Особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками: «Особенности общения дошкольников со сверстниками»

Три формы общения со сверстниками. — Энциклопедия современных знаний

У младенца среди разнообразных контактов с ровесниками наиболее часто возникают непосредственные эмоциональные, отражающие широкий спектр переживаний: удовольствие от новых впечатлений, доставляемых другим ребенком, заражение общим весельем, опасение и досада от неосторожных движений. В 12 мес. впервые складываются деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игровых действий. Значительная часть контактов с товарищами направлена на знакомство с ними как с интересным объектом. Дети разглядывают друг друга, трогают лицо, одежду, иногда даже пробуют на вкус — берут в рот пальчики другого. Младенцы часто не ограничиваются созерцанием ровесника, а стремятся на деле изучить интересующий их объект. Они ведут себя со сверстниками как с интересной игрушкой.

1. К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками — эмоционально-практическая.

Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.

Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. Для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми — жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны. Предметно-действенные операции тоже вносят свой вклад в установление контактов. На 4-м году жизни все большее место в общении занимает речь.

2. В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками.Бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т.д. Дети используют разнообразные средства общения, и несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуативной.

3. Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается у старших дошкольников, в основном четко намечается тенденция к ее развитию.

Усложнение игровой деятельности ставит ребят перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главное средство общения — речь.

Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров.

Младшие дошкольники разговаривают прежде всего о том, что они видят, или о том, что у них есть. Они стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание сверстников с помощью предметов, которыми обладают.

Средние дошкольники чаще демонстрируют сверстникам то, что они умеют делать и как это у них получается.

Несмотря на развитие контактов со сверстниками, в любой период детства наблюдаются конфликты между детьми.

Существует несколько стилей общения педагога с детьми: авторитарный, демократический, попустительский, гипер-опека, либеральный, пассивно-положительный, пассивно-отрицательный.

Авторитарный стиль воспитания — это стиль, при котором взаимодействие взрослого с ребенком сводится к системе жестких предписаний, требующих безоговорочного выполнения. Этот стиль подавляет инициативу и очень часто приводит к невротизации личности ребенка.

Гипер-опека – это такой способ взаимодействия, при котором предоставляя ребенку надежную защиту, на самом деле, так же как и первый, ограничивает

его самостоятельность, делает его предельно зависимым от взрослого, лишает инициативности, что способствует развитию тревожности.

Попустительский стиль — взрослый только формально «обозначает» свое присутствие в образовательном процессе, при этом он не заинтересован в реальном достижении ребенка, который оказывается представленным сам себе, хотя взрослый и находится рядом. При этом он воспринимает ребенка скорее как помеху для собственной активности (взрослый может быть лоялен к детям, но не вникать в их проблемы).

Демократический стиль — этот стиль наиболее позитивный. При этом стиле воспитания ребенок рассматривается как полноценный участник образовательного процесса, а взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел, но не освобождает от ответственности. Наоборот, ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

При выборе стиля педагогу необходимо учитывать становление и развитие «образа Я» у ребенка, его стремление быть лучше. Иными словами — сколько детей, столько и стилей воспитания. Ребенок имеет «Я» — реальное и «Я» — потенциальное (в форме желаний, мечты, приписывания себе качеств персонажей сказок, фильмов, рас сказов). Педагогическая позиция педагога проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости, знании и понимании его потребностей, интересов, побуждений; в устойчивом, заинтересованном, положительном отношении к личности ребенка, даже в случаях отрицательных поступков.

Технология педагогического общения.

Технология педагогического общения направлена на организацию определенных этапов.

1. Формирование у ребенка потребности в общении, побуждение его к деловым, личностным, познавательным ви дам общения.

М.И. Лисина, исследуя эту проблему в отношении детей, выделила четыре формы общения взрослого с ребенком: непосредственно-эмоциональное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное. При этом необходимо учитывать благо приятный или неблагоприятный варианты развития личности ребенка (застенчивый, тревожный, замкнутый, агрессивный и т. п.).

2. Ориентировка в целях, ситуациях общения.

