Психогигиена, психопрофилактика, основы психотерапии
Психогигиена– отрасль медицины, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья населения, а также изучающая условия оптимального психического функционирования.
Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве и в быту, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.
В настоящее время существует множество отраслей и направлений в медицине, при которых обязательно применяются психогигиенические мероприятия. В условиях постоянного информационного и эмоционального стресса наше общество нуждается в психологическом внимании особенно со стороны медиков. Врач любой специальности каждый день своей работы сталкивается с проявлениями психологической дезадаптации со стороны пациентов любого профиля.
Разделы психогигиены:
Психогигиена труда;
Возрастная психогигиена;
Психогигиена воспитания и обучения;
Психогигиена семьи и половой жизни;
Психогигиена отдыха и быта;
Психогигиена больного человека;
Борьба с вредными привычками, алкоголизмом и наркоманией;
Психогигиена спорта, инженерная, космическая и др.
Для каждого вида психогигиены существуют свои необходимые мероприятия. Можно выделить следующие пункты, которые обеспечивают различные разделы психогигиены.
Психогигиена труда. Включает в себя необходимость обеспечения профессионального отбора для правильной профессиональной ориентации человека с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. Обязательно нужно учитывать влияние неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, температура, длительное пребывание в замкнутом пространстве, на глубине и др.), т.к. данные неблагоприятные факторы могут приводить к профессиональным заболеваниям. Важным фактором, который необходимо устранить является дефицит времени для решения производственных задач. Для нормальной работы коллектива и каждого из его членов необходимо установление положительного эмоционального отношения к выполняемой работе. Также необходимо избегать эмоционального утомления (частая причина – сенсорная депривация при однообразии трудовых операций на конвейерном производстве, вождении транспорта и т.д.)
Возрастная психогигиена. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности психогигиенических мероприятий. Так, враннем детском возрасте важным является своевременное овладение новыми навыками, нахождение в благоприятной семейной обстановке, усложнение игровой деятельности, общение с детьми и т.д. Вшкольном возрасте необходимо положительное отношение ребенка к обучению, интерес к материалу, регулярный характер обучения, соответствие учебной нагрузки возможностям ребенка, наличие психологического комфорта в семье и школе, твердый распорядок дня, необходимые физические нагрузки, достаточный сон, исключение курения, употребления наркотиков и алкоголя, дозированные занятия на компьютере и просмотра телевизора. Вюношеском возрастепсихогигиеническими мероприятиями являются — дозированные физические и психические нагрузки, борьба с курением, приемом алкоголя, благоприятная обстановка в семье, на работе или в учебном учреждении. Зрелый возраст имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при проведении психогигиенических мероприятий. В зрелом возрасте необходимо соблюдение трудовой, семейной, сексуальной психогигиены, умеренное употребление спиртных напитков, отказ от вредных привычек. В старости важным является соблюдение психопрофилактических мероприятий, продолжение активной психической и физической деятельности, профилактика и своевременное лечение заболеваний и т.п. Продолжение профессиональной деятельности является очень важным психопрофилактическим и психогигиеническим фактором. Оставаясь на работе человек продолжает активную умственную и физическую деятельность, должен поддерживать себя в форме, чувствует себя полезным, нужным в обществе. Своевременная профилактика и лечение заболеваний ведет к продолжению полноценной, здоровой жизни пожилого человека.
Психогигиена семьи и половой жизни. Является очень важной для общества, т.к. полноценная и здоровая семья — это здоровое, трудоспособное общество, которое может воспитать социально адаптированное молодое поколение. Для обеспечения психогигиены семи и половой жизни необходимы следующие условия:
— наличие взаимопонимания между супругами и всеми членами семьи;
— умение вести домашнее хозяйство и распределение этих обязанностей, т. к. в настоящее время, когда женщина работает на равне с мужчиной, ей трудно одной справляться с домашними делами, воспитанием детей;
— отсутствие вредных привычек и чрезмерного употребления алкоголя;
— удовлетворенность сексуальными отношениями, которые имеют основополагающее значение в браке и влияют не только на физиологическую сторону отношений супругов, но и влияют на психологический климат в семье;— умение правильного понимания приоритета собственной семьи по отношению к родительской семье, к работе, увлечениям;
— уважение и доверие супругов друг к другу, интересам партнера.
Психогигиена отдыха и быта направлена на обеспечение нормальных условий быта и отдыха, на предупреждение неблагоприятных последствий вследствие неправильного отдыха и условий жизни.
Психогигиенические мероприятия во время отдыха направлены на правильное планирование отдыха в зависимости от увлечений, физического и психического состояния. Обеспечение «здорового» отдыха определяется адекватнми физическими нагрузками, предупреждением избыточного употребления спиртных напитков и т.д. При отдыхе в экзотических странах нужна предварительная вакцинация от тропических заболеваний, которые могут проявиться уже после приезда.
Психогигиена быта обеспечивается соблюдением следующих правил: создание благоприятных бытовых условий жизни в соответствии с гигиеническими нормами и индивидуальными особенностями; при проведении ремонтов использовать нетоксичные материалы; учет психологической совместимости проживающих в одном доме или квартире членов семьи и т.д. При проведении психогигиенических мероприятий в отношении быта необходимо учитывать тот факт, что место и условия проживания влияют на психологическое состояние человека и при неудовлетворительных социально-бытовых условиях человек переносит свои проблемы на свою профессиональную деятельность.
Психогигиена больного человека. Больному должно быть оказано необходимое внимание со стороны медицинского персонала и родственников.
Своевременная постановка диагноза способствует своевременному адекватному и полному лечению, что предотвращает затяжное течение заболевания, переход его в хроническую форму, а также инвалидизацию.При проведении психогигиенических мероприятий обязательно разъяснение пациенту причин и механизмов его заболевания. Понимание пациентом его собственного состояния ведет к максимальному сотрудничеству больного с врачом, согласию на необходимые процедуры и методы исследования. В случае хирургических вмешательств, тяжелых заболеваний при необходимости должна быть в полной мере оказана психологическая поддержка специалистов (психологов, психотерапевтов).
Психогигиенические мероприятия по предупреждению вредных привычек, алкоголизма и наркомании базируются на следующем:
доступность информации о вреде курения, алкоголя и наркотиков;
распространение информации о последствиях воздействия алкоголя, табака и наркотиков на здоровье человека и на здоровье родившихся у него детей;
воспитание правильных приоритетов здорового образа жизни, занятий спортом;
уменьшение или отсутствие рекламы сигарет и спиртных напитков;
строгое соблюдение возрастного ценза на продажу сигарет и спиртных напитков и т.д.;
организация досуга лиц молодого возраста в спортивных секциях, кружках;
создание государственных программ для детей из неблагополучных семей.
Психогигиена труда медицинского работника. Общеизвестно, что врач должен соблюдать принципы здорового образа жизни не только для укрепления собственного здоровья, но и в качестве примера для своих пациентов. Здоровый врач может принести больше пользы для общества имея хорошее психологическое и физическое состояние. Для работы врача любого профиля важным является достаточный уровень функционирования всех видов психической сферы, т.к. в его работе необходимо быстро принимать ответственные решения, от которых зависит жизнь и здоровье пациента. Таким образом, в психогигиенические мероприятия труда медицинского работника входит:
правильная организация рабочего времени;
учет психологических особенностей человека в выборе медицинской профессии;
умение правильно общаться с пациентами;
при общении с пациентами уметь видеть их психологические особенности и использовать эти навыки при лечении;
применять психотерапевтический подход в общении и лечении пациентов;
использовать психотерапевтический подход в общении с родственниками пациентов, т. к. они тоже переживают за своего родственника и иногда не в состоянии понять необходимых действий врача;
соблюдать правила врачебной этики и деонтологии – врач всегда должен поступать коллегиально, не отказывать в консультативной помощи другим врачам, не стесняться советоваться с коллегами, указывать на грубые ошибки со стороны других членов коллектива.
Психопрофилактика– отрасль медицинской психологии, занимающаяся разработкой мероприятий по предупреждению психических заболеваний и их последствий.
Первичная психопрофилактика– мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения. Лицами с повышенным риском заболевания психическими заболеваниями можно считать людей, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, занятых на тяжелом производстве, занимающихся напряженным умственным трудом, перенесших родовые травмы, лиц позднего возраста, алкоголизированных, имеющих кровных родственников с психическими заболеваниями, а также находящихся в длительных психотравмирующих ситуациях.
Мероприятия первичной психопрофилактики на производстве включают в себя:
— изучение условий работы и характер работы на предприятии;
— изучение нервно-психической заболеваемости на предприятии;
— консультативный прием психоневролога;
— выявление, учет и динамическое обследование контингента повышенного риска в отношении нервно-психических заболеваний;
— составление плана психопрофилактической работы на предприятии;
— предварительное собеседование и обследование поступающих на работу;
— строгий контроль за соблюдением законодательных нормативов и правил техники безопасности и индивидуальной защиты;
— проведение профилактического лечения, направленного на определенную профессиональную вредность и т.д.;
— борьба с вредными привычками и алкоголизацией;
— осуществление широкой психогигиенической пропаганды и просвещения.
Вторичная психопрофилактикапредусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его своевременное и адекватное лечение в целях обрыва патологического процесса на начальных стадиях, не допустить развития острых форм болезни, тяжелых ее проявлений, перехода течения в хроническое, рецидивов заболевания.
Основой вторичной психопрофилактики является ранняя этиологическая диагностика и терапия, установление связи заболевания с наследственными, производственными и другими факторами.
Третичная психопрофилактика – это специальная работа с больным, препятствующая его инвалидизации в случае психического заболевания.
Роль соматических заболеваний в возникновении психической декомпенсации не сводится лишь к соматогенным влияниям. Большое значение имеют отрицательные эмоции, страх, тревога за свое здоровье, реакции на неприятные и травматические обследования, изменение образа жизни. На фоне всего вышеперечисленного легко возникают невротические реакции и состояния, реактивные состояния. Также источником невротизации могут быть ятрогении– болезненные состояния, вызванные неправильным поведением или высказываниями самого врача.
Психопрофилактика детского и подросткового возраставажна не только для самого ребенка, но и для окружающей его семьи. Усиление внимания к психическому состоянию ребенка необходимо еще и потому, что возрастной период до 16 лет имеет повышенный риск в отношении психических расстройств.
В детской психологии и психиатрии выделяют три основных кризисных периода, во время которых ребенок особо нуждается во внимании и психопрофилактических мероприятиях:
1) 3 года – переход от реактивных форм поведения к активным, состоит в появлении самосознания, потребности все делать самому. Депривация этой потребности нарушает развитие личности, становится основой конфликта, вызывает реакцию протеста со стороны ребенка, способствует фиксации таких черт характера, как упрямство.
2) 7 лет – пробуждение социального самосознания.
3) 12-15 лет – доминирует потребность в самовыражении и самоутверждении.
Для психопрофилактики детского и юношеского возраста характерно решение следующих проблем:
а) соответствие школьных нагрузок и интеллектуально-психологических особенностей ребенка;
б) разумный режим дня;
в) продуктивные и эмоционально адекватные отношения ребенка с педагогами и соучениками;
г) предупреждение частой смены школьного коллектива;
д) воспитание правильного отношения к своему полу, ориентации.
Отдельной психологической проблемой для детей и подростков является полнота их семьи, отношения родителей между собой и с ребенком.
Психопрофилактика позднего возраста. При организации психопрофилактики позднего возраста должно быть использовано знание не только слабых сторон, но и компенсаторных возможностей данного периода жизни. К первичным психопрофилактическим мероприятиям позднего возраста можно отнести:
а) социальная активность;
б) возможность применять и передавать накопленный опыт;
в) сохранять работу или производственные контакты;
г) вести активный образ жизни;
д) постепенно готовить человека к пенсии;
е) систематически предоставлять необходимую медицинскую помощь.
Вторичные психопрофилактические мероприятия предусматривают:
а) учет преобладания в психической симптоматике тревоги вне зависимости от нозологии;
б) предотвращение склонности заболеваний к затяжному течению с исходом в органическое слабоумие.
Третичные психопрофилактические мероприятия включают в себя:
а) своевременную диагностику и лечение заболеваний;
б) рациональную длительность пребывания в стационаре;
в) назначение доз психотропных и других препаратов с учетом возраста пациента;
г) полноценную социальную адаптацию.
Психопрофилактика семьи и сексуальной жизни — это:
а) чуткость во взаимоотношениях на вербальном и невербальном уровне;
б) необходимость принимать во внимание сексуальную конституцию обоих партнеров;
в) осведомленность о планах и потребностях, ожиданиях партнеров;
г) наличие доверия между супругами, общие цели на будущее и т.д.
Психотерапия – это планомерное психическое воздействие на сознание больного с лечебной целью или для коррекции его поведения. Основное средство в психотерапии – это слово, т.е. информация, цель которой в разъяснении причин и механизмов болезни, убеждении пересмотра своих взглядов на травмирующую ситуацию и свое состояние, внушение новых установок на будущее. Различные виды психотерапии – это различные виды ввода, переработки или действия информации. Ведущими видами психотерапии являются личностно-ориентированная психотерапия, поведенческая, внушение, самовнушение и казуальная психотерапия.
Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского » Лаборатория психогигиены и психопрофилактики
Лаборатория психогигиены и психопрофилактики осуществляет свою деятельность с 01.02. 2017 г.
Руководитель лаборатории Вера Геннадьевна Булыгина, доктор психологических наук, доцент.В 1986 г. окончила факультет психологии, кафедру нейро- и патопсихологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. С 1986 г. работает в ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, с 2008 по 2017 годы руководила Лабораторией психологических проблем судебно-психиатрической профилактики, с 2017 г. – руководитель Лаборатории психогигиены и психопрофилактики ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России.
В 2003 г. защитила кандидатскую диссертацию (медицинская психология 19.00.04) по теме: «Нарушения саморегуляции у несовершеннолетних с выраженными психическими расстройствами, совершивших ООД», в 2016 г. – докторскую диссертацию (медицинская психология 19.00.04) по теме: «Психологическая концепция профилактики общественно опасных действий лиц с тяжелыми психическими расстройствами».
Является профессором кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». Сопредседатель Проблемного совета по медицинской психологии (19.00.04) ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, Ученого совета факультета юридической психологии МГППУ, входит в состав редакционной коллегии журнала «Психология и право».
В.Г. Булыгина – автор психологической концепции профилактики ООД лиц с тяжелыми психическими расстройствами, включающей структурно-функциональную модель, комплекс принципов, психодиагностический инструментарий, психокоррекционные программы и тренинговые методики, ориентированные на снижение риска совершения ООД, оптимизацию социального функционирования психически больных с тяжелыми психическими расстройствами, а также на сохранение психического здоровья специалистов, работающих с такими больными.
Является автором более 300 публикаций, из них 3 монографии, 40 научно-практических пособий, руководств для врачей и методических рекомендаций. Под научным руководством В.Г. Булыгиной защищены 3 кандидатские диссертации по специальности 19.00.04 – «медицинская психология»; выполняется 8 диссертационных исследований на соискание степени кандидата психологических наук и 1 диссертационное исследование на соискание степени доктора психологических наук.
С 2019 года входит в состав Научно-экспертного Совета ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».
В 2019 году вошла в состав диссертационного совета Д 205.001.02, созданного на базе федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Сотрудники лаборатории:
Ведущий научный сотрудник – Игорь Николаевич Носс, доктор психологических наук, профессор
Старший научный сотрудник – Татьяна Николаевна Кабанова, кандидат психологических наук
Научный сотрудник – Надежда Евгеньевна Лысенко, кандидат психологических наук
Научный сотрудник – Александр Александрович Дубинский, кандидат психологических наук
Научный сотрудник – Анна Павловна Макурина, кандидат психологических наук
Научный сотрудник – Алеся Сергеевна Васильченко, кандидат психологических наук
Научный сотрудник – Мария Юрьевна Белякова
Научный сотрудник – Мария Михайловна Проничева
Новости Лаборатории психогигиены и психопрофилактики
Основные научные направления деятельности Лаборатории психогигиены и психопрофилактики:
Разработка методологических и организационных основ психологических аспектов профилактики психических расстройств: ситуационная первичная психопрофилактика; вторичная психопрофилактика.
Разработка методических основ психопрофилактической работы медицинских психологов и их взаимодействия с другими специалистами по охране психического здоровья населения.
Разработка и внедрение методического комплекса аналитических инструментов для прогноза риска развития психической дезадаптации, риска декомпенсации, а также оценки эффективности психопрофилактических мероприятий в отношении уязвимых групп населения.
Разработка теоретических и организационных аспектов психологической поддержки и обучения специалистов в следующих сферах:
а) педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования:
б) психологическая адаптация медицинского персонала.
Создание экспериментальных моделей и новых форм психопрофилактики, психокоррекции, психологического консультирования в общеобразовательных организациях и практике учреждений, оказывающих медицинскую помощь.
В рамках указанных направлений работы Лаборатории осуществляются следующие исследования и разработки:
- Изучение психологических характеристик и типа принимаемых решений под влиянием стрессогенных факторов и при заданном уровне профессионального выгорания.
- Исследование психологических и психофизиологических предикторов психической дезадаптации и адаптивности у специалистов опасных профессий.
- Выделение нейропсихологических профилей высших психических функций в разные возрастные периоды в рамках адаптационного потенциала и профессиональной надежности.
- Изучение особенностей стресс-реагирования и индивидуально-психологических факторов профессиональной дезадаптации у специалистов, осуществляющих педагогическую деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования.
- Исследование клинико-психологических и социальных факторов виктимизации несовершеннолетних.
- Изучение личностно-профессиональной спецификации в диагностике характерологических особенностей специалистов социальной сферы.
- Изучение факторов социальной дезадаптации и факторов, сдерживающих риск криминализации у лиц с психическими расстройствами.
- Выделение клинико-психологических факторов высокорискового поведения у кандидатов в водители и водителей общественного транспорта Изучение особенностей реагирования на стресс у участников дорожно-транспортных происшествий.
- Создание аналитических комплексов и алгоритмов оценки:
- выделения группы риска декомпенсации в ситуациях экстренного принятия решения на дорогах у водителей;
- прогноза поведенческих реакций сотрудников силовых структур на различных этапах несения службы с учетом состояния вегетативных функций и основных рецепторных систем мозга в экспрессрежиме с использованием методов биологической обратной связи;
- оценки риска принятия неверных решений с учетом особенностей социальной перцепции, ситуативного анализа и под влиянием стрессогенных воздействий;
- выделения профилей самоконтроля, обусловливающих высокий уровень функционирования составляющих процесса регуляции поведения.
Организационно-методическая работа
Составление инструктивно-методических рекомендаций и учебно-методических пособий для врачей, психологов, социальных работников, педагогов.
Внедрение результатов научных исследований лаборатории в обеспечение практической деятельности сферы образования, медицины, обороны и безопасности, обеспечения безопасности жизнедеятельности (Обучающие программы (2017, 2018)).
Оказание консультативной и организационно-методической помощи учреждениям образования, здравоохранения, сферы обороны и безопасности государства по организации и совершенствованию психопрофилактических мероприятий в отношении уязвимых групп населения (Действующие договоры о научно-практическом сотрудничестве).
Педагогическая работа
Преподавание в вузах г. Москвы следующих дисциплин: «Психологические аспекты судебно-психиатрической профилактики», «Криминальная психология», «Современные проблемы клинической психологии», «Эмпирические исследования в клинической психологии», «Практикум по патопсихологии», «Психодиагностика», «Экспериментальная психология», «Судебно-психологическая экспертиза», «Психология и педагогика», «Диагностика и оценка персонала (ассессмент-технологии)», «Организационная диагностика», «Психология управленческого консультирования», «Качественные и количественные методы исследования в психологии», «Профессионально-психологический отбор персонала».
Сотрудники лаборатории руководят дипломными работами студентов, диссертационными работами магистров, аспирантов, соискателей.
Лаборатория принимает участие в проведении циклов усовершенствования по судебной психиатрии.
Научную продукцию лаборатории можно приобрести в редакционно-издательском отделе Центра
Контакты: Гончарова Наталья Борисовна, телефон +7(495) 637-26-13, [email protected]
Психогигиена как дисциплинарное направление психологической науки | Болтивец
Трач Р.(2019). Людинознавча Психология. Киев, Украина: ПУЛЬСАРИЙ. [На украинском языке].
Пузырей А. А. (1986). Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. Москва, Российская Федерация: Издательство МГУ. [На русском].
Роменец В.А. (2007). История психологии ХІХ – початок ХХ столития. Навч. посибник. [История психологии: XIX — начало XX века: Учебник. руководство]. Киев, Украина: ЛЫБИДЬ. [На украинском языке].
Викультурная методология: антология. До 25-летия научной школы профессора А.В.Фурмана (2019). Методология витакультуры: Антология. К 25-летию научной школы профессора А.В. Фурмана. Тернополь, Украина: ТНЭУ. [На украинском языке].
Витакультурный млын: методологический альманах, гол. ред.-конс. СРЕДНИЙ. Фурман (2019). Витакультурный млин: методический альманах, главный редактор-консультант А.В. Фурман]. Тернополь, Украина: ТНЭУ. [На укр.]. Тернополь, Украина: ТНЭУ. [На украинском языке].
Фурман. А.В.(2019). Методологическая схема видения предметного поля каноничной психологии. Викультурный млын: методологический альманах. [Методологическая схема восстановления предметного поля канонической психологии. Викультурный комбинат: методический альманах. 21, 4 – 27. [На украинском языке].
Психическое здоровье: усиление нашего реагирования (2018 г.). Всемирная организация здравоохранения. URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response (последний доступ: 3 февраля 2020 г. ).
Новаторские методы оказания помощи при хроническом состоянииx: Основные элементы для действий (2003) Глобальный доклад. Всемирная организация здравоохранения. [Инновационная помощь при хронических состояниях: основные элементы для действий (2003) Global Report. Всемирная организация здравоохранения]. URL: https://www.who.int/chp/knowledge/publications/icccrussian.pdf?ua=1 (последнее обращение: 7.01.2020). [На русском языке].
Россолимо Г.И.(1907). О роли психических факторов в медицине в связи с необходимостью упрощения лечения болезней нервной системы. Труды второго съезда отечественных психиатров, происходившего в г.Киеве с 4-го по 11-е сентября 1905 года. [Материалы второго съезда отечественных психиатров, состоявшегося в Киеве с 4 по 11 сентября 1905 г.]. Киев, Украина: Типография С.В.Кульженко, ул. Пушкинская, дом №4. [На русском].
Труды второго съезда отечественных психиатров, происходившего в г. Киев с 4-го по 11-е сентября 1905 года. Изданы на основании пункта 10-го правила Съезда под редакцией Председателя Распорядителя Комитета проф. И.А.Сикорского Секретарем Съезда Д-ром С.М.Доброгаевым(1907). [Материалы второго съезда отечественных психиатров, проходившего в Киеве с 4 по 11 сентября 19 г.05. Опубликовано на основании п. 10 Регламента Конгресса под редакцией Председателя Стюарда Комитета проф. Сикорского И.А. Секретаря Конгресса д-ра С.М. Доброгаев]. Киев, Украина: Типография С.В.Кульженко, ул. Пушкинская, дом №4. [На русском].
Роменец В.А. (2007). История психологии ХІХ – початок ХХ столития. Навч. Посибник. [История психологии: XIX — начало XX века: Учебник. руководство]. Киев, Украина: ЛЫБИДЬ. [На украинском языке].
Задачи нервно-психической гигиены и профилактики. Речь, сказанная в торжественном заседании Съезда Отечественных Психиатров в Москву, 11-го января 1887 г. Профессором Университета Св. Владимира в Киеве, И.А.Сикорским(1887). Задачи нервно-психической гигиены и профилактики. Речь на торжественном заседании съезда отечественных психиатров в Москве 11 января 1887 г. профессора Владимирского университета в Киеве И. А. Сикорского]. Киев, Украина: Совет. С.В.Кульженко, Нов.-Элис. доллар США. [На русском].
Шульц Д.П., Шульц С.Е.(2002). История современной психологии. Санкт-Петербург, Российская Федерация: Изд-во «Евразия». [На русском].
Сикорский И.А.(1900). Об явлениях утомления при умственной работе у детей школьного возраста. Сборник научно-литературных статей по вопросам общественной психологии, воспитания и нервно-психической гигиены. В 5-ти кн. Кн. третья. О явлениях утомления при умственной работе у детей школьного возраста. Сборник научных и литературных статей по социальной психологии, образованию и нервно-психической гигиене. В 5 кн. Книга. третий]. Киев, Украина: Южно-русское изд-во Ф.А. Иогансона, 32-42. [На русском].
Бурневский Д.Н. (1912). Новые методы и задачи в педагогике. «Новые методы и задачи в педагогике». Ежегодник коллегии Павла Галагана. Киев, Украина: 16, 11 (с.15). [На русском].
Сикорский И.А. (1911).Всеобщая психология. Киев, Украина: Без указания издательства. [На русском].
Ролин Л.Л. (1935). Итоги работы и задачи психогигиены в СССР. Труды Первого Украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, Украина: Издание Украинской психоневрологической академии, 571 – 59.6 [На русском языке].
Бергер И.А. (1935). Мероприятия по невропсихиатрической помощи, психопрофилактике, психогигиене на 1935 г. Мероприятия по психоневрологической помощи, психопрофилактике, психогигиене на 1935 г. в Московской области. Труды Первого Украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, Украина: Издание Украинской психоневрологической академии, 638 – 642 [на русском языке].
Гольдовская Т.И.(1935). Психогигиена в высшей школе. Труды Первого Украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, Украина: Издание Украинской психоневрологической академии, 693 – 701.
Лещинский А.Л., Езерский Ю.Е.(1935). Вопросы нормирования в психогигиене и организации умственного труда. Труды Первого Украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, Украина: Издание Украинской психоневрологической академии, 702 – 708. [На русском языке].
Мирельзон Л.А.(1935). Психогигиеническая работа на курорте. Труды Первого Украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, Украина: Издание Украинской психоневрологической академии, 719 – 724. [На русском].
Плотичер А.И. (1935). Задачи и содержание психогигиенической работы в школе. ]. Труды Первого Украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, Украина: Издание Украинской психоневрологической академии, 863 – 875. [На русском языке].
Юдин Т.И., Кварт Е.О. (1935). Организация психоневропатии в СССР. ]. Труды Первого Украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, Украина: Издание Украинской психоневрологической академии, 606 – 612. [На русском языке].
Солтанов В.О.(1935). Состояние стационарной невропсихиатрической помощи в Киевской области и перспективы ее развития. Труды Первого Украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, Украина: Издание Украинской психоневрологической академии, 642 – 644. [На русском языке].
Прения [Дискуссия]. Бергер И.А.(1935). Труды Первого Украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, Украина: Издание Украинской психоневрологической академии, 656 – 657.. [На русском языке].
Прения [Дискуссия]. Александровский А.Б. (1935). Труды Первого Украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, Украина: Издание Украинской психоневрологической академии, 661 – 662. [На русском языке].
Прения [Дискуссия]. Танцюра М.Д. (1935). Труды Первого Украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, Украина: Издание Украинской психоневрологической академии, 663. [На русском языке].
Прения [Дискуссия]. Ратнер Ю.А. (1935). Труды Первого Украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, Украина: Издание Украинской психоневрологической академии, 666. [На русском языке].
Прения [Дискуссия]. Равкин И.Г. (1935). Труды Первого Украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, Украина: Издание Украинской психоневрологической академии, 667. [На русском языке].
Прения. Заключительное слово Рохлина Л.Л. Заключительное слово Л. Л. Рохлина. (1935). Труды Первого Украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, Украина: Издание Украинской психоневрологической академии, 667 – 668. [На русском языке].
Гольдовская Т.И.(1935). Психогигиена в высшей школе. Труды Первого Украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, Украина: Издание Украинской психоневрологической академии, 693 – 701.
Лещинский А.Л., Езерский Ю.Е.(1935). Вопросы нормирования в психогигиене и организации умственного труда. Труды Первого Украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, Украина: Издание Украинской психоневрологической академии, 702 – 708. [На русском языке].
Грибоедов А.С. (1935). Психоневрологическая диспансеризация детей и подростков. Труды Первого Украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, Украина: Издание Украинской психоневрологической академии, 856 – 862. [На русском языке].
Плотичер А.И. (1935). Задачи и содержание психогигиенической работы в школе. Труды Первого Украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, Украина: Издание Украинской психоневрологической академии, 863 – 875. [На русском языке].
Синица И.О. (1963). О педагогическом такте учителя. Киев, Украина: Радянская школа. [На украинском языке].
Синица И.О. (1981). Педагогический такт и мастерство учителя. Киев, Украина: Радянская школа. [На украинском языке].
Синица И.Е.(1976). О такте и мастерстве. Киев, Украина: Радянская школа. [На украинском языке].
Беляев И.И. (1973). Очерки психогигиены. Москва, Российская Федерация: Медицина.
Гехт К. (1979). Психогигиена [Психогигиена]. Москва, Российская Федерация: Прогресс.
Воробейчик Ю.Н., Поклитар Е.А.(1989). Основы психогигиены. Киев, Украина: Здоровья. [На русском].
Психогигиена детей и подростков. Стручок красный. Г.Н.Сердюковской, Г.Гельницы.(1985). «Психогигиена детей и подростков. Эд. Г.Н.Сердюковская, Г.Гельница]. Москва, Российская Федерация: Медицина.
Школа и психическое здоровье учащихся. Стручок красный. С.Н.Громбаха (1988). [Школа и психическое здоровье учащихся. Эд. С.Н. Громбах]. Москва, Российская Федерация: Медицина.
Здоровье, развитие, личность. Стручок красный. Г.Н.Сердюковской, Д.Н.Крылова, У.Кляйнпетер(1990). [Здоровье, развитие, личность. Эд. Г.Н.Сердюковская, Д.Н.Крылова, У.Клейнпетер]. Москва, Российская Федерация: Медицина.
Резолюции выезда. По докладу «Об итогах работы и задачах психологии в СССР» (1935). [Резолюции съезда. Об отчете «Об итогах работы и задачах психогигиены в СССР». Труды Первого Украинского съезда невропатологов и психиатров. Харьков, Украина: Издание Украинской психоневрологической академии, 921 – 924. [На русском языке].
Хамаганова Т.Г.(1990). Влияние наследственных и средовых факторов на состояние психического здоровья подростков. Здоровье, развитие, личность. Стручок красный. Г.Н.Сердюковской, Д.Н.Крылова, Ю.Кляйнпетер. Москва, Российская Федерация: Медицина, 66-81.
Кантонистова Н.С., Хамаганова Т.Г.(1990). Наследственность и среда в развитии психофизиологических функций у детей и подростков. Здоровье, развитие, личность. Стручок красный. Г.Н.Сердюковской, Д.Н.Крылова, Ю.Кляйнпетер. Москва, Российская Федерация: Медицина, 194 – 209 [На русском языке].
Тейхман Г., Мейер-Пробст Б. (1990). Прогноз психического развития ребенка при наличии в анамнезе биологических и психосоциальных факторов риска. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С БИОЛОГИЧЕСКИМИ И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМИ ФАКТОРАМИ РИСКА В АНГЕЛАЦИИ. Здоровье, развитие, личность. Стручок красный. Г.Н.Сердюковской, Д.Н.Крылова, Ю.Кляйнпетер. Москва, Российская Федерация: Медицина, 194 – 209.
Антропова М.В. (1991). Возрастно-половые особенности умственной работоспособности учащихся 14-17 лет. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Москва, Российская Федерация: Педагогика, 1(5), 111 – 116.
Каган В.Е.(1993). Внутренняя карта здоровья – термин или концепция? [Внутренняя картина здоровья – термин или понятие?] Вопросы психологии, 1, 86-88. [На русском].
Полное описание работы клинического психолога: каковы обязанности?
- [email protected]
Работа психолога
Для многих современных людей деятельность клинического психолога до сих пор остается terra incognita. Однако эта профессия считается одной из самых престижных и перспективных в 21 веке. Следуя определению клинического психолога, представитель этого направления работает в области клинической психологии, которая считается научно-прикладной отраслью психологии и изучает закономерности психических свойств, процессов и состояний у людей, страдающих различными заболеваниями. Кроме того, специализация разрабатывает методы клинической психодиагностики, психологической помощи, психопрофилактики, психогигиены.
Работа клинического психолога включает в себя не только помощь человеку в преодолении проблем и болезней, но и повышение адаптивных способностей и сопротивляемости человека. Изначально специальность была введена для обеспечения психологами медицинских учреждений. Все-таки сейчас клинические психологи очень востребованы в правоохранительных органах, спасательных службах, экспертных бюро и, конечно же, в частной практике.
Причины обращения к клиническому психологу
Следуя мнению специалистов, с любой проблемой, касающейся психологического благополучия и здоровья, рекомендуется обращаться к клиническому психологу. Однако, по их мнению, особенности обучения позволяют современным людям работать с широким спектром условий и трудностей. Вот список проблем, которые современные мужчины и женщины часто задают специалистам, когда им нужна консультация.
Депрессивные проявления: мрачное настроение, апатия, потеря способности веселиться и др.
Тревога: постоянная тревожность, раздражительность, приступы страха и паники и др. В том числе фобии, связанные с общением, а также родительская тревожность.
Нарушения сна: бессонница, ухудшение качества сна, повышенная сонливость и др.
Половые расстройства: снижение полового влечения и потенции, трудности с оргазмом и др.
Астенические расстройства: 90 122 хроническая усталость, снижение энергии и работоспособности, повышенная утомляемость и т. д.
Обязанности лицензированного клинического психолога
Выше приведен длинный список различных неприятностей. В самых общих чертах схема работы в этих условиях более-менее одинакова.
Первый этап называется различением. Специалист должен определить, является ли это состояние сферой деятельности медицинского психолога, или ему необходима совместная работа с психотерапевтом или психиатром. Например, в случае легкого депрессивного или околодепрессивного состояния психологи могут оказать помощь (с использованием, например, когнитивной психотерапии) самостоятельно. При умеренной депрессии больной, как правило, получал медикаментозное лечение в комплексе с психотерапией.
Немедикаментозная психотерапия может проводиться на двух уровнях в зависимости от запроса, возможностей клиента и уровня подготовки психолога. Первый – это работа на уровне симптомов или их проявлений. Например, они учатся справляться с тревогой или паническими атаками, контролировать эмоции, предотвращать переутомление и т. д. Работа представляет собой вторую на уровне причин, когда необходимо выявить источник проблемы. Это может быть вызвано глубокими убеждениями, чертами характера или внутриличностным конфликтом. При этом условии все зависит от теоретической направленности психолога. Как правило, заработная плата клинического психолога зависит от количества выполняемых им работ.
Клинический психолог лечение серьезных заболеваний
Следующей причиной обращения являются проблемы со здоровьем, связанные с психологическими факторами – вся эта группа состояний называется психосоматическими расстройствами. Роль психотерапии в их лечении значительна. К счастью, в последние годы стажеры осознали необходимость направления таких пациентов к клиническим психологам. На сегодняшний день эта группа огромна. Это гипертоническая болезнь, дерматиты, заболевания желудочно-кишечного тракта (синдром раздраженного кишечника, психогенная тошнота), боли различной локализации (головные боли, в спине).
Работа с психосоматическими проблемами считается сложным делом. Два основных момента могут объяснить трудности. Во-первых, ее следует проводить в контакте с телесным врачом, который направляет больного. Если это невозможно, необходимо иметь хотя бы документальное подтверждение того, что пациент консультируется с врачом и получает необходимое лечение. Второй момент заключается в том, что в этих условиях невозможно работать поверхностно, так как почти всегда необходимо глубокое психологическое вмешательство.
Соматические симптомы нельзя классифицировать так, как психосоматические. При этом основными задачами медицинских психологов являются адаптация человека к болезни, повышение его способности бороться с болезнью. Например, наиболее типичная ситуация – формирование мотивации к соблюдению образа жизни, психологической подготовки к оперативным вмешательствам и др.
Перспективы работы клинического психолога
какой-нибудь клинический психолог рядом со мной?» он или она должны быть готовы получить некоторые источники. На данный момент у нас много наработок в этой области. Действительно, причины обращения к клиническому психологу не ограничиваются перечисленным выше. Работа с зависимостями, сопровождение в сложных ситуациях (смерть близких, разводы, потеря работы и др.), некоторые другие проблемы с лишним весом и питанием в целом, психологическое сопровождение беременных считаются сферой деятельности клинических психологов. Человек, который хочет знать, как стать клиническим психологом, должен быть готов заниматься всеми этими вопросами. При этом отдельным, увлекательным направлением деятельности является психопрофилактика. Он включает в себя повышение устойчивости, изучение лучших способов решения проблем и, соответственно, повышение уверенности в себе.
Как правило, клинические психологи находятся «на связи» с другими специалистами в области психического и телесного здоровья: психиатрами (для направления больных с подозрением на психическое расстройство из сферы «большой психиатрии», а также ведут их совместно с врача в плане реабилитации), психотерапевтов (при необходимости назначение психофармакотерапии), наркологов и терапевтов.
Особенности карьерного роста клинического психолога зависят от выбранного направления профессиональной деятельности. Развитие и карьерный рост специалиста возможны (в поликлинике, реабилитационном центре, бюро медико-социальной экспертизы, школе, фирме и т. д.) преимущественно за счет накопления опыта, повышения квалификации, приобретения новых профессиональных компетенций. Клиническая психология предоставляет прекрасные возможности для роста как науки, что позволяет человеку быстро получить научные степени и сделать карьеру ученого и педагога. А широкий спектр возможностей для частной практики позволяет совмещать профессию клинического психолога с работой бизнесмена.
Чем раньше человек получит ответ на вопрос «Кто такой клинический психолог?» тем лучше он или она будут подготовлены к будущей карьере. Профессия клинического психолога сложна. Тем не менее, он считается одним из самых интересных.
Курапов Антон
Кандидат технических наук, доцент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Увлечен ролью психологии в жизни людей и просто поражен сложностью мозга и его функций.
Поделиться этой публикацией:
Что такое когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и как она может помочь в горевании?
25 апреля 2023 г.
Подробнее »
Преимущества терапии: как найти подходящего терапевта
18 апреля 2023 г.
Подробнее »
Страховое покрытие психиатрических услуг: советы для пациентов и медицинских работников
4 апреля 2023 г.
Подробнее »
Скрытое поведение: все, что вам нужно знать
14 марта 2023 г.
Подробнее »
Что такое экстремальная когнитивно-поведенческая терапия: цели и результаты. Узнайте, насколько это эффективно
22 февраля 2023 г.
Подробнее »
Когнитивно-поведенческая терапия VS психоанализ: что вам подходит?
6 февраля 2023 г.