Основы акмеологии: ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ АКМЕОЛОГИИ ЛИЧНОГО И СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА

Глава 1. Теоретико-методологические основы акмеологии

А.А. Деркач, Е.В. Селезнева

АКМЕОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Москва — 2007

Рецензенты –

Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах: Учебное пособие.

Учебное пособие написано в соответствии с программой «Акмеология». В нем рассмотрены основные акмеологические понятия, методологические подходы и принципы акмеологии, методы акмеологического исследования и практики, акмеологические стратегии оптимизации развития личности и социума и др.

Структура изложения материала в виде вопросов и ответов, доступность изложения позволяет быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету.

Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов.

© А.А. Деркач, Е.В. Селезнева, 2007 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Своеобразным социальным заказом для развития акмеологии стала острая социально-политическая и экономическая ситуация в российском обществе, возникшая в начале 90-х годов XX века.

Глубокие и многоплановые преобразования во всех сферах общества начали предъявлять высокие требования к человеку, его деятельности и личности. Возникла острая потребность в высококлассных профессионалах, способных принимать самостоятельные решения и эффективно действовать в условиях высокой неопределенности и риска. Прогрессивное развитие человека, его творческого потенциала, его способности самостоятельно решать личные и общественно значимые проблемы было признано важным фактором прогрессивного развития страны.

Однако исследования прогрессивного развития зрелой личности не занимали центрального места в психологии и смежных с ней науках, осуществлялись бессистемно, стихийно и эскизно.

Одновременно в рамках философии, психологии, педагогики, культурологии и других гуманитарных наук была сконцентрирована «критическая масса» знаний о факторах, которые содействуют или препятствуют прогрессивному развитию человека.

Логическим результатом этого процесса в начале 90-х годов XX века стало возникновение акмеологии как самостоятельной гуманистически направленной, фундаментальной, интегративной теоретической и прикладной науки и оформления акмеологии как профессии.

Первым оформился такой вид деятельности профессиональных акмеологов, как научные исследования. Они были направлены на поиск новых акмеологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование акмеологических явлений, изучение акмеологических закономерностей), исследование феномена акме как:

ступени взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость;

состояния подъема, вершины проявления индивидного, личностного, субъектного, индивидуального и профессионального развития, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных ступенях.

Специфика акмеологических исследований сразу проявилась в разработке и эффективном внедрении в практику алгоритмов, методов и технологий, которые обеспечивают формирование у человека способности к саморазвитию, самоактуализации, самосовершенствованию и самореализации и способствуют достижению высшей ступени развития человека в различных сферах его жизнедеятельности. Акмеологи начали разрабатывать и внедрять в практику стратегии, тактики и техники оптимального формирования и последующего эффективного функционирования профессионалов высокого класса, а также реализующихся по своему деятельностному профилю больших и малых объединений людей.

Развитие акмеологии как профессии отразилось в становлении помимо научных исследований таких видов деятельности профессиональных акмеологов, как акмеологическая практика и обучение акмеологическим знаниям и акмеологическое просвещение.

Акмеологическая практика связана с применением акмеологических знаний для решения практических задач (акмеологическая диагностика и консультирование, коррекционная, развивающая и профилактическая работа), а обучение акмеологическим знаниям и акмеологическое просвещение направлено на подготовку специалистов и руководство акмеологическим самообразованием общественности.

Внедрение результатов акмеологических исследований в практику дает значительный социальный эффект. Система акмеологических знаний активно используется в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров управления, а также специалистов, работающих в сферах образования, здравоохранения, обороны, правопорядка, предпринимательства и др. В ряде регионов Российской Федерации успешно работают акмеологические службы.

Сферами, или областями деятельности профессиональных акмеологов являются управление, медицина, образование, социальные отношения, военное дело, политика, спорт, экономика, инженерное дело, журналистика, связи с общественностью, юриспруденция и др.

Развитие акмеологии как профессии отразилось в организации подготовки специалистов. В Российской Федерации работают 10 кафедр, готовящих квалифицированные кадры акмеологов – исследователей и практиков. Активно осуществляется подготовка специалистов-акмеологов высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру. В Российской Федерации активно действуют диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности 19.

00.13.

Предлагаемое читателям учебное пособие построено в форме вопросов, соответствующих экзаменационным вопросам по программе «Акмеология», и ответов, позволяющих студенту, магистранту или аспиранту быстро и легко подготовиться к экзамену или зачету.

При подготовке учебного пособия мы исходили из того, что к изучению акмеологии как учебной дисциплины студенты приступают после изучения философии, истории и философии науки, а также комплекса психологических дисциплин (в первую очередь, общей, социальной и возрастной психологии, а также психологии развития).

Что означает слово «акмеология»?

Слово «акмеология» восходит к древнегреческому «akme», которое происходит, в свою очередь, от слова «axis» («острие») и значит: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора». «En akmy einal» (быть в акме) переводится как: «быть в полном цвете, на высшей степени развития»

1. В жизнеописаниях прославившихся древнегреческих мудрецов и философов, указывались часто не даты начала и конца их жизни, а то время, когда они явили себя миру именно в качестве мудрецов и философов, то есть время, на которое приходился высший пик их деятельности – время их «расцвета», акме. Так, Диоген Лаэртский, представляя Гераклита, говорит, что «расцвет его приходился на 69-ю олимпиаду»2.

Вторая часть термина «акмеология» восходит к древнегреческому «logos», означающему «смысл», «разум», «познание», «изучение», «исследование».

Таким образом, в буквальном смысле акмеология – это знание о вершинах, наука, изучающая высшую степень развития человека.

Каково содержание и основные характеристики феномена акме?

Акме в широком понимании – это вся ступень взрослости человека, для которой характерны, если судить о ней обобщенно, его физическая, личностная и субъектная зрелость.

В более узком значении понятие «акме» используется, когда имеется в виду достигнутый человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии его здоровья, когда его поведение как личности оказывается отмеченным наиболее ярким для него поступком, имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта находит свое выражение в максимально возможном для него и получающем материальное или духовное воплощение конкретном результате его творчества. В этом значении акме предстает как кульминация, то есть как «момент наивысшей продуктивности творчества и наибольшей значимости созданных человеком ценностей»1.

Наконец, термин «акме» употребляется в значении пиков, или оптимумов, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных ступенях. Некоторые исследователи эти пики или оптимумы в развитии, всегда имеющие и очень определенные содержательные характеристики и конкретные формы воплощения, предваряющие достижение человеком на ступени взрослости большого акме, или «макроакме», называют малыми акме, или «микроакме»

2.

Следует учитывать, что акме в развитии человека как индивида, как личности и как субъекта деятельности могут достигаться в разное время, хотя подъем в развитии одной сферы психики чаще всего становится катализатором для достижения акме в других сферах.

Акме можно рассматривать и как результат, определенный уровень развития, и как процесс. В частности, как процесс акме описывают с позиций интенциально-динамической модели процессов психического развития3. В рамках этой модели акме является не вершинной точкой в жизнедеятельности человека, а точками непрерывной кривой (и даже экспоненциальной) развития. В этой модели главными сущностными признаками акме выступают прогрессивная направленность (конструктивная интенция), интенсивность (лавинообразный динамизм) развития, принципиальная его незавершенность (открытость к следующему витку развития). Акме рассматривается не как верхняя точка развития (то есть момент перехода от развития к регрессу), а как процесс максимально интенсивного роста и качественного скачка развития. Таким образом, достижение каждой следующей точки максимального развития не обязательно должно приводить к деградации и сменяться распадом – напротив, процесс развития может и должен приводить к еще более интенсивному развитию

1.

Как процесс акме рассматривается и в рамках синергетической акмеологии2.

С позиций социальной синергетики человек – это открытая самоорганизующаяся структура, которая может существовать лишь при условии постоянного обмена со средой. В ходе этого обмена человек поддерживает свою упорядоченность за счет усиления беспорядка во внешней среде. Самоорганизация выступает как чередование двух исключающих друг друга процессов – иерархизации (последовательного объединения элементарных самоорганизующихся структур в самоорганизующиеся структуры более высокого порядка) и деиерархизации (последовательного распада сложных самоорганизующихся структур на более простые). Для любой конкретной системы, взаимодействующей с конкретной средой, существует предельное состояние, достигнув которого система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний (в синергетике подобное состояние называют «аттрактор»). Когда иерархизация системы достигает некоторого предельного состояния («простой аттрактор»), этот процесс останавливается и начинается распад системы (процесс деиерархизации), который также заканчивается, достигнув некоторого предельного состояния («странный аттрактор»).

Синергетическкая акмеология соотносит акме как вершину в процессе развития человека с простым аттрактором. При этом со странным аттрактором она соотносит «катаболе» (от греческого «скатывание вниз») как упадок в развитии. Таким образом, с позиций синергетической акмеологии социальная самоорганизация представляет собой чередование акме и катаболе.

С позиций синергетики балансирование системы между простыми и странными аттракторами связано со стремлением к преодолению противоположности между порядком и хаосом и достижению их диалектического синтеза, то есть со стремлением к глобальному аттрактору (сверхстранному, или суператтрактору)1. В соответствии с этим тенденция в чередовании состояний акме и катаболе состоит в движении через локальные акме, завершающиеся катаболе, к глобальному акме, которое уже не знает катаболе.

Некоторые исследователи, представляя акме как достраивание жизни до некоторого идеала, выделяют следующие модели акме, или стратегии достраивания:

  • постоянные инновации и эксперименты при осознании принципиальной незавершенности жизни;

  • возвращение к тому, что было, от начала до конца проникнутое ностальгией по утерянной вершине;

  • экзистенциальное усилие по возвращению в некоторое состояние, которое было ниспослано человеку как фундаментальное событие и которое дано сразу, как целое2.

Однако в этой классификации к акме можно отнести только первую стратегию, так как, несомненно, и инновации и эксперименты, и осознание принципиальной незавершенности жизни тем или иным образом характеризуют акме-ориентированную личность. Однако если сводить данную стратегию к потребности во внешнем успехе, то есть в качестве акме рассматривать только внешние достижения, тогда следует говорить только о псевдо-акме.

Что касается третьей стратегии, то здесь акме рассматривается как единичная точка в жизненной судьбе выдающейся личности (озарение, просветление и т.п.). Энергетика акме-озарения позволяет личности осуществлять дальнейшее служение своей вершине (при этом модель жизни выдающейся личности выступает для остальных как идеал жизнеустроения), но, в то же время, несмотря на все усилия, вторичное достижение акме-озарения невозможно1.

Конструктивной представляется модель, в рамках которой выделяют, как было показано выше, локальные и глобальное (абсолютное) акме, а кроме того, утилитарные и духовные акме. Утилитарные акме определяются вершиной совершенства в экономической или политической областях, а духовные акме – вершиной совершенства в моральной (нравственной), художественной и мировоззренческой областях. При этом подчеркивается, что только гармоническая реализация всех компонентов акме (как утилитарных, так и духовных) ведет к абсолютному акме2.

Состояние акме можно соотнести с том, что в литературе называют «интенсивностью бытия»3. Благодаря достижению акме как кульминации способа самореализации субъекта жизненного пути личностные возможности человека не просто совершенствуются, но умножаются (становятся неисчерпаемыми)4. В то же время акмеологичность выступает как признак вершинности в реализации, совершенствовании и умножении творческого потенциала человека как субъекта самоосуществления.

Что такое акмеология и стоит ли ей доверять

28 марта 2021 Ликбез Жизнь

Идеям этой дисциплины тысячи лет, но это ещё не повод считать её подлинно научной теорией.

Что такое акмеология и как она появилась

Акмеология — это дисциплина, которая изучает особенности развития человека и личности, а также ищет способы достичь наивысшей точки в этом процессе. Акмеологи ведут свои изыскания в области психологических и педагогических наук, но также обращаются к достижениям биологии, геронтологии, генетики, нейронаук и других отраслей.

Название происходит от древнегреческого ακμή («акме») — «вершина». В Древней Греции этим словом называли кульминацию творческого и умственного развития, которая наступала, по античным представлениям, в 40 лет. Сегодня в психологии этим термином обозначают наивысшую точку в интеллектуальном, психологическом и профессиональном развитии человека.

Таким образом, акмеология изучает пик жизненной активности человека в зрелом возрасте (30–50 лет) и пути достижения этой вершины.

Впервые термин «акмеология» употребил в 1928 году советский психолог Николай Рыбников. Так, по аналогии с педологией — междисциплинарным направлением в педагогике, изучающим развитие ребёнка, он предложил называть науку о развитии зрелых людей. В середине XX века другой советский психолог — Борис Ананьев определил место акмеологии в системе наук о человеке.

В 1992 году профессор Анатолий Деркач и академик Алексей Бодалёв создали кафедру акмеологии и психологии профессиональной деятельности в РАГС при Президенте РФ (сегодня это РАНХиГС), которая работает по сей день.

В 1995 году в Санкт‑Петербурге была основана акмеологическая академия, позднее преобразованная в Санкт‑Петербургский институт психологии и акмеологии.

Сегодня акмеология пытается выйти за пределы психологии и установить связи с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Исследователи выделяют военную, информационную, медицинскую, управленческую, педагогическую, политическую, спортивную, этническую и другие отрасли акмеологии.

Что изучает акмеология

Помимо акме в поле зрения акмеологов попадают понятия зрелости, компетентности, профессионализма, самости и субъектности, самопознания, саморегуляции и самосозидания. Исследователи стремятся понять, как человек самосовершенствуется, каким образом он может полноценно использовать свои жизненные ресурсы и достичь расцвета профессиональной и творческой деятельности.

В соответствии с этим акмеологи дают всевозможные рекомендации, как извлечь максимум из своего акме и как оценивать свои результаты и профессионализм.

Акмеологи считают, что основа достижений взрослых людей закладывается в детстве, когда ребёнок накапливает опыт, формирует в себе отношение к труду, творчеству, лидерству и так далее.

Зрелой личностью специалисты по акмеологии называют человека с развитым чувством ответственности, который способен заботиться о других и стремится конструктивно подходить к решению проблем. Главный показатель зрелости — наличие достижений, которые признаны окружающими.

Помочь в развитии этих качеств призвана прикладная акмеология. Согласно этой дисциплине, чтобы стать успешным, например, госслужащему, ему необходимо развивать способность к сопереживанию, терпеливость, внимательность и ответственность. Также важными при этом являются поддержание физического и психического здоровья, а ещё некая деятельная энергия.

Научна ли акмеология

Эта отрасль знаний включена в перечень научных специальностей ВАК с шифром «19.00.13 Психология развития, акмеология». Согласно данным сайта disserCat, по этому направлению соискатели защитили более 1 700 диссертаций.

Однако есть факторы, которые негативно влияют на статус этой дисциплины.

Акмеологи в основном печатаются в собственном журнале «Акмеология», который выходит с 2001 года, а широкого научного обсуждения с привлечением не связанных с ней учёных фактически нет.

Сами специалисты этой дисциплины признают несовершенство её методологии. Вот только несколько критических замечаний:

  • У акмеологии нет своего предмета исследования, она остаётся в рамках психологии.
  • Акмеология находится в зачаточном состоянии, но претендует на универсальность своего знания.
  • Авторами статей часто становятся не акмеологи, а студенты, госслужащие или даже военные. В результате в этих работах часто рассматриваются вопросы, не связанные с акмеологией напрямую.
  • Законы и определения акмеологии неконкретны: противоречия о том, кого считать достигшим акме, возникают даже среди акмеологов.
  • При этом самим их идеям уже тысячи лет — необходимость саморазвития осознавали ещё античные философы. Акмеология же не сообщает ничего нового.
  • Несмотря на многие годы существования дисциплины, её доказательная база всё ещё слабая или вовсе отсутствует.

Из‑за этого результаты многих акмеологических изысканий посредственны и малозначительны. Скажем, идею о том, что успех во многом зависит от желания человека, можно услышать даже на самых низкокачественных психологических тренингах.

Побуждение (цель, стремление, потребность, идеал) как фактор развития личности специфично тем, что фиксирует желательное будущее состояние действительности, которого ещё нет в наличии, которого не существует. Побуждение заключает в себе противоречие между нежелательным настоящим и желательным будущим и лишь в силу этого становится стимулом, движущей силой активности, деятельности, направленной на разрешение, снятие этого противоречия…

 

Таким образом, будущее становится истоком настоящего, желаемый результат деятельности оказывается стимулом её осуществления, следствие становится движущей силой, предшествующей во времени реально развёртываемой деятельности как «материальной» причины получаемого объективного результата.

Акмеология. Учебник под ред. А. А. Деркача. М. 2004

Акмеология не изучается за пределами постсоветского пространства. Философ Артемий Магун, анализируя состояние российских вузов, поставил её в ряд дисциплин, становление которых, по его мнению, связано с кризисом науки на территории бывшего СССР. Их появление Магун связывает с отрывом советских наук, прежде всего социальных, от мирового исследовательского опыта и недостатком взаимной критики.

Статус исследовательских организаций акмеологов также спорен.

В 2016 году Рособрнадзор лишил Санкт‑Петербургский институт психологии и акмеологии государственной аккредитации за несоответствие государственным стандартам, в том числе реализацию программы не в полном объёме. Вуз в тот момент проходил процедуру полного поглощения Восточно‑Европейским институтом психоанализа, и это учебное заведение вскоре также осталось без аккредитации.

Заметен нарастающий кризис акмеологии: диссертационные советы по ней закрываются, вузы ликвидируют кафедры акмеологии, сокращают набор новых студентов, звучат требования исключить дисциплину из списка ВАК.

Здесь же можно вспомнить и то, что акмеологи ищут междисциплинарные связи с другой отраслью знаний — синергетикой, применение которой в гуманитарных науках в РАН называют лженаучным.

Довершает сомнительную репутацию акмеологии распространение многочисленных тренеров и организаций, предлагающих свои услуги по «раскрытию потенциала» и «эволюции сознания». Находятся и инфобизнесмены, готовые обучить «востребованной удалённой профессии „Акмеолог“».

Вот и получается, что акмеология — это сомнительная «наука» обо всём и ни о чём. Доводы этого «искусства достигаторства» расплывчаты, а советы умозрительны и общеизвестны. В конце концов, не нужно быть акмеологом, чтобы понимать, что фундамент человеческой личности закладывается в детстве, а способность брать ответственность и заботиться о близких — это признаки зрелости.

Читайте также 🏆🎯💵

  • Руководство по достижению больших целей
  • Что такое НЛП и работает ли оно
  • Вы Наполеон или Дон Кихот? Разбираемся, что такое соционика и работает ли она
  • 15 признаков того, что вы зрелая личность

Акмеологический подход к изучению профессионального самоопределения сельской молодежи

Реферат

В статье предпринята попытка рассмотреть профессиональное самоопределение молодежи через акмеологический подход. Акмеология – наука, изучающая закономерности и особенности развития человека на стадии зрелости, а также пути и средства достижения вершины в этом развитии. Поскольку А.А. Деркач определяет акмеологический подход как процесс формирования и закрепления в сознании человека реальной потребности в самопознании, саморазвитии и самореализации, профессиональное самоопределение вполне можно рассматривать с акмеологической точки зрения. В статье анализируются объективные и субъективные воздействия, мешающие человеку достичь «апогея», и сопоставляются они с процессом достижения профессионального самоопределения. В статье по-новому обосновывается возможность экстраполяции акмеологического подхода, его основных понятий и положений на процесс профессионального самоопределения. Авторы показывают, что рассмотрение профессионального самоопределения в контексте жизненного пути, жизненной философии, жизненного сценария, жизненных ценностей и профессионального «акме» позволяет применять целостный подход в единой совокупности всех взаимообусловленных воздействий и связей. . Авторы описывают непрерывные, дискретные, расходящиеся и восходящие траектории профессионального самоопределения, соотносят акмеологические инварианты профессионализма с мягкими и общепрофессиональными компетенциями, необходимыми профессионалу для достижения успеха в условиях цифровой экономики. Результаты проведенного авторами социологического исследования подтверждают высказанные теоретические положения.

Ключевые слова: Профессиональное самоопределение, акмеология, акмеологический подход, сельская молодежь

Введение

Профессиональное самоопределение классически анализируют психологи, социологи, педагоги, философы, экономисты (Пряжников, 2007; Разумов и др., 2020; Скосырева и др., 2020, 2021). В последнее время опубликован ряд научных работ, актуализирующих новые междисциплинарные подходы к этому явлению (Шумакова и др., 2021). Наиболее актуальным среди таких подходов является акмеологический подход. Акмеология — достаточно новая отрасль знаний, возникшая на стыке ряда гуманитарных наук. Она направлена ​​на установление закономерностей, особенностей и механизмов развития человека на стадии зрелости, а также путей и средств достижения вершины в этом развитии. Поскольку объективные и субъективные воздействия на пути достижения человеком вершин личностного и профессионального развития рассматриваются как предмет акмеологии, а человек – как объект, являющийся индивидом, индивидуальностью, личностью и агентом профессиональной деятельности, вполне Профессиональное самоопределение, которому способствуют те же факторы, логично рассматривать в контексте личностного движения к своему «акуму».

Постановка проблемы

В российской науке профессиональное самоопределение молодежи является тщательно разработанной темой, представленной в многочисленных научных публикациях. Однако на протяжении многих десятилетий она становится все более актуальной. Это связано как с новыми внешними последствиями социально-экономической ситуации, так и со все возрастающей потребностью в согласовании интересов общества и личности, осуществляющей профессиональный выбор и занимающейся профессиональной деятельностью.

Исследовательские вопросы

Тема профессионального самоопределения сельской молодежи с точки зрения акмеологии.

Цель исследования

Статья посвящена раскрытию акмеологического подхода к профессиональному самоопределению молодежи.

Методы исследования

Теоретико-методологический инструментарий составляют научные работы, посвященные акмеологическому подходу к развитию личности (Ананьев, 2001; Бодалев, Рудкевич, 2003; Деркач, 2002, 2006, 2008; Деркач, Зазыкин, 2003; Деркач, Михайлов, Тарасенко). , 2004; Деркач и Селезнева, 2007; Абульханова-Славская, 2006; Москаленко, 2007; Маркова, 19 лет.96). Были использованы следующие теоретические методы исследования, включая анализ, сравнение, аналогию, интерпретацию, экстраполяцию. Основным эмпирическим методом стало социологическое исследование, проведенное в 2020 году в Омском государственном аграрном университете им. В.И. П.А. Столыпин. В опросе приняли участие 1205 студентов очной и заочной форм обучения 1-5 курсов, представляющих 7 факультетов.

Находки

Акмеология побуждает людей понять, кто они, каковы их способности, способности, наклонности, потребности и как они могут и должны использовать свои личные качества, чтобы реализовать себя как личности, граждане и профессионалы. По мнению А.А. Деркача, одного из основоположников современной отечественной акмеологической научной школы, акмеологический подход характеризуется «комплексным изучением целостности человека в стадии зрелости, когда его индивидуальные, личностные и деятельностные качества рассматриваются как единство взаимосвязей с цель помочь им достичь тех вершин, на которые способен каждый» (Деркач, 2003). Акмеологический подход, однажды определенный как процесс развития и закрепления в сознании человека насущной потребности в самопознании, саморазвитии и самореализации, незаменим для изучения профессионального самоопределения.

В связи с этим профессиональное самоопределение необходимо рассматривать в контексте достижения человеком «максимума». Таким образом, в статье рассматривается взаимосвязь между объективными и субъективными воздействиями, способствующими или препятствующими достижению человеком «акме» и успешного профессионального самоопределения, и оценивается профессиональное самоопределение в акмеологическом контексте осмысления жизненного пути, жизненного сценария, смысл жизни.

К объективным воздействиям на достижение «акме» относятся текущие социально-экономические, политические, исторические особенности общества как макросреды, а также специфические особенности микросреды и человека как такового.

Объективные воздействия, препятствующие достижению «высшего уровня», могут включать ситуации, события, нарушающие жизнь людей, дезорганизующие или просто прекращающие их деятельность.

Субъективные воздействия, способствующие достижению «максимума», включают характеристики и черты личности, такие как разносторонние интересы, творческое мышление, креативность, усваиваемые человеческие ценности, способность упорно трудиться, способность принимать решения и брать на себя ответственность, способность предвидеть главу возможностей, моральное мужество, жизненный или энергетический потенциал, способность сохранять спокойствие и собранность, способность ставить жизненные цели, некоторые особые способности, уверенность в себе, ключ к успеху, позитивный менталитет, некоторые черты и качества социализации.

К субъективным воздействиям, препятствующим достижению «максимума», относятся низкая мотивация, непонимание своих желаний, отсутствие интереса к знаниям, жизнь без плана и приоритетов, неправильный выбор профессии, неумение управлять временем, неумение адаптации к изменениям, отсутствие творческого воображения, неумение работать в команде, негативный менталитет.

Понятно, что эти же воздействия можно рассматривать как объективные и субъективные условия, обеспечивающие возможность профессионального самоопределения молодежи на определенном этапе ее жизненного пути.

С акмеологической точки зрения «жизненный путь – это необратимое пространственно-временное кондоминиум в жизни человека (от рождения до смерти), в котором личность растет, развивается и реализует себя. Ему присущи такие характеристики, как целеустремленность и целесообразность» (Деркач, 2007). Жизненный путь состоит из таких элементов, как жизненная философия, жизненный путь, жизненная перспектива, жизненная стратегия, жизненный сценарий и смысл жизни.

Жизненная философия заключается в отношении человека к различным жизненным ситуациям в соответствии со своими ценностями и принципами. В ситуации профессионального выбора лучше раскрывается жизненная философия.

Молодым людям был задан ряд вопросов, чтобы выяснить, какова их жизненная философия. Отвечая на вопрос «Почему вы выбрали свою профессию», 37,7% опрошенных сказали, что им нравится их будущая сфера деятельности. Те же 37,6% выбрали этот вуз, так как он способствует академическому превосходству в выбранной области, 46,1% респондентов учатся на квалифицированного специалиста, 83,4% считают, что выбранная профессия интересна и соответствует их представлениям о ней, 90,5% согласны с тем, что их Будущая профессия высоко ценится в современном обществе. Такие уверенные ответы свидетельствуют о том, что у респондентов есть определенная жизненная философия, основанная на системе ценностей и принципов, по которым они должны жить.

Следующим компонентом жизненного пути является жизненный путь. Акмеологический подход предполагает следующие жизненные пути:

  • Непрерывный, когда один этап жизни плавно и последовательно перетекает в следующий.
  • Дискретный, который прерывается при различных обстоятельствах, успех сменяется неудачей.
  • Дивергентный, когда интересы и деятельность человека получают множественное и разностороннее развитие.
  • Восхождение, в котором постоянно и качественно развивается и совершенствуется как личность, так и сама жизнь.

Экстраполируя данный подход к профессиональному самоопределению, последнее также можно рассматривать как непрерывное, дискретное, дивергентное и восходящее.

Непрерывная колея свойственна людям, которые в силу своего жизненного опыта, способностей и качеств планомерно планируют свою дальнейшую жизнь и профессию и стремятся не отклоняться от избранной колеи. Дискретная траектория означает, что человек, добившийся успеха в карьере, по каким-то причинам терпит неудачу, и его дальнейшая карьерная лестница может быть как прогрессивной, так и регрессивной. Это часто случается со спортсменами, которые добиваются высоких результатов, а потом, уйдя из спорта, чувствуют себя потерянными и не находят себя в других профессиях. Расходящийся путь более предпочтителен в современных условиях, когда и среда, и личность быстро меняются. Таким образом, современные процессы цифровизации трансформируют мир профессий, предъявляя новые требования к профессионалам. В этой ситуации человек должен научиться быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, быть готовым к обучению на протяжении всей жизни, саморазвитию, возможной переподготовке и освоению новых профессий. Восходящая траектория предполагает постоянное успешное движение человека в профессии от выбора до достижения вершины профессиональной карьеры («профессионального апогея»). Это идеальная трасса, хоть и редко встречающаяся в реальной жизни, но к которой нужно стремиться.

Еще одна экстраполяция, которую можно применить для оценки профессионального самоопределения, касается акмеологической концепции жизненной перспективы. Жизненная перспектива – это образ будущего, созданный человеком. В акмеологии жизненные перспективы представлены как познавательные, мотивационные и просто жизненные перспективы.

Когда человек постоянно строит планы, но не всегда осознает, что он запланировал, мы говорим о познавательной жизненной перспективе. Если у человека нет четких обоснованных планов, но он поднимается к успеху за счет высокой мотивации к достижениям, мы говорим о мотивационной жизненной перспективе. В основном жизненная перспектива свойственна людям, будущее которых предопределено всей их предыдущей жизнью, включая опыт, способности, черты личности. Эти люди вообще склонны системно выстраивать свою жизненную стратегию.

Социологические данные показали, что почти каждый третий студент-сельхозпроизводитель выбрал будущую профессию исходя из своих планов: 27,2% уверенно ответили, что годы в университете полностью соответствуют их жизненным планам, и после окончания вуза планируют работать по специальности, 55,4% ответил – «скорее соответствует, чем нет». Среди молодежи достаточно высока доля тех, кто планомерно проектирует свое будущее и старается реализовать планы, выстроить жизненную стратегию и придумать тактику ее осуществления. Большинство опрошенных (80,4 %) уверенно ответили, что для реализации задуманного им необходимо образование, совершенствование способностей и личностных качеств, важнейшим из которых является трудолюбие. Это означает, что профессиональное самоопределение можно моделировать и контролировать.

Авторы считают целесообразным привести теорию сценария жизни, в основе которой, по мнению Э. Берна (Bern, 2020), лежит отношение человека к себе и окружающим людям. При этом человек строит жизнь, планы, отношения с другими людьми и т. д. На основании теории у ребенка до 2 лет закладывается жизненный сценарий, с 2 до 18 лет сценарий вырабатывается, с 18 до 45 лет применяется на практике, а после 45 лет происходит так называемая «окупаемость». Опираясь на этот подход, с самого раннего возраста ребенку необходимо давать информацию, необходимую для создания условий и закономерностей как для успешной будущей жизни, так и для профессии. Опрос показал, что 10,5% респондентов впервые задумались о выборе профессии до 12 лет. Это означает, что профориентация должна осуществляться с самых ранних лет. Полностью составить жизненный сценарий к 18 годам — это то же самое, что выбрать профессию. Именно в этом возрасте заканчивается период отрочества и начинается период ранней зрелости, как его называют в акмеологии. Это период, когда профессиональное самоопределение превращается в профессиональную подготовку и реализацию личностного потенциала в профессии и карьере. Это самый продуктивный возраст, когда человек достигает своего «расцвета» в большинстве профессий. Хотя есть профессии, в которых вершины можно достичь в средней или поздней зрелости (философ, писатель, политик и т. д.). Сценарный анализ позволяет людям понять, можно ли изменить влияние жизненных сценариев и каким образом.

Жизненные перспективы, сценарии, профессиональный выбор были бы неполными, если бы они не соотносились с жизненными представлениями молодежи.

Акмеологический подход к пониманию смысла жизни и его соотношения с профессиональным «акме» был сформулирован А.А. Бодалев и Л.А. Рудкевич в работе «Как стать великим или выдающимся». Смыслы, воплощенные в поставленных людьми целях, могут отражать базовые жизненные и культурные ценности, ставшие личностно значимыми ценностями этих людей, но могут быть и весьма далеки от этих ценностей по своим содержательным характеристикам. Тогда в первом случае люди своими действиями и поступками достигают высших вех своего развития, соответствующих идеалам, созданным гражданином, супругом, родителем, экспертом, а во втором случае эти вехи оказываются недоступны для них (Бодалев, Рудкевич, 2003).

Истории выдающихся людей подтверждают тезис о том, что если смысл жизни соотносится с общественными и культурными ценностями, то реализация личностного потенциала в профессии и карьере также является положительной и успешной.

Социологический опрос показал, что 79,4 % опрошенных молодых людей на первое место среди всех жизненных ценностей поставили ценности семьи и любви, на второе (52 %) – трудовые и карьерные ценности, на третье (49,2 %) – материальные ценности и на четвертое (43 , 2%) – ценности образования и саморазвития. При этом в дилемме «духовное или материальное» большинство молодежи (57,7%) склонялись к приоритету материальных ценностей.

Об успешном профессиональном самоопределении можно говорить тогда, когда человек реализовал себя в выбранной профессии, удовлетворен выбором и деятельностью, добился в ней наибольших успехов. С акмеологической точки зрения можно сказать, что человек достиг своего «профессионального апогея». Это состояние, которое предполагает «наивысший уровень, к которому подходит данный человек в своем профессиональном развитии, максимальную мобилизацию, реализацию всех профессиональных способностей, способностей и резервов человека на определенном этапе жизни» (Акмеология, 2006). Профессиональная вершина – это «точка наивысшего творчества и наибольшей значимости созданных человеком ценностей» (Ананьев, 2001).

Можно утверждать, что профессиональная компетентность как раз и является результатом успешного профессионального самоопределения личности.

В результате многочисленных наблюдений и исследований установлено, что профессиональная компетентность у представителей различных профессий развивается по сходным закономерностям, формирующим одни и те же свойства, качества и умения, именуемые акмеологическими инвариантами профессионализма, в том числе моральная смелость, высокий уровень саморегуляции , зрелая предусмотрительность, способность принимать решения и брать на себя ответственность, креативность. В опросе данные инварианты профессионализма были представлены как мягкие и общепрофессиональные навыки, которыми необходимо обладать, чтобы быть конкурентоспособными в новых условиях цифровой экономики. Большинство респондентов оценили потребность в этих качествах на 5 баллов по 5-балльной шкале. Так, моральную смелость как необходимое качество оценили на 5 баллов из 5 501 человек из 1205 опрошенных, зрелую предусмотрительность – 581, высокий уровень саморегуляции – 49.5, умение принимать решения – 630, креативность – 471. Около 50% респондентов уверены, что этими качествами необходимо обладать, чтобы стать победителем в конкурсе. В связи с этим вполне целесообразен переход образования на компетентностный подход, охватывающий практически все инварианты профессионализма как универсальных компетенций, необходимых каждому специалисту независимо от приобретаемой профессии.

Заключение

Акмеология обеспечивает целостный подход к оценке профессионального самоопределения молодого человека в единой совокупности всех взаимообусловленных воздействий и связей, позволяющих человеку достичь вершин жизненного и профессионального развития. Эти вершины в акмеологии обычно называют «акме». На протяжении жизни человек многократно переживает состояние «акме». Это происходит каждый раз при успешном достижении цели – отличной отметке, полученной в школе, успешной сдаче экзаменов, поступлении в вуз, получении диплома, получении желаемой работы, повышении на работе и т. д.

Необходимы определенные условия для того, чтобы человек как личность, гражданин и профессионал достиг личностно и общественно значимого «высокого уровня». Акмеологические условия и факторы профессионального самоопределения соотносятся друг с другом как в целом, так и в части, поэтому осознание их очень важно при моделировании любых концепций развития личности.

В акмеологии разработан целый комплекс стратегий упорядочения развития личности, накоплен значительный опыт акмеологического моделирования, разработаны алгоритмы построения успешной карьеры, технологии личностного и профессионального развития (Деркач, 2002; Деркач, Селезнева, 2007; Акмеолог HR). работа, 2006; Шиян, 2005). Применение акмеологического подхода к целевой проблеме позволит разработать актуальную модель профессионального самоопределения сельской молодежи в условиях цифровизации экономики, выявить возникающие тенденции и наметить проект системы управления ими.

Благодарности [если есть]

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07366.

Ссылки

  • Абульханова-Славская К. А. (2006). Акмеологическое понимание личности. Издательство Российской академии государственной службы.

  • Акмеолог кадровой службы. (2006). Издательство Российской академии государственной службы.

  • Ананьев Б.Г. (2001). Человек как субъект познания. Издательство Питер.

  • Берн, Э. (2020). Игры, в которые играют люди. Издательство Бомбора.

  • Бодалев, А. А., и Рудкевич, Л. А. (2003). Как стать великим или выдающимся? Издательство Института психотерапии.

  • Деркач А.А. (2002). Акмеология. Издательство Российской академии государственной службы.

  • Деркач А.А. (2006). Акмеология. Издательство Российской академии государственной службы.

  • Деркач А.А. (2008). Акмеологический словарь. Издательство Российской академии государственной службы.

  • Деркач А. и Зазыкин В. (2003). Акмеология. Издательство Питер.

  • Деркач, А. А., Михайлов, Г. С., и Тарасенко, С. В. (2004). Влияние профессионального самосознания на эффективность принятия решений. Государственное образование.

  • Деркач А. А., Селезнева Е. В. (2007). Акмеология в вопросах и ответах. Издательство Московского психолого-социального института, Издательство Научно-производственного объединения «МОДЭК».

  • Маркова А.К. (1996). Психология профессионализма. Международный гуманитарный фонд «Знание».

  • Москаленко О. В. (2007). Акмеология профессиональной карьеры человека. Издательство Российской академии государственной службы.

  • Пряжников Н.С. (2007). Профессиональное самоопределение: теория и практика. Академия.

  • Разумов В.И., Зинич А.В., Скосырева Н.Д., Ревякина Ю.В. Н. и Агафонов А.Л. (2020). Системно-кибернетическая репрезентация противоречий профессионального самоопределения сельской молодежи. Евразийский юридический журнал, 8(147), 437-440.

  • Шиян, Л.К. (2005). Основы акмеологии управления сельским хозяйством. Региональный информационный центр «Альфа».

  • Шумакова О.В., Помогаев В.М., Скосырева Н.Д., Васюкова М.В. (2021). Потенциал молодежи в цифровой экосистеме аграрного сектора. Webology, 18, специальный выпуск по вычислительным технологиям и управлению информацией, 1311–1325.

  • Скосырева Н.Д., Кузнецова О.З., Гефнер О.В., Зинич А.В., Ревякина Ю.В. Н. (2020а). Современная сельская молодежь: ценности, мотивы, установки в профессиональном самоопределении. Европейские исследования социальных и поведенческих наук, 113, 116–124.

  • Скосырева Н.Д., Разумов В.И., Зинич А.В., Помогаев В.М., Ревякина Ю.В. Н. и Гефнер, О. В. (2020b). Выбор профессии как моделирование будущего молодежи (по материалам социологических исследований). Revista Gênero & Direito, 9 (5), 461–474.

  • Скосырева Н.Д., Зинич А.В., Ревякина Ю.В. Н., Помогаев В.М., Васюкова М.В., Авласович Е.М. (2021). Цифровизация сельского хозяйства как драйвер профессионального самоопределения сельской молодежи. Европейские исследования социальных и поведенческих наук, 124–133.

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

верифицируемых моделей формирования акмеологической компетентности специалистов физической культуры в процессе непрерывного профессионального образования | Дерека

Абдалина Л. В. (2008) Психолого-акмеологическая модель развития профессионализма педагога. Расширенный автореферат докторской диссертации. Тамбов. Тамбовский ГУ Г. Р. Державина.

Аркес Х.Р., Гарске Ю.П. (1982) Психологические теории мотивации. Монтерей.

Арзютов Г.Х. М. (2000) Теория и методика поэтапной подготовки спортсменов (на материале дзюдо) : Автореф. Киев. Национальный педагогический ун-т им. М. П. Драгоманова.

Бакшаева Н. А. (2006) Психология мотивации студентов: учеб. пособие. Москва : Логос.

Быстрицкая Е. В. (2014) Дидактическое моделирование двигательных действий в психологии спорта. Дидактическое моделирование двигательных действий в спортивной психологии. Спортивный психолог. – Спортивный психолог,1 (32), 9-13.

Деминский О.С. (2003) Дидактические основы оптимизации учебно-тренировочного процесса в системе подготовки спортсменов: Автореф. Киев. Ин-т педагогики АПН Украины.

Дерека Т.Г. (2016) Непрерывная профессиональная подготовка специалистов физической культуры: акмеологические засады. Киев : Выдавникво ВП «Эдельвейс».

Дерека Т. (2016) Формирование личностного компонента в структуре акмеологической компетентности специалистов физической культуры. Передовой научный журнал.

Дыба Т. (2015) Профессиональная подготовка специалистов физической культуры на компетентностной основе. Передовой научный журнал.

Федотова Е. В. (2001) Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта. Москва : Компания Спутник.

Grabowski H. (2004) Uwagi krytyczne o wychowaniu fizycznym i ksztalceniu nauczycieli. Импульс, Краков.

Хекхаузен Дж., Хекхаузен Х. (2010) Motivation und Handeln Heckhausen.

Хозяйнов Г.И. (2007) Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие. Москва : Академия.

Юров И. А. (2006) Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. Москва : Сов. Спорт.

Ильин Дже. П. (2013) Мотивы и мотивация. Тернополь : Навчальная книга. Богдан.

Конох А.П. (2006) Профессиональная подготовка будущих специалистов по спортивно-оздоровительному туризму из спортивно-оздоровительного туризма у вышестоящего начального образования: [монография]. Запорожье : ЗДУ.

Кошман Д.М. (2015) Образовательные возможности акмеологического подхода в профессиональной подготовке будущего специалиста по физическому воспитанию и спорту. Ві–сник Черні–гівського національного педагогі–чного унці–верситету. SerÑ–ja – Вестник Черниговского национального педагогического университета.

Курамшин Ю. Ф. (2010) Теория и методика физической культуры. Москва : Советский спорт.

Ломов Б. Ф. (1984) Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва, Наука.

Начинская С. В. (2005) Спортивная метрология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва : Академия.

Платонов В. Н. (2003) A Preparacao Fisica. Рио-де-Жанейро: спринт.

Посохова А. В. (2014) Психолого-акмеологические основы проблемы поли профессионализма. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова.

Квеннерштедт М., Ларссон Х. (2015) Обучение двигательным культурам в практике физического воспитания [Электронный ресурс] / М. Квеннерстедт, Х. Ларссон // Спорт, образование и общество. — Опубликовано в Интернете: 21 января 2015 г. — DOI: 10.1080/13573322.2014.994490. Режим доступа: http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/13573322.2014.994490#

Сайганова Е. Г. (2009) Физическая культура как условие личностно-профессионального развития кадров государства ной гражданской службы [Физическая культура как условие личностного и профессионального развития государственных служащих. Расширенный автореферат докторской диссертации. Москва Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Сущенко Л.П. (2003) Профессиональная подготовка специалистов физического воспитания и спорта (теоретико-методологический аспект) : [монография]. Запорожье : Запорожский держ.ун-т.

Шыжан Б.М. (1997) Теоретико-методические основы подготовки специалистов физкультурного воспитания в педагогических учебных заведениях. Расширенный автореферат докторской диссертации. Киев. Институт педагогики и психологии профессионального образования.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts