Особенности общения дошкольников со сверстниками
2.12.2011
Начиная с 3-4 лет в жизни ребенка появляется новый партнер по общению, который с возрастом становится все более значимым. Это сверстник. Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым. Эти особенности были исследованы в цикле работ, проведенных под руководством М. И. Лисиной и А. Г. Рузской.
Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстниками можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Общаясь со сверстниками, ребенок спорит с ними, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстниками впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и др.
Второе яркое отличие общения в среде сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослым. В среднем в общении сверстников (по данным В. В. Ветровой) наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.
Действия, адресованные сверстникам, характеризуются значительно большей аффективной направленностью. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесников и в девять раз чаще вступают с ними в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми.Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, по-видимому, связана с тем, что начиная с четырехлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения, которая выражает степень напряженности потребности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.
Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности средств общения. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. п. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность и свое самобытное начало. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений ребенка. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.
Еще одна отличительная особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстниками, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.
Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от 3 к 6-7 годам.
Ключевые слова: Общение, ДошкольникиИсточник: Смирнова Е.О., Детская психология
Материалы по теме |
---|
Развитие общения детей дошкольного возраста Аверин В. А., Психология детей и подростков |
Особенности развития общения в дошкольном возрасте Авдулова Т. П., Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника |
Развитие общения дошкольников со взрослыми Урунтаева Г.А., Детская психология |
Развитие общения дошкольников со сверстниками Урунтаева Г.А., Детская психология |
Особенности общения дошкольников Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с…. |
Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Значимость общения для мужчин и женщин Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии… |
Горанчук В. В., Психология делового общения и управленческих воздействий |
Особенности общения дошкольников
18.05.2020У 4-летних детей общение со сверстниками становится одной из ведущих потребностей. Однако не исчезает и потребность в общении со взрослыми. Для ребенка от 3 до 5 лет взрослый — это объект уважительного отношения, и общение с ним имеет познавательный смысл. Для детей 5-7 лет взрослый — это старший друг, от которого дети ждут взаимопонимания и взаимопереживаний. Таким образом, с возрастом содержание потребности в общении (а точнее было бы сказать — содержание мотива общения) становится богаче, разнообразнее. При этом меняется и значение взрослого как объекта общения.
Е. Ф. Рыбалко (1990) показала, что в дошкольный период осуществляется переход от непосредственных форм общения к мотивированному общению разного уровня. По ее терминологии, непосредственные формы избирательного общения означают выбор партнера без каких-либо объяснений со стороны ребенка, что характерно для детей младшего дошкольного возраста, вступающих в кратковременные контакты со сверстниками и часто меняющих товарищей по совместным играм.
Большинство старших дошкольников обосновывают свою избирательность в общении со сверстником, но по-разному. Чаще всего мотивировка носит эмоциональный характер: «Потому что нравится с ним играть». Редко назывались функциональные причины: помощь, забота о другом.А. Г. Рузская («Развитие общения дошкольников со сверстниками», 1989) выявила следующие специфические особенности общения дошкольников со сверстниками.
- Большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками впервые появляются такие формы коммуникативного поведения, как притворство, стремление сделать вид и выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование.
- Чрезвычайная эмоциональность и раскованность общения. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми.
- Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействиях со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия, которым свойственна раскованность и ненормированность, что способствует проявлению детьми своей индивидуальности.
- Преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.
Выявлены этапы, которые проходит в своем развитии общение дошкольников (М. И. Лисина). Эти этапы связаны с использованием детьми различных форм общения.
Эмоционально-практическая форма общения (2-4-й годы жизни). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. В сверстнике он воспринимает лишь отношение к себе, а его самого (его желания, действия, настроение), как правило, не замечает. Это общение ситуативно и целиком зависит от конкретной обстановки и от практических действий партнера. Основные средства общения — локомоции или экспрессивно-мимические движения. После 3 лет общение детей все больше опосредствуется речью, однако она пока крайне ситуативна и используется только при наличии зрительного контакта и выразительных движений.
Ситуативно-деловая форма общения (4-6-й годы жизни). После 4 лет сверстник становится для ребенка более привлекательным, чем взрослый. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной — дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей этого возраста становится деловое сотрудничество. Начинает отчетливо проявляться потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, показывает обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В 4-5-летнем возрасте дети часто демонстрируют взрослым свои преимущества перед товарищами, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. Это означает, что в этом возрасте появляются конкурентные, соревновательные отношения.
