Особенности семейного воспитания
Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились; неизмеримо возросли требования к личности. Перед обществом и семьей встают задачи, решить которые только на основе интуиции и эмпирически найденных приемов, без соответствующей теоретической вооруженности родителей необходимыми психологическими и педагогическими знаниями не представляется возможным.
Говоря о семейном воспитании, прежде всего, следует иметь в виду, что это – управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.
Кроме того, немаловажное значение в данном случае имеет знание основных отличий семейного воспитания от воспитания общественного. Несмотря на то, что основные цели их совпадают, подобное единство семейного и общественного воспитания отнюдь не говорит об их тождестве. Одна из особенностей семейного воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, в отношениях любви. Но, как известно, одной любви для полноценного воспитания человека недостаточно, более того, безусловная родительская любовь зачастую приводит к формированию таких качеств личности, которые можно условно обозначить понятием «синдром избалованного ребенка». Вместе с тем не следует забывать о том, что воспитывать своих детей гораздо труднее, чем чужих.
Общественное воспитание протекает в каких-то определенных организационных рамках (школа, внешкольное учреждение, детский дом), и организация этого воспитания носит планомерный характер. Это воспитание не только специально организовано, но и обдумано, подконтрольно, ведется специалистами. Что касается домашнего воспитания, то оно протекает нередко хаотично, «размазано» во времени и распылено в бытовых неурядицах.
Воспитывать своих детей мешает:
- Усталость, которую на работе человек вынужденно подавляет, заставляя себя выполнять служебные обязанности. Дома же иногда позволяет себе расслабиться, полагая, что уж завтра точно займется ребенком всерьез.
- Неорганизованный быт, приводящий к несогласию между родителями, к неупорядоченности жизни, к отсутствию системы. Поэтому на фоне решения бытовых проблем ребенком могут заниматься лишь от случая к случаю, все остальное время он предоставлен самому себе. В силу этого, не получая в семье должного внимания и проявления интереса со стороны родителей к решению волнующих его вопросов и проблем, он вынужден искать взаимопонимание и поддержку «на стороне».
- Общение родителей с детьми чаще всего протекает в сфере быта, отдыха, отсюда ограниченность их представлений о недостатках детей: им трудно представить, как их ребенок ведет себя с другими взрослыми, как взаимодействует с одноклассниками в учебных и вне учебных ситуациях, как относится к своим поручениям в классе и др.
- Недостаточный уровень педагогической подготовки родителей: у одних нет даже минимума педагогических знаний; у других отсутствуют педагогические умения; третьи просто не понимают важности специфических методов воспитания детей. Неумение родителей воспитывать детей приводит к нарушению выбора меры в воспитании (отсутствие требовательности, единства требований, неправильное применение наказания и поощрения, подавление личности ребенка, использование физических наказаний и др.).
Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация – это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются.
Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются таким правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.
Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей.
Стили семейного воспитания
Стиль (гр. Stylos – палочка для письма) – приемы, способы, методы какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Применительно к воспитанию – это типичная стратегия поведения родителя с ребенком.
Существует множество теорий и концепций, связанных с особенностями семейного воспитания. Одной из них является «психогенная теория истории детства», сформулированная американским психологом Л. Демозом. Главный предмет этой теории – отношение родителей к детям. «Центральная сила исторического изменения, — пишет он, — не техника и не экономика, а «психогенные» изменения в личности, происходящие вследствие взаимодействия сменяющих друг друга поколений родителей и детей». Он полагает, что эволюция взаимоотношений между родителями и детьми составляет независимый источник исторических изменений.
В соответствии со своими идеями Л. Демоз подразделяет всю историю детства на шесть периодов, каждому из которых соответствует свой стиль воспитания, характер взаимоотношений между родителями и детьми.
- Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н.э.). Характеризуется массовым детоубийством (инфантицид – убийство новорожденных младенцев), а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия. Своеобразным символом этого стиля служит образ Медеи.
- Бросающий стиль (IV – XIII вв.). Как только признаётся наличие у ребёнка души, инфантицид снижается, но ребёнка под разными предлогами пытаются сбыть с рук. Его отдают кормилице либо пристраивают в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо держат заброшенным и угнетённым в собственном доме. Символом стиля служит Гризельда, забывшая своих детей и оставившая их на произвол судьбы ради доказательства любви к мужу.
- Амбивалентный стиль (XIV – XVII вв.). Определяется тем, что ребёнку уже дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, хотя ему ещё отказывают в самостоятельном духовном существовании. Распространённый педагогический образ этой эпохи – «лепка» характера, как если бы ребёнок был сделан из мягкого воска или глины. Если же он сопротивляется, его беспощадно бьют, «выколачивают» своеволие как злое начало.
- Навязчивый стиль (XVIII в.) ребёнка уже не считают опасным существом или простым объектом физического ухода. Родители становятся ему значительно ближе. Но это сопровождается навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли, волю и чувства ребёнка. Такое положение значительно усиливает конфликты отцов и детей.
- Социализирующий стиль (XIX – середина XX в.). Делает целью воспитания не столько завоевание и подчинение ребёнка, сколько тренировку его воли, подготовку к будущей самостоятельной жизни. Стиль имеет разные теоретические обоснования, но во всех случаях ребёнок мыслится скорее объектом, нежели субъектом социализации.
- Свободный стиль (начинается в середине XX в.). Предполагает, что ребёнок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии его жизни. Поэтому родители стремятся не столько дисциплинировать или «формировать» детей, сколько помогать индивидуальному развитию. Отсюда – стремление к эмоциональному контакту с детьми, взаимопониманию и т.д.
Сам стиль воспитания и характер отношения родителей к детям меняются не только во времени, но и в пространстве.
Так, культурная европейская традиция исходит из того, что в самом строгом дисциплинировании нуждаются младшие дети, а по мере взросления ребёнка дисциплина должна ослабевать и ему следует предоставлять всё большую самостоятельность.
У некоторых исламских народов (турки, афганцы, курды) воспитание очень суровое, с заметным акцентом на наказание.
И в то же время японцы предоставляют малышам максимум свободы, практически не наказывают и почти не ограничивают их. Дисциплина, и весьма строгая, появляется здесь, в противоположность европейской традиции, позже, по мере вырастания ребёнка, усваивающего нормы и правила поведения старших.
Стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде национальных традиций в воспитании, но и от педагогической позиции (точки зрения) родителя относительно того, как должны строиться детскородительские отношения в семье, на формирование каких личностных черт и качеств у детей должны направляться его воспитательные воздействия.
Варианты родительского поведения
1. Строгий – родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.
2. Объяснительный – родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений.
3. Автономный – родитель не навязывает решение ребенку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств.
4. Компромиссный – для решения проблемы родитель предлагает ребенку что-либо привлекательное взамен совершения ребенком непривлекательного для него действия или предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.
5. Содействующий – родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.
6. Сочувствующий – родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.
7. Потакающий – родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентирован на ребенка: он ставит потребности и интересы ребенка выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.
8. Ситуативный – родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система требований родителя и стратегия воспитания лабильная и гибкая.
9. Зависимый – родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитателей, педагогов и ученых) или перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает также педагогическая и психологическая литература, из которой они пытаются почерпнуть необходимые сведения о «правильном» воспитании своих детей.
Внутренняя педагогическая позиция родителей, их взгляды на воспитание детей в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и особенностях взаимоотношений с детьми.
Можно ли позволять ребенку выражать свои чувства? Ответ может быть только положительным. К сожалению, многие родители с детства усвоили, что чувство страха, гнева, печали нельзя выражать открыто. Следствием этого убеждения является то, что родители решительно не знают, как справиться с ребенком, проявляющим негативные эмоции.
Выделяются следующие стили родительского поведения:
«Командир-генерал». Этот стиль исключает альтернативы, держит события под контролем и не позволяет выражать негативные эмоции. Основное требование к ребенку – «Приди в себя!» – обычно вызывает обиду, стремление к сопротивлению и жестокости с его стороны. Убеждение, что «все права принадлежат мне», составляют суть подобного требования.
Основными средствами воздействия на ребенка такие родители считают приказы, команды и угрозы, призванные эффективно контролировать ситуацию.
«Родитель-психолог». Некоторые родители выступают в роли психолога и пытаются анализировать проблему.
Они задают вопросы, направленные на диагностику, интерпретацию и оценку, предполагая, что обладают высшим знанием. Это в корне убивает попытки ребенка открыть свои чувства. Родитель-психолог стремится вникнуть во все детали с единственной целью – направить ребенка по правильному пути.
«Судья». Этот стиль родительского поведения позволяет считать ребенка виновным до вынесения приговора. Единственное, к чему стремится такой родитель, это доказать собственную правоту.
«Священник». Этот стиль родительского поведения близок к учительскому. Поучения сводятся преимущественно к морализированию по поводу происходящего. Например, «священник» обычно начинает свои высказывания со слов: «Ты должен…», или «Ты не должен…. «Священник» стремится к тому, чтобы ребенок испытывал лишь «правильные» чувства. К сожалению, этот стиль безлик и не имеет успеха в решении семейных проблем.
«Циник». Такие родители обычно полны сарказма и стараются, так или иначе, унизить ребенка. Например, они могут заявить: «Ты будешь командовать в своем доме, когда он у тебя появится» или «Прекрасно, эти качества тебе здорово помогут». «Циник» демонстрирует господство посредством отчуждения и отвращения к происходящему.
Основными «орудиями «циника» являются насмешки, прозвища, сарказм или шутки, способные «положить ребенка на лопатки».
Родитель может сказать себе: «Что в этом плохого? Мои родители обращались со мной так же, и ничего, я жив». Это верно, но дело в том, что все подобные стили родительского поведения нарушают основные принципы роста и развития ребенка. Используемые родителями приказы, указания, предупреждения или морализирования не отвечают потребностям ребенка в доверии, инициативе и сознании. Например, если ваш ребенок опрокинул стакан с молоком, можно спросить: «Разве ты неуклюжий?» Еще лучше сказать: «Вот бумажное полотенце, чтобы вытереть молоко», что, собственно, и следует сделать в подобной ситуации. Родитель должен действовать, а не реагировать.
Стили воспитания в неблагополучных семьях
Наряду с рассмотренными выше стилями семейного воспитания и педагогическими позициями родителей, которые могут встречаться в любой семье, независимо от того, является она благополучной или относится к категории неблагополучных, имеет смысл остановиться отдельно на характеристике тех стилей воспитания, которые специалисты относят исключительно к неблагополучным семьям, дети из которых чаще всего оказываются в «группах риска».
Попустительско-снисходительный стиль. Для родителей характерно благодушное, самоуспокоенное настроение, они всерьез не реагируют на проблемные моменты в поведении ребенка. Родителями не придается серьезного значения поступкам детей, они не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», либо рассуждают так: «В их возрасте мы сами такими же были».
Позиция круговой обороны, которую может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены по отношению ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления нередко не отрезвляет их. Они продолжают искать виновных на стороне. Обычно дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, отличаются лживостью и жестокостью и весьма трудно поддаются перевоспитанию.
Демонстративный стиль. Родители, чаще всего мать, не стесняясь, жалуется всем и каждому на своего ребенка, на каждом углу рассказывает о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности. Нередко такие родители заявляют, что они прилагают массу усилий, чтобы из сына или дочери вырос хороший человек, но это, к сожалению, не дает желаемых результатов, сын «растет бандитом» и прочее. В конечном итоге подобного рода «воспитательные усилия» родителей приводят к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, у них снимается внутренний контроль за собственным поведением, появляется озлобленность по отношению к взрослым, и в первую очередь к родителям.
Педантично-подозрительный стиль. Родители не верят и не доверяют свои детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, увлечений и общения.
Жестко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. Обычно к такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко наказать (избить) ребенка. Он считает, что существует лишь один эффективный воспитательный прием — физическая расправа. У грозы, постоянная боязнь наказания могут сделать одного ребенка боязливым, безвольным, несамостоятельным, а другого – озлобленным и раздражительным. Этот стиль поведения проявляется потом со сверстниками и во взрослой жизни, что влечет за собой неизбежные конфликты.
Увещевательный стиль. В противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность. Они предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в подобных семьях «садятся родителям на голову» и не воспринимают в свой адрес никаких воздействий с их стороны.
Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни или карьеры. Например, выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся как можно меньше бывать дома, болезненно воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери. Такие подростки обычно с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старших, способны привязаться к любому постороннему человеку и относятся к нему с большой теплотой и доверием, что существенно помогает в воспитательной работе с ними.
Воспитание по типу «кумир семьи» чаще всего возникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или у одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти безоговорочно выполняются, что приводит к формированию у него крайнего эгоцентризма, эгоизма, первыми жертвами которого становятся сами же родители.
Непоследовательный стиль. У родителей, особенно у матери, не хватает выдержки и самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, словесных оскорблений до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Ребенок, особенно в подростковом возрасте, становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей.
Рассмотренные стили родительского поведения никоим образом не мотивируют ребенка исправиться, а только подрывают главную цель родителей – помочь ребенку научиться решать проблемы. Напротив, родитель добьется только того, что ребенок будет чувствовать себя отверженным.
Когда ребенок испытывает негативные чувства по отношению к себе, он становится замкнутым, не желает общаться с другими, анализировать свои чувства и поведение. Ребенок или родитель, занятый в первую очередь тем, чтобы защитить собственные чувства, не способен к эффективному взаимодействию. Психологический комфорт ребенка зависит от того, насколько семья удовлетворяет его основные психологические потребности. Именно семья должна обеспечить ребенку чувство защищенности, бескорыстной любви, условия для личностного развития. Поэтому так важно родителям не допускать серьезных ошибок в своих отношениях с детьми, потому что от этого страдают не только они сами, но и дети, которые становятся жертвами педагогической некомпетентности взрослых. Как известно, любую ошибку легче упредить, чем потом устранить. Поэтому именно этой проблеме посвящен отдельный раздел книги.
Особенности семейного воспитания | Статья в сборнике международной научной конференции
Библиографическое описание:Ермизина, Ю. А. Особенности семейного воспитания / Ю. А. Ермизина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12892/ (дата обращения: 21.05.2023).
В статье рассматривается семейное воспитание, как важнейшая отрасль педагогики.
Ключевые слова: воспитание, семейное воспитание, типы семейного воспитания, ошибки воспитания в семье
Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Для ребенка семья является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой [3, 28].
От системы семейного воспитания во многом зависит, какой ребёнок вырастит, что удастся у него воспитать, какие ценности, нормы и правила передать. Под воздействием его формируются основы социальности человека, становление его как личности.
Выделяют различные типы семейного воспитания, сказывающиеся на своеобразии формируемой личности:
1. Гражданское воспитание — это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс освоения детьми и молодежью навыков демократического самоуправления, укрепления ответственности индивида за политический, нравственный и правовой выбор. Именно в семье зарождается чувство патриотизма. Любовь к Родине начинается с любви к близким людям. Вырастая, ребенок трансформирует любовь к семье в любовь к Родине, а ценности, заложенные в семье, формируют у него гражданско-патриотические чувства;
2. Светское воспитание — воспитание, отвечающее требованиям изысканного этикета. Такое воспитание имеет целью привить человека культуру поведения в обществе и имеет исключительно социальное значение. Для воспитания культурного светского человека и привития ему необходимых алгоритмов общественно приемлемого поведения не требуется посвящение его в глубинные тайны мироздания;
3. Элитарное воспитание — воспитание, сложившееся в элитном обществе, группе. Связанно с воспитанием разума, высшей инстанции, к которой прибегает человек, определяя свое поведение;
4. Маргинальное воспитание — воспитание человека, который по своему уровню культуры находится вне рамок основных структурных социальных образований данного общества, господствующих в нём социокультурных норм и традиций нравственных устоев [1, 25].
Также выделяют национальное, религиозное, интегральное, классовое и партийное воспитание. Так, национальное воспитание основано на национальном опыте, традициях, обычаях и направленное на формирование определённого типа личности — представителя определённой нации. Религиозное (конфессиональное) воспитание — воспитание в соответствии с канонами конфессионального учения и опыта, сложившегося в определённой религиозной среде и конфессии, к которой принадлежат родители. Интегральное воспитание основано на межнациональном опыте, носящее общечеловеческий характер, сложившееся под воздействием многочисленных факторов среды и передающееся из поколения в поколение. Классовое воспитание — воспитание человека с учётом своеобразия принадлежности его к определённому общественному классу. Наконец, партийное воспитание — воспитание человека в среде с определёнными партийными установками, взглядами, отношениями [1, 12].
Тип личности ребенка формируется в зависимости от стиля воспитательной деятельности. Стиль семейного воспитания определяет доминирующий способ взаимодействия между родителями и детьми, выражающийся в степени их взаимопонимания, причастности к решению общих проблем, общности мировоззрения и содержании испытываемых друг другу чувств. Выделяют следующие стили воспитания:- Авторитарное воспитание — воспитание властное. Подразумевает отношение взрослого к ребенку на мнении о том, что ребенок — не самостоятелен, неактивен, что с ним можно производить различные манипуляции, которые эффективно повлияют на развитие ребенка, приведут к нужному результату. Результатом же будет «послушный, исполнительный, удобный ребенок». То есть, ребенок воспринимается как объект воздействия, чьи интересы и мнения не имеют решающего значения;
- Либеральное воспитание — воспитание человека без ограничений, на основе полной свободы, вседозволенности. Ребенка всячески балуют, ни в чем не отказывают. Ребенок, чье поведение всегда принимается родителями, испытывает значительные трудности при поступлении в детский сад, в школу. Ведь у такого ребенка не было возможности привыкнуть к тому, что в жизни могут присутствовать ограничения и правила. Столкнувшись с неприятными для себя запретами, ребенок ответит лишь непослушанием;
- Гуманистическое воспитание — воспитание просвещённого, свободомыслящего и человеколюбивого гражданина. Цель — гармоничное развитие личности, предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.
- Демократическое воспитание — воспитание человека приверженного к общественному порядку, способного отождествлять своё место и роль в соответствии с требованиями общества, активно участвующего в общественной жизни;
- Плюралистическое воспитание — воспитание человека, способного проявлять себя в деятельности и общении с позиций широкой эрудиции и гибкости, терпимо относиться к проявлениям различного спектра других мнений, суждений, взглядов;
- Прагматическое воспитание — воспитание, основанное на практической деятельности воспитанника и его личном опыте. Оно направлено на воспитание у человека преимущественно того, что может пригодиться ему в реальной жизни (на практике). Результатом такого воспитания является человек-прагматик — практико-ориентированный, деловой человек, придерживающийся в своей деятельности, поведении и общении только того, что имеет для него жизненно важное значение;
- Творческое воспитание — воспитание, основанное на творчески усвоенном знании данных науки о воспитании и достижений реальной практики, осуществляемое с учётом индивидуальности ребёнка [5, 45].
То есть, содержание воспитания в семье определяется его направленностью — умственное, нравственное и т. п. Оно рассматривается в теории и методики воспитания.
Выделяют характерные варианты (типы) родительского поведения в процессе воспитания своих детей:
- Строгий — родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жёстко направляя ребёнка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребёнка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю;
- Объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу ребёнка, прибегает к словесному объяснению, считая, что ребёнок равен ему и способен понимать об ращенные к нему разъяснения;
- Компромиссный — для решения проблемы родитель предлагает ребёнку что-либо привлекательное в обмен на совершение ребёнком непривлекательного для него действия или предлагает разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребёнка, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребёнка;
- Автономный — родитель не навязывает решения ребёнку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свобод в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребёнка за проявление этих качеств;
- Содействующий — родитель понимает, в какой момент ребёнку нужна его помощь и в какой степени он может и должен её оказать; он реально участвует в жизни ребёнка, стремится помочь, разделить с ним его трудности;
- Сочувствующий — родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребёнку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких-либо конкретных действий. Родитель тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребёнка;
- Ситуативный — родитель принимает решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребёнка. Система требований родителя к ребёнку и стратегия воспитания лабильная и гибкая;
- Потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребёнка. Родитель полностью ориентирован на ребёнка: он ставит потребности и интересы ребёнка выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом;
- Зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения или перекладывает на них свои обязанности. Большое влияние на родителя оказывает также педагогическая и психологическая литература [4, 55].
Воспитательная деятельность в семье, её направленность и результативность зависит от многих факторов, которые могут сказываться как на позитивном, так и на негативном проявлении.
Негативными факторами семьи можно назвать негативный социокультурный фон, микроклимат семьи, недостатки в заботе о ребёнке со стороны родителей, потворствование либо игнорирование потребностей ребёнка родителями, родительский контроль. Родительский контроль сопровождается определёнными требованиями-обязанностями и требованиями-запретами. Требования обязанности определяют место и роль ребёнка в семье, круг его непосредственных обязанностей и могут носить рациональный, потворствующий и чрезмерный характер.
Негативные последствия воспитания нередко обусловливают типичные ошибки семейного воспитания — это те действия (бездействия), которые неосознанно или как будто неосознанно осуществляют родители в интересах воспитания ребёнка [1, 44].
Непосредственное проявление типичных ошибок семейного воспитания подразумевает нетребовательность родителей к ребенку, неумение пользоваться методами воспитания, особенно поощрением и наказанием; чрезмерная строгость или наоборот попустительство, противоречивость воспитательных воздействий, отсутствие единства требований родителей в воспитании ребёнка, поддержка недовольства ребенка школой, учителями.
Например, чрезмерное внимание родителей к единственному сыну (дочери), ведет к гиперопеке. Отстранение ребёнка от любых жизненных проблем, от любой активной деятельности, способствует формированию чёрствости, инфантильности и неспособности сопереживать человеческие трудности и трагедии, преодолевать жизненные трудности в критической ситуации.
Ошибочным также является стремление родителя сделать так, чтобы у ребёнка детство было беззаботным и лёгким. Мать (чаще всего) старается максимально обеспечивать материальное благополучие своего ребёнка в ущерб личного. Такая позиция и действия родителя ведут к материальному извращению дитя. Ребёнок привыкает, что деньги и материальное благополучие достаются легко и мать обязана их обеспечивать в том объёме, в каком проявится его фантазия.
Также стоит отметить неоправданную идеализацию своих детей, отстранение детей от посильного домашнего труда, что формирует иждивенчество, отсутствие такта в отношении с ребёнком, ссоры родителей в присутствии детей, переоценку родителями своих воспитательных возможностей.
Таким образом, негативных факторов семьи, существенно сказывающихся на воспитании, социализации ребёнка, достаточно много. Все они по-разному проявляются воспитании ребёнка и требуют постоянного учёта в воспитательной деятельности родителей.
Литература:- Азаров Ю. П. Семейная педагогика. М: Аргументы и факты, 2008. 128 с.
- Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М: Концепт, 2011. 122.
- Ковалева Е. В. История педагогики и образования: учебное пособие, 2013. 256 с.
- Новиков А. М. Методология образования. М.: Эгвес, 2012. 56 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семейное воспитание, воспитание человека, родитель, воспитание, ребенок, семья, воспитательная деятельность, материальное благополучие, партийное воспитание, родительский контроль.
Ключевые слова
воспитание, Семейное воспитание, типы семейного воспитания, ошибки воспитания в семьеПохожие статьи
Воспитание гражданина начинается в семье | Статья в журнале. ..ребенок, семейное воспитание, семья, родитель, Конкурс, III, огромная ответственность.
Изучение стилей
семейного воспитания родителей старших…ребенок, семья, семейное воспитание, родитель, воспитание, отношение, воспитание ребенка, конфликтная атмосфера семьи, воспитание детей, охранительное воспитание. Понятие и типы детско-родительских отношений.
Основы успешного
семейного воспитания | Статья в журнале…Основы успешного семейного воспитания. Автор: Бахурова Евгения Петровна. Рубрика: Семейное воспитание.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, успешное семейное воспитание, педагог, семейное воспитание, семья…
Педагогика
семейного воспитания | Статья в журнале…Семейное воспитание как основа формирования личности ребенка.
контроль. Программа психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнкатрадиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция. Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное…
Взаимодействие
семьи и образовательной организации как…родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс.
Консультация для
родителей «Роль семейных традиций…»Основа основ — родительский дом. Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей.
Влияние детско-
родительских отношений на становление. ..Ключевые слова: семейное воспитание, типы личности, детско-родительские отношения, становление личности.
Одной из ведущих ценностей в семье, где воспитывается такой тип личности, считается материальное благополучие и комфортабельный быт.
Семейное воспитание как основа формирования личности ребенкаребенок, родитель, семья, взрослый, общественное воспитание, маленький ребенок, детский сад, властная забота, активное слушание, система ценностей.
Как семейное происхождение влияет на успеваемость учащихся
Эта статья является частью новой серии Education Next , приуроченной к 50-летию новаторского доклада Джеймса С. Коулмана «Равенство образовательных возможностей». Полная серия будет опубликована в весеннем выпуске Education Next за 2016 год.
В выходные перед четвертым июля 1966 года Управление образования США незаметно выпустило 737-страничный отчет, в котором резюмируются результаты одного из наиболее полных исследований американского образования, когда-либо проводившихся. Охватывающий около 3000 школ, почти 600000 учащихся и тысячи учителей и подготовленный группой под руководством социолога из Университета Джонса Хопкинса Джеймса С. Коулмана, проект «Равенство образовательных возможностей» был встречен ощутимым молчанием. Действительно, выбор времени для публикации был основан на одном из старейших приемов по связям с общественностью — объявлении неблагоприятных результатов в большой праздник, когда ни американская общественность, ни средства массовой информации не обращают особого внимания.
К неудовольствию федеральных чиновников, в отчете Коулмана был сделан вывод, что «школы очень похожи по своему влиянию на успеваемость учеников, если принять во внимание социально-экономическое положение учащихся». Или, как предположительно сказал один социолог ученому-политику Дэниелу Патрику Мойнихану: «Вы слышали, что находит Коулман? Это все семья».
Выводы Доклада Коулмана о влиянии дома и семьи противоречили парадигме того времени. Политически неудобный вывод о том, что семейное происхождение больше объясняет достижения ребенка, чем школьные ресурсы, противоречило современным приоритетам, которые были сосредоточены на улучшении образовательных ресурсов, таких как уровень школьных расходов, размер класса и качество учителей. Действительно, менее чем за год до публикации отчета Коулмана президент Линдон Джонсон подписал Закон о начальном и среднем образовании, в соответствии с которым федеральные средства выделяются учащимся из неблагополучных семей в рамках программы Title 1, которая до сих пор остается крупнейшей инвестицией в образование K-12. в настоящее время обучается около 21 миллиона студентов при ежегодных затратах около 14,4 миллиарда долларов.
Так что же именно обнаружил Коулман? Различия между школами в их оборудовании и штатном расписании «настолько мало связаны с уровнем успеваемости учащихся, что, за некоторыми исключениями, их влияние не проявляется даже в опросе такого масштаба», — заключили авторы.
Обращение к семье
Семейный доход может оказывать прямое или косвенное влияние на успеваемость детей. Консультативная группаКоулмана отказалась подписать отчет, сославшись на «методологические проблемы», которые продолжают звучать. Последующие исследования подтвердили вывод о том, что семейное происхождение сильно коррелирует с успеваемостью учащихся в школе. Однако корреляция между семейным прошлым и образовательным и экономическим успехом не говорит нам о том, независимы ли отношения между ними от каких-либо школьных воздействий. Связи между семейной жизнью и успеваемостью в школе, которые задокументировал Коулман, на самом деле могут быть вызваны различиями в качестве школы или района, а не влиянием семьи. Часто семьи выбирают школы для своих детей, выбирая свое сообщество или район, и дети, чьи родители выбирают хорошие школы, могут в результате получить пользу. Таким образом, в неуловимом стремлении раскрыть детерминанты академического успеха учащихся важно полагаться на экспериментальные или квазиэкспериментальные исследования, которые выявляют влияние семейного происхождения, которое действует отдельно и независимо от каких-либо школьных эффектов.
В этом эссе я рассматриваю четыре семейные переменные, которые могут повлиять на успеваемость учащихся: образование семьи, доход семьи, преступную деятельность родителей и структуру семьи. Затем я рассматриваю способы, которыми школы могут компенсировать воздействие этих факторов.
Обучение родителей. Более образованные родители с большей вероятностью будут учитывать качество местных школ при выборе района для проживания. Как только их дети поступают в школу, образованные родители также с большей вероятностью будут обращать внимание на качество учителей своих детей и могут попытаться обеспечить, чтобы их дети получали адекватные услуги. Участвуя в конференциях родителей и учителей и работая волонтерами в школе, они могут поощрять сотрудников уделять внимание индивидуальным потребностям своих детей.
Кроме того, высокообразованные родители чаще, чем менее образованные, читают своим детям. Образованные родители способствуют развитию и человеческому капиталу своих детей, опираясь на свои передовые языковые навыки в общении со своими детьми. Они с большей вероятностью будут задавать вопросы вместо указаний и использовать более широкий и сложный словарный запас. По оценкам, к 3 годам дети, чьи родители получают государственную помощь, слышат менее трети слов, с которыми сталкиваются их сверстники с более высоким доходом. В результате дети высокообразованных родителей способны к более сложной речи и имеют более обширный словарный запас еще до того, как пойдут в школу.
Высокообразованные родители также могут использовать свой социальный капитал для развития своих детей. Сплоченная социальная сеть хорошо образованных людей социализирует детей, ожидая, что они тоже достигнут высоких успехов в учебе. Он также может передавать культурный капитал, обучая детей определенным моделям поведения, образцам речи и культурным ориентирам, которые ценятся образовательной и профессиональной элитой.
В большинстве исследований было установлено, что образование родителей является самым сильным коррелятом успехов детей в школе, количества лет, которые они посещают школу, и их успехов в дальнейшей жизни. Поскольку образование родителей влияет на обучение детей как напрямую, так и через выбор школы, мы не знаем, какая часть корреляции может быть объяснена прямым воздействием, а какая — факторами, связанными со школой. Выявить явное причинно-следственное влияние родительского образования сложно, но, учитывая тесную связь между родительским образованием и успеваемостью учащихся в каждом промышленно развитом обществе, прямое влияние, несомненно, существенно. Кроме того, квазиэкспериментальные стратегии обнаружили положительное влияние образования родителей на результаты детей. Например, одно исследование корейских детей, усыновленных в американские семьи, показывает, что уровень образования приемной матери в значительной степени связан с уровнем образования ребенка.
Даже небольшие различия в доступе к деятельности и опыту, которые, как известно, способствуют развитию мозга, могут накапливаться.Семейный доход. Как и в случае с образованием родителей, доход семьи может иметь прямое влияние на успеваемость ребенка, или различия в успеваемости могут быть просто функцией школы, которую посещает ребенок: родители с большими финансовыми ресурсами могут определить сообщества с более качественными школами и выбрать более дорогие районы — те самые места, где, скорее всего, будут хорошие школы. Более состоятельные родители также могут использовать свои ресурсы, чтобы обеспечить своим детям доступ к полному спектру внеклассных мероприятий в школе и в обществе.
Но нетрудно представить прямое влияние дохода на успеваемость учащихся. У родителей, испытывающих финансовые затруднения, просто нет времени или средств, чтобы проверить домашнюю работу, отвезти детей в летний лагерь, организовать экскурсии в музеи или помочь своим детям спланировать поступление в колледж. Работая на нескольких работах или в неудобные смены, трудно выделить время для семейных ужинов, обеспечить постоянное время отхода ко сну, читать младенцам и малышам или инвестировать в уроки музыки или спортивные клубы. Даже небольшие различия в доступе к деятельности и опыту, которые, как известно, способствуют развитию мозга, могут накапливаться, что приводит к значительному разрыву между двумя группами детей, определяемому семейными обстоятельствами.
Трудно найти строгие экспериментальные или квазиэкспериментальные доказательства, чтобы отделить прямое влияние семейной жизни от влияния школы, которую выбирает семья. Хотя Коулман утверждал, что семья и сверстники оказывали влияние на успеваемость учащихся, отличное от влияния школы или района, его исследовательский план был недостаточным для подтверждения этого вывода. Все, что он смог показать, это то, что характеристики семьи тесно связаны с успеваемостью учащихся.
Разделить независимые эффекты семейного образования и семейного дохода также сложно. Мы не знаем, могут ли низкие доходы и финансовая нестабильность сами по себе негативно повлиять на поведение детей, их эмоциональную стабильность и результаты обучения. Данные экспериментов с отрицательным подоходным налогом, проведенных федеральным правительством в период с 1968 по 1982 год, показали лишь неоднозначное влияние дохода на результаты детей, а последующая работа Сьюзан Майер из Чикагского университета поставила под сомнение любую причинно-следственную связь между доходом родителей и доходом ребенка. благополучие. Однако недавнее исследование Гордона Даля и Ланса Лохнера, использующее квазиэкспериментальную вариацию налоговой льготы на заработанный доход, дает убедительные доказательства того, что увеличение семейного дохода может повысить уровень успеваемости учащихся, выросших в малообеспеченных рабочих семьях, даже если они имеют другое образование. постоянные факторы.
У двух процентов детей в США родители находятся в федеральной тюрьме или тюрьме штата.Лишение свободы родителей. Статистическое бюро юстиции сообщает, что у 2,3% детей в США родители находятся в федеральной тюрьме или тюрьме штата. У чернокожих детей в 7,5 раза больше шансов, а у латиноамериканских детей в 2,5 раза больше шансов, чем у белых детей, что родитель-заключенный. Лишение свободы изгоняет наемного работника из дома, что снижает доход семьи. Согласно одной оценке, две трети отцов-заключенных до заключения в тюрьму были основным источником семейного дохода. В результате дети, родители которых находятся в тюрьме, подвергаются большему риску остаться без жилья, что, в свою очередь, может иметь серьезные последствия: для получения социальных и медицинских услуг и направления в традиционную государственную школу требуется постоянный домашний адрес. Эмоциональное напряжение родителя в заключении также может сказаться на успеваемости ребенка в школе.
Однако количественная оценка причинных последствий лишения свободы родителей оказалась сложной задачей. В то время как корреляционное исследование показывает, что шансы окончить среднюю школу на 50 процентов ниже для детей, родитель которых находится в заключении, родители, находящиеся в тюрьме, могут иметь более низкий уровень образования, более низкий доход, более ограниченный доступ к качественным школам и другие качества, которые неблагоприятно влияют на их детей. успехов в школе. В недавнем обзоре 22 исследований влияния лишения свободы родителей на благополучие детей сделан вывод о том, что на сегодняшний день ни одно исследование в этой области не смогло использовать естественный эксперимент для получения квазиэкспериментальных оценок. То, насколько сильное причинное влияние лишения свободы родителей на детей, остается важной, но в значительной степени неизученной темой для будущих исследований.
Структура семьи. В то время как большинство американских детей по-прежнему живут со своими биологическими или приемными родителями, семейные структуры в последние годы стали более разнообразными, а условия жизни усложнились. В частности, среди бедняков исчезает полная семья.
Приблизительно две пятых детей в США переживают расторжение союза своих родителей к 15 годам, а две трети этой группы увидят, как их мать создаст новый союз в течение шести лет. Многие родители сегодня предпочитают сожительство браку, но нестабильность таких партнерских отношений еще выше. Что касается внебрачных рождений, по оценкам, 56 процентов отцов будут жить отдельно от своего ребенка к его или ее третьему дню рождения. Эти закономерности могут иметь серьезные последствия для благополучия ребенка и успеваемости в школе (см. рис. 1). У родителей-одиночек остается меньше времени на полезные занятия, которые Роберт Патнэм, профессор государственной политики из Гарварда, назвал временем «Спокойной ночи, луна» в честь знаменитого сборника рассказов Маргарет Уайз Браун перед сном. Бюро переписи населения США сообщает, что детям в возрасте от 1 до 2 лет, живущим с двумя женатыми родителями, читают в среднем 8,5 раз в неделю. Соответствующая статистика для их сверстников, живущих с одним родителем, составляет 5,7 раза. И вполне вероятно, что семьи с двумя родителями в целом имеют много других характеристик, влияющих на уровень образования их детей, их психическое здоровье, результаты на рынке труда и формирование семьи. Более строгие квазиэкспериментальные данные также документируют значительное негативное влияние отсутствия отца на образовательные достижения детей, их социальное и эмоциональное развитие, что приводит к усилению антиобщественного поведения. Эти эффекты наиболее выражены у мальчиков.
Недавнее исследование, проведенное экономистом Массачусетского технологического института Дэвидом Отором и его коллегами, дает квазиэкспериментальные оценки семейного положения путем одновременного учета влияния окружающей среды по соседству и качества школы, чтобы выяснить, почему мальчики живут хуже, чем девочки в неблагополучных семьях. Сравнивая мальчиков с их сестрами в наборе данных, который включает более 1 миллиона детей, родившихся во Флориде в период с 1992 по 2002 год, авторы демонстрируют постоянный гендерный разрыв в показателях окончания школы и прогулов, частоте поведенческих и когнитивных нарушений и результатах стандартизированных тестов.
Политика по противодействию семейному неблагополучию
Политики, взвешивающие конкурирующие подходы к противодействию влиянию семейного неблагополучия, сталкиваются с трудным выбором: должны ли они попытаться улучшить школы (чтобы преодолеть влияние семейного происхождения) или напрямую обратиться по номеру последствия семейного происхождения?
Детям в возрасте от одного до двух лет, живущим с двумя женатыми родителями, читают в среднем 8,5 раз в неделю.Вопрос критический. Если семейное происхождение имеет решающее значение, независимо от качества школы, то путь к равным возможностям будет долгим и трудным. Повышение уровня образования родителей является проблемой для нескольких поколений, в то время как сокращение растущего неравенства в доходах семей потребует масштабных изменений в государственной политике, а обращение вспять роста распространенности семей с одним родителем также окажется сложной задачей. И хотя предпринимаются усилия по сокращению количества заключенных, уровень преступности в США остается одним из самых высоких в мире. Учитывая эти препятствия, если сами школы смогут компенсировать различия в семейном происхождении, шансы на создание более эгалитарного общества значительно возрастут.
По этим причинам ученые должны продолжать заниматься вопросом причинно-следственной связи, поднятым в новаторском исследовании Коулмана. Хотя препятствия для причинно-следственного вывода огромны, исследователи в области образования должны сосредоточиться на квазиэкспериментальных подходах, основанных на сравнениях между братьями и сестрами, изменениях в законах штатов с течением времени или странностях политики, таких как сроки реализации политики, которые различаются в разных муниципалитетах, которые облегчают исследовательские возможности.
Учитывая то, что известно в настоящее время, целостный подход, который одновременно пытается усилить и домашнее, и школьное влияние в неблагополучных сообществах, заслуживает дальнейшего изучения. Ряд современных и прошлых инициатив указывают на потенциал этого всеобъемлющего подхода.
Promise Neighborhoods
«Promise Neighborhoods», которые финансируются в рамках программы грантов Министерства образования США, обслуживают бедствующие сообщества, предоставляя непрерывный спектр услуг через несколько государственных учреждений, некоммерческих организаций, церквей и гражданских агентств. общество. Эти районные инициативы используют комплексные программы, в которых применяется целостный подход к повышению успеваемости учащихся с низким доходом. Образцом для такого подхода является Детская зона Гарлема (HCZ), 9Район из 7 кварталов в Нью-Йорке, который сочетает в себе чартерное обучение с полным пакетом социальных, медицинских и общественных услуг поддержки. Программы и ресурсы доступны семьям бесплатно.
Услуги, доступные в HCZ, включают детский колледж, где будущие родители могут узнать о развитии ребенка и получить навыки воспитания; две чартерные школы и офис успеха колледжа, который предоставляет индивидуальные консультации и рекомендации выпускникам в университетских городках по всей стране; бесплатные юридические услуги, налоговая подготовка и финансовые консультации; семинары по трудоустройству и ярмарки вакансий; объект площадью 50 000 квадратных футов, предлагающий занятия по отдыху и питанию; и группа общественного питания, которая каждый учебный день предоставляет завтрак, обед и закуски более чем 2000 ученикам.
Исследования Уилла Добби и Роланда Фрайера показывают, что влияние посещения чартерной средней школы HCZ на результаты тестов учащихся сравнимо с впечатляющим эффектом, наблюдаемым в высокоэффективных чартерных школах, таких как программа «Знание — сила» (известная как школы KIPP). ). Учащиеся, выигравшие в лотерею и посещающие школу HCZ, также имеют более высокие показатели успеваемости, чем их сверстники, и с меньшей вероятностью станут родителями-подростками или попадут в тюрьму. Хотя некоторые общественные услуги доступны только для жителей HCZ, результаты показывают, что учащиеся, живущие за пределами HCZ, получают аналогичные преимущества, просто посещая Promise Academy. То есть Добби и Фрайер не находят никаких дополнительных преимуществ, связанных с дополнительными услугами только для жителей, которые отличают подход Promise Neighborhoods. (Во многих случаях средние баллы для детей, проживающих в зоне, выше, чем для нерезидентов, но эти различия не являются статистически значимыми. )
Следует помнить о двух предостережениях в связи с этим открытием, которые подтверждают необходимость продолжения экспериментов и оценки Promise Neighborhoods. Во-первых, многие комплексные услуги, предлагаемые в HCZ, предоставляются через школу и, таким образом, доступны как резидентам HCZ, так и нерезидентам. Например, все студенты Promise Academy получают бесплатное полноценное питание; медицинские, стоматологические и психиатрические услуги; продуктовые корзины для родителей. К услугам, к которым нерезиденты не имеют доступа, относятся такие вещи, как налоговая подготовка и финансовое консультирование, занятия для родителей в Детском колледже и ярмарки вакансий. Возможно, обе группы учащихся пользуются наиболее полезными дополнительными услугами.
Второе предостережение заключается в том, что HCZ представляет собой «конвейерную» модель, целью которой является преобразование всего сообщества путем предоставления услуг во многих различных доменах. Поэтому нам, возможно, придется подождать, пока группа студентов не пройдет через этот конвейер, прежде чем мы сможем получить полную картину того, какую пользу им принесли эти комплексные услуги. Ожидается, что первая группа, завершившая всю программу HCZ, закончит среднюю школу в 2020 году.
Основным недостатком модели Promise Neighborhoods является ее высокая стоимость. Чтобы покрыть расходы на содержание Чартерной школы Promise Academy, а также внешкольных программ и дополнительных программ, HCZ тратит около 19 долларов.272 на ученика. Хотя этот ценник примерно на 3100 долларов выше, чем медианная стоимость на одного учащегося в штате Нью-Йорк, он все же примерно на 14000 долларов ниже, чем расходы округа в 95-м процентиле. Если будущие исследования смогут продемонстрировать, что HCZ положительно влияет на более долгосрочные результаты, такие как количество выпускников колледжей, доход и смертность, модель будет иметь огромный потенциал, который вполне может оправдать ее затраты.
HCZ — это «конвейерная» модель, целью которой является преобразование всего сообщества путем предоставления услуг во многих различных доменах.Дошкольное образование
Программы дошкольного образования могут стать источником обогащения для нуждающихся детей, гарантируя им надежный старт в мире, где люди с недостаточным образованием все больше и больше маргинализируются. По оценкам неврологов, около 90 процентов мозга развивается в период от рождения до 5 лет, что подтверждает необходимость расширения доступа к программам для детей младшего возраста. В то время как Соединенные Штаты много тратят на начальных и средних школьников (12 401 доллар на учащегося в год в долларах 2013–2014 годов), они тратят значительно меньше, чем другие богатые страны, на детей в первые несколько лет их жизни.
За четыре года до того, как Джеймс Коулман опубликовал свой отчет, группа малоимущих детей раннего возраста из группы риска в дошкольном учреждении Перри в Ипсиланти, штат Мичиган, была случайным образом выбрана для участия в дошкольном вмешательстве, которое состояло из ежедневных занятий с высококвалифицированными учителями, а также посещения их дома. Всего через год участники экспериментальной группы показали IQ на 10 баллов выше, чем их сверстники из контрольной группы. Эффекты результатов тестов исчезли к 10 годам, но последующий анализ группы лечения Perry Preschool показал впечатляющие долгосрочные результаты, которые включали значительное увеличение числа выпускников средней школы и вероятность зарабатывать не менее 20 000 долларов в год. как взрослые, так и 19процентное снижение вероятности их ареста в пять и более раз. Подобные небольшие «оранжерейные» дошкольные эксперименты в Чикаго, северной части штата Нью-Йорк и Северной Каролине показали сопоставимые результаты.
Дошкольники в Гарлемской детской зонеК сожалению, попытки расширить масштабы таких программ оказались сложными. Исследования программы Head Start, например, выявили противоречивые доказательства ее эффективности. Умеренное воздействие на когнитивные навыки учащихся в основном исчезает к концу 1-го класса. Такие результаты заставили многих задаться вопросом, можно ли стабильно поддерживать качество при широком внедрении такой программы, как Head Start. Действительно, недавние исследования выявили значительные различия в эффективности Head Start от сайта к сайту. Различия в исходных данных и методах работы центров Head Start объясняют примерно треть этих различий, что может дать ключ к пониманию контекстуальных факторов, влияющих на разные уровни успеха программы.
Хотя задача директивных органов состоит в том, чтобы выяснить, как расширить доступ к таким программам при сохранении качества, данные свидетельствуют о том, что инвестиции в дошкольное образование могут значительно уменьшить неравенство, возникающее из-за неблагополучия семьи.
Небольшие школы по выбору
Традиционные государственные школы определяют ребенка в определенную школу исключительно на основании места жительства его семьи. Как указал Коулман, распределение по месту жительства способствует расслоению между школами по семейному происхождению, потому что оно создает стимулы для состоятельных семей переезжать в «хорошие» школьные округа. В рамках этой системы школы не могут служить двигателем равных возможностей в нашем обществе. Наоборот, распределение по месту жительства часто воспроизводит в рамках школьной системы те же преимущества и недостатки семьи, которые существуют в сообществе.
Таким образом, наиболее многообещающей социальной политикой для борьбы с влиянием семейного происхождения может стать расширение программ, позволяющих семьям выбирать школы независимо от района их проживания. Анализ более чем 100 выбранных небольших школ в Нью-Йорке в период с 2002 по 2008 год показал увеличение на 9,5% числа выпускников группы учащихся, находящихся в неблагоприятном образовательном и экономическом положении, без каких-либо дополнительных затрат для города. Положительные результаты также наблюдались в отношении результатов тестов учащихся чартерных школ в Нью-Йорке, Бостоне, Лос-Анджелесе и Новом Орлеане.
Небольшие школы по выбору могут также создать социальный капитал, который Коулман считал решающим для успеха учащихся. Во-первых, небольшие школы имеют хорошие возможности для создания сильного чувства общности посредством развития прочных отношений между учеником и учителем, родителем и учителем и учеником. Помощь учащимся в развитии плотных сетей социальных отношений помогает им лучше справляться с жизненными проблемами и особенно важна, учитывая распад многих социальных структур сегодня. Хотя школы могут быть не в состоянии полностью компенсировать разрушительное воздействие неблагополучной или нестабильной семьи, сильная школьная культура может изменить «социальную экологию» неблагополучного ребенка.
Небольшая школа по выбору также порождает добровольное сообщество, которое объединяет прочные связи и общие ценности. Как правило, выбранные школы имеют четко определенную миссию и набор основных ценностей, которые могут проистекать из религиозных традиций и верований. Школы Notre Dame ACE Academy, например, стремятся к двойной цели: подготовить учащихся к поступлению в колледж и к небесам. Четко определяя свою миссию, школы могут обращаться к семьям, разделяющим их ценности и стремящимся внести свой вклад в развитие общества. Целенаправленная миссия также помогает администраторам школ привлекать учителей-единомышленников и, таким образом, способствует коллегиальности персонала. Теплый и сплоченный преподавательский состав может быть особенно полезен для детей из нестабильных семей, чьи родители не могут регулярно выражать эмоциональную близость или не могут эффективно общаться. Воздействие хорошо функционирующих взрослых образцов для подражания в школе может компенсировать такой дефицит, способствуя благополучию и положительному эмоциональному развитию.
Последствия для политики
Определение причинно-следственной связи между семейным положением и благополучием ребенка представляет собой сложную задачу. Семейные характеристики часто тесно связаны с особенностями окружающей среды, что затрудняет определение независимого влияния каждого из них. Но четкое понимание причинно-следственной связи имеет решающее значение для дебатов о том, следует ли вмешиваться внутри школы или за ее пределами.
Результаты квазиэкспериментальных исследований, а также здравый смысл подсказывают нам, что дети, которые растут в стабильных семьях с хорошими ресурсами, имеют значительные преимущества по сравнению со своими сверстниками, которые этого не делают, включая доступ к лучшим школам и другим образовательным услугам. Политика, которая ставит школы в центр внимания, может разорвать порочный круг экономического неблагополучия, чтобы гарантировать, что дети, рожденные в бедности, не будут исключены из американской мечты.
Открывая нам глаза на роль семейного происхождения в создании неравенства, Коулман не предлагал нам пожимать плечами и учиться с этим жить. Но для преодоления разрыва в достижениях, как предполагает его исследование, нам необходимо мобилизовать не только наши школы, но и другие институты. Promise Neighborhoods предлагает поддержку от колыбели до карьеры, чтобы помочь детям успешно справиться с трудностями взросления. Программы для детей младшего возраста предусматривают вмешательство в критическое время, когда детский мозг делает огромные скачки в развитии. Наконец, небольшие школы по выбору могут помочь создать сильное чувство общности, что может быть особенно полезно для районов в центре города, где традиционные институты распадаются.
Школы сами по себе не могут нивелировать огромное неравенство, которое учащиеся приносят к дверям школы, но сочетание школьных программ, социальных служб, общественных организаций и гражданского общества может иметь большое значение. Обеспечение того, чтобы все дети, независимо от происхождения семьи, имели достойные шансы добиться большего успеха, чем их родители, является важной социальной и политической целью. Инновационные подходы, подобные описанным здесь, могут помочь нам в этом.
Анна Дж. Эгалите — доцент кафедры лидерства в образовании, политики и человеческого развития Педагогического колледжа Университета штата Северная Каролина.
10 преимуществ, показывающих, почему образование важно для нашего общества
Считаете ли вы посещение школы и выполнение проектов для вашего колледжа пустой тратой времени? Если да, возможно, вы захотите пересмотреть это утверждение, поскольку образование является ключевой частью роста и прогресса общества. Когда люди образованы, они могут внести значительный вклад в жизнь своих семей и общества в различных аспектах и областях, тем самым создавая стабильное и стимулирующее сообщество. Почему образование важно для общества? Примем во внимание некоторые причины.
1. Расширение возможностей трудоустройства
Найти работу непросто, особенно во времена экономических потрясений. Вам часто приходится конкурировать с сотнями других кандидатов за вакантную должность. Кроме того, чем ниже уровень образования, тем большее количество людей претендует на одну и ту же низкооплачиваемую должность начального уровня. Тем не менее, обладая необходимой квалификацией и образованием, вы увеличите свои шансы на получение достойной работы. Хотите найти способ выделиться из пула соискателей? Учитесь, обучайтесь, получайте высшее образование и получайте как можно больше квалификаций, навыков, знаний и опыта.
2. Обеспечение более высокого дохода
Люди с высшим образованием и разносторонним опытом имеют больше шансов получить высокооплачиваемую работу специалиста. Усердно учитесь, посвящайте свое время и усилия приобретению знаний и достижению высокого уровня компетентности, если вы хотите вести комфортный образ жизни. Ваши полномочия — это то, что побудит потенциального работодателя выбрать вас вместо другого кандидата. Усердная учеба в школе и учебе показывает, что вы не боитесь тяжелой работы и способны достигать своих целей. Работодатели видят в этом огромное преимущество, поскольку все они предпочитают ответственную и знающую рабочую силу. После окончания учебы вы можете начать поиск работы, которая даст вам возможность применить на практике то, чему вы научились, и в то же время обеспечит достаточную оплату для ваших нужд.
3. Развитие навыков решения проблем
Одним из преимуществ образования является то, что образовательная система учит нас приобретать и развивать критическое и логическое мышление и принимать самостоятельные решения. Когда дети становятся взрослыми, перед ними встает множество непростых задач – погасить студенческий кредит, устроиться на работу, купить машину и дом, обеспечить семью и т. д. Однако, если человек потратил годы на самообразование, он должны быть в состоянии принимать разумные решения по этим различным затруднениям. Люди не только способны формировать собственное мнение, но и умеют находить веские и надежные аргументы и доказательства, подкрепляющие и подтверждающие их решения.
4. Улучшение экономики
Люди с хорошей академической и образовательной подготовкой, как правило, получают хорошо оплачиваемую работу. Чем выше их образование и достижения, тем больше возможностей для трудоустройства они получают. Люди, выросшие в бедности, но получившие образование, имеют высокие шансы изменить свою жизнь, способствуя тем самым снижению уровня бедности в обществе. Образование помогает странам расти в экономическом плане, поскольку оно связано с получением знаний и способностью разумно применять их в своей жизни и в то же время улучшать жизнь других людей.
5. Обеспечение благополучной и счастливой жизни
Образование всегда пользовалось уважением в обществе. Чтобы обеспечить комфортный образ жизни, люди должны учиться и получать хорошо оплачиваемую работу, чтобы быть успешными и удовлетворенными. Это помогает получить лучшую репутацию и увеличивает шансы на более легкое и быстрое восхождение по карьерной лестнице. В свою очередь, это дает финансовые ресурсы для стабильной жизни – люди могут позволить себе купить собственный дом или квартиру и таким образом обеспечить счастье и успех своих детей. Кроме того, возможность владеть собственным домом обеспечивает стабильность и повышает уверенность в себе. Это приводит к созданию благоприятной среды для семей и сообществ. «Дети домовладельцев имеют на 116% больше шансов окончить колледж, чем дети арендаторов того же возраста, расы и дохода. Они также на 25% чаще заканчивают среднюю школу и имеют более высокие баллы по математике и чтению, с меньшим количеством поведенческих проблем», — говорится в исследовании Университета Теннесси.
6. Отдача обществу
Какую пользу приносит образование обществу? Образованные люди понимают, насколько ценно жить в стабильном и безопасном сообществе. Они более склонны участвовать в проектах, которые помогают улучшить не только их район, но и общество. Кроме того, когда люди могут позволить себе собственное жилье, они с большей вероятностью принимают участие не только в благоустройстве своего жилья, но и в решении местных проблем. В конце концов, очень важно принять участие и помочь тем, кому повезло меньше, чтобы построить лучшее место для жизни всех нас.
7. Создание современного общества
Образование имеет ключевое значение для современного общества. Нужно узнать о культуре, истории и других важных аспектах, чтобы они могли внести свой вклад в современное общество. Образование превращает людей в лидеров не только с помощью знаний о предметах (колледжа), но также показывает им, как руководить с помощью эмоций и истинных ценностей. Образованные люди могут легко отличить правильное от неправильного, поэтому образование помогает снизить уровень преступности. Плохие события происходят по всему миру — только компетентные лидеры могут помочь нам выбрать правильный и правильный путь.
8. Преодолевая границы
Цифровое образование помогает общаться с людьми и организациями по всему миру. Границ больше нет. Возможность общаться и делиться мнениями с людьми из других стран и культур расширяет кругозор и помогает нам понимать и ценить друг друга.
9. Создание равных возможностей
Значение образования в обществе всегда было велико, так как оно не зависит от касты, расы, пола, религии. К образованным людям относятся как к равным на основании их знаний и компетентности. Кроме того, образованные люди непредубеждены и способны слушать и принимать взгляды других людей, независимо от того, насколько они отличаются. Образование дает возможность жить независимо и, таким образом, быть свободным. Это наше убежище от финансовых бурь и неправильных решений.
10. Расширение прав и возможностей
Образование — это ключ к превращению слабости в силу. Он предлагает различные инструменты и способы понять стоящие перед нами проблемы и помогает их решить. Что еще более важно, образование дает нам значительную умственную гибкость, позволяющую принимать правильные решения и действовать, когда это необходимо. Многие виды исследований показывают, что образованные женщины могут легче противостоять гендерным предрассудкам и насилию в семье, поскольку они улучшили свои возможности принятия решений.
Будь то уважение, более высокое положение в обществе и профессиональной среде, финансовая безопасность, стабильность семьи, образование – все это и многое другое.