Педагоги откликаются на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, в случае невозможности их осуществления спокойно и доброжелательно объясняют причину. Необходимо формировать потребность творчески реализовать цели общения, создавать ситуацию самостоятельного планирования, контроля, самооценки результата своей деятельности. Создание условий перехода от постановки и определения цели деятельности к творческому характеру жизнедеятельности детей обеспечивает развитие механизмов саморегуляции, самопроектирования деятельности.

3. Ориентировка в личности собеседника, товарища, партнера.

Взрослый способствует развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, личные вещи, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности). Важно воспитывать у детей уважение и терпение к сверстникам и взрослым независимо от социального

происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважение к чувствам других людей, их мнениям, желаниям, взглядам. В целом педагогическая позиция взрослого способствует развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям, что немаловажно при общении.

4. Планирование содержания своего общения.

Взрослый помогает ребенку выбрать ту или иную деятельность. В практике зачастую педагогическое взаимодействие построено на прямом указании: что делать, как делать, когда и даже с кем. Педагог должен предоставлять детям возможность самостоятельного выбора деятельности, нахождения средств и способов для реализации цели, обучать приемам саморегуляции.

Педагогическая поддержка направлена на достижение ребенком успеха. Включаясь в трудные для него задания, взрослый создает ситуации, вызывающие интеллектуальную, эмоциональную активность детей, способствующие самостоятельной реализации нормативно-регулирующей функции общения.

5. Корректирование направления, стиля, метода общения.

Необходимо учить детей общаться. В детском коллективе создаются условия для того, чтобы у детей формировались представления о правилах взаимодействия с другим чело веком, отношение к выполнению этих требований. Для этого нужно использовать сюжетно-ролевые игры, этюды, разнообразные формы игровой терапии.

Известно, что любая ситуация в системе образования организуется взрослым и взрослый всегда является – явным или неявным – её участником. В этом смысле взрослый представляет собой устойчивую характеристику любой образовательной ситуации, которая определяется и конкретными обстоятельствами времени и места, и особенностями личности взрослого. Следовательно, эффект образовательной работы зависит не только от программы, но и от личности педагога, который даже самую обычную ситуацию может сделать (или не сделать) эмоционально насыщенной, привлекательной и интересной для ребенка.

Важно подчеркнуть: при работе с детьми взрослый вступает в непосредственный эмоциональный контакт с ребенком, а важность эмоциональных переживаний, особенно на ранних этапах развития, представлена в психоаналитических концепциях. Один из разработчиков такого подхода – Эрик Эриксон подчеркивал: на различных возрастных этапах пред ребенком встают особые задачи развития, и успешное решение их возможно только с помощью взрослого, который создает социальную ситуацию развития, обеспечивает познавательную активность ребенка, предъявляет культурные образцы для освоения и поддерживает детскую инициативу. Но главное, взрослый несет ответственность за решение базовых, жизненных задач, которые определяют судьбу ребенка: он либо принимает этот мир и самого себя, либо относится к нему с недоверием и не верит в собственные силы.

Таким образом, образовательная работа с детьми предъявляет к взрослому особые требования. С одной стороны, взрослый выступает в роли посредника между культурой и ребенком и предлагает тому различные образцы культуры. С другой – выступает посредником между ребенком и культурой: поддерживая его инициативу, пытается приспособить культуру к ребенку.

Особенность образовательной работы с детьми заключается в том, что попадая в детский коллектив, они выходят за рамки установившихся семейных отношений. Такая ситуация является для ребенка эмоционально напряженной, поэтому задача педагога заключается в том, чтобы сделать её максимально комфортной, для чего необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка.

Особенности общения со сверстниками:

1. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование.

По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.

2. Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым.

С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы.

Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.

4. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка.

В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:

В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре.

В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба.

Формы общения со сверстниками

1. Эмоционально — практическая форма общения. (2-4года)

Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье. При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе.

2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

Этот период — расцвета ролевой игры. Сюжетно — ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)

3. Внеситуативно — деловая форма общения (6-7лет)

Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше — на игровом уровне.

Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.

О ФОРМАХ ОБЩЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ С ДЕТЬМИ.

  • «Ничто не приносит столько вреда при воспитании детей, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму».

Семья — это первый устойчивый коллективв жизни маленького человека.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль.Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок — благополучным или нет — зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между ее членами.

Я уважаю и принимаю желания других людей независимо от того, согласен я с ними или нет, понимаю я их причину или нет.

В результате я излучаю и получаю все больше внимания и любви.

О формах общения взрослых с детьми. Особенно, когда речь идет о формировании правильного отношения, например, к своему здоровью у ребенка, необходимо рассказать более подробно, т.к. способы « прямого» воздействия не дают эффекта.

Одним из способов непосредственного воздействия – является использование ребенком любимых игрушек. У детей часто формируется неадекватная связь между образом, словом и состоянием.

Поэтому воздействие взрослого должно препятствовать таким связям. Однако, взрослые должны помнить, что ребенок не имеет достаточных знаний, чтобы принять просьбу взрослых, их указания. Когда же во взаимодействии ребенка с взрослым – участвует его любимая игрушка (кукла, животные, и т. д.), то последняя чаще всего и становится главным действующим лицом.

Следуя правилам игры, ребенок должен помогать игрушке (кукле) осуществлять все нужные действия: например, вовремя вставать утром, делать зарядку, умываться, правильно принимать пищу. Одеваться на прогулку, вовремя ложиться спать, убирать со стола и др. Это должно найти свое отражение в дидактических играх.

ТЕМА: Я И МОЕ НАСТРОЕНИЕ.

Настроение- это общее эмоциональное состояние. Окрашивающее в течении значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное.

Настроение всегда зависит от каких-либо причин. Следует уметь в них разбираться. Установлено, что настроение самым тесным образом связано с общим физическим или психологическим самочувствием человека в данный период времени.

Ребенок, настроенный оптимистически, с удовольствием играет, с большим желанием вступает в общение с другими людьми. Человек, находящийся в приподнятом настроении, более привлекателен для окружающих, чем тот, у которого постоянно плохое настроение. С улыбающимися людьми любой человек общается с большим удовольствием, чем с людьми, у которых недоброе лицо.

Настроение детей можно исследовать по их рисункам. Даем ребенку лист бумаги и коробку цветных карандашей. Просим нарисовать то, что им больше всего хочется нарисовать в данное время.

КАК УЛУЧШИТЬ СВОЕ НАСТРОЕНИЕ?

  1. Игра « Я – хороший»
  2. Игра « Мой любимый герой»
  3. Игра « Приятное воспоминание»
  4. Подвижные игры на улице
  5. Игра « Угадай настроение»

Общение детей со сверстниками: возрастные и индивидуальные особенности


Похожие статьи.
  • Формы общения ребенка со взрослым по м.и. лисиной

  • Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте

  • Особенности общения дошкольников со сверстниками

  • Развитие общения дошкольников со сверстниками. / под ред. а.г. рузской. – м., 1989.

Общение детей 2-4 лет со сверстниками

Отличительными особенностями общения дошкольников со сверстниками являются:

  • чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность общения детей. Они буквально не могут разговаривать спокойно — кричат, смеются, бегают, пугают друг друга и при этом захлебываются от восторга. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается примерно в 10 раз больше ярких экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки;
  • еще одна важная особенность контактов детей заключается в отсутствии всяких правил и приличий. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками малыши используют самые неожиданные и непредсказуемые звуки и движения. Они прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, трещат, квакают и гавкают, придумывают невообразимые звуки, слова, небылицы и т. п. Естественно, взрослых подобные проявления часто раздражают — так и хочется скорее прекратить это безобразие.

Что же дает детям такое странное общение?

Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем не сравнимое ощущение своего сходства с другими. «Мы с тобой одной крови», — как бы говорят они друг другу своими ужимками и прыжками. Эта общность выражается и в том, что они охотно ищут и обнаруживают сходство друг в друге: одинаковые колготки, одинаковые варежки, одинаковые звуки и слова и т. п. Такие чувства общности, связи с другими очень важны для нормального развития общения и самосознания ребенка. Они ложатся в фундамент отношений ребенка к другим людям, создают ощущение причастности к другим, что в дальнейшем избавляет от мучительных переживаний одиночества. Кроме того, такое общение с другими помогает маленькому человеку лучше выделить и осознать самого себя. Повторяя одни и те же движения и звуки, дети отражают друг друга, становятся своеобразными зеркалами, в которых можно увидеть самого себя. Ребенок, «смотрясь в сверстника», как бы выделяет в самом себе конкретные действия и качества.

Получается, что, несмотря на всю казалось бы, бессмысленность, такое эмоциональное общение очень полезно. Конечно, если подобные забавы и шалости преобладают в общении 5-6-летних детей, это уже ненормально. Но в 2-4 года нельзя лишать ребенка радости непосредственного эмоционального взаимодействия с ровесниками.

Третья отличительная особенность общения дошкольников заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах со сверстником ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить несколько форм общения дошкольников со сверстниками.
Форма общения детей 2-4 года жизни — эмоционально-практическая.

В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера.
Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же будут драться из-за него.
Дети этого возраста, как правило, безразличны к успехам сверстника и к его оценке со стороны взрослого. Сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка.

Совсем по другому ребенок воспринимает взрослого. Его инициативу и предложения малыш чаще всего поддерживает. Ребенок старается ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушает рассказы и сообщения. Общаясь со взрослым, дошкольник скорее предпочитает слушать, чем говорить сам.
И взрослый и сверстник способствует развитию разных сторон личности ребенка. В общении со взрослым ребенок учится говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником – выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.

Рекомендации для родителей по созданию оптимальных условий для успешного развития общения детей со сверстниками

♦ Формируйте положительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируя уважительное отношение ко всем детям.

♦ Привлекайте внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку.

♦ Организуйте совместные игры, учите координировать свои действия, учитывая желания других детей.

♦ Помогайте детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.)

♦ Не сравнивайте ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, тем самым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейся личности.

♦ Следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.

Организация общения детей и доброжелательных отношений между ними – одна из наиболее трудных и важных задач, которая стоит перед родителями и воспитателями детей дошкольного возраста.

Как эффективно общаться с маленьким ребенком

Каждое ваше взаимодействие с ребенком является формой общения. Дело не только в словах, которые вы говорите: тон вашего голоса, выражение ваших глаз, объятия и поцелуи, которые вы дарите, — все это передает сообщения вашему ребенку. То, как вы общаетесь со своим ребенком, не только учит его тому, как общаться с другими, но и формирует его эмоциональное развитие и то, как он будет строить отношения в дальнейшей жизни.

Какие существуют виды связи?

Общение может принимать две формы: вербальную и невербальную.

Вербальное общение  это способ, которым мы общаемся с помощью слов и включает:

  • Высота и тон голоса
  • Слова, которые вы говорите
  • Диалект или слова, понятные вашему ребенку.

  Невербальное общение   – это как преднамеренное, так и непреднамеренное общение посредством языка тела. Сюда входят такие вещи, как:

  • Выражение лица
  • Попадание в глаза
  • Личное пространство
  • Жесты рук
  • Физическое прикосновение, например объятие

Воспользуйтесь этими девятью советами, чтобы потренировать свои вербальные и невербальные навыки общения:

1. Активное слушание

Активное слушание помогает детям чувствовать себя услышанными и понятыми. Используя такие жесты, как поощрительные улыбки и подтверждающие кивки, вы можете показать, что вы вовлечены в то, что говорит ваш ребенок, и вам действительно не все равно. Опустившись на один уровень глаз с ребенком, когда он разговаривает с вами, вы поможете ему почувствовать себя в большей безопасности и сблизиться с вами.

Покажите, что вы внимательно слушаете то, что они говорят, задавая им такие вопросы, как «что?» «почему?» и как?». Это также помогает вашему ребенку улучшить свои коммуникативные навыки, обучая его тому, как рассказывать историю и какие детали включать.

2. Рефлексивное слушание

Отличный способ показать ребенку, что вы уделяете ему внимание и заботитесь о том, что он говорит, — это вести себя как зеркало. Повторяйте то, что они говорят вам, используя другие слова. Например, если ваш ребенок говорит: «Я больше не играю с Марко», вы можете ответить: «Ты не играешь со своим другом?». Это оставляет ребенку возможность выражать свои эмоции без осуждения. Вы можете быть удивлены тем, как много они должны сказать!

3. Говорите четко

Используйте язык, понятный вашему ребенку и соответствующий его возрасту. Будьте ясны, конкретны и не используйте уничижительные слова. Добрый язык помогает подавать детям положительный пример. Помните, разговор должен вызывать у вашего малыша чувство уважения и любви.

4. Избегание взяток

Предлагая вознаграждение, такое как конфеты, за базовое поведение, может показаться, что они дают вам кратковременный контроль, но они не позволяют вам установить четкие границы и могут привести к недоверию между вами и вашим ребенком. Постарайтесь установить четкие и реалистичные ожидания относительно того, что вы хотели бы, чтобы ваш ребенок делал, хвалите хорошее поведение, когда вы его видите, и используйте спокойные последствия, чтобы поощрять лучшее поведение, когда это необходимо.

> Прочтите: Как дисциплинировать ребенка умным и здоровым способом

5. Объяснение чувств

Чтобы помочь вашему ребенку развить эмоциональный интеллект, важно, чтобы он научился называть свои чувства. Когда ваш ребенок выражает свои чувства вербально, слушайте, что он хочет сказать, с сочувствием и без осуждения. Подумайте, как выглядит жизнь их глазами. Если ваш малыш выражает свои чувства невербальным способом — например, вспышкой гнева или смехом и весельем, занимаясь любимым делом, — помогите ему выразить словами то, что он чувствует, например, счастлив, грустен, расслаблен, обижен, напуган. , голодный, гордый, сонный, сердитый, беспомощный, раздраженный, смущенный или радостный.

6. Использование утверждений «замечать»

Когда вы хвалите ребенка за определенные действия, это помогает ему чувствовать себя хорошо и позволяет ему понять, какое поведение вам нравится. Вместо того, чтобы сказать «молодец!» попробуйте быть более конкретным, используя «замечание»: «Я заметил, что вы убираете все свои игрушки после игры. Хорошая работа!»

7. Веселитесь вместе

По мере того, как ваши дети растут, воспитание может казаться более серьезной задачей. Вот почему так важно весело проводить время вместе и наслаждаться беззаботной беседой — это отличный способ укрепить ваши отношения! Найдите способы общаться со своим ребенком, говоря что-то хорошее о том, что ему небезразлично, обращая внимание на его интересы и шутя вместе. Помните, смейтесь вместе с ребенком, но никогда над ним.

8. Сосредоточение внимания на поведении

Если вы чем-то расстроены из-за вашего ребенка, убедитесь, что ваша критика и комментарии направлены на его поведение, а не на него как на личность. Например, вместо «Мне не нравится, что ты грязный» скажи «Мне не нравится, когда ты разбрасываешь свою одежду по всему полу».

9. Подавать пример

Подумайте, какой пример вы подаете. Родители знакомят детей с миром. То, что ваш ребенок видит, как вы делаете, так же важно, как и то, что он слышит от вас.

Обещайте своему ребенку только то, что вы уверены, что сможете выполнить. Это помогает построить и поддерживать доверие между вами и вашими детьми.

 

Помните, что руководство с добротой и любовью — это всегда путь к установлению связи и общению с вашим ребенком!

Стратегии поддержки общения детей в образовательных учреждениях

Дети учатся общаться с другими разными способами. Учителя и сверстники играют важную роль в качестве партнеров по общению для маленьких детей в дошкольных и школьных учреждениях. Исследования показывают, что количество и качество взаимодействия учителей имеют решающее значение для поддержки маленьких детей в обучении.   Дети учатся на том, что говорят взрослые, и на том, как взрослые реагируют на их коммуникативные усилия. Отзывчивое взаимодействие между взрослыми и детьми может расширить возможности детского языка, а также смоделировать эффективное общение в социальных ситуациях. В этом исследовательском руководстве обобщаются ключевые особенности отзывчивости учителей, которые способствуют развитию общения детей в образовательных учреждениях, с акцентом на детей в возрасте от рождения до 8 лет.

Как учителя могут реагировать на общение с маленькие дети?

Есть ключ вещи, которые учителя могут сделать, чтобы быть отзывчивыми партнерами по общению для дети на их попечении:

  • Начните с ребенка
    • Создайте насыщенное общение Окружающая среда
    • Притормозите и не торопитесь
    • Рассматривайте повседневные ситуации как возможности для общения
    • Использовать определенный язык и общение стратегии
    • Вовлечение семей и сообщества
    • Документируйте и записывайте прогресс

Начните с ребенка

Важно рассматривать ребенка как активного коммуникатора , который способен делиться смыслом. Даже попытки самых маленьких детей общаться и сменять друг друга с помощью криков, воркования и взгляда можно распознать, если взрослые делают паузы, чтобы посмотреть, подождать и послушать. Наблюдайте за интересами и склонностями детей, поскольку они дают информацию о том, о чем они могут быть мотивированы для общения. Спросите семьи о людях, местах, предметах или домашнем опыте, важных для ребенка, чтобы вы могли строить содержательные разговоры о том, что знакомо и важно.

Это Также полезно наблюдать за тем, как ребенок отвечает на вопросы или инструкции. в повседневных ситуациях и насколько они, кажется, понимают. Настройтесь на набор коммуникативных способов, используемых детьми для самовыражения день – например, используют ли они в основном звуки, слова и предложения или полагаться на мимику, язык тела и жесты?

Создайте богатую коммуникационную среду

Найдите время, чтобы спланировать среды, чтобы выделить время, пространство и материалы для поддержки богатых коммуникативное взаимодействие с детьми. Обеспечьте открытые пространства для взаимодействия в больших группах а также создание небольших площадок для более интимных бесед, особенно для детей, которым трудно слушать или удерживать внимание. Учитывайте количество фонового шума в окружающей среде, особенно для дети, которым трудно сосредоточиться и слушать во время разговора.

Стратегически размещайте визуальные элементы, такие как фотографии, иллюстрации и распечатки, в окружающей среде, чтобы поддерживать детское понимание. Мимика, язык тела и жесты также визуальные опоры, которые помогают закрепить смысл того, что взрослые и сверстники общаются вербально. Отображать слова или символы, представляющие культуру ваших детей, чтобы все домашние языки видны и отражаются внутри и за пределами вашего класса или центр.

Убедитесь, что в окружающей среде имеется большое разнообразие занятий и оборудования, чтобы стимулировать мотивацию детей к обмену информацией, решению проблем и развитию отношений. Например, естественные, открытые, неструктурированные материалы, включая дерево, камни, ракушки и перья, могут способствовать общению о прикосновении и текстуре, в то время как блоки и манипуляторы поощряют решение проблем и описание, а ресурсы драматических ролевых игр могут вдохновлять и расширять игру с товарищами.

и разговоры, связанные с социальными ролями и ситуациями.

Притормозите и не торопитесь

Легко предложить замедлиться и найти время для общения с детьми в течение дня, но, конечно, иногда это может быть настоящим испытанием, когда все занято! Главное – думать наперед, чтобы определить моменты, когда вы можете намеренно расставить приоритеты во взаимодействии с детьми, будь то в одиночку или в небольших группах из 3–4 детей. Дайте время понаблюдать и послушать детей, когда они общаются с вами или со своими сверстниками. Это позволяет вам понять, как и почему они общаются с другими, а также документировать конкретные детали и примеры в рамках постоянной оценки коммуникативных компетенций детей. Неторопливое взаимодействие позволяет детям брать на себя инициативу и дает учителям время, чтобы сделать паузу, посмотреть, подождать, послушать, а затем отреагировать на инициативы или интересы ребенка. Ожидайте, что разговор будет двусторонним процессом. Предложите детям пообщаться с вами любым способом, которым они могут ответить и принять участие, не только с помощью слов, но и с помощью жестов, таких как указывание, язык тела или другие действия.

Рассматривайте повседневные ситуации как возможности для общения

Существует множество возможностей для отзывчивого взаимодействия с детьми неформально и естественно вплетены во многие ситуации в течение дня. Забота моменты и рутины, игровые действия, а также песни, рассказы и стишки. примеры неформальных контекстов, которые поддерживают богатые коммуникативные взаимодействия.

Моменты ухода и процедуры

Моменты ухода включают кормление, купание, одевание, дневной сон и переодевание и являются идеальной возможностью для общения один на один с младенцами и малышами в дошкольных учреждениях. Ежедневные приветствия и прощания также являются хорошим временем для практики социального языка и взаимодействия для детей всех возрастов — это может быть так же просто, как сказать «доброе утро» с зрительным контактом. Вы можете добавить слова к действиям, когда они происходят, рассказывая о том, что вы и ребенок делаете вместе во время повседневных забот и рутин.

Например, вы можете сказать: «Давайте наденем наши куртки», «Руки…» или «Застегнуть молнию!», пока переодеваетесь, чтобы выйти на улицу.

Игровая деятельность

Общение присуще ко всем видам игр, включая исследовательские, конструктивные и ролевые игры с другие. Дети общаются во время игры, слушая, а также используя их тела в пространстве. Они также используют действия, жесты, звуки, мимику. выражения и слова. Притворная игра расширяет детский язык от «здесь а теперь» к воображаемым ситуациям с использованием деконтекстуализированного языка (обсуждение людей, мест и вещей, которые не присутствуют в данный момент), что имеет основополагающее значение для развитие абстрактного мышления и обучения детей.

Музыка, сказки и стишки

Музыка, песни, сказки и стишки являются важными средствами поддержки общения детей и развития грамотности. Спросите семьи о песнях, историях и стишках и по возможности включите их в свой день, чтобы представить культуру всех детей в вашем центре или классе. Песни, стихи, стишки и пальчиковые игры также могут улучшить слуховое восприятие детей и осознание звуков и слов посредством мелодии, ритма и действий. Играйте со звуками и рифмами в словах с помощью песен, стихов, песнопений и игр (например, «Я смотрю своим маленьким глазом»). Слушание и игра со звуками поддерживает фонологическую осведомленность детей, что является важной частью способности развивать речь, язык и грамотность.

Используйте определенные стратегии языка и взаимодействия

Стратегии учителя по обеспечению отзывчивого взаимодействия будут различаться в зависимости от возраста ребенка, но исследования показывают, что для всех детей теплое общение с учителем, которое следует и расширяет интерес детей, и попытки общения что важнее всего. Зрительный контакт, прикосновения и жесты важны для развития совместного внимания и понимания, особенно у младенцев и малышей. Смотрите, ждите и прислушивайтесь к репликам детей, прежде чем отвечать. Копирование действий ребенка во время игры также является способом подтверждения того, что делают маленькие дети.

Это может быть расширено до совместной работы по очереди. Предложите детям по очереди, а затем подождите, предоставляя дополнительное время или мягкие подсказки (например, «Твоя очередь?»), если это необходимо.

Другая стратегия формирования у детей языковых знаний заключается в использовании богатый и разнообразный словарный запас со словами и звуками, которые делают обучение увлекательным вовлекать детей в игровые и обучающие контексты (для Например, говоря: «Мы

раздавливаем и раздавливаем !» игра с пластилином). Также важно использовать точный язык, чтобы помочь детям понять конкретных понятий, относящихся к содержательным знаниям. Например, игры на свежем воздухе. или научная деятельность дают много возможностей поговорить о природе, размерах, форму, текстуру, количество и температуру, а также использовать специализированные язык, связанный с темами (например, объяснение терминов «личинка» и «кокон» при изучении бабочек). Проверяйте, что говорят дети, и расширяйте это используя новые слова и фразы, чтобы расширять и расширять свои идеи, продвигая свой язык прямо перед тем, где находится ребенок, например:

Ребенок: Посмотри на моего тигра!

Взрослый: Твой тигр выглядит свирепым! Вы нарисовали тоже длинный хвост.

Подношение детям выбор с использованием простого языка и/или объектов и жестов может помочь обеспечить подсказки в том, как реагировать на детей с небольшим словесным языком — для Например, вы можете спросить: «Вы хотите зеленую или желтую бумагу?», а также показать или указывая на два цвета бумаги. В общем, лучше использовать больше комментариев и меньше вопросов, когда неформальное общение с детьми, так как слишком много вопросов может заставить детей чувствовать себя как будто их проверяют. Например, во время рисования вместо вопроса «Что ты рисуешь?» цвета этого солнца?» или «Куда пойдет дом?», вы могли бы использовать такие комментарии, как «Мне нравится твой дом» или «Это заостренная зеленая крыша!», а иногда и открытые вопросы типа «Интересно, кто живет наверху?»

Разрешить детям инициировать темы разговора, а не типичный цикл «инициация учителя – реакция ребенка – обратная связь учителя», где учителя ведут взаимодействие. Наконец, поощряйте пожилых детей развивать вербальное мышление, спрашивая: «Как вы думаете, что будет дальше?» произойдет дальше», или «что произойдет, если…».

Используйте язык для создания воображаемых сценарии, которые расширяют возможности детского языка и мышления за пределы «здесь и сейчас’.

Вовлечение семей и сообществ

Важно признать, что семьи знают, как общаются их дети, включая сильные стороны и проблемы. Узнайте о языке (языках), используемом дома[SM10], включая различные диалекты, и запишите некоторые ключевые слова или фразы, которые можно использовать в вашем центре или классе. Вы также можете спросить об интересах ребенка или каких-либо захватывающих событиях или прогулках в качестве отправной точки для коммуникативного взаимодействия или в качестве тем для расширения игры и обучения. Убедитесь, что вы спросили родителей или опекунов, если у вас есть какие-либо опасения по поводу аспектов общего здоровья и развития ребенка, которые могут повлиять на их общение, включая слух и слушание.

Документирование и запись прогресса

Регулярное документирование коммуникативных способностей и проблем каждого ребенка позволит вам отслеживать прогресс и развитие с течением времени. Неформальная оценка общения может включать в себя наблюдение и запись образцов речи детей, в том числе описание того, как они общаются с помощью своих жестов, действий и слов, а также любых возникающих коммуникативных сбоев или проблем. Стикеры Post-it могут быть удобны, чтобы быстро записывать свои мысли или наблюдения на лету (см. Изображение 1), а затем записывать их позже (см. Изображение 2).

Изображение 1: Быстрые наблюдения, записанные на стикерах. Изображение 2: Заметки о проделанной работе, основанные на записанных наблюдениях. отличный инструмент для обратной связи и размышлений. Учитывайте количество и качество взаимодействий – например, как и почему этот ребенок общается? Наши взаимодействие сбалансировано или большую часть разговоров ведут взрослые? Я использую комментарии или задаете слишком много вопросов? Наконец, подумайте о том, как ваши наблюдения за ребенком связаны с целями учебной программы, а также с ребенком и/или стремления семьи, так как это может помочь оценить прогресс и определить приоритеты коммуникативных целей для будущего обучения.


Рекомендуемая литература

Dalli, C., Buchanan, E., White, E.J., Rockel, J., & Дун, И. (2011). Качественное дошкольное образование для дети младше двух лет: как это должно выглядеть? Обзор литературы. Сообщить Министерство образования . Веллингтон, Новая Зеландия: Министерство образования.

Маклахлан, К. (2018). Возвращение к Те Варики: Как подходы к оценка может сделать ценное обучение видимым. Хе Купу, 5 (3), 45-56.

Подмор, В. Н., Хеджес, Х., Киган, П. Дж., и Харви, Н. (2016). Учителя, путешествующие по многоязычным морям: учатся маленькие дети более чем на одном языке . Веллингтон, Новая Зеландия: NZCER Press.

Test, JE, Cunningham, DD, & Lee, AC (2010). Разговор с маленькими детьми: Как учителя поощряют обучение.  Размеры раннего детства, 38 (3), 3.

Вайцман, Э., Джироламетто, Л., и Гринберг, Дж. (2006). Реагирование взрослых как критический механизм вмешательства для возникающей грамотности: стратегии для воспитателей дошкольных учреждений.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts