Особенности внимания у младенцев: Особенности развития внимания у ребенка

Особенности развития внимания у ребенка

  • Теги:
  • Материалы для воспитания и развития
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • игры для развития

Формирование внимания ребенка

По мнению психологов, существует 6 стадий формирования внимания у детей:

Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.

Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит.

Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.

Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.

Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.

Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.

Произвольное и непроизвольное внимание

В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»

Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.

Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.

Игры на развитие внимания

Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.

 

 

 

00:00

00:00

 

 

 

 

 

В вашем браузере отключен JavaScript

Научить ребенка обращать внимание на что-то определенное совсем нетрудно. Мы предлагаем несколько игр на развитие внимания вашего ребенка. Они не только развлекут малыша, но и научат замечать что-то новое и интересное вокруг, что обязательно пригодится в будущем.

Назови, что видишь

Во время прогулки показывайте ему, какие красивые листочки на дереве, какая большая машина проехала по дороге, какая красивая шапочка у девочки в автобусе. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет вас слушать, а значит – концентрироваться на том, что вы ему говорите.

Делай и рассказывай

Учить малыша концентрировать внимание можно и во время таких простых занятий, как рисование или лепка. Комментируйте вслух его действия, делайте маленькие подсказки, и очень скоро малыш научится самостоятельно выполнять те же самые последовательности действий уже без ваших комментариев.

Найди предмет

Для развития внимания отлично подходит такая игра, как поиск предмета по его описанию, когда мама вслух описывает малышу какую-то вещь, находящуюся в комнате, а кроха смотрит по сторонам и пытается угадать, о чем идет речь. Также для этой цели подходят игры на поиск различий между картинками.

Посмотрим друг на друга

Интересное и веселое развлечение, которое также поможет ребенку стать более внимательным. Малыш внимательно смотрит на маму в течение нескольких секунд, после чего отворачивается, а мама задает ему вопросы, например, «Какого цвета у меня юбка?», «Есть ли на мне бусы?», «Сколько карманов у меня на рубашке: один или два?» После этого они меняются ролями.

Мешай мне

Еще одна игра, позволяющая научить ребенка не отвлекаться от своего занятия. Малыш, к примеру, рассказывает наизусть стихотворение или считает от одного до десяти, а мама в это время пытается любыми способами отвлечь его. Если малыш стойко выдержал испытание, без запинки произнес стихотворение или не сбился со счета – он получает приз. В такую игру можно играть и втроем: например, папа задает малышу вопросы, на которые он должен быстро отвечать, а мама в это время пытается отвлечь его внимание.

По мнению психологов, без развития кистевого аппарата ребенка невозможно начинать различные тренировки на развитие внимание. Предлагаем вашему вниманию следующее упражнение:

 

 

 

00:00

00:00

 

 

 

 

 

В вашем браузере отключен JavaScript

Упражнение на развитие визуального внимания:

 

 

 

00:00

00:00

 

 

 

 

 

В вашем браузере отключен JavaScript

Упражнение на устойчивость, переключаемость и концентрацию внимания:

 

 

 

00:00

00:00

 

 

 

 

 

В вашем браузере отключен JavaScript

Виктория Грицук

Родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому им необходимо понимать, как воспитывать своего ребенка, и как метод воспитания повлияет на дальнейшую жизнь малыша. Пройдите тест и определите, какой стиль воспитания вам ближе.

КАКОЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ ВАМ БЛИЖЕ?

виды и особенности – Академия развития

Очень часто в порыве родители не выдерживают и заваливают маленького ребенка упреками и обвинениями в рассеянности и забывчивости. Вспомните, как часто приходится слышать, обращенные к малышу возгласы: «Что у тебя в голове?», «Как можно быть такой разиней?», «Ты опять в облаках витаешь?»

Действительно, ребенку чуть ли не каждый день приходится слышать в свой адрес подобные претензии. Взрослый человек считает, что дошкольник не умеет направлять свое внимание на требуемую цель. Поэтому довольно часто мамы и папы ставят своему чаду «диагноз» —рассеянность.

Эту ситуацию следует разобрать. Осознать суть проблемы можно, проговорив все свои претензии к ребенку, но не в голос. Получилось? Ответ на вопрос находится совсем близко и после такого эксперимента становится абсолютно очевидным. Ребенок может сконцентрироваться, но его внимание сосредоточено на то, что является важным для него, а не для взрослого человека.

Что такое внимание?

Внимание психический процесс, который заключается в отборе необходимой информации в конкретной ситуации и полное отвержение ненужной.

Суть в том, что внешнее внимание нацелено на окружающие человека предметы, личности, явления, кроме того действия других людей и изменения. Этой особенностью ребенок обладает с первых дней жизни. Новорожденный реагирует на голос родных, поворачивает голову в сторону источника шума, концентрирует внимание на родных людях.

Внимание маленьких детей, возраст которых от 3 до 6 лет, сфокусировано на их переживаниях и чувствах внутреннем мире. Максимальной концентрации внутренне внимание малыша достигается в тот момент, когда ребенок как будто застывает и сосредоточенно смотрит на какой-то предмет, но как бы не видя его. В такие минуты ребенок не реагирует на упреки взрослых, не слышит обращенной к нему речи. Именно такие ситуации взрослые называют рассеянностью.

Виды внимания

Психологи выделяют три вида внимания.

  1. Непроизвольное внимание не требует привлечения усилий, которые вызывают, фиксируют и сохраняют его, возникает такой процесс сам собой. Зачастую такое внимание вызвано яркими переживаниями, шумными событиями. Интерес быстро возникает, но также быстро и пропадает. Поскольку тот предмет, который спровоцировал такой интерес, очень быстро становится обыденным и понятным. Таким образом, непроизвольное внимание пропадает.
  2. Произвольное внимание тип внимания, который особо важен, когда малыш занимается не тем, чем ему хочется, а выполняет те действия либо задания, что необходимо. Зачастую дети отказываются от любимого или просто интересного занятия ради выполнения необходимого задания. Психологи напрямую связывают уровень развития речи детей от 3 до 7 лет с успешным формированием этого типа внимания.
  3. Послепроизвольное внимание тип психического процесса, который формируется из произвольного внимания и объединяет качества и основные характеристики предыдущих двух видов.
    Это происходит на этапе, когда дошкольник полностью увлекается игровым элементом или заинтересовавшим его заданием. Ребенок не прилагает особых стараний, усилий, чтобы сосредоточиться на процессе выполнения. Таким образом, у ребенка проявляется послепроизвольное внимание.

Внимание: основные свойства

Основные качества и характеристики внимания дошкольников включают: концентрация, переключаемость, объем, устойчивость, избирательность, распределение.

Концентрация внимания заключается в способности быстро сосредоточиться на предмете, а также максимально удерживать внимание на объекте, не поддаваясь отвлекающим факторам.

Концентрация внимания у детей дошкольного возраста достаточно низкая, поэтому следует работать над ее развитием. Для достижения поставленной цели необходимо подобрать подходящие упражнения. Сформировать необходимый уровень внимания и его свойств можно, записав малыша на курсы подготовки детей к школе.

Упражнение для повышения концентрации внимания. С малышом следует попробовать выучить небольшие стихотворения. Первую часть стишка необходимо разучивать при включенном телевизоре. Громкость должна быть минимальная. Второе четверостишие учите с ребенком при более громком звучании радио, телевизора или другого источника. Заключительную часть стиха следует попробовать заучить включив телевизор достаточно громко.

Переключаемость -свойство внимания, которое заключается в способности максимально быстро концентрировать на одном, а потом совершенно ином предмете или виде деятельности. Следует помнить, что маленький ребенок при такой смене ощущает и зачастую демонстрирует своим поведением недовольство и напряжение. Чем старше становиться ребенок, тем менее ярко проявляется такая особенность.

Объем внимания можно охарактеризовать, проверив количество предметов, которые остаются в поле зрения и за которыми следит малыш. В 5-6 лет ребенок одновременно сопровождает и удерживает в поле зрения три предмета и более. Внимание малыша в этом возрасте более сформировано, и он замечает достаточно мелкие детали. Тогда как в 4 года он способен следить только за одним объектом. Учитывайте, если предмет малыш видит впервые, объем внимания становится значительно уже. Отличие также проявляется во внешних характеристиках образов. Если в 3 года ребенок обращает внимание на яркие особенности предметов, размеры, то в старшем возрасте такие качества становятся менее важными.

Устойчивость заключается в длительности периода концентрации внимания на предмете или виде деятельности. Психологи считают, что дети 5 лет могут сосредоточиться на процессе на время до 2 часов. Если это интересная и занятная игра, ребенок дольше может удерживать внимание, и значительно меньше со скучным занятием.

Избирательность внимания дает возможность дошкольнику сконцентрировать свое внимание на более важном процессе или объекте либо на отдельном этапе выполнения действия, который является необходимым для решения поставленной задачи.

Распределение внимания- особенность, благодаря которой дети дошкольного возраста могут успешно следить за несколькими предметами  или справляться с несколькими задачами одновременно.

В соответствии с исследованиями, рациональное и быстрое распределение внимания требует дополнительного развития, тренировки. Именно эту особенность учитывайте, занимаясь с малышами. Важно изучить индивидуальные качества и особенности малыша и не забывать о них в процессе работы с ребенком. Не старайтесь добиться невозможного.

Следует подобрать необходимые упражнения и занятия для дошкольников, чтобы обеспечить поэтапное развитие внимания, не вызывая особых переживаний. Делать ставку требуется на детскую любознательность, а также индивидуальность мышления, что особенно станет полезным в процессе обучения.

Зачем обращать внимание на внимание младенцев?

Важность регулирования внимания и эмоций для оптимального развития мозга

Активный опыт формирует мозг младенца

Младенцы приобретают новые способности и навыки благодаря активному опыту; они учатся, делая.

Важно отметить, что развитие мозга стимулируется, когда младенцы и дети младшего возраста участвуют в преднамеренных, целенаправленных действиях: они знают, чего хотят, и используют все доступные ресурсы для достижения своей цели.

Качество и количество обучения младенцев на основе опыта определяется: 

  • То, как младенец использует каждую новую возможность, включая устойчивое внимание и настойчивость в достижении своих целей.

Темперамент и обучение младенцев

Активные младенцы с покладистым темпераментом бдительны, любопытны и стремятся исследовать окружающую среду и находить новые способы делать что-либо и достигать своих целей. Они настойчивы и будут продолжать попытки, несмотря на неоднократные неудачи, и получат огромное удовольствие, когда им это удастся.

Младенцы, которые хорошо исследуют свое окружение и находят способы достижения своих целей, также хорошо контролируют свое состояние бдительности и эмоциональную реакцию на вызовы и новизну.  Они хорошо используют свою способность концентрироваться и переключать внимание таким образом, чтобы это соответствовало их целям.

Младенцы и дети ясельного возраста, которые осторожны или боязливы (так называемый заторможенный темперамент), менее склонны пробовать новые вещи, легко отвлекаются или расстраиваются, обращаются за помощью, как только задача становится сложной и, как правило, менее активны, чем их темпераментно более спокойные сверстники.

Заторможенные младенцы, которые демонстрируют боязливое и очень осторожное поведение, обычно имеют плохие навыки внимания и менее способны сдерживать свои негативные эмоциональные реакции. Их поведение очень реактивно, они легко расстраиваются, и им часто требуется время, чтобы успокоиться и оправиться от стресса. У них часто плохая способность регулировать эмоции.

Аутизм и обучение младенцев

Младенцы с риском развития аутизма часто испытывают трудности с вниманием и саморегуляцией. В частности, им трудно предвидеть и предсказывать, что произойдет дальше. У них также могут возникнуть трудности с интеграцией информации из разных источников, так что то, что они видят, слышат и чувствуют, может стать бессвязным и бессвязным. Чтобы справиться с ситуацией и достичь некоторого чувства стабильности, младенцы в начале могут совершать повторяющиеся действия, которые предсказуемы и чувствуют себя в безопасности.

Регуляция эмоций в младенчестве

Регуляция эмоций включает «стратегии, поведение, навыки и стратегии, сознательные или бессознательные, автоматические или требующие усилий, которые служат для модуляции, подавления и усиления эмоциональных переживаний и выражений». (Calkins 2012) Считается, что регулирование эмоций тесно связано с контролем внимания.

Младенцы и дети младшего возраста сталкиваются со многими ситуациями, требующими регулирования эмоций:  когда они сталкиваются с незнакомыми и непредсказуемыми обстоятельствами, когда они ограничены и не могут свободно двигаться, когда они чрезмерно возбуждены, расстроены, потому что не могут получить то, что хотят, когда убирают любимую игрушку, когда мама оставляет их наедине с незнакомым человеком.

Младенцы с плохой моторикой возражают против того, чтобы лежать на животе, потому что их движения ограничены.

Очень маленькие младенцы зависят от тех, кто за ними ухаживает, чтобы помочь им управлять своими эмоциональными реакциями: мы используем пустышки, удерживание, раскачивание, пение, чтобы смягчить негативное возбуждение и стресс младенца. Мы распознаем, когда они чрезмерно возбуждены, и удаляем их из ситуации. В других случаях мы помогаем младенцам смягчить их дистресс, используя отвлечение, чтобы заставить младенца переключить внимание на что-то интересное и не угрожающее.

Со временем младенцы развивают собственные способности к самоуспокоению : они ищут пустышки и одеяла, чтобы успокоиться, учатся выбирать, на чем сосредоточить свое визуальное внимание (смотря) и, что важно, учатся переключать свое внимание от событий или ситуаций, которые они находят угрожающими или чрезмерно стимулирующими.

Они учатся справляться с разочарованием и применять различные стратегии для получения желаемого.

В 11 месяцев Toesies научился просить помощи, чтобы достать игрушку, которая находится вне досягаемости. Сначала он привлек мое внимание своим голосом, затем посмотрел на игрушку, потянулся к ней и снова посмотрел на меня, чтобы убедиться, что я понял его просьбу. .

           

У младенцев в возрасте около 10 месяцев наблюдается значительный сдвиг в их способности регулировать свои эмоции: это происходит примерно в то же время, когда формируются новые связи между областями мозга (известные как исполнительная сеть внимания), которые контролируют способность выбирать между различной и конкурирующей внутренней и внешней информацией, включая мысли, чувства и поведенческие реакции, а также подавлять врожденные тенденции приближаться к ситуации или избегать ее.

Как младенцы учатся использовать внимание для сдерживания своих эмоциональных реакций 

Внимание обычно определяется как достижение и поддержание состояния готовности, ориентация на сенсорные события и контроль над мыслями и чувствами (Posner & Fan, 2008). Внимание направляется тремя сетями внимания в мозгу, которые поддерживают различные аспекты внимания.

Предупреждение является самым основным аспектом внимания и описывает состояние бодрствования и возбуждения. Он присутствует с рождения.

Ориентирование  относится к способности реагировать на интересные и новые события в окружающей среде, выбирать, на какую информацию обращать внимание, а также способность отвлекать внимание от одного набора стимулов и переключать его на другой источник информации .

Внимание самого маленького ребенка приковано к интересным и меняющимся событиям в окружающей среде. Эта ранняя ориентация все еще довольно реактивна, и младенец имеет ограниченную способность выбирать, какие сенсорные события привлекают его внимание, или переключать свое внимание после того, как они были захвачены.

В  18 недель у Toesies хорошо развиты навыки внимания: игра с подвешенной игрушкой позволяет ему постоянно исследовать игрушку руками, что создает связи между областями мозга, которые связывают то, что он видит, делает и чувствует.

Устойчивое внимание означает способность гибко удерживать внимание на задаче.

По мере того, как ориентировочная сеть совершенствуется и становится более эффективной, способность младенца выбирать, отключать и перемещать фокус своего внимания улучшается. Эти улучшения, наряду с улучшенной способностью сохранять бдительность, позитивное и адаптивное состояние возбуждения, позволяют младенцу заниматься деятельностью в течение более длительных периодов времени.

В 10 месяцев Уилл тратит несколько минут на изучение всех аспектов новой игрушки . Это устойчивое внимание позволяет ему связать то, что он видит, с тем, что он чувствует, что делают его руки и какова на вкус игрушка.

            

Исполнительное внимание включает механизмы оценки и выбора между внутренней и внешней информацией, включая конфликт между мыслями, чувствами и поведенческими реакциями (Rueda, Posner, et al., 2005).

Эта способность выбирать между конкурирующими побуждениями, например, возникающими в эмоциональном мозгу (тенденции приближения и избегания) и желанием достичь цели и реагировать на окружающую среду, позволяет младенцу использовать внимание для регулирования эмоциональных тенденций.

Совместное внимание относится к способности младенца координировать свой взгляд (фокус зрительного внимания) и действия с действиями социального партнера.

В 8 месяцев Уилл с удовольствием копирует игры со своей Наной. Здесь вы видите, как мы координируем свои действия в игре, которая длилась несколько минут.

Исполнительная функция относится к набору когнитивных (мыслительных) способностей, поддерживающих все формы обучения: к ним относятся рабочая память, тормозной контроль, когнитивная гибкость.

Как младенцы используют внимание для управления поведением

С самого рождения у младенцев хорошо развита способность переключать свое внимание на интересные и изменяющиеся события в их окружении, способность, которая поддерживается ориентировочной реакцией.

Младенцы поворачивают голову на новые звуки и поворачиваются, чтобы посмотреть на яркие движущиеся объекты. Их внимание также привлекают говорящие, улыбающиеся лица.

Младенцы в возрасте 5 недель способны тянуться к ярким движущимся объектам, привлекающим их внимание. Эта способность является началом координации взгляда и действия.

        

В первые недели младенец может обращать внимание на захвачены занятыми и требующими внимания визуальными сценами , и они не могут отвернуться и отвечают с тревогой.

Способность контролировать, как и где сосредоточить внимание, улучшается в течение первых месяцев, так что к 3-6 месяцам у младенцев хорошо развита система ориентации, которая позволяет им выбирать, куда смотреть, а также отключать и переключать внимание к другому аспекту окружающей среды.

Когда младенец обращает внимание на интересное событие, встревоженный младенец снижает уровень своего возбуждения,  частота сердечных сокращений замедляется, а количество движений уменьшается. Другими словами, внимание оказывает прямое влияние на уровень возбуждения младенца и является одним из способов, с помощью которого младенцы обретают контроль над своей эмоциональной реактивностью. (Свинглер, 2014).

В 7 недель Toesies с удовольствием разговаривает с Наной и очарован моими движущимися руками. Во время этого эпизода бдительности и устойчивого внимания Toesies перестает двигать ногами и руками и сосредоточивает свое внимание на мне и моих движениях.

   

В течение первых нескольких месяцев младенцы также учатся более устойчиво концентрировать свое внимание. Они будут наблюдать за событиями, разворачивающимися в их среде, и начнут узнавать о причинно-следственной природе физического мира и о том, как можно предсказывать события, обращая внимание на то, как одно событие следует за другим. Они слышат голос мамы и ждут ее появления. Они ассоциируют лай с собакой.

Многие исследования показали связь между способностью младенцев к длительному вниманию и лучшей эмоциональной регуляцией и исполнительными функциями по мере взросления ребенка. В течение следующих нескольких лет способность внимания малышей и детей дошкольного возраста начинает поддерживать исполнительные функции, необходимые для спланированных, целенаправленных действий.

Исполнительные функции (EF), также называемые когнитивным контролем,   включают четыре основные способности: торможение, контроль вмешательства (избирательное внимание и когнитивное торможение)], рабочую память (WM) и когнитивную гибкость (также называемую сменой установок, умственной гибкостью, или изменение ментальной установки и тесно связано с творчеством).

Эти основные EF обеспечивают основу для более продвинутых когнитивных способностей, таких как рассуждение, решение проблем и планирование. EF — это навыки, необходимые для психического и физического здоровья; успехи в учебе и в жизни; когнитивное, социальное и психологическое развитие. (Бриллиант 2013)

Способность к регулированию внимания и эмоций улучшается с практикой

Многочисленные исследования показали, что способность младенцев или детей ясельного возраста гибко концентрировать внимание и регулировать свою эмоциональную реакцию улучшается с практикой. В частности, воспитание, чуткое к сигналам младенца об интересе и дистрессе, вовлекающее во многие эпизоды совместной игры и помогающее младенцам справляться со сложными ситуациями и настойчиво добиваться своих целей, улучшает внимание и эмоциональную регуляцию не только у детей, которые развиваются. как правило, но также и те, которые сталкиваются с проблемами развития, связанными с преждевременными родами, пугливым темпераментом, гипермобильностью суставов, врожденными пороками сердца, задержкой развития и повреждением головного мозга.

Как родители могут способствовать вниманию и обучению на основе опыта

Родители и опекуны играют важную роль в содействии обучению детей на основе опыта: они делают это двумя важными способами:

  • Создавая безопасную и интересную социальную и физическую среду, которая обеспечивает правильные задачи для младенца
  • Поддерживая и повышая способность младенца не отвлекаться от задачи, переключая внимание на важные аспекты задачи или деятельности, обеспечивая обратную связь и поддержку, а также справляясь с разочарованием и неудачей.

Младенцы, нуждающиеся в дополнительной помощи

Недоношенные дети
Преждевременные роды воздействуют на развитие головного мозга, и даже у младенцев, чье развитие в первый год идет хорошо, недоношенные дети подвержены риску развития мелкой моторики и навыки внимания по мере достижения ими школьного возраста (Bos 2013).

Кроме того, раннее пребывание недоношенного ребенка в ОИТН вызывает стресс и влияет на систему страха ребенка в мозгу, что влияет на его поведение.

Исследования показали, что раннее вмешательство, направленное на развитие социальных способностей и способностей к вниманию в первый год жизни, снижает риск проблем с вниманием и мелкой моторикой, когда ребенок достигает школьного возраста. (Spittle 2015) 

Младенцы с врожденными пороками сердца
Младенцы с врожденными пороками сердца подвержены риску задержки развития, которая влияет на социально-эмоциональное, речевое и двигательное развитие. (Goldsworth 2015)

Риск задержки развития увеличивается при увеличении числа операций на сердце, более длительном пребывании в больнице, более медленном линейном росте и кормлении через зонд. (Муссатто 2015)

Младенцы с риском развития церебрального паралича
Очень недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении и дети с тяжелыми родами подвержены риску развития церебрального паралича.

