Основы валеологии и санологии: IRZSMU: Invalid Identifier

Санология и валеология (стр. 1 из 3)

В конце ХХ в. валеологии как научному направлению, поставившему в центр своих научных интересов индивидуальное здоровье, исполнилось 20 лет. В 1980 г. И.И. Брехман впервые высказал идею о необходимости выделения здоровья индивида в качестве предмета исследования, в 1982 г. Пережив период непризнания, сегодня валеология стала популярной. Ей посвящены тысячи публикаций и несколько десятков монографий, термин «валеология» известен врачам, педагогам, психологам и психиатрам, специалистам по физическому воспитанию и др. Появившись в медицине, валеология быстро перешагнула рамки медицинской науки и стала метанаукой, сформировав несколько научных направлений со своими собственными предметами исследования. В медицине – это механизмы индивидуального здоровья, возможности управления этими механизмами, в педагогике – закономерности вовлечения личности в процесс собственного здравостроительства. Именно это обстоятельство – наличие своего предмета исследования – явилось основанием для выделения медицинской и педагогической валеологии в самостоятельные научные дисциплины. На стадии оформления находится и психовалеология.

Основные задачи данной работы заключаются в общем рассмотрении таких явлений отечественной науки, как санология и валеология, а также основных подходов к рассмотрению категории здоровья.

В конце ХХ века Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предложила некую интегральную концепцию развития медицины, основная идея которой заключается в том, что в XXI веке медицина должна перейти от «защитно-оборонительных» позиций к «социально-констуктивным», связанным с созиданием самого здоровья и активного долголетия людей.

При этом принципиально должна измениться и роль врача. Из «лечащего болезни» он должен стать «конструктором здоровья», а «медицина болезней» должна превратиться в «медицину здоровья». [7]

Реализуя поставленные задачи отечественная медицина уже с 70-х годов ведет разработки в подобном направлении. В эти же годы академик Ю.П. Лисицин, возглавляющий исследования этого направления, предлагает определить его понятием «санология» («санус» – лат. здоровый).

Он пишет: «Санология – наука об общественном здоровье, которое мы рассматриваем с двух позиций: 1) здоровья населения или санитарного состояния, измеряемого медико-статистическими общепринятыми показателями; 2) общеисторической (социологической), отражающей одно из состояний, качество общества, его функцию по охране и улучшению здоровья людей.» [3]

Вряд ли целесообразно оспаривать значение санологии для любого государства, особенно государства демократической ориентации, которое связывает свое существование с решением одной из основных задач – обеспечение здоровья населения с помощью создания государственной общественной системы здравоохранения, призванной проводить санитарно-гигиеническую, профилактическую и лечебную работу. Именно показатели состояния здоровья населения – статистика детской и взрослой смертности, параметры заболеваний, продолжительность жизни, – являются показателями благополучия страны или государства.

Одним из принципиальных достижений санологии является выявление того, что из всего многообразия факторов, определяющих здоровье человека (наследственность, экология, медицинское обслуживание и т. д.) самым значимым, определяющим фактором оказался фактор «образа жизни» человека. Правда само понятие «образ жизни» затем в санологии сводили как правило к показателям экономико-материального уровня (объем жилплощади, характер труда, размер доходов на члена семьи и т.п.).

В.П. Петленко в 1987 году первым дал определение валеологии как науки об индивидуальном здоровье человека. В последующие годы, и особенно в 1990‑е годы, состоялось бурное развитие этого научно-практического направления, обращенного к изучению индивидуального здоровья человека.

Здоровье – это системное образование, что проявляется в зависимостях и связях здоровья общественного и индивидуального. Классическая медицина никогда не выходила на уровень создания теории индивидуального здоровья. И это не случайно. Современные специалисты признают, что «в медицинской науке нет общепринятого определения «здоровья» и его детерминирующих факторов». [5] Имеется ввиду здоровье индивидуальное.

Исключение составляет точка зрения специалистов ВОЗ, которая была принята в 1946 г. в проекте Устава международной организации, который вступил в силу в 1948 году. Здоровье определялось как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или физических дефектов» (Устав ВОЗ). Сам характер этого определения говорит о том, что такое определение здоровья выходит за пределы компетенции медицины, хотя бы по основанию наличия немедицинского фактора составляющего здоровье – «социального благополучия».

Авторы и новаторы от валеологии предпринимают попытку создать теорию индивидуального здоровья.

Валеология – это наука, которая изучает сущность, механизмы и проявления индивидуального здоровья, методы его диагностики и прогнозирования, а также коррекции путем оптимизации механизмов здоровья с целью повышения его уровня, улучшения качества жизни и социальной адаптации индивида.

Предмет исследования валеологии: индивидуальное здоровье, его механизмы, возможности управления ими.

Объект валеологии: индивиды, находящиеся во всем диапазоне здоровья.

Теоретические основы: 1. Валеология рассматривает индивидуальное здоровье как самостоятельную социально-медицинскую категорию, сущность которой может быть количественно и качественно охарактеризована прямыми показателями. 2. Между состоянием здоровья и состоянием болезни выделяются переходные состояния, характеристика которых определяется соотношением механизмов здоровья и болезни. 3. Здоровье рассматривается как более широкая категория по сравнению с болезнью. Предболезнь и болезнь – частный случай здоровья, когда уровень его снижен или имеются его дефекты. 4. Уровень структурной организации, исследуемый в валеологии – преимущественно организменный, подход – холистический (целостный).

Основные задачи валеологии: 1. Разработка и реализация представлений о сущности индивидуального здоровья, поиск моделей его изучения, методов оценки и прогнозирования. 2. На основе количественной оценки здоровья индивида разработка систем скрининга и мониторинга за состоянием здоровья населения. 3. Формирование «психологии здоровья». 4. Разработка методологии и методов формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья. 5. Обеспечение первичной и вторичной профилактики заболеваний путем повышения уровня здоровья. 6. Разработка программ повышения уровня здоровья популяций через индивидуальное здоровье. [1]

Авторы различных дефиниций здоровья (а их более 100) используют множество критериев, характеризующих, с их точки зрения, сущность здоровья. Это свидетельствует об отсутствии единой точки зрения на эту проблему. В результате, как писал Р. Долл., «несмотря на многие попытки измерить здоровье, не было предложено ни одной шкалы, которая имела бы в этом плане практическую ценность, и критерии положительного здоровья остаются такой же иллюзией, как измерение счастья, красоты и любви». [1]

Таким образом, конкретизация сущности индивидуального здоровья – основная методологическая проблема валеологии.

В основе валеологии – феномен жизни, обеспечиваемый типовыми специализированными структурами. Деятельность этих структур реализуется постоянной циркуляцией потоков пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. Именно эти потоки и определяют наличие феномена жизни, являясь основой самообновления, саморегуляции и самовоспроизведения живых систем. Эти потоки, а также особенности возмущающих воздействий на биосистему поддаются научному анализу, что дает возможность характеризовать биосистему, степень ее устойчивости (совершенства) в целом. Данная характеристика и является предпосылкой для оценки количества уровня здоровья.

Говоря о человеке как о высшей форме реализации феномена жизни, следует помнить о его способности познавать и преломлять через себя картину окружающего его мира, ощущать свое место среди себе подобных и самовыражаться через социальную активность. Эти способности характеризуют психические (эмоционально-интеллектуальные) и духовные аспекты здоровья человека как высшие проявления его целостности. Высшие уровни организации личности – психика и духовность – могут выступать в качестве либо стимулятора, либо тормоза биологического субстрата (в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности).

Таким образом, основное отличие живых систем от неживых заключается в способности первых к самоорганизации – саморегулированию, самовосстановлению, самообновлению. Это и есть биологическая сущность здоровья. Она описывается различными сторонами процесса самоорганизации биосистемы – реакциями гомеостаза, адаптации, реактивности, резистентности, репарации, регенерации и т.д., а также процессом онтогенеза. [4]

Но здоровье – категория не только медико-биологическая, но и социальная. Это справедливо, как справедливо и то, что биологическое начало – реализатор всего социального в человеке. Ничто социальное не реализуется без участия биологического субстрата. Таким образом, выполнение индивидом своих биологических и социальных функций можно трактовать как проявления здоровья. Чем выше способность индивида реализовать свои биологические и социальные функции, тем выше уровень его здоровья. На способность проявить свое здоровье, иными словами реализовать свои биологические и социальные функции, оказывают мощное влияние психические (душевные) и духовные качества личности. Соответствие жизненных установок и притязаний индивида, с одной стороны, и проявлений здоровья – с другой, формирует ту или иную степень «благополучия» – физического, душевного и социального.

Валеология и санология, определение, сущность и предмет их изучения. — КиберПедия

Навигация:

Главная Случайная страница Обратная связь ТОП Интересно знать Избранные

Топ:

Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений — деятельность метрологических служб, направленная на достижение…

Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит…

Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из по­вторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует…

Интересное:

Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы. ..

Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей…

Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления…

Дисциплины:

Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 8Следующая ⇒

В конце ХХ века был поставлен вопрос об образовании новой науки о здоровье – валеологии. С самого начала врачебное искусство, а затем и наука в качестве главной цели видели здоровье, его сохранение, а лечение болезней составляло вторую (вторичную) часть медицинской доктрины. По преданию, владыки Древнего Востока платили своим врачам только по тем дням, когда были здоровыми. Корифеи мировой и отечественной медицины предавали особое значение здоровью, как большому дару природы. Однако понятие “здоровье” с древних времен не имело конкретного научного определения. Еще И.П. Павлов говорил на Международном медицинском конгрессе в Мадриде в апреле 1903 г., что “…мы еще не имеем чисто научного термина для определения этого основного принципа организма – внутренней и внешней его уравновешенности”. С тех времен поло-жение не изменилось. В силу ряда причин медицина становится все более лечебной, узкоспе-циализированной, госпитальной и фактически является наукой о болезнях и менее всего – о здоровье.

Об одностороннем развитии медицины много писали И.В. Давидовский и другие отечественные и зарубежные ученые, но известна лишь одна современная попытка разработать систему средств влияния на защитные силы организма. Это направление, которое получило название “санологии”, наиболее активно развивали в нашей стране в 60-х гг. С.М. Павленко и С.Т. Олейник. Санология определялась как “общее учение о противодействии организма болезни”, в основе которого лежит саногенез – динамический комплекс приспособительных механизмов, возникающих под воздействием чрезвычайного раздражителя. Основатели этого направления утверждали, что многие механизмы саногенеза при тренировке могут быть значительно усовершенствованы с целью повышения стойкости организма и поддержки здоровья вообще.

Но санология– учение о выздоровлении, а не о здоровье, как таковом. Только в начале 80-х гг. была осознана необходимость систематизации знаний медицины, гигиены, физиологии, анатомии и других научных дисциплин с целью создания нового научного направления – валеологии – науки о сохранении здоровья.

Термин “валеология” происходит от латинского “вале”, что значит “быть здоровым” и греческого слова “логос” – “наука, учение”. Следовательно, валеология – это наука о здоровье.

Отцом современной валеологии называют российского ученого И.И. Брехмана, который в 1980 г. впервые предложил этот термин, а в 1982 г. научно обосновал необходимость охраны здоровья практически здоровых людей. Но, к сожалению, наше общество и медицина тогда не поняли этого, не придали надлежащего значения этому событию, в то время как за рубежом труды профессора И.И. Брехмана вызывали повышенный интерес. Редактор английского издания одной из монографий Брехмана в предисловии писал: “Валеология – наука о здоровье. Почему этого слова нет в нашем словаре? Почему у нас нет отражения понятия патология (болезнь)”?

О том, что эта наука древняя, свидетельствуют труды Гиппократа и Авиценны. Именно они ука-зывали на важность образа жизни, естественной среды и заботливого отношения к себе для сохране-ния и укрепления здоровья. На принципах валеологии основаны многие методы народной медицины. Интересно, что древние римляне часто приветствовали друг друга словом: “Вале!”–“Будь здоровым!”

Таким образом, можно дать следующее определение валеологии:

Валеология – наука о закономерностях и механизмах формирования, сохранения, укрепления, восстановления здоровья людей и передачи его потомкам.

Большой вклад в развитие валеологии сделали украинские ученые.

В начале 60-х годов нашего века львовские медики, профессора С.М. Павленко и С.Т. Олейник сформулировали теорию саногенеза и санологии (от лат. сано – оздоравливать, исцелять и греч. генезис – происхождение, развитие и логос – наука, учение).

В 80-х годах ХХ века киевский ученый, доктор медицинских наук, профессор Г.Л. Апанасенко выдвинул теорию энергетического обеспечения здоровья, которая положена в основу валеологического определения здоровья и многих методов валеологического мониторинга. Его метод определения уровня физического здоровья позволяет каждому узнать о своем “количестве здоровья” на данный момент и спрогнозировать динамику здоровья на будущее.

Воспитание общей культуры здоровья – цель глобальная и отдаленная, решить которую призвано валеологическое образование.

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни. ..

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой…

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства…

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого…



SanologyClinic

Санология (Sanus, [лат.] Health + Logos, [греч.]: Study) болезнь. Санология фокусируется на важности здорового образа жизни. Согласно санологии правильный образ жизни является определяющим фактором нашего здоровья.

Санологический метод является нетрадиционным и не использует фармацевтические препараты. Мы скорее используем наиболее эффективные естественные, биологические формы лечения адаптированные к состоянию каждого пациента. Санология не против современной формы лечения, а дополняет ее и используется параллельно с ней. Он стремится достичь наилучших результатов, сочетая как самые современные методы, так и тысячелетние формы лечения.

Санология подчеркивает, что хорошее здоровье является результатом состояния равновесия внутри тела и внутренних систем и процессов организма . Кроме того, хорошее здоровье — это не только отсутствие болезни, но и любых симптомов и признаков потенциального заболевания в будущем.

Санология рассматривает болезни как результат нездорового образа жизни, а основными причинами болезней являются неправильное питание, пагубные пристрастия, стресс и экологические токсины , среди прочего.

Санология рассматривает болезнь не как дефект или атаку на тело, а скорее как попытку организма восстановить себя и его усилия по восстановлению после нездорового образа жизни, чтобы вернуться к хорошему здоровью. Во время переходного состояния, когда тело еще не болеет, но механизм восстановления тела дает сбой, санология стремится вернуть тело в его нормальное, здоровое состояние посредством соответствующего лечения.

В течение этого временного периода организм испытывает состояния, которые могут в конечном итоге привести к более серьезным заболеваниям в будущем, если их не лечить.

Соответственно, ваш специалист по санологии лечит все аспекты состояния пациента:

Литература

Апанасенко Г.Л., Попова Л.М. Медицинская валеология [Медицинская валеология], Киев, Здоровье, 1998, 242 с.

Апанасенко Г.Л., Попова Л.А., Маглований А.В.

Санология [Санология], Львов, ПП Кварт, 2011, 303 с.

Арцишевская М. Шлях освити [Путь образования], 2000, т. 3, с.6-20.

Билевич С. Имидж сучасного педагога [Образ современного педагога], 2002, с. т.2, стр. 30-33.

Бобиенко О.М. Ключевое компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования Ключевые компетенции личности в результате образовательной системы профессионального образования // Докт. Дисс., Казань, 2005. 186 с.

Бондарь С. Биология и химия в школе [Биология и химия в школе], 2003, т.2, стр. 8-9.

Введенский В.М. Педагогика [Педагогика], 2003, т.10, с.51-55.

Вернадский В.Н. Размышления naturalista [Размышления натуралиста], Москва, Наука, 1997, 271 с.

Воронин Д.И. Здоровьязберигаюча компетентность студента в социально-педагогическом аспекте   [Здоровье – компетентность студента в социально-педагогическом аспекте // Харьков, 2006. С. 25-28.

Гончаренко С.Ю. Украинский педагогический словарь [Украинский педагогический словарь], Киев, Лыбедь, 1997, 376 с.

Гончаренко С., Мальование Ю. Освита [Образование], 1994, т.2, с.2-3.

Гломозда В. Педагогика [Педагогика], 1991, т.30, с.17-21.

Грибань В.Г. Валеология [Валеология], Киев, Центр образования, 2005, 256 с.

Гузик Н. Десять ключевых компетентностей, иаки обслуживают особенности та йыйи природный талант [Десять ключевых компетенций, которые служат человеку и его природным талантам], Киев, 2006, 148 стр.

Земская Н.О. Особостная Трансформационная компетентность студентов до здорового способа жизни // Ивано-Франковск, 2012. 20 с.

Ильченко В.Р., Гузь К.Ж., Коваленко В.С. Имидж сучасного педагога [Образ современного педагога], 2005, т.9-10, с.24-27.

Ковех Т. Зарубежная literatura [Иностранная литература], 1997, т.18, с. 6.

Мариновская О., Бабийчук Г. Моделирование начальных занятий на интегрированных основах  , Ивано-Франковск, 2002, с. 136 стр.

Масияускене О.В., Муравянникова Ж.Г. Валеология [Валеология], Ростов на Дону, Феникс, 2011, 251 с.

Никулина Ф. Завуч [Завуч], 2000, т.23-24, с.10-11.

Овчарук О. Компетентность как ключ до оновлення змисту освити. а ключ к образовательный содержание обновление]. Стратегия реформирования освити в України [Стратегия реформирования образования в Украине], Киев, КИС, 2003, стр. 13-41.

Родыгина И. Змист, формы и методы обучения [Содержание, формы и методы преподавание], 2005, т.1, стр. 34-36.

Якименко С.И. Формування профессиональной компетентности майбутн’ого вчителя в умовах высшего навчального закладу . Формирование профессиональной компетентности будущих преподавателей высшей школы. Киев: Word, 2011. 464 с.

Хуторский А. Народное образование [Народное образование], 2003, т. 2, с. 58-64.

Джентри Д.В. Управление гневом и работа стресс: здоровье и нездоровый стиль. Поведенческий медицина: Работа, стресс и здоровье . Эд. Авторы: Д. В. Джентри, Х. Бенсон, С. Дж. де Вольф. Дордрехт. Издательство Martinus Nijhoff, 1985, стр. 205–217.

Лайтакаре Дж., Милунпало С., Вуори И. Контроль эффективности клиента санитарное просвещение пациентов работниками первичной медико-санитарной помощи в Финляндии 2 и Европейская конференция по эффективности укрепления здоровья и санитарного просвещения . Афины, Греция, 1992, стр. 14-18.

Оттавская хартия укрепления здоровья. Первая международная конференция по здоровью Акция . Канада, 17–21 ноября. Оттава, 1986. 843 с.

Пинет Г. Проблемы здравоохранения 21-го века век: законодательный подход к детерминантам здоровья, Пинет Г. Здоровье законодательства на заре ХХІ века. Международный сборник законодательства в области здравоохранения   1998, том 49, стр. 137–138.

Поппл К. Анализ общественной работы: теория и практика . Букингемский, Открытый Университетское издательство, 1995, 200 стр.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts