо искажения, то они станут, наверное, абсолютно несомненными отправными точками знания»[11].
См. также
- Логический позитивизм
- Философия науки
- Органицизм
Примечания
- ↑ Индуктивистский позитивизм Джона Стюарта Милля
- ↑ Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера
- ↑ «Второй позитивизм»
- ↑ Материализм и эмпириокритицизм
- ↑ Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии
- ↑ Логический позитивизм («Третий позитивизм»)
- ↑ Неопозитивизм — Б. Рассел, Л. Витгенштейн
- ↑ Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. Научное миропонимание — венский кружок // Логос, 2005, № 2 (47). — С. 20.
- ↑ Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. — М.: Гардарики, 2007, с. 15
- ↑ Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) — М.: Академический проект, 2008, с. 88
- ↑ Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия: Избр. тексты. — М., 1993. — С. 34.
Литература
- Михаленко Ю. П. Философия Давида Юма — теоретическая основа английского позитивизма XX века. — М., 1962.
- Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. — М., 1980. — 416 с.
- Русский позитивизм. / В. В. Лесевич, П. С. Юшкевич, А. А. Богданов. Составитель, автор предисловия, обзорной статьи и указателей С. С. Гусев. — СПб., 1995. — 362 с.
- Schlick, M. Positivismus und Realismus. In: Erkenntnis 3, 1932, S. 1-31.
Ссылки
- Значение слова «Позитивизм» в Большой Советской Энциклопедии
- позитивизм в Новой философской энциклопедии
- Позитивизм // Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
- Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм
Позитивизм (философия) — Энциклопедия Нового Света
Позитивизм — это семейство философских взглядов, характеризующееся весьма благоприятным отношением к науке и тому, что считается научным методом. Как таковая, позиция является несколько круговой, потому что, согласно большинству версий позитивизма, существует идентифицируемый научный метод, который понимается как единый и позитивистский, но все три утверждения — что существует идентифицируемый и специфицируемый научный метод, что есть только один такой метод, и что он позитивистский — тенденциозен и сейчас сильно оспаривается. Тем не менее, позитивизм стал обозначать философское движение, которое стало сильным во всех западных странах к концу девятнадцатого века и в первой половине двадцатого века. Более того, позитивисты пытались внедрить в философию метод науки, чтобы философия стала «научной». Другой характерной чертой позитивизма была попытка исключить из философии любой метафизический компонент.
Содержание
- 1 Основные фигуры позитивизма
- 2 Позитивизм 1950-х
- 3 Критика и неприятие позитивизма
- 4 Каталожные номера
- 5 Внешние ссылки
- 5.1 Общие источники по философии
- 6 кредитов
Как сформулировал это Никола Аббаньяно:
Характерные тезисы позитивизма состоят в том, что наука есть единственно достоверное знание, а факты — единственно возможные объекты знания; что философия не обладает методом, отличным от науки; и что задача философии состоит в том, чтобы найти общие принципы, общие для всех наук, и использовать эти принципы в качестве руководства для человеческого поведения и в качестве основы социальной организации. Позитивизм, следовательно, отрицает существование или постижимость сил или субстанций, выходящих за пределы фактов и законов, установленных наукой. Она выступает против всякой метафизики и вообще всякой процедуры исследования, несводимой к научному методу (Аббаньяно, «Позитивизм», 414).
Основные фигуры позитивизма
Позитивизм уходит корнями в работы британского философа Фрэнсиса Бэкона и других британских эмпириков — Локка, Беркли и особенно Дэвида Юма. В девятнадцатом веке британские утилитаристы Джереми Бентам и Джон Стюарт Милль также поддерживали позитивизм. Культурным фоном позитивизма была промышленная революция восемнадцатого века и позже, сопровождавшаяся оптимизмом в отношении того, что технология и наука приведут к социальному прогрессу и что наука и научный метод являются источником или основой подлинного знания.
Термины «позитивизм» и «позитивная философия» были введены французским философом Клодом-Анри Сен-Симоном (1760-1825) для обозначения научного подхода к миру. Для Сен-Симона последствия этого распространялись на социальные, политические, образовательные и религиозные дела. У него была цель провести реформы в каждой из этих областей.
Французский философ Огюст Конт (1789–1857) — в течение семи лет ученик и сотрудник Сен-Симона — популяризировал и систематизировал термины «позитивизм» и «позитивная философия». Конт утверждал, что общества переходят от теологической стадии к метафизической, а затем к научной стадии, в которой преобладают позитивистские, научные взгляды и методы. Конт также широко известен как первый настоящий социолог.
Французский критик и философ Ипполит Тэн (1828–1893) вместе с французским философом и лингвистом Эмилем Литтре (1801–1881) «был представителем контовского позитивизма во второй половине девятнадцатого века» (Риз, «Позитивизм, «596).
Аргентинский философ Алехандро Корн (1860-1936) применял позитивизм в Аргентине, считая, что аргентинский опыт после обретения независимости представляет собой аргентинский позитивизм.
Национальный девиз Бразилии, Ordem e Progresso («Порядок и прогресс») был взят из позитивизма Конта, который также имел влияние в Польше. Позитивизм также был наиболее развитой стадией общества в ныне несуществующем антропологическом эволюционизме, точкой, где развивается наука и рациональное объяснение научных явлений.
В конце девятнадцатого века самым важным и влиятельным позитивистом был Эрнст Мах. Позитивизм Маха в науке стал одним из двух основных факторов, повлиявших на членов Венского кружка и на то, что стало логическим позитивизмом.
Безусловно, самое сильное и влиятельное развитие позитивизма в западной философии произошло с Венским кружком и логическими позитивистами (также известными как логические эмпирики). Они объединили позитивизм, которому научились прежде всего у Маха, с мощной логикой, разработанной Готлобом Фреге, чтобы создать позитивизм, выраженный в логической форме. Это стало настолько доминирующим, что сегодня, когда используется термин «позитивизм», он обычно означает логический позитивизм или форму аналитического позитивизма, выросшую из работ Венского кружка и логических позитивистов.
Позитивизм 1950-х годов
К 1950-м годам позитивизм Венского кружка и логических позитивистов — его популяризация происходила в основном благодаря А.Дж. Широко читаемая и очень влиятельная книга Айера « Язык, истина и логика » стала доминирующей формой взглядов в Америке и большей части западного мира. Эта точка зрения, развитая Карнапом, Хемпелем и многими другими, стала известна критикам как «принятая точка зрения» — этот термин был введен Хилари Патнэм.
Ключевые особенности «полученного представления» были изложены Яном Хакингом:
- Фокус на науке как продукте, лингвистическом или числовом наборе утверждений;
- Забота об аксиоматизации, то есть демонстрации логической структуры и связности этих утверждений;
- Настаивание на том, чтобы по крайней мере некоторые из этих утверждений были проверяемыми, то есть поддающимися проверке, подтверждению или фальсификации эмпирическим наблюдением реальности; утверждения, которые по своей природе считались бы непроверяемыми, включали телеологические; (Таким образом, позитивизм отвергает большую часть классической метафизики. )
- Вера в то, что наука заметно кумулятивна;
- Вера в то, что наука преимущественно транскультурна;
- Вера в то, что наука опирается на конкретные результаты, оторванные от личности и социального положения исследователя;
- Вера в то, что наука содержит теории или исследовательские традиции, которые в значительной степени соизмеримы;
- Вера в то, что наука иногда включает новые идеи, отличные от старых;
- Вера в то, что наука включает в себя идею единства науки, что в основе различных научных дисциплин лежит, по существу, одна наука об одном реальном мире.
К концу двадцатого века почти каждое из этих утверждений или верований подвергалось резкой критике или подвергалось сомнению настолько, что теперь их можно считать несостоятельными или, по крайней мере, нуждающимися во многих оговорках и уточнениях. предостережения.
Позитивизм также описывается как «точка зрения, согласно которой все истинные знания являются научными» (Буллок и Тромбли) и что все вещи в конечном счете измеримы. Из-за своей «тесной связи с редукционизмом» позитивизм и редукционизм включают точку зрения, согласно которой «сущности одного вида… сводимы к сущностям другого» (там же), например, общества к числам или ментальные события к химическим событиям. Он также включает утверждение о том, что «процессы сводятся к физиологическим, физическим или химическим явлениям» (там же) и даже что «социальные процессы сводятся к отношениям между индивидами и их действиям» (там же) или что «биологические организмы являются сводимы к физическим системам» (там же). Именно здесь многие социальные и экологические мыслители, историки, философы и экофеминистки, например, расстаются с наукой и резко осуждают упрощенческий подход науки, когда он неуместно применяется в более сложной социальной сфере. Но при этом они занимают по существу антинаучную позицию.
Критика и неприятие позитивизма
Сегодня среди большинства философов позитивизм мертв, или, по крайней мере, так же мертв, как когда-либо становится философская позиция или движение, но он все еще жив среди многих ученых и других людей, которые не очень хорошо разбираются в , или осведомлены о том, что произошло в технической философии с 1950-х годов. Кончина позитивизма наступила по многим причинам, в том числе из-за того, что невозможно было найти спецификацию позитивистского принципа верификации, которая выдержала бы критическое исследование. Второй причиной было растущее осознание того, что не существует единого идентифицируемого научного метода, а возможно, и вообще не существует жестко определяемого научного метода. Более того, представление о некоем единстве наук сегодня также подвергается значительной критике.
Упадок позитивизма не означает, что в науке или в любой другой области человеческого знания или исследования что-то происходит (несмотря на заявления Фейерабенда), или что нет различия между подлинной наукой и лженаукой. Но больше нет никакой философски, логически или методологически строгой основы, на которой можно было бы построить такое различие. Кроме того, было показано (Карлом Поппером и другими), что метафизика не может быть устранена даже из самой науки.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Abbagnano, Nicola, пер. Нино Лангиулли. «Позитивизм», стр. 414-419 в The Encyclopedia of Philosophy. Пол Эдвардс, изд., Vol. 6. Издательство MacMillan, 1973. ISBN 978-0028949505 .
- Белл, Венделл. Основы исследований будущего: наука о человеке для новой эры: история, цели, знания . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Publishers, 2003. ISBN 978-076580539.3
- Буллок, Алан, Стивен Тромбли и Оливер Сталлибрасс. Словарь современной мысли Фонтана . Fontana Press, 2000. ISBN 978-0006863830 .
- Взлом, Ян. Научные революции . Нью-Йорк: Оксфордский ун-т. Пресса, 1981. ISBN 978-0198750512 .
- Риз, Уильям. «Позитивизм», стр. 596, 597 в Словаре философии и религии: восточная и западная мысль . Книги Прометея, 1996. ISBN 978-1573926218 .
- Зуппе, Фредерик (1977). Структура научных теорий . University of Illinois Press, 1977. ISBN 978-0252006555
Внешние ссылки
Все ссылки получены 30 ноября 2022 г.
- Общий взгляд на позитивизм Огюста Конта.
- Позитивизм, Католическая энциклопедия.
- Юридический позитивизм, Стэнфордская философская энциклопедия.
Общие источники по философии
- Стэнфордская философская энциклопедия.
- Интернет-энциклопедия философии.
- Проект Пайдейя Онлайн.
- Проект Гутенберг.
Кредиты
Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:
- Позитивизм (философия) история
История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :
- История «позитивизма (философии)»
Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.
Эссе по истории и предыстории философии позитивизма
✅ Тип бумаги: Бесплатное эссе | ✅ Тема: Философия |
✅ Количество слов: 3008 слов | ✅ Опубликовано: 1 января 2015 г. |
Ссылка на это
Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp
Французский философ Огюст Конт (1798–1857) известен как отец современной дисциплины социологии и основатель теории позитивизма. Несмотря на то, что его популярность за последние несколько десятилетий снизилась, тем не менее, он был очень популярен до начала 20 века. Его мысль была настолько популярна, что страны Латинской Америки, такие как Бразилия и Мексика, сделали мысль Конта своим национальным девизом. Бразильцы до сих пор гордятся надписью «Ordem e Progresso» («Порядок и прогресс»), выбитой на их национальном флаге. Последователи Конта были одинаково активны в Англии, Америке, Турции и других частях света.
Получите помощь в написании эссе
Если вам нужна помощь в написании эссе, наша профессиональная служба написания эссе всегда готова помочь!
Служба написания эссе
Взгляды Конта на концепцию позитивизма изложены в его книге «Курс позитивной философии» (1830–1842), состоящей из шести томов. Оригинал с французского был переведен Харриет Мартино на английский язык под названием «Позитивная философия Огюста Конта». Первые три тома курса в основном посвящены уже существующим физическим наукам, таким как математика, астрономия, физика, химия и биология, а следующие два тома последовательно объясняют социальные науки как следующую логическую науку после физических наук. Он наблюдал явление круговой зависимости между теорией и наблюдением в физических науках, что помогло ему прийти к выводу, что наука об обществе ничем не отличается от других естественных наук.
Взгляд Конта на эволюцию человечества
Одним из важнейших столпов, на которых стоит философия позитивизма, является общий «закон трех стадий». Защищая закон трех стадий, Конт объясняет, что в своем стремлении к истине общество проходит через три последовательные фазы эволюции. Здесь идея Конта имеет поразительное сходство с взглядом Карла Маркса на человеческое общество, достигающее вершины утопического социалистического бесклассового общества. Однако это неудивительно, поскольку и Маркс, и Конт находились под сильным влиянием известного социолога-утописта того времени Анри де Сен-Симона, который также некоторое время был наставником Конта.
Закон трех стадий гласит, что в естественном процессе эволюции общества человечество проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическая стадия есть необходимая отправная точка в процессе эволюции человечества, тогда как положительное состояние есть естественная стадия, на которой должно быть человечество, а промежуточная метафизическая стадия есть переходная фаза, необходимая для перехода от первой стадии к третьей. На теологической стадии человеческое общество было завершено на основе божественных идей и беззаветной веры человечества во все вещи по отношению к Богу. На этом этапе, вместо того, чтобы полагаться на свою рациональную способность искать истину за человеческим существованием, человечество полностью приняло принципы места поклонения. С точки зрения материального развития человечества этот этап соответствует возникновению милитаризма.
На метафизическом этапе человеческой эволюции, в поисках причин природных явлений, человечество объясняло их как результат сверхъестественных вмешательств и абстрактных сущностей. Согласно Конту, этот этап соответствует времени от эпохи Просвещения до последствий Французской революции, и важнейшей чертой этого периода является уважение всеобщих прав человечества. Он считал, что существуют определенные права, присущие человечеству, которые необходимо уважать. Это фаза, когда возникали и исчезали различные формы управления, все из которых были направлены на защиту прав, присущих человечеству.
Естественный процесс эволюции человека завершается научной или позитивной стадией, когда человеческий разум уже не ищет причины различных природных явлений, а ограничивается различными научными законами, управляющими ими. Основное убеждение этой стадии состоит в том, что индивидуальные права являются высшими, и способность человечества управлять собой по своей свободной воле — вот что отличает эту стадию от других стадий. По Конту, эти три стадии являются фундаментальными правилами, на которых основывается общество и его развитие. Все три стадии должны быть пройдены последовательно и без полного понимания первой; последнее не может просто возникнуть.
По мнению Конта, понимание прошлого очень важно, потому что только через глубокое понимание прошлого может быть построено будущее и возможен переход от протекающей стадии к следующей. Таким образом, концепция непрерывного прогресса или социальной эволюции была главной темой концепции позитивизма. Далее, он считает, что история одной науки бесполезна, если она не используется для изучения развития человечества в целом. Таким образом, вкратце теория социальной эволюции, представленная Контом, придерживается мнения, что человечество проходит через различные стадии, через которые оно приобретает интеллектуальные достижения, и весь процесс завершается положительной или научной стадией. Однако теория социальной эволюции Конта ошибочна по одной основной причине. То есть конечный позитивистский этап предполагает достижение человечеством полного понимания мироздания, что в действительности невозможно. Потому что человечество продолжает использовать существующие научные знания, чтобы узнавать все больше и больше, и этот процесс никогда не заканчивается. В этом смысле человечество никогда не сможет достичь так называемой позитивистской стадии, когда человечеству нечего будет знать.
Взгляд Конта на классификацию наук
Помимо трех стадий социальной эволюции человечества, вторым важнейшим столпом, на котором держится теория позитивизма, является классификация наук. В первых трех томах «Курса позитивной философии» Конт подробно рассмотрел пять фундаментальных наук — математику, астрономию, физику, химию и биологию и классифицировал их в этой последовательности. Конт считает, что каждая дисциплина тесно связана с предыдущей, и полное развитие первой порождает вторую. После полного развития естественных наук пришла королева наук, которой является «Социология». Остальные два тома «Курса» он посвятил социологии, которая, по мнению Конта, является кульминацией всех наук. Естественные науки должны были прийти первыми, чтобы человечество могло использовать знания других наук для наиболее сложной науки социологии.
Классификация наук сделана в порядке перехода от простоты к сложности. Математика — самая простая из всех наук в том смысле, что она объективно ориентирована при отсутствии субъективности, а на крайнем конце находится социология, которая очень субъективна, что делает ее наиболее сложной. Более того, если мы посмотрим на исторический аспект развития этих дисциплин, то астрономия требует математики, точно так же химия требует физики. Иными словами, развитие каждой науки требует знания предшествующей дисциплины, а полноценное развитие первой ведет к развитию последней. Однако, согласно Конту, другие отрасли науки, такие как зоология, ботаника и т. д., просто не являются наукой, потому что они еще полностью не развились, чтобы называться наукой. Как пишет Питер Халфпенни в своей книге «Позитивизм и социология», «…позитивизм — это тезис о единстве науки, согласно которому все науки могут быть интегрированы в единую естественную систему». [3] Не говоря уже о том, что среди различных классификаций наук, предложенных до настоящего времени, классификация, предложенная Контом, по-прежнему очень популярна во всем мире.
Конт был не первым, кто задумался о научном изучении социальных явлений. На него сильно повлияли идеи, разработанные Юмом, Кантом и его наставником Сен-Симоном для новой философии позитивизма. Однако несомненно, что Конт в значительной степени расширил и систематизировал изучение социологии. «Социальная физика», как он ее назвал сначала, социология была разделена на две основные области: социальную статистику и социальную динамику. В то время как первая ветвь касается сил, удерживающих общество вместе, вторая в основном концентрируется на причинном аспекте социальных изменений. В более поздней карьере, когда его критиковали такие ученые, как Дж.С. Милль как «плохой граф» (в отличие от «хорошего графа» на первом этапе своей карьеры) выдвинул идею идеального позитивистского общества, основанного на альтруистических идеалах, в своей «Системе позитивной политики». Он основал «Религию человечества» с интеллектуалами-социологами в качестве ее священников. Он придерживался мнения, что в промышленно развитом позитивистском обществе фактическое управление будет находиться в руках бизнесменов, социологи будут руководителем и образцом общественной морали и, наконец, на женщин будет возложена задача поддержания частной морали. Его резко критиковали за то, что он пошел против своего закона трех стадий, двигаясь к теологической идеологии, создавая новую религию. Более того, его поддержка элитной администрации и безразличие к демократическому устройству и т. д. также являются объектом критики. Тем не менее взгляд Конта на социологию как науку о человеческом обществе и позитивистская методология социальных исследований до сих пор остается его выдающимся вкладом. Как заметил Фредерик Харрисон в своем 1901 статья о том, что «позитивизм одновременно является философией, политикой и религией — все три гармонизированы идеей высшего Человечества, все три сосредоточены на благе и прогрессе Человечества». [4] На самом деле позитивизм, пожалуй, единственная философия, когда-либо пришедшая с полным набором принципов, касающихся социальной реорганизации и религиозных обрядов.
Постконтовский позитивизм
Позитивистская философия Конта стала популярной после основания Эмилем Литтре в 1867 году «Позитивистского обозрения». Писательница-виг Харриет Мартино перевела многие работы Конта на английский язык, после чего количество английских последователей позитивизма увеличилось. В то время как Джордж Эллиот ценил «Религию человечества» Конта, Спенсер находился под сильным влиянием позитивистской идеи в формулировании своей социальной дарвинистской философии. Французский социолог Эмиль Дюркгейм, хотя и критически относился ко многим позитивистским принципам Конта, его методология изучения социологии берет свое начало в позитивизме Конта.
Дюркгейм и позитивизм
Становление социологии как самостоятельной отрасли знаний и академической дисциплины является важнейшим вкладом французского социолога Эмиля Дюркгейма. Ему приписывают создание первой кафедры социологии в Университете Бордо в 1895 году. Хотя он отвергал многие идеи контовского позитивизма, он полностью признавал, что социология является продолжением естественных наук и ее изучение должно основываться на объективности. причинность и рациональность. В своих «Правилах социологических методов», опубликованных на французском языке в 189 г.5 он ясно указал на два принципа, по которым социологию следует называть наукой. Во-первых, он должен касаться конкретного объекта изучения (социальных фактов), а во-вторых, для изучения должен использоваться объективный научный метод без предубеждений и субъективных суждений. [5] В своей книге «Самоубийство» (1897 г.) Дюркгейм попытался доказать, что среди христиан-католиков уровень самоубийств ниже, чем среди протестантов, путем сбора социальных фактов, таких как уровень самоубийств и принадлежность к различным религиозным конфессиям, и их статистической обработки. Сбор социальных фактов, по Дюркгейму, является фундаментальной задачей социологии. Он считал, что научный подход Конта не подходит для изучения человеческого общества, вместо этого он чувствовал потребность в другом социологическом научном подходе, для чего он разработал концепцию sui generis или социальных фактов для изучения тенденции самоубийства на основе культурного аспекта. Что касается вопроса об объективности социолога, он считал, что наблюдение должно быть беспристрастным и безличным, и, следовательно, социальные факты должны изучаться по отношению к другим социальным фактам, а не по отношению к наблюдателю. Позитивизм Дюркгейма подвергался критике за чрезмерное упрощение, потому что он опроверг контовскую идею применения одного и того же научного подхода к изучению как естественных, так и социальных наук. Тем не менее Дюркгейм является основоположником практических социологических исследований в их современном понимании.
Антипозитивизм
В начале 20 века немецкие социологи выдвинули концепцию антипозитивизма, которая заключалась в том, что социальные науки и естественные науки существенно отличаются друг от друга эпистемологически и, следовательно, подход к изучению естественных наук не могут быть применены к общественным наукам. В противоположность контеанскому объективному подходу они предложили субъективный подход к изучению социальных явлений.
Считалось, что социологи должны отказаться от эмпиризма и научной методологии, чтобы изучать социологию. Эта точка зрения была развита Максом Вебером, впервые употребившим термин антипозитивизм. Он присоединился к позитивистской идее о том, что социология называется наукой, потому что она подтверждает принцип причинно-следственной связи. Однако он считал, что общество, отличающееся от мира природы, должно изучаться с использованием специальных инструментов и методов, концентрирующихся на людях и их культурных ценностях, и предлагал критический анализ и методологию verstehen для изучения социологии. Теория исторического материализма и критической социологии Карла Маркса, фактически основанная на позитивизме, еще больше подстегивает антипозитивистское движение.Логический позитивизм
Логический позитивизм, также известный как неопозитивизм или логический эмпиризм, — это еще одна философия, берущая свое начало от контеанского позитивизма и признающая эмпиризм или данные наблюдения необходимыми для изучения социальных явлений. Но также ощущалась потребность в рациональном подходе, ведь наблюдение если не единственный источник человеческого знания. Логический позитивизм вырос перед 1-й мировой войной членами «Первого Венского кружка» под председательством Морица Шлика. Логические позитивисты делали упор на публичную экспериментальную проверку, а не на индивидуальный опыт, и полностью отвергали идею метафизики, как не поддающуюся эмпирической проверке, а следовательно, бессмысленную, и считали, что все ценные знания о мире должны быть кодифицированы на едином языке, общем для всех наук. Идея логического позитивизма о кодируемом едином языке исходила от австрийско-британского философа Людвига Витгенштейна, который выступал за строгий критерий верифицируемости, позже подвергся критике со стороны Карла Поппера, предложившего заменить его критерием фальсифицируемости.
Критика позитивизма
Позитивизм в понимании Конта подвергся критике по нескольким причинам. Во-первых, Конт рассматривал позитивистскую стадию как высшую стадию человеческого познания, и однажды достигнутая, она останется таковой. Однако он не мог предвидеть, что научное знание приведет к дальнейшему росту научных знаний, изобретений и открытий, и в этом смысле человечество может вообще никогда не достичь этой конечной позитивистской стадии. Фактически, Х. Б. Актон доходит до того, что говорит о возможности Четвертой Стадии человеческого познания. [6] Точно так же Энтони Гидденс рассматривал теорию Конта как круговую, согласно которой, поскольку человечество постоянно использует науку для создания новых вещей, человечество никогда не выходит за пределы второй метафизической стадии. [7]
Кроме того, позитивизм подвергся критике со стороны нескольких философов на основании его практичности, методологии и религиозных аспектов. Макс Хоркхаймер, директор Франкфуртской школы, критиковал позитивизм за то, что, во-первых, он ложно представлял человеческое социальное действие, а во-вторых, политически консервативный позитивизм доказывал, что он препятствует политическому освобождению человечества. Первая критика утверждает, что позитивизм игнорировал роль наблюдателя в контексте социальной реальности и тем самым игнорирует ту истину, что так называемые «социальные факты» на самом деле обусловлены социальными и историческими реалиями. Репрезентация социальных фактов уже детерминирована общественно-историческим сознанием человека. Во-вторых, он утверждал, что политический консерватизм фактически ведет к статус-кво, а не бросает ему вызов. Вместо этого Хоркхаймер предложил критическую теорию, которая носит рефлексивный характер, чтобы понять степень социальной реальности, представленной традиционной позитивистской философией как ложную. [8] Кроме того, позитивизм подвергался критике на философских основаниях за то, что он делал акцент только на чувственном опыте или эмпиризме, но игнорировал абстрактные идеи, законы и принципы, составляющие жизненно важную часть человеческого знания. Тем не менее, позитивизм остается активной концепцией и в наши дни. Вера Конта в социологию как в научное исследование человеческого бытия до сих пор принимается всеми современными социологами.
Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp
Процитировать эту работу
Чтобы экспортировать ссылку на эту статью, выберите стиль ссылки ниже:
- АПА
- ГНД
- МЛА-7
- Гарвард
- Ванкувер
- Википедия
- ОСКОЛА
UKEssays. (ноябрь 2018 г.). История и предыстория философского эссе позитивизма. Получено с https://us.ukessays.com/essays/philosophy/the-history-and-background-of-positivism-philosophy-essay.php?vref=1 Ссылка скопирована в буфер обмена.
«История и предыстория философского эссе позитивизма». ukessays.com. 11 2018. UKEssays. 03 2023
«История и предыстория философского эссе позитивизма». UKEssays. ukessays.com, ноябрь 2018 г. Интернет. 28 марта 2023 г.
UKEssays. Ноябрь 2018. Очерк истории и предыстории философии позитивизма. [В сети]. Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/philosophy/the-history-and-background-of-positivism-philosophy-essay.php?vref=1 [Проверено 28 марта 2023 г. ]. Ссылка скопирована в буфер обмена.
UKEssays. Эссе по истории и предыстории философии позитивизма [Интернет]. ноябрь 2018 г. [По состоянию на 28 марта 2023 г.]; Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/philosophy/the-history-and-background-of-positivism-philosophy-essay.php?vref=1. Ссылка скопирована в буфер обмена.
{{цитировать веб-сайт|последний=ответы |первый=все |url=https://us.ukessays.com/essays/philosophy/the-history-and-background-of-positivism-philosophy-essay.php?vref =1 |title=Эссе по истории и предыстории философии позитивизма |publisher=UKEssays.com |date=ноябрь 2018 |accessdate=28 марта 2023 |location=Ноттингем, Великобритания}} Ссылка скопирована в буфер обмена.
All Answers ltd, «История и предыстория философского эссе позитивизма» (UKEssays.com, март 2023 г.)