Явные признаки двигательных затруднений, связанных с ДЦП, часто замечаются только в возрасте 6–12 месяцев. Если у младенца есть риск развития ДЦП, раннее вмешательство, которое способствует развитию внимания и социально-эмоциональных навыков, дает ребенку больше возможностей для преодоления проблем, с которыми он/она столкнется при обучении двигательным навыкам.

Младенцы с очень реактивным/пугливым темпераментом (заторможенность поведения)
Около 15-20 человек имеют осторожный/пугливый темперамент. Этот стиль темперамента часто сначала проявляется как сильно реактивное поведение у маленьких детей. Младенцы старшего возраста с осторожным темпераментом медленно согреваются, нерешительны перед лицом новых (новых) ситуаций и часто избегают ситуаций, задач и действий, которые они считают трудными или угрожающими. Эта тенденция ограничивает опыт младенца, задерживает моторные этапы, а также коммуникативные и языковые навыки.

При правильном поощрении осторожные младенцы учатся быть смелыми, принимать вызовы и учатся преодолевать склонность относиться ко всему новому или незнакомому как к угрозе.

Однако некоторые дети остаются напуганными и реагируют сильными негативными эмоциями даже на не угрожающие ситуации. Эти младенцы вырастают в пугливых малышей.

Младенцы с риском развития аутизма
Братья и сестры детей с диагнозом аутизм имеют повышенный риск развития аутизма. Хотя аутизм можно надежно диагностировать в возрасте 18–24 месяцев, существуют различия в социальных навыках и навыках внимания младенцев, которые проявляются до 12 месяцев.

Было показано, что раннее вмешательство, начиная со второго года жизни, изменяет ход развития поведения, связанного с аутизмом. (Green 2015)

Обеспечение обогащенной и благоприятной среды с самого рождения влияет на развитие мозга — это способ противодействия влиянию аутизма на развитие мозга и предотвращения появления поведения, связанного с аутизмом.

Младенцы с гипермобильностью суставов, врожденной кривошеей, тазовым предлежанием, дисплазией тазобедренного сустава
Младенцы с состояниями, поражающими суставы и мышцы, должны больше работать, чтобы достичь двигательных вех. Им нужно быть более активными и настойчивыми, чтобы достичь своих моторных вех. Сидение, ползание и ходьба могут задерживаться, что означает, что их возможности для активного изучения окружающей среды также задерживаются.

Младенцы с гипермобильностью суставов очень часто имеют осторожный характер, что означает, что им нужна дополнительная помощь, чтобы преодолеть уклонение от трудной задачи и развить силу и координацию, необходимые для достижения основных этапов моторики.

Существуют различные способы, с помощью которых родители могут способствовать развитию внимания и способностей детей младшего возраста к регуляции эмоций, в том числе: гибким способом, включая беседы между опекуном и младенцем, зеркальное отображение, наблюдение за руками и игры с ожиданием.

Социальное взаимодействие и игры  опираются на интерес младенца к общению с людьми и используют слова, жесты и выражения лица, чтобы привлечь и удержать внимание младенца и малыша.

Как максимизировать возможности обучения во время совместных занятий: совместное использование книг, совместное пение песен в жанре экшн, зеркальное отображение действий, игры на предвидение, беседы и игры в притворство.

Совместная деятельность и игры , включающие по очереди и интересное взаимодействие с игрушками и интересными предметами.

Совместные игры и занятия используют силу социального взаимодействия для вовлечения ребенка, удержания его интереса и удержания внимания на игре или задании.

Социальная поддержка и помощь в самостоятельных действиях , когда ребенок изучает задачу, требующую постоянного внимания, настойчивости и решения проблем.

Помощь должна быть достаточна только для того, чтобы помочь ребенку выполнить те аспекты задания, которые слишком сложны для самостоятельного выполнения. В других случаях социальный партнер/фасилитатор действует, чтобы вернуть внимание ребенка к задаче.

Ссылки  

Bos AF, Van Braeckel KN, Hitzert MM, Tanis JC, Roze E. Развитие мелкой моторики у недоношенных детей. Dev Med Child Neurol. 2013 ноябрь;55 Приложение 4:1-4. doi: 10.1111/dmcn.12297. Обзор. PubMed PMID: 24237270.

Феванг С.К., Хайсинг М., Маркестад Т., Зоммерфельт К. Психическое здоровье детей, рожденных крайне недоношенными, без серьезных отклонений в развитии нервной системы. Педиатрия. 2016 4 марта. ПИИ: педс.2015-3002. [Epub перед печатью] PubMed PMID: 26944946.

Goldsworthy M, Franich-Ray C, Kinney S, Shekerdemian L, Beca J, Gunn J. Связь между социально-эмоциональным и нейроразвитием двухлетних детей с врожденным пороком сердца. Врожденный порок сердца. 2015, 18 декабря. doi: 10.1111/chd.12320. [Epub перед печатью] PubMed PMID: 26680016.

Marrus N, Eggebrecht AT, Todorov A, Elison JT, Wolff JJ, Cole L, Gao W, Pandey J, Shen MD, Swanson MR, Emerson RW, Klohr CL, Adams СМ, Эстес А. М., Цвайгенбаум Л., Боттерон К.Н., МакКинстри Р.С., Константино Дж.Н., Эванс А.С., Хазлетт Х.К., Дагер С.Р., Патерсон С.Дж., Шульц Р.Т., Стайнер М.А., Гериг Г.; Сеть IBIS, Schlaggar BL, Piven J, Pruett JR Jr. Ходьба, развитие крупной моторики и функциональная связь мозга у младенцев и малышей. Кора головного мозга. 2017 Ноябрь 23:1-14. дои: 10.1093/cercor/bhx313. [Epub перед печатью]   https://academic.oup.com/cercor/advance-article/doi/10.1093/cercor/bhx313/4653779

Нельсон Дж. А., О’Брайен М., Калкинс С. Д., Лееркес Э. М., Маркович С., Бланксон АН. Материнский экспрессивный стиль и эмоциональное развитие детей. Младенец ребенка Dev. 2012 1 мая; 21 (3): 267-286. PubMed PMID: 24511279; Центральный PMCID в PubMed: PMC3916008.

Перри Н.Б., Нельсон Дж.А., Свинглер М.М., Лееркес Э.М., Калкинс С.Д., Маркович С., О’Брайен М. Связь между эмоциональной поддержкой матери и физиологической регуляцией ребенка в дошкольном возрасте. Дев Психобиолог. 2013 май; 55 (4): 382-94. doi: 10. 1002/dev.21042. Epub 2012 May 9. PubMed PMID: 22573287.

Perry NB, Swingler MM, Calkins SD, Bell MA. Нейрофизиологические корреляты поведения внимания в раннем младенчестве: значение для регуляции эмоций в раннем детстве. J Exp Детская психология. 2016 Февраль; 142: 245-61. doi: 10.1016/j.jecp.2015.08.007. Epub 2015, 14 сентября. PubMed PMID: 26381926;​

Спиттл А., Ортон Дж., Андерсон П.Дж., Бойд Р., Дойл Л.В. Программы вмешательства на раннем этапе развития предусматривали после выписки из стационара предотвращение двигательных и когнитивных нарушений у недоношенных детей. Cochrane Database Syst Rev. 2015 Nov 24;11:CD005495. doi: 10.1002/14651858.CD005495.pub4. Обзор. PubMed PMID: 26597166.

Swingler MM, Perry NB, Calkins SD. Нейронная пластичность и развитие внимания: внутренние и внешние влияния. Дев психопат. 2015 май; 27(2):443-57. дои: 10.1017/S0954579415000085. Обзор. PubMed PMID: 25997764.  http://cds.web.unc.edu/files/2016/02/Swingler-Perry-Calkins_DP_2015. pdf

Whedon, M., Perry, N.B., Calkins, S.D., & Bell, M.A. ( 2016). Изменения лобной когерентности ЭЭГ в младенчестве предсказывают когнитивные способности в возрасте 3 лет: опосредующая роль контроля внимания. Психология развития, 52 (9), 1341–1352 гг. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5003730/

Развитие ребенка — важность позитивного внимания

Кристи Джеймс 25 февраля 2021 г.

+ ЕЩЕ

Кристин Рэйчес, PsyD, HSPP, BCBA
Ассистент профессора клинической педиатрии, Медицинский факультет Индианского университета
Кафедра педиатрии, Отделение детского развития

Иногда самые маленькие вещи являются самыми важными. Например, позитивное внимание или реакция на других таким образом, который демонстрирует теплоту и интерес, — это небольшая, но важная часть воспитания. В частности, при общении с детьми позитивное внимание создает ощущение доверия и безопасности. Родители проявляют положительное внимание с помощью улыбок, зрительного контакта, нежного физического прикосновения, использования добрых слов, которые отмечают и воодушевляют других, а также проявляя интерес к интересам, деятельности и достижениям других. Исследования показывают, что использование положительного внимания при общении с детьми снижает частоту негативного поведения. Дети хотят и желают внимания своих родителей и будут делать все, чтобы получить его. Когда дети узнают, что родители уделяют больше внимания положительному поведению, чем отрицательному, отрицательное поведение может уменьшиться. Важность положительного внимания начинается в младенчестве и продолжается в детстве и во взрослой жизни.

Положительное внимание помогает детям понять, что они являются важными и ценными членами группы. Младенцы узнают, что другим можно доверить заботу о них и что они могут доставлять удовольствие окружающим. Позитивное внимание демонстрируется любовными взаимодействиями, переживаниями и позитивными отношениями. По мере взросления детей позитивное внимание играет важную роль в начальном развитии положительного образа самого себя. Позитивное внимание помогает детям усвоить передаваемые сообщения и помогает им развить уверенность и веру в то, что они могут достичь своих мечтаний и целей.

Как практиковать положительное внимание

В младенчестве положительное внимание можно продемонстрировать, утешая ребенка, когда он плачет, улыбаясь в ответ, когда ребенок улыбается ему, реагируя на сигналы ребенка и «разговаривая» с ребенком. ребенок об окружающей среде. Детям старшего возраста (малышам, дошкольникам, детям школьного возраста) нравится положительное внимание, и родители могут показать это, говоря ребенку, что именно им нравится в том, что они делают (так называемая «маркированная похвала»), даже если это кажется незначительным. «Мне нравится, как ты терпеливо сидишь в этом кресле» или «Мне нравится, когда ты помогаешь мне собирать свои игрушки» — такие приятные слова слышит ребенок! Использование позитивного тона и улыбки помогает подтвердить сказанное. Старайтесь давать много положительных отзывов о желаемом поведении, чтобы дети знали, что способ привлечь внимание родителей — это положительные, а не отрицательные вещи.

 Еще один способ, с помощью которого родители могут проявить положительное внимание к маленьким детям, – это принять участие в опыте с ребенком. Потратьте минуту или две и осмотрите лист, который привлек его/ее внимание. Вслух удивляйтесь его цвету или форме. Найдите время и постройте башню из Лего вместе с ним. Наконец, разговаривая с ребенком, всегда оставляйте время, чтобы ребенок ответил и ответил. Дети узнают, что важно то, что они говорят, и что взрослые готовы их слушать. Нацельтесь на 15 минут в день общения с ним/ней один на один и позвольте ему/ей проводить это время вместе. Покажите им, что их интересы имеют значение и что другие хотят быть частью этого опыта. Маленькие вещи могут в конечном итоге стать большими!

Ой. Я не был уверен

Положительное внимание — это не то, что может происходить все время, каждый раз. У всех родителей/опекунов был опыт, когда они просто не могли быть позитивными, или ситуация была не такой, в которой было бы реалистично быть позитивным. Все нормально. Дети устойчивы и могут справиться со случайными ситуациями, когда их родитель/опекун был недоволен, бесчувственен, недоступен или рассеян. Путешествие важно, и не каждое отдельное происшествие помогает вашему ребенку чувствовать себя любимым и защищенным. Модель позитивного внимания и больше позитивных взаимодействий, чем негативных взаимодействий, вот что имеет значение. Со временем накапливается множество небольших моментов положительного внимания и взаимодействия. Поговорите с врачом/терапевтом, если вы хотите помочь увеличить количество случаев положительного внимания к вашему ребенку.

Ссылки :

 

Муллан, К. и Хиггинс, Д. (2014). Безопасная и поддерживающая семейная среда для детей: ключевые компоненты и связи с результатами для детей. Канберра: Государственный департамент социальных служб Австралии.

https://childmind.org/article/the-power-of-positive-attention/

Чтобы узнать больше

Если вы хотите узнать больше о позитивном внимании и о том, как позитивно взаимодействовать с вашим ребенком, рассмотрите следующие веб-сайты: 

  • Институт детского разума: https://childmind.org/article/the-power-of-positive-attention/
  • CDC: https://www.cdc.gov/parents/essentials/communication/goodbehavior.html
  • Терапия взаимодействия родителей и детей: http://www.pcit.org/

 

Кристин М. Рэйчес, PsyD, HSPP, BCBA  – клинический психолог и сертифицированный поведенческий аналитик программы Riley Child Development Center-LEND. В настоящее время она является директором по обучению в программе LEND. Она участвует в междисциплинарной группе, которая проводит оценку детей с подозрением на отклонения в развитии нервной системы, поведенческие расстройства или задержки развития. Доктор Рэйчес также является специалистом по раннему вмешательству, предоставляя психологические оценки и текущие услуги на дому и в клинике.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts