общий взгляд — Магистерская программа по коучингу, психологии и бизнес-консультированию — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Психоанализ возник на рубеже XIX—XX столетий. В настоящее время, несмотря на продолжающиеся дискуссии и споры о психоанализе, его влияние на индивидуальное и общественное сознание, различные направления естественнонаучных и гуманитарных наук, философию и религию, медицину и искусство оказалось столь значительным, что он стал неотъемлемым элементом современной культуры. Поэтому для любого образованного человека важно и необходимо знать основные идеи и концепции, составляющие психоаналитическое учение о психической реальности, бессознательных влечениях индивида, его внутриличностных конфликтах, ошибочных действиях и сновидениях, неврозах и возможностях их исцеления, взаимосвязях между личностью и культурой, сексуальностью и нравственностью, филогенетическим и онтогенетическим развитием.
Зигмунд Фрейд (1856–1939) — австрийский врач, основатель психоанализа. В 1881 году закончил медицинский факультет Венского университета. В 1886 году начал частную практику, используя различные способы лечения нервнобольных и выдвинув свое понимание происхождения неврозов. В начале ХХ столетия развил провозглашенные им психоаналитические идеи. На протяжении последующих двух десятилетий внес существенный вклад в теорию и технику классического психоанализа, написал и опубликовал многочисленные работы, посвященные уточнению его первоначальных представлений о бессознательных влечениях человека и использовании психоаналитических идей в различных отраслях знания.
Предыстория возникновения психоанализа начиналась с так называемого катарсического метода, использованного Й. Брейером при лечении молодой девушки в 1880–1882 годах. Это название происходит от древнегреческого слова «катарсис» (очищение) и восходит к Аристотелю, считавшему, что в процессе восприятия драматического искусства благодаря сопереживанию происходящим на сцене драматическим событиям у человека может произойти душевное очищение. Связанная с катарсисом (очищением души) терапия основывалась на воспоминаниях о переживаниях, вызванных к жизни душевными травмами, их воспроизведением в состоянии гипноза и соответствующим «отреагированием» больного, которое ведет к исчезновению симптомов заболевания. В то время у Фрейда было несколько пациентов, при лечении которых он использовал гипнотическое внушение. Одна из пациенток страдала конвульсивными приступами. Другая, предшествующее лечение которой различными врачам не дало никакого результата, была подвержена истерии. В обоих случаях с помощью гипноза Фрейд добился временного улучшения, что, естественно, льстило его честолюбию. Вместе с тем, будучи трезвомыслящим и критичным по натуре, он не мог успокоиться на достигнутом.
История возникновения психоанализа началась с отказа Фрейда от гипноза и использования им техники свободных ассоциаций. Новая техника — она основывается на том, что пациенту предлагается свободное высказывание всех мыслей, возникших у него в процессе обсуждения с врачом тех или иных вопросов, на рассмотрении сновидений, на построении гипотез, связанных с поиском истоков заболевания. Переход от катарсического метода к психоанализу сопровождался разработкой техники свободных ассоциаций, обоснованием теории вытеснения и сопротивления, восстановлением в правах детской сексуальности и толкованием сновидений в процессе изучения бессознательного.
На разработку техники свободных ассоциаций повлиял случай из практики с Элизабет фон Р., который открыл Фрейду глаза на необходимость изменения используемой им техники анализа. На протяжении многих сеансов он оказывал на нее давление, стремясь своими вопросами направить пациентку в русло необходимых для анализа воспоминаний. Он убеждал ее в том, что она не только знает, но и должна воскресить в памяти важные события предшествующей жизни. Он настаивал на необходимости вспомнить то, что она забыла. Дело дошло до того, что пациентка выразила свое недовольство по поводу нажима, который Фрейд оказывал на нее. Ей мешали настойчивые требования аналитика, направленные на конкретные воспоминания. Его вопросы не позволяли ей отдаться свободному течению мыслей. Под его напором зарождающиеся у нее ассоциации не получали свободного развития.
Важнейшей техникой психоанализа является анализ сновидений. Хотя Фрейд с ранних лет интересовался сновидениями, тем не менее, только в 1895 году произошло знаменательное событие, положившее начало его систематическому толкованию сновидений. Ему приснился сон, который впервые он подверг детальному анализу и который вошел в историю психоанализа под названием «сна об инъекции Ирме». Сновидение, приведенное Фрейдом в работе «Толкование сновидений», занимает чуть меньше книжной страницы. Зато анализ его Фрейдом составляет девять страниц. Имеются еще дополнительные комментарии, следующие сразу же за анализом, а также разбросанные по разным местам текста книги. Это говорит о многом, как, впрочем, и то, что данное сновидение является фактически первым, с разбора которого был введен психоаналитический метод толкования сновидений.
Нельзя сказать, что после приснившегося Фрейду знаменательного сна он с головой окунулся в снотолкование.
В тот период он ввел в употребление само понятие психоанализа, обратился к рассмотрению сексуальной этиологии неврозов, выдвинул идею о травмирующих ситуациях в детстве, обусловливающих возникновение истерии в более поздний период жизни человека, сконцентрировал внимание на бессознательных процессах, протекающих в глубинах психики. Наряду с этими новациями Фрейд также выступил с такими представлениями о природе психических расстройств, сексуальных сценах и их вытеснении из сознания, периодизации психосексуального развития человека, которые легли в основу многих психоаналитических концепций. В этот же период он пересмотрел ранее выдвинутые им идеи о сексуальных травмах, что фактически предопределило направленность развития психоанализа. Не последнюю роль в его новых открытиях сыграло эпизодическое исследование самого себя, вскоре переросшее в систематический самоанализ. Без преувеличения можно сказать, что именно самоанализ помог Фрейду выйти на новые рубежи понимания психической реальности.
По словам Фрейда, «главными составными частями учения о психоанализе» являются: учение о вытеснении и сопротивлении, о бессознательном, об этиологическом (связанном с происхождением) значении сексуальной жизни и важности детских переживаний.
З. Фрейд: «Психоанализ начался как терапия, но я хотел бы вам его рекомендовать не в качестве терапии, а из-за содержания в нем истины, из-за разъяснений, которые он дает нам о том, что касается человека ближе всего, его собственной сущности, и из-за связей, которые он вскрывает в самых различных областях его деятельности».
На основе текстологического анализа работ Фрейда можно выделить, по меньшей мере, следующие определения психоанализа:
- Часть психологии как науки
- Средство научного исследования
- Наука о психическом бессознательном
- Любое исследование, признающее факты переноса (трансфера) и сопротивления как исходные положения работы
- Вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни
- Один из видов самопознания
- Искусство истолкования (интерпретации)
- Терапевтический прием
- Метод устранения или облегчения нервных страданий
- Медицинский метод, направленный на лечение определенных форм нервности (неврозы) посредством психологической техники
Материалы предоставлены ведущим преподавателем магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование», профессором В.
К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале «Psychologies»
Тема 11. Онтология и философия природы
99. Определите философскую категорию, соразмерную категории «природа», понимаемой в широком смысле слова:
бытие
материя
небытие
100. Укажите, какая из приведенных составляющих философского знания исторически первой обратились к изучению природы:
натурфилософская
антропологическая
социологическая.
101. Из приведенного перечня выберите традицию, в рамках которой акцентируется внимание на сотворенной природе мира:
эволюционизм
креационизм
структурализм
космизм
102. Назовите тип цивилизации, для которого характерна идеология ненасилия в отношениях человека и природы:
западная цивилизация
восточная цивилизация
средиземноморская цивилизация
микенская цивилизация
103. Укажите тип объектов, особенности которого зафиксированы в содержании понятия «биосфера»:
неживое вещество
живое вещество
неразумное существо
разумное существо
104. Укажите, какую сферу характеризует термин «ноосфера»:
сферу труда
сферу духа
сферу разума
сферу человеческого общения
105. Назовите принцип, лежащий в основе учения о ноосфере:
принцип господства человека над природой
принцип равновесия природных систем
принцип коэволюции человека и природы
Тема 12.
Сознание как предмет философского анализа106. Согласны ли вы с утверждением: «Сознание, возникающее в процессе исторического развития человеческого общества, — это свойство высокоорганизованной материи, высшая форма отражения действительности в мозгу человека».
да
нет
107. Согласны ли вы с утверждением: «По отношению к объективному миру сознание представляет собой высшую форму отражения действительности в мозгу человека».
да
нет
108. Согласны ли вы с утверждением: «Открытие сферы бессознательного в психике человека связано с именем К. Г. Юнга».
да
нет
109. Согласны ли вы с утверждением: «Концепция вторичности общественного сознания по отношению к общественному бытию принадлежит К. Марксу».
да
нет
110. Согласны ли вы с утверждением: «Представление о коллективном бессознательном было введено в философский обиход К. Юнгом».
да
нет
Тема 13. Социальная философия
111. Установите соответствие, помогающее выяснить смысл, вкладываемый в понятие «общество»:
1. Общество (в широком смысле) 2. Общество (в узком смысле) | 2 Народ 1 обособившаяся от природы часть материального мира 2 государство 2 исторический этап развития общества |
112. Укажите способ постижения социальной, человеческой реальности, о котором говорит русский философ XX в. М. М. Бахтин: «Гуманитарные науки — это науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении. .. При объяснении — только одно сознание, при понимании — два сознания, два субъекта»:
мистическое откровение
интуитивное проникновение
понимание
113. Расположите в хронологической последовательности основные кульминационные точки социоприродной истории человечества:
2 промышленная революция
1 неолитическая революция
3 научно-техническая революция
114. Согласны ли вы с утверждением: «Часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера Земли), которая вовлечена в сферу жизни общества, носит название: географическая среда».
да
нет
115. Выберите наиболее точную характеристику социальных отношений. Это:
отношения между людьми, складывающиеся в процессе общения
взаимоотношения, складывающиеся между людьми по отношению к собственности
связи, устанавливающиеся между социальными группами и внутри них
116. Расположите этносоциальные группы в порядке их появления в ходе исторического развития общества:
3 нации
1 родоплеменные объединения
2 народности
117. Назовите имя мыслителя XIX в., выделившего социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества:
К. Маркс
Л. Фейербах
М. А. Бакунин
118. Выделите высказывание, в наибольшей степени отвечающее реальному положению дел в современном обществе:
социальный статус человеком может только наследоваться
социальный статус человеком может только приобретаться
социальный статус человеком может и наследоваться, и приобретаться
119. Определите, какое из высказываний правильное:
характер социальной группы (страты), в которую входит индивид, определяет его социальный статус
индивиды, имеющие определенный социальный статус, объединяются в определенную группу (страту)
120. Определите, что такое социальная мобильность. Это:
переход человека из одной социальной группы в другую с понижением, повышением или сохранением социального статуса;
активные миграционные процессы в обществе
возможность свободного передвижения по территории государства
121. Из приведенного перечня выделите основу жизни общества с точки зрения марксизма:
семейный быт
общественное материальное производство
сфера торговли
природное окружение
122. Расположите различные системы хозяйства в порядке их исторического формирования:
1 система натурального хозяйства
2 система рыночного хозяйства
123. Укажите фундаментальные характеристики общества как системы. Общество — это:
саморазвивающаяся система
система индивидов
самоорганизующаяся система
закрытая система
124. Выделите источники социальной динамики
социальные конфликты или противоречия
согласие социальных групп
борьба социальных противоположностей, возникающих прежде всего в экономической сфере
125. Определите образ направленного развития общества, о котором идет речь в следующем высказывании: «Развитие общества — лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей»:
спираль
синусоида
замкнутый круг
126. Укажите время появления в европейской философии понятия «социальный прогресс»: IV-III вв. до н. э.
XVIII в.;
XII в.;
XX в.
127. Соотнесите основные модели членения исторического процесса и имена их авторов:
1. Формационная
2. Культурологическая
3. Цивилизационная
2 О. Шпенглер;
3 А. Тойнби
1 К. Маркс
2 Н. Я. Данилевский
3 П. А. Сорокин
128. Определите социально-философскую оценку истории человечества, выраженную в следующем высказывании Н. Я. Данилевского: «Мы возвели Европу в сан нашей общей Марьи Алексеевны, верховной решительницы достоинства наших поступков…»:
европоцентризм
евразийство
социоцентризм
129. Укажите концепцию истории, которая с позиций современной социальной философии является наиболее адекватной нынешним цивилизационным изменениям:
концепция общественно-экономических формаций
концепция локальных культур
концепция постиндустриализма
130. Из приведенного перечня выделите идеи, характерные для учения евразийства:
идея единства восточнославянских народов, находящихся на «стыке» Европы и Азии, в геополитическом, историческом, культурном и духовном плане
идея слияния всех наций в единое человечество
идея разрушительности западного пути развития для Евразии
идея влияния азиатской культуры на этнический менталитет восточных славян
идея цивилизационной бесперспективности России
Отклонение, расстройство и самость: бессознательное
Когда Фрейд в своей «Заметке о бессознательном в психоанализе» (1912) изложил «в нескольких словах и как можно более ясно, что термин «бессознательное» стал обозначать в психоанализе», он был уверен, что сможет дать точное описание совершенно определенного психологического элемента: системы, занимающей свое определенное место в психическом функционировании, со своими особыми законами поведения и формы доказательств. Это описание Фрейда, сделанное здесь и в Interpretation of Dreams (1900), а также ряд теоретических работ, которые стали широко ассоциироваться с термином «бессознательное», и можно справедливо утверждать, что «бессознательное» в западной культуре на протяжении большей части последнего времени век был психоаналитическим. Однако Фрейд не изобрел и не открыл понятие бессознательного, которое уже имело долгое и разнообразное развитие на протяжении девятнадцатого века. На самом деле, такие исследования, как исследование Анри Элленбергера «Открытие бессознательного» (1970) показало, что представления о бессознательном были настолько разнообразны и широко распространены в культуре девятнадцатого века, что уже не представляется адекватным думать о бессознательном девятнадцатого века просто как о предшественнике бессознательного. изобретение психоанализа. Скорее викторианская и довикторианская озабоченность ролью бессознательного имеет свой собственный сложный набор детерминант и значений, которые ведут в различных направлениях и к множеству различных вопросов, включая память, сны, инстинкты, нервную систему. система, истерия, криминология, творчество, месмеризм и метафизика. Таким образом, чтобы оценить викторианское бессознательное, мы должны смотреть не только за пределы фрейдистского или юнгианского бессознательного в сторону различных видов идей, таких как подсознание, подсознательное, скрытая жизнь и рефлекс, но мы также должны расширить свой взгляд за пределы бессознательного. границы психологии в теории природы, истории, физиологии, литературы и сверхъестественного.
Романтическое бессознательное
Очевидной отправной точкой для повествования о развитии интереса к бессознательному в девятнадцатом веке являются поэтические исследования писателей-романтиков в начале века. Томас Де Куинси — размышления о бессознательном хранилище воспоминаний в Suspiria de Profundis (1845) , продолжение его заметок о снах, галлюцинациях и зависимостях, собранных в Признания англичанина, употребляющего опиум , как известно, предвосхищает сравнение Фрейдом бессознательного с поздней викторианской игрушкой, «мистическим блокнотом». Увлечение Кольриджа творческими источниками воображения и увлечение Вордсворта детскими воспоминаниями в равной степени заставляло их сочинения касаться темных уголков души. Такие ассоциации между творчеством, сном, памятью и бессознательным продолжались на протяжении всего века, вдохновляя более поздние викторианские предположения, например, из E.S. Даллас о «отсутствующем разуме, который преследует нас, как призрак или сон», или Фрэнсис Пауэр Кобб об интересе к снам как к указанию на более глубокие слои личности. Однако именно немецкая романтическая традиция во многих отношениях стала пионером более радикального представления о бессознательном как формообразующем принципе, лежащем в основе жизни. В работах, написанных в первые десятилетия девятнадцатого века, философ Фридрих Шеллинг , в прошлом крайний сторонник сил сознательного разума, начал перерабатывать свою теорию познания, ориентируя ее на скрытое, прошлое и бессознательный. Разум имел два вида жизни, размышлял Шеллинг: первая часть — сознательная, пытливая, рациональная; другое бессознательное, скрытое, но тесно связанное с законами природы. Эта скрытая составляющая души заключала в себе тайные виды знания и была способна к особым актам творчества — например, в произведениях искусства. К 1830-м годам такой романтический философский интерес к бессознательному разуму просочился в работы по психологии. Знаковой работой здесь было Книга Карла Густава Каруса Психея: развитие души , опубликованная в 1846 году. Карус открыл свое введение в книгу звучным манифестом романтической психологии: «Ключ к пониманию природы сознательного жизнь души лежит в сфере бессознательного». Бессознательное Каруса сочетало — часто довольно бессистемно — представления о бессознательной памяти с вопросом о бессознательных биологических и естественных процессах, управляющих развитием жизни, и оба они, в свою очередь, с ореолом мистицизма: природа, в духе немецкого романтизма, изображалась как богоподобный руководящий принцип всей жизни, орудием которого было бессознательное. «Может ли свободная деятельность сознательной души, — спрашивал он, — когда-нибудь сравниться с совершенством и изобилием творений бессознательной души?» Позже Карл Юнг признал традицию Шеллинга и Каруса как формирующее влияние на его собственную теорию подсознания и как предшественников психоаналитической теории.
Физиологическое бессознательное
Позднее в том же столетии и совсем в другом направлении развитие физиологии начало генерировать собственные аргументы в пользу бессознательного на уровне бессознательных рефлексов, психических функций и нервных процессов. Уильям Бенджамин Карпентер , исследуя механизмы мышления, чувствовал себя все более и более оправданным в предположении, что «не только автоматическое , но бессознательное действие в значительной степени входит во все его процессы» — действие, которое он исследовал в разделе, посвященном «Бессознательная мозговая деятельность» в его Основы психической физиологии (1874). Сэмюэл Батлер также пытался перевести более метафизические теории немецких писателей, таких как Хартманн и Эвальд Геринг, в эмпирическую основу. Отвечая на те же вопросы, которые интересовали романтиков, например, «куда уходят мысли, когда они находятся за кулисами», он попытался дать ответы, соединив ассоциативное объяснение памяти (теоретически Дэвид Хартли, Джеймс Милль и ). Дж. С. Милл ) с современными исследованиями «нервного вещества». Предполагалось, что мыслительные процессы разворачиваются в терминах цепочек воспоминаний и связанных с ними идей, но не все эти идеи достигают сознания. Были основания рассматривать мышление как по крайней мере отчасти бессознательный процесс, продолжающийся как органическая операция мозга, независимо от того, всплывали ли такие мысли в уме или нет. Генри Модсли также затронул эту возможность «скрытых» мыслей и бессознательных действий в уме в своей работе «9».0009 Физиология разума (1876).
Бессознательная воля природы
Позднее в этом столетии произошло определенное перекрестное опыление между романтическим интересом к бессознательным источникам вдохновения и более физиологическим интересом к бессознательной работе нервов и волокон в мозгу. Например, в книге Модсли «Физиология разума» есть отрывки о природе бессознательного воображения у гениального человека. Но были и резкие контрасты между этими двумя видами подходов. Одни рассматривали бессознательное как таинственную руководящую силу внутри тела или души, другие — как своего рода автоматизм, рефлекторное действие мозга. Карпентер, например, хотя и стремился сохранить место для традиционных концепций воли, также должен был принять во внимание возможность того, что некоторые люди какое-то время думали как автоматы. Оба эти вида идей неоднозначно пересекались на территории теорий природы. На протяжении всего девятнадцатого века понимание природы переформулировалось под влиянием новых представлений о жизни как об исторической и развивающейся, что в широком масштабе поставило вопрос о бессознательном прошлом природы. В то же время в викторианском натурализме развился сложный интерес к роли инстинкта в животной и человеческой сферах. Обе эти попытки пересмотреть или углубить понимание природных процессов могли увязнуть в метафизических попытках рассматривать саму природу как обширный организм со своими бессознательными мотивами и принципами. Одной из самых влиятельных таких попыток была Шопенгауэр Мир как воля и представление , написанная в 1818 году, а затем переизданная в 1844 году в расширенной форме, включающей различные виды эмпирических данных, извлеченных из чтения Шопенгауэром современных натуралистов. В главе под названием « об инстинктах и механических наклонностях » поведение людей, действующих под влиянием бессознательных импульсов, таких как лунатики или находящиеся в месмерическом трансе, соотнесено с действиями насекомых, таких как паук, плетущий паутину. Более того, все эти детали, начиная от природы и психологии, были организованы для поддержки центрального метафизического послания, знаменитого пессимизма, — того, что человеческая жизнь и природа управляются всепроникающей, слепой и хаотической волей. Жизнь «ни в коем случае не является даром, которым нужно наслаждаться, а представляет собой задачу, тяжелую работу, которую нужно выполнить», это «импульс, совершенно беспочвенный или мотивированный». Он утверждал, что люди — это марионетки, движимые иррациональным и бессознательным внутренним импульсом увековечить себя и свой вид. Издание 1844 г. добавило длинную главу о бессознательном господстве полового влечения над людьми.
Триумф бессознательного
Ко второй половине девятнадцатого века представление о бессознательных источниках человеческого поведения, которое первоначально процветало на почве романтических теорий гениальности и мечтаний, переплелось с более общими моральными и социологическими страхами. о иррациональности жизни и шаткости человеческого прогресса. Основное влияние работы Шопенгауэра пришлось на десятилетия после неудавшихся революций 1848 года, когда его видение подчинения слепой иррациональной воле сочеталось с атмосферой пессимизма в политике. На территории социологии, Теории Густава ле Бона о поведении толпы в Психология толпы (1895) отражают этот обмен между романтическими и викторианскими теориями бессознательного, между руководящими принципами и моральной паникой: «Видимые социальные явления кажутся результат огромной бессознательной работы». Толпы действуют как регрессии в эволюционном масштабе, они демонстрируют «низший менталитет»; тем не менее, в некоторых своих действиях ими руководят «таинственные силы». Не нужно далеко ходить в более поздней викторианской культуре, чтобы найти такие негативные образы бессознательного — угрожающие, таинственные, контролирующие, всепроникающие. Его можно найти в социологических описаниях викторианского Лондона, в исследованиях месмеризма, в теориях преступности и в таких литературных произведениях, как Доктор Джекилл и мистер Хайд , Трилби , и ощущение непроглядной непроглядной темноты – внешней и внутренней – вызванное Джозефом Конрадом Сердце тьмы 900 10 . В своих самых сильных формулировках такие тенденции привели к восприятию того, что сознание справедливо было смещено с центральной позиции, отведенной ему Просвещением, и что бессознательное было намного высшим или доминирующим принципом в человеческой жизни. На территории эстетической теории Э.С. Даллас , мог отметить в своем Веселой науке (1866), что внутри нас есть «скрытая жизнь»: «насколько обширны ее масштабы, насколько сильно и постоянно ее влияние», в то время как Эдуард фон Гартман Монументальная книга « Философия бессознательного » (1868 г.) объединила подходы Каруса и Шопенгауэра с современной зоологией, чтобы заполнить три тома грандиозными рассуждениями о различных формах ментального, физического и метафизического бессознательного, которые управляли жизнью из-за кулис. .
Путь к психоанализу: Существуют ли такие вещи, как бессознательные идеи?
На фоне этого изобилия материала следует рассматривать развитие современной психологической теории бессознательного, возникшей к началу ХХ века и которую мы стали связывать с психоанализом. С середины девятнадцатого века был предпринят ряд философских попыток укрепить рациональную психологию сознательного разума против этого наплыва тайны, хаоса или автоматизма. Дж. С. Милл в его полном опровержении теорий сэра Уильяма Гамильтона (1865 г.) и Франц Брентано в его Психология с эмпирической точки зрения (1874 г.) были осторожны, пытаясь разрушить основания за предположение, что могут существовать такие вещи, как действительно бессознательные мотивации или восприятия. Для обоих этих авторов «бессознательное» по-прежнему предполагало противоречие в терминах. Фрейд посетил семинар Брентано во время учебы в Венском университете в середине 1870-х годов. Однако именно в области психиатрии и психопатологии, а не философии, начали появляться самые влиятельные теории бессознательной психологии. Они часто рисовали совершенно иной портрет индивидуального разума, который, далекий от поддержки традиционных концепций сознательной воли и намерения, начал очерчивать человеческий субъект, потенциально фрагментированный или наслоенный между различными сознательными и бессознательными слоями — склонный к нервным заболеваниям, дезинтеграции. или угрозе извержения архаических сил или вытесненных импульсов. Примером одного из таких маршрутов являются ранние работы Фрейд и Брейер , где ассоциативистские теории памяти были преобразованы в результате изучения истерии и экспериментов с гипнозом. В отличие от попыток Брентано противостоять гипотезе о бессознательных идеях двадцатью годами ранее, Брейер в своих «Исследованиях истерии », опубликованных совместно с Фрейдом в 1895 году, исследует посылку о том, что «все поведение нашей жизни находится под постоянным влиянием подсознательных идей» и утверждает что возражения, выдвигаемые против таких идей, являются просто жонглированием словами. Лечение истерии, которое они разработали на этой стадии, включало использование гипноза и других методов для выявления бессознательных воспоминаний, которые были отщеплены от нормального сознания человека, но продолжали влиять на его поведение в бодрствующей жизни.
Двойное сознание, подсознательный разум, подсознание
Попытки Фрейда и Брейера ни в коем случае не были единственной подобной попыткой исследовать расщепление ума и действие бессознательных мыслей как проблему личной психологии. Ф. Х. Майерс , один из основателей Общества психических исследований (1882 г.), опубликовал в 1886 г. статью « Мультиплексная личность », в которой пытался связать поведенческие изменения у истерических пациентов — например, от «цивилизованного» к буйные и иррациональные — к диссоциациям между функциями правого и левого полушарий головного мозга. Он отправил копию статьи Роберту Льюису Стивенсону после прочтения его Странная история доктора Джекила и мистера Хайда . Такие случаи «двойного сознания» были широко задокументированы на протяжении столетия, сначала в романтической психологии и месмеризме, а совсем недавно в связи с гипнозом и истерией. В более поздней статье « The Subliminal Consciousness » (1892) Майерс выдвинул более радикальную идею, аналогичную той, которую предложил Даллас, о том, что «поток сознания, в котором мы обычно живем», не является единственным сознанием, населяющим организм. . Обычное бодрствующее «я» было лишь одной из возможностей среди множества мыслей, чувств и воспоминаний, которые подсознательно сгруппировались в «я» и могли активно осознаваться внутри личности таким образом, который был отделен и скрыт от эмпирического сознания. Такие скрытые личности могут быть раскрыты под гипнозом или проявиться в случае душевного заболевания. Майерс частично опирался на работы французских психиатров, таких как Пьер Жане , который в 1880-х и 90-х годах исследовал феномен «подсознательных» актов у истеричных или загипнотизированных пациентов. В своей работе The Mental State of Hystericals (1892) он описал феномен постгипнотического внушения, при котором пациентам давали команды в гипнотическом состоянии, которые они затем бессознательно выполняли в бодрствующем состоянии без воспоминаний. исходной команды: «Все, что относится к постгипнотическому внушению, кажется, больше не входит в их сознание». Более того, такие бессознательные действия отличались от простых рефлексов тем, что они были «разумными действиями» — они, казалось, указывали на то, что какая-то часть человека думала и реагировала, но таким образом, который был отделен от их нормального сознания.
Частично сила бессознательного в девятнадцатом веке проистекает из его расплывчатости как понятия. Это качество ума, часть личности, принцип природы, функция нервов, сила добра или опасность регрессии. Во многих отношениях он представляет собой границы научного мышления в викторианскую эпоху, а также страхи и спекулятивные надежды, которые эти границы привлекали — преступность и безумие, с одной стороны, но также и спекуляции на телепатии, духовном общении и самосовершенствовании. Его появление в двадцатом веке как чего-то более содержательного и научного, менее поэтичного, является выражением не только истории психоанализа, но и изменения взглядов в более широкой истории самой науки.
Наверх
10 лучших книг о бессознательном | Книги
В какой степени наши сознательные намерения и стратегии контролируют наш выбор и решения, наши чувства и действия? ХХ век дал три разных ответа на этот основной экзистенциальный вопрос: психодинамическая теория Фрейда поставила во главу угла скрытый и саморазрушительный бессознательный разум; Скиннер и бихевиористы вместо этого устанавливают контроль с помощью внешней стимулирующей среды. Наконец, когнитивная наука отбросила бихевиористов и восстановила сознание у руля.
Когда я начинал в 70-х годах, эти три лагеря спорили, но фактических доказательств почти не было, поэтому я начал изучать эти вопросы с научной точки зрения. «Прежде чем вы это узнаете» является кульминацией более чем трех десятилетий таких исследований в лабораториях по всему миру различных бессознательных влияний в повседневной жизни. Эти 10 книг были моими указателями на этом пути.
1. От Месмера к Фрейду: магнетический сон и корни психологического исцеления по Адам Крэбтри (1993)
Все начинается с Фрейда, верно? Но это не так. Здесь Крэбтри подробно описывает 120 лет основанного на психологии лечения физических недугов, имевших место с 90 175 до 90 010 Фрейда, начиная с «магнетического исцеления» Месмера и заканчивая «лечением разговором» Фрейда и Пьера Жане. Этот исторический контекст показывает, что работа Фрейда была кульминацией таких усилий, а не их отправной точкой. Еще в конце 19 века многие люди считали, что психические заболевания вызывают злые демоны. Фрейд превратил это сверхъестественное объяснение в естественное, поместив этого «демона» внутри тела пациента как отдельный «бессознательный разум».
2. По ту сторону свободы и достоинства от Б.Ф. Скиннер (1971)
Книга, с которой я начал заниматься психологией, бестселлер, когда я училась в старшей школе по психологии. Последнее обращение Скиннера к широкой публике после «когнитивной революции» в психологии 60-х годов, утверждающее, что у нас нет реальной свободы воли, что наши сознательные мысли вообще не являются причинными. Но нам так хотелось верить в обратное, что мы упорствовали в иллюзии. Однако Скиннер не совсем ошибался. Последующие исследования (на людях) показали, что события во внешнем мире действительно могут влиять на нас напрямую и бессознательно, но только через активацию внутренних когнитивных механизмов, которые, как он долгое время настаивал, не имеют значения.
3. Номинальная стоимость Александра Тодорова (2017)
Примером может служить влияние лица человека на наши впечатления о его личности. Мы так уверены, что знаем чью-то личность только по лицу, но мы ошибаемся. Вместо этого мы ошибочно принимаем черты их покоящегося лица за временное эмоциональное выражение. Возьмем, к примеру, Grumpy Cat, которая на самом деле не сварливая — просто у нее такое лицо. В самых драматичных демонстрациях Тодорова рейтинги благонадежности и компетентности политических кандидатов, основанные только на их фотографиях, предсказывали исход выборов в США с точностью более 70%.
4. Призрак в машине Артура Кестлера (1967)
Страстное стремление Кестлера к свободе человека было coup de grace для бихевиоризма. Писатель-экзистенциалист, сражавшийся в гражданской войне в Испании против фашизма и находившийся в плену у нацистов, сосредоточился на попытке бихевиоризма (основанной на исследованиях крыс и голубей) объяснить сложное социальное взаимодействие людей и высмеивал его так безжалостно, что все наконец-то увидел, что император голый.
5. Происхождение сознания в распаде двухпалатного разума Джулиан Джейнс (1976)
Чем сознание не является. Этот неожиданный бестселлер 1976 года появился в то время, когда считалось, что сознательные намерения и осознание лежат в основе всего человеческого мышления и поведения. Джейнс умолял не согласиться, строя свои аргументы на эволюционных и антропологических основаниях. Чтобы лучше понять, что такое сознание, он использовал метод вычитания: «Там, где что-то так сопротивляется даже зачаткам ясности, разумно начать с определения чем это что-то не является.
6. Иллюзия пользователя Тор Норретрандерс (1998)
А теперь кое-что совершенно другое. Датский писатель-ученый выводит серьезные ограничения сознательного мышления из основных законов ньютоновской физики с примесью информатики и экономической теории. Норретрандеры исходят из того факта, что наш сознательный разум имеет дело с весьма ограниченным подмножеством информации, поступающей через наши органы чувств — 16 бит в секунду (сознательная) по сравнению с 11 млн бит (бессознательная) — несмотря на мощную иллюзию того, что мы осознаем все, что происходит. происходит вокруг нас.
7. Такой редкий разум: эволюция человеческого сознания Мерлин Дональд (2001)
Учитывая такие ограничения, сознательный разум не может отвечать за все, что происходит в нашей жизни. Так что же такое , его уникальные и особые свойства? Дональд был настоящим пионером в изучении мозга. Задолго до изобретения технологии визуализации мозга он протягивал электроды через носы людей, чтобы приблизиться к их лобной коре головного мозга, чтобы регистрировать там электрическую активность, пока человек выполнял различные задачи. Но его поиски также привели его в архивы библиотеки Гарвардского университета, где он провел год, изучая файлы 1919 отличница Хелен Келлер, блестящий ум, работающий без каких-либо зрительных или слуховых сигналов; и подумать в обратном направлении, что нужно сделать, чтобы статуя сознательно осознавала свое окружение. К пода исследует влияние, которое случайные события оказывают на курсы нашей жизни. Центральный эпизод, когда Тереза и Томас впервые встретились на вокзале в Цюрихе, — это история любви, «рожденная шестью невероятными случайностями», которая так легко могла вообще не случиться. Экзистенциальная точка зрения Кундеры проникает глубоко — даже в те обыденные сферы жизни, где мы чувствуем себя свободными от других форм контроля, например, со стороны правительства или полиции. Он показывает, что даже здесь наша жизнь по-прежнему в значительной степени определяется случайными факторами, которые в равной степени находятся вне нашего контроля.
9. Иллюзия сознательной воли Даниэль Вегнер (2002)
И все же мы упорно верим, что мы капитаны своих душ . Почему? Вегнер фокусируется на одной ключевой причине — нашем, казалось бы, прямом опыте желания действовать — и показывает, что этот прямой опыт — мираж. С помощью хитроумных экспериментальных манипуляций он может вызвать чувство воли к событиям, в возникновении которых человек не участвовал. Вегнер применяет этот анализ к нескольким историческим примерам, таким как 19 век.причуда X века проводить сеансы, в которых имел место обратный эффект: тысячи людей твердо, но ошибочно полагали, что они не играют никакой роли в создании явно сверхъестественных событий. Наши собственные привычки оставляют нас не менее обманутыми.
10. Незнакомые с Тимоти Уилсон (2001)
, но если мы постоянно направляли наш выбор и поведение сознательно для этих вариантов? Уилсон был соавтором, вместе с Ричардом Нисбеттом, одной из знаковых статей по психологии 20-го века, которая продемонстрировала, как мы обычно не знаем причин, по которым мы думаем и делаем то, что делаем.