Особенности процесса воспитания
В общем педагогическом процессе развивается и процесс воспитания. Традиционно он рассматривается отдельно, потому что имеет свои особенности и его нельзя свести ни к процессу обучения, ни к процессу развития. Часть педагогики, изучающая воспитательный процесс, носит название теории воспитания. Если в процессе обучения действовали учитель и ученик, то в воспитательном процессе его участники — воспитатель и воспитанник. В начальной школе это одни и те же лица, участвующие в обоих процессах одновременно.
Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Уже отмечалось, что это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель близкую и понятную воспитаннику.
Процесс воспитания — многофакторный, в нем действуют объективные и субъективные причины. Особенность его в том, что деятельность воспитателя обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается личность воспитателя, его индивидуальность, характер отношений с воспитанниками.
Воспитание устраняет негативные качества, на их место ставит положительные. Это нелегкий процесс. Сложность его и в том, что он очень динамичен — подвижен и изменчив.
Воспитательный процесс отличается длительностью. Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте обладает высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при хорошей организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для него характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воздействия.
Одна из особенностей воспитательного процесса — его непрерывность.Школьное воспитание — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании воспитанника, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
Процесс воспитания — комплексный. Означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.
Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях одними и теми же действиями могут быть достигнуты разные результаты. Это обусловлено индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение сотрудничать с воспитанниками также оказывают большое влияние на его ход и результаты.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Процесс воспитания противоречив. Его диалектика (развитие) обусловливается противоречиями, которые, бывают внутренними и внешними. Именно противоречия рождают ту силу, что поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных, внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Их «рассогласование» побуждает ученика активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила.
Назначение воспитания — правильно направить формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентации воспитанников.
Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагоприятны, например, противоречия между школой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Противоречие между словом и делом также нередко становится причиной многих воспитательных затруднений.
Роль воспитателя состоит вовсе не в том, чтобы замкнуть на себе воспитательные влияния и взять руководство процессом в свои руки. Наоборот, его организующая и направляющая сила тем значительнее, чем больше в ней демократизма, творческой свободы. Воспитатель добивается значительных успехов только тогда, когда учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает процесс, внимательно анализирует последствия своих действий и делает из них правильные выводы.
Подлинное преобразование воспитания возможно только на основе идей демократизации и гуманизации школы, на возрождении простых человеческих чувств — заботы о детях, любви и милосердия. Поэтому важная задача нынешнего воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическим влияниям. Педагогическая позиция должна быть деликатной, незаметной, возможно более скрытой от воспитанника. Нужно растить ребенка другом, а не стоять ментором над его душой.
Итак, воспитательный процесс идет одновременно с процессом обучения в общем педагогическом процессе. Он имеет ряд особенностей, а потому выделяется и рассматривается самостоятельно. К основным особенностям процесса воспитания относятся: многофакторность, динамичность, длительность, сложность, вариативность, неопределенность и отдаленность результатов.
Особенности воспитания в современную эпоху | Консультация:
Особенности воспитания в современную эпоху
Подготовила: Побережная Н.А.
Воспитатель высшей
квалификационной категории
г. Урай
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………..……..2
Глава 1. Что есть «воспитание»………………………………………………………………4
Понятие воспитания и его характеристики…………………………………….……………..4
Глава 2. Воспитательный процесс в настоящее время………………………………………6
2.1. Особенности воспитания на современном этапе …..………..……………….…………..6 2.2. Специфика семейного воспитания на современном этапе……………..………..……..8
Заключение…………………………………………………………………………………………13
Список используемой литературы…………………………………………………….………14
Введение
Важная роль воспитания отчетливо прописана в новом «Законе об образовании», который вступил в силу 1 сентября 2013 года. Там сказано: «…воспитание − специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства; образование − общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности»[1].
Но, несмотря на эту совершенно определенную установку, образовательная практика показывает, что между проблемами образования как обучения основам определенных научных дисциплин и воспитания как сознательного устремления к формированию у детей и подростков ценностных ориентиров, неуклонно нарастает дистанция. Более того, эти ветви единого древа превращаются в две почти не соприкасаемые сферы. Данное положение отмечается современными аналитиками проблем педагогики.
Проблемы воспитания, несмотря на теоретическую разработанность и огромный практический опыт поколений, сегодня оказались в сфере дискуссионности. Размыт основополагающий фундамент для формирования приемов и методов воспитательной политики – аксиологическое понимание мира, объединяющее все общество. Собственно даже минимальный анализ существующих сегодня концепций воспитания показывает, что они тесно связаны с позицией педагога, а потому педагогика сегодня остро нуждается в теории, которая объективирует разнородную наличную практику.
Педагогическая теория «отслеживает» изменения в культуре, социальных потребностях общества и предлагает новые решения вечных воспитательных проблем, новые подходы к организации жизни и деятельности воспитанников, их отношений к миру и к самим себе. Чем сложнее происходящие вокруг нас перемены, тем более глубоким должно быть переосмысление наших прежних теоретических представлений. Привычные и казавшиеся фундаментальными, они «рассыпаются» в современной социокультурной ситуации, уступают место новым теоретическим концепциям, определяющим новые подходы к воспитанию.
Раскрепощенная теоретическая мысль обращается к различным направлениям, которые не использовались в педагогике «старого формата»: феноменологии, антропософии, философскому постмодернизму и др. В. В. Зеньковский так характеризовал эту особенность: «Первой общей чертой педагогики надо признать ее чрезвычайную жадность ко всем «последним словам», какие только слышатся в науках, связанных с ней».
Обращение к данной теме вызвано рядом обстоятельств. Во-первых, в настоящее время определился социальный заказ общества на подготовку человека новой формации, демократически ориентированного, свободного от предрассудков и груза тоталитарного прошлого. Во-вторых, многие родители сегодня ориентированы на обучение своих детей престижным знаниям и навыкам. Демографические сложности, возникшие в последнее время в стране, осознание многими людьми новых ценностей, ориентиров и жизненных приоритетов, таких, как элитарность образования и желание индивида занять «свое» место в обществе, приводят к опасению по поводу потери потребности многих взрослых в воспроизводстве себе подобных.
Цели работы:
- Выявить в педагогических подходах их коренные установки.
- Проанализировать, кого стремятся воспитать создатели определенной педагогической системы – практически активного члена общества или свободную личность
- Выявить, какие качества важны при получении современного образования – деловые навыки или «внутренний мир».
ГЛАВА 1. ЧТО ЕСТЬ «ВОСПИТАНИЕ»
Понятие воспитания и его характеристики
Напомним, что в советской педагогике воспитание определялось как процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающий развитие человека. Однако при тщательном изучении смысла данного определения возникают две проблемы. Во-первых, старшее поколение не имеет опыта той жизни, которой живет молодежь, поэтому передавать свой опыт не имеет смысла, новые поколения живут в других условиях, которые могут вступать в конфликт с опытом предыдущих поколений. Во-вторых, передача и усвоение опыта не могут обеспечить развитие человека.
По определению П.И. Пидкасистого, воспитание представляет собой целенаправленную подготовку молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемую через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемую и корректируемую обществом. Кроме того, воспитание рассматривается как целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека[2]. Важнейшим, на наш взгляд, является в данном определении прямая связь воспитания с культурой, культурным опытом, передача которого рассматривается как основная цель воспитания.
В основе современной теории воспитания, которая должна привести к новому качеству личности, лежат следующие идеи:
- реализм целей воспитания;
- совместная деятельность детей и взрослых;
- самоопределение;
- личностная направленность;
- коллективизм.
Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер, определяются потребностями развития общества и зависят от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебно-воспитательных учреждений, самих учителей и учащихся. Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Отметим, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру.
Воспитание как процесс передачи культурного опыта имеет три аспекта, которые традиционно рассматривает педагогическая теория:
- социально-нормативный;
- индивидуально-смысловой;
- ценностно-деятельностный[3];
Одной из характеристик воспитательного процесса является закономерная логика его протекания. Данная характеристика связана с прогнозированием хода воспитательного процесса, предвидением результатов воспитания на основе изучения мотивации воспитанников, их представлений о себе, устремлений и идеалов, общественного мнения. Признание закономерной логики протекания воспитательного процесса и основанное на этом педагогическое прогнозирование становятся исходным пунктом целеполагания в воспитании.
Другой важной характеристикой процесса воспитания является его дискретность (или стадийность), поскольку процесс воспитания рассматривается как последовательность состояний, событий, изменений. Стадия рассматривается как определенная ступень, характеризующаяся качественной определенностью. Логика процесса может быть понята через выявление последовательности состояний и из того, каким образом каждое имеющееся состояние вытекает из предыдущего и создает предпосылки для последующего.
Еще одна характеристика воспитательного процесса – нелинейность, скачкообразные переходы от одного состояния к последующему, характеризуемые кризисным состоянием. Кризис согласно словарному определению, это не только «острое затруднение с чем-либо, тяжелое положение», но и «резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние». Кризис представляет собой переход от одной стадии к другой, от одного целостного состояния к другому.
Следующая характеристика процесса воспитания это его ситуационность, которая рассматривается как наличие контекстной среды, совокупность внешних условий которой становится ситуацией протекания процесса[4].
ГЛАВА 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ
2.1. Особенности воспитания на современном этапе
Разумеется, реальный культурно-педагогический процесс представляет собой сложное и порой неразличимое переплетение многообразных тенденций.
Как яркий пример такого рода размышлений приведем авторитетное суждение профессора МГУ Н.Е. Покровского. Известный социолог полагает, что «в России наблюдаются не замедленные процессы адаптации к общемировым культурным изменениям, но, напротив, в силу значительной ослабленности социальной структуры российского общества, активно реализуют себя большинство глобалистических тенденций в их яркой «гибридной» форме. Причем глобализация выступает в форме американизации. Как, впрочем, можно утверждать и обратное − американизация и есть глобализация»[5].
Собственно сам тип американской культуры тяготеет к расширительной унификации, сведению реальности к практической конкретности и вследствие этого, неизбежному упрощению. Изобретенный в Америке конвейерный темп жизни индустриального общества требовал от человека совершенно определенных практических качеств, постоянной нацеленности на практический результат.
Достаточно сказать, что в основе ценностной природы в самоощущении американцев лежит чувство независимости и самодостаточности. Из этого возникает и культивируется дух индивидуализма. Отсюда и основные педагогические приемы воспитательной практики американских школ. Воспитание строится на системе поощрений: все, что делает ученик, – прекрасно, вне зависимости от объективной ситуации. Во многих школах отменены оценки и вообще контрольные работы, так как это заставляет ребенка усомниться в собственной безупречности.
Совершенно очевидно, что эти позиции противоречат традиционной ценностной иерархии русской культуры, которые основываются на чувстве соборности, сопричастности каждого члена общества миру добра, сострадании. В традиционной русской культуре немыслимы самореклама и самовозвеличивание.
Итак, если предположить, что молодой человек в процессе формирования должен опираться на собственные силы и собственные представления о мире, то очевидно, что идеалы и ценности не могут быть сформированы человеком самостоятельно. Он просто не в силах пройти путь развития человечества для достижения концентрированного выражения в понимании доброго и злого.
Более того, в ситуации самостоятельного творчества, научного или художественного, молодой человек не может обойтись без изначально очерченных перспектив движения его мысли.
Это прекрасно понимали наши педагоги в недавнем прошлом. Достаточно вспомнить замечательного педагога и мыслителя В.В. Давыдова, который предложил развитую педагогическую концепцию по развитию теоретического мышления у детей[6].
Сегодня в процессах саморазвития серьезную роль играет Интернет [7]. В традиционно культуре, даже постиндустриального периода, мы привыкли к положению, что информационное поле должно по возможности отражать мир. Интернет же создает параллельные реальности, в которых бесконтрольно существует подросток, или молодой человек, соответствующим образом «самообразовываясь» и «самовоспитываясь».
Характерным является то, что при достаточно значительной литературе, посвященной проблемам влияния Интернета на общественное сознание, нет работ, в которых бы анализировалось именно педагогическое, и шире нравственное значение этого феномена. Весь пафос аналитиков ограничивается проблемами здоровья (долгое сидение у компьютера вредно), психологии (интернет зависимость, игромания).
Распадение единого воспитательного пространства происходит вследствие исчезновения единого идеологического пространства, в котором были определены и защищены те нравственные и этические позиции, которые считались обязательными для любого члена данного общества. Сегодня в условиях либерализации общества может сосуществовать сколь угодно много таких идеологических систем.
Получили значительное развитие идеи поиска неких «новых путей» в педагогике, путей, на которых, очевидно, будут преодолеваться «недостатки гуманитарного мышления». «Проективная педагогика» (или креативная педагогика) стремится заложить в сознание людей новое воззрение на мир[8].
Проблема понимания человека в неисчерпаемой сложности всегда стояла перед ответственными учеными. Академик А.Н. Леонтьев, известный советский психолог, отстаивавший понимание человеческой личности как результат воздействия внешнего мира, в конце концов, вынужден был признать: «Мы разобрали человека на части и хорошо научились «считать» каждую из них. Но вот собрать человека воедино мы не в состоянии»[9].
А С.Т. Шацкий, видный специалист советской педагогики, естественно стоявшей на материалистических позициях, писал, что понимает под воспитанием, прежде всего, «организацию детской жизни и деятельности»[10]. Подчеркиваем миросозерцательную цельность педагогического подхода: пространство − для организации жизни, а не среда для культивации определенных навыков.
Между тем очевидно − под воздействием логики борьбы с тоталитаризмом в общественном сознании с конца прошлого столетия стало возобладать отрицательное отношение к воспитанию как средству насилия над формирующимся человеком. Оценивая эту тенденцию, философ О.Н. Крутова пишет: «С воспитанием стали связывать покушение на духовную свободу личности, на ее уникальность и самобытность».
Наличие этой же тенденции с тревогой подтверждает известный и авторитетный педагог В.А. Караковский. Он пишет: «Во многих школах, средних учебных заведениях, вузах воспитание как педагогическая цель вообще отсутствует… Трагедия заключается в том, что переориентация массовой школы на «чистое» обучение происходит на фоне невероятного обострения, нестабильности во всех областях нашей жизни, когда молодежь, попавшая в зону социального риска, все более пугает резким падением уровня воспитанности, бездуховностью, слепым идолопоклонством»[11].
2.2. Специфика семейного воспитания в настоящее время
Как известно, «…детство — важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, что вошло в разум и сердце человека из окружающего мира, — от этого и многого другого в реальной степени зависит, каким человеком он станет завтра…»[12].
Семья чутко реагирует на все изменения в экономике и социальной структуре общества, и самые незначительные изменения внутрисемейных отношений всегда оказывают влияние на становление характеров, воли, чувств, мировоззрения подрастающего поколения.
Семья, как малая социальная группа, характеризуется рядом социально-психологических особенностей, которые имеют важное воспитательное значение:
- положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи;
- сплоченность семейной общности, единство ее целей и задач;
- разнообразие семейного сообщества по полу, возрасту, индивидуальным особенностям, интересам, профессиональному статусу;
- постоянные во времени непосредственные внутрисемейные контакты супругов, родителей и детей
Семья как психологическая общность супругов, родителей и детей способствует развитию личностной индивидуальности, формируя у детей:
- умение адекватно воспринимать и понимать себя и других;
- способность к самоутверждению себя как личности, проявлению своих индивидуальных особенностей, способностей, потребностей и интересов;
- умение взаимодействовать с другими людьми в реальных ситуациях;
- способность сочувствовать, сопереживать, содействовать другим;
- потребность любить близких людей и доверять им;
- уверенность в собственной нужности
Как показывают исследования, несмотря на возникновение противоречий, конфликтов между родителями и детьми, обнаруживается много сходных элементов в ценностно-трудовых, ценностно-образовательных, потребительских ориентациях родителей и детей. Семья во многом готовит ребенка к достижению определенного уровня образования, социально-профессионального статуса, к определенному характеру внепроизводственной деятельности. Разногласия, в основном, касаются тех аспектов жизнедеятельности, которые являются очень динамичными, специфичными для молодежного самоутверждения. Можно привести высказывание Г. Зиммеля, в котором, на наш взгляд, заключена основная идея компромисса семейного воспитания: «Семья… предоставляет в качестве коллективного индивидуума своему члену, с одной стороны, предварительную дифференциацию, которая, по крайней мере, подготавливает его к дифференцированию в качестве абсолютной индивидуальности, с другой стороны, защиту, благодаря которой эта последняя может развиваться, пока она не будет в состоянии противостоять самой обширной коллективности»[13].
Бахтигулова Л.Б. выделяет следующие тенденции современного семейного устройства: не все современные молодые родители умеют воспитывать своих собственных детей. От этого страдают и дети, и их родители, и учителя. Причин тому много. А.П. Ситник называет такие:
Во-первых, однодетность или малодетность семьи в городских условиях уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет. Это значит, воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами. Что было характерно в условиях многодетной семьи.
Во-вторых, в молодых семьях имеются возможности отделиться от своих родителей, от старшего поколения. Казалось бы, в этом есть определенное благо. Но жизнь порознь лишает молодые семьи возможности воспользоваться знаниями и мудростью старших в вопросах воспитания детей. Кроме того, дети лишаются ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. В то же время страдает старшее поколение без наивной непосредственности внуков, без общения с ними[14].
Зиновьева Т.Г. также обращает внимание на количество детей в семье. В современной российской семье преобладает тенденция иметь одного ребенка, что обусловлено, в основном, экономическими причинами, нестабильностью социальной жизни, наличием множества социальных рисков. В то же время наличие двух, трех детей в семье может позитивно сказываться на их социализации. В данном случае дети более легко адаптируются в детских коллективах, поскольку с раннего детства общаются со сверстниками, привыкают заботиться о другом человеке, соотносить свои потребности с потребностями других детей и т.п. Когда семья имеет одного ребенка, все стараются только для него, возможно формирование эгоцентричной личности. В данном случае для достижения компромисса в воспитании нецелесообразно удовлетворение всех желаний, просьб ребенка[15].
В-третьих. Основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока он еще маленький, и «лежит поперек, а не вдоль лавки». Народная педагогика учила высокой нравственности через пословицы и поговорки, через незамысловатые, но очень значимые выражения: «Гуляй, девица, да смотри, чтобы ветром не надуло» или «Гуляй, да в подоле не принеси».
В-четвертых, вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын и чья это о дочь, которые нарушают правила поведения, совершают асоциальные поступки, поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно. Совсем иная ситуация в крупном городе, где живут горожане «в первом поколении», выходцы из деревни, но порвавшие родные корни с деревенскими традициями и не усвоившие еще городского образа жизни.
В-пятых, в ряду причин, осложняющих семейное воспитание, все возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата и несвоевременная ее выдача. Полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень эмоционального внутрисемейного настроя, что не создает благоприятных условий для общения в семье, в итоге — для семейного воспитания.
В-шестых, гипертрофированная политизация общества, когда прямая трансляция заседания съездов, выступлений депутатов палат и Госдумы приковывает к телеэкранам молодых родителей, а от детей в эту пору они отмахиваются, как от назойливых мух: «Отойди, не мешай!» И дети остаются предоставленными сами себе. Затем эти увлечения сменились не мене повальным увлечением сериалами «Просто Мария», «Дикая Роза», «Дикий ангел», «Во имя любви» и т. д. Вновь вся семья прикована к телеэкрану, а на воспитание детей не остается времени.
Перечень причин, которые не позволяют или мешают молодым родителям заниматься воспитанием детей, можно продолжить. Однако и этих вполне достаточно, чтобы констатировать неблагополучие в постановке семейного воспитания во многих современных семьях. Вот почему школьные учителя должны быть заинтересованы в оказании помощи родителям по содержанию и организации воспитания детей в семье, в педагогическом просвещении родителей, вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия на детей, установлении между школой, родителями и учителями союзнических взаимоотношений[16].
Я. Н. Алиева считает, что функциональные и структурные изменения семьи в свою очередь привели к ломке традиционного внутрисемейного отношения «родители-дети», которое было стержнем расширенной семьи17. Результаты исследований ученого свидетельствуют о том, что в нынешних условиях значительно возросла социализирующая функция таких социальных институтов, как детские воспитательные учреждения, школы, вузы, СМИ, социальная среда. И чем ребёнок становится старше, тем больше ослабевает влияние семьи и возрастает влияние школы, «улицы», друзей и знакомых.
При исследовании проблем детей, семейного воспитания и т.п. нельзя не затронуть категорию детей, которые по тем или иным причинам оказались вне попечительства родителей. Согласно мнению Е.Б. Бреевой и др. исследователей, «…непонимание между детьми и родителями, детьми и учителями, жестокость и насилие со стороны взрослых, а в ряде случаев и сверстников, невозможность, а нередко и нежелание избежать конфликтных ситуаций приводят к уходу ребёнка из дома, детского дома, приюта…»[17].
Заключение
В целом можно прийти к выводу, что в настоящее время прослеживается тенденция воспитания детей не из принципа целесообразности, а из принципа необходимости. И «необходимость» диктуется сегодняшними реалиями. Воспитательный процесс в нынешних условиях находится на перепутье. Семья оказалась перед нелегким выбором: противоречивость требований глобального и регионального планов, что условно можно назвать «ножницами воспитания». Очевидно, что можно достичь высокого уровня развития лишь в том случае, когда общество формирует всесторонне развитого субъекта общественной деятельности – человека. В этом деле большая доля ответственности лежит на семье, как ячейке общества, она при этом несёт в себе все противоречия общества. Отметим, что при любых обстоятельствах важно учесть воспитательное значение религии, где есть призыв к высоким моральным ценностям.
Естественно задать вопрос, а возможно ли вернуть процесс воспитания в привычное русло? Ответить на него с полной определенностью сегодня вряд ли удастся. Ведь для возникновения целостной стратегии воспитания, которая может быть понята как национальная, необходимо увидеть рамки культурной картины мира, в которой живут взаимодействующие друг с другом поколения.
Личность человека не может развиваться, ни исходя из собственных духовных ресурсов, «самобытно», ни в пределах технологических образовательных задач узко утилитарного обучения. Она нуждается в связи с миром ценностей, на которых веками строилась духовная и культурная основа жизни общества. При этом такие ценности должны быть авторитетны для подростка и признаны как объективно ценные в том сообществе, в котором он живет.
Список литературы
- Алиева Я.Н. Проблемы детского воспитания в современный период // Вестник гуманитарного института ТГУ. 2012. №2(13)
- Башмаков А.И. и др. Креативная педагогика: методология, теория, практика. М., 2002.
- Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999. – С. 143-154.
- Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.М. Борытко. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 496 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Федеральный закон об образовании 2013. Статья 2. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе.
- Зиммель Г. Социальная дифференциация: социологическое и психологическое исследование // Тексты по истории социологии веков: хрестоматия. М.: Наука, 1993. С. 329-346. – С. 333.
- Зиновьева Т.Г., Компромисс в семейном воспитании // Альманах современной науки и образования, № 11 (66) 2012 – С. 72-74.
- Килимова Л.В. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности: автореф. дис. … канд. соц. наук. Курск, 2003.
- Крутова О.Н. Философские аспекты воспитания // Теория и практика воспитательных систем. М., 1993. Кн. 2.
- Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 608 с.
- Писаренко В.И. Проблема воспитания в современной педагогике // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 7 (144). С. 231-237.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.
[1] Закон об образовании. 2013. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
[2] Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 608 с.
[3] Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.
[4] Писаренко В.И. Проблема воспитания в современной педагогике // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 7 (144). С. 231-237.
[5] Покровский Н.Е. Российское общество в контексте американизации (принципиальная схема) // Социологические исследования. 2000. № 6. – С. 5.
[6] Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
[7] Килимова Л.В. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности: автореф. дис. … канд. соц. наук. Курск, 2003.
[8] Башмаков А.И. и др. Креативная педагогика: методология, теория, практика. М., 2002.
[9] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. – С. 21.
[10] Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. М., 1964. Т. 2. – С. 32.
[11] Караковский В. А. Стать человеком… М., 2003.
[12] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев,1969. – С. 41.
[13] Зиммель Г. Социальная дифференциация: социологическое и психологическое исследование // Тексты по истории социологии веков: хрестоматия. М.: Наука, 1993. С. 329-346. – С. 333.
[14] Бахтигулова Л.Б. Задачи и основы семейного воспитания, его характерные черты и проблемы // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2003, №4. – С. 192.
[15] Зиновьева Т.Г., Компромисс в семейном воспитании // Альманах современной науки и образования, № 11 (66) 2012 – С. 72-74.
[16] Бахтигулова Л.Б. Задачи и основы семейного воспитания, его характерные черты и проблемы // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2003, №4. – С. 192.
17 Алиева Я.Н. Проблемы детского воспитания в современный период // Вестник гуманитарного института ТГУ. 2012. №2(13)
[17]17 Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999. – С. 143-154
образовательных функций | ДЖАИСТ
1. Обучение инновационному дизайну
Студенты усилят:
- Способность искать решения и создавать новые идеи и концепции
- Способность разработать систему для удовлетворения потребностей путем анализа взаимодействия между основными технологиями и целым
- Способность управления знаниями привносить технологические, маркетинговые, организационные и социальные знания в инновации.
2. Повышение социальных компетенций
Социальные компетенции включают навыки интеллектуальной деятельности, социальных межличностных отношений и самоконтроля. Учащиеся приобретут ключевые навыки слушания, мышления, общения и продвижения вперед с помощью методов самостоятельного обучения, групповой работы и двойного цикла обучения.
3. Повышение изобретательского уровня
Изобретательность основана на творчестве, промышленной инженерии и обществе, основанном на знаниях. На этом этапе студенты будут проходить систематически структурированные базовые / технические курсы, чтобы научиться быть инновационными на основе методов науки о знаниях.
Пошаговая поддержка для прохождения курсов
В первой четверти студенты проходят вводные курсы, курсы глобальной коммуникации и курсы глобальных гуманитарных наук. Студентам рекомендуется иметь четкую цель будущей карьеры и степень (знания, информация или материалы), которую они хотят получить, и они будут официально назначены в лабораторию. Студенты могут перейти на следующий уровень, систематически посещая курсы базового и технического уровней под руководством своего руководителя.
Уникальная система поддержки исследований
1. Система с несколькими советниками
За каждым студентом закрепляются три советника (руководитель, второй научный руководитель и советник по небольшому исследовательскому проекту или стажировке), которые обеспечивают руководство и консультации по вопросам учебы и исследований студента, а также по общей академической деятельности.
2. Многогранная исследовательская деятельность в рамках малого и крупного исследовательского проекта
В дополнение к крупному исследовательскому проекту (для магистерской диссертации или отчета по проекту для докторской диссертации) студенты должны работать над небольшим исследовательским проектом, чтобы получить знания в соответствующих областях. Эта многогранная исследовательская деятельность позволяет учащимся проводить исследования с более широкой точки зрения и развивать адаптивные и прикладные навыки для подготовки к различным вызовам.
3. Профориентация
JAIST поддерживает студентов, представляя сотрудников за пределами JAIST, стажировок и исследовательского опыта за границей.
Образовательные программы для различных целей обучения
JAIST предлагает различные образовательные программы, призванные помочь учащимся в достижении их личных, академических и профессиональных целей. JAIST также оказывает поддержку работающим специалистам.
Четвертная система
Система четвертей позволяет студентам пройти отдельные курсы по своей специальности примерно за два месяца. В основном лекции предлагаются в основном по утрам, а во второй половине дня предлагаются учебные часы для преподавателей, глобальные коммуникации и занятия по гуманитарным наукам.
Образование | Определение, развитие, история, типы и факты
Маргарет Мид
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Джилл Байден Мэми Тилль-Мобли Нина Отеро-Уоррен Сильвестр II Вальтер Гропиус
- Похожие темы:
- обучение медицинское образование дистанционное обучение дошкольное образование английский как второй язык
Просмотреть весь соответствующий контент →
Популярные вопросы
Что означает образование?
Образование относится к дисциплине, связанной с методами преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации.
Каким было образование в древних Афинах?
Примерно с конца VII или VI века Афины стали первым городом-государством в Древней Греции, отказавшимся от образования, ориентированного на будущие обязанности солдат. Эволюция афинского образования отражала эволюцию самого города, который двигался по пути все большей демократизации.
Как социальный класс влияет на получение образования?
Исследования показали, что образование является самым важным фактором, определяющим профессиональный статус человека и его шансы на успех во взрослой жизни. Однако корреляция между социально-экономическим статусом семьи и успехами или неудачами в школе, по-видимому, усилилась во всем мире. Долгосрочные тенденции предполагают, что по мере индустриализации и модернизации общества социальный класс становится все более важным фактором, определяющим результаты образования и профессиональные достижения.
Когда образование стало обязательным?
Хотя на практике образование не является обязательным во всем мире, право человека на образовательную программу, учитывающую его личность, таланты, способности и культурное наследие, подтверждается различными международными соглашениями, включая Всеобщую декларацию прав человека. 1948 г.; Декларация прав ребенка 1959 года; и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966.
Что такое альтернативные формы обучения?
С конца 20-го века появились альтернативные формы образования, такие как дистанционное обучение, обучение на дому и множество параллельных или дополнительных систем образования, которые часто называют «неформальными» и «народными». Религиозные учреждения также обучают молодых и старых священным знаниям, а также ценностям и навыкам, необходимым для участия в местных, национальных и транснациональных обществах.
Предлагают ли школьные ваучеры учащимся доступ к лучшему образованию?
Школьные ваучеры стали предметом горячих дебатов в США. Некоторые родители получателей ваучеров сообщили о высоком уровне удовлетворенности, и исследования показали увеличение числа выпускников, получивших ваучеры. Однако некоторые исследования показали, что учащиеся, использующие ваучеры для посещения частных школ, а не государственных, не демонстрируют значительно более высоких академических достижений. Узнайте больше на ProCon.org.
образование , дисциплина, связанная с методами преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации (например, проекты развития сельских районов и образование через отношения родителей и детей).
Образование можно рассматривать как передачу ценностей и накопленных знаний общества. В этом смысле это эквивалентно тому, что социологи называют социализацией или инкультурацией. Дети, зачатые среди племен Новой Гвинеи, флорентийцев эпохи Возрождения или среднего класса Манхэттена, рождаются без культуры. Образование предназначено для того, чтобы направлять их в изучении культуры, формируя их поведение в соответствии со взрослой жизнью и направляя их к их возможной роли в обществе. В самых примитивных культурах часто мало формального обучения — мало того, что обычно называют школой, классами или учителями. Вместо этого вся окружающая среда и все виды деятельности часто рассматриваются как школа и классы, и многие или все взрослые выступают в роли учителей. Однако по мере того, как общества становятся более сложными, количество знаний, передаваемых от одного поколения к другому, становится больше, чем может знать любой человек, и, следовательно, должны развиваться более избирательные и эффективные средства культурной передачи. Результатом является формальное образование — школа и специалист по имени учитель.
По мере того, как общество становится все более сложным, а школы становятся все более институционализированными, образовательный опыт все меньше связан с повседневной жизнью, все меньше становится вопросом показа и обучения в контексте повседневного мира и все больше абстрагируется от практики, все больше становится вопросом вычленение, рассказывание и изучение вещей вне контекста. Такая концентрация обучения в формальной атмосфере позволяет детям узнать о своей культуре гораздо больше, чем они могут сделать, просто наблюдая и подражая. По мере того, как общество постепенно придает все большее значение образованию, оно также пытается сформулировать общие цели, содержание, организацию и стратегии образования. Литература перегружена советами по воспитанию подрастающего поколения. Короче говоря, там развиваются философии и теории образования.
В этой статье обсуждается история образования, прослеживается эволюция формального обучения знаниям и навыкам с доисторических и древних времен до наших дней, а также рассматриваются различные философии, которые вдохновили получившиеся системы. Другие аспекты образования рассматриваются в ряде статей. Для трактовки образования как дисциплины, включая образовательную организацию, методы обучения, а также функции и подготовку учителей, см. преподавание; педагогика; и педагогическое образование. Для описания образования в различных специализированных областях, см. историография; юридическое образование; медицинское образование; наука, история. Для анализа философии образования см. образование, философия. Для изучения некоторых из наиболее важных вспомогательных средств в образовании и распространении знаний см. словарь ; энциклопедия; библиотека; музей; печать; издательство, история. Некоторые ограничения образовательной свободы обсуждаются в цензуре. Для анализа атрибутов зрачка см. интеллект человека; теория обучения; психологическое тестирование.
Основы денег для детей: 5 навыков, которым нужно научить их сейчас
Образование в первобытных и ранних цивилизованных культурах
Термин образование может применяться к первобытным культурам только в смысле инкультурации, то есть процесса культурной передачи. Первобытный человек, чья культура представляет собой совокупность его вселенной, имеет относительно фиксированное чувство культурной преемственности и вневременности. Модель жизни относительно статична и абсолютна и передается от поколения к поколению с небольшими отклонениями. Что касается доисторического образования, то о нем можно судить только по образовательным практикам сохранившихся примитивных культур.
Таким образом, цель примитивного образования состоит в том, чтобы помочь детям стать хорошими членами своего племени или группы. Особое внимание уделяется подготовке к гражданственности, потому что первобытные люди очень озабочены ростом индивидуумов как членов племени и тщательным пониманием своего образа жизни в период перехода от препубертатного возраста к постпубертатному.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Из-за разнообразия бесчисленных тысяч первобытных культур трудно описать какие-либо стандартные и единообразные характеристики допубертатного образования. Тем не менее, некоторые вещи обычно практикуются в культурах. Дети фактически участвуют в социальных процессах деятельности взрослых, и их совместное обучение основано на том, что американский антрополог Маргарет Мид назвала эмпатией, идентификацией и подражанием. Примитивные дети до достижения половой зрелости учатся, выполняя и наблюдая за основными техническими приемами. Их учителя не чужие, а их непосредственное окружение.
В отличие от спонтанных и довольно нерегулируемых подражаний в допубертатном образовании, постпубертатное образование в некоторых культурах строго стандартизировано и регламентировано.