Info RM: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Развитие человеческой личности — это сложный процесс, в результате которого изменяются качества человека, что является результатом его взаимодействия с окружающей средой. При этом изменения является не столько количественными, сколько качественными, поскольку у каждого человека имеются определенные предпосылки к развитию тех или иных качеств. Некоторые из них закладываются еще в детском возрасте, поэтому многое зависит от воспитания со стороны родителей и родственников. Ниже мы подробнее рассмотрим, что представляет собой развитие личности и как человек может влиять на этот процесс самостоятельно.
Специфика и этапы развития личности человека
О том, что такое саморазвитие с точки зрения психологии посмотреть на psychologypro может каждый человек, поскольку на сайте представлена масса ценных и полезных ресурсов по данной тематике. Психологи отмечают, что активное развитие личности происходит тогда, когда человек попадает в иную социальную среду и стремится к ней адаптироваться.
Если все проходит благополучно, то после адаптации происходит индивидуализация, где могут возникать небольшие противоречия между установленными нормами, а также стремлением проявить собственную индивидуальность. Далее происходит процесс интеграции, где человек проявляет свои индивидуальные качества и хочет, чтобы они были одобрены теми людьми, с которыми он непосредственно взаимодействует.
Особенности активного и пассивного развития личности
Что касается пассивного развития, то здесь предусматривается чередование нескольких этапов, начиная от рождения и заканчивая глубокой старостью. В данных рамках человек старается соответствовать нормам общества. Другими словами, человек здесь развивается в рамках того, что общество считает правильным и хорошим. Особенно сильно пассивное развитие личности проявляется на этапе зрелости, поскольку качественное изменение личности, как правило, происходит в ранней молодости и даже юности.
Есть говорить об активном развитии личности, то здесь все начинается с индивидуального желания человека, которое при наличии воли трансформируется в намерение и конечную цель.
Далее процесс достижения разбивается на определенные этапы и человек постепенно идет к ней. Важно понимать, что любое развитие личности связано, прежде всего, с выходом из зоны комфорта. Соответственно, чтобы развить в себе новые навыки, требуется неизбежно пройти через определенные неудобства.Нужно отметить, что человек, который стремиться к активному развитию и самосовершенствованию, обладает следующим:
● стремлением ставить четкие цели и задачи;
● видением максимально реалистичных перспектив;
● большим числом разноплановых желаний;
● активным интересом к самым разным вещам;
● стремлением сделать свое будущее ярким и интересным.
Нужно отметить, что люди, которые активно развиваются и стремятся к саморазвитию, считаются наиболее психологически зрелыми и пребывающими в гармонии со своим внутренним «Я». Дело в том, что они всегда делают то, что хотят, поэтому успешно реализуют все свои желания вне зависимости от окружающего пространства.
Заключение
Подводя итоги вышеизложенному, нужно отметить, что на формирование личности человека оказывают влияние самые разные факторы. К их числу относится не только окружающая среда, но также воспитание и генетика. Дело в том, что у каждого человека имеется своя личная реакция на положительные отрицательные факторы, поэтому имеется свой уровень психологической устойчивости к стрессам.
Возрастные и индивидуальные особенности развития личности.
Возрастные и индивидуальные особенности развития личности.
Педагог-психолог Османова Э.Н
Личностное развитие человека несёт на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов и интересов, а так же социальные проявления.
Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперёд, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребёнка без учёта его возрастных возможностей.
В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольный (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст или ранняя юность (15-18 лет).
Обратимся к краткой характеристике развития и воспитания учащихся различных возрастов, акцентируя внимание, во-первых, на их анатомо-физиологическом развитии, во-вторых на совершенствовании психики и познавательной деятельности и, в-третьих, на особенности поведения.
Особенности развития и воспитания младших школьников.
Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое развитие. К этому времени, в основном, заканчивается окостенение черепа головы, продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находится в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями. Вредные влияния могут оказывать физические перенагрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д.
Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обуславливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весьма важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы, проводить физкультпаузы, в тёплое время заниматься при открытых форточках, а в прохладную погоду чаще проветривать классы. Не менее важное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности младших школьников.
Психологические особенности младшего школьного возраста:
Ведущая деятельность – учёба.
— Происходит перестройка познавательных процессов – формирование произвольности, продуктивности и устойчивости – развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической), мышления (переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению на уровне конкретных понятий.
— развитие саморегуляции поведения, воли;
— усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
— овладение навыками домашнего труда;
— расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношение в учебном коллективе;
— развивающие игры занимают второе место после учёбы;
— формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;
— формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учёбе, критичности учителей и родителей формируется неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, «школьные неврозы».
Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста.
Данный возраст обычно называют переходным т.к. в этот период происходит переход от детства к юности.
По иному протекает физическое развитие средних школьников. Оно характеризуется большой интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания. Необходимость постоянного внимания и создания благоприятных условий для физического развития подростков обуславливается так же гиподинамией т.е. недостаточной подвижностью. Учение. Требующее усидчивости может приводить к застойным явлениям в организме, к недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказываться на физическом развитии учащихся.
Психологические особенности подросткового возраста:
-интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;
— неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;
— самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений со взрослыми;
— ведущая деятельность – общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе;
— формирование самооценки, характера;
— возможно возникновение акцентуаций характера и дезадаптированных форм поведения;
— формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;
— отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;
— развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;
— самоконтроль и планирование деятельности ещё затруднены;
— склонность к риску, агрессивности как приёмам самоутверждения;
— появление сексуальных влечений и интересов;
— формирование самосознания своего «Я»;
— избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей.
Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. При её проведении нужно учитывать то, что своё будущее учащимся этого возраста представляется обычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях. Производственные же профессии их привлекают меньше. Вот почему, поддерживая стремления подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере материального производства.
Особенности развития и воспитания старших школьников.
Старший школьный возраст – это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости.
Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции, которые присущи подросткам. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается.
Основные психологические особенности.
— формируется самосознание – представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;
— происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания;
— возрастает волевая регуляция;
— возрастает концентрация внимания, объём памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление;
— появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;
— формируется собственное мировоззрение;
— стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности;
— пренебрежение к советам старших;
— критиканство, проявление недоверия;
— отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;
— завершено половое созревание. Формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям;
— возникает первое чувство любви, дружбы;
— недостаточное осознание последствий своих поступков.
Индивидуальные особенности развития учащихся и их учёт в процессе воспитания.
Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Какие же проблемы встают перед работниками школы в данном случае?
При учёте возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщённые данные педагогики и психологии, о которых шла речь выше. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.
На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которого во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесённые учеником заболевания, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Всё это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе, а так же сказываться на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.
Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти склонности и интересы. С учётом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении.
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов со сверстниками. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которая поможет её при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников – их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям, труду, а так же к учителям и классному коллективу.
Наконец, значительное место занимает знание учителями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а так же динамику формирования тех или иных личностных качеств.
Развитие личности (аспекты, этапы и черты)
Что такое развитие личности?
Я описал Развитие личности как процесс, в ходе которого у человека формируются модели поведения, атрибуты и установки.
Все, что делает этого человека уникальным и непохожим на других, — это развитие личности.
Когда мы говорим о развитии личности, необходимо учитывать несколько моментов, поскольку не существует двух одинаковых людей.
Мы можем выглядеть одинаково и иметь схожий жизненный опыт, но все мы уникальны по-своему.
Наши реакции и процесс развития личности были бы другими. У людей, выросших в одном доме, разовьется свой собственный специфический образец реакции и реагирования на различные ситуации, с которыми они сталкиваются.
Отношения, которые даже могут быть похожи друг на друга физически, все же разные и уникальные по-своему.
Атрибуты человека делают его или ее особенным, но существуют различные факторы, влияющие на формирование типа личности.
Это: темперамент, окружающая среда и характер, и они могут иметь отрицательное или положительное влияние на развитие личности.
Существует множество факторов, повлиявших на развитие того или иного типа личности. От детства до взрослой жизни мы проходим через множество процессов, переживаний и ситуаций, которые способствуют формированию нашей личности.
Все они сыграли свою роль в том, кто мы есть сегодня. У нас есть возможность стать тем, кем мы хотим, если мы готовы посвятить свое время, ресурсы и усилия, чтобы сделать это возможным.
В этой статье я рассмотрю основные аспекты развития личности, которые относятся к Большой пятерке. Большинство специалистов в этой области согласны с тем, что это основные аспекты. Эти пять аспектов включают в себя: экстраверсию, покладистость, открытость, добросовестность, невротизм. Некоторые другие теоретики писали о нескольких других аспектах развития личности, некоторые из которых включают ментальные аспекты, духовные аспекты, эмоциональные аспекты, физические аспекты, социальные аспекты, моральные аспекты. Эти различные аспекты позволяют нам по-разному взглянуть на процесс, посредством которого развивается личность человека.
Аспекты развития личности
Теория Большой пятерки довольно широка, и у них есть ряд других специфических черт. Они были получены в результате статистического анализа черт, которые обычно проявляются, когда люди описывают себя или других людей. Иногда исследователи называют их пятифакторной теорией или пятифакторной моделью.
1. Экстраверсия
Эта черта описывает открытую или социальную позицию человека. Их иногда считают душой вечеринки, им нравится тусоваться с людьми, ходить на общественные мероприятия, и, как правило, они полны жизни и энергии. Те, у кого низкая экстраверсия, менее общительны и предпочитают оставаться в одиночестве. Интроверты менее энергичны и любят тишину. Те, кто набирает в нем высокие баллы, любят общаться с людьми, с энтузиазмом относятся к жизни и очень ориентированы на действия. Это экстраверты. Разные виды работ требуют разного уровня экстраверсии, и это будет полезно на работах, связанных с обучением, продажами и общим взаимодействием с людьми.
Каждая из личностных черт Большой пятерки также состоит как минимум из 6 подчерт. При экстраверсии мы имеем: жизнерадостность, возбужденность, активность, напористость, общительность и дружелюбие.
2. Доброжелательность
Проявляется в поведении человека, проявляющем доброту, сочувствие, теплоту и внимание к другим. Те, кто набирает здесь высокие баллы, очень чутки к другим и приспосабливаются к ним. Они также настроены позитивно. Те, у кого низкий балл, эгоистичны и лишены сочувствия. Кажется, что они всегда соревнуются с другими и пытаются манипулировать ситуацией вместо того, чтобы сотрудничать с другими. Те, у кого здесь высокий балл, как правило, стремятся к гармоничной жизни и отказываются от собственных интересов, чтобы угодить другим. Они верят, что люди честны и заслуживают доверия. Этим людям понравится деятельность по созданию команды и слаженная работа, в то время как те, у кого низкие баллы, будут хорошими учеными, критиками или солдатами. Подчерты здесь включают: сочувствие, скромность, сотрудничество и доверие.
3. Открытость
Это описывает непредубежденность человека. Человеку, набравшему здесь высокие баллы, понравится пробовать что-то новое. Они, как правило, изобретательны и обычно открыты ко всему. Другие, набравшие низкие баллы, будут недалекими и предпочитают рутину. Они устойчивы к изменениям и были бы очень аналитичны. Те, у кого открытый разум, также склонны любить искусство и глубоко мыслить. Человек с этой чертой может подходить для рекламы, исследований, в то время как те, у кого низкий балл, будут получать работу, требующую рутинной работы. Подчерты здесь включают: воображение, авантюрность, эмоциональность, художественные интересы, интеллект и либерализм.
4. Добросовестность
Эта черта описывает, как человек контролирует, регулирует и направляет свои импульсы. Люди с высокими показателями этой черты личности, как правило, обладают высоким уровнем самодисциплины. Они всегда следуют плану, а не действуют под влиянием момента. Это делает их успешными в своих начинаниях и способными достигать своих целей. Их считают ответственными и надежными. Они также могут быть трудоголиками и перфекционистами, что делает их скучными и негибкими. Подчерты этого аспекта включают в себя: ориентированность на достижение, исполнительность, упорядоченность, самоэффективность, самодисциплину и осторожность. Люди с этой чертой всегда будут сосредоточены на своих целях, несмотря на проблемы и препятствия, потому что они верят, что всегда добьются успеха, если будут следовать своему плану. Они смогут работать в разных профессиях. Их потребность в достижениях является постоянной движущей силой.
5. Нейротизм
Это также означает эмоциональную стабильность. Он описывает способность человека оставаться уравновешенным и стабильным при столкновении с трудными проблемами. Тот, у кого высокие баллы по невротизму, склонен испытывать негативные эмоции. С другой стороны, те, у кого высокая эмоциональная устойчивость, реагируют менее эмоционально и не так легко расстраиваются. Обычно они спокойны и стабильны, хотя это не значит, что они испытывают много положительных эмоций. Люди с высоким уровнем невротизма эмоционально реактивны и чувствуют угрозу или впадают в плохое настроение даже в нормальной ситуации. Им также может быть трудно ясно мыслить, когда они находятся в состоянии стресса. Людей с высокой эмоциональной устойчивостью предпочитают в большинстве профессий, поскольку они контролируют свои эмоции, а людей с низкой устойчивостью могут отвлекать дедлайны, личные ситуации и давление. Подчерты здесь включают: тревогу, гнев, депрессию, застенчивость, уязвимость и неумеренность.
Стадии развития личности
Младенческая стадия – 2 года
На этой стадии младенец начинает учиться доверять или не доверять. Если о нем хорошо заботятся и его любят, у него начнет развиваться чувство безопасности и позитивный взгляд на жизнь. Если это также не будет сделано должным образом, это приведет к тому, что младенец станет неуверенным в себе.
Малыш – от 18 месяцев до 3 лет
В этом возрасте у ребенка начинает развиваться воля. При правильном руководстве ребенок обретает уверенность в себе. Это нелегкий процесс, и ребенок может показаться упрямым.
Дошкольный этап – от 3 лет и старше
Некоторые называют этот этап «игровым возрастом». У ребенка начинает развиваться некоторая форма инициативы. Они также начинают использовать свое воображение. На этом этапе они также постепенно начинают понимать, как вести за собой других и следовать за ними.
Этап школьного возраста
На этом этапе ребенок начинает осваивать формальные навыки. Они начинают понимать, как общаться со своими сверстниками, и начинают развивать основные интеллектуальные навыки. Успех на этом этапе их развития будет зависеть от того, какими были ранние этапы.
Подростковый период
На этом этапе ребенок начинает взрослеть и начинает взращивать набор ценностей, которые помогут ему в жизни. Они также начинают понимать себя на этом этапе.
Черты развития личности
Темперамент
Здесь мы имеем в виду генетически обусловленные черты, с которыми ребенок приходит в мир. Эти черты в значительной степени влияют на подход ребенка к миру и на то, как он или она учится в процессе. Согласно проведенным исследованиям, некоторые из этих генов контролируют развитие нервной системы, которая также контролирует поведение.
Окружающая среда
Окружающая среда, в которой растет ребенок, в значительной степени влияет на то, какой в конечном итоге будет личность. Рекомендуется, чтобы качественное воспитание помогало правильному развитию ребенка.
Характер
Образуется из эмоциональных, перцептивных и поведенческих паттернов, которые приобретаются на опыте и определяют, как человек думает, чувствует и ведет себя.
Личность человека постоянно развивается на протяжении всей его жизни, но мы видели, что большая ее часть зависит от черт, с которыми он родился, и опыта, который он получил в течение жизни.
Ресурсы: http://www.personalitydevelopmenttip.com
5 Характеристики развития личности
https://www.
urbanpro.com/personality-development/5-characteristics-personality-development https://tv -wordpress.s3.amazonaws.com/a/wp-content/uploads/12345-150×150.jpg Развитие личностиUrbanPro
https://www.urbanpro.com/assets/new-ui/sharing_job.png
https://www.facebook.com/UrbanProApp https://twitter.com/urbanproapp
Мы довольно часто слышали эту фразу: «Не судите по внешности, идите по характеру», почему? Это потому, что личность — это внутренняя характеристика человека, которая сохраняется в долгосрочной перспективе. Проще говоря, это личность человека, которая создается многочисленными уникальными чертами, такими как честность, лояльность, спонтанность, хорошее настроение и многое другое.
Чтобы узнать больше о 5 характеристиках развития личности, изучите следующие пункты. 1. Свободный разум и дух 2. Позитивное мышление 3.
Гибкость: Изменения — единственная постоянная вещь в этом мире. Поэтому крайне важно научиться позитивно справляться с переменами, будь то с точки зрения карьеры, отношений и семейной жизни. Книга известного автора Спенсера Джонсона по улучшению личности «Кто переместил мой сыр»? также объясняет, как важно принимать изменения в жизни и знать, как найти способы приспособиться к этим изменениям. В противном случае вы останетесь позади или вымрете.