Внеситуативно-деловая форма общения (6-7-й годы жизни). У детей этого возраста около половины речевых обращений к сверстнику имеет внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они были, что видели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других. Однако такое общение происходит на фоне совместного дела (общей игры или продуктивной деятельности). При этом подготовка к игре, ее планирование и обсуждение ее правил занимают значительно большее место, чем на предыдущем этапе. В общении детей этого возраста сохраняется конкурентное начало. Но это не мешает видеть у партнера его внеситуативные проявления — желания, предпочтения, настроение.
Ключевые слова: Дошкольники, ОбщениеИсточник: Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.
Материалы по теме |
---|
Особенности развития общения в дошкольном возрасте Авдулова Т.П., Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника |
Развитие общения дошкольников со сверстниками Урунтаева Г. А., Детская психология |
Особенности общения дошкольников со сверстниками Смирнова Е.О., Детская психология |
Развитие общения детей дошкольного возраста Аверин В. А., Психология детей и подростков |
Развитие общения дошкольников со взрослыми Урунтаева Г.А., Детская психология |
Развитие способностей у дошкольников Урунтаева Г.А., Детская психология |
Методы изучения взаимоотношений Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш…. |
Каналы общения Кишкель Е.Н. Управленческая психология |
Важность развития у детей хороших коммуникативных навыков
Статьи для родителей
Октябрь 2021
По мере развития ребенка важно развивать его коммуникативные навыки, чтобы он мог самовыражаться.
окт. 2021
Способность эффективно общаться является ключевым навыком, и чем лучше мы это делаем, тем лучше будет качество нашей жизни.
Мы начинаем общаться с момента рождения; сообщая нашим матерям, что мы прибыли с нашим первым криком. По мере развития ребенка важно развивать его коммуникативные навыки, чтобы он мог ясно и уверенно выражать себя во всех аспектах и сферах своей жизни.
Если рассматривать этапы развития ребенка: сначала он общается с родителями, затем с братьями и сестрами и друзьями, а затем с другими взрослыми, такими как школьные учителя.
Ребенок научится общаться, наблюдая и слушая своих родителей, а затем подражая их словам и действиям; чем больше вы общаетесь с ребенком, тем раньше и быстрее у него разовьются эти навыки.
Чтение — отличное занятие, помогающее улучшить навыки общения вашего ребенка; он развивает их языковые навыки и знакомит их с большим словарным запасом, помогая им общаться с легкостью и ясностью. Когда они становятся старше, совместное чтение дает прекрасную возможность для обсуждения, создавая среду, в которой ребенок может комфортно и уверенно привыкнуть к формулированию и обмену своими идеями.
Благодаря общению и игре с братьями, сестрами и друзьями ребенок будет развивать социальные навыки и навыки межличностного общения наряду с навыками общения. Эти навыки заставят их чувствовать себя более комфортно в социальных ситуациях, где им будет легче завязать разговор со сверстниками и завести новых друзей. Благодаря этим отношениям они также будут оттачивать свои навыки слушания, а также способность сопереживать и интерпретировать сигналы невербального общения.
Когда ребенок пойдет в школу, презентации, обсуждения в классе, инсценировки и устные экзамены станут для него обычными занятиями, и все они будут напрямую зависеть от его навыков вербального общения; аналогичным образом, в рамках процесса подачи заявления им может потребоваться пройти собеседование при подаче заявления в среднюю школу или в шестой класс. В этих ситуациях вам нужно, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, не только выступая перед толпой или знакомясь с новым знакомым, но и был уверен в своей способности бегло разговаривать и производить хорошее впечатление.
Ребенку, хорошо умеющему общаться в устной форме, будет легче общаться в письменной форме, и поэтому он, скорее всего, будет лучше сдавать школьные экзамены и выполнять письменные задания.
Глядя в будущее, возможность общаться с работодателями имеет решающее значение, независимо от того, в какой отрасли или карьере вы работаете. коллег, конкурирующих за дополнительные обязанности.
Способность давать инструкции, проводить собрания, проводить презентации и поддерживать связь с клиентами, потребителями, поставщиками и т. д. — это лишь некоторые из навыков общения, необходимых для успешного получения этих больших возможностей.
Как и любой навык, коммуникативные навыки можно развивать и совершенствовать с практикой, но, помогая развивать хорошие коммуникативные навыки у ребенка с самого раннего возраста, вы сразу даете ему навыки, необходимые для построения успешного будущего.
Социальная коммуникация (Прагматика) — Kid Sense Развитие ребенка
Что такое социальная коммуникация (прагматика)?
Социальная коммуникация или прагматика относится к тому, как дети используют язык в социальных ситуациях.
Он состоит из трех компонентов, включая:
- Способность использовать язык для различных целей (например, приветствовать, информировать людей о вещах, требовать, приказывать, просить).
- Способность адаптировать язык к потребностям слушателя или ситуации (например, говорить по-разному с ребенком по сравнению со взрослым, говорить громче, когда много шума, осознавать знания слушателя и давать больше или меньше информации, когда нужный).
- Соблюдение часто «негласных» правил разговора и рассказывания историй (например, по очереди вести разговор, смотреть на говорящего, стоять на соответствующем расстоянии от говорящего, использовать мимику и жесты). Правила разговора часто различаются в разных культурах, внутри культур и в разных семьях. Поэтому человеку важно быстро понять правила человека, с которым он общается.
Дети с диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС, включая синдром Аспергера) и первазивное расстройство развития (не уточненное иначе) испытывают трудности с социальным общением (прагматические навыки).
Почему важна социальная коммуникация (прагматика)?
Социальная коммуникация (прагматика) важна для того, чтобы иметь возможность строить социальные отношения с другими людьми. Это также важно с академической точки зрения, так как многие мероприятия, основанные на учебной программе, основаны на работе в группах и общении между сверстниками.
Какие строительные блоки необходимы для развития социальной коммуникации (прагматики)?
- Рецептивный (понимающий) язык: Понимание языка.
- Выразительный (использующий) язык: Использование языка посредством речи, жестов или альтернативных форм общения для сообщения желаний, потребностей, мыслей и идей.
- Доязыковые навыки: Способы нашего общения без использования слов, включая жесты, мимику, подражание, совместное внимание и зрительный контакт.
- Исполнительные функции: Навыки рассуждения и мышления высшего порядка.
- Саморегуляция: Способность получать , поддерживать и изменять свои эмоции, поведение, внимание и уровень активности, соответствующие задаче или ситуации, социально приемлемым образом.
Этапы развития социальной коммуникации (прагматики) следующие:
ВОЗРАСТ | НАВЫКИ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ |
0-18 месяцев |
|
18 месяцев – 2 года |
|
2–3,5 года |
|
4–5 лет |
|
5–6 лет |
|
Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с социальным общением (прагматические навыки)?
Если у ребенка есть трудности с социальным общением, он может:
- Им трудно оставаться в теме разговора.
- Не пытайтесь привлечь внимание взрослых, потому что они не умеют или делают это ненадлежащим образом.
- Склонны стоять слишком близко к говорящему и не замечают личного пространства.
- Беспорядочно рассказывайте истории.
- Вы с трудом смотрите на говорящего или слишком пристально смотрите на говорящего.
- Доминирует в разговорах и не слушает.
- Не просит разъяснений, если не понял.
- Быть неспособным интерпретировать тон голоса других (например, не распознавать сердитый и счастливый голос).
- Ограниченно используйте язык (например, только дает указания или делает заявления, но не здоровается и не задает вопросов).
- С трудом понимает точку зрения другого человека.
- Трудно заводить друзей.
* В некоторых ситуациях дети нередко испытывают трудности с прагматическими или социальными коммуникациями. Однако, если они возникают часто или кажутся неуместными для их возраста, это может быть поводом для беспокойства.
Какие еще проблемы могут возникнуть, если у ребенка есть трудности с социальным общением (прагматикой)?
Если у ребенка есть трудности с социальным общением, у него также могут возникнуть трудности с:
- Поведением: Действиями ребенка, обычно связанными с окружающей средой (например, событий, включая дни рождения, или вести себя неприемлемым образом, например, дергать сверстников за волосы или кричать на кого-то, чтобы привлечь их внимание).
- Сенсорная обработка: Точная регистрация, интерпретация и реакция на сенсорную стимуляцию в окружающей среде и собственном теле.
- Завершение академической работы (например, ребенок может неверно истолковывать устные или письменные инструкции к заданиям и/или испытывать трудности с образным письмом).
- Планирование и установление последовательности: Последовательное многоэтапное выполнение задачи или действия для достижения четко определенного результата.
- Рабочая память: Способность временно сохранять и обрабатывать информацию, связанную с пониманием языка, рассуждениями и изучением новой информации; и обновлять эту информацию по мере изменения.
- Рецептивная (понимающая) речь: Понимание языка.
- Выразительный (использующий) язык: Использование языка посредством речи, жестов или альтернативных форм общения для сообщения желаний, потребностей, мыслей и идей.
- Артикуляция: Четкость звуков речи и разговорного языка.
- Беглость: Плавность или плавность воспроизведения звуков, слогов, слов и фраз при разговоре.
- Игровые навыки: Добровольное участие в мотивированной деятельности, которая обычно связана с удовольствием и удовольствием, когда деятельность может быть, но не обязательно, целенаправленной.
Что можно сделать для улучшения социальной коммуникации (прагматика)?
- Совместная работа с персоналом дошкольных или школьных учреждений для определения общих целей общения и разработки стратегий поддержки ребенка в условиях класса.
- Даты игр: Организация игр со сверстниками из школы, дошкольных учреждений, групп по уходу за детьми и внешкольных групп, чтобы познакомить ребенка с подходящими способами взаимодействия со сверстниками.
- Группы социальных навыков: Это группы, созданные специально для обучения навыкам социального взаимодействия.
Какие действия могут помочь улучшить социальную коммуникацию (прагматика)?
- Ролевая игра: Участвуйте в ролевых играх со взрослыми и другими детьми, чтобы имитировать социальные ситуации (например, поход по магазинам, поход в парк, посещение бабушек и дедушек).
- Игры с чередованием: Занимайтесь играми по очереди, например, настольными играми, чтобы научить ребенка тому, что «проигрывать — это нормально».
- Выражение лица: Посмотрите на выражение лица и обсудите чувства, связанные с выражением лица.
- Мимика: Тренируйтесь, имитируя гримасы, выражающие разные чувства.
- Описание занятий: Вместе смотрите на картинки, чтобы поощрить описательный язык по теме или предмету, а взрослый побуждает ребенка удерживать тему.
- Куклы: Примите участие в ролевой игре или кукольном представлении после просмотра смоделированной ситуации.
- Комиксы: Используйте подходящие комиксы, иллюстрирующие социальные ситуации (что можно или нельзя) и прямо рассказывая о том, что происходит.
- Группы социальных навыков: Работайте со школой над созданием небольших структурированных групп, в которых можно практиковать социальные навыки (например, очередность, ожидание, ответы, не отклоняться от темы, задавать вопросы).
- Социальные истории: Разрабатывайте социальные истории, которые показывают, как вести себя и реагировать в определенных социальных ситуациях.
- Приветствия: Поощряйте вашего ребенка говорить «привет» и «до свидания» в социальных взаимодействиях.
Зачем мне обращаться за психотерапией, если я замечаю трудности с социальным общением (прагматика)?
Терапевтическое вмешательство, направленное на помощь ребенку с навыками социального общения, важно, чтобы помочь ребенку:
- Узнайте, как правильно взаимодействовать с другими людьми во время игры, разговора и взаимодействия.
- Узнайте, как заводить друзей в школе и во внешкольных мероприятиях (например, заниматься спортом, посещать такие группы, как скауты).
- Mподдерживать дружеские отношения со сверстниками.
- Научитесь правильно реагировать во время общения со знакомыми людьми (например, родителями, братьями и сестрами, учителями, друзьями семьи) и незнакомыми людьми (например, со взрослыми и детьми, с которыми им может понадобиться общаться во время экскурсий или при посещении таких мест, как парк или бассейн) .
- Развитие понимания и осведомленности о социальных нормах и овладение определенными социальными навыками (например, по очереди в разговоре, использование надлежащего зрительного контакта, вербальные рассуждения, понимание образного языка).
- Некоторым детям, у которых есть трудности с прагматическими навыками, требуется специальное обучение тому, как взаимодействовать и общаться с другими людьми, поскольку эти навыки не являются для них естественными.
Если не лечить, к чему могут привести трудности с социальной коммуникацией (прагматикой)?
Когда у детей возникают трудности с социальным общением, у них также могут возникнуть трудности с:
- Заведением новых друзей.
- Поддержание дружбы со сверстниками.
- Надлежащее общение с незнакомыми людьми (например, с владельцем магазина) и со специалистами, которых вам необходимо посетить на прием (например, к врачу, стоматологу).
- Быть воспринятым другими как «грубый».