Отчужденность информации: Как вы понимаете термин отчужденность информации…

Информационные ресурсы | Представление об информационных ресурсах (11 кл. 68 ч.)

Планирование уроков на учебный год

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | Планирование уроков на учебный год | Информационные ресурсы





Изучив эту тему, вы узнаете:

— что определяет информационные ресурсы;
— что такое информационный продукт;
— что такое информационная услуга и какие существуют основные виды услуг.

Представление об информационных ресурсах

В информационном обществе важно иметь представление о возможных информационных ресурсах.

В словаре С. И. Ожегова поясняется, что ресурс — это запас, источник чего-нибудь. В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, уже ставших классическими экономическими категориями:

♦ материальные ресурсы — совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т. д.;
♦ природные ресурсы — объекты, процессы, природные условия, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;
♦ трудовые ресурсы — люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;
♦ финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;
♦ энергетические ресурсы — носители энергии: уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т. д.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы». В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» это понятие определяется следующим образом. 

Информационные ресурсы — это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.

Надо понимать, что документы и массивы документов, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в различных формах представлены знания, которыми обладали создавшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапливали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.

В настоящее время нет ясных рекомендаций относительно того, как осуществлять прогнозирование потребностей общества в информационных ресурсах. Это снижает эффективность использования информационных ресурсов и приводит к увеличению продолжительности переходного периода от индустриального общества к информационному. Тем не менее информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.

Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она должна обеспечить государственную поддержку производителей информационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются:

♦ государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;

♦ библиотечные информационные ресурсы;
♦ информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.

Аналогичная программа «Европейская информационная структура» принята Европейским союзом.

Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

♦ превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
♦ сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
♦ образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
♦ повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.


Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов.

Контрольные вопросы и задания


Задания

1. Составьте классификацию информационных продуктов, используемых в школе.

2. Составьте классификацию информационных услуг, предоставляемых школой.

3. Составьте классификацию информационных продуктов и услуг, предоставляемых крупной компанией, занимающейся производством и распространением видеопродукции.

4. Используя возможности Интернета, создайте базу информационных ресурсов по теме, которая наиболее вам интересна. Какие информационные услуги вы сможете оказывать после создания такой базы?

Контрольные вопросы

1. Что такое материальные ресурсы? Приведите примеры.

2. Что такое природные ресурсы? Приведите примеры.

3. Что такое трудовые ресурсы? Приведите примеры.

4. Что такое финансовые ресурсы? Приведите примеры.

5. Что такое энергетические ресурсы? Приведите примеры.

6. Что такое информационные ресурсы? Приведите примеры.

7. Почему информационные ресурсы играют важнейшую роль в развитии страны?

8. Почему информационные ресурсы причисляют к рангу стратегических ресурсов страны?

9. Как вы понимаете термин «отчужденность информации»?

10. Что такое «информационный продукт»? Приведите примеры.

11. Что входит в понятие «услуга»? Приведите примеры.

12. В чем отличие информационной услуги от обычной услуги?

13. Какие информационные услуги вы знаете?

14. Какова роль компьютерных баз данных в развитии информационных ресурсов?

15. Что определяет информационный потенциал страны?

Вечный конфуз: как отчужденность перерастает в хронический стыд

Часто за стыдом скрываются страх, заниженная самооценка, усталость от общения, сложности во взаимоотношениях с близкими, нехватка любви и понимания, уверена психотерапевт Илсе Санд. С разрешения издательства «Альпина Паблишер» Forbes Woman публикует отрывок из новой книги Санд «Чувство стыда: Как перестать бояться быть неправильно воспринятым»

Стыд носит «оздоровительный характер», если возникает ненадолго и с целью предупредить вас, что есть вероятность задеть чьи-то чувства или выйти за рамки дозволенного в социальной группе, в которой вы сейчас находитесь. Если же это чувство постоянно гложет изнутри, речь идет уже о хронической проблеме. Чем сильнее стыд, тем острее вы реагируете на ситуации, вызывающие конфуз, поэтому возникает потребность скрыться от посторонних глаз, и надолго. Это сулит внутреннее беспокойство и дискомфорт на продолжительное время.

Вы можете чувствовать себя счастливым, не замечая хронического стыда. Но стоит случиться кризису, эмоциональному провалу и еще чему-то плохому, как он проявляется со всей силой, и в этот момент вы внезапно теряете гармонию между внутренним и внешним миром.

Хронический стыд возникает, если вас неправильно поняли несколько раз подряд. Мы уверены в себе, когда ощущаем единение с окружающими. Особенно это важно при зрительном контакте. Наверняка вы не раз, глядя в глаза собеседнику, видели в них поддержку и понимание. Взаимность можно также услышать в голосе, когда люди отвечают друг другу одинаково вежливо, выражая озабоченность проблемами партнера. Счастье и сплоченность могут сподвигнуть человека на свершения, если в глазах собеседника видится сочувствие, а из уст звучат слова поддержки. В противном случае может сложиться впечатление, что вас неправильно восприняли или поняли.

Набравшись храбрости, я призналась любимому, что боюсь его потерять. Мне хотелось услышать в его голосе слова поддержки. Однако все оказалось иначе. Во взгляде не было ни намека на взаимность. «Всякое может случиться», — обронил он таким тоном, будто собирался рассказать о новой покупке. Для меня это стало ТАКИМ предательством, что я потеряла уверенность в себе. Анита, 52 года

Будь у Аниты сильнее развито чувство собственного достоинства, она бы подумала, что ее партнер в тот момент был не в настроении или попросту неправильно истолковал ее слова. Возможно, она бы даже добилась своего, спросив его, как он воспринял сказанное.

Когда ответ собеседника не оправдывает ожиданий, надо иметь достаточно сил, чтобы не потерять собственное достоинство и уверенность в себе. В противном случае ваша хрупкая психика может не справиться с нагрузкой и вы рискуете лишиться душевного равновесия из-за любой мелочи.

«Я хочу, чтобы мою начальницу переехал трамвай»: что делать с завистью на работе

Самооценка и любовь к себе

Самооценка — это ощущение собственной значимости и ценности для других людей. Если окружение относится к вам с интересом, одобрением и уважением, то и самооценка находится на высоком уровне. Она напрямую зависит от положительного восприятия (то есть когда вас замечают, ценят и любят) и отражает ваше представление о себе.

Если вы не страдаете от низкой самооценки, то и чувство стыда едва ли сможет вас поглотить

С младенчества мы пытаемся ловить на себе взгляды людей. Мы познаем себя, исследуя реакцию на свои поступки, и нам особенно важно видеть одобрение. Оно говорит о том, что наши внутренние порывы и чувства верны и приемлемы в обществе. Тогда повышается любовь к себе.

Самооценка и любовь к себе — это то, как вы оцениваете и ощущаете себя. Оба понятия связаны с осознанием собственной значимости. Иначе дело обстоит с уверенностью в себе, которая зависит от способностей. Например, вы можете профессионально разбираться в каком-то вопросе и в то же время вовсе не понимать, кто вы такой на самом деле и чего стоите в этой жизни. Положительное восприятие хороших поступков придает уверенности в собственных силах.

Уверенность в себе не защищает от стыда. Например, вы считаете себя достойным любви. Но это мнение может легко разрушиться. А вот убежденность в собственном успехе скорее всего будет незыблема. Если вы не страдаете от низкой самооценки, то и чувство стыда едва ли сможет вас поглотить. Положительная оценка со стороны окружающих тоже способствует росту самооценки.

Сила и продолжительность реакции на неприятные ситуации, вызывающие конфуз, зависят от самооценки. Ее уровень повышается, когда мы заряжаемся положительными эмоциями от встреч с родителями или другими близкими, воспитывавшими нас в детстве.

Принятие

В узком понимании зрительный контакт бывает комфортным и успокаивающим. Всегда приятно смотреть в искренние, безмятежные и дружелюбные глаза. Благодаря поддержке вы испытываете сильное чувство, побуждающее к дальнейшим действиям. Оно возникает, когда, отвечая на вопросы или комментарии, собеседник полностью открывается вам и в определенном смысле даже позволяет «залезть» в свою голову, пусть лишь на мгновение. Как раз в этот момент вы осознаете, что находитесь на одной волне с ним. Подтверждением тому служит ответный взгляд, интонация, слова и язык тела. Иногда вы физически ощущаете на себе чужой взгляд. Бывает и так, что вы чувствуете себя младенцем, оказавшимся в заботливых руках любящего человека. В таких ситуациях у обоих партнеров пробуждается чувство нежности, вам даже может показаться, будто какая-то часть вас, которую вы демонстрируете, буквально только сейчас появилась на свет именно благодаря тому, что вас поняли и приняли.

Если родители не могут обеспечить ребенка близостью, когда он так нуждается в ней, пытаясь понять самого себя, то в нем зародится ощущение непонятости и беспокойство.

Посылаемые и получаемые сигналы могут быть исключительно невербальными.

Заботливые родители с устойчивой психикой способны вдохновить ребенка на большие достижения, поскольку всегда сумеют поддержать, обратив внимание на его мимику, тон голоса, позу и даже дыхание. Так они быстро найдут общий язык. В реакции матери или отца ребенок без проблем сможет обнаружить частичку себя. Именно здесь лежит ключ к пониманию и осознанию собственной личности, что способствует стабильному развитию любви к себе и высокой самооценки.

Новая реальность: зачем компании заботятся о психическом состоянии сотрудников

Неправильная реакция

Некоторые взрослые не в состоянии понять и принять своих детей. В одних случаях это объясняется старой психологической травмой, которую они никогда не пытались вылечить, в других — нехваткой положительного отклика от своих родителей, из-за чего они теперь вынуждены тратить всю жизненную энергию на поиски себе помощи.

Если родители не могут обеспечить ребенка близостью, когда он так нуждается в ней, пытаясь понять самого себя, то в нем зародится ощущение непонятости и беспокойство. Эти чувства будут вызывать отчужденность, которую он увидит во взгляде родителей.

В самом худшем случае родители и дети могут поменяться ролями, в результате чего уже ребенку придется подстраиваться под близких и всячески их поддерживать, чтобы они наконец обрели покой. Единственным выходом из ситуации, когда родитель не находит общего языка с ребенком, является именно такое решение: ребенок меняет свою линию поведения ради благополучия взрослого человека.

Он будет делать вид, будто ни в чем не нуждается, потому что в противном случае родитель ощутит свою неполноценность и почувствует дискомфорт. В такой ситуации ребенок не сможет познать самого себя, что, очевидно, сулит пренебрежение чувством собственного достоинства и создаст иллюзорное представление о своей личности.

К счастью, лишь малая часть родителей вовсе не способна найти общий язык со своими детьми. Большинство испытывают трудности в некоторых областях в силу собственных слабостей или из страха получить от ребенка негативную реакцию.

Плач ребенка вселял в меня страх. А вдруг я сделала что-то неправильно? Какая я ужасная мать! В такие моменты я не могла сидеть сложа руки, поэтому тут же бежала к сынишке и чуть ли не на голову вставала, чтобы его развеселить. Мария, 56 лет

Мы видим пример прямо противоположных отношений, в которых Мария, глядя на своего ребенка, пытается познать саму себя. Она вовсе не желает понять сына и установить с ним тесную связь. Ее лишь занимает вопрос о материнстве, поэтому ребенок страдает от нехватки столь нужного ему внимания. Ведь он не может разглядеть частичку себя в ее реакции, которая в идеале должна быть такой: «Вижу, ты очень расстроен. Ничего страшного, все в порядке». Мария никак не отвечает на чувства и настроение сына, которые проявляются в мимике, тоне голоса или позе. И вместо приобретенного чувства любви к себе, которое в будущем может спасти его от травмирующих ситуаций, у ребенка создается впечатление иллюзорности самой матери. Он думает про себя: «Ты не существуешь». Именно это восприятие искаженной реальности составляет ядро стыда.

Тем не менее назвать Марию плохой мамой нельзя. Просто она сама никогда не получала должного внимания, хотя в глубине души все еще мечтает о нем, причем с такой силой, что ее желание неосознанно сказывается на линии поведения по отношению к ребенку. Вероятно, Мария не осознает, насколько важно подстроиться под чувства малыша и ответить ему взаимностью. Или, может быть, ею овладевают внутренние мотивы и невыносимое желание показать себя, из-за чего она, например, вынуждена играть роль «смешной мамы» в надежде увидеть в улыбке ребенка одобрение. В других ситуациях она создает впечатление «заботливой мамы», пытаясь давать советы и решать проблемы сына. Опять же, где-то в глубине сознания она предвкушает реакцию сынишки, называющего ее «хорошей мамой». И снова ребенок не получает нужного отклика и тем самым лишается возможности познать себя.

Иногда бывает и так, что мать не может выдержать чересчур позитивного настроя ребенка.

Я сильно напрягаюсь, когда дочь идет ко мне с распростертыми объятиями и просится на руки. Как будто она хочет чего-то, чего у меня попросту нет. Я сторонница абстрагироваться от людей самостоятельно решать проблемы, и у меня это хорошо получается. Карина, 33 года

Дочь Карины не может удовлетворить свою потребность в любви и телесном контакте, благодаря чему усилилась бы ее любовь к себе. Ее чувства игнорируются, поэтому дочери остается лишь прийти к выводу, что маме трудно дается их близость, раз она не может ответить взаимностью собственному ребенку. Другой такой попытки у них уже не будет.

Внутренний датчик ребенка сигналит: «ОШИБКА!» Поскольку девочке страшно видеть собственную мать в плохом свете, она начинает накручивать саму себя. Вследствие этого дочь будет неправильно воспринимать свою потребность в любви и внимании. Уже во взрослом возрасте она станет нерешительной и неуверенной в себе и, едва захотев проявить ласку по отношению к другим, начнет страдать от стыда и отчужденности.

Король в картофелевозе и невыносимая ревность: семь главных книг лета про сильных женщин

7 фото

Отчуждение | общество | Британика

Герберт Маркузе

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Дьёрдь Лукач
Похожие темы:
эмоция обезличивание

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

отчуждение , в социальных науках, состояние чувства отчужденности или отделения от своего окружения, работы, продуктов труда или самого себя. Несмотря на свою популярность в анализе современной жизни, идея отчуждения остается неоднозначным понятием с неуловимыми значениями, наиболее распространенными являются следующие варианты: (1) бессилие, ощущение, что судьба человека не находится в его власти, а определяется внешними факторами. агенты, судьба, удача или институциональные механизмы, (2) бессмысленность, относящаяся либо к отсутствию понятности или последовательного смысла в любой области действия (такой как мировые дела или межличностные отношения), либо к общему ощущению бесцельности в жизни, ( 3) беснормированность, отсутствие приверженности разделяемым социальным условностям поведения (отсюда распространенная девиантность, недоверие, безудержная индивидуальная конкуренция и т. п.), (4) культурное отчуждение, ощущение оторванности от устоявшихся в обществе ценностей (как, например, , в интеллектуальных или студенческих бунтах против традиционных институтов), (5) социальная изоляция, чувство одиночества или исключения в социальных отношениях (как, например, достаточно, среди членов группы меньшинства) и (6) самоотчуждение, возможно, наиболее трудно поддающееся определению и в некотором смысле главная тема, понимание того, что индивид тем или иным образом теряет контакт с самим собой.

Признание концепции отчуждения в западной мысли было таким же неуловимым. Хотя статьи об отчуждении не появлялись в основных справочниках по общественным наукам до 1930-х годов, это понятие явно или неявно существовало в классических социологических работах XIX и начала XX веков, написанных Карлом Марксом, Эмилем Дюркгеймом, Фердинандом Тоннисом, Максом Вебером и Георг Зиммель.

Возможно, самое известное использование этого термина было у Маркса, который говорил об отчужденном труде при капитализме: труд был вынужденным, а не спонтанным и творческим; рабочие мало контролировали рабочий процесс; продукт труда был экспроприирован другими для использования против рабочего; а сам рабочий стал товаром на рынке труда. Отчуждение состояло в том, что работники не получали удовлетворения от работы.

Марксизм, однако, представляет собой лишь одно направление мысли об отчуждении в современном обществе. Второе течение, значительно менее оптимистично настроенное в отношении перспектив деотчуждения, воплощается в теории «массового общества». Наблюдая дислокации, вызванные индустриализацией в 19-м и начале 20-го веков, Дюркгейм и Тоннис, а затем и Вебер и Зиммель, каждый по-своему задокументировали исчезновение традиционного общества и последующую потерю чувства общности. Современный человек изолирован как никогда прежде — анонимный и безличный в урбанизирующейся массе, оторванный от старых ценностей, но без веры в новый рациональный и бюрократический порядок. Пожалуй, наиболее яркое выражение этой темы содержится в дюркгеймовском понятии «аномия» (от греч.0033 аномия, «беззаконие»), социальное состояние, характеризующееся безудержным индивидуализмом и распадом обязательных социальных норм. И Вебер, и Зиммель развили дюркгеймовскую тему дальше. Вебер подчеркивал фундаментальный уклон в сторону рационализации и формализации социальной организации; личных отношений стало меньше, а безличной бюрократии стало больше. Зиммель подчеркивал напряженность в социальной жизни между субъективным и личным, с одной стороны, и все более объективным и анонимным, с другой.

Приведенные выше определения отчуждения — бессилие, бессмысленность, отсутствие норм, культурное отчуждение, социальная изоляция и самоотчуждение — могут служить лишь грубым ориентиром, поскольку внутри каждой из категорий могут быть радикально разные представления об этой идее. Таким образом, в отношении самоотчуждения человек может быть «вне связи» с самим собой несколькими совершенно разными способами. Кроме того, авторы расходятся не только в своих определениях, но и в предположениях, лежащих в основе этих определений. Двумя такими противоположными допущениями являются нормативное и субъективное. Во-первых, наиболее близкие к марксистской традиции (например, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Жорж Фридман, Анри Лефевр) относились к отчуждению как к нормативному понятию, как к инструменту критики сложившегося положения дел в свете некоторых стандарт, основанный на человеческой природе, «естественном законе» или моральном принципе. Кроме того, теоретики-марксисты настаивали на отчуждении как на объективном условии, совершенно независимом от индивидуального сознания, — следовательно, на работе можно быть отчужденным независимо от своих чувств по поводу рабочего опыта. С другой стороны, некоторые авторы подчеркивали, что отчуждение — это социально-психологический факт: это переживание бессилия, чувство отчужденности. Такое предположение часто встречается в анализах и описаниях девиантного поведения и в работах таких теоретиков, как Роберт К. Мертон и Талкотт Парсонс.

Многие попытки измерить и проверить распространенность отчуждения среди различных групп населения (таких как городские жители или рабочие сборочного конвейера) дали неоднозначные результаты, которые ставят под сомнение полезность отчуждения как концептуального инструмента для исследований в области социальных наук. Некоторые социологи пришли к выводу, что это понятие по существу философское.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Жаннетт Л. Нолен.

Отчуждение факта

  • 25 долларов США Мягкая обложка
  • электронная книга

224 стр. , 5 x 8 дюймов,

  • Мягкая обложка
  • 9780262544368
  • Опубликовано: 22 ноября 2022 г.
  • Издатель: The MIT Press

$25,00

  • электронная книга
  • 9780262371742
  • Опубликовано: 22 ноября 2022 г.
  • Издатель: The MIT Press

$24,99

  • Penguin Random House
  • Амазонка
  • Барнс и Ноубл
  • Книжный магазин.org
  • Индивидуальный
  • Индиго
  • Книг на миллион

Другие розничные продавцы:

  • Amazon. co.uk
  • Блэкуэллс
  • Книжный магазин.org
  • Фойлз
  • Улей
  • Водные камни
  • Случайный дом пингвинов
  • Амазонка
  • Барнс и Ноубл
  • Книжный магазин.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts